Что предполагает общение психолога с ребенком
Особенности взаимодействия психолога с детьми и подростками.
В практике возрастного психолога выделяют два аспекта:
1. Ребёнок выступает в качестве клиента, но самостоятельно свою проблему решить не может;
2. Запросы почти всегда поступают от родителей, но он не остаётся в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребёнка.
В настоящее время существует 2 основных направления обращений к психологу:
— появление кризисных ситуаций на разных этапах развития ребёнка
— устойчивые нарушения детского поведения
Любую проблему следует рассматривать в целостном общем контексте жизни ребёнка – важно собрать полный анамнез. Происходит преломление типично возрастных проблем к индивидуальному контексту. Каждое консультирование в детском возрасте принимает форму проблемно-ориентированного (сначала проблема, потом методология).
Психолог работает исключительно с реальностью переживания ребёнка. Широко применяется нестандартизированный клинический метод свободной беседы (Пиаже):
— психолог должен следовать за мыслью ребёнка
Индивидуализация детей и подростков, как результат совместной деятельности ребёнка и психолога может быть достигнута, в основном, в режиме индивидуальной работы: осознание себя самостоятельной личностью, понимание границ своих возможностей, способность адаптироваться к обществу сверстников.
Работа с детьми 3-11 лет
В процессе индивидуальной работы с детьми психолог использует одно из направлений практической психологии – детская психоаналитическая терапия в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Использование этих методов зависит от стадии развития и индивидуальных особенностей ребенка.
Работа с подростками от 11 лет
Подростки особенно ценят общение «на равных», сохранение конфидециальности.
Требования к личности консультанта.
Личность консультанта выделяется как важнейшее целительное средство.
Основная техника психологического консультирования – «я-как-инструмент»; основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
Подвижная модель личности эффективного консультанта:
Аутентичность– это выражение искренности по отношению к клиенту.
Открытость собственному опыту как искренность в восприятии чувств, в том числе отрицательных. Терпимость к разнообразию чужих эмоциональных реакций.
Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот. Неумение услышать, что творится внутри себя, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает эффективность.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.
Толерантность к неопределенности– уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать.
Принятие личной ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор и конструктивно воспринимать критику.
Глубина отношений с другими людьми– консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.
Постановка реалистичных целей. Консультант должен понимать ограниченность своих возможностей и отказаться от нереального стремления быть совершенным.
Эмпатия является одной из важнейших черт личности консультанта.
Эффективный консультант – зрелый человек (имеет разнообразный стиль личной и профессиональной жизни). Его установка – необходимо руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации.
К. Schneider (1992) – постулаты квалифицированного консультирования: личная и социальная зрелость консультанта как процесс, а не состояние.
Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата и навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.
Искренность консультативного контакта (конгруэнтность)
Эмпатия в консультировании
Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства, клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.
Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента. Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость.
Безусловное уважение клиента
Психология общения с детьми – основы
Психоэмоциональное развитие маленького ребенка полностью зависит от общения – сначала с родителями, затем с учителями и сверстниками. Недооценка значимости общения родителями чревата серьезными последствиями для малыша: от комплекса неполноценности до заторможенного развития речи и психики. К сожалению, многие родители считают, что обучение ребенка – задача детских садов и школ, а им самим отводится скромная роль контролеров успеваемости и посещения занятий. На самом деле психология общения с детьми дошкольного возраста родителей играет решающую роль. Именно так малыши получают больше всего информации, учатся адекватно оценивать и реагировать на окружающие явления, вырабатывают характер, модели поведения в обществе, нравственные установки, ценности и многое другое.
Не думайте, что маленькие дети ничего не понимают. Они прекрасно разбираются в интонациях и настроениях, остро чувствуют негатив со стороны родителей, переживают, если от них отмахиваются.
Потеря непрерывной связи с родителями через общение для дошкольника равносильна потере сразу всех ориентиров. В раннем детстве любые события и явления оцениваются через призму родительских реакций. Эти реакции записываются детским подсознанием и проецируются на поведение ребенка. Вот почему дети из неблагополучных семей агрессивны – они просто копируют родительское поведение, считая, что так и следует вести себя с людьми.
Типы общения по возрастным периодам
Главных возрастных периодов у ребенка три: дошкольный, младший школьный и подростковый. Каждый из них характеризуется своими особенностями восприятия информации, ведущей деятельностью, отношением к окружающим, кризисами и рисками. Общаться с детьми в разные периоды взросления следует исходя из их актуальных потребностей и нужд.
Дошколята – 3–6 лет
Психология общения с ребенком 6 лет основывается на игре, т. к. это ведущий тип деятельности в этом возрасте. Через активные игры с родителями и сверстниками ребенок знакомится с окружающим миром, примеряет на себя социальные роли, учится взаимодействовать и общаться с такими же детьми. Игры в этом возрасте активные и бурные, т. к. ребенок очень быстро развивается физически. Также превалируют подражательные игры и детские театральные занятия, в которых ребенок копирует взрослых. Дошколята очень пытливы и более всего нуждаются в родительском внимании.
Очень важно, чтобы именно в этот период ребенок не чувствовал себя брошенным и ненужным. Не отделывайтесь от него гаджетами и мультиками, не позволяйте бездействовать, не запрещайте играть с другими детьми, даже если вам кажется, что ребенок тратит на игры слишком много времени.
Младшие школьники – 7–12 лет
В школе ребенок впервые попадает в полноценный коллектив со своими правилами поведения, обязанностями, внешней и внутренней иерархией. Родители более не находятся рядом с ребенком постоянно, их место занимают школьные учителя. Основную роль в жизни ребенка занимает учеба. И не только потому, что учиться заставляют в школе, – в этом возрасте дети тянутся к знаниям сами. На первых порах учеба воспринимается как большая игра, в которой малыш стремится только выигрывать. Вот почему плохие оценки воспринимаются как личностная трагедия, а количество отличников и хорошистов в младших классах самое высокое за весь период обучения.
Психология общения с ребенком 7 лет и старше основывается на мотивации. Школа для младшеклассника – огромный новый мир, о котором он будет говорить, не переставая. Ваша задача поддерживать этот восторженный интерес, помогать преодолевать трудности и поощрять любые инициативы ребенка, не идущие ему во вред.
Подростки – 13–17 лет
Заключительный и переломный этап взросления отличается потерей авторитета старших и переориентацией на общение со сверстниками. Это можно считать первым шагом во взрослую жизнь, в которой нет мамы с папой, и каждый сам за себя. Подросток более не воспринимает сказанное родителями и учителями как непреложную истину, его взгляды становятся подчеркнуто независимыми, где независимость – почти самоцель. Психология общения с детьми школьного возраста, начиная с 13 лет, обязательно учитывает особенности данной группы.
Стремление подростков к индивидуальности настолько высоко, что они не способны заметить конформизм внутри своих собственных групп. Например, одинаковая одежда, музыка, сленг, манеры поведения – все это делает их неотличимыми друг от друга, но парадоксальным образом удовлетворяет потребность выделяться на общем фоне.
Главная опасность подросткового кризиса – эксперименты. Очень многих детей они заводят в сети наркомании, алкоголизма и малолетней преступности, из которых не всем удается выбраться. Вероятность такого развития событий во многом определяется отношениями внутри семьи и общением ребенка с родителями.
Даже если подросток открыто ставит под сомнение родительский авторитет и отвергает любые попытки наладить отношения, он все равно в вас нуждается и хочет, чтобы вы нашли к нему дорогу.
Методы личного общения с ребенком
Если вас останавливает неуверенность в том, правильно ли вы понимаете, какое именно общение нужно ребенку, если не хотите вести себя навязчиво или опасаетесь усугубить и без того хрупкие отношения, отбросьте сомнения в сторону. Нерешительность может привести к тому, что ребенок почувствует себя ненужным, одиноким и брошенным, а это прямая дорога к низкой самооценке, безынициативности, апатии и замкнутости в себе.
Не лучшим решением будут постоянные попытки контролировать ребенка, вмешиваться в его жизнь, давать бесконечные советы и заставлять поступать по-своему. Родителям при этом кажется, что они проявляют заботу и участие, но ребенок страдает от того, что его не воспринимают, как личность, способную на самостоятельные решения. Это не значит, что контроль не нужен вообще, но лучше обходиться без него там, где возможно.
Не забывайте, что детство – это временно. Вы растите взрослого человека, поэтому важно давать ему почувствовать себя взрослым. Общайтесь на равных, позволяйте проявлять инициативу и уважайте собственное мнение ребенка.
Психология общения с ребенком
То, как сложится жизнь ребенка в обществе, как он будет контактировать с другими людьми и чего добьется в жизни, напрямую зависит от отношений с родителями. Через общение с родителями ребенок узнает большую часть картины мира, это закладывает фундамент его личности. А какой это будет фундамент, зависит от родителей, потому что они имеют представление о мире и знают что делать, а ребенок – нет.
Ультиматум для любви
«Никто не любит непослушных детей» — подобные фразы вселяют страх в наивное сознание ребенка. Он начинает бояться, что его разлюбят, и он станет ненужным, что его выгонят из дома или отдадут кому-нибудь, это влияет на его психологический рост. Дети в раннем возрасте не отличаются логичным мышлением и то, что для взрослых покажется абсурдом, сильно напугает ребенка. Даже если он понимает, что этого не случится, страх все равно будет следовать за ним. Либо же появится озлобленность, чувство никчемности и неуверенности.
Дети часто совершают ошибки, в том числе и социальные, если после каждой из них его будут пугать, ругать или наказывать, желание развиваться отпадет надолго, если не навсегда. Психология познания мира ребенком в том, что он определяет границы дозволенного, только так он может понять, где быть можно, а где – нет. Родителям нужно выступать не в роли цербера, а в роли наставника, который объяснит и расскажет, что происходит и какие действия здесь будут уместны.
Нет поступку, да человеку
Ребенок пробует этот мир на вкус, для него нет тех границ, что плотно приросли к уму взрослых. Когда ребенок выходит за рамки приличий, стоит объяснить ему, что он делает. Как это будут воспринимать другие люди и почему этому прекрасному юному человеку стоит воздержаться от подобных действий сейчас и в будущем.
В большинстве случаев ребенок ведет себя «плохо» потому что где-то это увидел и теперь повторяет. Это нормальный процесс обучения, если перекрыть этот канал наказаниями или длинными лекциями, обучаемость ребенка ухудшится. Если научить его фильтровать информацию из мира, емко и доходчиво объяснить что к чему, он сможет выжить в мире информации.
Важно отметить, что простая фраза — «не надо все повторять», ничему его не научит или он поймет ее по-своему. Ребенок не хочет капризничать и делать это вам на зло, настоящие причины кроются в другом, если это происходит, значит, в его воспитании были допущены ошибки.
Психология общения с ребенком и положительные моменты
Если все ошибки ребенка выделяются, а достоинства и победы игнорируются, создается напряженная атмосфера. Ребенок будет думать, что он все делает не так, что он неудачник и только расстраивает родителей.
Если говорить ребенку только то как не надо делать – «не разговаривай так со взрослыми», «не делай так», «не говори так», он будет бунтовать, потому что ему непонятно как «так». У взрослых сформированы шаблоны, так надо, так не надо. Поначалу у ребенка их нет, позже ему придется натянуть свой кокон стереотипов чтобы жить в социуме. Необходимо заменить эти фразы на побуждение к действию, и сконцентрировав внимание на похвальном поведении. Ребенок переключится и будет знать что ему нужно делать чтобы заслужить похвалу. А родители получат самостоятельного, психологически зрелого ребенка, с правильным подходом к жизни.
Берегите детей, они самое дорогое, что есть у нас!
Игорь Фомичев, клинический психолог,
эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».
Как разговаривать с ребенком: важные принципы и советы психолога
Найти общий язык с ребенком не так и просто, как может показаться на первый взгляд. Для наилучшего взаимодействия психологи советуют придерживаться ряда правил. Правильный подход поможет стать ребенку более успешным и адаптированным к жизни.
В статье мы рассмотрим, как родителям грамотно выстроить эффективное общение со своим ребенком, каких правил стоит придерживаться в общении с детьми разного возраста, как разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал себя любимым и защищенным.
Почему важно разговаривать с ребенком
Не каждый родитель знает, как нужно общаться с детьми. Многие готовы тратить время и средства на досуг и развитие ребенка. Они отдают свое чадо в кружки, возят на курорты и развлекательные мероприятия. Полноценный контакт при этом может полностью отсутствовать. Главное в воспитании – это общение и доверительные отношения.
Психологи дают несколько объяснений тому, почему важно разговаривать с ребенком. Во время непринужденного разговора ребенок учится считывать эмоции. Этот процесс стимулирует развитие головного мозга. Даже если кроха не понимает смысла сказанного, он может улавливать любое изменение мимики. Те дети, с которыми разговаривают с самого рождения, развиваются гораздо быстрее своих сверстников.
Важность общения с ребенком обусловлена его потребностью высказаться. Родители должны серьезно относиться к проблемам своего малыша, уметь выслушивать и сопереживать ему. В свою очередь, им стоит откровенно говорить и о своих переживаниях. Это позволит наладить доверительные отношения.
С детьми постарше обязательно нужно говорить о прошедшем дне. Когда ребенок рассказывает о событиях, которые с ним произошли, тренируется его память. Вместе с этим активно развивается и речь. Нужно помнить, что словарный запас ребенка формируется из того, что говорят его родители. Именно поэтому им стоит следить за своей речью.
Как построить доверительный диалог с ребенком
Доверие – основа любых здоровых отношений. Исключением не являются и взаимоотношения между ребенком и его родителями. Доверительные отношения нужно строить с самого раннего возраста. Если родители изначально приняли правильную позицию, в будущем конфликтов будет гораздо меньше.
К главным аспектам создания доверительных отношений относят:
О чем говорить с детьми
У взрослых нередко возникают трудности при подборе тем для разговоров с ребенком. На самом деле, с детьми можно говорить обо всем. Главное – общаться с ними доступным языком. Можно рассказывать ребенку о своей работе, вести диалог о его любимых мультфильмах, обсуждать успехи в школе. Допустимо затрагивать и серьезные темы: как появляются дети, кто такой бог, что такое планета Земля и т. д.
В качестве темы для разговора можно рассмотреть все, что происходит вокруг. Это позволит развить аналитические способности ребенка. Можно обсуждать природные явления, поведение птиц и животных или окружающих людей.
Какие вопросы можно задавать ребенку в открытом разговоре
Главная особенность открытого вопроса в том, что на него нельзя ответить отрицательно или утвердительно. Он стимулирует ребенка озвучить свое мнение или дать оценку какой-то ситуации. Такие вопросы помогают поговорить по душам.
Примеры открытых вопросов:
Что такое личные границы и почему это важно
В правила общения родителей с детьми обязательно входит соблюдение личных границ. Под ними подразумевают черту, которую нельзя пересекать в общении с ребенком. Нужно помнить, что он имеет право хранить в тайне содержимое переписок, личного дневника и даже своих карманов. Родителям не стоит контролировать свое чадо абсолютно во всем. В противном случае наладить доверительные отношения не получится.
Как нельзя разговаривать с ребенком
В ответ на плохое поведение ребенка родители часто реагируют неадекватно. Они могут говорить фразы, которые когда-то слышали от своих родных. Перед тем как что-то сказать своему чаду, нужно уточнить, как эти слова повлияют на подсознание ребенка. Случайно оброненная фраза может заложить комплексы или страхи. Необходимо прислушаться к рекомендациям психологов и ознакомиться с ошибками в общении с ребенком.
Специалисты не рекомендуют употреблять в разговоре с малышом такие фразы:
Нельзя разговаривать с ребенком в ультимативной форме, иначе в дальнейшем и он будет ставить ультиматумы. Также не стоит поощрять успехи ребенка сладостями или разрешением играть в компьютерные игры. Он привыкнет к этому и перестанет выполнять свои обязанности без получения вознаграждения.
Типы общения с детьми по возрастным периодам
Способ общения с ребенком может зависеть от его возраста. Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности. При общении нужно исходить из актуальных потребностей и нужд ребенка.
Специалисты выделяют несколько возрастных периодов:
Не каждый родитель знает, как общаться с ребенком 1-3 лет. Многие думают, что в этом возрасте дети еще ничего не понимают. На самом деле, общение с ребенком может поспособствовать более быстрому развитию его мозга. Даже пресловутое сюсюканье помогает малышу быстрее осваивать язык.
С дошкольниками можно общаться в формате игры. Так они гораздо быстрее впитывают информацию, поступающую извне. В этом возрасте происходит их активное физиологическое взросление. Вместо игр можно использовать театральные занятия. Дети любят подражать взрослым, поэтому быстро учатся актерскому мастерству.
Ребенок младшего школьного возраста представляет собой полноценную личность. Основная часть его жизни – учеба. Однако общение может строиться абсолютно на любых темах. Важно мотивировать ребенка на обучение, узнавать о его успехах и новых знакомствах. Родителям нужно стать для ребенка другом.
В подростковом возрасте могут возникнуть первые существенные конфликты. К этому моменту нужно наладить доверительные отношения со своим чадом. Ни в коем случае не стоит переходить личные границы ребенка. О пагубном влиянии алкоголя, курения и наркомании следует говорить ненавязчиво. Подросток не должен чувствовать давления и ограничения свободы.
Стили и методы общения родителей с детьми в семье
Под стилем воспитания предполагают определенную модель внутрисемейных взаимоотношений. Согласно статистике, родители общаются со своими детьми не более 20 минут в день. Половина этого время приходится на раздачу указаний. Такой подход считается неправильным.
Специалисты выделяют следующие стили общения родителей с детьми в семье:
Как найти общий язык с ребенком: советы психолога
Конфликты с детьми могут возникать при любой модели поведения родителей. От этого никто не застрахован. В таких ситуациях важно сохранить хорошие отношения и прийти к единому мнению.
Рекомендации психолога родителям:
Находясь в поиске подхода к своему ребенку, нужно вспомнить себя в его возрасте. Даже маленькие дети уже являются полноценной личностью со своими страхами и желаниями. Чтобы вырастить достойного человека, нужно относиться к своему чаду уважительно и подавать ему хороший пример.
Как правильно общаться с ребенком?
Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?
Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.
Тип общения по возрастным периодам
С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.
Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.
Как правильно общаться с ребенком – советы психолога
Прочитайте книгу “Не кричите на ребенка”
Не повышайте голос на ребенка, он может не понять смысл вашего высказывания, но отлично распознает ваш негатив в интонации, в помощь вам книга «Общаться с ребенком. Как?»
Любовь, забота и неравнодушие
Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?». Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.
Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.
Методы личного общения со своим ребенком
Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.
Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.
Хвалите ребенка за реальные успехи
Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.
Рекомендуемая литература
И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи – дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.