Что предусматривает врачебно педагогический контроль

Что предусматривает врачебно педагогический контроль

2.4. Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов

2.4.1. Врачебный контроль

Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля – изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием (на 1 курсе).

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов – 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях студентов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

На медосмотр необходимо являться не раньше 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями или тяжелой физической работой.

Программа медицинского обследования предусматривает [11]:

— общий и спортивный анамнез (расспрос) студентов для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;

— обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;

— проведение функциональной пробы.

2.4.2. Наружный осмотр

С помощью наружного осмотра оценивается осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины (см. рис. 2), живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног (см. рис. 4) и стоп (нормальная или уплощенная).

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом, вперед – лордозом. При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кифоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Боковых искривлений позвоночника – сколиозов (см. рис. 3) в норме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению – лево- или правосторонние и S-образные. Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и вправо (или влево), которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточная мускулатура туловища или неправильное положение при работе за столом.

По результатам наружного осмотра определяется [11] тип сложения человека. Различают астенический (длинные и тонкие конечности, узкие плечи, длинная и тонкая шея, длинная, узкая и плоская грудная клетка, слабо развитая мускулатура), нормастенический (пропорционально развитиые основные формы тела) и гиперстенический тип (короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура).

В студенческом возрасте с помощью специально подобранных упражнений некоторые нежелательные отклонения в телосложении могут быть устранены.

Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль
aбвг

Рис. 2. Формы спины (по А.Ф.Синякову) а – нормальная; б- круглая;

в – плоская; г – седлообразная

Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль
абвв

Рис. 3. Виды сколиоза (по Д.Ф.Дешину)

Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контрольЧто предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль
абв

Рис. 4. Формы ног (по В.Л.Карпману)

2.4.3. Антропометрические измерения

По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Измеряют:

— рост (длина) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);

— вес тела;

окружность грудной клетки (измеряется в трех состояних: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);

— силы мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.

Уровень физического развития обследуемых оценивается [11] с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов. Последний метод является наиболее популярным. Метод антропометрических индексов позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.

Весо-ростовой индекс, т.е отношение массы тела (г) к длине тела (см). В норме частное деление должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Этот показатель говорит о наличии или отсутствии «лишнего» веса.

Росто-весовый показатель вычисляется по формуле:

рост (см) – 100 = масса (кг).

Коэффициент пропорциональности (КП):

где L1 – длина тела в положении стоя, L2 – длина тела в положении сидя. В норме КП = 87-92 %. Этот показатель используется главным образом в спортивной ориентации и спортивном отборе: лица с низкими КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущества при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (борьба и др.). И наоборот, лица с КП более 92 % имеют преимущества в тех видах спорта, где более высокое расположение центра тяжести при прочих равных условиях позволяет добиваться значимых результатов.

Жизненный показатель – отношение ЖЕЛ к массе тела (г). Показатель ниже 65-70 мл\г у мужчин и 55-60 мл\г у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Силовой индекс – это отношение силы кисти более сильной руки (кг) к массе тела. В среднем силовой индекс равен у мужчин – 0,70–0,75, а у женщин – 0,50-0,60.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки – это разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки, в противном случае грудная клетка развита слабо.

2.4.4. Тестирование функционального состояния

Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС, см. ниже) и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается. Эти пробы рекомендуется проводить раз в неделю перед первым занятием, внося результаты в дневник самоконтроля (лекция 6).

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 сек с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 сек, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 сек с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично – 20 и менее, хорошо – 21-40, удовлетворительно – 41-65, плохо – 66-75, очень плохо –76 и более.

В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.

По результатам медицинского осмотра терапевт определяет медицинскую группу для занятий физическими упражнениями (основную, подготовительную или специальную). Кроме этого, некоторые студенты направляются на лечебную физкультуру (ЛФК), других по состоянию здоровья на некоторое время освобождают от практических занятий, заменяя их теоретическими занятиями. Результаты по всем разделам обследования должны быть представлены на кафедру физического воспитания и спорта.

2.4.5. Педагогический контроль

Педагогический контроль – это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

Содержание педагогического контроля:

— контроль за посещаемостью занятий;

— контроль за тренировочными нагрузками;

— контроль за состоянием занимающихся;

— контроль за техникой упражнений;

— учет спортивных результатов;

— контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля. Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию являются: 1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии; 2) определение физической нагрузки во время занятия; 3) контрольные испытания; 4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.

2.4.6. Хронометрирование занятия

Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия.

Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия к его общей продолжительности.

Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы, могут быть полностью или лишь частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся.

При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50 %.

2.4.7. Определение физической нагрузки во время занятия

2.4.8. Контрольные испытания

В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности студентов. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств студентов.

В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие тесты:

— бег на 100 м (оценка скоростных способностей);

— прыжок в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног);

— подтягивание в висе (юноши) (показатель локальной силовой выносливости);

— бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель специальной выносливости);

— бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель общей выносливости);

— поднимание туловища из положения «лежа на спине руки за головой» для студенток (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.

Для того чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и тоже время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем – в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце – как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Основные контрольные нормативы, утвержденные для студентов Гродненского государственного университета, представлены в таблице 1.

Тесты и контрольные нормативы, установленные для студентов Гродненского государственного университета

Источник

Врачебный и педагогический контроль на занятиях

Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль

Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль

Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль

План

1. Врачебный и педагогический контроль на занятиях

3. Методика самоконтроля физического развития

4. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью организма

5. Дневник самоконтроля

Врачебный и педагогический контроль на занятиях

Эффективность воздействия физических упражнений на организм человека зависит в первую очередь от правильно организованных учебно-тренировочных занятий (УТЗ). Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут навредить здоровью.

Знания основ врачебного и педагогического контроля помогут сделать объективные выводы о состоянии здоровья, уровне подготовленности и безопасно подобрать тренировочные нагрузки индивидуального двигательного режима.

Врачебный контроль – это комплексное медицинское исследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки на организм физической нагрузки, определения уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Первичное медицинское обследование студенты должны проходить перед началом занятий, повторное – один раз в год.

При первичном медицинском обследовании, определяются и оцениваются состояние здоровья и уровень физического развития, выявляется тем самым уровень физической подготовленности студента и врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, выявляются и анализируются изменениям здоровья, физического развития и подготовленности, делается вывод о соответствии объема и интенсивности нагрузки состоянию здоровья, о необходимости внесения корректив в учебно-тренировочный процесс (УТП).

Программа медицинского обследования предусматривает:

· общий и спортивный анамнез (опрос) для получения анкетных данных, сведений об особенностях физического развития, о перенесенных заболеваниях и травмах, жилищно-бытовых условий, режиме питания вредных привычках, образе жизни, занятиях формами физической культуры, режиме тренировок и т. д;

· обследование нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.

· проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и исследованием изменения ЧСС, дыхания (частоты и объема), давления крови в исходном состоянии, на пике физической нагрузки и в восстановительном периоде после выполнения упражнений.

На основании этих показателей происходит распределение студентов в одно из учебных отделений (основное, подготовительное, специальное, лечебное, спортивного совершенствования) для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Дополнительные медицинские обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к УТЗ после перенесённых заболеваний и травм.

Контроль за состоянием организма студентов – высококвалифицированных спортсменов (1 разряд и выше) значительно строже и чаще (не менее 3-4 раз в год). Проводится во врачебно-физкультурном диспансере, где студенты состоят на учете.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) – наблюдение врача совместно с преподавателем за занимающимся в процессе физической культуры. ВПН проводятся до, во время проведения и после занятий. С помощью общепризнанных методов определяется реакция организма на выполняемые тренировочные нагрузки. Эти наблюдения строятся на данных учета динамики наиболее доступных для исследования индивидуальных признаков и показателей у отдельных занимающихся (подсчет пульса, дыхания, измерение кровяного давления, динамометрия, характеристика внешних признаков утомления и т.д.).

При правильно организованном и проведенном УТЗ наблюдаются признаки благоприятной реакции организма занимающегося на физическую нагрузку. Частота пульса, дыхания и давление постепенно повышаются к основной части занятия, затем в заключительной части снижаются. ЧСС и величина мах КД во время выполнения упражнений повышаются, при этом минимальное давление не изменяется или несколько снижается. В состоянии хорошей тренированности показатели пульса и КД изменяются параллельно друг другу. ; наблюдается укороченный восстановительный период, т. е после окончания мышечной работы физиологические показатели быстрее возвращаются к исходному уровню, чем у нетренированного. ЖЕЛ остается неизменной или повышается на протяжении всего УТЗ.

Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Смотреть картинку Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Картинка про Что предусматривает врачебно педагогический контроль. Фото Что предусматривает врачебно педагогический контроль

Педагогический контроль –процесс получения педагогической информации о влиянии занятий ФУ на результативность и работоспособность занимающегося с целью повышения эффективности УТП.

Данный контроль осуществляется преподавателем кафедры ФК и подразумевает проведение мониторинга – системы мероприятий по наблюдения, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Критерии оценки – результаты тестирования двигательной подготовленности и физического состояния, которые включают измерения и оценку результатов деятельности для характеристики уровня развития двигательных качеств, двигательных навыков и технического совершенства. Использование одних и тех же тестов позволяет выявлять динамику физической подготовленности в процессе занятий.

Самоконтроль

Самоконтроль –форма контроля человека за собственным физическим состоянием. При самоконтроле используют простые легкодоступные приемы наблюдения. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы – субъективные и объективные.

К субъективным показателям можно отнести оценку своего самочувствия, сна, аппетита, настроения. Самочувствие после правильно организованных и методически грамотно выполненных оздоровительных физических нагрузоксамочувствие должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При ощущениях психологического и физического дискомфорта в процессе или после окончания занятийследует обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, систематические умеренные физические нагрузкидают человеку заряд положительной энергии, дневной и ночной сон характеризуется быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после пробуждения.

Что касается аппетита, то непосредственно после окончания физической нагрузки чувство голода может быть угнетено благодаря выделению в крови эндорфинов (гормонов гипофиза), повышенная концентрация которых сохраняется еще некоторое время после завершения нагрузки. Поэтому не рекомендуетсяесть сразу после занятий, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить небольшое количество жидкости 1-2 стакана маленькими глотками (воды, минеральной воды или чая).

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита рекомендуется снизить нагрузки, а при повторных нарушениях – обратиться к врачу.

Незначительные болевые ощущения в мышцах, особенно на первых стадиях занятий, после выполнения новых видов физических упражнений или длительных перерывах вполне естественны и неизбежны. Обычно они являются следствием физических травм и после 7-10 дней регулярных занятий проходят. В случае появления болей в суставах необходимо сразу обратить на это внимание, так как они могут явиться следствием травм и перегрузок опорно-двигательного аппарата.

Объективные показатели – доступные в домашних условиях функциональные показатели ССС (ЧСС, артериальное давление, частота дыхания), возможные антропометрические измерения (вес, объем разных частей тела), результаты самостоятельного проведения контрольных тестов и результатов.

Методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки можно определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки – за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после – 20 ударов. После простых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Артериальное давление измеряют до и после нагрузки. В начале нагрузок систолическое давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Диастолическое же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и диастолического артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д –диастолическое давление, а П – пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

О величине физической нагрузки можно судить по частоте дыхания и показателей ЖЕЛ (объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха). В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин – 2,5-4 литра.

3. Методика самоконтроля физического развития

В процессе занятий физическими упражнениями занимающимся рекомендуется периодически оценивать уровень своего физического развития. Оценка физического развития проводится с помощью антропометрических измерений. Антропометрические измерения дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень соответствия полу и возрасту.

Антропометрические измерения следуют проводить периодически и в одно и тоже время суток, следуя общепринятой методики с использованием стандартных проверенных инструментов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *