Что преобладает в архитектуре модерна
Стиль модерн в архитектуре: описание и фото-примеры
Последний большой стиль в ряду признанных архитектурных направлений, зародился в Европе на рубеже XIX — XX веков. Модерн — изысканный, чувственный стиль, подарил человечеству великолепные образцы архитектуры, сыграл поворотную роль в дальнейшем развитии городской среды.
Стиль модерн в архитектуре
Выставка 1900 года: начало новой архитектуры
Первым признанным архитектурным объектом в стиле модерн, считается отель — Тассель, построенный по проекту Виктора Орта в Бельгии, Брюссель. Отсчет окончательного формирования, а затем победоносного шествия стиля Модерн по Европе, традиционно ведется с парижской выставки 1900 года.
Павильоны выставки, легко воздвигнутые на берегах Сены благодаря новейшим технологиям Чикагской школы, демонстрировали абсолютно новую архитектуру. Полное отсутствие ровных линий. Арки, плавные очертания, богатый декор, восточные мотивы ярко украшают павильон Венеции, Русский павильон, другие строения. Интереснейшим арт-объектом от России, демонстрировавшим новые возможности металлургического производства, была знаменитая Пальма Мерцалова. Комиссаром России на выставке был сам Менделеев.
На фоне царившего Модерна, Эйфелева башня, впервые продемонстрированная на этой самой выставке, вызвала бурное негодование публики. Она выступала диссонансом к изысканной стилистике остальных павильонов, поскольку явно опережала время. Настолько яркий прорыв вперед не мог быть принят широкими слоями общества, воспринимался как уродливый демарш промышленности и крах цивилизации. Комфортный, чувственный Модерн — напротив, быстро очаровал и понравился всем.
Истоки возникновения стиля
Стремительный рост городов в это время, приведший к колоссальному строительному буму, поставил перед профессиональными архитекторами практически неразрешимую задачу. Возможность использования новых пластичных материалов — железобетонных конструкций, в том числе на базе изогнутого стального профиля, распахнуло новые, совершенно неосвоенные горизонты. Был сформирован запрос на формирование новой эстетики. По сути, речь шла о создании нового мира, а не о реконструкции, или обновлении былой стилистики.
Переворот в строительстве: новые материалы
С начала времен и до конца XIX века, на вооружении у архитектора и строителя были только дерево и камень. Появление новых материалов, работать с которыми архитекторы еще не умели (стальной профиль, стекло и бетон), привели к временной потере ориентиров. Потребность в новой архитектуре уже была, однако, никто не знал, что именно с этим делать.
Подъем промышленности и расцвет науки стимулировали стремительное развитие ремесел на новом уровне. Знанием и умением обладали именно практики — инженеры, строители мостов, стекольщики. Именно они смогли воплотить в жизнь смелые идеи Модерна, как только те, были сформулированы. И наконец, шальные деньги начала века, предоставили архитекторам полную свободу творчества. Дети первых промышленников, богатейшие заказчики — нувориши, выделяли огромные деньги известным архитекторам, не особо вмешиваясь в творческий процесс. Деньги выделяются под громкое имя, проект ведет один человек. Архитектор не просто проектирует здание, он один полностью курирует все этапы строительства.
Декор: царство гармонии
Отсутствие трех традиционных бичей архитектора XIX века (давление эстетических воззрений заказчика, недостаток средств, отсутствие профессионалов — строителей), породило небывалый всплеск новых идей и парадигм. Существенным толчком к созданию архитектурного стиля Модерн, стали идеи и образы, царившие на тот момент в изобразительном искусстве. Встал вопрос — можно ли реализовать в камне то, что художник творит на листе бумаги. Ранее это было невозможно. Знаменитый «Удар хлыста» (Цикламен) Германа Обриста, стал парадигмой, первичной идеей и главным символом Модерна.
Цветная роспись, огромные панно из майолики в фойе и на фасадах, изразцовый и мозаичный фриз, рельефные украшения, богатая лепнина, витражи. Природные линии, имитирующие морскую волну, женский локон, очертания цветка, воплощены во всем — от оформления фасада, включая кованые решетки лестничных проемов, вплоть до дизайна каждой дверной ручки и оформления звонка.
Верховенство идеи, образа — базовое правило стиля Модерн. На практике это правило реализовано неимоверно многогранно. Богато украшенные колонны (в том числе изогнутые, наклонные), арочные конструкции, закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное остекление — вот характерные элементы Модерна, созданные благодаря новым технологиям века.
Модерн в индивидуальной застройке
Напомним, что модерн возник и развился именно на частные деньги. В этом стиле возведены прекрасные загородные виллы. В городах строились доходные дома и великолепные частные особняки. Эти постройки могут служить прообразом современной адаптации комфортного жилого дома.
Стиль модерн в частной архитектуре
Асимметрия, обязательная для небольших зданий модерна, нынче в абсолютном тренде. Это удобно и красиво, ведь самой природе несвойственна симметрия. Композиция внутренних помещений сгруппирована вокруг центральной лестницы. Домашнее пространство организуется рационально. Частные новостройки в стиле модерн можно охарактеризовать следующим образом:
Особняк, или дачный дом в стиле модерн, смотрится нарядно со всех сторон. В наши дни, идеи модерна легко реализуются в архитектуре, с помощью новейших материалов.
Крыша в стиле модерн
С приходом модерна, крышу повсеместно стали крыть железом. В современном строительстве применяются самые разные варианты кровельных материалов. Чтобы соблюсти единство стиля всей постройки, можно использовать современную битумную или металлочерепицу.
Оформление фасада в стиле модерн
Качественные строительные материалы сейчас доступны куда большему количеству заказчиков. Кроме того, тяжелый декор начала прошлого века, легко изготовить из современных материалов. Тем более, что количество используемых украшений существенно снизилось. Чрезмерная вычурность в XXI веке уже не в чести.
Фриз, украшенный глазурованной плиткой в нейтральных тонах, будет смотреться весьма актуально. Округлая окантовка дверных проемов и окон, с аналогичным рисунком, лишь подчеркнет единство композиции. Достаточно добавить перчинку, чтобы блюдо не было пресным. Это правило вполне применимо к декоративным элементам в архитектуре.
Оригинальные большие окна и дверные проемы
Окна зданий в стиле модерн невозможно перепутать с другими стилями, это зачастую произведения искусства. В первую очередь, необычная форма и сложное остекление — изогнутый штапик и рельефная резка стекла, превращают обычное окно в арт-объект.
С помощью современных систем остекления, оформить окна оригинальной формы гораздо проще, чем в начале прошлого века. Необязательно полностью повторять мозаичный орнамент парка Гуэль, достаточно использовать форму проемов и декоративное оформление окон, созданных великим Гауди, для украшения собственного коттеджа.
Проекты домов в стиле модерн — фото
Модерн — уникальный случай в истории человечества, когда художникам, архитекторам и дизайнерам была предоставлена возможность высказать, а затем реализовать свое видение, абсолютно свободную фантазию, практически без ограничений. Век модерна оказался недолгим, за 20 — 25 лет он изменил и украсил облик многих городов. Затем исчез, так же быстро, как появился. Ознаменовав собой Fin de ciecle (конец века, цикла), завершение эпохи классической архитектуры.
Стиль модерн в архитектуре
Расцвет архитектурного стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890–1914 годы, дальше помешала Первая мировая война. Новое направление кардинально изменило представление о прекрасном в графике, дизайне, скульптуре, музыке, балете.
Изобретательные архитекторы создавали не просто выразительные сооружения с необычным внешним и внутренним обликом, но и освоили новые материалы – бетон, сталь, стекло.
Современные проекты домов в технике модерн используют исторические элементы избирательно, отказываясь от пышного декора и чрезмерной асимметрии в пользу более рациональных решений.
На смену эклектике
Направление сформировалось в противовес эклектике, которая смешивала детали из разных стилей, зачастую не слишком умело. В период стремительного роста городов и индустриализации строительство в стиле модерн провозгласило возвращение к практичности сооружений средневековья и ренессанса.
Архитекторы удовлетворяли возросшую потребность в зданиях бирж, банков, вокзалов, промышленных предприятий и доходных домов. Новшество того времени – железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили – дали возможность создавать сложные криволинейные фасады.
Толчком для развития послужило декоративное искусство. Немецкий художник-декоратор Герман Обрист в 1895 году создал полотно «Удар бича» (в другом переводе «Удар хлыста»). Шелковая вышивка на шерстяном панно изобразила стебель, листья и цветок цикламена в причудливом виде, напоминающем росчерк бьющего хлыста.
Природа стала источником вдохновения для архитекторов, работающих в стиле классического модерна.
Естественные силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн используют повсеместно: в росписи, масштабных мозаичных панно, лепных фризах, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек. Причудливые витражи, выполненные в стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, прекрасные лебединые шеи, женские локоны.
Особенности модерна в архитектуре
В 18-19 веках предполагалось движение от внешнего облика дома к внутренней организации. Новый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями.
Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. Яркий пример – Каса Батло испанского мастера Гауди, здесь воплощена идея победы над драконом.
Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Благодаря творческому применению стали, стекла и железобетона в дизайне домов модерн отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм.
Пастельная, без явных контрастов, преобладают оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии.
Пышно декорированные колонны (прямые, расположенные под углом или изогнутые), оконные и дверные проемы в виде арок, сложное по структуре остекление. Мастера сочетают традиции европейского, восточного и африканского зодчества, но не слепо их копируют, а свободно интерпретируют.
Направление модерн в архитектуре разных стран
Модное течение получило несколько названий – его обозначали как «ар нуво» во Франции и Бельгии, «югендштиль» в Германии и Швеции, «модерн» в Российской империи, «сецессион» в Австрии, «тиффани» в США.
Бельгия
Виктор Орта первым при строительстве применил «удар бича» в оформлении фасадов и использовал несущие конструкции асимметричной формы. Архитектор обратился к приемам крупного остекления в сочетании с большим количеством металла.
Его здания в стиле модерн – знаменитые особняки Тассель, Сольвей, Эйтвельд, дом-мастерская (Музей Орта) – вошли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Франция
Эктор Гимар, ведущий архитектор периода, воплощал проекты в стиле ар нуво при оформлении городских особняков, но больше всего его запомнили по дизайну павильонов парижского метрополитена.
Созданные им объекты свободно сочетают металлические каркасы со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником.
Австрия
Венский сецессион отличается более скромным декором и простыми, правильными геометрическими формами. В этом направлении выполнены доходный дом Майолика-хауз и здание почты в Вене (проекты Отто Вагнера). В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки.
Яркий образец австрийской архитектуры – особняк банкира Стокле, возведенный в Брюсселе.
Испания
Каталонский зодчий Антонио Гауди создал знаменитые живописные, но не менее конструктивные постройки: Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэль. Его красивые дома в технике модерн – с волнообразными фасадами, керамической облицовкой, похожей на драконью чешую черепицей – привлекают туристов со всего света, как и незавершенный проект церкви Святого Семейства.
Дизайн в стиле американского модерна связан с именем Луиса Тиффани. Он изобрел технику соединения кусочков стекла с помощью медной фольги. Витражи, созданные по этой технологии, украшают здания по всей стране. Витражные окна – один из основных элементов современного модерна.
Русская архитектура стиля модерн
Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах – особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.
Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.
Северный модерн (петербургский)
Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.
К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница «Астория», доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.
Основные характеристики северного модерна:
Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга – проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании «Зингер» (сегодня здесь располагается «Дом книги»).
В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.
Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла – один из самых узнаваемых символов города.
Московский модерн
Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке – объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.
Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:
Классический пример дома в стиле московского модерна – особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.
Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.
В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.
Авторству Ф. Шехтеля принадлежит и другой известный особняк – дом З.Г. Морозовой (несколько интерьерных панно для него написал М. Врубель), а также здание Ярославского вокзала.
Современные дома в стиле модерн
Величественные и изящные московские и петербургские особняки конца 19 – начала 20 века служат прообразом для частных домов модерн сегодня.
Архитектурное направление универсально: подходит для резиденций и небольших по площади загородных коттеджей в Москве и Подмосковье. Строения возводят из кирпича, камня, бетона, дерева, популярное решение – каркасные стальные и стеклянные конструкции.
Признаки модерна как современного стиля:
Домашнее пространство организуется рационально. Часто проекты коттеджей в концепции модерн объединяют жилую часть, гараж, хозяйственные пристройки. Одинаковая наружная отделка выполняет связующую функцию.
Уместны эркеры, множество балкончиков, застекленные террасы, чердачные помещения. Экстерьеру свойственные ажурные металлические детали: перила, оконные решетки. Для отделки цоколя хорошо подходит дикий камень, его имитация или облицовочный кирпич.
Проекты современных домов в стиле модерн весьма демократичны в плане материалов. В ход идут металл, стекло, кирпич, керамика, железобетон. Из полиуретана изготавливают оригинальный фасадный декор, в том числе копии оформления известных исторических объектов.
Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом
Другие проекты в стиле модерн – современное, комфортабельное жилье для натур с художественным вкусом и тягой к необычному и еще более 170 красивейших домов в различных стилях – очень наглядно демонстрируют возможности компании.
Наш опыт проектирования и строительства загородных коттеджей и особняков позволит воплотить ваш заказ грамотно, на современном уровне технологий и с ответственностью за результат.
Читать другие статьи раздела
Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.
Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.
Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.
Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.
Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.
Модерн в архитектуре: самые яркие и стильные здания
Отправим материал на почту
Переход из девятнадцатого века в двадцатый отметился бурным ростом городов буквально во всех уголках мира. Применение новых строительных материалов, таких как сталь, бетон и стекло, вынудило архитекторов искать новые решения. Тем более, что последнее из дизайнерских направлений (эклектика) было не совсем удачным. А архитектурный стиль модерн вобрал в себя всю изысканность, а также чувственность и подарил миру великолепные творения в искусстве и зодчестве.
Немного истории
Новый стиль свободы пришел на смену эклектике, которая лишь смешивала лучшее из разных направлений и не всегда это получалось удачно. Основной художественной идеей стал поиск гармонии в стремительно развивающейся промышленной эпохе. И творцы того времени чтили традиции, которые восхваляли романтизм и символизм.
На стиль повлияли древние искусства различных эпох и народов. В нем присутствуют восточные мотивы из Японии династии Мэйдзи. Также есть древнеегипетские направления и частицы традиций многих других далеких цивилизаций. Но родоначальником считается старая Англия.
В начале 60-х годов девятнадцатого столетия Уильям Моррис, с компаньонами, открывает гильдию, собравшую под своими сводами всех мастеров изобразительных искусств. Изначально художники производят мебель, гобелены, витражи и другие декорации для украшения быта. С годами стиль обретает популярность и распространяется на архитектуру, искусство и музыку.
Расцвет и влияние модерна пришелся на период с 1890 до 1914 года. Прервала его монументальное движение по планете первая мировая война. А после ее завершения миру уже потребовались новые веяния, и художники того времени к модерну решили не возвращаться. Но за столь небольшой срок крупнейшие города мира пополнились шедеврами зодчества, которые и до сих пор будоражат ума поклонников стиля.
Официальной точкой отсчета модерна считается открытие Эйфелевой башни в 1889 году. Но парижским модникам творение высотой в 324 метра не понравилось. Многие восприняли нагромождение металла, как дань промышленному веку. А на самом деле строение просто немного опередило свое время. И уже через пару десятилетий шпиль выступал в роли достопримечательности столицы.
Если разложить стиль на этапы, то их получится три:
Еще можно сказать, что все это недолгое время великие творцы своего времени в зодчестве и искусстве из всех стран мира искали духовную составляющую, которая объединит архитектуру, живопись, скульптуру и музыку в едином направлении. И нужно заметить, что это им удалось.
Особенности стиля
Модерн разделен на несколько направлений:
Еще можно отдельно назвать кирпичный стиль. Его приверженцы в архитектуре отказались от штукатурки и сделали упор на красоту кирпичной кладки. Но больше всего стиль знают по шедеврам из разных стран и поэтому модерн делят и по частям света, и по столицам планеты.
Объединяет все направления тяга к новым технологиям того времени в строительстве. Это использование стали, стекла и бетона. А также развитие железобетонных конструкций. Стиль отказался от прямых углов и линий. А заменил их природными плавными изгибами. И стал более широко продвигать прикладное искусство.
Из характерных особенностей модерна можно отметить:
Знаменитые модернисты в разных странах
Приобретая популярность, стиль начал продвигаться по миру. А поскольку строгие рамки отсутствовали и во главе вершины стояла свобода и поиск нового, то каждый из творцов смог добавить в дизайн что-то свое. Вот поэтому в каждой из стран с великими творениями зодчества стиль называется по-своему.
Бельгия
Страна, вместе с Францией и Великобританией, называет модерн – ар нуво. Что в переводе означает «новое искусство». Знаменита Бельгия талантливым Виктором Орта, который первый использовал асимметрию при возведении несущих конструкций. А его «удар бича» наделал фурор при оформлении фасадов.
Франция
Эктора Гимара запомнили по парижскому метрополитену. Его дизайн присутствует в большинстве павильонов. Но также он преуспел в оформлении городских зданий. И они не меньше поражают своим великолепным видом. Архитектору удалось соединить металлические каркасы со стеклом, кирпичом и плиткой, покрытой глазурью.
Англия
На острове прославился Джон Бентли благодаря знаменитому Вестминстерскому собору. Его изогнутые линии декора собрали в одно целое несколько разных мотивов и стали изюминкой модерна.
Австрия
Германия
Югендштиль – так звали модерн немцы, латыши и эстонцы. А объединились последователи стиля вокруг журнала «Югенд» и давшего ему имя. Самыми знаменитыми архитекторами тех времен стали Август Эндель и Таут Бруно, оформившие популярные павильоны.
Испания
Особых вершин в творчестве модернизма достиг зодчий из Каталонии Антонио Гауди. Его фантасмагорические и волшебные конструкции сочетали в себе сложнейшие и прекрасные элементы. Поэтому направлению даже дали его имя. Шедеврами Гауди стали сказочный парк Гуэли, дома Каса Мила и Касса Батльо. Но наиболее знаменит храм Саграда Фамилия, который он так и не успел завершить.
Америка
Американское направление стало известно благодаря Луису Тиффани, который изобрел витражные стекла. Они буквально стали лицом модерна того времени. И не удивительно, что дизайну на Северном континенте дали его имя. Также отличились два Чикагских архитектора – Салливен и Бернэм.
Российский модерн
Стиль добрался и в Россию, что отразилось не только на ее двух столицах, но и на глубинке. Даже города Сибири и Урала увлеклись направлением и в них началось повальное строительство. Правда в отличие от двух главных мест, дома там не поднимались выше двух-трех этажей. И вообще, стиль очень отличался самобытностью. Поэтому равнение держалось на московский модерн и дизайн Северной Пальмиры.
Санкт-Петербург
Начали все опытные скандинавские мастера. Именно они построили дачу Романовых под Царским селом. Затем эстафету достойно приняли и наши зодчие – Алешин, Васильев, Барановский. А из знаменитых строений выделяются – гостиница «Астория», Елесеевский гастроном и дом Бажанова.
Особенности северного архитектурного стиля модерн:
Отличился в Санкт-Петербурге архитектор Сюзор, впервые применивший в России металлический каркас, который снизил нагрузку на стены и позволил установить на первом этаже большие витрины. Речь идет о доме на Невском проспекте, построенном для компании «Зингер».
Сегодняшний «Дом книги» также знаменит своей остекленной крышей над внутренним двориком. И прозрачным куполом с фигурой орла. Это самая узнаваемая символика города на Неве.
Москва
В главной столице модерн мог и не реализоваться вовсе, если бы не Савва Мамонтов. Меценат объединил художников и декораторов в Абрамцевском кружке. Но правда направление нашло свой выход лишь в частном строительстве.
Модерн в Москве пошел по отличному с северной столицей направлению:
Были воспитаны собственный зодчие и одним из них стал Федор Шехтель. По его проекту строился дом коллекционеру Рябушинскому. Русский архитектор стал автором Ярославского вокзала и знаменитого особняка Морозовой.
Современный модерн
Хоть стиль и вышел из моды еще на заре прошлого века, его продолжают копировать и сегодня, добавляя новинки и современные элементы. В основном используют каркасные стальные конструкции, которые обкладывают кирпичом или камнем. Декором служит стекло и дерево.
Характерные черты современного стиля:
При строительстве учитывается рациональность. Поэтому жилые дома объединяются с хозпостройками и гаражами. И их наружная отделка ничем не отличается.
Заключение
Историки говорят, что модерн был просто обязан появиться, чтобы ознаменовать собой конец века или цикла (Fin de ciecle). Людям творческой натуры была дана возможность представить миру свой взгляд на прекрасное. И художники с архитекторами блистательно справились с этой задачей. Они реализовали свою свободную фантазию, вложив ее в произведения искусства. Буквально за 25 лет изменив облик большинства крупнейших городов, украсив их шедеврами зодчества, которые и поныне привлекают, а также радуют взор.