Что предполагает реорганизация бизнес процессов
Особенности проведения реорганизации путем выделения
Реорганизация бизнеса осуществляется по разным причинам: изменение масштабов бизнеса, необходимость в его оптимизации, альтернативная ликвидация, вывод активов. Существуют разные формы реорганизации. Одна из них – выделение. Это один из самых удобных способов реорганизации. Рассмотрим подробнее этот метод.
В каких случаях осуществляется реорганизация
Выделение – это форма реорганизации, предполагающая возникновение нового субъекта. Этому субъекту передается часть прав основного субъекта. Возможно появление сразу нескольких организаций. Компания, из которой выделились новые субъекты, продолжает свое функционирование. Реорганизация в форме выделения актуальна при наличии этих обстоятельств:
Реорганизация в форме выделения может вызвать подозрения со стороны налоговых структур. Связано это с тем, что разделение субъекта может осуществляться с целью ухода от налогов.
Пошаговая инструкция по выделению
Реорганизация в форме выделения – это образование одного или нескольких новых субъектов. Осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим алгоритм проведения процедуры:
Процедура считается оконченной с даты госрегистрации нового субъекта. Обычно она занимает 2-3 месяца. Однако этот срок может растянуться при возникновении затруднений. Наиболее распространенные проблемы: споры из-за раздела имущества или разделения долгов перед кредиторами.
К СВЕДЕНИЮ! Иногда выделение выполняется по судебному решению. Последнее обычно связано с антимонопольным законодательством.
Какие бумаги нужны для реорганизации
В ФНС предоставляются эти документы:
Для регистрации ЮЛ потребуются эти бумаги:
Иногда могут потребоваться другие документы.
Особенности баланса
Разделительный баланс – это главный документ, на основании которого осуществляется реорганизация в форме выделения. В нем фиксируется распределение активов, передача их новой фирме. Законом не установлена форма этого документа. То есть она может быть свободной. Но в балансе должны содержаться эти существенные условия:
Перед оформлением разделительного баланса осуществляется инвентаризация. Нужна она для учета и оценки стоимости имущества.
Бухучет реорганизации
В абзаце 7 пункта Указаний, установленных Приказом Минфина №44н от 20 мая 2003 года, указано, что реорганизация в форме выделения не предполагает внесение записей в бухучет. Однако на практике записи вносятся. Нужно это для сопоставления данных бухучета до и после выделения. Для учета применяется вспомогательный счет. Обычно это счет 00. По ДТ00 фиксируется передача активов, по КТ – пассивов. Новый субъект, который принимает собственность и обязательства, фиксирует в своем бухучете обратные записи. Правильность учета можно проверить. Для этого обороты по ДТ и КТ соотносятся. Они должны совпадать друг с другом.
В законах нет нормы о том, что общая цена передаваемых активов должна быть равной общей стоимости передаваемых пассивов. В абзаце 4-5 пункта 39 Указаний прописано, что, если стоимость чистых активов субъекта, появившегося в процессе выделения, ниже или выше размера уставного капитала, разница регулируется во вступительном балансе.
Пример
Есть организация с капиталом 10 тысяч рублей. Учредители приняли решение о том, что из нее будет выделена организация с капиталом 10 тысяч рублей. Он образован из нераспределенной прибыли первого субъекта. По балансу второй организации передается сырье стоимостью 20 тысяч рублей, дебиторский долг в размере миллиона рублей, обязательство в размере полмиллиона рублей. В учете фиксируются эти проводки:
То есть в учете отражается переход активов и обязательств реорганизуемой фирмы.
Налоговый учет
Передача ОС, активов и прочего имущества не считается реализацией или безвозмездной передачей. То есть, в рамках процедуры не образуется объектом обложения НДС (пункт 3 статьи 39 НК РФ, пункт 2 статьи 146 НК РФ).
Особенности реинжиниринга бизнес-процессов
Организации, которые были созданы давно, как правило используют устаревшие управленческие идеи. Это делает фирмы менее конкурентоспособными. Потребность в реинжиниринге возникает тогда, когда требуется преобразовать бизнес-процессы, реализовать все имеющиеся возможности. Это адекватная мера, если компания пытается выжить среди конкурентов, улучшить свои позиции на рынке.
Что собой представляет реинжиниринг бизнес-процессов
Инжиниринг – это комплекс инструментов для формирования бизнеса. Используемые методы должны способствовать достижению поставленных целей. Бизнес-процесс – это комплекс действий, направленных на создание качественной и конкурентоспособной продукции. Реинжиниринг представляет собой масштабную перестройку деловых процессов. Обеспечивает быстрое улучшение всех ключевых показателей, таких как цена, качество, сервис и скорость развития. Реинжиниринг отличается этими характеристиками:
Если улучшение бизнес-процентов не отличается рассматриваемыми характеристиками, оно будет носить другое название.
Вопрос: Российская организация (ОСН) приобрела инжиниринговые услуги у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах. Услуги были оказаны иностранным контрагентом в 2015 г. Оплата оказанных контрагентом услуг российской организацией не произведена. Кредиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности списана. Возникает ли у российской организации обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента в периоде списания кредиторской задолженности?
Посмотреть ответ
Отличия реинжиниринга от простого улучшения
Рассмотрим основные отличия реинжиниринга от совершенствования:
Реинжиниринг отличается повышенными рисками. Простые улучшения характеризуются умеренным риском.
Для каких организаций актуален реинжиниринг
Как уже упоминалось, реинжиниринг отличается высокими рисками, поэтому он практикуется не так часто. Перед проведением преобразований нужно проанализировать, действительно ли они так необходимы. Рассмотрим случаи, когда реинжиниринг необходим:
К СВЕДЕНИЮ! Перед проведением реинжиниринга нужно проанализировать, имеются ли у компании необходимые ресурсы для преобразования.
Основные этапы реинжиниринга
Реинжиниринг подразделяется на четыре этапа:
Это лишь примерная схема внедрения бизнес-процессов. На практике рассматриваемые этапы реализуются параллельно.
Принципы формирования бизнес-процессов
Бизнес-процессы, внедряемые на предприятии, могут быть самыми разными. Однако у них есть общие характеристики. Рассмотрим принципы, на основании которых формируются любые процессы:
Преобразование обеспечивает внедрение современных деловых процессов при сохранении преимуществ традиционного уклона.
Разновидности реинжиниринга бизнес-процессов
Преобразование деловых процессов классифицируется по ситуативному признаку:
Также реинжиниринг подразделяется на категории в зависимости от характера преобразований:
То есть преобразования отличаются по масштабам реализации.
Этапы реинжиниринга деловых процессов
Преобразование подразделяется на следующие этапы:
Без грамотного анализа состояния компании и планирования успешная реализация преобразований невозможна.
Ошибки и риски при внедрении преобразований
Несистемный подход к преобразованию, неверная оценка деятельности компании, отсутствие последовательности и достаточных ресурсов – все это приводит к тому, что реинжиниринг не обеспечивает достижения поставленных целей. Компания тратит много средств на преобразование, однако новые бизнес-процессы внедрить не получается.
Организация эффективного управления
Главная страница » Блог » Реорганизация бизнес процессов — инструкция по применению
Реорганизация бизнес процессов — инструкция по применению
Что такое реорганизация бизнес процессов? И зачем это нужно?
Представьте, что вы хотите приготовить вкусное блюдо. На столе аккуратно разложены мясо и овощи. Шеренга баночек со специями говорит о претензии на что-то необычное, а тому, как разложены ножи и прочие инструменты, позавидовал бы первоклассный хирург. Тарелки, плошки, разделочные доски — все готово для волшебства. В такой ситуации процесс приготовления не только приносит удовольствие, но и правда напоминает волшебство — все понятно и находится на своих местах, а значит, играючи вступает в действие, появляясь в ваших умелых руках.
«Волшебство» возможно тогда, когда оно организовано. Именно поэтому реорганизация бизнес процессов — это первый шаг на пути улучшения и оптимизации.
Реорганизация бизнес процессов нужна для того, чтобы клеточки шахматной доски были ровными, между ними не было зазоров, а каждая фигура стояла на своем месте. Иными словами, реорганизация бизнес процессов производится для формирования ровной и упорядоченной системы бизнес процессов, в которой границы бизнес процессов подогнаны друг к другу, связаны между собой промежуточными продуктами, а участники, их ответственность, полномочия и иерархическая структура — понятны и соотносятся с границами процессов.
Фууууф. Надеюсь, у вас получится прочитать предыдущее предложение на одном дыхании. Короче, реорганизация нужна, чтобы каждый занимался своим делом. Пока что звучит просто, да? Думаю, что так, но в действительности это одна из сложнейших задач. Хорошая новость — если вам удастся провести реорганизацию, все проекты улучшения и оптимизации обречены на успех. И еще одна хорошая новость — реорганизацию можно проводить поэтапно, нужно только соблюдать несколько правил. О них расскажу в конце статьи.
Реорганизация бизнес процессов — инструкция по применению
1. Кто в игре? Организационные единицы и структура
Реорганизация затрагивает две структуры — организационную структуру и структуру бизнес процессов. До тех пор, пока структура бизнес процессов не определена, она может и будет меняться по нашему усмотрению — через границы и продукты процессов. В таком случае нужно опираться на организационную структуру как на понятную и сформированную. Это означает, что реорганизация бизнес процессов должна начинаться с ревизии участников процессов и формирования подробной орг структуры.
Вот вроде бы что тут сложного? Нужно всего-то ответить на вопрос — кто, на каких должностях у нас работает и какова иерархия подчинения? Но мне часто доводилось сталкиваться с тем, что организационной структуры или нет вовсе, или она очень поверхностна для наших задач, или не соответствует действительности. Так что начинаем с ревизии организационных единиц и построения орг структуры.
Не углубляясь в способы построения, скажу лишь, что нам нужна структура, содержащая:
В итоге у нас должна получиться детальная организационная структура, которая позволит перейти к следующему этапу.
Организационная структура
2. Ревизия функций, полномочий и коммуникаций
При выявлении процессов на основании действующей организационной структуры следующим шагом нужно выяснить — что делает каждая организационная единица, какие полномочия имеет и с кем, по каким вопросам взаимодействует. Задача не очень сложная, но объемная и кропотливая.
Ревизия функций
3. Шахматная доска — как функции и коммуникации складываются в процессы
Отношений функций к процессам
Добавлю лишь, что выявленные полномочия и взаимодействия орг единиц используются для проверки состава и границ выявленных процессов. Нередки случаи, когда сотрудник забывает о тех или иных функциях, но отлично рассказывает о них с точки зрения коммуникаций. Например, сотрудник может не сказать о том, что он выполняет функцию консультирования по каким-то вопросам, однако он точно вспомнит об этом, когда будет рассматривать вопрос с точки зрения коммуникаций. Да и не бывает так, что коммуникации есть, а процесса нет.
4. Простое — понять, что не так в структуре процессов
Самая простая часть алгоритма — понять, что не так в организационной и структуре процессов. Думаете, я преувеличиваю и это сложно? Смею вас заверить, если вы выполнили предыдущие три шага, то все отклонения, нестыковки, дублирование функций, ненужные действия и прочее — станут очевидны для вас.
С точки зрения организационной структуры, нужно смотреть на следующее:
5. Сложное — понять и зафиксировать, как должна выглядеть структура процессов
Как я сказал выше, понять что не так в общем-то просто. А вот понять, как должно быть — это задачка посложнее. С одной стороны, если рассуждать на относительно высоком уровне, то все просто. Просто должно быть эффективно (хорошо, красиво, волшебно). С другой стороны, мы понимаем, что «дьявол в деталях» и нам ведь еще предстоит это реально сделать, а значит, здесь проявляется куча «но» и «если». Строго говоря, необходимо учитывать ограничения.
Поэтому сложно выдать некий универсальный процесс, который бы позволил вам понять «как надо». Каждый случай уникален. Но общие рекомендации таковы:
6. 80-й уровень — обеспечить слияние процессной и организационной структур
Реорганизация бизнес процессов начинается с орг структуры и ею заканчивается — мы используем действующую орг структуру, чтобы составить структуру процессов и привести орг структуру в соответствие процессам. Структура процессов, как вы понимаете, приоритетна, так как именно она отражает то, как делаются дела в компании. Поэтому основные усилия по синхронизации структур будут направлены на организационную составляющую.
Чтобы структура бизнес процессов и организационная структура соответствовали друг другу, понадобится изменить несколько вещей. Изменения могут затронуть:
Не буду углубляться в методологию и инструменты управления изменениями, это отдельная и обширная тема. Но чтобы изменить орг структуру, вам точно понадобится:
Самый важный момент — вся документация должна быть простой для работы и должна быть легко доступна сотрудникам. Кстати, если вы можете видеть динамику обращения сотрудников к документации, это может послужить отличным индикатором изменений.
На самом деле говорить о том, как обеспечить внедрение изменений, можно до бесконечности. Но без того, что я написал выше, точно не обойтись. Проверено.
Структура бизнес процессов через призму организационных единиц
7. Невероятное — стабилизировать новые структуры
Если вы выполнили все предыдущие шаги и дошли до этого, последнего пункта, спешу вас поздравить — вы уже заслужили место на доске почета. Но открывать шампанское еще рано.
Проблема в том, что любая система в течение некоторого времени после изменения стремится вернуться к предыдущему состоянию. В особенности это касается людей. Представляете, как тяжело искоренить какую-то привычку?
Поэтому изменение необходимо стабилизировать, дать прижиться новой структуре. И поэтому так важно, о чем я писал раньше — дать время на переход от старой структуры к новой, контролировать и управлять процессом перехода. Это тоже вопрос управления изменениями.
Хочу обратить внимание на несколько базовых моментов:
Наверное, лучший совет, который я слышал по внедрению изменений звучит так:
Я не говорил, что реорганизация бизнес процессов — это просто. Наоборот, это очень сложно. Но дальнейшие шаги, направленные на улучшение и оптимизацию процессов, а значит, на улучшение финансовых показателей компании, будут крайне сложными без реорганизации.
Бонус. Поэтапная реорганизация бизнес- процессов
Реализовать проект реорганизации сразу для всей компании непросто. Поэтому довольно часто мы выбираем поэтапный поход. В качестве этапа можно рассматривать процесс или структурную организационную единицу верхнего уровня — реорганизовали один процесс или департамент, затем пошли к следующему.
Рекомендации для поэтапной реорганизации бизнес процессов
В этой статье я целенаправленно не упомянул один вопрос. Попытайтесь найти вопрос. Если вы найдете вопрос, то ответ станет очевидным. Это позволит вам полностью осознать суть реорганизации бизнес процессов.
Оптимизация бизнес-процессов: 5 шагов
Аудиоверсия этой статьи
Оптимизация бизнес-процессов компании помогает увеличить прибыль предприятия, устранить риски и уменьшить расходы путем реорганизации всей деятельности или отдельных операций. Самый простой пример – переход на современное оборудование. Совершенствование помогает увеличить количество клиентов и обойти конкурентов за счет сокращения себестоимости продукции и повышения качества товаров
Под бизнес-процессом понимают последовательность действий одного или нескольких людей, направленную на получение результата. Его главная черта – участие людей. Если такой процесс автоматизирован, его относят к технологическим цепочкам.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Instagram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Instagram
Что значит оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация – комплекс задач и инструментов, которые направлены на улучшение отдельных операций или всей деятельности компании. Некоторые руководители часто неверно трактуют понятие оптимизации, полагая, что оно означает сокращение числа сотрудников. Данная мера применима лишь в случае, когда грамотное управление и улучшение бизнес-процессов в компании привело к уменьшению нагрузки на работников. Однако список возможных решений не ограничивается увольнением.
Благодаря оптимизации бизнес-процессов в организации удается:
ускорить выполнение операций;
сократить себестоимость товаров или услуг;
повысить качество товара и удовлетворенность клиентов;
сделать ход выполнения операций и распределение ресурсов более прозрачным;
улучшить контроль над деятельностью бизнеса;
получить свободные ресурсы и пространство для развития;
усовершенствовать систему планирования и управления.
Кредиты от Сбербанка
Получите кредит для бизнеса на любые цели – с возможностью подать заявку онлайн
Как понять, что необходима оптимизация бизнес-процессов
Есть ряд признаков, которые говорят, что в компании требуется улучшать бизнес-процессы.
Из-за несогласованности на решения и выполнение операций уходит много времени.
Бизнес-процессы на предприятии не контролируются (нет владельца бизнес-процесса).
Качество услуг или товаров ниже ожидаемого, процент возвратов высок, покупатели оставляют негативные отзывы.
Контроль преимущественно осуществляется не за результатом работ, а за сотрудниками.
Отсутствует разграничение ответственности по уровням.
Связи между отделами работают плохо. Пример – сотрудники, занимающиеся продажами, не знают об акциях.
Численность работников и отделов растет, но результаты не меняются, а доходы сокращаются.
Управление бизнес-процессами для малого бизнеса
Пошаговая инструкция по оптимизации бизнес-процессов в компании
Шаг 1. Определите цель оптимизации
Цель оптимизации зависит от стратегии компании, ее рода деятельности и позиции предприятия на рынке. Вот несколько примеров целей оптимизации:
оптимизация затрат и снижения себестоимости товаров;
уменьшение срока изготовления продукции;
сокращение времени доставки продукции.
Шаг 2. Опишите бизнес-процессы «как есть»
На этом шаге нужно выполнить анализ и описание бизнес-процессов «как есть». Для этого нужно составить список всех процессов и для каждого ответить на такие вопросы:
Каковы «вход» в бизнес-процесс и «выход» из него?
Какие процедуры включает процесс?
Кто выполняет каждую процедуру?
Каков результат ее выполнения? (можно попробовать оценить результаты в деньгах)
Кто получает результат и что он с ним делает?
В результате получается подробная карта. При ее анализе выявляют все преимущества и недостатки деятельности организации. Это помогает уточнить список задач и целей.
💡 Лайфхак
Чтобы понять, как работает бизнес-процесс, проведите интервью с сотрудниками, которые в нем участвуют. Цель интервью – понять, как все происходит на самом деле. Желательно, чтобы интервью проводили сторонние эксперты – в этом случае повышается вероятность того, что сотрудник будет максимально откровенен.
Шаг 3. Поиск недостатков и «узких горлышках»
На данном этапе нужно выявить проблемные участки как отдельных бизнес-процессов, так и бизнеса в целом. Не исключено, что есть повторяющиеся проблемы. Пример узкого места отдельного бизнес-процесса: выходные дни мебельный салон заходит достаточное количество покупателей, однако продажи не растут. Узкое место – продавцы-консультанты, в выходные их столько же, сколько и в будние дни. В итоге клиенты приходят, им не уделяют внимания и продажи не происходит.
На этом этапе анализа учитывают:
время работы салона;
преимущества для клиентов;
💡 Лайфхак
Чтобы выявить узкое место, можно попробовать оцифровать каждый этап бизнес-процесса. Допустим, ежемесячно юристам поступает 10 заявок на заключение договора. На первое согласование контрагентам в течение месяца уходит 4 договора, на повторное согласование – 3 договора. Заключают же лишь 2 договора из 10.
В этом примере сбой происходит между первым и вторым этапом – лишь 4 договора из 10 уходят оперативно на согласование. Здесь нужен анализ – возможно, в юридической службе работает только 1 юрист, вторая возможная причина – юристов достаточно, но они не получают необходимую информацию от инициаторов заключения договоров. Выявить причины также помогают интервью с сотрудниками.
Шаг 4. Описание желаемого бизнес-процесса
После того, как будут описаны бизнес-процессы «как есть» и выявлены узкие места, нужно описать, как должно быть.
Простой пример: менеджер по продажам общается с клиентом по телефону и вносит информацию в таблицу Excel. Зачастую, клиенту надо перезванивать с некой периодичностью, однако у менеджера нет инструмента, который бы напоминал о коммуникации с покупателем. В данном примере – желаемый результат, чтобы клиент утром получал напоминани, кому надо позвонить, на каком этапе переговоров он находится и другую важную информацию. Хорошим решением может быть CRM система. Но чтобы прийти к такому решению, нужно сначала описать видение будущего результата. Когда вы поймете, как должно быть, то сможете найти оптимальное решение.
Шаг 5. Внедрение изменений
На этом этапе важно проявлять гибкость и просчитывать риски. Дело в том, что все бизнес-процессы взаимосвязаны и изменение одного из них может привести к негативным последствиям для другого. Например, владелец бизнеса понял, что узкое место – продавцы консультанты, он нанял еще 5 человек, заказов прибавилось, однако производство перестало с ними справляться. Начал возникать брак из-за спешки, в итоге – недовольные клиенты и много жалоб.
Чтобы избежать подобных рисков, можно внедрять изменения в отдельные бизнес-процессы постепенно. Например, как в примере с мебельным магазином, взять сначала 1-2 консультантов, которые будут работать по выходным и посмотреть, как изменится выручка, как производство будет справляться с заказами.
Персонал обычно сопротивляется любым изменениям, особенно тем, которые потенциально могут привести к сокращению численности за счет автоматизации. Важно объяснить людям, что оптимизация бизнес-процессов происходит не для увольнения части работников, а для повышения эффективности предприятия. При увеличении доходов компании заработные платы тоже вырастут. Сотрудников, которые наверняка окажутся «не у дел», можно отправить на дополнительное обучение и затем предложить им поработать на новых направлениях.
💡 Лайфхак
Чтобы показать персоналу, что изменения позитивно скажутся на их работе, можно в течение месяца работать по двум схемам – старой и новой. Например, часть персонала работает с таблицами Excel, а часть – в новой CRM. Затем вы сравниваете результаты обеих групп. Конечно, во вторую группу нужно включить тех, кто не только не сопротивляется переменам, а, напротив, всячески их поддерживает.
Топ-5 ошибок оптимизации
Слишком резкие изменения. Внедрение новых алгоритмов и отказ от старых, в том числе рабочих, целесообразен, если предприятие балансирует на грани банкротства. В остальных случаях это приводит как минимум ко временной остановке производства, так как новые процессы еще не налажены, а прежние уже не применяются.
Завышенные требования. Строго прописанные требования загоняют компанию в узкие рамки. Другая проблема – слишком большие траты ради идеализации. Например, покупка мощных программ для маленькой компании. Их стоимость превышает возможные доходы от использования высоких технологий.
Отсутствие учета человеческого фактора. Если есть желание сделать бизнес-процессы согласованными, понятными и эффективными, работать нужно и с персоналом. Выявите сильные и слабые стороны сотрудников и проведите обучение. Иногда хороший результат дает дополнительная мотивация.
Неправильная постановка задачи. Если что-то пошло не так еще на этапе анализа и определения целей, результаты не будут соответствовать ожиданиям. Примеры подобной ошибки – сильный акцент на второстепенных факторах или несоответствие цели затратам.
Слишком активная вовлеченность руководства. Найдите золотую середину. Если руководитель уделяет много времени контролю и анализу, понижается его эффективность, соответственно сокращается прибыль. Если предприятие большое, разумнее доверить оптимизацию сторонним экспертам, обладающим навыками в этой области. Каждый представитель приглашенной компании должен быть занят теми задачами, которые лежат в зоне его обязанностей и компетенции.
Главная ошибка – это оптимизация ради оптимизации. Проводить ее нужно, когда в этом есть необходимость, иначе она станет дополнительной нагрузкой на персонал, отвлечет внимание от первостепенных задач и вызовет отток сотрудников. Это прибавит количество строк в списке расходов и даже может стать причиной банкротства и прекращения производства.
Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Вместо заключения: 3 совета по оптимизации
Совет 1. Назначьте руководителя, ответственного за оптимизацию бизнес-процессов. Статус, ресурсы, навыки и особенности характера этого человека должны сочетаться с задачами, возложенными на него. Например, не стоит ставить на это место начальника отдела. Лучший вариант – заместители руководителей или генеральный директор. Последний берет на себя дополнительные обязанности только на небольших предприятиях, в остальных случаях разумнее распределить задачи.
Совет 2. Привлеките сторонних экспертов, которые взглянут на ваш бизнес со стороны. При этом е стоит соблазняться низкими ценами: на первое место поставьте качество услуг. Выберите организацию или эксперта с опытом, обязательно изучите отзывы.
Совет 3. Создайте проектную группу, в которую включите как консультантов, так и сотрудников компании. Первые займутся обучением персонала, вторые – внедрением новых инструментов и технологий. Такой подход улучшит все этапы производства.
Методы оптимизации бизнес-процессов
1. Инжиниринг. Дословный перевод с английского – проектирование, изобретение. Способ представляет собой внедрение информационных технологий в модель бизнеса. Понятие «инжиниринг» балансирует на грани между производством и наукой. Метод создает технико-технологическую базу. Он подразумевает введение технологий менеджмента и пересмотр способов управления компанией и отделами. Модернизация может заключаться в улучшении обслуживания объектов, изменении методов эксплуатации инструментов и т. д.
2. Реинжиниринг. Радикальный метод, инструменты которого связаны с полной сменой системы работы. Это рискованный вариант, часто сопряженный с большими вложениями. Его выбирают в случае с убыточным бизнесом, чтобы реанимировать компанию, близкую к банкротству. Однако реинжиниринг не всегда приносит результат, поэтому подготовьтесь к возможному закрытию предприятий. При реорганизации сокращают ресурсы и кадры, объединяют отделы и т. д.
3. CPI – непрерывное совершенствование. Метод противоположен предыдущему: изменения внедряются в процессы предприятия с сохранением основ. Процедура совершенствования длительная, на каждом этапе отслеживают ее эффективность. Реорганизацию начинают с маленького отдела или одного процесса. При повышении показателей изменения распространяют на все производство. Параллельно повышают квалификацию персонала и вводят новые инструменты.
4. TQM – управление качеством. Метод подразумевает создание нового продукта, отвечающего потребностям клиентов. Товар или услуга могут заменять уже имеющиеся. Задача мероприятий – улучшение производственных процессов в условиях ограниченного времени. Данную технологию оптимизации также применяют для параллельного повышения клиентоориентированности. Для реализации TQM обязательно нужны документы системы качества.