Что предполагает общекультурный уровень освоения дополнительной образовательной программы
Классификация программ по уровню освоения* Общекультурный – уровень
Скачать
презентацию
Классификация программ по уровню освоения* Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы. Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения. *В требованиях 2006 г. этот пункт не указан, однако при разработке авторских программ он необходим.
Слайд 5 из презентации «Дополнительное образование программы» к урокам педагогики на тему «Дополнительное образование»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Дополнительное образование программы.ppt» можно в zip-архиве размером 161 КБ.
Дополнительное образование
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Методички Педсовета
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13
имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»
Методические рекомендации
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.
При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.
Введение
Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).
Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:
Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:
техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:
От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.
Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.
Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.
Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.
Классификация программ по уровню освоения
Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
— новое решение проблем дополнительного образования;
— новые методики преподавания;
— новые педагогические технологии в проведении занятий;
— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
— на анализе социальных проблем;
— на материалах научных исследований;
— на анализе педагогического опыта;
— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
— на современных требованиях модернизации системы образования;
— на потенциале образовательного учреждения;
— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Цели могут быть направлены:
— на развитие ребенка в целом;
— на развитие определенных способностей ребенка;
— на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
— на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
— на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
— на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
— на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:
— создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
— обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
— развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
— воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
Глаголы | Существительные |
способствовать | помощь |
развивать | развитие |
приобщать | приобщение |
воспитывать | воспитание |
обучить | обучение |
сформировать | формирование |
обеспечить | обеспечение |
поддержать | поддержка |
расширить | расширение |
углубить | углубление |
познакомить | знакомство |
предоставить возможность и т.д. | предоставление возможности и т.д. |
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Что предполагает общекультурный уровень освоения дополнительной образовательной программы
Методические рекомендации по каждому структурному элементу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа) указывается в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 9 («Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической)») и Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, п. 1 («В пункте 9 слово «социально-педагогической» заменить словом «социально-гуманитарной»).
1.2. Уровень освоения Программы: вводный, ознакомительный, базовый, углублённый соответствует региональным нормативным документам. (Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482) (далее – Приказ № 922 в ред.)).
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний, отражая аспект, зачем современным детям нужна данная Программа.
1.4. Отличительные особенности Программы. В данном подразделе нужно указать, на основе каких программ составлена или разработана данная Программа: можно назвать авторов, чей опыт был обобщён и использован при составлении Программы.
2. Цель и задачи Программы
2.1. Цель Программы – общая формулировка образовательных намерений педагога, связанная с темой и содержанием Программы, которая позволяет установить, какой результат предполагается получить при её достижении, какими средствами. Цель Программы должна быть реальна, контролируема, достижима. Формулировка цели Программы соответствует современным требованиям к образовательной деятельности с учётом нормативных документов, отражает направленность образовательной деятельности на личностное развитие учащихся (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и др.).
При формулировании цели Программы опираются на нормативные документы:
В формулировке цели Программы фактически должен прослеживаться ожидаемый результат по итогам реализации Программы.
2.2. Задачи Программы – конкретные «шаги» по достижению цели. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для достижения цели. В задачах Программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности – обучающие, воспитывающие, развивающие.
Фразы-подсказки задач, направленных на обучение:
Фразы-подсказки задач, направленных на воспитание:
Фразы-подсказки задач, направленных на развитие личности:
2.3. При описании умений можно использовать следующие формулировки:
Развитие познавательных умений:
Развитие регулятивных умений:
Развитие коммуникативных умений, навыков:
3. Категория учащихся
В данном подразделе необходимо указать возраст обучающихся по Программе. Указанный возраст обучающихся должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.). Также может быть указана дополнительная информация: для какой категории детей предназначена Программа (с ОВЗ, с повышенной мотивацией к данному виду деятельности и др.).
Пример: Адаптированная Программа ОФП предназначена для детей с нарушением двигательной активности.
4. Срок реализации Программы, общее количество часов
В данном подразделе указывается общее количество часов по Программе и, конкретно, по каждому году обучения. Срок реализации Программы должен соответствовать заявленному уровню сложности (Приказ № 922 в ред.)
Пример: Срок реализации Программы – 1 год (144 часа).
5. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
5.1. Формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые или всем составом объединения (Приказ № 196).
Пример: Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав – 15 человек.
5.2. Режим занятий – указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год. Режим занятий должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.).
Пример: На первом году обучения занятия проводятся …. раз в неделю, по …. часа(ов). Время занятий включает …. мин. учебного времени и …. мин. обязательный перерыв. (СП 2.4.3648-20).
6. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы формулируются через перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической частей Программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами (обучения, воспитания, развития) Программы. Планируемые результаты формулируются на каждый год реализации Программы.
6.1. Результаты обучения
В данной группе результатов необходимо указать, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть обучающиеся в процессе освоения Программы.
Пример: По окончании первого года обучения учащиеся будут:
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).
6.2. Результаты воспитывающей деятельности
В данной группе результатов необходимо указать планируемые результаты, отражающие развитие социально значимых личностных качеств обучающихся в процессе освоения Программы.
Пример: Учащиеся будут:
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).
6.3. Результаты развивающей деятельности
Планируемые результаты данной группы ориентированы на развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащегося в соответствии с поставленными задачами Программы.
Пример: Учащиеся будут:
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).
7. Содержание Программы
Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами её освоения. Нормативные ориентиры к отбору содержания Программы определены в документах: Приказ № 196 (в редакции приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»).
7.1. Учебный (тематический) план
Учебный (тематический) план (далее – УТП) оформляется в виде таблицы, которая включает в себя: перечень разделов и тем, с указанием количества часов по каждой теме, с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий; формы текущего контроля/аттестации (см. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – приложение к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15. № 09-3242).
Если Программа составлена более чем на один год обучения, то УТП должен отражать особенности каждого года обучения. Количество часов в УТП ведется из расчёта на одну учебную группу или на одного ученика, если Программа индивидуальная.
Учебный (тематический) план. 1-й год обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации (контроля)
Памятка по проектированию разноуровневой программы
Содержимое публикации
Программа дополнительного образования – это документ эффективного управления образовательным процессом, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования».
Эти тенденции должны найти отражение в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 273-ФЗ).
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№09-3242).
Методические рекомендации МО и Н РФ от 18.11.2015 г. (№ 09-3242) разработаны в целях упорядочения деятельности образовательных организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее ДООП) и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных программ. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке ДООП.
Особенности проектирования разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ:
В соответствии с требованиями Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной программы является разноуровневость.
Подразноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является разноуровневой по некоторым признакам:
Наличие в программе матрицы, отражающей систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников. Каждый из последующих уровней дополняет (усложняет) содержание предыдущего.
Программа содержит фонд оценочных средств, дифференцированных по принципу уровневой сложности, заложенных в матрице.
Обеспечен доступ каждого учащегося программы к разным уровням сложности материала.
Программа предусматривает методику определения уровня развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.
Где в программе необходимо акцентировать внимание на разноуровневость?
Если ДООП является разноуровневой (многоуровневой), то предполагается последовательное освоение уровней программы, при этом овладение стартовым (базовым) уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.
Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников программы:
При этом каждый уровень программы является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения обучающегося.
Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала). Диагностика по определению степени готовности участника к освоению материала на любом уровне сложности.
Программы должны по возрасту делиться в соответствии с уровнями общего образования (обратите внимание, что программы для портала ПФДО начинаются от 5 лет):
— 3-5 лет (дошкольники)2;
— 6-11 лет (начальная школа);
— 12-15 лет (основная школа);
— 16-18 лет (средняя школа).
Объем и сроки освоения программы, режим занятий
Объем (продолжительность) программы определяется в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала. Содержание и материал программы дифференцируется по уровням сложности, предусматривая задания разного уровня по каждой теме программы. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала).
Срок реализации программы зависит от уровня сложности содержания:
Стартовый – 1 (максимум 2) год
Базовый- 1-2 года (если программа выходит далее на продвинутый уровень, то может быть и 3 года, но не более)
Формы обучения – очная, заочная, очно-заочная, дистанционная.
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, парные.
Формы организации деятельности обучающихся: круглые столы, практические занятия, лабараторные работы, экспериментальные и проектные площадки, открытые занятии, экскурсии и т.п.
Цель и задачи ДООП
Цель – это конечный результат. Для этого необходимо ответить на вопрос, каким вы хотите видеть ребенка по окончании программы.
Цель не должна расходиться с актуальностью, понятийным аппаратом, содержанием программы.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачираскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования ДООП должна быть направлена на:
Задачи – это пути достижения цели, и они должны быть связаны с конкретными результатами. Их не должно быть много, и они должны быть измеряемыми.
Цельзависит от уровня сложности содержания и уровня усвоения программы.
Примерная логика развития целевых установок в зависимости от уровня ДООП может выглядеть так: