Что предусматривает план маневровой работы

orgperevozok.ru

Технология транспортных процессов

Новое

Популярное

Маневровая работа

Все передвижения подвижного состава на железнодорожном транспорте подразделяются на поездные и маневровые.

Поездными называются передвижения подвижного состава на перегонах между раздельными пунктами в составе поезда – с действующим локомотивом и установленными сигналами.

Маневровыми называются всякие перемещения локомотивов вхолостую (без вагонов) или с вагонами (составами) для целенаправленного выполнения операций технологического процесса.

При производстве маневров в единой смене работают составительские и локомотивные бригады.

Составительская бригада — бригада, предназначенная для руководства маневровой работой с вагонами, группой вагонов, поездами, которая состоит из составителя поездов и помощника составителя поездов, а также может состоять из двух составителей поездов, один из которых назначается руководителем.

Локомотивная бригада — работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов.

Маневровый район

Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологическим процессом работы железнодорожной станции и по плану, предусматривающему:

1) своевременное формирование и отправление поездов;

2) своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после окончания грузовых операций;

3) наименьшую затрату времени на переработку вагонов;

4) рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств;

5) бесперебойный прием поездов на железнодорожную станцию;

6) безопасность движения поездов, безопасность работников, связанных с маневрами, и сохранность железнодорожного подвижного состава и перевозимого груза.

На железнодорожных путях необщего пользования при отсутствии технологического процесса работы железнодорожной станции маневровая работа производится в соответствии с местной инструкцией о порядке обслуживания и организации движения.

На железнодорожных станциях, в зависимости от путевого развития, характера и объема маневровой работы, железнодорожные пути разделяются на маневровые районы.

Маневровый район — часть железнодорожной станции, включающая группу станционных путей и сортировочную горку или вытяжной путь, обслуживаемая как правило одним маневровым локомотивом и составительской бригадой.

Границы маневровых районов и порядок работы в каждом из них устанавливаются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

При необходимости работы в отдельных районах двух и более маневровых локомотивов порядок их работы, лицо обеспечивающее безопасность движения поездов (дежурный по парку, маневровый диспетчер или дежурный по станции), указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

К маневровым устройствам относятся:

— вытяжные пути (обычного и специального профиля) в совокупности со стрелочными горловинами, стрелочными улицами и примыкающими путями;

— горки малой, средней, большой и повышенной мощности, с примыкающими к ним сортировочными парками.

Виды маневров:

1) маневры расформирования (сортировочные), цель которых — расстановка по станционным путям вагонов в соответствии с их назначением и специализацией путей;

2) маневры формирования (группировочные) — расстановка вагонов в составе поезда в соответствии с требованиями плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации;

3) маневры одновременного расформирования и формирования — одновременно с расстановкой вагонов прибывшего в переработку поезда по специализированным путям сортировочного парка производится их подборка согласно требованиям плана формирования поездов, и Правил технической эксплуатации;

4) маневры по прицепке и отцепке вагонов производятся с групповыми поездами, поездами, изменяющими направление следования, имеющими перелом массы, а на промежуточных станциях — со сборными поездами;

5) маневры по подаче и уборке вагонов на пути и с путей производства грузовых и других станционных операций (погрузка, выгрузка, перевеска, ремонт и т. д.);

6) прочие маневры, к которым относятся: перестановка составов, групп и отдельных вагонов из парка в парк, маневры по подтягиванию и осаживанию вагонов в сортировочном парке, пропуск локомотивов по станционным путям и др.

Маневры могут выполняться на сортировочных горках, вытяжных путях (вытяжках) и с использованием свободных участков путей сортировочных, а в некоторых случаях (при распоряжении дежурного по станции) и приемоотправочных парков.

Источник

Маневровая работа

1 Общие положения
2 Руководство маневровой работой
3 Обязанности работников при производстве маневров
4 Закрепление вагонов
5 Скорости при маневрах
6 Маневры на сортировочных горках и вытяжных путях
7 Маневры на главных и приемо-отправочных путях
8 Маневровая работа в районах станций, не обслуживаемых де-журными стрелочных постов
Список литературы

Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологи-ческим процессом работы станции и по плану, предусматривающему свое-временное формирование и отправление поездов; своевременную подачу ва-гонов под грузовые операции и уборку их после окончания грузовых опера-ций; наименьшую затрату времени на переработку вагонов; рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств; беспере-бойный прием поездов на станцию; безопасность движения, безопасность ра-ботников, связанных с маневрами, и сохранность подвижного состава.
На станциях, в зависимости от путевого развития, характера и объема маневровой работы, пути разделяются на маневровые районы. Границы ма-невровых районов и характер работы в каждом из них устанавливаются в ТРА станции.
В каждом маневровом районе работает, как правило, один маневровый локомотив. При необходимости работы в отдельных районах двух и более маневровых локомотивов, порядок их работы, обеспечивающий безопасность движения, указывается в ТРА станции.
Локомотивы, выдаваемые на маневровую работу, должны быть ис-правны, с действующими радиостанциями, установленными сигналами и ин-вентарем.
При маневровых передвижениях на станциях с электрической центра-лизацией перевод стрелок осуществляется дежурным по станции или опера-тором поста централизации. Перед переводом централизованной стрелки об-служивающий ее работник должен убедиться (лично или по докладу другого работника) в том, что она не занята подвижным составом, а также есть ли проходы по смежным путям.
Составитель поездов должен иметь исправную носимую радиостан-цию. Имеющиеся на станциях устройства радиосвязи и двусторонней парко-вой связи должны использоваться для организации маневровой работы и обеспечения безопасности движения.
Для наиболее типичных указаний и сообщений о маневровой работе, передаваемых по радиосвязи и двусторонней парковой связи, при необходи-мости устанавливается примерный регламент ведения переговоров.
Порядок эксплуатации радиосвязи и двусторонней парковой связи на станциях устанавливается специальной инструкцией ОАО «РЖД».
Дежурный по станции должен готовить маневровые маршруты в соот-ветствии с планом маневровой работы. Маневровый маршрут без изменения направления движения готовится, как правило, на весь путь следования ма-неврового состава. При невозможности приготовления такого маршрута де-журный по станции обязан предупредить машиниста о том, на какой путь или до какого светофора приготовлена часть маршрута.
Порядок и условия обеспечения безопасности при перестановке соста-вов из парка в парк по соединительным путям или через вытяжные пути ус-танавливаются в ТРА станции, при этом особое внимание должно быть об-ращено на обеспечение безопасности при движении маневровых составов ва-гонами вперед.
Маневровые передвижения на ремонтных путях вагонных и локомо-тивных депо должны производиться под наблюдением и по личным указани-ям ответственного работника соответствующей службы.
На путях, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются.
При неблагоприятных условиях погоды (сильный ветер, туман, ме-тель), а также на неосвещаемых путях маневровая работа должна произво-диться с особой бдительностью, а в необходимых случаях – с пониженной скоростью.
Работа хозяйственных поездов и путевых машин на путях станции производится под руководством ответственного работника соответствующей службы (пути, сигнализации и связи и др.).
Передвижения указанных поездов и машин с одного пути на другой или в другой район станции производятся только с разрешения лица, распо-ряжающегося маневрами, или дежурного по станции. В необходимых случа-ях для руководства передвижениями таких поездов и путевых машин по ука-занию начальника станции могут назначаться соответствующие работники станции.
При производстве маневров разъединение и соединение тормозных ру-кавов производится составительскими бригадами. Разъединение и соедине-ние тормозных рукавов при отцепке от состава и прицепке к составу поезд-ного локомотива производит локомотивная бригада.

2 Руководство маневровой работой

3 Обязанности работников при производстве маневров

При вступлении на дежурство составитель должен ознакомиться с на-личием и расположением подвижного состава на путях своего района, прове-рить надежность его закрепления, убедиться в наличии установленных для района средств закрепления. О результатах проверки доложить дежурному по станции.
Перед началом маневровой работы руководитель маневров обязан:
а) убедиться, что все работники, участвующие в маневрах, в том числе и локомотивная бригада, в полном составе находятся на своих местах;
б) ознакомить машиниста и работников станции, участвующих в маневрах, с планом предстоящих маневров и порядком его выполнения;
в) проверить, нет ли препятствий для передвижения вагонов (тор-мозных башмаков под колесами и др.)
В процессе работы руководитель маневров обязан:
а) четко и своевременно подавать сигналы и передавать указания, касающиеся маневровых передвижений;
б) следить за своевременной подготовкой стрелок для маневровых передвижений, своевременной и правильной подачей сигналов операторами постов централизации, дежурными стрелочных постов и машинистом локо-мотива;
в) при движении по станционным путям вагонами вперед находить-ся, как правило, на первой по движению специальной подножке (переходной площадке, тамбуре), а при невозможности – идти по междупутью или обочи-не пути впереди осаживаемых вагонов;
г) при производстве маневров с большими составами на кривых участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель, снегопад и т.д.) принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности – чаще передавать сигналы и указания по радиосвязи или двусторонней парковой связи;
д) не допускать передвижений маневровых составов, не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом;
При производстве маневров в местах работы ремонтных бригад (путе-вых, СЦБ), с пересечением переездов, около пассажирских платформ, на пу-тях грузовых складов, и т.п. составительские и локомотивные бригады долж-ны проявлять особую бдительность, своевременно подавать звуковые сигна-лы при приближении состава к находящимся около пути или на платформах людям, а также предупреждать о движении состава людей, работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути, вагонов.
При движении у высоких платформ нахождение работников на специ-альной подножке вагона со стороны платформы запрещается.

4 Закрепление вагонов

5 Скорости при маневрах

Маневры производятся со скоростью не более:
 60 км/ч – при следовании по свободным путям одиночных локо-мотивов и локомотивов с вагонами, прицепленными сзади, с включенными и опробованными автотормозами;
 40 км/ч – при движении локомотива с вагонами, прицепленными сзади, по свободным путям;
 25 км/ч – при движении вагонами вперед по свободным путям, а также восстановительных и пожарных поездов;
 15 км/ч – при движении с вагонами, занятыми людьми, а также с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности 4-й, 5-й и 6-й сте-пеней;
 5 км/ч – при маневрах толчками;
 3 км/ч – при подходе локомотива (с вагонами или без них) к ва-гонам.
Скорость передвижения подвижного состава по вагонным весам в за-висимости от конструкции весов устанавливается в ТРА станции.
Движение маневровых составов и одиночных локомотивов со скоро-стями 60, 40 и 25 км/ч может производиться только в тех случаях, когда ма-шинист предупрежден о свободности пути. Если машинист не извещен о свободности пути, то он должен следовать с особой бдительностью и скоро-стью, которая обеспечила бы своевременную остановку при появлении пре-пятствия для дальнейшего движения.

6 Маневры на сортировочных горках и вытяжных путях

На станциях, имеющих горочные устройства для сортировки вагонов, маневры должны производиться в соответствии с инструкциями, утвержден-ными начальником отделения железной дороги, в которых отражается также порядок пользования устройствами автоматизации процесса расформирова-ния составов (ГАЦ, АРС, АЗСР).
В инструкциях по работе сортировочных горок должны предусматри-ваться также меры, исключающие возможность ухода вагонов с сортировоч-ных путей в противоположную от сортировочной горки горловину (укладка ограждающих тормозных башмаков, торможение отцепов в глубине парка, согласованность между работниками сортировочной горки и сортировочного парка и т.п.).
Перед роспуском вагонов с сортировочной горки дежурный по горке обязан:
а) проверить степень свободности путей со стороны горки и нали-чие проходов на них;
б) ознакомиться с планом предстоящего роспуска, последователь-ностью расположения отцепов, числом вагонов в каждом отцепе, ходовыми качествами отцепов, наличием вагонов, требующих особой осторожности при роспуске, длиннобазных (имеющих расстояние между центрами осей внутренних колесных пар более 11,3 м) и другими необходимыми данными;
в) установленным на данной станции порядком обеспечить озна-комление с характером предстоящего роспуска других работников, участ-вующих в сортировке вагонов (операторов распорядительного и исполни-тельного постов, составителя поездов, регулировщиков скорости движения вагонов и др.);
г) включить устройства автоматизации сортировочной работы (ГАЦ, АРС, АЗСР).
Дежурный по горке, операторы распорядительного и исполнительных постов, составители поездов, регулировщики скорости движения вагонов в процессе роспуска должны регулировать скорость надвига и степень тормо-жения вагонов в зависимости от заполнения сортировочных путей, условий прохода отцепов в стрелочной зоне и на подгорочных путях, величины отце-пов, чередования назначения отцепов по путям сортировочного парка и др.
В процессе роспуска дежурный по горке, операторы распорядительного и исполнительных постов должны следить за движением отцепов, проверять правильность их следования по путям сортировочного парка, контролировать работу устройств автоматизации сортировочной работы и в зависимости от складывающейся обстановки при необходимости корректировать их работу.
При нахождении на сортировочных путях вагонов с разрядными груза-ми и цистерн со сжиженными газами маневровые диспетчеры и дежурные по сортировочным горкам обязаны вести точный учет путей, на которых такие вагоны находятся.

В процессе роспуска дежурный по горке, оператор распорядительного поста или горочный составитель с помощью двусторонней парковой или дру-гих видов связи должен постоянно информировать операторов исполнитель-ных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стре-лочных постов об отцепах, требующих особой осторожности (вагоны с раз-рядными грузами, проводниками, живностью и др.).
Все работники, участвующие в роспуске при спуске с горок таких от-цепов, а также при роспуске любых отцепов на пути, где имеются вагоны с грузами, требующими особой осторожности, должны быть особо вниматель-ными, обеспечивать безопасность роспуска и сохранность подвижного соста-ва. Скорость надвига, а также силу торможения на замедлителях регулиро-вать с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и безус-ловного соблюдения установленных скоростей при соударении этих вагонов с другими вагонами.
Порядок информации работников о наличии в распускаемом составе и на путях сортировочного парка вагонов с грузами отдельных категорий, тре-бующими особой осторожности, устанавливается в местных инструкциях.
Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках при различных показаниях горочных светофоров, а также условия, обеспечивающие сохран-ность подвижного состава, устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от технического оснащения горок и местных условий. Скорость подхода отцепа вагонов к другому отцепу в подгорочном парке должна быть не более 5 км/ч, а для вагонов с грузами отдельных категорий, требующими особой осторожности в соответствии с Правилами перевозок грузов, а также правилами перевозок опасных и разрядных грузов – не более 3 км/ч.
Перечень грузов, вагоны с которыми запрещено спускать с сортиро-вочной горки, производить маневры толчками или необходимо при спуске соблюдать особую осторожность, устанавливается в Правилах перевозок гру-зов. На перевозочных документах таких вагонов на станциях погрузки ста-вится штемпель «С горки не спускать» или «Спускать с горки осторожно».
При роспуске с сортировочных горок 12- и 5- вагонных секций, а также автономных вагонов с машинным охлаждением соударение их с вагонами, стоящими на путях подгорочного парка, а также последующих отцепов с ни-ми не допускается. Роспуск указанных вагонов должен производиться под желтый огонь горочного светофора.
Перед роспуском с горки вагонов с проводниками (командами), сопро-вождающими груз или живность, а также перед началом производства ма-невров толчками с такими вагонами проводники и команды должны быть предупреждены составителями поездов о предстоящих маневрах.
Для обеспечения четкой и базаварийной работы регулировщики скоро-сти движения вагонов обязаны:
а) к началу роспуска состава находиться на обслуживаемых ими пу-тях;
б) внимательно следить за сообщениями и командами, подаваемыми дежурным по горке, за сигналами подаваемыми составителем поездов или машинистом локомотива;
в) расчетливо тормозить вагоны, обеспечивая наиболее полное ис-пользование вместимости путей и безопасный подход отцепов к вагонам, стоящим на путях подгорочного парка. При роспуске с горки больших отце-пов дополнительные тормозные башмаки подкладываются под колесные па-ры посредством башмаконакладывателя или специальной вилки;
г) при заезде на путь локомотива для соединения вагонов, по указа-нию составителя или дежурного по горке, извлекать из-под вагонов тормоз-ные башмаки;
д) помогать регулировщикам скоростей движения вагонов, обслу-живающих соседние пути, при интенсивном следовании отцепов в районы их работы.
При торможении вагонов на станционных путях запрещается устанав-ливать тормозные башмаки:
а) непосредственно перед рельсовым стыком (1м и менее) и на рельсовом стыке (если он не сварен);
б) перед крестовиной стрелочного перевода;
в) на рамный рельс стрелочного перевода, к которому прилегает остряк;
г) на наружный рельс кривой.
Запрещается пользоваться неисправными тормозными башмаками (лопнувшая головка, покоробленная и изогнутая подошва и др.). Тормозные башмаки должны быть окрашены (в цвет, при котором они более заметны), иметь установленное клеймо и храниться на специальных тумбочках на меж-дупутьях и стеллажах.
Запрещается осаживание и соединение вагонов в сортировочном парке (со стороны горки или с противоположной стороны путей сортировочного парка) без предварительного согласования между дежурным по горке (соста-вителем) и составителем или другим работником противоположного конца сортировочного парка, порядком, установленным ТРА станции.
Перед осаживанием составитель обязан убедиться в отсутствии тор-мозных башмаков под вагонами, в нормальном положении расцепных рыча-гов автосцепки вагонов и в отсутствии препятствий для движения.
Маневры на вытяжных путях производятся, как правило, толчками (се-рийными или одиночными).
При производстве маневров серийными толчками в ТРА станций для районов, где этот метод является основным при организации маневровой ра-боты, должны быть указаны: порядок торможения отцепов, наличие и поря-док применения технических средств (связи, башмаконакладывателей, баш-макосбрасывателей и т.п) и другие условия обеспечения безопасности.
Регулировать разгон состава для толчка составитель обязан с учетом ходовых качеств и веса отцепа, свободности сортировочных путей и атмо-сферных условий так, чтобы операторы постов централизации, дежурные стрелочных постов и регулировщики скорости движения вагонов имели дос-таточно времени для перевода стрелок и укладки тормозных башмаков и чтобы скорости соударения вагонов не превышали установленные.

7 Маневры на главных и приемо-отправочных путях

Маневры на главных путях или с пересечением их, а также с выходом за выходные стрелки могут допускаться в каждом случае только с разреше-ния дежурного по станции при закрытых соответствующих входных свето-форах, ограждающих вход на пути и стрелки, на которых производятся ма-невры.
В приемо-отправочных парках станции маневры могут производиться только на тех путях (стрелках), которые будут указаны дежурным по станции при даче задания составителю (главному кондуктору) на маневровую работу.
Запрещаются маневры с выходом состава за границу станции на пере-гон на однопутных и по неправильному пути на двухпутных участках без со-гласия поездного диспетчера и дежурного по соседней станции и без уста-новленного разрешения, выдаваемого машинисту.
Маневры с выходом состава за границу станции по правильному пути на двухпутных участках допускаются с согласия поездного диспетчера по устному разрешению дежурного по станции.
Разрешением на выезд маневрирующего состава за границу станции на однопутном перегоне служит:
а) при автоматической блокировке – ключ-жезл, выдаваемый ма-шинисту маневрового локомотива после открытия соответствующего выход-ного светофора. После первого выезда маневрового состава за границу стан-ции по открытому выходному светофору и ключу-жезлу повторные выезды на перегон при наличии у машиниста ключа-жезла осуществляются без от-крытия выходного светофора.
На станциях, оборудованных автоматической блокировкой, где имеют-ся специальные маневровые светофоры, связанные с путевыми светофорами, выезд маневрирующего состава за границу станции производится при разре-шающем показании этого маневрового светофора.
При отсутствии ключа-жезла или специального маневрового светофора для маневров с выездом за границу станции машинисту маневрового локомо-тива выдают путевую записку.
б) при полуавтоматической блокировке – ключ-жезл данного пере-гона, а при его отсутствии – путевая записка;
в) при электрожезловой системе – жезл или ключ-жезл данного пе-регона;
г) при телефонной связи – путевая записка.
Во всех случаях выезд маневрового состава за границу станции на од-нопутный перегон с выдачей машинисту путевой записки может осуществ-ляться только по разрешению поездного диспетчера, передаваемому одно-временно на обе станции, ограничивающие перегон, без закрытия основных средств сигнализации и связи при движении поездов.
После получения такого разрешения дежурные по станциям обменива-ются телефонограммами по поездной диспетчерской связи, под контролем поездного диспетчера.
Запрещается делать запрос и давать разрешение о выезде маневрового состава за границу станции при занятости перегона встречным поездом.
При даче согласия в момент следования по перегону поезда, отправ-ленного со станции производства маневров, перегон считается занятым до получения с соседней станции сообщения о прибытии поезда и передаче на эту станцию уведомления об окончании маневров. Все переговоры о выезде маневрового состава за границу станции оформляются записями в журнале поездных телефонограмм.
При необходимости выезда маневрового состава за границу станции по неправильному пути двухпутного перегона, не оборудованного двусторонней путевой блокировкой, действие блокировки по этому пути перегона установ-ленным порядком закрывается. После закрытия блокировки выезд маневро-вого состава за границу станции осуществляется с выдачей машинисту локо-мотива путевой записки, при этом в отметке, производимой наверху бланка путевой записки, добавляются слова «по неправильному пути».
При двусторонней автоматической блокировке после переключения блок-системы на соответствующее направление движения выезд маневрового состава за границу станции по неправильному пути может производиться по правилам, предусмотренным для однопутных перегонов.
Запрещается, как правило, занимать приемо-отправочные пути отдель-ными вагонами или группами вагонов. Временное занятие приемо-отправочных путей подвижным составом при производстве маневров может быть допущено только с разрешения дежурного по станции.
На промежуточных станциях временное занятие приемо-отправочных путей отдельными вагонами или подвижным составом дежурный по станции может допустить только по разрешению поездного диспетчера.
Запрещается занимать улавливающие тупики любым подвижным со-ставом, а предохранительные тупики – пассажирскими и грузовыми вагона-ми, занятыми людьми, грузовыми вагонами с разрядными и опасными груза-ми.

8. Маневровая работа в районах станций, не обслуживаемых
дежурными стрелочных постов

При необходимости заезда маневрового локомотива на пути грузовых районов, угольных складов, вагонных или локомотивных депо и др.дежурный по станции или составитель поездов должен предварительно согласовать возможность подачи или вывода вагонов с руководителем работ в данном районе. Порядок согласования устанавливается в ТРА станции.
Составитель поездов перед заездом маневрового состава на пути рай-онов, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочных постов, обязан особо внимательно проверять положение путей и стрелок и убеждаться в от-сутствии препятствий для движения. Перевод стрелок в таких районах осу-ществляется составителем поездов или другим работником, указанным в ТРА станции.
Запрещается выезд на станционные пути маневровых локомотивов или составов из районов, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, без разрешения дежурного по станции. Порядок выезда маневровых локомоти-вов из таких районов устанавливается в ТРА станции.

1. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на же-лезных дорогах РФ
2. Правила технической эксплуатации на железных дорогах РФ

Вложения

Что предусматривает план маневровой работы. Смотреть фото Что предусматривает план маневровой работы. Смотреть картинку Что предусматривает план маневровой работы. Картинка про Что предусматривает план маневровой работы. Фото Что предусматривает план маневровой работы42273.rtf (320.8 Кб, 274 просмотров)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *