Что предполагает результативность внеурочной деятельности
Результативность и эффекты внеурочной деятельности.
В явном виде (зафиксировано в ФГОС НОО) внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.
Остановимся особо на понимании результатов и эффектов воспитательной деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.
Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.
Уточним понятие результата, рассмотрим его уровненную структуру. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Здесь нужно оговориться, что в случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
— формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Уровни результатов внеурочной деятельности позволяют в стоимостном выражении оценить как сами программы внеурочной деятельности (программы, обеспечивающие первый уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающие второй уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников).
Организационно-методической основой реализации внеурочной деятельности может стать методический конструктор. Используя этот конструктор, можно самостоятельно учитывать имеющиеся ресурсы, желаемые результаты, специфику образовательного учреждения при проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.
Для каждого направления внеурочной деятельности в методический конструктор входит:
— краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности;
— описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут этот вид внеурочной деятельности;
— представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.
Краткое описание методического конструктора для некоторых видов деятельности представлено в Приложении 2.
Итак, выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
во-первых, разрабатывать программы курсов внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Доклад на тему: «Эффективность занятий по внеурочной деятельности в начальной школе».
Доклад для пед.совета об эффективности занятий по внеурочной деятельности в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Эффективность занятий по внеурочной деятельности в начальной школе».»
«Эффективность занятий по внеурочной деятельности в начальной школе».
Учитель начальных классов
Сегодня для образовательных учреждений на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Внеурочная работа в начальной школе МБОУ СОШДС № 15 ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Выбранные школой в 1–4 классах курсы являются образовательными учебными программами внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данные курсы продолжают учебные программы по следующим предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.
Задачи внеурочной деятельности школы:
— обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,
— организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
— включение учащихся в разностороннюю деятельность;
— формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
— развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
— сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
— воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
— развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)
— для формирования здорового образа жизни;
— углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.
Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:
— первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
— второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
— третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
— представление коллективного результата группы обучающихся;
— индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
— качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. На общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности. Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.
С целью создания системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО в школе организован мониторинг эффективности внеурочной деятельности Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности. Задачи мониторинга: получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в гимназии; отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей; организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности; подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга; подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.
Критерии мониторинговых исследований:
— личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности — усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
— сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения и пр. (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т. п.);
— качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.
Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы внеурочной деятельности:
— рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
— удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
— востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
— расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;
— положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях и т. п. системы дополнительного образования школьного/районного/городского уровней;
— положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т. п. школьного / районного / городского уровней;
— успешность участия школьников в проектах различного уровня школьного, районного, регионального уровня (победители в % к общему кол-ву школьников);
— расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;
— повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;
— расширение социально-педагогического партнерства;
— общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т. п.);
— расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности школы;
— сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.
Формы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определило образовательное учреждение. Это кружки, спортивные секции, экскурсии, праздничные мероприятия, соревнования, конкурсы. Посещая занятия внеурочной деятельностью, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации начальной школой выбрана оптимизационная модель на основе использования всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В реализации данной модели принимают участие учителя начальных классов, физической культуры, музыки, изобразительного искусства. Координирующую роль выполняют классные руководители 1–4 классов, которые в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействуют с педагогическими работниками, ведущими внеурочную деятельность в их классах, организуют в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности детей в рамках деятельности классного коллектива, организуют систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, организуют социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Контроль качества организации и проведения внеурочной деятельности осуществляет администрация образовательной организации. Таким образом, выбранная начальной школой оптимизационная модель имеет преимущества в плане создания единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Изучая, результативность и эффективность внеурочной деятельность с позиции обучающихся, важно получить ответы на ряд вопросов:
— сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, пережить интересный опыт, чему-то научиться;
— интересно ли ребенку посещать кружковые занятия;
— сложились ли у него позитивные отношения с одноклассниками и педагогами;
— какое настроение во время участия в творческой жизни школы.
Ответы на подобные вопросы мы находим, прежде всего, в активности учащихся в творческой жизни школы. Школьникам значима ситуация успеха, они занимаются тем, что им интересно. Для них важно, чтобы заметили их возможности, помогли стать успешными, поддержали в стремлении творить и созидать. На сегодня мы отмечаем высокий уровень активности участия в различных школьных мероприятиях. Педагоги отмечают у детей отсутствие скованности перед своими выступлениями. Наблюдая за детьми, мы видим роль их социальной активности, желание участвовать в мероприятиях, в том числе познавательного характера (олимпиады, конкурсы).
Школьные тематические выставки рисунков и поделок являются ярким примером активности и творчества учащихся. По итогам праздников и выставок все участники получают заслуженные грамоты и дипломы.
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся, является духовно – нравственное направление. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Система внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ СОШДС № 15 в 2018-2019 году была выстроена в соответствии со следующими направлениями:
Спортивнооздоровительное Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Духовно-нравственное Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.
Социальное Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности.
Общекультурное Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Формы организации внеурочной деятельностью: экскурсии, соревнования, беседы, выставки. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение определяет самостоятельно.
Сообщение «Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим показателям:
— включенность учащихся во внеурочную деятельность ;
— результативность участия в мероприятиях различного уровня;
— рост социальной активности обучающихся (социальные практики);
— рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);
— уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),
— уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
— сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);
— качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
— удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Результативность внеурочной деятельности.
Первым этапом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния .
При этом следует рассмотреть следующие аспекты:
— включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
— соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
— ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используются бланки, которые заполняется классным руководителем раз в полугодие.
Охват учащихся 1 а класса внеурочной деятельностью (Таблица 1)
Участие учащихся 1а класса во внеурочной деятельности (Таблица 2)
Диагностика достижений две таблицы (3 и 4)
Таблицы позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей в делах класса и школы.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего и основного образования ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — это последствие результата, влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
В качестве диагностических приемов и методик мониторинга можно использовать:
-тесты и другие варианты измерения результативности воспитательного процесса.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов
Особенности возрастной категории
Приобретение школьником социальных знаний
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность.
Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, с оздать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по само воспитанию (самоизменению).
(2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом
Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, кол лектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой сис темы .
( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне про странства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности работы по вопросам воспитания.
Эффективность внеурочной деятельности
Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность . Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Два основных критерия эффективности внеурочной деятельности:
1) продуктивность деятельности;
2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Подбор методик для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности производит c я в соответствии с избранными критериями и показателями поэтапно.
Исходя из этого, выделяют три основные предмета диагностики :
Личность самого воспитанника
Профессиональная позиция педагога
Важным аспектом мониторинга внеурочной деятельности является подбор критериев и показателей эффективности внеурочной деятельности.
Это процесс является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности внеурочной деятельности работы педагога.
При изучении эффективности внеурочной деятельности используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда воспитанникам