Что предусматривает динамический подход к менеджменту
Динамический подход
При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход
Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Процессный подход
Этот подход рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления. Он является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.
Нормативный подход
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
Количественный подход
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.
Административный подход
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
Поведенческий подход
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Ситуационный подход
Пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самый эффективный метод, который соответствует конкретной ситуацией, максимально адаптирован к ней.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ
Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 16 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.
1. Системный подход.Объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь.
Системный подход строится на следующих принципах:
процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
проблему рассматривают как целое, систему, выявляют последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
выявляют и анализируют возможные альтернативные пути достижения цели;
цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
восходят от абстрактного к конкретному;
предполагается единство анализа и синтеза, логического и исторического;
выявляют в объекте разнокачественные связи и их взаимодействие.
2.Комплексный подход.Учитываются технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, их взаимосвязь. Если упустить один из аспектов, проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологично не уделяют достаточного внимания, поэтому эти орудия становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации существующих редко учитывают социальные и психологические аспекты.
3.Интеграционный подход.Нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
стадиями жизненного цикла объекта управления;
уровнями управления по вертикали;
субъектами управления по горизонтали.
Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, усиление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы. Интеграция отдельных подсистем и компонентов системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей между ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям организации конкретные показатели функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.
Углубление интеграции по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивает формирование единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т. д. по стадиям маркетинга, научно-исследовательских работ, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения на рынке, эксплуатации, утилизации. Согласованность дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность ресурсозатрат.
Углубление интеграции по вертикали достигается объединением мелких организаций для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощной научно-исследовательской базы, новых информационных технологий, сложного оборудования hit. д. Кроме того, на базе унифицированных информационных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и организациями в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. д. Подобная интеграция позволяет ускорить ввод в действие и улучшить контроль за выполнением новых нормативно-правовых актов, внедрение достижений научно-технического прогресса и т. д.
4. Маркетинговый подход.Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач. Приоритеты здесь следующие:
повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;
экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;
экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, умелого менеджмента.
5. Функциональный подход.Потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создается несколько альтернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта. При применении функционального подхода идут от обратного — от потребностей, в результате иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.
При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить его структуру, принципы работы и т. д.
6.Динамический подход.Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и Co-подчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).
7.Воспроизводственный подход.Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементы воспроизводственного подхода следующие:
применение опережающей базы сравнения при планировании обновленного объекта;
трактовка закона экономии времени как суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;
рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;
пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона);
интеграция крупных организаций науки и производства в рамках комплексного объединения.
8. Процессныйподход. Рассматривает функции управления как
взаимосвязанные.
Процессный подход широко применяется на практике. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Фай-олю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, предполагающая возможность влияния на подчиненных таким образом, чтобы они действовали в направлении достижения целей.
9. Нормативный подход.Устанавливаются нормативы управления по всем важнейшим элементам подсистем менеджмента:
целевой (параметры рынка, показатели качества и ресурсоемкое™ товара, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);
функциональной (нормативы качества планов, организации системы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирования труда);
обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения целей и задач, эффективности использования различных видов ресурсов в целом по организации). Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и по масштабу применения.
Элементами внешней среды организация не управляет, но она должна иметь соответствующий банк нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и экологические), принимать участие в развитии системы этих нормативов. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля.
10.Количественный подход.Заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно не только словами, но и цифрами.
11.Административный подход.Состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. д.).
12.Поведенческий подход.Оказывается помощь работникам в осознании своих возможностей, творческих способностей путем применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. Основная цель такого подхода — повышение эффективности деятельности организации за счет улучшения использования трудовых ресурсов. Правильное применение науки о поведении способствует повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
13.Ситуационный подход.Основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и во внешней среде, нет единого способа управления объектом. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — тот, который более всего соответствует данным условиям, максимально адаптирован к ним.
Ситуационный подход — это не набор предписываемых рекомендаций, а способ мышления. В нем сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям, однако специфические приемы, используемые руководителями для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
14.Предпринимательский подход.Основан на системе взглядов на управление, в основе которой — представление об организации как сообществе предпринимателей, ориентированных на непрерывный поиск новых возможностей для самоадаптации организации, работающей в условиях нестабильной и неопределенной внешней среды. Предпринимательский подход означает проявление инициативы, самостоятельности, способность взять на себя риск и ответственность при создании чего-то нового, генерацию идей, изыскание возможностей для их осуществления и организацию выполнения.
15.Стратегический подход.Это концепция управления, в основе которой лежат разработка и реализация стратегии. Позволяет прогнозировать изменения окружающей среды и подготовить организацию к тому, чтобы наилучшим образом использовать возможности, избежать или минимизировать влияние внешних угроз. Стратегический подход включает формулирование миссии организации, определение ее целей, проведение стратегического анализа, разработку и реализацию стратегии, стратегический контроль.
16.Творческий подход.Базируется на совокупности приемов, характеризующих отношение к управлению как к созидательному процессу. Проявление творческого подхода — это поиск нетрадиционных решений, использование новых методов, разработка собственных оригинальных приемов. Творческий подход предполагает генерацию идей, разработку и оценку альтернатив, умение заимствовать оригинальные идеи из других сфер, чужой опыт ииспользовать их в управлении организацией. Основа творческого подхода — воображение, интуиция, фантазия, гибкость мышления, восприимчивость к новым идеям, умение осмыслить накопленный опыт.
Менеджмент Лекция №3 Современные подходы к менеджменту
Лекция №3 Современные подходы к менеджменту
Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:
При применение комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
— между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
— между стадиями жизненного цикла объекта управления;
— между уровнями управления по вертикали;
— между уровнями управления по горизонтали.
Термеэнтеграция – это углубление сотрудничества субъектов управления их объединения, управление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы управления.
Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:
— повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
— экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;
— экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);
— применение системы менеджмента.
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.
При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.
При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:
— процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
— необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
— целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
— восхождение от абстрактного к конкретному;
— единство анализа и синтеза логического и исторического;
— проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.
«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления производством ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процессный подход.
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.
В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:
Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
Системный подход
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.
Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
Ситуационный подход к управлению
Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.
Помимо этого выделяют более 13-ти подходов к управлению производством. Остановимся на них немного подробнее:
Комплексный подход.
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
Интеграционный подход.
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:
отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
Интеграция — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.
Маркетинговый подход.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя:
Функциональный подход.
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.
Динамический подход.
При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход.
Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Процессный подход.
Этот подход рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления. Он является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.
Нормативный подход.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
Количественный подход.
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.
Административный подход.
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
Поведенческий подход.
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Ситуационный подход.
Пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самый эффективный метод, который соответствует конкретной ситуацией, максимально адаптирован к ней.
Системный подход.
При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы: