Что предвещало солнечное затмение дружине
Согласно известным летописным сведениям 833 года назад князь Игорь двинулся в поход 23 апреля, в день святого Георгия, а затмение состоялось 1 мая — на девятый день похода. Это день памяти пророка Иеремии. И вот параллели «Слова…» и книги пророка Иеремии [4]. Строки, которые пишет пророк Иеремия: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся», — имеют непосредственное отношение к Игорю.
Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»
В русских летописях содержится множество сведений о затмениях. В Ипатьевской летописи, например, говорится о затмении, упоминаемом в «Слове о полку Игореве». Солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г. в «первом часу», что соответствует 17 часам (максимальная фаза затмения было в 15 ч 48 мин по местному времени). Это время начала вечерней службы в храме, точнее «утрени», поскольку ею начинались новые сутки — отсюда и «первый час». Получается, что в то время, когда в храме начиналась служба, Игорь Святославич форсирует реку Сиверский Донец и отправляется в поход на половцев за пределы Русской земли. «О Руская земле, уже за шеломянем еси!» — восклицает автор «Слова…» [4].
Это затмение описано в Лаврентьевской летописи: «Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человекомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье. ».
Как следует из летописей, затмение Игорем и его дружиной наблюдалось как частное. Только часть диска солнца была закрыта луной. Поэтому вызывает недоумение, что некоторые художники в картинах, посвященных походу князя Игоря, изображают на небе затмение как полное: черный диск солнца, окруженный жемчужным сиянием солнечной короны. Именно так выглядит картина Николая Рериха. На это противоречие обратил внимание любитель астрономии Александр Смирнов. Однако, как следует из текстов летописей, этот факт был известен историкам, начиная со времен написания Ипатьевской и Лаврентевской летописей. Все солнечные и лунные затмения тщательно фиксировались на протяжении всей истории Древней Руси и привязаны к датам календаря, что позволяет современным исследователям датировать исторические события. Затмение было полным в Новгороде и Ярославле. Князь Игорь со своей дружиной был в это время на р. Сиверском Донце (или под Курском?), где затмение было частным (была закрыта лишь часть солнечного диска). Летописец высказывает убеждение, что это затмение предвещало поражение Игоря в битве с половцами и оказалось знамением божьим. В начале «Слова…» солнце предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты».
Представим себе картину звездного неба в момент затмения в полосе полной фазы, которая проходила по северным землям русской земли. В момент затмения Солнце, Венера и Меркурий находились в созвездии Тельца. При фазе 0.75, когда 75 % диаметра солнца было закрыто луной, для точки на Земле, соответствующей современному положению г. Харькова, освещенность снизилась до состояния, подобного яркости неба незадолго до захода солнца. В это время невозможно наблюдать даже самые яркие звезды. Однако планету Венеру вполне можно было увидеть. Она находилась примерно в 25 градусах от солнца и луны. Здесь же располагался Меркурий. Другая яркая планета, видимая хорошо 1 мая 1185 г., — это Юпитер, отстоящий примерно на 90 градусов от солнца в созвездии Льва.
Вскоре после захода солнца, который произошел после 20 ч местного времени в этот день, его, также как и Венеру, можно было наблюдать во всей красе в этой местности на вечернем небе.
В свете современной астрономической науки солнечные и лунные затмения — это естественные природные явления, которые происходят в результате соединения трех небесных тел: Солнца, которое расположено в центре Солнечной системы; планеты Земля, на которой мы живем, и ее естественного спутника — Луны. Так повезло человечеству, что видимые размеры солнца и луны на небесной сфере почти совпадают и близки к 1/2 градуса. Поэтому когда Луна в своем движении вокруг Земли оказывается на одной прямой с Солнцем, она закрывает его диск для земного наблюдателя. Яркость солнечного света, рассеянного земной атмосферой, резко уменьшается, и мы можем наблюдать свечение самой внешней оболочки Солнца — солнечной короны. Такое явление получило название полного солнечного затмения. Если нет такого совмещения видимых центров этих небесных светил, то в данной точке поверхности Земли наблюдается частное затмение. С помощью методов небесной механики можно вычислить условия наступления и предсказать моменты затмений на многие годы в будущем и восстановить эти события в прошлом. Ширина полосы на поверхности Земли, в которой пробегает тень Луны и в которой затмение видно как полное, обычно не превышает 200км. На всей остальной территории, близкой к этой полосе, можно наблюдать только частную фазу затмения. Именно такая ситуация описана в «Слове…» для 1 мая 1185 г. во время похода князей в половецкие степи. Поверхность Земли, на которой отмечена зона полной фазы для этого затмения в виде узкой полосы, начинающейся от западных берегов Центральной Америки и проходящей по Атлантическому океану и северу Европы. Более протяженная область, захватывающая северную часть Африки, указывает зону, где затмение наблюдалось как частное. Чем дальше от центральной полосы, тем меньшая часть видимого диска солнца будет закрыта луной.
Автором «Слова» и в летописях отмечается, что в момент затмения «небо померкло». Обычно солнечные затмения сопровождаются заметными изменениями в окружающей природе. Особенно в полосе полного затмения. Угасает яркий солнечный свет, наступают сумерки, температура воздуха снижается почти на десять градусов, усиливается ветер. Возможно образование облачности. Все это чувствуют животные, птицы и насекомые. Куры начинают укладываться на ночь, овцы и коровы поворачивают с выпаса к родному дому, собаки начинают лаять. Даже современный человек, впервые наблюдая это величественное явление природы, начинает чувствовать себя очень неуютно, появляется чувство тревоги и страха.
Нет ничего удивительного, что в древности солнечные затмения считали предвестниками больших бед и неприятностей, связывали их с гибелью таких великих особ, как князья и короли. Однако следует считать заблуждением такие представления. Известно, что солнечные затмения происходят достаточно часто в течение года на территории земного шара — от двух до пяти солнечных затмений, включая полные и частные. Но полные затмения увидеть за свою жизнь удается не каждому человеку, если не совершать для этого экспедиции в точки Земли, в которых согласно астрономическим вычислениям они должны произойти. Считается, что в среднем в данной точке Земли полные затмения можно наблюдать один раз в 200–250 лет.
Пророк Иеремия память 1 (14 н. ст.) мая. Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа близ Иерусалима.
День святого Георгия Победоносца Дата почитания: 23 апреля (н. ст. 6 мая)
6 мая практически во всем мире отмечается православный праздник Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV–XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.
Интересно, в каких еще древних памятниках отражается затмение?
СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ 1185 ГОДА.
В церковном предании сохранились сведения о том, что распятие Христа сопровождалось солнечным затмением. Ниже приведено одно из многочисленных старинных изображений распятия, где над крестом слева показано еще сияющее Солнце, а справа оно уже потемнело, будучи закрыто Луной. Практически такое же изображение солнечного затмения мы видим и на картине Беноццо Гоццоли
Вопрос о евангельском затмении: в Евангелиях прямо сказано, что «померкло Солнце» (Лука 23:45). Однако, если Христос был распят в иудейскую пасху, то есть в полнолуние или близко к нему, как утверждается в Евангелиях, то солнечного затмения в этот момент произойти не могло. Поскольку солнечные затмения могут быть лишь в новолуние. То есть тогда, когда Луна и Солнце находятся по одну сторону от Земли. Только в таком случае тень от Луны может скользить по Земле, создавая солнечное затмение. А во время полнолуния Луна находится с другой стороны от Земли, чем Солнце, и поэтому, наоборот, Земля может бросить тень на Луну (из-за чего происходит лунное затмение). Но не Луна на Землю.
Данное противоречие между Евангелиями и астрономией может быть разрешено, вообще говоря, двумя способами. Либо это было солнечное затмение, но произошло оно не в тот день, когда распинали Христа. Либо затмение было лунным, а не солнечным. Строго говоря, есть и другие пути. Например, можно считать, что никакого затмения не было вообще, или что Христа распяли не в дни полнолуния. Но подобные предположения привели бы к существенным противоречиям с Евангелиями и церковным преданием. Все-таки распятие Христа в иудейскую пасху утверждается достаточно четко и недвусмысленно всеми евангелистами. Об этом в Евангелиях много и подробно говорится. С другой стороны и сам факт затмения тоже всегда подчеркивался христианской традицией. Затмение упоминается многими церковными писателями, а также изображается в христианском богослужении (обычай гасить свечи с третьей по шестую песнь канона).
Время середины затмения: 13 часов 18 минут по Гринвичу. Как показывают вычисления по астрономическим программам (например, по программе Turbosky), полоса полного затмения 1 мая 1185 года прошла по Волге от Ярославля до Казани. Здесь оно было полным. На месте юной Москвы, например, затмение было почти полным. Напомним, что вокруг полосы полного затмения расположена достаточно широкая полоса полутени, в которой затмение видно как частичное. На оси затмения города Владимир и Казань. Еще Царь-Град.
Подчеркнем важное обстоятельство. Данное затмение 1185 года произошло очень близко к тому месту на небе, где около 1150 года вспыхнула Вифлеемская звезда. Оба события произошли в одном и том же созвездии Тельца,
Не исключено, что вспышка сверхновой звезды еще была видна на небе в 1185 году (прошло всего лишь тридцать лет). Но даже если она уже потухла, место ее появления на небе должно быть свежо в памяти людей. Уже само это обстоятельство должно было связать в умах людей затмение 1185 года с Христом. К тому же затмение произошло вскоре после распятия. А именно, от конца марта до 1 мая прошел всего лишь месяц. А поскольку затмение было видно не в Царь-Граде, а во Владимиро-Суздальской Руси и на средней Волге, то оно, вполне вероятно, совпало по времени с приходом на Русь известий о распятии Христа в Царь-Граде. Поэтому для жителей Владимиро-Суздальской Руси затмение 1 мая 1185 года могло совместиться с распятием. Что впоследствии отразилось и в Евангелиях. Отметим, что в те времена известие о казни из Царь-Града во Владимиро-Суздальскую Русь могло идти примерно месяц.
Затмение 1 мая 1185 года было отмечено в русских летописях. Сохранились записи наблюдателей, находившихся около рек Сиверского Донца и Оскола (где затмение было частным). Под 1185 годом В.Н.Татищев сообщает: >
В Евангелиях правильно сказано, что затмение было послеполуденным: «было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце» (Лука 23:44). Поясним, что шестой час дня раньше мог означать полдень, если время считали от рассвета. Известно, что в древности такой способ широко применялся.
Итак, скорее всего, евангелисты в качестве ТРЕХ часов назвали не продолжительность «наступления тьмы» в какой-то отдельной точке земной поверхности, А ПОЛНОЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ЛУННОЙ ТЕНИ ПО ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. Три часа лунная тень чертила длинную полосу «по всей земле», внутри которой «наступала тьма». Недаром же евангелисты употребили здесь выражение «ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ».
Такое понимание Евангелий подразумевает довольно высокий уровень представлений их авторов о природе солнечных затмений.
УБИЙСТВО ЦАРЯ АНДРОНИКА I КОМНИНА В 1185 ГОДУ.
Исчерпывающий поиск по составленным нами хронологическим таблицам (которые имеются у нас в электронном виде) был организован так. Мы искали всех правителей, закончивших свое правление в 1185 году н.э. Их оказалось совсем немного. Вот полный список:
1) Римский папа Луций (Лукий) Убалд. Годы правления: 1181-1185.
2) Византийский император Андроник I Комнин: 1182-1185.
3) Иерусалимский король Балдуин Прокаженный: 1174-1185.
4) Русский удельный князь Изяслав Васильевич Полоцкий. Умер около 1185 года.
5) Основатель Бургундской династии в Португалии, король Альфонс: 1139-1185.
Интересно установить по имеющимся документам наиболее значительные события года, когда произошло знаменитое солнечное затмение. Сравнить его описание в разных землях, проследить дальнейшую судьбу стран и правителей. И это несомненно позволит яснее понять первое русское поэтическое литературное произведение «Слово о полку Игореве» и что хотел донести его автор с толь ярких образах.
День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход
В середине XI века в Северном Причерноморье появляется новая доминирующая сила — пришедшие с востока кочевники кипчаки. Они вступают в активное взаимодействие с Русью, где известны под именем половцев. Военные конфликты сменялись союзами, позволявшими использовать половецкие контингенты в междоусобицах и скреплявшимися династическими браками.
К середине XII века на Руси окончательно закрепилась удельная раздробленность. Киев с округой становятся объектом притязаний постоянно конкурирующих династий, образовавшихся внутри разросшегося рода Рюриковичей. Каждая из таких династий опирается на то или иное княжество — «землю», внутри которой, как правило, власть оспаривается лишь представителями правящей здесь семьи. Историк Антон Горский насчитывает для того периода 13 таких земель и 9 ветвей Рюрикова дома.
Одной из таких земель была Черниговская, где правили Ольговичи — потомки внука Ярослава Мудрого Олега Святославича. Помимо стольного града крупными городами Черниговской земли были Новгород-Северский и Курс. Всеволод, старший из сыновей Олега, правил в самом Чернигове, а младший — Святослав в Новгороде-Северском. Его сыну Игорю достался этот город с волостью, а Курск — его младшему брату Всеволоду, прозванному согласно Слову о полку Игоревем Буй Туром (т.е. свирепым диким быком).
В знаменитом походе на Киев коалиции, собранной Андреем Боголюбским в 1169 г., участвовал и Игорь Святославович Новгород-Северский.
Последовавшие затем полтора десятка лет полны войнами русских князей между собой, с половцами и совместными походами друг на друга с половецким участием. Промежуточным итогом этих боевых действий стал своеобразный компромисс. Киев и титул великого князя достался главе дома Ольговичей Святославу Всеволодовичу Черниговскому, а остальная Киевская земля — лидеру Мономашичей Рюрику Ростиславичу, княжившему в Овруче. День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению
Во всех этих войнах Игорь Святославич Новгоро-Северский выступал на стороне своего старшего двоюродного брата, охраняя Черниговскую землю во время его северных походов, сражаясь с Рюриком Ростиславичем и половцами.
В 1183 году великий князь Святослав и Рюрик в знак успешного преодоления давней вражды и прочности союза совершили масштабный поход на половцев. Игорь Святославич добился права выступить во главе авангарда, что привело к острому конфликту с Переяславским князем Владимиром. Оскорбившись тем, что это право досталось не ему Глеб увел свои войска и на обратном пути разорил Северщину.
На следующий год поход в кипчакскую степь повторился и теперь уже Владимир со своей дружиной шел впереди русских войск. В итоге кочевники были разбиты, а их хан Кобяк взят в плен. В ответ другой половецкий хан, Кончак совершил нападение на южные рубежи Руси, но был отбит.
Великий князь Святослав Всеволодович начал подготовку нового масштабного похода на половцев, планируя провести в степи всё лето. Однако князь Игорь решил не дожидаться общего сбора и не вступать в очередные статусные споры, а своими силами преумножить славу победителя степняков.
Лаврентьевская летопись сообщает: «Того же лѣта здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лѣтѣ со всею князьею, но сами поидоша о собѣ, рекуще: «Мы есмы ци не князи же? Такыже собѣ хвалы добудем!»
Походу на половцев предшествовала месть Владимиру Переяславскому, о разорении владений которого Игорь Святославич, согласно Ипатьевской летописи, впоследствии горько сожалел, видя в участии в междоусобной борьбе нравственный корень собственных неудача.
Подробности похода Игоря Святославича на Половцев нам известных из трех основных источников. Это достаточно пространный рассказ Ипатьевской летописи, совпадающая с ним во многих деталях эпическая поэма «Слово о полку Игореве», и более краткое описание Лаврентьевской летописи.
Источники не противоречат друг другу в описании состава участников похода: Игорь Святославич, его брат Всеволод, племянник Святослав Рыльский и сыновья, а также контингент ковуев — зависимых от черниговских князей кочевников-тюрок.
Ипатьевская летопись сообщает: «В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля. И у Ярослава испроси помочь — Ольстина Олексича, Прохорова внука, с коуи черниговьскими».
Однако в других летописях начало похода датирована не 23 а 13 апреля и некоторые историки, начиная с Татищева, считают ее более предпочтительной, при этом датируя финальную битву «вторым воскресеньем после пасхи», которое в 1185 году приходилось на 28 апреля.
Из такого построения выпадает ключевое астрономическое и символическое событие похода, которое, возможно и повлияло на то, что среди множества столкновений русских с половцами именно игорев поход остался в веках.
1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, которое упоминают все три повествующих о походе источника.
Согласно Ипатьевской летописи «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».
В Лаврентьевской летописи сообщение о затмении текстуально предшествует описанию похода и дается вне прямой связи с его событиями: «В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие».
Наконец в «Слове о полку Игореве», где последовательность изложение подчинена художественному замыслу затмение упомянуто дважды. Сперва говорится о начале похода: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». И далее рассказчик вновь возвращается к этому сюжету, добавляя в него мифических красок: «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, встрепенулся див — кличет на вершине дерева».
Однако это затмение не может служить надежным хронологическим репером, поскольку наблюдаемо было только на севере Руси, а в местности, где разворачивались события игорева похода, необычное астрономическое явление было не разглядеть. Многие исследователи считают, что это грозное знаменье вставили в описание похода уже после того, как информация о нем от очевидцев широко распространялось по Руси. Впрочем, это лишь более или менее обоснованное предположение. День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках
Как известно, дурные предзнаменования оправдались. После первого успеха князя Игоря, дружины которого вышли победителями из первого столкновения с неприятелем, захватив затем богатую добычу, встретились с объединенными силами половецких ханов.
Обстоятельства боя летописи описывают по-разному.
В Ипатьевской утомленные преследованием половцев кони не позволили войску вовремя отступить перед превосходящими силами, и Игорь был вынужден дать бой, который начался утром в Субботу.
Князья решили спешиться, и принять бой в пешем строю, поскольку иначе был соблазн попытаться бежать от врага, бросив простых воинов кони которых не выдержали бы стремительной скачки:
«И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь, дойти до реки Донца, ибо говорили: «Если поскачем — спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живы останемся». И сказав так, сошли с коней и двинулись с боем. Тогда по Божьей воле ранили Игоря в руку, и омертвела его левая рука».
Перелом в ожесточенном сражении наступил утром воскресенья, когда дрогнули и побежали ковуи — союзники русских (или как их называет автор «Слова» — русичей, употребляя термин не известный более ни одному древнерусскому тексту). Князь Игорь попытался было их догнать, но в итоге оказался схвачен Полоцами. Уже попав в плен, он наблюдал как яростно бьется в окружении его брат Всеволод Буй Тур. В конце концов и он, и другие князья так же были схвачены неприятелем. Из всего воинства плена или гибели избежали единицы. «Но наших руси съ 15 мужь утекши», — сообщает летописец.
Вести о случившемся достигли великого князя Святослава и он сумел организовать оборону южных рубежей от перешедших в наступление половцев.
Лаврентьевская летопись говорит о том, что после первых успехов русских половцы вернулись с подкреплением. Первыми в дело вступили вражеские лучники, которые три дня сдерживали дружины князя Игоря, отрезав от источников воды, избегая при этом рукопашной схватки:
«И сошлись с русскими стрельцы, и бились три дня стрельцы, а в копийном бою не сходились, ожидая свою дружину, а к воде не дали им подойти».
И лишь затем на поле боя прибыли основные силы половцев:
«Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мудрость, и мужество, и замысел, если Бог противится». Изнемогли от безводия и кони и сами, в жаре и в муках, и наконец пробились к воде, а то три дня не подпускали их к воде. Видев это, враги устремились на них, и прижали их к воде, и яростно бились с ними, и лютая была битва. Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом Божьим. Князей всех в плен взяли, а из бояр и вельмож и дружины всей, — кто убит, другие в плен взяты или ранены. И возвратились с победой великой половцы, а о наших не ведомо кто и весть принес, а все за грехи наши»
Однако у этой печальной истории относительно счастливый конец. Князю Игорю удалось вернуться в родной дом невредимым сбежав из половецкого плена. Лаврентьевская летопись не сообщает подробностей, упоминая лишь, что преследователи не смогли догнать князя. В Ипатьевской же подробно рассказывается о том, как среди половцев нашелся предатель, который организовал успешный побег князя.
Точная локализация описанных событий является еще более дискуссионной чем их датировка. Ясно только, что они разворачивались где-то на территории Харьковской, Донецкой или Луганской областей. Интересно, что в последней поход Игоря Святославича нашел монументальное воплощение. Так, под Луганском установлен памятник князю и его дружине, а в самой столице ЛНР — еще и монумент анонимному автору «Слова».
В повествовании о побеге Игоря упоминается река Тор, известная по Книге Большого чертежу XVII века, как приток Северского Донца, и давшее название одноименной крепости, переименованной Екатериной II в Славянск. Сегодня эта речка известна как Казеный Торец в Донецкой области. А вот с рекой Каялой, на которой русские были разбиты, все намного сложнее. Тайну «Слова о полку Игореве» разгадали в Донецке: ученый-гидролог указал и точное место последней битвы с половцами
Уже через несколько лет после своего эпического провала Игорь вновь выступает против половцев. А в 1198 г. он, как старший Ольгович, занимает Черниговский стол. Однако княжил он там недолго, и умер, вероятнее всего в 1202 г., упокоившись в Спасо-Преображенском соборе Чернигова.
Слово о полку Игореве, в котором отложилось художественное описание похода 1185 г. является уникальным памятником русской домонгольской светской литературы. Оно послужило образцом для более поздней поэмы Задонщина, повествующей о Куликовской битве.
Открытие Слова в конце XVIII в. внесло серьезный вклад в развитие русского национального самосознания. Особую популярность сюжет с половецким походом Игоря Святославича получил уже в пореформенный период, когда композитор Александр Бородин взялся за написание оперы «Князь Игорь» (работа начала 1869, спектакль поставлен в 1890), а живописец Виктор Васнецов написал свою картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880).
«Слово о полку Игореве» пронизано идеей осуждения междоусобиц и русского единства перед лицом внешнего врага. В нем невозможно найти намек на разделение русских на великороссов и украинцев, которое начали навязывать реальности XII века еще некоторые историки позапрошлого столетия.
Напротив, и спустя десять лет после событий игорева похода во время очередной тяжбы за Киевское княженье Черниговский князь Ярослав Всеволодович, младший брат скончавшегося к тому моменту великого князя Святослава, заявил противникам, требовавшим от Ольговичей отказаться от притязаний на Киев: «мы не угры и не ляхи, а одного деда внуки». Обычно в этой фразе видят лишь спор о старшинстве внутри княжеской династии, но упоминание в качестве «иных», отличных от «нас» иноэтничных венгров и поляков, позволяет увидеть здесь и ясно выраженное представление о более широком единстве, чем сугубо принадлежность к дому Рюрика.