Что предполагает системное свойство целостность в логистике
Элементы системы управления материальными потоками. Факторы, влияющие на логистическую систему
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Какие издержки учитываются при организации работы системы управления запасами?
1). по оформлению заказа;
2). по складированию и получению заказа;
3). по закупке продукции;
4). все ответы верны.
1). сеть взаимосвязанных между собой видов логистической деятельности, которые функционируют с целью
оперативного управления материальными потоками;
2).сеть взаимосвязанных между собой видов логистической деятельности, которые функционируют с целью
оперативного управления материальными, информационными, человеческими, финансовыми и др.
3).сеть взаимосвязанных между собой видов логистической деятельности, которые функционируют с целью управления транспортировкой грузов.
1). множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению материального и
сопутствующих ему потоков от одной системы до другой;
2). цепь, по которой проходят материальный и сопутствующие ему потоки, начиная от получения исходных
компонентов и до передачи готовой продукции потребителю;
3). линейно упорядоченное множество элементов логистической системы, интегрированных материальным
и сопутствующими ему потоками;
4). все ответы верны.
8) Распределите виды макрологистических систем в соответствии с характером взаимодействия участников логистических процессов:
1). логистическая система с прямыми связями;
2). эшелонированная логистическая система;
3). гибкая логистическая система;
А. производитель – посредник – потребитель;
Б. производитель – потребитель;
В. производитель – посредник – потребитель, производитель – потребитель.
9) Что предполагает системное свойство “целостность”:
1). наличие границ системы;
2). наличие связей между элементами системы;
3). наличие особенных свойств у системы, отличающихся от свойств ее отдельных элементов;
4). система состоит из взаимосвязанных элементов.
10) Макрологистическая система может рассматриваться на уровне:
2). субъекта федерации или региона;
3). структурного подразделения предприятия;
4). верны ответы 1 и 2;
5). верны ответы 2 и 3.
11) Основными причинами использования складов в логистических системах можно считать:
1). координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении;
2). уменьшение логистических издержек при транспортировке;
3). возможность изучения спроса потребителей;
4). верны ответы 1,2 и 3;
5). верны ответы 1 и 2.
12) Длина погрузочно-разгрузочного фронта грузовых работ зависит от:
1). количества технологических зон склада;
2). длины транспортных средств, прибывающих на разгрузку;
3). количества транспортных единиц, прибывающих на разгрузку;
4). верны ответы 2 и 3;
5). верны все ответы.
13) К элементам системы складирования относятся:
2). состав транспортных средств для доставки товара потребителям;
3). технологическое оборудование по обслуживанию склада;
14) Организация распределительной логистики включает:
1). организацию процесса сбыта готовой продукции с учетом принципов и методов логистики;
2). организация управления сбытом как совокупность логистических операций, логистических цепей и логистических систем;
3). оба ответа верны.
15) На уровне предприятия (микроуровень) логистика распределения ставит и решает следующие задачи:
1). организация отгрузки продукции;
2). определение оптимального количества расположения распределительных центров;
3). организация доставки груза;
4). верны ответы 1 и 3;
5). верны все ответы.
16) Какое определение для системы с фиксированным размером заказа в ответе правильное?
1). пополнение запасов является величиной постоянной, а очередная поставка товара осуществляется при
уменьшении запасов до критического уровня (точка заказа);
2). пополнение запасов осуществляется определенными фиксированными партиями через фиксированный
интервал времени между заказами;
3). все ответы верны.
17) Перечислите основные преимущества системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
— поступление материала одинаковыми партиями, приводит к снижению затрат на доставку и содержание запасов.
18) В расчете интервала времени между поставками используются следующие параметры:
1). количество рабочих дней за рассматриваемый период, потребность в товарно-материальных ценностях за
период, оптимальный размер заказа;
2). количество рабочих дней за рассматриваемый период, уровень текущего запаса, ожидаемое потребление
3). количество рабочих дней за рассматриваемый период, ожидаемое потребление за время поставки,
уровень гарантийного запаса;
4). все ответы НЕ верны.
19) Основная задача складской логистики:
1). формирование маршрутов доставки товара потребителям;
2). организация работы склада с минимизацией издержек на хранение
Г) несколько государств.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Что такое логистика:
а) наука, изучающая вопросы оптимизации материальных пото- ков;
б) искусство перевозки грузов;
в) предпринимательская деятельность;
г) наука о планировании, контроле и управлении потоков;
д.) все ответы верны?
2. В чем может проявляться эффект от применения принципов логистики:
а) уменьшатся затраты на сбыт продукции;
б) снизится сумма налогов, уплачиваемых предприятием;
в) сократится длительность производственно-коммерческого цикла;
г) интегрируются все производственные звенья предприятия?
3. В чем заключается цель логистического подхода:
а) управление материальными и финансовыми потоками;
б) управление складскими операциями;
в) сквозное управление материальными потоками;
г) все ответы верны?
4. Какова главная задача логистики:
а) оптимизация производственных запасов;
б) сокращение времени хранения и транспортировки грузов;
в) создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков;
г) создание информационной системы контроля запасов?
5. Чем характеризуется первый этап развития логистики:
а) интеграцией всех звеньев материалопроводящей цепи в единую систему;
б) объединением складского хозяйства и производства;
в) объединением складского хозяйства и транспорта;
г) перехода от «рынка продавца» к «рынку покупателя»?
6. Перечислите основные функциональные области логистики:
а) запасы, производство, сбыт, транспорт;
б) запасы, транспортировка, складское хозяйство, информация, кадры и обслуживающее производство;
в) закупка, переработка, изготовление, склад, сбыт;
г) все ответы верны?
7. Что является объектом изучения логистики:
а) материальные потоки;
б) финансовые потоки;
в) информационные потоки;
г) все ответы верны?
8. Что собой представляет концепция логистики:
а) эффективное управление хозяйственной деятельностью предприятия;
б) рационализация хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов;
в) оптимизация движения материальных потоков;
г) систему взглядов по управлению функциональными областями логистики?
9. Что собой представляет логистическая функция:
а) группу задач логистики;
б) комплекс взаимосвязанных целей по оптимизации материальных потоков;
в) укрупненную группу логистических операций;
г) способ достижения целей управления материальными потоками?
10. Какие основные методы используются при решении задач в области логистики:
а) методы исследования операций;
б) методы моделирования;
в) методы прогнозирования;
г) все ответы верны?
11. На чем основаны методы моделирования:
а) на решении математических задач;
б) на использовании компьютерной техники;
в) на составлении прогнозов;
г) на построении и изучении моделей систем и процессов?
12. На какие два общих вида делятся модели:
а) материальные и абстрактные;
б) изоморфные и гомоморфные;
в) математические и аналитические;
г) динамические и имитационные?
13. Сколько основных этапов присуще аналитическому моделированию:
Г) три?
14. При каком моделировании остаются непознанными закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логических процессов:
г) имитационном?
15. Какое моделирование отличается большими затратами:
в) имитационное;
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ
В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Тесты
При ответе на вопросы необходимо выбрать один правильный ответ.
1.Что собой представляет логическая система:
а) совокупность связанных между собой подразделений предприятия;
б) совокупность потоковых процессов;
в) комплекс взаимосвязанных логических функций;
Г) адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции
2. Что предполагает системные свойства «целостность»:
а) наличие границ системы;
б) наличие связей между элементами системы;
в) наличие особых свойств у системы, отличающихся от свойств элементов;
г) система состоит из взаимосвязанных элементов?
3. Отличительное свойство логистических систем:
а) наличие прочных связей между элементами;
б) взаимодействие с внешней средой;
в) наличие потоковых процессов;
4. Логистическая система может охватывать:
а) территорию предприятия;
в) отдельное государство;
г) несколько государств.
5. Логистическая система на микроуровне – это:
а) отдельное подразделение предприятия;
б) предприятие в целом;
г) верны ответы (а) и (б);
д) верны ответы (б) и (в).
6. На макроуровне решаются вопросы:
а) связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей;
б) связанные с функционированием отдельных звеньев
в) контроля за перемещением материальных потоков внутри
г) организации учета запасов на складе предприятия.
7. Что поступает из логистической системы во внешнюю среду:
а) материальные ресурсы, необходимые для производства необходимой продукции;
б) финансовые средства потребителей продукции;
в) готовая продукция предприятия;
г) все ответы верны?
8. Гибкие логистическкие системы – это
а) движение материальных ресурсов через посредников;
б) движение материальных ресурсов без посредников;
в) движение материальных ресурсов внутри предприятия;
г) нет верного ответа?
9. Для управления материальными потоками необходим:
а) ситуационный подход;
б) системный подход;
Г) не один из подходов.
10. Что собой представляет материальный поток:
а) движение грузов в логистической системе;
б) движение грузов вне логистической системы;
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Похожие статьи
CИСТЕМА «КАНБАН»
ОПТИМИЗИРОВАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (OPTIMIZED PRODUCTION TECHNOLOGIES – ОРT)
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ, ДЕТАЛЯХ И УЗЛАХ (MATERIALS REQUIREMENTS PLANNING – MRP)
Сказанное в предыдущих статьях в весьма общей форме отражает представление о системах, окружают нас в повседневной практической деятельности. И все же, сталкиваясь с различными видами систем – биологическими, техническими и другими, – мы практически всегда ощущаем интерес к их свойствам. Последние являются определяющими при выборе, изучении, проектировании любого вида систем.
К общим свойствам любой системы относятся:
Целостность системы проявляется в том, что существует некая совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Практически всегда в системах взаимодействие обусловливает и взаимозависимость данной совокупности элементов.
Организация представляет собой обязательное упорядочение, приведение сформировавшейся совокупности элементов в систему.
Членимость описывает возможность системы делиться на отдельные части, например подсистемы. Данные подсистемы могут быть разнородными, но, в то же время, совместимыми.
Структурированность отражает внутреннее строение чего-либо и конкретную взаимосвязь составных частей целого.
Интегративность определяет наличие специфических качеств системы, присущих только ей. Данные качества формируются определенной совокупностью элементов, которые не могут в отдельности воспроизвести качества системы.
Из рассмотренных выше определений термина «логистическая система», структурного состава ЛС, а также общих свойств систем следуют отличительные признаки, с учетом которых далее будут описаны основные свойства логистических систем.
Признак первый – наличие динамической составляющей логистической системы, то есть потокового процесса, выразителем которого выступает материальный поток.
Признак второй – определенные и четко выраженные системная целостность, объединенная единством, и своеобразная организованность, то есть планомерность, отличающаяся строгим порядком и взаимозависимостью материальных потоков.
Признак третий – наличие системы взаимосвязанных и взаимозависимых потоковых процессов (материальных, финансовых и информационных).
Таким образом, после выделения указанных признаков можно утверждать, что логистическая система обладает всеми свойствами, присущими системам, а именно:
Кроме перечисленных выше общих свойств, логистическая система обладает еще и свойствами специфическими. К таковым относятся:
Основные принципы эффективного использования логистики
Принципы логистики
Знание главных принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.
К основным принципам логистики относятся:
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в логистике поставлен на первое место. А понятие логистической системы – одно из ключевых в логистике.
Она обладает следующими свойствами:
Логистические системы делят на макро– и микрологистические.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических подсистем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
Выделяют три вида логистических систем: логистические системы с прямыми связями, эшелонированные и гибкие.
В логистических системах с прямыми связями материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников. В эшелонированных логистических системах есть хотя бы один посредник. Движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю в гибких логистических системах может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений без учета общей цели функционирования системы и предъявляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно, и ошибочным. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.
Системный подход, в свою очередь, опирается на следующие принципы:
Деятельность по управлению материальными потоками, так же как и производственная, торговая и другие виды деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних времен его экономического развития. Новизна логистики заключается прежде всего в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Предприниматели лишь сравнительно недавно осознали, каким потенциалом повышения эффективности обладает сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике.
Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.
Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность для рационализации совместного объекта управления – сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.
Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макро– и микрологистических систем, должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору техники, проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.
Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участки логистического процесса.
Наряду с рассмотренными к исходным положениям (принципам) логистики относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность. Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных принципов логистики.
Наряду с перечисленными принципами концепция логистики раскрывается также следующими положениями:
Остановимся на них подробнее.
Одна из основных задач логистики – управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы – минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи. Такие методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.
Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.
Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе «пронизывает» предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. Например, расходы, связанные с процессом продвижения заказа, складываются из множества специфических издержек, возникающих в самых разных сферах (рис. 2.1), и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета весьма сложно.
Рис. 2.1. Декомпозиция процесса продвижения заказа
Логистика предполагает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.
Введем понятие бизнес-процесса, под которым будем понимать совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи (в логистике, например, задачи по обеспечению производства сырьем, собственно производству и доведению определенного товара до определенного клиента, находящегося на определенном рынке).
Бизнес– процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и пр.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.
Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока (в данном случае бизнес- процесса), так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.
Практическое применение концепции учета издержек по бизнес- процессам предполагает выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс подразделений и определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес- процесса.
Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, т. е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно непрестижна, что объясняет наличие здесь вечной проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в этой сфере, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала, а значит, элемент «кадры» в логистической системе будет так называемым «узким местом».
На российских предприятиях все чаще можно встретить современную импортную подъемно-транспортную технику: авто– и электропогрузчики, штабелеры и т. п. Высокая комфортность работы водителя, которую обеспечивают эти средства труда, окупается, так как она дает возможность привлечь на работу более требовательных, а следовательно, и более ответственных рабочих, что является необходимым условием надежного функционирования любой логистической системы.
Рассмотрим последнюю составляющую логистической концепции – развитие логистического сервиса.
Нишу на рынке можно занять:
Применение первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле, поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.
Принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия
Существуют два подхода к организации материального потока на предприятии: логистический и традиционный. Рассмотрим их отличия на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов предприятия оптовой торговли. Участниками этого процесса являются предприятие оптовой торговли, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.
При традиционном варианте организации движения материального потока происходит самовывоз, при логистическом – централизованная доставка.
Вариант 1 – самовывоз, характеризуется следующими признаками:
Анализ самовывоза показывает, что у участников отсутствует единая цель – рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников воздействует на материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности. Здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. В результате здесь можно увидеть три подсистемы, обеспечивающие:
Эти подсистемы соединены в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение материального потока.
Вариант 2 – централизованная доставка, которая характеризуется следующими признаками:
Анализ характерных признаков второго варианта организации материального потока показывает его большую эффективность по сравнению с первым, так как для централизованной поставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока; изучаются требования, которым он должен удовлетворять; формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Второй вариант позволяет:
Таким образом, логистический подход более эффективен по сравнению с традиционным. Какими же качествами должна обладать система, чтобы создать логистический подход к управлению товародвижением?
Для того чтобы логистический подход, применяемый на предприятии, был эффективным, необходимо, чтобы создаваемая логистическая система соответствовала следующим требованиям:
В зависимости от вида бизнеса, масштаба и других факторов логистические системы того или иного предприятия могут отличаться друг от друга. Следовательно, одной из задач является уточнение моделей логистических систем, критериев разработки и оценки логистических систем предприятий различных отраслей. Поскольку в логистических системах предприятий можно выделить подсистемы закупок, хранения и распределения, следующей задачей является уточнение (разработка на более низком уровне) моделей и критериев для этих подсистем.
Таким образом, приходится рассматривать большое число уровней и, следовательно, конкретных объектов и предметов исследования, соответствующих определенному технологическому ряду систем и подсистем. Для каждого из них разрабатываются специфические системные модели, критерии. Однако следует стремиться к их стандартизации, созданию предметных информационных баз. Такое решение поставленных задач позволит значительно повысить эффективность цикла обслуживания потребителей.
Логистическая система характеризуется внутрисистемными связями и связями с внешней средой. Это система с замкнутыми входящими и выходящими потоками, поэтому связи логистической системы с внешней средой определяются в основном как циклические и синергические.
Принципы формирования эффективной логистической системы:
Функционирование логистической системы должно подвергаться регулярному анализу.
Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:
Иными словами, анализ логистических систем необходим тогда, когда потребности велики, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей – выяснить их приоритеты и иерархию. Анализ логистических систем применяется, в частности, для решения глобальных задач в области логистики, связанных с деятельностью больших групп людей и со значительными затратами ресурсов предприятия.
Суть анализа состоит в том, чтобы сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.
Порядок исследования логистической системы:
Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:
Одной из главных задач системных исследований в логистике является выявление и анализ законов и соотношений, общих для различных функциональных областей логистической деятельности. Междисциплинарный характер законов, понятий и методов исследований позволяет переносить их из одной сферы логистической деятельности в другую.
Очень сложным, но важным для эффективного функционирования логистической системы моментом является принятие верного логистического решения.
Задача принятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия. В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:
Оценка состояния внешней среды учитывает скорость изменения интенсивности конкуренции, развития НТП, покупательских предпочтений, а также политические факторы, способные оказать влияние на экономическую ситуацию.
Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике.
Логистическая цель характеризуется:
Поиск вариантов – выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической системы. Процесс поиска включает в себя:
При подготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т. е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них, с тем, чтобы можно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными, подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший.
Набор основных вариантов представляется руководству предприятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свободным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение.
Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.
Для разработки путей совершенствования логистических систем необходимо осуществлять постоянный контроль над деятельностью всех функциональных подразделений.
Существуют следующие фазы контроля логистической системы:
Внутренний контроль представляет собой процедуру проверки, проводимую для оценки эффективности той или иной службы; оцениваются в частности:
Положение по внутреннему контролю на предприятии содержит следующие пункты:
а) разграничение оперативной ответственности и ответственности за учет. Например, учет произведенной продукции должен вести менеджер по готовой продукции, а не оператор. Инвентаризационные счета по остаткам должен вести не кладовщик, а сотрудник бухгалтерии предприятия;
б) разграничение ответственности за сохранность продукции и ее учет. Например, бухгалтер не должен принимать деньги, а кассир, в свою очередь, иметь доступа к книге счетов и отдельным документам;
в) разграничение полномочий на совершение сделок и ответственности за сохранность продукции;
г) разграничение обязанностей по учетным функциям;
Задача специалиста по логистике заключается в том, чтобы определить, как наиболее эффективно использовать систему контроля, чтобы обеспечить желательные улучшения.
Эффективность применяемых логистических принципов определяется с помощью системы показателей.
Система оценки эффективности логистической системы предприятия включает в себя ряд измерителей и (или) коэффициентов.
Требования, предъявляемые к измерителям логистической системы:
Методы оценки логистической системы:
Критерии оценки результативности логистической системы:
3. Качество продукции.
4. Качество трудовой жизни.
6. Прибыльность (издержки и цены).
Важным фактором является расчет экономической эффективности от использования логистики. Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.
Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.
Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации, сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30–70 % (по данным промышленной ассоциации США, снижение запасов происходит в пределах 30–50 %).
Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов и т. п.
Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5 %.
Таким образом, свыше 95 % времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.
Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики – сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.
Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.
Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.
Эффективное функционирование логистических систем основывается на том, что измерение и повышение производительности систем возможны применительно к нескольким ключевым элементам затрат ресурсов (живой труд, материалы, трудовые процессы, технологические процессы). Необходимо выделить важнейший «рычаг» для данного предприятия.
Итак, основным принципом, обеспечивающим функционирование экономического механизма, является принцип системности подразделений. Чтобы считаться системой, объект должен обладать четырьмя свойствами: целостность и членимость, наличие связей, наличие определенной организационной структуры, которая формирует связи и интегративные качества. Однако не всякая система является логистической. Традиционно сложившиеся системы специально не проектировались, а возникли как результат деятельности отдельных элементов (различных предприятий или подразделений одного предприятия). Логистика же ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материало-проводящих систем. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в вопросах управления сквозными материальными потоками. Все элементы логистических систем подчинены одной общей цели, действия участников максимально скоординированы. Функционирование системы подвергается постоянному анализу и контролю в целях принятия наиболее оптимальных решений и выявления резервов повышения качества работы. Выработка решений производится на научной основе с использованием квалифицированного персонала.
1. Принцип – основное, исходное положение какой– либо теории, учения, науки. Знание принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.
Основные принципы логистики: принцип рациональности, принцип целостности, принцип системности, принцип иерархии, принцип интеграции, принцип формализации.
2. При традиционном варианте организации движения материального потока происходит самовывоз, при логистическом – централизованная доставка.
Эффективное функционирование логистических систем основывается на том, что измерение и повышение производительности систем возможны применительно к нескольким ключевым элементам затрат ресурсов (живой труд, материалы, трудовые процессы, технологические процессы).