Что предполагает сетевая технология обучения
Технологии дистанционного обучения
Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. За это время появились не только более удобные и быстрые способы передачи материала ученикам, но и педагогические методики, которые повышают качество и эффективность обучения на расстоянии.
Из этой статьи вы узнаете, что такое технологии дистанционного обучения, какими они бывают, какие преимущества, недостатки и перспективы у них есть.
Что такое технология дистанционного обучения?
Технологии дистанционного обучения – это комплекс технических и методических инструментов, обеспечивающий все необходимые процессы для качественного обучения.
Технологии дистанционного обучения решают такие задачи, как:
Без этих элементов образовательный процесс затрудняется и теряет качество результатов.
Какими бывают технологии дистанционного обучения?
Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:
На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:
Кейс-технология
Кейс-технология – это передача учащемуся готового набора учебно-методического материала для самостоятельного изучения. Это старейший вид дистанционного обучения, но он все еще пользуется спросом, особенно при заочном обучении в вузе. Обратная связь осуществляется через проверку контрольной работы преподавателем или консультантом и повторной ее отправкой студенту.
Из его плюсов – малое отличие методического подхода от традиционного обучения, из-за чего существует много эффективных способов скомпоновать курс.
Из минусов – если учебные материалы передаются на физических носителях – в виде книг, CD-дисков, флеш-накопителей – стоимость обучения для преподавателя растет прямо пропорционально количеству учеников. Кроме этого у такого вида дистанционного обучения очень низкая интерактивность, что значительно снижает его качество.
ТВ-технология
ТВ-технология – это дистанционное обучение посредством телевидения. Студенты получают видеоуроки в хорошем качестве через свой телевизор. Такого рода дистанционное обучение было популярно во второй половине прошлого века и сильно повлияло на развитие e-learning – интерактивного вида обучения с использованием большого количества мультимедиа.
Из плюсов такого вида обучения – доступность и интерактивность, хорошее качество передачи изображения.
Минусы – зависимость от расписания уроков для студентов и высокая цена создания и запуска такого обучения для автора курса.
Сетевая технология
Сетевая технология – это дистанционное обучение, при котором ученик получает доступ к урокам через Интернет или локальную сеть. Относительно новая технология дистанционного обучения, которая стала трендом и заняла большую часть рынка обучения за последние годы.
У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.
Минусы – это необходимость иметь минимальную компьютерную грамотность и доступ в Интернет для студента и преподавателя.
Перспективы развития технологий дистанционного обучения
За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.
К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.
С точки зрения методик обучения, все большей популярностью пользуется мобильное обучение и микрообучение.
Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.
Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.
Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)
В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.
В качестве послесловия
Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.
В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.
Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.
Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Дата публикации: 10.10.2016 2016-10-10
Статья просмотрена: 3300 раз
Библиографическое описание:
Шапиро, К. В. Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий / К. В. Шапиро. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1 (123.1). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/123/32613/ (дата обращения: 19.12.2021).
Существенно меняется роль педагога при организации процесса обучения в новых условиях. Педагогу, более недостаточно уметь талантливо интерпретировать имеющиеся в его распоряжении источники знаний. Цель обучения сегодня: научить ребёнка искать источники информации, анализировать их на полноту, достоверность и актуальность, и на основе этого анализа синтезировать приблизительное знание о предмете, позволяющие на практике получать однозначные результаты решения задач.
Организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями без использования сетевых технологий практически невозможно.
Обучение с помощью сетевых технологий становится популярным способом приобретения как раз универсальных знаний и навыков. За счёт использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК) происходит отбор знаний, значимых для субъекта образовательного процесса в соответствии с его целями и задачами, поставленными именно сейчас, а не когда-то в далёком будущем, в соответствии с представлениями об их значимости для процессов саморазвития и самосовершенствования. В этом огромный гуманистический потенциал информационно-образовательной среды – удовлетворение индивидуальных запросов за счёт активного использования информационных технологий в учебном процессе.
Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест может быть технологически реализован различными средствами: группа в социальной сети, доска объявлений, конференция, сайт. В силу доступности использования сайтов, последнее время наибольшее распространение получила организация веб-квестов в формате самостоятельного сайта, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. В качестве платформы для создания такого учебного сайта служат различные конструкторы сайтов: Jimdo (http://ru.jimdo.com/), сайт Google и другие.
Структура организации веб-квеста достаточна проста для понимания каждым педагогом, а знания ИЕТ, необходимые для его реализации могут быть получены в ходе самообразования.
В качестве примера учебного веб-квеста можно рассмотреть квест “Royal London” (http://royallondon.jimdo.com/ ), созданный педагогом гимназии 528 Невскго района Санкт-Петербурга Хасиной М.М.
Блог является достаточно простым инструментом для реализации различных педагогических функций. Блог по своей сути является лентой сообщений, которая отражает текущее состояние вопроса. Блог прежде всего предназначен для управления деятельностью целевых групп. Идеально подходит для управления: ученическими проектами, деятельностью малых групп, классным коллективом, деятельностью профессиональной группы (методобъединение).
Блог позволяет интегрировать различные сервисы, позволяющие упростить работу по управлению. Например, облачный сервис Bloger позволяет встраивать интерактивные календари, формы и карты, разработанные в гугл. В сообщения блога можно встраивать также ссылки на интернет-ресурсы, фотографии и видеофрагменты.
Блог как инструмент вполне может подойти учителю для организации дистанционного обучения малочисленной целевой группы. Например, спортсменов или часто болеющих детей. Важной особенностью блога является простота управления.
Перед созданием блога педагог должен себе ответить на четыре вопроса:
— Что? Что я хочу поведать миру. Каково будет содержание моего блога. О чём именно из всего многообразия моей личности и педагогических функций я хочу поведать именно с помощью блога.
— Как? Язык блога отличается и от разговорного и от литературного языка. Язык блога должен быть максимально приближен к языку присущему большинству представителей целевой аудитории.
— Зачем? Какова конечная цель создания вашего блога? Вы хотите управлять текущей деятельностью? Или вы хотите координировать использование интернет ресурсов? А может быть вы хотите перенести туда часть образовательного процесса? Нужно чётко определить цели блога. И в случае дистанционного обучения тоже. Так как блог может выполнять роль системы адресной доставки заданий, а может быть средством управления деятельностью малой группы и т. п.
На странице «Полезно» сайта «Информатизатор» (www.informatizator.su) приведены ссылки на страницу блога Культиасовой Г. М. «Использование Веб 2.0-сервисов в педагогической деятельности», посвященную управлению блогами и блог «blogohelp», также рассказывающий о различных аспектах управления блогами.
Глог – сочетание слов «графический» и «блог». Глог можно определить как мульмедийную веб-страницу или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др.
Под глогом понимают и интерактивный плакат, т.е. средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Он должен обеспечивать взаимодействие содержания плаката с пользователем за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода.
Интерактивный плакат, созданный с использованием данного сервиса, позволяет учителю организовать самостоятельную работу школьника интересно, эффективно и безопасно.
К сожалению, сервис не имеет русскоязычного интерфейса, но русские шрифты в текстах можно включать. Интерфейс интуитивно понятен и прост, что делает сервис доступным для любого педагогического работника.
С помощью глога учитель может виртуализировать следующие процессы:
— собирать качественные информационные ресурсы по заданной теме,
— организовывать виртуальные классы,
— организовывать связь учеников не только внутри одного класса, но и ученического гетерогенного сообщества,
— комментировать и оценивать работу участников образовательного процесса.
Для обучающегося технология глога тоже предоставляет широкий круг возможностей организовать работу в индивидуальном режиме в соответствии со своими образовательными возможностями и потребностями.
Сегодня технология создания глогов получила широкое распространение в силу своей доступности и наглядности, технология его использования в новых условиях достаточно подробно описана. В качестве примера использования глогов в Петербурге можно выделить произведения учеников и учителей школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга (http://www.xn--500-5cd3cgu2f.xn--p1ai/index.php/innovatsionnaya- deyatelnost/glogi).
Сайт стал доступным средством для организации дистанционного обучения с появлением, доступных для пользователей, конструкторов, позволяющих в режиме текстового редактора создавать сайты. Таких платформ сейчас достаточно много. Но мы бы рекомендовали использовать сервис для создания сайтов от Google.
Google-сайты входят в систему Google, которая включает в себя большое количество различных служб: электронная почта Gmail, Google-документы, календари Google, служба обмена мгновенными сообщениями и др. Система Google — это мощный современный облачный интернет-сервис, который работает в рамках веб-браузера без инсталляции на компьютер пользователя. Доступ к данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).
В каких случаях следует использовать именно сайт? Сайт, отличие от блога необходим там, где возникает необходимость организации хранения и управления ресурсами. Сайт идеально подходит для организации сопровождения реализации основной образовательной программы. В этом случае нет необходимости организовывать полноценные дистанционные курсы, но есть необходимость предоставить обучающимся доступ к структурированным в соответствии с ООП электронными образовательными ресурсами. Сайт может быть использован для организации нелинейных форм внеурочной деятельности в формате исследования или проекта. Наличие в составе конструктора четырех шаблонов страниц (веб-страница, файловый менеджер, объявления и список) позволяют педагогу реализовать различные режимы взаимодействия с учащимися:
— оперативное информирование о событиях проекта,
— доступ к ЭОР в индивидуальном режиме,
— организация индивидуальных образовательных траекторий,
— организация коллективного взаимодействия,
— организация интеллектуального поиска.
Использование представленных сервисов позволит педагогу расширить арсенал инструментальных средств личной информационно-коммуникационной среды, развить ИКТ-компетентность до уровня, определяемого профессиональным стандартом и принять участие в формировании системы дистанционного обучения в своей образовательной организации.
Похожие статьи
Использование социальных сетей в образовательном процессе
непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение. Похожие статьи. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно—образовательном процессе.
Опыт применения мультимедийных технологий в обучении.
Достоинствами учебников в процессе дистанционного обучения являются их мобильность и
Как метод общения со студентами используется и электронная почта, по которой они могут
Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине.
Актуальность применения интерактивных плакатов для.
Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения
Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.
Изучение возможностей информационной среды.
образовательной системой до обучения и воспитания школьников.
Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и электронных дневников, который
С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе.
Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале.
В передовых исследованиях, электронное обучение характеризуют как процесс
Роберт И. В., под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с
Именно электронное обучение позволяет людям с повышенной занятостью обогащаться.
Организация проектной деятельности учащихся с помощью.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.
Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.
Области применения информационных и телекоммуникационных.
белгород, учебный процесс, гимназия, образовательное учреждение, интерактивная доска, внеучебная деятельность, образовательный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда.
Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров.
— организация учебного процесса (подготовка расписания, электронный документооборот
— дистанционное обучение (дополнительные самостоятельно осваиваемые студентами курсы, в целях
— компьютерный, интерактивный и онлайн контроль знаний по вопросам социальной.
Образовательный блог как средство взаимодействия.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный блог, блог, родитель, ребенок, учитель, классный блог, образовательный процесс, Назарово, положительная
Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.
ФИО. Электронная почта.
Использование социальных сетей в образовательном процессе
непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение. Похожие статьи. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно—образовательном процессе.
Опыт применения мультимедийных технологий в обучении.
Достоинствами учебников в процессе дистанционного обучения являются их мобильность и
Как метод общения со студентами используется и электронная почта, по которой они могут
Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине.
Актуальность применения интерактивных плакатов для.
Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения
Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.
Изучение возможностей информационной среды.
образовательной системой до обучения и воспитания школьников.
Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и электронных дневников, который
С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе.
Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале.
В передовых исследованиях, электронное обучение характеризуют как процесс
Роберт И. В., под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с
Именно электронное обучение позволяет людям с повышенной занятостью обогащаться.
Организация проектной деятельности учащихся с помощью.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.
Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.
Области применения информационных и телекоммуникационных.
белгород, учебный процесс, гимназия, образовательное учреждение, интерактивная доска, внеучебная деятельность, образовательный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда.
Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров.
— организация учебного процесса (подготовка расписания, электронный документооборот
— дистанционное обучение (дополнительные самостоятельно осваиваемые студентами курсы, в целях
— компьютерный, интерактивный и онлайн контроль знаний по вопросам социальной.
Образовательный блог как средство взаимодействия.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный блог, блог, родитель, ребенок, учитель, классный блог, образовательный процесс, Назарово, положительная
Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.
ФИО. Электронная почта.
Похожие статьи
Использование социальных сетей в образовательном процессе
непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение. Похожие статьи. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно—образовательном процессе.
Опыт применения мультимедийных технологий в обучении.
Достоинствами учебников в процессе дистанционного обучения являются их мобильность и
Как метод общения со студентами используется и электронная почта, по которой они могут
Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине.
Актуальность применения интерактивных плакатов для.
Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения
Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.
Изучение возможностей информационной среды.
образовательной системой до обучения и воспитания школьников.
Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и электронных дневников, который
С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе.
Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале.
В передовых исследованиях, электронное обучение характеризуют как процесс
Роберт И. В., под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с
Именно электронное обучение позволяет людям с повышенной занятостью обогащаться.
Организация проектной деятельности учащихся с помощью.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.
Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.
Области применения информационных и телекоммуникационных.
белгород, учебный процесс, гимназия, образовательное учреждение, интерактивная доска, внеучебная деятельность, образовательный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда.
Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров.
— организация учебного процесса (подготовка расписания, электронный документооборот
— дистанционное обучение (дополнительные самостоятельно осваиваемые студентами курсы, в целях
— компьютерный, интерактивный и онлайн контроль знаний по вопросам социальной.
Образовательный блог как средство взаимодействия.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный блог, блог, родитель, ребенок, учитель, классный блог, образовательный процесс, Назарово, положительная
Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.
ФИО. Электронная почта.
Использование социальных сетей в образовательном процессе
непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение. Похожие статьи. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно—образовательном процессе.
Опыт применения мультимедийных технологий в обучении.
Достоинствами учебников в процессе дистанционного обучения являются их мобильность и
Как метод общения со студентами используется и электронная почта, по которой они могут
Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине.
Актуальность применения интерактивных плакатов для.
Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения
Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.
Изучение возможностей информационной среды.
образовательной системой до обучения и воспитания школьников.
Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и электронных дневников, который
С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе.
Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале.
В передовых исследованиях, электронное обучение характеризуют как процесс
Роберт И. В., под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с
Именно электронное обучение позволяет людям с повышенной занятостью обогащаться.
Организация проектной деятельности учащихся с помощью.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.
Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.
Области применения информационных и телекоммуникационных.
белгород, учебный процесс, гимназия, образовательное учреждение, интерактивная доска, внеучебная деятельность, образовательный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда.
Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров.
— организация учебного процесса (подготовка расписания, электронный документооборот
— дистанционное обучение (дополнительные самостоятельно осваиваемые студентами курсы, в целях
— компьютерный, интерактивный и онлайн контроль знаний по вопросам социальной.
Образовательный блог как средство взаимодействия.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный блог, блог, родитель, ребенок, учитель, классный блог, образовательный процесс, Назарово, положительная
Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.
ФИО. Электронная почта.