Что преобладает в устройстве античных государств

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории «Древнейшие государства».

ЛЕКЦИЯ № 4 § 3. Древнейшие государства .

Слово « цивилизация » связано и со словом « город ».

Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации.

Для всех древневосточных государств была характерна огромная власть правителей-монархов, укреплению которой способствовали государственные чиновники, которые также играли ключевую общественную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она охватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также принято относить к древневосточной цивилизации. Однако затем, по не совсем объяснимым пока причинам, развитие пошло по иному пути.

B устройстве античных государств стали преобладать черты самоуправления.

Правителей избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин ( ареопаг, сенат ). Позже самоуправление было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.

Раз в год Нил выходил из берегов, и потоки воды, круша все на своем пути, заполняли долину. Разливы были бедствием для ее обитателей, но они приносили массы плодородного ила. Благодаря илу земля давала невиданные урожаи, но, чтобы сохранить посевы, в долине необходимо было строить и содержать сложные ирригационные сооружения.

Главным занятием египтян было земледелие. Мягкую почву взрыхляли мотыгой или легким плугом. Для сбора урожая египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появились сельскохозяйственные орудия из меди и бронзы. В египетских документах говорится также о ремесленниках многих десятков профессий.

Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чиновники проводили смотр детей, достигших трудоспособного возраста. Самых сильных они отбирали в войско, самых сообразительных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным работам: кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.

Первоначально египетские земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов. Позже им стали выделять в собственность участок пашни. Подобным образом был организован и труд ремесленников. Наиболее тяжелые виды работ выполняли рабы, как правило, чужеземцы.

Государственная власть в Египте имела характер деспотии.

По повелению фараона велись строительство оросительных сооружений, работы по возведению городов, крепостей и хра­мов; фараон устанавливал законы, был верховным жрецом, он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.

Период Древнего царства был временем наибольшего могущества фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. В эпоху Среднего царства Египет был объединен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство также распалось на отдельные номы, платившие дань завоевателям. Не покорились лишь Фивы.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Их называют города-государства : Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур.

В конце XXII в. до н.э. возникло Царство Шумера и Ак­када. Оно известно централизованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все трудились на государственной земле под строгим контролем чиновников. Около 2000 г. до н.э. царство Шумера и Аккада было захвачено кочевыми семитскими племенами. Со временем шумеры слились с семитами и другими народами Месопотамии. Жители разговаривали на семитских языках, а шумерский язык оставался языком письменности, науки и культуры.

Восточное Средиземноморье в древности. В районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря, древневосточная цивилизация имела своеобразную форму. Здесь пролегали торговые пути из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу.

Древнейшие цивилизации долины реки Инд. Первые поселения земледельцев и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Помимо пшеницы в долине Инда выращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается Хараппская цивилизация.

Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек.

Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые города. Последние из них исчезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели Хараппской цивилизации точно неизвестна. Предполагают, что ухудшался климат, Инд изменил свое течение и перестал орошать поля, на города стали наступать джунгли.

Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались во владении общины.

Зарождение древнекитайской цивилизации. Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они захватили и долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев.

Постепенно у других племен также возникают зачатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил соседние племена и разгромил кровавое государство Шан. В государстве Чжоу человеческие жертвоприношения были прекращены, но многие достижения шанцев сохранились. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной, или Серединным, царством. В начале VIII в. до н.э. Чжоу пришло в упадок. Наместники крупных областей объявили себя ванами, лишь формально признавая власть правителя Чжоу.

1. Назовите признаки, по которым ученые говорят о зарождении цивилизации. В чем состояли главные отличия древневосточной и античной цивилизаций.

2. Как образовалось государство в Египте? Охарактеризуйте основные этапы истории Древнего Египта.

3. Какие народы населяли Месопотамию в древности?

4. Какие государства Месопотамии вам известны?

5. Почему, на ваш взгляд, единые государства в древней Месопотамии оказывались сравнительно недолговечными?

Из законов царя Хаммурапи

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, [то] должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, [то] ростов­щик может передать [его или ее] дальше, может отдать [его или ее] за се­ребро; [он или она] не может быть требуем [или требуема назад] судебным порядком.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Как законы ограничивали долговое рабство? Почему, на ваш взгляд, это делалось?

2. На основе документа составьте схему, показывающую состав вавилонского общества.

Источник

Государства античного мира

Государства античного мира (Древнего Запада) составляют вторую группу рабовладельческих государств. К ним относятся, в первую очередь, греческие Спарта и Афины, а также Древний Рим.
Античное общество отличалось от древневосточного более высокими темпами разложения первобытнообщинного строя и сельской общины, бурным развитием частной собственности.

Полис был особой формой государственного устройства – городом-государством, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу (как, например, Юпитер – Риму, Афина Паллада – Афинам), где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола.

Полис как общественная форма наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность каждого гражданина.

В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он одновременно выступает и как хозяин дома, организатор – «ойконом» и как гражданин – «политес». Перед лицом закона граждане полиса выступают полноценными собственниками – ойкономами. Хороший хозяин ойкоса считался и хорошим гражданином, и наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политесом». Способности управлять домом и участвовать в общественных делах рассматривались как равноценные.

В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших должностных лиц. К несомненным достижениям античной демократии следует отнести равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, запрет порабощения собственных граждан.

Формирование античной демократии и так называемого гражданского общества проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой аристократией. В тех городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии.

Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие законодатели и реформаторы античности. Среди них особое место занимают имена двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и Клисфена, а также спартанского – Ликурга. Наиболее важной среди реформ Солона (VI в. до н.э.) была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным названием «встряхивание бремени» (сейсахтейя).

Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах (V в. до н.э.).

Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.

Вместе с тем афинская политическая система была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а жили в наемных помещениях.

Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым, что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).

Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.

Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.

Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.

Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.

Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.

Источник

Основные черты античных государства и права

Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть фото Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть картинку Что преобладает в устройстве античных государств. Картинка про Что преобладает в устройстве античных государств. Фото Что преобладает в устройстве античных государств Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть фото Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть картинку Что преобладает в устройстве античных государств. Картинка про Что преобладает в устройстве античных государств. Фото Что преобладает в устройстве античных государств Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть фото Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть картинку Что преобладает в устройстве античных государств. Картинка про Что преобладает в устройстве античных государств. Фото Что преобладает в устройстве античных государств Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть фото Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть картинку Что преобладает в устройстве античных государств. Картинка про Что преобладает в устройстве античных государств. Фото Что преобладает в устройстве античных государств

Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть фото Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть картинку Что преобладает в устройстве античных государств. Картинка про Что преобладает в устройстве античных государств. Фото Что преобладает в устройстве античных государств

Боспорское царство

В III в. до н.э. греческим населением Боспорского царства управляли «архонты Боспора и Феодосии», обладавшие наследственной властью. По отношению к местным племенам, которых греки называли скифами, правители Боспора выступали как цари. Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами.

В конце II в. до н. э. (107 г. до н.э.) здесь произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государства в Малой Азии), восстание было подавлено. Сведения об этом событии сохрани­лись на остатках триумфальной статуи иофанту, усмири­телю восстания и избавителю Херсонеса от скифов. Восстание Савмака – первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны.

В I в. до н. э. Причерноморье захватили римляне, включив Боспорское царство и большинство городов в состав Римской империи. Однако их положение суще­ственно не изменилось. Рим­ляне рассматривали эти территории лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипло­матических сношениях с необъятным «варвар­ским» миром, который в это время всё больше тревожил границы приходившего в упадок великого римского государства.

К III в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IY-Y вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации.

Государство в античном мире. Как вы уже знаете из курса истории государства и права зарубежных стран, история цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока. Ее новая, более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I тысячелетия н.э.

Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III – II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период «великой колонизации» (YIII – YII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее и римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки.

Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть фото Что преобладает в устройстве античных государств. Смотреть картинку Что преобладает в устройстве античных государств. Картинка про Что преобладает в устройстве античных государств. Фото Что преобладает в устройстве античных государств

Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление.

Таким образом, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов (например, в Древней Греции их было несколько сотен). Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая замкнутость полиса при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, то есть от общегреческой и международной торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего – греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру и цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные формы республиканского правления – аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидации монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к утверждению полисной системы организации государства.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности, Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

Право в государствах античного мира.Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение в праве.

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписанным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества, сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаическую эпоху правовых обычаев. Вам известен пример такой кодификации – Законы Драконта, принятие в Афинах в конце YII в. до н.э.

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах у граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого, однако, не могли пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, «связанных между собой согласием в вопросах права». Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском праве.

Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право – это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно их величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить.

Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. Римское право в том виде, в котором оно приобрело мировое значение (это, прежде всего, частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.

Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а, в конечном счете, создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.

Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, с нее берет начало и специальное правовое образовании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *