Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

1. Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве2. Расскажите о политике советской власти в сфере образования в первые послереволюционные годы. Почему считалось необходимым как можно быстрее победить неграмотность?3. Какие научные исследование поддерживало Советское государство в первые послереволюционные годы. Какое значение это имело?4. Объясните, почему советская власть заняла резко негативную позицию по отношению к церкви. В каких мерах это проявилось?

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

1)Культурная революция в СССР — ликвидация неграмотности, создание новой интеллигенции и культуры, соствующей принципам «социалистического реализма»

2) все в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучаться чтению, письму, счету. создавалась новая «единая трудовая» школа

3) Политика новой власти в области науки была направлена на то, чтобы восстановить научный потенциал страны и вместе с тем подчинить его задачам социалистического строительства. Наука должна была давать быструю практическую отдачу.

Большевистские лидеры хорошо понимали, что заставить уче­ных работать из-под палки нельзя. Надо было налаживать дело­вые контакты с научными коллективами и отдельными учеными. В начале 1918 г. при Наркомпросе и ВСНХ были созданы специ­альные центры по привлечению к сотрудничеству научных ра­ботников. В течение четырех месяцев с января по апрель 1918 г. Наркомпрос вел переговоры с Российской Академией наук. Многих ученых привлекали к участию в работе народных комис­сариатов. Так, в работе ученого совета Наркомздрава участвовал И.П.Павлов, помощь Наркомзему оказывал Д.Н.Прянишников. В годы гражданской войны использовались и такие крайние формы привлечения специалистов как трудовая мобилизация.

Источник

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР

Культурная революция в СССР — ликвидация неграмотности, создание новой интеллигенции и культуры, соответствующей принципам «социалистического реализма».

Задачи К. р. стали осуществляться после прихода большевиков к власти. В 1917 73 % населения страны не умело читать и писать. В декабре 1919 был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», все население от 8 до 50 лет было обязано обучаться грамоте в рамках программы ликбеза. В 1925 был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения». По переписи 1926 доля грамотного населения достигла 51 %. Однако сохранялся разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (76 и 45 %) и между мужчинами и женщинами (66 и 37 %). Одновременно с индустриализацией и коллективизацией руководство ВКП(б) (см. Коммунистическая партия Советского Союза) взяло курс на успешное завершение К. р. Планировалось ускоренными темпами ликвидировать неграмотность населения и расширить доступ трудящихся к благам официальной культуры.

Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках, где до революции уровень грамотности составлял 2—8 %. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78—83 %. К 1939 грамотными были уже 81 % граждан СССР, в том числе 91 % мужского населения и 73 % женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.

Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть. В 1928 число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 — уже 810 тыс. человек, из них более 200 тыс. обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период 1-й пятилетки, 152 тыс. в 1940 оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы 2-й пятилетки, в 1940 руководящие посты занимали 266 тыс. человек.

Были прекращены эксперименты в области образования, обычная система школьного образования восстановлена на основании постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932). В школе вводилась твердая дисциплина и наказания. В 1927—1940 число школ (с учетом рабфаков) выросло с 120,1 тыс. до 198,8 тыс., а число учащихся — с 11,6 млн до 35 млн. Число учителей выросло с 351 тыс. до 1238 тыс. В 1935 при непосредственном участии И. В. Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Для партийной учебы в 1938 был подготовлен «Краткий курс истории ВКП(б)», излагавший сталинскую версию истории партии и советского государства, обличавшую противников Сталина. В 1930 начался и в 1933 был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 обязательным стало 7-летнее обучение.

С 1929 начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласуются с потребностями государственного планирования. В 1929 в Высшем совете народного хозяйства СССР был разработан первый сводный пятилетний план научных исследований. Для осуществления организационных, методологических и координационных функций по планированию в апреле 1930 при Президиуме АН была образована Планово-организационная комиссия во главе с вице-президентом академиком Н. Я. Марром.

В 1932 ЦК ВКП(б) принял решение распустить многочисленные объединения писателей (в том числе коммунистические) и создать вместо них официальные советские творческие союзы. В 1934 был создан Союз писателей СССР. Были созданы также Союз композиторов СССР, Союз архитекторов СССР, Союз советских художников. Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей М. Горьким. В 1930-е деятели культуры принялись приукрашивать действительность и создавать культ личности Сталина. Однако идеологический контроль не останавливал художников в их стремлении к красоте, драматизму и зрелищности. Особенно значительных успехов в этот период достигло театральное искусство и молодой советский кинематограф. Такие фильмы, как «Цирк» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева, «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и другие вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа. Советских людей вдохновляли песни на музыку таких композиторов, как И. Дунаевский и Т. Хренников. Коммунистические идеологи следили за тем, чтобы искусство было «понятно народу» и не превращалось в элитарное, понятное только подготовленным людям. В результате таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, а позднее С. Прокофьев, подвергали официальной критике за «формализм». Вернувшийся из эмиграции А. Толстой закончил роман о гражданской войне «Хождение по мукам», написал роман «Петр I», соответствовавший новому курсу Сталина в культуре — прославлению «прогрессивных» явлений дореволюционной России, в частности — прогрессивных царей и полководцев, укреплявших державу. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 1920-е предпочитала обличение дореволюционной России.

В 1930-е осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928—1940 с 34,5 тыс. до 118 тыс., профессиональных театров — с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.

В результате К. р., которая завершилась в 1930-е, были сформированы основы советской культуры как синтеза культурных традиций народов СССР, индустриальных стандартов поведения и социалистической идеологии с ее гуманистическими идеалами и стремлением к качественному изменению мира. Опыт культурной революции в СССР использовался при преобразованиях в области культуры в государствах «народной демократии».

Лит.: Земцов Б. Н., Данилевский И. Н., Шубин А. В. История России для студентов технических вузов. М., 2013; Крупская Н. К. На путях культурной революции. М.–Л., 1927; Луначарский А. В. Культурная революция и общественность. М.–Л., 1929; Развитие социалистической культуры в союзных республиках. М., 1962; Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М.–Л., 1940; Шенталинский В. А. Рабы свободы. М., 2009.

Источник

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения». По переписи 1926 г. доля грамотного населения достигла 51%. Однако сохранялся разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (76 и 45%) и между мужчинами и женщинами (66 и 37%).

Одновременно с индустриализацией и коллективизацией руководство ВКП(б) взяло курс на успешное завершение К.Р., которая должна была окончательно покончить с неграмотностью населения и расширить доступ трудящихся к благам официальной культуры. Неграмотный человек не мог работать с новой техникой на предприятиях, которые возводились во время Первых пятилеток. Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. «Старая» интеллигенция не должна была передать новому поколению вместе со знаниями и некоммунистические взгляды. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть.

На основании постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (05.09.1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25.08.1932 г.) школа стала строиться на принятых в других странах Европы принципах, с четкой программой, уроками, предметами, оценками. В 1935 г. при непосредственном участии Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Прежние педагогические эксперименты были объявлены «левацкими». В школе вводилась твердая дисциплина и наказания. В 1927-1940 гг. число школ (с учетом рабфаков) выросло с 120,1 тыс. до 198,8 тыс., а число учащихся – с 11,6 млн. до 35 млн. Число учителей выросло с 351 тыс. до 1238 тыс.

Для партийной учебы в 1938 г. был подготовлен «Краткий курс истории ВКП(б)», излагавший сталинскую версию истории партии и советского государства, обличавшую противников Сталина.

В 1930 г. начался и в 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.

Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках СССР, где до революции уровень грамотности составлял 2-8%. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 г. уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78-83%.

К 1939 г. грамотными были уже 81% граждан СССР, в том числе 91% мужского населения и 73% женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.

К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 1928 г. число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 г. – уже 810 тыс., из них более 200 тыс. студентов обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период первой пятилетки 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы второй пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.

С 1929 г. начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 г. в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласуются с потребностями государственного планирования. В 1929 г. в ВСНХ СССР был разработан первый сводный пятилетний план научных исследований. Для осуществления организационных, методологических и координационных функций по планированию в апреле 1930 г. при Президиуме АН была образована Планово-организационная комиссия во главе с вице-президентом академиком Н. Марром.

Эпоха 30-х гг. оставила свой след в архитектуре – зданиями в стиле классицизма, прославлявшими силу и труд. Такие сооружения, как здания Выставки достижений народного хозяйства (открылась в 1939 г. как сельскохозяйственная выставка), отличаются монументальностью и украшены скульптурами, символизирующими союз рабочего класса и крестьянства, народов СССР. Идея этого союза вдохновила и скульптора В. Мухину на создание грандиозной скульптуры «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял решение распустить многочисленные объединения писателей (в том числе коммунистические) и создать вместо них официальные советские творческие союзы. В 1934 г. был создан “Союз писателей СССР”. В первой половине 30-х гг. были созданы также “Союз композиторов СССР”, «Союз архитекторов СССР», «Союз советских художников».

Государство стало хорошо обеспечивать писателей и художников, но только тех, кто принадлежал к официальным союзам. Члены творческих союзов получали высокие гонорары, возможность пользование домами творчества и мастерскими. Но если автор отклонялся от «линии партии», он мог быть исключен из союза и превратиться в безработного, лишенного всех благ жизни элиты. Во времена Сталина было репрессировано несколько сот писателей.

Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей А. Горьким. Социалистический реализм должен был изображать жизнь не столько такой, какая она есть, сколько такой, какой она должна стать, бичевать недостатки прошлого и частные недостатки советской жизни, предлагать пути их решения, прославлять советского человека, его самоотверженность в труде и защите завоеваний социализма. В 30-е годы деятели культуры принялись приукрашивать действительность и восхвалять Сталина. Однако идеологический контроль не останавливал художников в их стремлении к красоте, драматизму и зрелищности. Особенно значительных успехов в этот период достигло театральное искусство и молодой советский кинематограф. Такие фильмы, как «Цирк» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева, «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и другие вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа.

В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены театральные режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, актеры В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова. С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.

Советских людей вдохновляли песни на музыку таких композиторов, как И. Дунаевский и Т. Хренников. Больших успехов достигло оперное искусство и балет. Коммунистические идеологи следили за тем, чтобы искусство было «понятно народу» и не превращалось в элитарное, понятное только подготовленным людям. В результате таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, а позднее С. Прокофьев, подвергались официальной критике за «формализм». Вернувшийся из эмиграции А. Толстой закончил роман о гражданской войне «Хождение по мукам», написал роман «Петр I», соответствовавший новому курсу Сталина в культуре – прославлению «прогрессивных» явлений дореволюционной России, в частности – прогрессивных царей и полководцев, укреплявших державу. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 20-е гг. предпочитала обличение дореволюционной России.

В 30-е гг. осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928-1940 гг. с 34500 до 118000, профессиональных театров – с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.

В результате культурной революции, которая завершилась в 30-е гг., были сформированы основы советской культуры как синтеза культурных традиций народов СССР, индустриальных стандартов поведения и социалистической идеологии с ее гуманистическими идеалами и стремлением к качественному изменению мира. Опыт культурной революции в СССР использовался при преобразованиях в области культуры в государствах «народной демократии».

Источник

Культурная революция в Советской России, 1917-1930 гг

Вы будете перенаправлены на Автор24

Культурная революция — это комплекс мероприятий, которые осуществлялись в Советской России и были направлены на коренную перестройку идеологической и культурной жизни общества.

Цель культурной революции состояла в формировании нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе в увеличении доли выходцев из класса пролетариата в социальном составе интеллигенции.

Культурная революция как целенаправленная программа по трансформации культуры на практике буксовала и массированно была реализована только в годы первых пятилеток. В современной историографии существует традиционное, но не полностью корректное соотнесение культурной революции в СССР с периодом 1928—1931 годов. Культурная революция 30-х годов понималась как часть крупных преобразований общества, наряду с коллективизацией и индустриализацией. Также, в процессе культурной революции реорганизации подверглась и научная деятельность в Советском Союзе.

Термин «культурная революция» появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых, а в политический язык он был введён в 1923 году в работе В. И. Ленина «О кооперации»:

«Культурная революция — это… переворот, целая полоса культурного развития народной массы».

Культурная революция в первые годы советской власти

Культурная революция как изменение общественной идеологии началась после Октябрьской революции. 23 января 1918 года был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из образовательной системы удалялись предметы, которые были связаны с религиозным образованием: древнегреческий язык, богословие и другие. Культурная революция имела главной задачей внедрение в личные убеждения граждан советской России принципов марксистско-ленинской идеологии.

В первые месяцы существования советской власти для реализации программы была организована сеть органов партийно-государственного управления культурной общественной жизнью:

Готовые работы на аналогичную тему

Национализации подверглись учреждения культуры: музеи, кинофабрики, издательства. Отменялась свобода печати. Вводилась жёсткая цензура. В области идеологии широко развёрнулась атеистическая пропаганда, на религию начались гонения, в храмах устраивались склады, клубы, производства.

Население страны большей частью не имело образования: результаты переписи населения 1920 года показали, что на территории России лишь 41 % населения старше 8 лет умело читать. Культурная революция прежде всего предполагала борьбу с безграмотностью, что являлось необходимым для научно-технического развития. Однако культурная работа ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку советскому режиму была нужна культура исполнительская, а не творческая. Однако в силу ряда причин темпы ликвидации безграмотности оставались неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование было введено в 1930 году. Массовую безграмотность в стране ликвидировали после Великой Отечественной войны.

В это время создали национальные алфавиты для ряда народностей (Дагестана, Крайнего севера, башкир, бурят, киргизов). Развёрнули широкую сеть рабочих факультетов, готовящих трудящуюся молодёжь к поступлению в высшие учебные заведения, в которые был открыт путь молодёжи, имеющей пролетарское происхождение независимо от образования.

Для воспитания новой интеллектуальной элиты страны были учреждены Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Истпарт, Институт красной профессуры. Чтобы привлечь «старые» научные кадры создавались комиссии по улучшению жизненного быта учёных, издавались декреты.

Одновременно для устранения интеллектуальных политических противников принимались репрессивные меры: более 200 представителей российской культуры и науки были высланы на «Философском пароходе». Начиная с конца 1920-х годов шло «вытеснение» буржуазных специалистов: «Шахтинское дело», «Академическое дело», «Дело Промпартии». В 1929 году свою деятельность начали «шарашки» — особые технические бюро из заключённых, занимающиеся проведением важных конструкторских и научно-исследовательских работ.

В 1920-е годы в советских партийных и общественных организациях шли дискуссии о направлении и методах культурной революции. Летом 1923 года Л.Д. Троцкий инициировал кампанию по обсуждению «вопросов быта», выступив с одноименным циклом статей.

В проведении культурной революции идеологическая гегемония оставалась за партией. Значительную роль в выполнении задач по проведению культурной революции сыграл комсомол.

Итоги культурной революции

К положительным результатам культурной революции следует отнести повышение общего уровня грамотности до 87% от числа всего населения (согласно данным переписи 1939 года), создание системы общеобразовательных школ, развитие науки и искусства. В то же время была сформирована официальная культура, имевшая в основе марксистско-классовую идеологию, «коммунистическое воспитание», массовость образования и культуры, что было необходимо для формирования значительного числа производственных кадров и формирования из рабоче-крестьянской среды «советской интеллигенции».

Согласно распространенной точке зрения, в этот период методами и средствами большевистской идеологизации был совершен разрыв с многовековыми традициями культурного и исторического наследия.

В то же время, ряд авторов оспаривают этот взгляд и делают вывод, что традиционные ценности российской интеллигенции, крестьянства и мещанства были только незначительно трансформированы в процессе культурной революции, а проект большевиков по созданию совершенного, коллективистского, гармоничного человека нового типа, следует проваленным.

Источник

Культурная революция в СССР: цели, суть, итоги

Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Возникновение термина

В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Основные направления

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Что делалось в 20-е годы

Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Соцреализм и искусство

Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода – социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.

Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Смотреть картинку Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Картинка про Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве. Фото Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Есть у революции начало…

Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *