Что предполагает психолого педагогическая подготовка педагога

Требования к общей психолого-педагогической подготовке учителя

Требования к общей психолого-педагогической подготовке учителя.

Педагогическая работа основывается на знаниях закономерностей развития детей, их возрастных особенностей, которые исследует психология. Следовательно, учителю технологии необходимы знания общей психологии и психологии детей и юношества. Обучение и воспитание учащихся осуществляется в самых различных видах деятельности. При овладении образовательной областью «Технология» ученики, включаются в трудовую деятельность,связанную с обработкой материалов, в инженерную деятельность по конструированию технических объектов и разработке технологии их изготовления, в предпринимательскую деятельность и др. Следовательно, учителю технологии вместе со знаниями психологии обучения и воспитания необходимы знания психологии трудовой деятельности, инженерной психологии и т.д. Организация и руководство учебно-воспитательным процессом по технологии требует знаний физиологии труда, школьной гигиены, производственной санитарии, охраны труда и техники безопасности.

Естественно, что деятельность учителя технологии немыслимабез знания форм организации, методов и средств обучения и воспитания, то есть без знания педагогики, общей теории обучения и воспитания. Психолого-педагогические знания являются основой для методической подготовки учителя и его практической профессионально-педагогической деятельности.

Важно, обращать внимание на следующие моменты:- время изготовления изделия, его сложность. Часто в рамках программы или по другой необходимости учитель предлагает для работы на уроках технологии довольно трудоемкие и сложные изделия, требующие дополнительного времени или специальной обработки. Поэтому, планируя урок, важно учитывать то, какое время понадобиться для изготовления изделия;- какими новыми знаниями, приемами работы овладеют учащиеся. Уроки технологии несут разноплановую нагрузку – на данных уроках учащиеся не только выполняют изделие, но и узнают в процессе совместной деятельности много новых сведений о технологиях, материалах, инструментах, истории, видах и направлениях искусства. Основной деятельностью на уроках технологи, все же, несомненно, является овладение трудовыми приемами работы;

— какие наблюдения, опыты, беседы можно провести в рамках темы

– т.е. определить методы.

Обучение на уроках технологии, как на любых других, должно быть развивающим и иметь проблемный, исследовательский характер. Для реализации этой задачи учитель должен определить место продуктивных методов в уроке – это могут быть проблемные вопросы и задания, эвристическая беседа, доступные опыты и др.

Опытные педагоги говорят, что основное заблуждение многих учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе —это не подготовка, а сама жизнь. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому слабое дидактическое обеспечение.Если учитель выполняет на доске чертеж, он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований, иначе все допущенные им ошибки перекочуют в рабочие тетради учащихся. Технологические карты, закрытые в компьютерные полиэтиленовые «файлы», служат долго, и можно быть уверенным, что это учит ребят бережному отношению к вещам. Эталонное изделие, демонстрируемое группе, будет выполняться более старательно и качественно, формируя эстетический вкус учащихся и их требовательность к себе. Поэтому необходимо всесторонне внедрять в свою повседневную работу новые компьютерные технологии. Например, видео уроки по технологии, почти полностью избавляют учителя от рутинной работы объяснения нового материала и показу «на пальцах».

В процессе подготовки к каждому уроку технологии педагогом выполняются следующие шаги:

1. Выполнение образца.

Наличие правильно выполненного, эстетически оформленного образца изделия должно присутствовать на уроке. Так же вниманию учащихся можно представить работы других учеников, выполнивших эту работу ранее. В последнее время ведутся споры, касающиеся вопроса представления детям образца, так как существует мнение, что образец ограничивает творческую деятельность детей. Здесь мы хотели бы разграничить два понятия: «представить образец изделия» и «выполнять по образцу». Первое подразумевает демонстрацию учащимся возможного варианта выполняемого изделия, но не ограничивает их в воплощении творческих идей – будь-то конструктивные изменения или особенности оформления. Сама демонстрация образца является важнейшим этапом работы, так как выполняет несколько функций, таких как мотивационную функцию, функцию целеполагания. Выполнение же работы «по образцу» также имеет свое место и назначение в работе педагога. По характеру активности познавательной деятельности учащихся этот прием можно отнести к репродуктивным приемам. Подобные приемы работы часто необходимы в работе для усвоения нового навыка, формирования умения.

2. Подготовка материалов и инструментов педагогом и учащимися. В процессе подготовки к уроку педагог определяет список необходимых материалов и инструментов. Важно заранее предоставить данный перечень учащимся, особенно если работа требует нестандартного материала.

3. Создание плана-конспекта урока.Конспект должен включать тему, вид работы, название изделия, цель, задачи, содержание, описание оборудования, указание средств, методов работы.

4. Подготовка демонстрационного материала(схемы, инструкционные карты)и оборудования– шаблонов, трафаретов и т.п. Важно иметь запасные предметы, в частности материалы и инструменты, необходимые для работы.

5. Использование дидактических карточек.

6. Применение информационно-справочной литературы по теме урока, возможно использование данной литературы на уроке.

7. Использование мультимедийных пособий и презентаций.

Домашние задания по предмету «Технология» Необходимость домашнего задания по предмету «Технология» должна определяться учителем исходя из потребностей образовательного процесса и желания обучающихся. На настоящий момент в нормативных документах отсутствует требование обязательного выполнения домашней работы по предмету «Технология», как и отсутствует запрет домашних заданий. Могут быть рекомендованы следующие варианты домашних заданий: найти информацию по теме «. », подготовить выступление по теме «. », повторить ПТБ, составить кроссворд, подготовить вопросы к викторине и т. д. В основном это задания информационного и творческого характера. Формулировки домашнего задания для записи в школьный журнал должны быть чёткими, краткими и понятными, соответствовать содержанию занятий. Каждое домашнее задание должно сопровождаться объяснением учителя, его рекомендациями. Не рекомендуется в качестве домашнего задания предлагать выполнение технологических операций, требующих станков, специального оборудования,

опасных инструментов. Перечни продуктов по кулинарии, швейных (иголки, ножницы, булавки и пр.) и учебных принадлежностей (тетрадь, ручка, линейка и пр.), рабочей одежды не являются домашним заданием и не могут записываться на страницах школьного журнала. Такие записи делаются обучающимися в их школьных дневниках. Все это важные атрибуты образовательного процесса, которые должны постоянно оставаться в поле зрения педагога. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для начинающего учителя выработать у себя привычку возможно более полного и всестороннего учебно-дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Важно привлечь к этому и самих учащихся. Для этого надо учить их изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схемах, рисунках, обращаться к дополнительным источникам информации. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятий обеспечены

Применение на уроках ИКТ

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, электронных учебников. Я использую ИКТ на уроках технологии и для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем. Опыт показывает, что применение программированного контроля знаний активизирует учащихся, повышает уровень знаний, их прочность. С использованием в школе компьютерных технологий для меня открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развитияпознавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

По предмету технология у меня на каждую тему разработана презентация, которые, я часто меняю и дополняю, так как все классы разные по своим способностям.

(Искусство украшения овощей и фруктов

– Карвинг, Сервировка стола,

Цветы из бумажных лент –Квиллинг)

6 класс (Блюда из круп,

крестиком, Вышивка гладью, Виды швов)

(История костюма, Шёлковые ленточки,

Декоративно прикладное искусство)

(Экономика семьи, Бюджет его виды, Цветы из

Технология проблемного обучения

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление, разобраться и устранить их.Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся.

Мною накоплены, обобщены и систематизированы заданияпроблемной направленности по различным разделам курса технологии.

Исследовательский метод обучения

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе работы. Исследовательская работа является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Позволю себе остановиться на интеграции урока “технологии” с литературой, в частности на теме “Народное творчество”. Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это обычно изучают на уроках технологии.

На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям, обычаям, обрядам. Этот интерес вполне закономерен, так как связан с осознанием обществом исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию различных народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков – значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам, обычаям народов. На уроке освоения нового материала можно использовать демонстрационную программу.

Здоровье сберегающие технологии.

К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Могу отметить, что после проведения уроков, основанных на пропаганде здоровьесберегающих технологий, учащиеся значительно активнее уделяют внимание своему здоровью, правильному питанию и т.д. Это особенно заметно на практикумах по кулинарии: детям уже не надо напоминать о необходимости чистоты рук, качестве продуктов и гигиене питания.

Источник

Профессиональные требования к современному педагогу

Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.

При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.

Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.

Требования к современному учителю прописаны в профессиональной программе педагога, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в программе модернизации педагогического образования и в концепции улучшения российского образования, в ГОСВПО.

Профессиональная программа является характеристикой профессии или моделью специалиста. Ее основными составляющими считаются требования к знаниям и умениям, которые дают гарантию на высокую производительность труда, определенную рамками соответственной специальности.

Описание профессии имеет характеристики:

Профессиональная программа учителя – это качественно-описательная модель, квалификационная характеристика, определяющая объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей, свойств личности, необходимых для преподавательской деятельности.

По В.А. Сластенину профессиональная программа учителя должна состоять из:

Ученый говорит о том, что учительский труд основывается на профнаправленности, прочных знаниях, твердых интересах, высочайшей идейности и глубоких познаниях в теории, практике обучения и воспитания.

Закон РФ «Об образовании» четко указывает на основную роль преподавателя в достижении целей воспитания, настроенных на разностороннее формирование растущих поколений с ответственностью педагогических и научных работников за высокое качество обучения детей. Чтобы уровень подготовки учащихся был соответственный, необходимо привлекать наиболее профессиональных специалистов. Это способствует повышению качества знаний.

Концепция модернизации российского воспитания подчеркивает важность современных образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Если имеется ситуация, где следует выбирать, то они должны уметь работать в команде, быть ответственными за судьбу страны, отличаться мобильностью и энергичностью. Задача школы и преподавателя – формирование личности и будущего специалиста, способного принимать решения в сложных ситуациях.

Программа модернизации педагогического воспитания предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей для подтверждения и углубления имеющихся умений и знаний, предъявленных ранее к кадрам. Учителя призваны становиться носителями идей обновления на базе не только хранения, но и наличия мирового опыта.

Это указывает на профессионализм и социально обусловленные требования к современному педагогу в качестве личности и специалиста.

Государственным образовательным стандартом высшего образования считается конкретный нормативно-правовой акт, описывающий минимум образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к знаниям и умениям педагога

Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:

Требования к психолого-педагогической подготовке педагога

К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.

Умения классифицируют на:

Знания подразделяют на:

К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.

Источник

Психолого-педагогическая подготовка учителей, современные проблемы

учитель социально-экономических дисциплин

ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище»

Приднестровье, г. Тирасполь

Психолого-педагогическая подготовка учителей, современные проблемы

Сегодня, в ПМР, с введением ГОС, главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств. Развитие его интеллектуального, творческого и культурного потенциала.

Для реализации данной цели, в нашем понимании, большая ответственность ложится на педагогических работников. Именно педагогам, присущи интеллигентность, духовность, высокая мораль, культура, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.

Поэтому, проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования ПМР.

Важным направлением в подготовке и переподготовке педагогов (учителей), на наш взгляд, является направление совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогов.

При традиционной ориентации психолого-педагогической подготовки педагогов, которое сводилось к совершенствованию «педагогического образования», уделялось внимание вопросам чему и как учить педагогов (учителей), повышающих свою квалификацию, чтобы поднять уровень их профессионального мастерства. Сегодня, проблема сводится к ответу на вопрос, кто и как использует предоставляемый педагогическим образованием арсенал средств педагогического воздействия. С внедрением ГОС оказывается уже не вопрос о содержании и структуре психолого-педагогических знаний в системе педагогического образования, а вопрос об использовании этих знаний в практической профессионально-педагогической деятельности учителей (Г.С. Сухобская Ю., Н. Кулюткин, и др.) [4].

Поэтому, педагога необходимо оснастить не только средствами обучающего и воспитывающего воздействия на обучающихся, но и различными методами активного социально-психологического обучения.

Педагог должен: владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик.

Знать: психологические особенности обучающихся с учетом возраста; особенности детей с отклонениями в развитии; закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;

Уметь: оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеть технологиями развивающего обучения; организовать внеучебную деятельность обучающихся; уметь организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; направлять саморазвитие и самовоспитание личности;

Владеть: основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе; умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной документации; системой знаний об умениях педагогического общения; соблюдать права и свободы обучающихся [3].

Нами проводились исследования педагогов курсов повышения квалификации «Психологи ОДО, психологи ООО и ОПО», курсов профессиональной переподготовки «Педагогика и методика профессионального образования», а также студентов заочной формы обучения по специальности «Психология» (часть данных по годам предоставлена руководителем курсов; часть данных получена автором статьи самостоятельно).

1.На вопрос оценить уровень своей профессиональной подготовленности:

2. На вопрос: «в каких направлениях, у Вас имеется недостаточной практических навыков, либо Вы хотели бы пройти дополнительно курсы повышения квалификации?». Педагоги выделили следующую тематику:

преподаватели спец. дисциплин: тайм-менеджмент; конфликтология, управление студенческой группой; стресс в деятельности преподавателя; средства психологического воздействия преподавателя на аудиторию; психологические технологии взаимодействия преподавателя с «трудной» группой;

педагоги ООО: развивающие занятия с одаренными детьми, работа с детьми девиантного поведения; сказкотерапия; коррекционная работа с детьми (младший школьный возраст); средства психологического воздействия учителя на класс;

педагоги-психологи: психокоррекция, методика проведения тренинговых занятий; работа педагога-психолога с одаренными детьми; песочная терапия; Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе педагога психолога ОДО; использование проективных методик в работе педагога-психолога; диагностика и коррекция девиантного поведения; Гештальт-психология; Психодрама; специфика работы с детьми-аутистами; Семейное консультирование; психологические особенности детей детского дома; работа педагога-психолога с детьми «группы риска».

Также, около 50% педагогов хотели бы получить дополнительные консультации по теории и методике профессиональной деятельности и возрастной психологии.

Какой же квалификацией, и какими компетенциями должен обладать педагог, который будет способен реализовать принципиально новые профессиональные задачи? Думаем, что он должен знать, и глубоко понимать детскую (возрастную) психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения; научиться выстраивать взаимодействие с обучающими на основе законов педагогики и психологии.

Источник

В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя

Что предполагает психолого педагогическая подготовка педагога. Смотреть фото Что предполагает психолого педагогическая подготовка педагога. Смотреть картинку Что предполагает психолого педагогическая подготовка педагога. Картинка про Что предполагает психолого педагогическая подготовка педагога. Фото Что предполагает психолого педагогическая подготовка педагога

В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя

Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств. Развитие его интеллектуального, творческого и культурного потенциала.

Для реализации данной цели, в нашем понимании, большая ответственность ложится на педагогических работников. Именно педагогам, присущи интеллигентность, духовность, высокая мораль, культура, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.

Поэтому, проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования ПМР.

Важным направлением в подготовке и переподготовке педагогов (учителей и воспитателей), является направление совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогов.

При традиционной ориентации психолого-педагогической подготовки педагогов, которое сводилось к совершенствованию «педагогического образования», уделялось внимание вопросам чему и как учить педагогов, повышающих свою квалификацию, чтобы поднять уровень их профессионального мастерства. Сегодня, проблема сводится к ответу на вопрос, кто и как использует предоставляемый педагогическим образованием арсенал средств педагогического воздействия. С внедрением ГОС оказывается уже не вопрос о содержании и структуре психолого-педагогических знаний в системе педагогического образования, а вопрос об использовании этих знаний в практической профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей.

Поэтому, педагога необходимо оснастить не только средствами обучающего и воспитывающего воздействия на обучающихся, но и различными методами активного социально-психологического обучения.

Педагог должен: владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик.

Знать: психологические особенности обучающихся с учетом возраста; особенности детей с отклонениями в развитии; закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;

Уметь: оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеть технологиями развивающего обучения; организовать внеучебную деятельность обучающихся; уметь организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; направлять саморазвитие и самовоспитание личности;

Владеть: основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе; умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной документации; системой знаний об умениях педагогического общения; соблюдать права и свободы обучающихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *