Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Мировые религии

Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святость, суеверие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного. Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие. На данный момент в мире существует три мировых религии: буддизм, ислам и христианство. Характерными их особенностями является место распространения религии не зависящее от места ее возникновения. Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на земляческую помощь собственных богов. Но были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям не только того народа, из которого вышел пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, различные материки: христианство, ислам и буддизм.

Возник Буддизм в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем Буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г.г. до н.э.), называемый Буддой – существом, достигшим состояния высшего совершенства (“просветления”). В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. В буддизме предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм был распространён от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи. Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ. Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает. В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии и России. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыцкую степь.

Времена расцвета буддийской религии тесно связаны с появлением литературы и письменности. Еще в глубокой древности (III-IV вв. до н.э) знаменитым Панини была создана грамматика санскритского языка. Разработанные правила языка, словарный фонд, нормы правописания впоследствии помогали налаживанию общения и взаимопонимания самых различных народностей и племен. Именно в этот период на санскрите записаны знаменитые поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, мифов, басен. Были разработаны основные правила стихосложения. Для буддийского миропонимания характерно тяготение к притчам, метафоре и сравнению. Весьма примечательна, неповторима религиозно-философская литература буддизма. Более всего она связана с описанием жизненного пути Будды, с его проповедями и поучениями. Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса. Важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания приходилась на врытые в землю сваи, что, естественно, ограничивало возможные размеры зданий. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Строительство религиозных помещений всегда будет актуальным. Человечество с самого начала своего развития обозначало такие места. В наше время, когда религии установились, храмы, церкви и другие священные места продолжают играть огромную роль в жизни людей.

Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Другое крупное направление христианства – православие широко распространено в основном в странах восточной Европы. В отличии от католицизма православие не имеет единого религиозного центра. Каждая более или менее крупное православное образование существует отдельно, образует автокефалию и не подчиняется другим центрам. В настоящее время существует 15 автокефалий. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалий, официальный перечень автокефальных церквей представлен в следующем виде: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская, Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская.

Православие традиционно укрепилось преимущественно в России, на Украине, в Белоруссии и в некоторых странах Восточной Европы.

Суннизм оформился в X—XI вв. в Арабском халифате как господствующее религиозное течение. Причиной раскола явился вопрос о власти в халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми.

Шиизм, одно из двух, наряду с суннизмом, основных направлений в исламе. Зародился в VII в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, шиизм к середине VIII в. сложился в особое течение в исламе.

Хариджиты (выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом Али ибн Абу Талибом и Муавией.

Суфи́зм (от арабского слова «суф» — шерсть) — мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с богом.

Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не с христианским Богом, а с иудейским. Обычай молиться Мухаммед заимствовал у иудеев. Мусульмане молятся в течение суток пять раз. Перед молитвой обязательно совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку, земле или даже пыли с одежды. Молитва представляет собой магическое заклинание: в определенной последовательности произносятся обычно 1-я и 112-я суры Корана, отдельные строки из других, периодически повторяются слова «Аллахакбар» — «Бог велик». Каждой части молитвы соответствуют определенные телодвижения. Молитва состоит из нескольких циклов таких формул и движений. В мечети молитвы читаются синхронно с муллой. Основной литературой исламской религией является: книга Аллаха — Коран. Исламская архитектура соединила в себе и как светские, так и религиозные традиции с момента появления Ислама до настоящих дней. Основные формы исламских архитектурных зданий: мечеть, мавзолей, дворец, крепость. Словарь архитектурных терминов исламской архитектуры подразделяет здания также на общественные бани, фонтаны и архитектуру частных домов.

Источник

История религии

Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Другие определения религии:

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Содержание

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма, [4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину). [6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Основные функции религии

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д. [14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д. ) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130). Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Источник

История мировых религий: конспект лекций

Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Смотреть картинку Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Картинка про Что предшествовало возникновению мировых религий философия. Фото Что предшествовало возникновению мировых религий философия

Данное издание представляет собой конспект лекций по предмету «История мировых религий». В книге изложены основные вопросы данного курса. Конспект лекций станет незаменимым помощником при подготовке к экзамену или зачету, предназначен для студентов высших и средних учебных заведений гуманитарных специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировых религий: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, — результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти — с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра — с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» — «напрасно, без пользы, попусту») — примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии — распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог — многобожие.

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия — продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

На земле существует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству сторонников. Безошибочно подсчитать все религии мира, как и численность их последователей, весьма трудно. Тогда рождается вопрос: почему религий такое большое количество? Ответ вполне ясен: люди неодинаковы, они существуют в непохожих условиях в разных частях Земли, по-своему воспринимают окружающую действительность. Так же различны и их суждения о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как возводить храмы (и строить ли их вообще). Но, осваивая курс «Религии мира», вы поймете и то, что многие догматы разных вероисповеданий, содержание мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у различных народов, живущих в удаленных концах света, могут быть в чем-то очень схожи.

3. Структура религии

Точно и конкретно сформулировать понятие «религия» невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. Если задать вопрос любому человеку, что такое вера, то во многих случаях он ответит: «Вера в Бога». Буквальное значение термина «религия» — связывание, запрягание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может, что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Попробуем выделить основные элементы религии.

1. Изначальной основой любой религии является вера. Верующим может быть как человек просвещенный, много знающий, так и не обладающий никаким образованием. По отношению к вере и тот и другой будут равны. Вера, исходящая от сердца, намного ценнее для религии, чем идущая от здравого смысла и логики! Полагаясь в первую очередь на религиозные чувства, настроения, эмоции, вера насыщается смыслом, питается от священных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Большую роль в этом смысле представляет общение людей, потому что знание о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет вылиться в четкие образы и систему, если человек существует в отдалении от сообщества себе подобных. Но настоящая вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может возникать бессознательно, интуитивно, из восприятия мира. Вера всегда пребывает с человеком, но в результате общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Создается образ Бога или богов, которые имеют конкретные имена, названия и атрибуты (свойства), и появляется возможность общения с Ним или с ними, устанавливается истинность Божественных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства. Вера всегда была и остается главнейшим качеством человеческого сознания, важнейшим методом и критерием духовной жизни людей.

2. Вместе с простой чувственной верой может быть и более упорядоченное, намеренно разрабатываемое для данной религии собрание принципов, идей, понятий, т. е. ее учение. Учение может быть о богах или Боге, о соотношениях Бога и мира, Бога и человека, о нормах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т. п. Основатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают неповторимыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, принимать некую высшую информацию, недоступную другим людям. Религиозное вероучение выстраивается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может употребляться полный синоним слова «теология» — богословие. Если религиозные философы интересуются наиболее общими вопросами образования и функционирования Божьего мира, то богословы описывают и обосновывают конкретные мнения данного вероучения, изучают и объясняют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет разделы (например, нравственное богословие).

3. Религия не может реализоваться без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и передают свою веру, теологи пишут научные труды, преподаватели учат основам своей религии и т. д. Но корень религиозной деятельности — это культ (от лат. cultus — «возделывание, уход, почитание»). Под культом подразумевается вся совокупность поступков, которые реализуют верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат. mageia — «чародейство, колдовство, волшебство»), т. е. такими, которые помогают особым людям или служителям культа таинственным, непознаваемым способом влиять на окружающий мир, на других людей, изменить природу и особенности тех или иных предметов. В отдельных случаях упоминают о «белой» и «черной» магии, т. е. колдовстве с притягиванием светлых, Божественных сил и темных сил дьявола. Тем не менее магические колдовские акты всегда подвергались критике и порицаются большинством религий и церквей, считаясь «происками нечистой силы». Немного другой род культовых действий — символические обряды (от греч. simbolon — «условный, вещественный опознавательный знак»), который только копирует или имитирует действия какого-либо божества с целью напоминания о нем. Можно назвать также определенные типы обрядов и иных религиозных действий, бесспорно не относящиеся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения набожных людей, содержащие сверхъестественный, таинственный и непостижимый элемент. Они проводятся для того, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», объединиться с ним посредством «растворения в Боге» собственного сознания. Подобные действия обычно именуются мистическими (от гр. mustika — «таинственный»). Мистические обряды могут влиять не на всех, а только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики находят место во многих религиях, в том числе и великих мировых. Есть такие религии (как древние, так и современные), в теориях которых доминирует мистический элемент. Их религиоведы так и называют — мистическими. Для того, чтобы осуществлять культ, нужны церковное здание, храм (или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь, облачения священства и т. п.) и многое другое. Для отправления культовых действий во многих религиях требуются специально обученные священнослужители. Каждая религия разрабатывает свои правила служения культа. В целом роль культа в религии невероятно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются впечатлениями и информацией, любуются блестящими произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, объединяет их и ведет к достижению высшей духовности. 4. В процедуре отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие «церковь» как организация от того же самого понятия, но в значении «церковное здание»). В некоторых случаях вместо слов «церковь» или «религия» (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. confessio — «церковный, вероисповедальный»). В русском языке к этому термину ближе всего по значению слово «вероисповедание» (говорят, например, «человек православного вероисповедания»). Смысл и суть группирования верующих по — разному понимаются и объясняются в разных религиях. Например, в православном богословии церковь — это соединение всех православных: живущих ныне, а также уже умерших, т. е. бытующих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом случае церковь понимается в качестве некоего вневременного и внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто сплачивание единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы поведения. Некоторые из церквей делают упор на особую «посвященность» и обособленность своих членов от всех окружающих, другие, наоборот, открыты и доступны для всех. Как правило, у религиозных обществ есть организационное строение: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т. п.), монашество со своей индивидуальной организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Имеются религиозные учебные учреждения, подготавливающие священников, академии, научные центры, хозяйственные организации и т. п. Правда, все перечисленное абсолютно не обязательно для всех религий. Под термином «церковь» обычно подразумевают обширное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные устои, проверенные временем. Отношения в церквях сложены веками, часто в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. От церквей принято отличать секты. Это слово несет в себе отрицательную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школу. Сектой может являться противоположное течение внутри какой-либо церкви, которое может стать со временем и господствующим, а может бесследно исчезнуть. В действительности секты рассматриваются более конкретно: как объединения, образовывающиеся вокруг какого-либо лидера. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем над своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Случается, что секты отбирают права на собственность своих приверженцев, делая последних постоянными профессиональными миссионерами и вербовщиками новых членов секты.

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия — это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного — придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого — ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество — от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы — христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus — «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. — источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия — часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, — один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *