Что предусматривают минские соглашения
Что предусматривают минские соглашения
Как подписывали Минские соглашения
Антон Лисицын
Ровно пять лет назад в Минске подписали документ, который должен был положить конец вооруженному конфликту в Донбассе. Но там по-прежнему стреляют, региону особый статус до сих пор не предоставили, пленных так и не поменяли «всех на всех», а украинские «патриоты» угрожают властям новым Майданом. О том, зачем Киев в 2015-м взял на себя обязательства, которые не выполняет, — в материале РИА Новости.
Ведра с кофе
Вооруженные силы Украины раз за разом терпели поражение в Донбассе. В январе ополченцы блокировали под Дебальцево несколько тысяч украинских военных. Перед Киевом замаячила угроза масштабной катастрофы, как уже было под Иловайском в августе 2014-го.
Петр Порошенко усилил активность на дипломатическом фронте. В конце месяца министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции провели предварительные встречи. В ночь на 10 февраля в Берлине общались заместители министров иностранных дел. Утром сообщили, что завтра в Минске состоится саммит.
В минский Дворец независимости Петр Порошенко прибыл первым.
Вскоре приехали французский президент Франсуа Олланд и канцлер ФРГ Ангела Меркель — они уже пообщались по дороге, на борту самолета немецких ВВС.
Время шло, журналисты дремали на мраморном полу. Из-за дверей показался министр иностранных дел России Сергей Лавров. Его засыпали вопросами.
Он был полон оптимизма: «(Переговоры. — Прим. ред.) идут активно, лучше, чем супер».
Несколько раз «суперпереговоры» прерывались. Порошенко с сопровождающими поднялся на другой этаж. Как выяснилось позднее, в это время украинские военные пытались пробиться из почти закупоренного дебальцевского котла. Президент Украины связывался с Генеральным штабом, чтобы узнать, не изменилась ли военная обстановка. Услышав неутешительные вести, Порошенко вернулся к собеседникам.
Только около полудня двери зала распахнулись. Встреча продлилась семнадцать часов.
Хозяин саммита Александр Лукашенко с удовольствием делился подробностями: «Выпили кофе несколько ведер. Посменно спали только эксперты, потому что голова должна быть светлая при формулировках таких документов. Главам государств не удалось отдохнуть».
Итоговый документ опубликовали спустя несколько часов. Его подписали члены Контактной группы по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины — представители Киева, Москвы, самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это и есть так называемое Второе минское соглашение, или «Минск-2». «Минск-1» приняли в 2014 году, в 2015-м стороны договаривались на его основе.
Первое соглашение предусматривало прекращение огня, мониторинг ОБСЕ, вывод незаконных формирований, децентрализацию власти, освобождение пленных, отказ от уголовного преследования ополченцев. «Минск-2» добавил к этому отвод тяжелых вооружений, законодательное обязательство не преследовать «лиц, участвовавших в конфликте», конституционную реформу с децентрализацией, обмен пленными по формуле «всех на всех», возобновление социальных выплат населению.
Киев получал контроль над границей только после выборов в Донбассе.
Танки, гаубицы, зенитно-ракетные комплексы
Тем не менее бои продолжались. Отвод тяжелых вооружений начался только в двадцатых числах февраля. Состоялся обмен пленными: ДНР и ЛНР вернули Киеву почти полторы сотни военных, украинские власти освободили только чуть больше пятидесяти задержанных. Формула «всех на всех» не сработала.
Периодически на фронте устанавливалось шаткое затишье. Но в мае 2015-го наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ «ежедневно видели присутствие или использование такого вооружения, как, например, основные боевые танки (Т-72, Т-64), гаубицы, зенитно-ракетные комплексы («Стрела-10», 120 миллиметров)». Огонь на линии соприкосновения не прекратился, Киев и республики обвиняли в этом друг друга.
Децентрализации тоже никакой не произошло. В марте Верховная рада утвердила новый вариант закона «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Срок действия нормативного акта истек в 2017-м. С тех пор украинский парламент каждый год голосует за его продление. В августе 2015 года Рада в первом чтении приняла соответствующие поправки в конституцию страны, но об особом статусе Донбасса речь не шла. Голосование сопровождалось беспорядками у здания парламента.
В конце прошлого года на сайте Верховной рады опубликовали законопроект о децентрализации власти, который внес на рассмотрение парламента президент Украины Владимир Зеленский. Но в тексте по-прежнему нет ничего об особом статусе Донбасса. Не платят и социальные пособия. Законопроект, который даст жителям неподконтрольных Киеву территорий право на пенсию, прошел первое чтение только сейчас.
То, что Киев не готов исполнять политическую часть Минских соглашений, было ясно и пять лет назад. Осенью 2015-го лидеры четверки одобрили «Формулу Штайнмайера» (ее автор Франк-Вальтер Штайнмайер возглавлял тогда германский МИД).
Киев должен был принять закон о выборах в Донбассе под контролем представителей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Это служило бы механизмом исполнения «Минска-2», но Киев отказывался принимать «формулу».
Только осенью 2019-го представитель Киева, бывший президент Украины Леонид Кучма поставил автограф под отдельным листком с текстом «формулы». Это вызвало на Украине массовые волнения и обвинения со стороны «патриотических» политиков в том, что власть «предает страну».
Не может и не хочет
«Украина находится в ситуации, когда не может и выполнять Минские соглашения — по внутриполитическим причинам, и отказаться от выполнения — по внешнеполитическим, — объясняет украинский политтехнолог Андрей Золотарев. — Камень преткновения — последовательность действий: Киев требует сначала контроль над границей, а потом уже выборы в Донбассе. Самопровозглашенные республики на это не согласны».
Неприемлем для политиков националистического спектра и особый статус Донбасса.
Андрей Д. (имя изменено по его просьбе), бывший военнослужащий ВСУ, вспоминает, в каких условиях Киев подписывал «Минск-2». По его словам, тогда ополченцы выдыхались от высоких темпов наступления. «Под Дебальцево, в поселке городского типа Мироновский, мой батальон оставил одиннадцать человек. Помню картину: стоит наш «Урал», недалеко танк, экипаж вылез на улицу. Мы слышим в эфире — открытым текстом кричат: «Стреляйте, чего вы ждете?! «Укропы» (украинские военные. — Прим. ред.) бегут!» В ответ: «У нас боекомплект кончился». Пацаны на «Урале» грузятся и уезжают на глазах у экипажа танка. Это единичный случай, потери к тому времени были серьезные. Танкисты могли положить всех из пулемета, намотать на гусеницы, но не сделали этого», — рассказывает он.
Минские соглашения, формула Штайнмайера… Донбасс спустя год после Парижского саммита.
Коммюнике Посольства России во Франции
Париж, 3 декабря 2020 г.
«Совместно согласованные итоги» Парижского саммита 9 декабря 2019 г. состояли из двух разделов – «незамедлительные меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта» и «меры по выполнению политических положений минских соглашений» – и содержали восемь конкретных шагов:
1) Полная и всеобъемлющая реализация режима прекращения огня до конца 2019 года;
2) Разработка и реализация обновленного плана разминирования на основе решения Трёхсторонней контактной группы;
3) Достижение соглашения в рамках Трехсторонней контактной группы по трём дополнительным участкам разведения сил и средств;
4) Освобождение и обмен связанных с конфликтом удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех»;
5) Достижение соглашения в рамках Трехсторонней контактной группы, в течение 30 дней, по новым пунктам перехода вдоль линии соприкосновения, в первую очередь на основе гуманитарных критериев;
6) Специальная мониторинговая миссия (СММ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на Украине (ОБСЕ) должна иметь безопасный и надежный доступ на всей территории Украины для полноценного выполнения своего мандата;
7) Согласование в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе всех правовых аспектов особого порядка местного самоуправления – особого статуса Отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
8) Интеграция «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство в соответствии с версией, согласованной в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе.
Выполнение этих мер планировалось к апрелю 2020 г.
Однако за прошедший год удалось реализовать только два, да и то частично.
Ситуация в настоящий момент
29 декабря 2019 г. Киев и Донбасс в присутствии Международного комитета Красного креста провели обмен 200 удерживаемых лиц. Еще 34 человека смогли вернуться домой 16 апреля 2020 г. В дальнейшем эта практика была «заморожена». Более того, украинская сторона до сих пор не сняла судимости с части освобожденных, что противоречит Минскому комплексу мер.
Несмотря на противодействие Киева, 22 июля 2020 г. контактная группа одобрила «меры по усилению режима прекращения огня». Они включают в себя запрет на наступательные действия, разведывательно-диверсионные операции, использование любых летательных аппаратов, применение любого вида огня. Хотя в целом данные договоренности соблюдаются, СММ ОБСЕ зафиксировала порядка 1600 выстрелов с августа по октябрь 2020 г.
Остальные шесть решений Парижского саммита остаются невыполненными. Ответственность за это лежит на Украине, поскольку Киев уклоняется от согласования всех правовых аспектов особого статуса Донбасса. «Формула Штайнмайера», которая предусматривает вступление в силу закона об особом статусе в день проведения местных выборов так и не была имплементирована в украинское законодательство.
В настоящее время в контактной группе обсуждается четыре участка разведения сил и средств на линии соприкосновения. По-прежнему остаются несогласованными зоны разминирования: на столе переговоров находятся координаты 19 участков.
Несмотря на заявления президента Зеленского, ни один пункт пропуска на линии соприкосновения у населенных пунктов «Счастье» и «Золотое» не был открыт в соответствии с достигнутыми между сторонами договоренностями. В своем выступлении президент Зеленский осознанно солгал, поскольку причины, по которым республики Донбасса отказались открыть все пункты пропуска хорошо известны:
1) Пункт пропуска у н.п. «Счастье», который призван восстановить сообщение между ЛНР и Украиной, не был должным образом подготовлен украинской стороной к проезду легковых и грузовых автомобилей, как это было предусмотрено. Более того, украинские власти отказываются принимать необходимые меры. Главная цель нового пропускного пункта – дать возможность жителям ЛНР перемещаться на Украину на автомобиле, что через единственный открытый пропускной пункт в Станице Луганской в настоящее время невозможно. Тем не менее, 10 ноября президент Зеленский публично объявил об открытии всех пунктов пересечения границы на Донбассе, прекрасно понимая, что они будут закрыты со стороны ЛНР и ДНР и сознательно обрекая гражданских лиц на напрасное ожидание на холоде.
2) Украина ежедневно бьет рекорды по количеству зараженных коронавирусом, уже пройдена отметка в 500 тыс. заболевших и 10 тыс. смертей, что побудило власти вновь ввести ограничительные меры вплоть до закрытия части магазинов. Требовать, чтобы республики Донбасса открыли проход для тысяч потенциально инфицированных людей, выглядит в этой ситуации крайне провокационно.
Негативную роль сыграло постановление Верховной рады от 15 июля с.г. о проведении местных выборов 25 октября с.г., которое заблокировало работу контактной группы. Украинские парламентарии назначили голосование на всей территории Украины, кроме Донецкой и Луганской областей, где выборы будут разрешены только после восстановления полного контроля Киева над Донбассом, что противоречит «комплексу мер».
Дискриминационная политика Киева в отношении русскоязычных граждан Украины нарушает целый ряд международных документов, включая Конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и Европейскую хартию региональных языков.
Украинские политики сознательно продолжают вольно интерпретировать порядок выполнения мер, предусмотренных Минскими соглашениями. Так, восстановление украинского контроля над границей с Россией – последний их пункт, который может быть реализован только после вступления в силу закона об особом статусе Донбасса и проведения там местных выборов. Более того, киевские власти систематически пытаются принизить важность переговоров в Контактной группе. Киев отказывается от прямого диалога с Донбассом, что противоречит как букве, так и духу минских мер. Таким образом, созыв нового саммита в «Нормандском формате» нецелесообразен до тех пор, пока не будут выполнены решения Парижского саммита 2019 года.
Потери среди мирного населения: тематический отчет ОБСЕ
За период с начала 2017 г. по сентябрь 2020 г. по данным Специальной мониторинговой миссии (СММ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в ЛНР и ДНР пострадали почти в три раза больше мирных жителей, чем на территориях Донбасса, подконтрольных Вооруженным силам Украины (ВСУ). По жертвам обстрелов разница еще больше.
9 ноября 2020 г. был опубликован тематический доклад СММ о жертвах среди мирных жителей Донбасса в результате конфликта. Документ охватывает период с начала 2017 г. до 15 сентября с.г. и продолжает статистику предыдущего аналогичного доклада, вышедшего в 2017 г. с данными за 2016 г.
За весь отчетный период зафиксированы 946 жертв среди гражданского населения, среди которых не менее 100 – дети. Погиб 161 человек. В эти показатели входят все подтвержденные миссией факты гибели и ранения мирных жителей, напрямую связанные с боевыми действиями.
Географическая разбивка подводит к однозначным выводам – ВСУ ответственны за подавляющее большинство инцидентов. В Донецкой области СММ подтвердила 750 жертв (из них в ДНР – 513, на подконтрольной ВСУ территории – 223, в «серой зоне» – 14). В Луганской области – 196 жертв (из них в ЛНР – 144, на подконтрольной ВСУ территории – 47, в «серой зоне» – 5). Наиболее показательной является статистика по последствиям обстрелов – 459 гражданских жертв в ЛДНР против 157 на подконтрольной ВСУ территории.
Действующие с 27 июля с.г. меры по укреплению Режима прекращения огня (РПО) свели к минимуму поражения мирных жителей от обстрелов. Однако угроза жизни и здоровью людей от мин и неразорвавшихся боеприпасов остается высокой. СММ акцентирует важность поддержания устойчивого РПО, а также форсирования работы в Контактной группе (КГ) по разминированию.
Упомянутый доклад рельефно показывает чрезвычайно высокую цену, которую мирное население Донбасса продолжает платить за военную операцию Киева на востоке Украины. В этих условиях так называемые «повстанцы» со всей очевидностью выглядят обороняющимися, а не «агрессорами».
По мнению украинского вице-премьера Алексея Резника, Донбасс – «ментально больная» территория. Киевские функционеры уже не скрывают истинного отношения к жителям региона, где Киев продолжает линию на военное устрашение и запугивание донбассцев на фоне псевдомиролюбивой риторики президента Зеленского.
Минские соглашения (Минск-2) — полный текст
…в натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума.
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Полный текст Минских соглашений
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года.
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма
Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов
Фото текста договоренностей
и многие другие. Если есть желание — полный текст Минских соглашений можно найти во многих источниках.