Что предполагает модульный принцип организации бухгалтерской информационной системы
Тема 1. Бухгалтерские информационные системы
Цель и задачи темы
Определить понятие бухгалтерских информационных систем.
Дать представление о возможности их использования в управлении экономическими объектами. Определить основные принципы построения систем автоматизации в бухгалтерском учете и особенности их функционирования для крупных предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса. Дать представление о программных средствах автоматизации в бухгалтерском учете.
Оглавление
1.1. Общая характеристика систем бухгалтерского учета
Основой управления экономического объекта являются информационные системы.
Состав ИС определяется:
ИС традиционно включает реализацию функций:
Особую роль в процессе управления играет бухгалтерский учет.
В БУ сосредоточено около 60% всей информации организации.
Каждая функциональная подсистема имеет свой состав комплексов задач и информации, предназначенный для реализации определенных функций управления.
Пример: MBS Navision.
В основе ИС БУ лежат учетные задачи, объединенные в комплексы, выполняемые отдельными участками учета.
Комплекс задач участка БУ характеризуется:
Состав комплексов задач ИС БУ:
В условиях ИТ появляются новые возможности в организации информационной базы и формировании комплексов экономических задач:
Стирается четкая грань между комплексами различных функциональных подсистем, что сказывается на информационной базе бухгалтерского учета.
Пример: MBS Navision.
Таким образом возникают межфункциональные комплексы задач управления.
Например: учет труда и заработной платы и финансово-расчетные операции, выписка платежных документов по платежам в фонды (платежные поручения по оплате подоходного налога, отчислениям в пенсионный фонд, медицинское страхование, начисление в фонд занятости).
1.2. Принципы построения бухгалтерских информационных систем
Комплексы бухгалтерских задач имеют сложные внутренние и внешние информационные связи.
Внутренние связи отражают информационные взаимодействия отдельных задач, комплексов и участков бухгалтерского учета.
Внешние связи отражают взаимодействие с другими подразделениями, реализующими иные функции управления, а также с внешними организациями.
Внутренние связи заложены в методологии бухгалтерского учета, системе ведения счетов и выполнения проводок, основанных на принципе двойной записи: каждая хозяйственная операция отражается дважды — в кредите одного счета и дебете другого.
В основу ИС БУ положены три фазы обработки:
1-я фаза — первичный учет:
Например, по учету заработной платы составляется расчетно-платежная документация, своды начисленной и удержанной заработной платы и др.
Все операции преобразования выполняются на основании пакета прикладных программ конкретного участка учета или встроенным модулем в единую программу бухгалтерского учета.
Компьютерная обработка позволяет полностью автоматизировать этот процесс.
3-я фаза обработки состоит в составлении сводного синтетического учета:
Между комплексами бухгалтерского учета существуют информационные связи.
Формирование исходной информации происходит за счет первичного учета для участков:
Программное обеспечение решения задач БУ строится с учетом рассмотренных фаз обработки, интеграции учетных задач, а также наличия внешних связей.
Внешние связи ИС БУ:
Для связи с банками предусматривается межмашинный обмен информацией по системе «Клиент — банк».
1.3. Информационное обеспечение систем бухгалтерского учета
Особенностях информационного обеспечения БУ:
Все хозяйственные операции регистрируются в первичном бухгалтерском документе — полном и достоверном письменном свидетельстве о совершении хозяйственной операции.
Первичные документы имеют юридическую силу!
Общее методическое руководство по формированию и применению первичных документов осуществляется Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ, которые:
Типовые бухгалтерские документы делятся на:
Межотраслевые документы являются едиными для применения во всех предприятиях и организациях.
Отраслевые формы носят рекомендательный характер.
На их основе каждая отрасль может разрабатывать свои формы документов с учетом специфики учета в данной отрасли.
Отраслевые формы документов применяются на участках:
Все первичные бухгалтерские документы:
Классификация документов бухгалтерского учета:
Распорядительные — это документы, которые содержат разрешение на совершение какой-либо хозяйственной операции.
Например: приказ по предприятию на командировку является распорядительным документом для выдачи суммы под отчет командированному лицу.
Исполнительные (оправдательные) — это документы, которые содержат информацию об исполнении распоряжения.
Основная часть бухгалтерских документов — комбинированные.
Например: платежная ведомость на оплату труда является для кассира распорядительным документом, а после того, как заработная плата выдана, ведомость приобретает статус исполнительного документа.
Документ учетного оформления содержит бухгалтерскую проводку (корреспонденцию счетов).
По содержанию хозяйственных операций:
Материальные документы оформляют операции по движению товарно-материальных ценностей:
Расчетные документы служат для оформления расчетных взаимоотношений предприятия со своими контрагентами по возникающим обязательствам.
По объему отраженных операций:
Единичный первичный документ является носителем информации об одной хозяйственной операции.
Сводный документ — о всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определенный отрезок времени (день, неделю, декаду, месяц).
Он составляется на основании единичных (первичных) документов.
По способу использования:
Разовый документ используется для совершения однократной хозяйственной операции.
Накопительный — для многократного совершения одноразовых хозяйственных операций в пределах установленных сроков.
По числу учитываемых позиций:
По месту составления:
По способу заполнения:
Техника оформления учетных документов (вручную или на компьютерах) зависит от степени технической оснащенности компьютерами бухгалтерской службы предприятия, его производственных и функциональных подразделений.
Действующие правила оформления отдельных хозяйственных операций в ряде случаев предполагают составление документа вручную.
Классификаторы и коды используются для составления:
Общегосударственные классификаторы (ОК) — единые для России, используются в бухгалтерском учете в ограниченном количестве.
ОК необходимы только при компьютерной обработке сводных бухгалтерских документов:
Отраслевые классификаторы используются для кодирования информации, специфичной для данной отрасли.
Отраслевые классификаторы единые для бухгалтерского учета, независимо от отраслевой принадлежности предприятия и организации.
Локальные коды — индивидуальные, характерны только для конкретного предприятия.
Их проектирование ведется на конкретном предприятии даже при приобретении типового проекта.
Проектирование кодов на предприятии требует соблюдения системного подхода, т. е. коды должны быть применимы во всех подразделениях предприятия при решении различных задач.
Например, коды подразделений должны быть едиными при обработке:
Некоторые коды используются только для бухгалтерских задач.
Информационное обеспечение БУ включает совокупность данных (взаимосвязанных файлов), расположенных на машинных носителях в виде БД:
При этом создаются:
Локальная база используется только при решении бухгалтерских задач:
Состав информационной БД определяется в ходе составления рабочего проекта КИС предприятия.
В типовых проектах состав БД — единый для всех предприятий:
Пользователь по своему усмотрению может:
1.4. Программные средства автоматизации в бухгалтерском учете
Автоматизация предприятий исторически начиналась с внедрения системы бухгалтерского учета. Если раньше подобные проекты часто выполнялись собственными силами компаний, то сегодня они полностью перешли в ведение внешних разработчиков и интеграторов.
Системы автоматизации бухгалтерского учета начали внедрять на предприятиях одними из первых среди всех информационных систем.
Причина этого — в процессе ведения учета выполняется большое число рутинных операций, при ручной обработке документов практически постоянно нужно вносить в них одни и те же служебные данные.
Ведение аналитического учета с ростом числа документов резко усложняется, также велика вероятность «механической» ошибки, которую бухгалтер может допустить, заполняя документы или подсчитывая сводные показатели.
Двойная запись всех операций позволяет выявлять такие ошибки, однако не всегда бывает просто локализовать их и найти нужный документ, в который необходимо внести коррективы.
Кроме того, работа с большими объемами документов требует значительных затрат человеческих ресурсов и рабочего времени, что вызывает соответствующие финансовые затраты, не имеющие прямого экономического эффекта.
Это стимулировало бурное развитие систем автоматизации бухгалтерского учета.
За рубежом этот процесс проходил в 70-80-е гг. XX века, у нас — в 90-х. Изначально отдельные задачи бухгалтерского учета автоматизировались изолированно друг от друга, часто силами предприятий, на которых они внедрялись.
По мере развития программного обеспечения и формирования рынка средств автоматизации бухучета разработка полностью перешла в ведение внешних производителей, а сами системы стали интегрированными.
На сегодняшний день системы автоматизации бухучета подразделяются на системы, являющиеся составной частью ERP-систем, и самостоятельные решения.
Первая категория присутствует во всех современных ERP-системах (mySAP, Oracle E-Business Suite, JD Edwards EnterpriseOne, PeopleSoft Enterprise, MBS Axapta, MBS Navision, Галактика, ПАРУС, БОСС-Корпорация, Компас и др.), вторую категорию представляют продукты фирм, специализирующихся на бухгалтерских системах.
В силу развитости западного рынка корпоративных информационных систем специализированные бухгалтерские продукты ориентируются лишь на малые и средние предприятия, в то время как крупный бизнес давно использует комплексные ERP-системы.
Рынок пакетов автоматизации бухгалтерии, например, в США делят три производителя: Intuit (продукт QuickBooks), бесспорный лидер американского рынка (74%-85%, по разным оценкам), Sage Software (продукт PeachTree), MYOB (продукт BusinessEssentials). Однако в сентябре 2005 г. на этот рынок вышла Microsoft с решением Microsoft Office Small Business Accounting 2006. Предполагается, что это будет способствовать изменению сложившейся расстановки сил уже в ближайшие годы.
На мировом рынке продуктов для СМБ, согласно рейтингу Accounting Software Reviews 2006, в тройку лидеров входят продукты Peachtree разработчика Sage (1 место), MYOB Business Essentials Pro от MYOB (2 место) и QuickBooks Pro от Intuit (3 место). В десятке лучших также значатся NetSuite Small Business (NetSuite), Cougar Mountain (Cougar Mountain Software), Small Business Manager (Microsoft), SimplyAccounting (Sage Accpac International), CYMAIVAccounting (CYMASystems) и Microsoft Money от Microsoft.
Более 50% российского рынка за 1С.
Таблица Бухгалтерское ПО в России
Принципы построения бухгалтерских информационных систем их сервис
Кобщим принципам построения и функционирования БУИС относят принципы первого лица, системного подхода, надежности, непрерывного развития, экономичности, совместимости.
Принцип первого лица определяет право принятия окончательного решения и порядок ответственности на различных уровнях управления. Принцип системного подходапредполагает в процессе проектирования БУИС проведение анализа объекта управления в целом и системы управления им, а также выработку общих целей и критериев функционирования объекта в условиях его автоматизации. Данный принцип предусматривает однократный ввод информации в систему и многократное ее использование единство информационной базы комплексное программное обеспечение. Принцип надежностихарактеризует надежность работы БУИС, которая обеспечивается с помощью различных способов, например дублирования структурных элементов системы или их избыточности. Принцип непрерывногоразвитиясистемы требует возможности ее расширения без существенных организационных изменений. Принцип экономичностизаключается в том, что выгоды от новой БУИС должны превышать расходы на нее. Принцип совместимостипредполагает, что проектируемая БУИС будет учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы и квалификацию людей, осуществляющих бухгалтерский учет, при условии подготовленности их к работе в этой системе [7].
Для БУИС свойственны испецифические черты.Так, в БУИС осуществляется интеграция различных видов учета (оперативного, бухгалтерского и статистического) на основе единой первичной информации. При этом слияния этих видов учета не происходит, так как каждый из них выполняет свои функции и решает свои задачи.
Принцип обратной связи является одним из основных принципов любой системы управления. Однако, только решив задачи бухгалтерского учета, можно осуществить обратную связь. БУИС − единственный источник достоверной информации для обратной связи. Именно эту информацию руководители предприятия используют для принятия решений.
Сервис БУИСсостоит из целого набора услуг [7]:
• учет основных средств;
• учет нематериальных активов;
• учет материально производственных запасов;
• учет покупок и продаж;
• персонифицированный учет и отчет по форме СЗВ-К;
• основное производство (вспомогательное производство);
• учет расчетов будущих периодов;
• автоматическое закрытие счетов по итогам месяца, года;
Кроме того, для БУИС характерным является возможность автоматизации обработки учетной информации на всех участках учета, начиная с процесса сбора, регистрации информации (автоматизация первичного учета). При этом БУИС могут использовать помимо традиционных форм учета еще и новую автоматизированную форму учета, которая полностью отвечает основным требованиям применения вычислительной техники и принципам бухгалтерского учета и отчетности.
4.2.1. БУИС крупных предприятий
Проблема автоматизации бухгалтерского учета на крупных предприятиях остается одной из актуальных и сложных в современных условиях. Это связано, прежде всего, с необходимостью сбора и переработки значительных объемов информации и своевременной выдачи результатов для их анализа и принятия управленческих решений.
В настоящее время для новых потребителей БУИС − менеджеров крупных предприятий − в условиях рынка важны не только автоматизация учетных задач, но и возможность повышения эффективности управления предприятием, сохранение финансового равновесия, получение стабильной прибыли. В этой связи БУИС крупного предприятия должна обеспечивать следующий набор услуг:
•автоматизированное решение всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также внутреннего аудита;
•получение оперативной, постоянно меняющейся информации о текущем состоянии дел на предприятии.
•возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов. Крупные предприятия могут иметь филиалы или удаленные склады. Кроме того финансы такого предприятия могут принадлежать группе собственников. Поэтому актуальным является наличие в такой системе удаленных рабочих мест с возможностью осуществлять обмен данными для оперативного управления из центра.
БУИС крупного предприятия, отвечающую данным требованиям, целесообразно создавать на основе комплекса АРМ учетных работников, действующих в сети с централизованным управлением. Изучение и обобщение зарубежной и отечественной теории и практики показали, что на крупных предприятиях бухгалтерский учет организуется по двухуровневой системе управления − это управленческий и финансовый учет. При этом информация ориентирована исключительно на пользователя.
Управленческий учет оперирует показателями себестоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям. Сметы, нормативы, калькуляции, оптимальные соотношения затрат и результатов − объекты управленческого учета. Его аналитические данные используются для управления операциями, отделами, бригадами, подразделениями. Информация управленчес- кого учета имеет четко выраженную внутреннюю направленность. Она используется производственным и управленческим персоналом, дирекцией для внутрихозяйственного управления и зачастую настолько конфиденциальна, что считается коммерческой тайной.
Финансовый учет направлен на обобщение, синтез информации. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за некоторый период, обобщать активы и пассивы предприятия в форме отчетного баланса, характеризовать имущественное и финансовое состояние предприятия. Информация финансового учета широко используется внешними потребителями − инвесторами, кредиторами и другими организациями и предприятиями. Она необходима также и управленческому персоналу, финансистам, акционерам предприятия, членам правления для принятия финансовых решений, планирования и прогнозирования экономики предприятия, экономического анализа информации. Финансовый учет регламентируется общими для всех правилами, что гарантирует единообразие и понятность информации для всех. Достоверность финансовой отчетности подтверждается независимым специалистом − аудитором.
Финансовый и управленческий учет − это самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы бухгалтерского учета, основанные на одном и том же массиве первичных данных и первичной документации, Нецелесообразно собирать первичные данные для каждой подсистемы отдельно. Они тесно связаны между собой и не могут обойтись без взаимного обмена информацией.
Первичный учет представляет собой систему сбора, измерения, регистрации, накопления, хранения информации, а также передачи ее для дальнейшей обработки. Информация первичного учета обеспечивает обратную связь в БУИС, а значит, и для управленческого, и финансового учета, а также для всех других подсистем, использующих первичную информацию при подготовке и принятии управленческих решений. В этой связи при создании БУИС на крупном предприятии первичный учет следует также выделить в отдельную подсистему.
В настоящее время на крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БУИС ведется уже не на двух, а на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету. На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующие между собой. Применение АРМ для обработки данных непосредственно на рабочих местах специалистов различных уровней учета обеспечивает минимальное использование бумажных носителей, достоверность и полноту информации.
АРМ организованы по функциональным участкам, каждый из которых связан или с первичным учетом (материалов, готовой продукции (ГП), табельным учетом), или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляются непрерывная регистрация и обработка хозяйственных операций (по учету материальных ценностей (МЦ), основных средств и нематериальных активов, труда и заработной платы, финансово-расчетных операций, готовой продукции и ее реализации), а также со сводным учетом и составлением отчетности, планированием и анализом, а также внутренним аудитом.
При выделении участков необходимо учитывать, что каждый участок должен отвечать следующим требованиям: располагать своим набором хозяйственных операций и проводок, иметь свое, возможно пересекающееся с другими участками, подмножество плана счетов, иметь свои, присущие только ему, первичные документы и отчетные формы. Также необходимо учитывать конкретные условия, сложившиеся на предприятии, и особенности учетной политики. Для каждого АРМ или группы АРМ разрабатывается самостоятельный программный модуль. Организованная таким образом БУИС представляет собой открытую модульную систему, для которой характерна возможность добавления и удаления ее компонентов (АРМ). Это важно, потому что при разработке БУИС добавляемые со временем модули не должны вызывать перестройку всей системы. Сопоставимость информации различных АРМ обеспечивается за счет создания единого фонда нормативно-справочной информации (НСИ).
В зависимости от используемых средств организационной или вычислительной техники обмен информацией между отдельными АРМ в БУИС может осуществляться с помощью магнитных носителей (дисков) и по каналам связи при наличии сети, а также посредством электронного обмена данными через шлюзы модемной связи.
Первый способ обеспечивает ведение учета по отдельным участкам каждого уровня. Баланс формируется за отчетный период путем слияния данных, получаемых на различных участках (файлов проводок). Второй способ наряду с ведением бухгалтерского учета по всем участкам позволяет получать оперативную информацию о текущем состоянии дел на предприятии. При таком способе обработки учетных данных удаленные АРМ, находящиеся на первом уровне (первичный учет), связаны с АРМ второго уровня (управленческий учет) электронной почтой через модемы. АРМ второго и третьего (финансовый учет) уровней взаимодействуют в сети через каналы связи. Единицей обмена данными между АРМ служит файл, состоящий из множества проводок. В процессе такого обмена результирующие файлы обновляются непрерывно по мере совершения хозяйственных операций. Таким образом, каждый уровень предусматривает переработку исходной информации, получение результирующих данных и в автоматизированном режиме передачу их на более высокий уровень.
На первом уровне (первичный учет) с помощью АРМ работников, ведущих первичный учет, выполняются сбор, регистрация, накопление и частичная обработка первичной информации, возникающей в производственно-хозяйственных подразделениях предприятия (цехах, складах, подразделениях). На этом уровне функционируют АРМ по учету материальных ценностей, ведение табельного учета и учету готовой продукции на складе.
Полученные на каждом участке результирующие данные на основе модемной связи поступают на второй уровень − управленческий учет, который характеризуется трудоемкими ручными операциями, а также большими объемами учетных номенклатур. На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная по электронной почте с нижнего уровня, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических счетов. Для этого сведения об остатках хозяйственных средств и их источниках, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах. На втором уровне функционирует группа АРМБ (по учету материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, труда и заработной платы, финансово-расчетных операций, готовой продукции и ее реализации, затрат на производство). Она формирует результирующие данные, отражающие все хозяйственные операции предприятия в стоимостной оценке, в виде файлов бухгалтерских проводок. Эта информация передается на более высокий − третий уровень обработки данных − финансовый учет, где организуются АРМ сводного учета, финансового анализа и планирования, а также внутреннего аудита.
С помощью АРМ сводного учета на основе данных аналитического и синтетического учета, поступающих по каналам связи с нижних уровней, формируются Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и другие учетные регистры синтетического и аналитического учета. АРМ финансового анализа и планирования обеспечивает финансовый анализ и планирование, позволяющие формировать аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставлять руководству оперативную информацию. К такой информации относятся показатели себестоимости, прибыли, состояние расчетного и других счетов, дебиторской и кредиторской задолженности, различные экономические показатели, динамика их движения в виде таблиц и графических диаграмм, результаты анализа, прогнозы, сведения о сотрудниках. Вся эта информация может быть получена по запросу в любой момент времени.
АРМ внутреннего аудитора позволяет отслеживать изменения в системе бухгалтерских стандартов, анализировать хозяйственную ситуацию и законодательство, вырабатывать предложения по учетной политике, регулированию издержек и рациональному построению инвестиционной политики, осуществлять налоговое планирование.
В целом данные финансового учета используются в планировании и прогнозировании экономики предприятия, в финансовом менеджменте, в экономическом анализе всей информации предприятия. В результате функционирования БУИС формируются объективные данные, которые необходимы руководству для принятия решений. Эти решения влияют на сохранение финансового равновесия, на выбор наиболее эффективных направлений производственной и коммерческой деятельности для получения стабильной прибыли и рентабельности в условиях рынка.
На крупных предприятиях чаще всего используются следующие пакеты программ: «Галактика», «Парус», «БОСС», «БЭСТ», «Конкорд», «Флагман» и т.д. [7].
4.2.2. БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса
При создании БУИС на небольших предприятиях использование ПЭВМ позволяет автоматизировать все процедуры по обработке информации на рабочем месте бухгалтера. Существует несколько подходов к автоматизации бухгалтерского учета при создании таких БУИС. Это связано с тем, что небольшие предприятия с простой и слаборазвитой структурой не требуют ведения управленческого учета как отдельной подсистемы.
При первом подходе создается система, автоматизирующая только финансовый учет. Такая БУИС относится к классу мини-бухгалтерий. Как правило, бухгалтерский учет в этой системе ведется одним человеком − бухгалтером.
При втором подходе кроме финансового учета частично автоматизируется управленческий учет. В этом случае бухгалтерский учет ведут два человека (бухгалтер и его помощник) либо на одном рабочем месте путем разграничения доступа, либо на двух рабочих местах.
Автоматизация финансового и управленческого учета достигается при третьем подходе. В такой системе при значительных объемах обрабатываемой информации используется многопользова тельский режим. Несколько компьютеров объединяются в локальную сеть, а каждый из компьютеров рассматривается как отдельное рабочее место бухгалтера.
Выбор подхода зависит от типа предприятия и его размеров. В отличие от БУИС крупных предприятий на БУИС небольших предприятий основное внимание уделяется предоставлению услуг по ведению финансового учета, который по трудоемкости и значимости занимает главное место. Он направлен на обобщение и синтез учетной информации.
Услуги учета по отдельным участкам, например, таким, как: учет труда и заработной платы, учет готовой продукции и ее реализации, учет основных средств и нематериальных активов, учет материальных ценностей, сводный учет и дp., обеспечиваются отдельными программными модулями (блоками).
С использованием принципа конструирования создается единый программный комплекс, который ориентирован на пользователя-бухгалтера и охватывает все рутинные и трудоемкие учетные работы. Основная роль бухгалтера в этих условиях сводится к правильности оформления хозяйственных операций, принятию решений, анализу и контролю правильности формирования отчетной документации.
На малых предприятиях чаще всего используются следующие пакеты программ: «Баланс в 5 минут», «1С: Бухгалтерия», «БухКомплекс», «Парус», «Русский стиль», «Турбо-бухгалтер», «БЭСТ-ОФИС» [7].
На средних предприятиях пользуются спросом «БОСС-бухгалтер», «БЭСТ», «Гобсек», «Интегратор», «Парус», «БЭСТ», «Галактика» [7].
Выводы
1. В современной системе управления предприятием, организацией, ведущую роль играет бухгалтерская информационная система (БУИС), в которой формируется достоверная и полная информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях объекта управления.
2. Главная цель функционирования БУИС на предприятии – обеспечить руководство предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов.
3. Свойства бухгалтерской информации: сравнение, постоянство, существенность, достоверность, значимость, консервативность и наличие обратной связи.
4. Кобщим принципам построения и функционирования БУИС относят принципы первого лица, системного подхода, надежности, непрерывного развития, экономичности, совместимости.
5. Сервис БУИС состоит из целого набора услуг: различные виды учета, банк, касса, производство, ведение счетов, журнала операций и различной отчетности.
6. В БУИС управленческий учетоперирует показателями себе- стоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям.
7. В БУИСфинансовый учет направлен на обобщение, синтез информации. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за некоторый период, обобщать активы и пассивы предприятия в форме отчетного баланса, характеризовать имущественное и финансовое состояние предприятия.
8. БУИС крупного предприятия должна обеспечивать следующий набор услуг:автоматизированное решение всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также внутреннего аудита; получение оперативной, постоянно меняющейся информации о текущем состоянии дел на предприятии и возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов.
9. На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету. На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующие между собой.
10. Существует три подхода к автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях: автоматизация только финансового учета, автоматизация финансового учета и частично управленческого и автоматизация финансового и управленческого учета.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается главная цель функционирования БУИС?
2. Каковы особенности бухгалтерских информационных систем?
3. Назовите и охарактеризуйте свойства бухгалтерской информации.
4. Приведите принципы построения бухгалтерских информационных систем.
5. Из какого набора услуг состоит сервис БУИС?
6. Какие услуги реализованы в БУИС крупных предприятий?
7. С какими показателями оперирует управленческий учет?
8. На что направлен финансовый учет?
9. Что такое первичный учет в БУИС?
10. По каким участкам организованы АРМ?
11. Подробно охарактеризуйте подходы к автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях.