Что предполагается под понятием полифункциональность

Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

Что предполагается под понятием полифункциональность Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

1. Насыщенность

Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.

Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.

Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.

Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.

2. Трансформируемость

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,

в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)

За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.

Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.

Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.

Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).

В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.

В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).

В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.

3. Полифункциональность

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.

Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.

Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.

Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).

4. Доступность

ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Вариативность

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.

Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.

6. Безопастность

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.

Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.

Источник

Консультация для воспитателей. Тема: » Полифункциональность предметно-пространственной среды».

Консультация для воспитателей.

Подготовила и провела :

Воспитатель: Мамаева Людмила Борисовна.

Тема : «Развивающая предметно-пространственная среда».

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Главное игрушки и пособия должны быть полифункциональными! Чем больше вариантов использования одной игрушки ( пособия), тем положительнее будет сказываться на развитии детей.

Источник

Использование полифункционального материала в играх дошкольников

Что предполагается под понятием полифункциональность Елена Подзорова
Использование полифункционального материала в играх дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:

п. 1 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

п. 4 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

п. 7 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Стандарт направлен на решение конкретных задач, одна из них:

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде полифункциональность.

Полифункциональность – это наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Помимо функциональных игрушек, копирующих реальные предметы для полноценной игры, дошкольникам необходимы полифункциональный предметно неоформленный материал. Это материалы широкого диапазона, позволяющие производить разнообразные действия: палочки, лоскутки, веревки, ленточки, коробки, кассеты и т. д.

Игра с полифункциональным материалом увлекательна, требует от ребенка наблюдательности, воображения, фантазии умения подмечать характерные черты жизненных образов. Неоформленный материал дети охотно включают в свою игру с изменением пространства. Он направляет их на овладение пространством и его объектами, а также стимулирует их к пространственному трансформированию и перемещению.

В играх детей большой лоскут ткани превращается в каток, озеро, лес, лужайку, крышу дома, так же используется в сюжетных играх для перевоплощения и др.

В сюжетно – ролевой игре «Пикник» ребята используют лоскут ткани, для оформления полянки для отдыха, деревянные кубики служат мангалом, а кегли шашлыком. Разнообразные баночки, бутылочки несут тоже свою функцию в зависимости от воображения и фантазии детей (слайд 5 – 6).

Ткани применяются детьми и в театрализованной деятельности. Это занавес, кулисы, ковры и многое другое, используют как накидки, плащи, шлейфы. Например, однотонная ткать (желтая, красная, зеленая) используется для отражения сезонности, времени суток, возможности превращения персонажа (король, фея, принцесса, эльф) (слайд 7 – 8).

С помощью ткани и веревки дети могут моделировать космическую станцию, шалаш, палатку и другое (слайд 9).

Родители с удовольствием приносят в группу шторы, лоскуты, платки, чехлы (мешки, и многое другое, тем самым значительно обогащая условия для игровой деятельности.

Деревянные рейки разных размеров дети применяют для конструирования, они превращаются в дорогу, удочку, подъёмный кран, палочки для суши и шампура, в волшебную палочку, в спортивный инвентарь, дети из них выкладывают цифры, геометрические фигуры, буквы и прочее (слайд 22 – 24).

Ситуация общения «Дорога к бабушке». При постройке дороги к бабушке дети согласуют, где удобно поставить дорожные знаки, сделать поворот, обсуждают какой длины и ширины будет дорога, где удобнее поставить светофор, сделать перекресток, проигрывают проблемные ситуации, делая дорогу безопасной и тем самым закрепляя правила дорожного движения. (слайд 21).

Безгранична фантазия детей при использовании кассет, прищепок, веревок.

Проигрыванию фантастических сюжетов способствуют постройки резиденций, различных мостов, зоопарка, крепости, космических кораблей и другое (слайд 25 – 31).

В ходе игр дошкольники приобретают опыт доброжелательного общения, умения договариваться, взаимодействовать, поддерживать друг друга.

Важной особенностью игры с неоформленными материалами является то, что ребенок, действуя с ними, самостоятельно планирует и контролирует все возможные превращения.

Несомненно, использование полифункционального материала в играх дошкольников способствует развитию общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта и детской инициативы.

Источник

О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ

Что предполагается под понятием полифункциональность Наталья Азарова
О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная средадошкольного учреждения должна быть:

полифункциональной,

— доступной и безопасной.

Рассмотрим понятие полифункциональности. В условиях детского сада это, прежде всего, игрушки и пособия.

По ФГОС ДО полифункциональностьматериалов должна включать:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

— наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Ребёнку просто необходимо всё трогать. Именно через тактильное восприятие происходит его развитие.Хорошо заготовить для детей природный и бросовый материал для игр: палочки, небольшие коряги, баночки, пластиковые крышки сложить в отдельную коробку и поставить в доступном месте.

Сколько игр с ними можно придумать! От «сухого» бассейна до дидактических игр.

Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка, тем полифункциональнее его назначение!

Создавая предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении,необходимо помнить правила:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самовыражения ребенка. Среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе,включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

3. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

5. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

6. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, который включает в себя образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические «лабиринты», условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т. п., нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п.)

7. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья воспитанников, психо-физиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы детей.

8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

10. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна представлять собой открытую, незамкнутую систему, способную к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Периодически предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста и личностных изменений детей, их потребностей и интересов.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки,обладающие следующими качествами:

полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

— возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др. ;

— дидактические свойства. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

— принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

9. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условиякаждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

10. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра,которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

11. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

12. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

13. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

14. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

15.Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т. д.).

Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т. п.). Эта группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. п.).

Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т. д.

Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. При этом предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В современных дошкольных учреждениях всем выше изложенным требованиям соответствуют предлагаемые промышленностью или полифункциональные наборы – это мягкие поролоновые фигуры, обтянутые синтетическим материалом, подлежащем обработке и представленные в разнообразной цветовой гамме. разные по форме и размеру.

При подборе цветовой гаммы следует учитывать влияние цвета на психо-эмоциональное состояние детей. «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».

Совершая действия с мелкими деталями модулей, у ребенка развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Действия с модулями помогают укрепить руки детей, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

Кисти рук – представители речевых центров мозга, повышая их умелость и ловкость, напрямую активизирую речевые функции у ребенка. Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно – ролевых играх, переносные ширмы, мольберты – в познавательно – исследовательской деятельности и т. д. В группах ДОУ открывается возможность для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.

В каждой группе детского сада можно найти такое простое и легкое в использовании пособие, как фланелеграф. За долгие годы существования он полностью оправдал свою роль в развитии дошкольника. Дополнительно к фланелеграфу можно изготовить атрибуты (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, сказочных героев и др.).

Мобили вызывают чувство радости у детей и даже у взрослых. Яркие подвесные фигурки приходят в движение от легкого дуновения. Для закрепления знаний у детей о последовательности времен года и наблюдений за изменениями в природе по сезонам можно изготовить мобили «Времена года». Мобиль ненавязчиво привлекает детское внимание. Ребята рассматривают их, мобили помогают расширить кругозор детей, а так же способствуют развитию речи. Детали вырезаются из картона, раскрашиваются, бабочки, цветочки, снежинки и листья покупные, все прикрепляется на нитки или на тонкую леску и подвешивается. Мобили являются оригинальным украшением для интерьера группы.

«Инновационные подходы к разработке различных форм физического воспитания в условиях предметно-развивающей среды». При подготовке ребенка к школе важным является воспитание у него потребности в знаниях, которые проявляются в познавательном интересе. Основой.

Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды «Мальчики и девочки- два разных мира» Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному, Мальчикам нужно больше доверия, девочкам.

Аналитическая справка об участии в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Аналитическая справка. О результате личного участия педагога Смирновой Марии Александровны в создании развивающей предметно- пространственной.

Аналитическая справка в создании развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Краткая характеристика группы (возрастные, гендерные особенности, особенности физического, речевого развития и др.) Во второй младшей группе.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Организация предметной пространственной развивающей среды как основной механизм реализации ФГОС Цель создания развивающей среды в дошкольной образовательной организации — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях для детей с целью адаптации к бассейну Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное.

Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»- так писал В. Ф. Одоевский.

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.) Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые.

Создание эффективной развивающей речевой среды в условиях семьи Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях Групповая консультация Речевое развитие ребенка зависит от окружающей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *