Что представляют загадки в наше время
Понятие загадки и история загадки
Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого. То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.
Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.
Предположим, вам загадывают загадку:
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги — за ушами.
Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.
Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме. В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.
Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:
Что слаще мёда, и что сильнее льва?
Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…
История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.
Про загадки №1
Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста.
В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
«Думать хорошо, а отгадать и того лучше»,- говорит пословица.
Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего.
Они названы в загадке «братцами», так как похожи друг на друга, как родные братья. Братья «пошли в воду купаться», потому что нельзя набрать воды в ведро, не окунув его в воду, не намочив.
В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать:
Два конца, два кольца,
С хвостиком, а не мышь.
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
Иногда разгадать загадку помогают особо подобранные слова. Когда мы произносим такие слова вслух, слышатся звуки, напоминающие те, которые издает загаданный предмет. Вот, например, загадка о косе и косьбе:
Ходит щучка по заводи, Ищет щучка тепла гнезда, Где бы щучке трава густа. Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные:
На семьдесят дорог;
Никто его не подберет:
И в наше время создаются загадки.
Могучим работником выглядит в новой загадке трактор: «Идет силач добывать калач». Есть загадки о самолете, железной дороге, радио, телефоне и других изобретениях.
Много интересных и забавных загадок сочинили для детей и наши советские поэты. Вот какую загадку о пиле придумал С. Я. Маршак:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
А о чем написал свою загадку «Чудесная пещера» К. И. Чуковский, вы наверняка догадаетесь сами:
я с радостью этим зверям отдаю.
I. Дом а домашнее хозяйство.
сидят на одной палочке.
2. Маленький, горбатенький всё поле обскакал,
целый год пролежал.
3. Утка в море, хвост на заборе.
II Домашние животные.
5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
6. Посередь двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.
7. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.
8. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
9. По земле ходит, неба не
ничего не болит, а всё
III. Трудовые процессы.
10. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
11. Летят гуськи, дубовые носки,
говорят: то-то-ты, то-то-ты.
12. Ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб.
IV. Явления природы
13. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.
14. Без рук, без ног, а ворота отворяет.
15. Красные коромысла через речку повисли.
16. Летит орлица по синему
V. Техника.
17. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.
19. Без языка живёт,
Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.
Например:
Это замок. Отчего он сравнивается с собачкой? Он похож внешне: свернулся, как собачка. Кроме того, замок делает то же, что и собачка: стережёт дом.
Загадки строятся не только на основании зрительного сходства, но и на подражании звукам, издаваемые тем предметом, который требуется отгадать. Таковы, например, в разделе «Трудовые процессы» загадки о косьбе, о молотьбе, о пиле.
Загадки создаются народом с самых древних времён. Они отражают мудрость, одарённость, остроумие народа. Они знакомят нас со старым бытом трудового крестьянина, с предметами древнего крестьянского хозяйства.
Почему про петуха загадывается: «Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу»? А потому, что обычно в дореволюционное время в деревне петух заменял часы.
Народ создаёт много интересных загадок про нашу жизнь, про современную технику. Часто загадка смешит, но в то же время она учит наблюдательности, развивает сообразительность, смекалку.
Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей
Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
да что растёт без коренья? (Камень);
да что цветёт без цветка? (Папоротник);
да что бежит без повода? (Вода).
В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечнеление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.
Консультация для родителей «В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать»
денисова ольга
Консультация для родителей «В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать»
В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать
Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадка играет немаловажную роль в развитии ребенка.. Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадки:
-учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
-расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
-помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать худ. образ;
-развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память.
Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.
Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки являются своеобразной зарядкой для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать, делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом развивают умственные способности у ребенка.
Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.
Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.Например: В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.
Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслеи и при необходимости подкорректировать выводы. Важно, чтобы загадкибыли на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.
Начиная разгадывать загадки с ребенком, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело!
ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей отгадывать загадку, правильно решать логическую задачу. Чтобы решение было безошибочным, надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т. е. произвести синтез. На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, строится умозаключение, т. е. правильная отгадка. Непременность каждого из этих этапов в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза (установления связей) может быть неполным, односторонним, а следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным. Причины ошибок детей при отгадывании Между анализом, синтезом и умозаключением существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между признаками, тем безошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку.
Способы отгадывания загадок Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача,которую надо решить: что надо Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е.найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово. Таким образом, приемы отгадывания загадок весьма разнообразны. Но они всегда основываются на содержании и форме загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Найти приемы отгадывания — значит понять логический механизм загадки и овладеть им.
Консультация для родителей «Польза детского сада для развития ребенка» Если прежде все наши заботы были направлены к тому, чтобы ребенок был сыт, ухожен, одет и обут, то теперь мы гораздо больше обращаем внимания.
Консультация для родителей «Чему можно научить ребенка 2–3 лет» Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка.
Консультация для педагогов «Как научить ребёнка отгадывать загадки» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ. Все виды загадок малыши очень любят и с удовольствием их отгадывают Как известно, все малыши любознательны.
Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» Памятка для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» Годовалые малыши, научившись ходить, начинают подражать взрослым –.
Консультация для родителей «Как научить ребенка дружить» Как научить ребенка дружить… С чего начинается дружба? Как и всему остальному в этом мире, дружбе ребенка тоже надо учить. Общение со.
Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать» Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав.
Консультация для родителей «Как научить ребенка вырезать ножницами» Консультация для родителей «Как научить ребенка вырезать ножницами». Подготовила воспитатель средней группы Котельникова Ольга Ивановна.
Консультация для родителей «Польза мозаики в развитии ребенка» Мозаика – это не просто детская игра, а своего рода интересное превращение, в процессе которого из маленьких различных форм единичных кусочков.
Консультация для родителей «Польза оригами для развития ребенка» Развитие ребенка, всегда вызывает удивление и радость у взрослых. Проходи 6-7 лет и ребенок оказывается у порога школы и к этому времени.
Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред» СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА КРУЖКИ И СЕКЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА И ВРЕД Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать.
Исследовательская работа «Какие загадки знают современные школьники?»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Какие загадки знают современные школьники?
учитель русского языка и литературы
Глава 1. «Она будет жить вечно»
1.1. Загадка. Что это такое?
1.2. Принципы построения загадок.
Глава 2. «Что за чудные загадки…»
2.2. Загадки моей прабабушки
2.3. Загадки моих родителей
2.4. Урок «Загадки и отгадки»
Список использованных ресурсов
На уроках литературы и риторики мы изучили тему «Загадки». Мы с ребятами узнали, что такое загадка, какие виды загадок бывают. И мне стало интересно, как появились загадки? Кто их придумал? А, может, загадки появились сами? И главный вопрос, который меня интересует: какие загадки знают мои одноклассники?
Гипотеза: современные школьники знают загадки и умеют их разгадывать.
Объект: устное народное творчество
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы «Какие загадки знают современные школьники?» актуальна.
Практическая значимость исследования
Работа с литературой, интернет-ресурсами;
Анализ результатов исследования.
Цель проекта: узнать, какие загадки знают современные школьники.
Изучить литературу по данному вопросу.
Провести анкетирование среди обучающихся 5 классов, чтобы узнать, что знают ребята о загадках.
Загадать пятиклассникам загадки разных времен (моей прабабушки и моих родителей).
Провести урок по теме «Загадки и отгадки».
Глава 1. «Она будет жить вечно».
1.1. Загадка. Что это такое?
Оказывается, первые загадки появились очень давно. В древности они носили мифическое и символическое значение. Загадки часто использовались в древнерусских сказках. Они считались неким испытанием, прохождение которого приводит к исполнению желаний. Правильно отгадать загадку для героев сказок означало найти ключ решения многих проблем. Неумелое и ошибочное разгадывание загадок, приводило к самых ужасным последствиям.
В Древней Греции существовали оракулы, предсказывающие судьбы. Загадки очень тесно связаны с древнегреческими оракулами. Дело в том, что в предсказаниях оракулов были зашифрованные загадки, разгадав которые можно было узнать свою судьбу.
Что же такое загадка?
В Толковом словаре С.И. Ожегова дано такое определение загадки: «Загадка — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке» (с.197)
В учебнике литературы для 5 класса написано такое определение: «Жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки».
Существуют различные виды загадок. Всего таких групп десять:
Логические загадки – это загадки на внимательность.
Старинные загадки – это загадки, которые придумали очень давно, и в них используют слова « салазки, изба, отец, мать и т.д »
Одного отца, одной матери, а не тому и не другому не сын?(дочь)
Анималистическая – это загадка про животное или птицу.
Узнать его нам просто, высокого он роста, и видит далеко. (жираф)
№4 «Русские народные»
Русские народные загадки – это загадки, которые сочинил русский народ.
Загадка с подвохом – это загадка с обычным вопросом, но необычным ответом.
Шуточные загадки – это загадки с чувством юмора.
Какое имя первой женщины, освоившей летательный аппарат?(Баба Яга)
Загадки про профессии – это загадки о специальности человека.
Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (риелтор)
Загадки про предметы – это загадки, в которой загадывается предмет быта.
Загадки про стихии – это загадки, в которых нужно угадать явление природы.
Крашеное коромысло через реку повисло. (радуга)
№10 «Про времена года»
Загадки про времена года – это загадки, в которых нужно угадать время года.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?(весна)
1.2.Принципы построения загадок.
Загадка – жанр, восходящий к глубокой древности. Загадка своего рода испытание сообразительности и ума.
Понятие «загадка» восходит к древнеславянскому глаголу «гадати», что значило «думать», «рассуждать». Загадка – это «раскрытие сокрытого». Основной поэтический приём – метафора (уподобление, одушевление). Эту особенность заметил ещё Аристотель, для которого «загадка – хорошо составленная метафора».
Появление загадки как речевого жанра, по-видимому, связано с целой системой запретов, существовавших для древнего человека. Это было своеобразное табу, которые отражали разные стороны человеческой жизни. Например, охотничьи, основанные на уверенности, что животные понимают человеческий язык. Поэтому наши далёкие предки использовали иносказания: не говорили о своих намерениях, не называли орудия охоты и не называли зверей, на которых предстояло охотиться.
Второй мотив – это мотив испытания. По всей видимости, первоначально он был также связан с запретами. При инициации, т.е. испытании подростка при переходе в возрастной разряд мужей, зрелых охотников, скотоводов, землевладельцев и воинов, юноша должен был показать и своё знание условного языка.
Кроме того, появление иносказания связано с верой в то, что тот, кто владеет именем, имеет власть над человеком.
В дальнейшем при помощи загадок испытывали человеческую мудрость и учили мудрости. Загадывание и разгадывание загадок – своеобразное единоборство. Это связано с особым значение слова и отношением к нему древнего человека. Слово само по себе имело силу, и тот, кто владел словом, владел опредёленной силой. Загадки достаточно часто встречаются в сказках, где порой они её композиционно скрепляют. Разгадывание загадок – основа некоторых сказок.
В загадке показан предметный мир. По тому, как представлен мир в загадках, в каких образах, насколько красочен и поэтичен язык, можно судить о самом народе, о его культурном уровне. Загадка свидетельствует об определенном психологическом уровне развития данного народа, о логике народа. Также, можно сделать вывод о мировоззрении народа: его отношении к природе, к другим людям, религии. В загадках говорится о многих атрибутах народного (крестьянского) быта. Это загадки об утвари, об орудиях труда, о домашних животных.
Одна из древнейших загадок была выцарапана на стенах храма. Разговаривать в храмах было запрещено, вот загадка на стене и была выцарапана, пусть приятель отгадает: «Голосом железный, камены перси, медяная голова, липовая челюсть, в золоте»… Это Божий храм. Голос у него железный от колоколов, грудь стена каменная, накрыт медным куполом, главою, крыта золотом, липовая челюсть – легкое деревянное крыльцо.
Загадки использовались людьми для передачи закодированной информации. Так, в Новгородской 1-ой летописи под 1016 годом рассказывается о борьбе сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. Однажды Ярослав направил разведчика в лагерь противника, который спросил у тайного сторонника: «Что ты тому (Ярослву) велише творити? Меду мало варено, а дружины много?» Разведчик получил ответ тоже в форме загадки: «Рци тако Ярославу: «Да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав понял, что дружину нужно в ночь вести в бой».
Конечно, все эти функции загадок остались в прошлом, но и сейчас они нам интересны. Загадки учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.
Загадка как жанр речевого высказывания имеет свои художественные особенности и структуру. Конечно, это связано с тем, что загадка – это иносказание, намёк, окольная речь, обиняк. Загаданные предметы изображаются посредством других, которые имеют отдалённое сходство с теми, о которых умалчивается.
Основные принципы построения – это принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления.
При замещении происходит замена одного предмета или действия другим: «Серое сукно тянется в окно» (дым из трубы). Однако это сходство неожиданное, необыкновенное, замысловатое.
Предмет может прямо не загадываться, а будут перечислены его свойства, по которым и можно догадаться, что это за предмет: «Четыре ноги, а не ходит, спина есть, а головы нет» (стул). Свойства обрисованы так, что выходит нечто необычное и замысловатое.
Иногда в загадках используется переносное значение слова. Но один предмет заменяется другим неожиданно, непривычно, остроумно.
Бывают загадки, в которых предмету даётся имя, звучащее в рифму с другими словами: «Маленький Денис на верёвочке повис». Имя Денис употребляется потому, что это слово рифмуется со словом «повис».
В некоторых случаях загадка рифмуется с отгадкой: «Что в избе Самсон?» (заслон).
Во многих загадках важен звуковой образ, который создаётся с помощью аллитераций и находится в одном звуковом ряде: «Вверх бурды, вниз бурды, по тем бурдам вели бурды» (тканьё).
Виды загадок в соответствии с принципами построения:
Загадки только с точно названными признаками:
Например: Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Опять ляжет в дупло. (Сова.)
Загадки только с зашифрованными признаками:
Например: В золотой тарелке стоят домики, А улицы нет. (Подсолнух.)
Загадки с отрицательным сравнением:
Например: Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко.)
Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками (имеют отрицания и иносказания).
Например: Не украшение, а серебряный, Не пастух, а стадо пасет. (Месяц и звезды)
5. Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками: Например: Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Например: Чего не лень делать? (чесаться)
Глава 2. «Что за чудные загадки…»
Нам стало интересно узнать, а знают ли мои одноклассники загадки и умеют ли они их разгадывать.
2.1. Анкета – опросник
Для этого мы составили анкету – опросник.
1.Что такое загадка?
2.Какие виды загадок вы знаете?
3.Вы умеете загадывать загадки?
4.Вам нравится, когда вам загадывают загадки?
5.Зачем люди загадывают друг другу загадки?
Результаты проведения анкетирования среди обучающихся
5 классов
Что такое загадка?
Вывод: к сожалению, почти все опрошенные ребята не знают, что такое загадка (даже после изучения этой темы на уроках литературы)
Какие виды загадок Вы знаете?
Вывод: пятиклассники, в основном, не знают, какие виды загадок существуют, или называют виды, которые не существуют вообще.
Вы умеете загадывать загадки?
Вывод: ребята 5 классов считают, что умеют загадывать загадки.
Вам нравится, когда Вам загадывают загадки?
Вывод: большинство пятиклассников ответили, что им нравится, когда им загадывают загадки, но 10 опрошенных ребят не смогли с уверенностью ответить на этот вопрос.
Зачем люди загадывают друг другу загадки?
Вывод: к сожалению, большинство опрошенных ребят не смогли ответить на вопрос: «Зачем люди загадывают друг другу загадки?», но были очень интересные варианты ответов: «развивать память», «чтобы человек вспоминал слова», «чтобы стать умнее».
2.2. Загадки моей прабабушки
Затем мы загадали ребятам 5 классов загадки моей прабабушки:
2. Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь. (Пёрышко)
3. Одного отца, одной матери, а ни тому и ни другому не сын? (Дочь)
4. Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Полозья)
5. Чего из избы не выгонишь? (Пыль)
После подведения итогов мы получили следующие результаты.
Загадки моей прабабушки (правильные ответы)
Вывод: к сожалению, большинство ребят так и не смогли отгадать загадки моей прабабушки.
Я считаю, что ребята не смогли отгадать загадки, потому что в загадках содержались старинные слова, значения которых ребята, возможно, не знают (например, полозья, изба).
2.3. Загадки моих родителей
Потом мы загадали моим одноклассникам загадки, которые загадывали в детстве мои мама и папа.
1) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
2) Сидит дет во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает. (Лук)
4) Сто одёжек и все без застежек. (Капуста)
5) Два конца, два кольца, а по середине гвоздик. (Ножницы)
6) Не лает, не кусает, а домой не пускает. (Замок)
7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, а достать не могут. (Луна)
8) Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
10) Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (Мороз)
Загадки моих родителей (правильные ответы)
После проведения анкетирования и анализа ответов ребят при отгадывании загадок мы определили проблемы:
ребята не знают, что такое загадка;
не знают виды загадок;
мои одноклассники не знают, зачем нужно загадывать друг другу загадки.
И самое главное – ребята не умеют отгадывать самые простые загадки.
Поэтому мы решили подготовить и провести урок по теме «Загадки и отгадки».
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.
Загадка в древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: «Стоит поп низок, на нём сто ризок» (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.
Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.
Исследовательская работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература.