Что предусматривает воинская служба
Что предусматривает воинская служба
Статья 1. Воинская обязанность
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О воинской обязанности и военной службе
Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года
Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года
(В редакции федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 12.02.2001 № 15-ФЗ, от 12.02.2001 № 16-ФЗ, от 19.07.2001 № 102-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.05.2002 № 56-ФЗ, от 28.06.2002 № 75-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 113-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.12.2002 № 186-ФЗ, от 22.02.2003 № 27-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 22.02.2004 № 4-ФЗ, от 22.04.2004 № 20-ФЗ, от 26.04.2004 № 29-ФЗ, от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 01.12.2004 № 149-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 01.04.2005 № 27-ФЗ, от 30.06.2005 № 77-ФЗ, от 15.07.2005 № 86-ФЗ, от 21.07.2005 № 99-ФЗ, от 21.07.2005 № 100-ФЗ, от 30.09.2005 № 125-ФЗ, от 17.10.2005 № 130-ФЗ, от 02.12.2005 № 149-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 211-ФЗ, от 11.03.2006 № 37-ФЗ, от 04.05.2006 № 61-ФЗ, от 03.07.2006 № 96-ФЗ, от 06.07.2006 № 103-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 06.07.2006 № 105-ФЗ, от 02.10.2006 № 159-ФЗ, от 25.10.2006 № 169-ФЗ, от 04.12.2006 № 203-ФЗ, от 06.01.2007 № 3-ФЗ, от 12.04.2007 № 50-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 30.10.2007 № 241-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.12.2007 № 313-ФЗ, от 04.12.2007 № 328-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 248-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 09.02.2009 № 1-ФЗ, от 28.04.2009 № 69-ФЗ, от 03.06.2009 № 110-ФЗ, от 28.06.2009 № 126-ФЗ, от 28.11.2009 № 285-ФЗ, от 28.11.2009 № 286-ФЗ, от 17.12.2009 № 312-ФЗ, от 21.12.2009 № 328-ФЗ, от 09.03.2010 № 18-ФЗ, от 09.03.2010 № 27-ФЗ, от 11.03.2010 № 28-ФЗ, от 27.07.2010 № 223-ФЗ, от 29.11.2010 № 319-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.06.2011 № 167-ФЗ, от 18.07.2011 № 241-ФЗ, от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 30.11.2011 № 343-ФЗ, от 01.12.2011 № 375-ФЗ, от 01.12.2011 № 376-ФЗ, от 08.12.2011 № 424-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 30.12.2012 № 288-ФЗ, от 04.03.2013 № 18-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 07.06.2013 № 111-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 12.03.2014 № 29-ФЗ, от 02.04.2014 № 64-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 23.06.2014 № 159-ФЗ, от 21.07.2014 № 246-ФЗ, от 14.10.2014 № 302-ФЗ, от 01.12.2014 № 414-ФЗ, от 01.12.2014 № 415-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 22.12.2014 № 433-ФЗ, от 30.03.2015 № 58-ФЗ, от 20.04.2015 № 104-ФЗ, от 02.05.2015 № 125-ФЗ, от 29.06.2015 № 172-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 05.10.2015 № 274-ФЗ, от 15.02.2016 № 20-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 28.12.2016 № 512-ФЗ, от 22.02.2017 № 19-ФЗ, от 03.04.2017 № 61-ФЗ, от 01.05.2017 № 91-ФЗ, от 01.07.2017 № 132-ФЗ, от 26.07.2017 № 192-ФЗ, от 27.11.2017 № 357-ФЗ, от 20.12.2017 № 415-ФЗ, от 29.12.2017 № 444-ФЗ, от 29.12.2017 № 473-ФЗ, от 05.02.2018 № 10-ФЗ, от 07.03.2018 № 55-ФЗ, от 27.06.2018 № 166-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 28.11.2018 № 445-ФЗ, от 18.12.2018 № 470-ФЗ, от 27.12.2018 № 551-ФЗ, от 06.02.2019 № 8-ФЗ, от 18.03.2019 № 39-ФЗ, от 01.05.2019 № 98-ФЗ, от 29.05.2019 № 117-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 18.03.2020 № 64-ФЗ, от 01.04.2020 № 80-ФЗ, от 01.04.2020 № 81-ФЗ, от 13.07.2020 № 200-ФЗ, от 31.07.2020 № 285-ФЗ, от 15.10.2020 № 332-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 461-ФЗ, от 30.12.2020 № 517-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 30.04.2021 № 130-ФЗ, от 30.04.2021 № 131-ФЗ, от 26.05.2021 № 146-ФЗ, от 29.11.2021 № 388-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)
РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Воинская обязанность
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
2. Прохождение военной службы осуществляется:
(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)
5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
1. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Статья в редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 09.03.2010 № 27-ФЗ)
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)
3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 20.04.2015 № 104-ФЗ)
производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ; от 21.12.2009 № 328-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)
4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)
5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)
6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 248-ФЗ)
о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)
7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 06.07.2006 № 104-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)
Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
(Наименование в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 30.12.2012 № 288-ФЗ)
1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 202 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами. (В редакции федеральных законов от 03.04.2017 № 61-ФЗ, от 29.12.2017 № 444-ФЗ, от 07.03.2018 № 55-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 30.04.2021 № 131-ФЗ)
2. Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 30.12.2012 № 288-ФЗ)
Статья 51. Медицинское освидетельствование и м
Статья 1. Воинская обязанность
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Воинская обязанность
Статья 59 Конституции РФ провозглашает:
«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.».
В целях обороны, защиты отечества создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанностью по защите Отечества.
Основными актами, регулирующими конституционные положения о воинской обязанности граждан является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.03.1998 №53-Ф «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность граждан Российской Федерации включает в себя воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.
Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется:
в добровольном порядке (по контракту);
прохождение альтернативной гражданской службы.
Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.
Статья 23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает случаи освобождения от призыва на военную службу.
От призыва на военную службу освобождаются граждане:
признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Не подлежат призыву на военную службу граждане:
отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Прохождение военной службы по контракту вправе заключать:
военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев; граждане, пребывающие в запасе;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;
граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
Альтернативная гражданская служба представляет особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» срок альтернативной гражданской службы превышает 1,75 раз установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Оплата их труда производится организацией, в которой они проходят альтернативную гражданскую службу, в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.
Несоблюдение конституционной обязанности нести военную службу, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусматривает возможность привлечения таких граждан к уголовной ответственности.
Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Можно ли получить законное освобождение от призыва
И избежать военной службы без взяток, знакомств и поддельных медсправок
Каждый мужчина в возрасте от 18 до 27 лет может получить повестку из военкомата.
В этом случае ему, вероятно, придется провести год в казарме и освоить воинскую специальность.
Но государство дает возможность избежать военной службы. Для этого можно получить отсрочку или вообще не служить, но на вполне законных основаниях. Мы уже рассказывали, как получить отсрочку от армии. В этой статье расскажу, по каким причинам можно не служить в армии и как ими воспользоваться.
Что такое призыв
Воинский призыв — кампания, во время которой мужчин в возрасте от 18 до 27 лет привлекаются для службы в армии. Срок такой службы в мирное время — год, поэтому ее еще называют срочной военной службой, а тех, кто ее проходит, — срочниками.
После срочной службы военнослужащих демобилизуют и отправляют в запас. Считается, что года достаточно, чтобы обучить человека одной из воинских специальностей. А если возникнет военная угроза или чрезвычайная ситуация, таких людей можно снова призвать по необходимости.
Но в истории современной России не возникало ситуаций, когда пришлось бы призывать бывших срочников. Поэтому тех, кто уволен в запас, призывают только на военные сборы — их срок не может превышать 2 месяца. Призывают запасников на сборы нечасто и далеко не всех.
Освобожденных от срочной военной службы не призывают ни на сборы, ни в военное время.
Нормативные акты. Призыв на военную службу регламентируется несколькими нормативными актами. К ним относятся:
Все законные основания для полного освобождения от службы прописаны только в законе о воинской обязанности. Ни один другой документ или закон не содержит оснований для освобождения.
Кого призывают в армию
Это могут быть только мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
Есть и ограничения. Призовут только тех, кто еще не отправлен в запас или состоит на воинском учете в военкомате либо не состоит, но обязан на нем состоять.
Снятие с воинского учета не означает, что человека больше никогда не призовут. Такая возможность сохраняется при определенных условиях. С воинского учета снимают следующие категории граждан:
Как это работает, проще всего объяснить на примере.
Условному Василию исполнилось 18 лет. Право на отсрочку от призыва ему не положено, но и в казарму на год ему тоже не хочется.
Василий может просто не появляться в военкомате и не вставать на воинский учет. Это плохая идея: от призыва это все равно не освободит. То, что он не явился в военкомат, хотя был обязан это сделать, проблемы не решит.
Садиться в тюрьму для Василия не вариант: с воинского учета его снимут, но в местах лишения свободы условия совершенно точно не лучше, чем в казарме. Да и после отбытия срока и погашения судимости все равно могут призвать.
Значит, у Василия остаются два варианта законным образом сняться с воинского учета.
Первый — уехать за границу, например на работу или на учебу. Об этом обязательно нужно уведомить военный комиссариат. В этом случае Василия с учета снимут и перестанут отправлять ему повестки. К ответственности в этом случае привлечь нельзя. Но это не будет считаться освобождением от призыва. Если вернется до 27 лет — служить придется.
Второй — сменить пол. Как бы странно это ни звучало, такой способ вполне легален. После смены паспорта нужно будет известить об этом военкомат. Если в паспорте указан женский пол и при этом у Василия нет военно-учетной специальности, например медбрата, с воинского учета его снимут — призвать его будет невозможно. Если военно-учетная специальность есть, уже бывший Василий будет состоять на воинском учете, но призыв ему уже не грозит.
Кто проводит призыв в армию
За это отвечают военные комиссариаты, которые больше знакомы всем как военкоматы. Они рассылают повестки, занимаются воинским учетом, отправкой граждан к месту прохождения службы и прочими организационными мероприятиями. Если гражданин получил повестку из военного комиссариата, он обязан явиться в военкомат в указанное время. Либо нужно искать уважительную причину для неявки, например болезнь или продолжительное лечение.
Призывная комиссия формально в структуру военного комиссариата не входит. Но именно она проводит медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор. И не военный комиссар, а именно призывная комиссия принимает окончательное решение — призвать человека на службу или не призывать.
Вот на что имеет право призывная комиссия:
В состав призывной комиссии включают не только сотрудников военкомата. Большинство ее членов — гражданские. Возглавляет председатель — им может быть только руководитель местной администрации. Работники военного комиссариата возглавлять призывную комиссию не могут, но один из них всегда заместитель председателя комиссии.
Кроме них в призывную комиссию входят:
Этот перечень неисчерпывающий. В состав призывной комиссии могут входить и представители других органов и организаций. Например, общественных объединений по защите прав призывника или представители различных комитетов солдатских матерей.
Такая структура призывной комиссии сделана в том числе и для того, чтобы сложнее было освободить по чьей-то просьбе призывника от призыва, если на самом деле оснований для освобождения у него нет. Все члены комиссии — работники разных ведомств и не подчиняются друг другу, а состав комиссии с каждым призывом может меняться. Но многие граждане до сих пор считают, что любой сотрудник военного комиссариата обладает полномочиями, чтобы решить любые проблемы призывника. На самом деле это не так.
В суде в качестве свидетелей допросили других сотрудников военкомата и выяснили, что подсудимый ни к кому из них с просьбой освободить кого-либо от призыва в армию не обращался. А сам он сделать этого не мог, поскольку не имел таких полномочий.
В результате уже бывшего сотрудника военкомата признали виновным в мошенничестве. Сначала его приговорили к одному году лишения свободы, но затем смягчили наказание до 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Призывные кампании. Призывная кампания — это мероприятия по сбору призывников и отправке их к месту службы.
Проводится она, как правило, дважды в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Есть только три категории граждан, для которых установлен отдельный от всех срок призыва:
Как проходит призыв в армию
Для военкомата призыв — это сотни документов, личные дела призывников, оформление и вручение повесток, сборы и отправка к местам службы. Но для призывника обычно все выглядит проще. Для него призыв начинается с вручения повестки и далее — медкомиссии.
Если после этого призывная комиссия примет решение о годности к службе, призывник превратится в военнослужащего и отправится на год в армию. Началом службы по призыву будет считаться день, когда ему присвоят воинское звание рядового, а окончанием — дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Срок службы по закону — 12 месяцев. Продлить его нельзя, зато можно сократить, если в период службы появятся законные основания для освобождения от службы или для отсрочки.
Что такое освобождение от воинской службы
Освобождение от воинской службы означает, что человеку не придется служить по призыву совсем.
Отличия от отсрочки. Отсрочка всегда носит временный характер. Она дается на определенный период, например на время учебы, пока не вырастут дети или пока не вылечат заболевание. Заканчиваются основания для отсрочки — и придется отправляться к месту службы.
Освобождение от службы всегда бессрочное. Достаточно получить заключение призывной комиссии об освобождении один раз — и больше подтверждать свои права не потребуется.
Основания для освобождения от воинской службы
Все основания для освобождения от службы можно условно разделить на две группы:
Тем, кто признан ограниченно годным или вообще негодным к военной службе по состоянию здоровья, служить не придется. Даже если такой человек захочет сам служить, в армию попасть он не сможет.
Просто так заявить о проблемах со здоровьем тоже нельзя. Решение о непригодности к службе принимает военно-врачебная комиссия. В нее входят терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог и стоматолог. Этот перечень не исчерпывающий: при необходимости могут привлечь и других специалистов.
Если специалисты сочтут нужным, призывника могут направить на амбулаторное или стационарное обследование в медицинскую организацию. Платить за такое обследование, как и за медкомиссию, призывнику не придется — все мероприятия, связанные с призывом, проводятся за счет бюджета.
Бывает так, что медицинское обследование затягивается и призывник не успевает пройти его до того, как очередной призыв закончится. В этом случае медосвидетельствование завершат во время следующего призыва. В это время призывник, если он не скрывается от сотрудников военкомата и не избегает врачей, уклонистом считаться не будет, к ответственности его не привлекут.
По результатам медосвидетельствования призывнику выдадут заключение о годности к военной службе. Призывников делят на следующие категории:
А — годен к военной службе. Если не найдется других оснований для отсрочки или освобождения от призыва, придется отправляться в часть.
Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями. В воздушно-десантные войска и в спецназ с этой категорией уже не отправят, но служить такой призывник может.
В — ограниченно годен к военной службе. От призыва с такой категорией освободят и в часть не отправят. Но на военные сборы вызвать могут, а если начнется война, могут и на службу призвать, если совсем будет плохо с личным составом.
Г — временно негоден к военной службе. Присваивают эту категорию годности максимум на 12 месяцев. Призывать с такой категорией человека нельзя, пока он не вылечится.
Д — негоден к военной службе совсем. Шансов попасть в армию у такого человека нет, даже если очень захочется.
В данном случае не играет роли, прошел гражданин военную службу ранее по призыву или по контракту или он только проходит ее. Попасть в армию по призыву можно только один раз в жизни. Второй раз призывать закон запрещает.
Допустим, Василий поступил на учебу в военный вуз. Ему там присвоили воинское звание, и он на период учебы считается военнослужащим. На срочную службу его не призывали и призвать уже не смогут. У военного комиссариата нет возможности приехать к нему по месту учебы с участковым и вручить повестку — закон не позволяет это делать.
Может быть и другая ситуация — поехал Василий в другой город, пришел в военкомат, откуда его и отправили служить. А потом вернулся домой, а на воинский учет вовремя не встал — забыл. И приезжает к Васе представитель военкомата с повесткой и участковым — собирайтесь, гражданин, вы нужны своей стране. Василий в этом случае может предъявить военный билет с отметкой о прохождении службы — и повторно на год в казарму его уже не отправят.
Даже если Василия замучает ностальгия и он будет просить снова отправить его в армию срочником, сделать это нельзя. Закон запрещает повторный призыв. Но никто не запретит Василию служить по контракту — если, конечно, других ограничений не будет.
С альтернативной службой то же самое. Тех, кто ее уже прошел или проходит, повторно призвать по закону нельзя, даже если человек хочет служить по призыву.
Если до 2013 года человек отслужил в другом государстве, призвать его на военную службу в России было нельзя. Но наоборот не работало: граждане, которые отслужили в России по призыву, не освобождались от службы в другом государстве.
В 2013 году ситуация изменилась — право на освобождение получили только призывники, отслужившие в странах, с которыми у России заключены соответствующие международные договоры. Если два государства договорились между собой, что срочную службу призывник проходит только в одной из двух стран по собственному выбору, в другой призвать его уже не имеют права.
На 2020 год такие договоры у РФ есть только с двумя странами.
Таджикистан. Часть 4 статьи 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства позволяет тем, кто прошел военную службу в одном из государств, не проходить военную службу повторно. Договор действует в обеих странах.
Туркменистан. В статье 5 Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства сказано, что лица, которые состоят в гражданстве, проходят службу только в той стране, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва.
Подтвердить, что мужчина проходил службу в Таджикистане или Туркменистане, придется документально, например военным билетом.
А тех, кто уже отслужил срочную службу, например, в Беларуси, Германии или Израиле, от призыва в РФ не освободят.
Но для тех, кто прошел службу за рубежом до 2013 года, делают исключения.
Мужчина в 2011 году отслужил в Израиле, а потом переехал в Россию. В 2016 году военкомат ему прислал повестку, поскольку посчитал, что раз у Израиля соглашений с РФ нет, то мужчина должен отслужить и в России.
Мужчина не согласился с военкоматом и пошел в суд. Он заявил, что раз он проходил службу в Израиле в 2011 году, то на тот момент для него в России имелись основания для освобождения от службы. А освобождение бессрочное, поэтому и призвать его нельзя.
Суд с мужчиной согласился и решение призывной комиссии о призыве на военную службу отменил. Но с этим не согласился уже военный комиссариат и обжаловал судебное решение.
Во второй инстанции решение городского суда отменили. Раз нет договора между РФ и Израилем, пусть идет служить. Дело дошло до Верховного суда, который решил, что в 2011 году мужчина действительно имел основания для освобождения от военной службы, поскольку проходил такую службу за рубежом. В 2013 году закон изменился, но обратной силы он не имеет. Положения новой редакции закона о воинской обязанности применяются только к ситуациям, которые возникли после того, как эта редакция начала действовать. А раз так — служить мужчине не придется.
Те, кто отслужили срочную службу в вооруженных силах Украины либо были освобождены от призыва и проживали в Крыму или Севастополе, тоже освобождаются от призыва в России.
Право на освобождение от службы
Право на освобождение от службы — это такая ситуация, когда государство предоставляет призывнику возможность избежать службы на законных основаниях. Но призывник сам принимает решение, воспользуется он этим правом или нет.
Вот кто может воспользоваться этим правом:
За что не могут освободить от призыва
Возраст призывника. По закону нельзя призвать человека, если ему не исполнилось 18 либо он старше 27 лет. Но даже если человеку исполнилось 27 лет, это не значит, что его освободят от призыва. Исчерпывающий перечень оснований для освобождения указан в статье 2 закона о воинской обязанности. Но возраст там не упоминается.
С точки зрения закона, люди младше 18 и старше 27 лет не подлежат призыву, но проходить военную службу могут и от нее не освобождаются. Например, после окончания школы выпускник может поступить в военное учебное заведение: он может быть младше 18 лет, но будет служить по завершении отсрочки. А люди старше 27 лет имеют право служить по контракту, законом это не запрещено.
Так что возраст не может являться причиной, по которой освобождают от военной службы.
Учеба. Школьники, студенты и аспиранты могут претендовать на отсрочку от призыва. Но действует она только до окончания учебы либо до отчисления. Как только студент получает диплом либо его отчисляют за неуспеваемость или по собственному желанию, право на отсрочку исчезает — ему придется служить.
Судимость. Судимость тоже может отсрочить призыв, но не освобождает от него полностью. По закону не призывают на службу:
Но они именно не подлежат призыву на службу, а не полностью освобождаются от призыва.
Допустим, Василий в 18 лет попался на краже. Полиция возбудила уголовное дело. Пока ведется следствие, Василия призвать нельзя. А длиться оно может несколько месяцев или несколько лет. Потом материалы поступят в суд.
Во время предварительного следствия и судебного разбирательства военкомат будет просто ждать, чем закончится дело. Если Василия оправдают, ничто не помешает призвать его.
Допустим, что суд признал Васю виновным, но учел, что тот привлекается к ответственности впервые, да и вообще он парень неплохой, а характеристики у него положительные. А раз так, ему дают всего один год лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.
В тюрьму Василия не отправляют. Теперь его задача — в течение года ничего не нарушать, чтобы условное лишение свободы не превратилось в реальное. В этом случае судимость погашается по истечении испытательного срока. Свободы Василий не лишается, живет дома, может работать. Но призвать его в армию военкомат все еще не может, пока испытательный срок не истечет. Но как только это произойдет, Василия можно призывать.
Но если Василий получит реальный срок, все будет немного сложнее. Судимость у осужденных к реальному лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести погашается по истечении трех лет после отбытия наказания. Если он отсидит год, к этому году добавятся еще три — и только тогда его можно призвать на срочную службу.
Но в случае осуждения за тяжкие и особо тяжкие преступления быть призванным на службу шансов мало. Такая судимость сама по себе не является основанием для освобождения. Но в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость считается снятой через 8 лет после отбытия наказания, а за особо тяжкие — через 10 лет после отбытия. Как правило, к этому времени человеку уже успевает исполниться 27 лет.
Но даже в таком случае у Василия будет шанс отдать долг родине. Для этого после отбытия наказания нужно вести себя безупречно и возместить вред, причиненный преступлением. В этом случае можно обратиться в суд с ходатайством о досрочном снятии судимости до истечения срока ее погашения. Если суд решит, что это возможно, можно будет обращаться в военкомат.
Опекунство над больным или нуждающимся в уходе родственником не означает полного освобождения от призыва. Пока человек нуждается в опеке, отсрочка будет действовать. Если опекаемый вырастет, выздоровеет или умрет, отпадут и основания для отсрочки.
Депутатская неприкосновенность. То, что человека избрали депутатом, права освобождения от призыва не дает. Депутатам предоставляют отсрочку на период, пока действуют их полномочия. Когда этот период закончится, придется служить.
Поступление на службу в государственную структуру. Система государственной службы в России включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов. Освобождение от военной службы по призыву можно получить, только если человек проходит военную службу, например служит по контракту. В остальных случаях госслужащие могут рассчитывать только на отсрочку.
Религиозная позиция. Вероисповедание, религиозная позиция, отношение к какой-либо религиозной конфессии или религиозному течению не может давать человеку никаких преимуществ ни в чем. Это относится и к прохождению военной службы.
Как получить освобождение от армии
Если призывник считает, что у него есть основания, чтобы его освободили от службы, он должен об этом заявить. Делать это нужно письменно — в военном комиссариате по месту призыва. Установленной законом формы не существует, можно написать в произвольном виде.
Например, это может выглядеть так: «Прошу освободить меня от призыва на военную службу. Причина — ранее прошел ее в Таджикистане. Военный билет прилагается». Дальше нужно поставить дату и подпись и отнести один экземпляр в канцелярию военного комиссариата, а на втором попросить поставить отметку о приеме и подпись сотрудника, который заявление принял. Если заявление потеряется, так проще доказать, что вы его подавали.
Но одного заявления мало, право на освобождение нужно еще подтвердить документально.
Документы. Чем именно призывник будет подтверждать свое право на освобождение от службы, зависит от конкретной ситуации:
В каких случаях отказывают в освобождении
Если призывная комиссия сочтет, что оснований для освобождения недостаточно, имеют право отказать. Выписку из протокола призывной комиссии с мотивированным отказом должны вручить призывнику в письменном виде либо направить по почте.
Что делать, если в освобождении отказали
Варианта два — либо согласиться с решением комиссии и готовиться к отправке в войска, либо обжаловать в суде по месту жительства или в вышестоящей призывной комиссии.
На подачу жалобы у призывника есть три месяца со дня принятия обжалуемого решения. С момента подачи жалобы и до принятия решения по ней либо до вступления в законную силу решения суда мероприятия по призыву конкретного призывника приостанавливаются. Уклонистом он при этом считаться не будет.
Что делать после утраты оснований для освобождения от призыва
В этом случае призывника призовут и отправят в часть на общих основаниях.