Что преобразует педагог в процессе своей деятельности
Лекция «Профессиональное развитие педагога»
Профессиональное развитие личности педагога
Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.
Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры:
а) структура, которая определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность;
б) направленность, представляющая собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней;
в) противоречия как результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основа развития; основным противоречием профессионального развития личности педагога является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями педагогической деятельности;
г) собственное время профессионального развития личности педагога, т.е. время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов;
д) неравномерность и гетерохронность формирования профессионально значимых качеств, что обусловлено различными типами задач — познавательных, морально-нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых — для каждой стадии личностного развития; прогресс в выполнении одних действий (операций) сочетается при этом с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций);
е) непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа на последующий; эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как вторичные условия ее развития.
Профессионально значимые качества развиваются посредством «перевода» общепрофессионального в индивидуальное. Они являются транзитивными и переходят с одной стадии профессионального развития на другую. В их основе лежат наиболее устойчивые способы и формы профессиональной деятельности и поведения педагога, его образ жизни. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который коррелирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражая меру овладения этой деятельностью.
В процессе проектирования профессионального самообразования выделяют несколько этапов:
1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор профессии;
2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития;
3- й этап: реализация проекта – практическая деятельность по самосовершенствованию;
4-й этап: рефлексивно-диагностический: промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижения педагогического мастерства.
Каждый из этапов предполагает крупные качественные изменения в профессиональном развитии личности. Этапы отличаются специфическими задачами и содержанием. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов и профессионально значимых качеств. С этих позиций профессиональное развитие личности педагога характеризуют качественные изменения структуры и содержания (способов) решения профессионально-педагогических задач. Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все перечисленные этапы получают свое осуществление, либо ограниченным, когда педагог проходит лишь некоторые из них.
На мотивационном этапе — формирования профессиональных намерений — учащиеся должны получить адекватное представление о социальной значимости выбираемой профессии, о формах и способах профессиональной подготовки, условиях деятельности, материальном вознаграждении, о содержании труда, профессиональных требованиях к исполнителю данной профессиональной роли.
На втором этапе начинается профессиональное самоопределение — сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил, способностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций, установок с требованиями профессиональной деятельности, определение индивидуальной траектории профессионального развития
На ранних стадиях решающее значение в профессиональном развитии личности педагога принадлежит социальной ситуации и ведущей деятельности, на последующих — самой личности, ее творческой активности.
На третьем этапе формируются профессионально-педагогическая направленность, система профессиональных знаний, умений, навыков, способов решения типовых профессиональных задач. Стадия профессиональной адаптации характеризуется освоением нормативной деятельности, совершенствованием профессиональных знаний и умений и обобщенных способов выполнения деятельности.
Четвертый этап предполагает самодиагностику и переход на более высокие уровни профессиональной подготовленности. На стадии профессионализации происходит стабилизация нормативной деятельности, формирование профессиональной позиции, а также интегративных комплексов знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые приводят к выработке наиболее оптимального стиля выполнения деятельности на творческом уровне.
Необходимо отметить, что личность, достигнув определенного уровня профессионального развития, может прекратить свое прогрессивное развитие. В этом случае возможно наступление стагнации. Фактором, способствующим стагнации профессионального развития личности педагога, является, в частности, замкнутость педагогической системы на учебном процессе. Преодоление стагнации возможно при переориентации педагога с учебного процесса на личность не только учащихся, но и свою собственную. Преобразуя нормативно-заданную деятельность, выбирая различные профессиональные позиции, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности.
Из сказанного следует, что образование педагогов должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, а одной из важнейших его целей должно быть формирование установки на самообразование, освоение умений и навыков самостоятельной работы над собой. Необходимыми условиями непрерывного образования педагогов выступают, с одной стороны, выработка установки на самообразование, а с другой, — наличие «социальной ситуации развития».
Посредством соответствующих государственных и общественных институтов необходимо создать такую перманентную социальную ситуацию, «силовые линии» которой неизбежно будут формировать положительную профессиональную установку и выводить таким образом каждого учителя на «орбиту» непрерывного образования. В процессе самообразовательной деятельности накапливается творческий потенциал личности педагога и результаты этой деятельности объективируются не в новом орудии или культурном изобретении, а, прежде всего, в факте становления этого индивида как личности.
Следовательно, целевой функцией самообразования педагога является всестороннее развитие своей личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.
Самообразование всегда выступало средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности.
Под организацией профессионально-педагогического самообразования понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности.
Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. Развиваясь профессионально и личностно, педагоги становятся значимым условием и фактором личностного развития ребенка.
Анкета «Профессия — педагог»
1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов.
1.1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)
1.2. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?
1.3. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется 7 Каковы «орудия» педагогического труда? (перечислите).
1.4 Какие средства педагог должен применять для достижения цели?
1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности?
1.6. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?
1.7. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности?
2. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.
2.1. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями?
2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?
3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.
3.1. Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?
3.2. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?
3.3. Какие учителя нравятся детям?
3.4. Какие требования предъявляет к педагогу администрация?
3 5. Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?
3.6. Каких педагогов желают родители своим детям?
3.7. Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?
3.8. Кому противопоказано быть педагогом7 Каким не должен быть педагог?
4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и предоставляет определенные права.
4.1. Перечислите основные должностные обязанности учителя.
4.2. Какие права имеет педагог?
4.3. Как оплачивается труд педагога?
4.4. Как может педагог влиять на условия своего труда?
4.5. Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?
4.6. Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет педагог?
4.7. Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?
4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?
4.9. Почему люди выбирают профессию педагога?
5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).
5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, совершаемые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельности?
| В НАЧАЛО документа |
Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестирования старшеклассников при выборе профессии.
Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицательный.
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в правоте вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-то занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших планов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий?
35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Итак, вы ответили на сорок вопросов.
Коммуникативные способности оцениваются по ответам на нечетные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус — против вопросов 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на 20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра — коэффициент коммуникативных способностей.
0,10—0,45 — низкий уровень проявления способностей;
0,46—0,55 — ниже среднего;
0,76—1,00 — очень высокий.
Организаторские способности оцениваются при сравнении ответов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус — против 4, 8, 12, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20 (количество четных ответов). Вы получили коэффициент организаторских способностей.
0,20—0,55 — это низкий уровень проявления организаторских способностей;
0,56—0,65 — ниже среднего;
0,81—1,00 — очень высокий.
Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и профессионального развития. Желаем успехов.
Рекомендуемая литература
Леонтъева Т. В. Введение в педагогику Базовое педагогическое образование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов). — СПб., 1996.
Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. — Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.
«Профессия педагог»
Главная > Анкета
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Анкета «Профессия – педагог» 1
Ответьте на вопросы анкеты, заполняя свободные строки. При первом заполнении анкеты у Вас могут остаться свободные строки; постарайтесь впоследствии ответить и на эти вопросы. При ответе на каждый вопрос оставляйте место для дополнений и исправлений, которые Вы будете вносить по мере изучения педагогической профессии. Новые записи в анкете делайте другим цветом, чтобы было лучше видно, как изменились Ваши знания и представления о педагогической деятельности.
Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его для достижения определённых результатов при помощи различных средств, инструментов, орудий труда.
Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? ____________________________ ____________________________________ _______________________ _________________________________________ _______________________________________________________________ _ ________________________________________________________________
К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он стремится достичь? ___________________________________________________ _________________________________________ _______________________ _______________________________________________________________ _ ________________________________________ ________________________ ________________________________________________________________
Какие средства может применять педагог для достижения цели? Каковы «орудия» педагогического труда? ___________________________________ ____________________________________ ____________________________ _______________________________________________________________ _ ________________________________________ ________________________ ________________________________________________________________
____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ ________________________________________________________________
Что можно считать результатами педагогической деятельности? __ ______ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ ________________________________________________________________
По каким показателям педагог может судить о достижении результата в своей повседневной деятельности? ___________ ______________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ ________________________________________________________________
С какими основными трудностями приходится сталкиваться педагогу в своей работе, какие преграды преодолевать? _______________ ________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ ________________________________________________ ________________
Каждая профессиональная деятельность протекает в определённых условиях.
Каковы преимущества условий труда педагога по сравнению с другими профессиями? ________________ ___________________________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ ___________________________________________________ _____________
Чем, по сравнению с другими профессиями, условия труда педагога хуже? ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ ____________________________________________________________ ____
Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определёнными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные действия и операции.
Какими качествами должен обладать педагог для успешной профессиональной деятельности? ______ _____________________________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ _____________________________________________________________ ___
Какие знания и умения более всего необходимы педагогу? _______ ______ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ _______________________________________________ _________________
Какие учителя нравятся детям? __________ ___________________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ _________________________ _______________________________________
Какие требования предъявляет к педагогу администрация школы?________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ _______________________________________________________ _________
Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами? ______ ____________________________________________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Каких педагогов желают родители своим детям? _________ _____________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ _______________________________________________________ _________
Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога? _________ __ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ ______________________________________________ __________________
Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть педагог? _ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Любой труд связан с выполнением определённых обязанностей и предоставляет определённые права.
Каковы основные обязанности учителя? _________ ____________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Какие права имеет учитель? ____________ ___________________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Как оплачивается труд педагога? _______________ ____________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Как педагог может влиять на условия своего труда? ______ _____________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Какие существуют пути повышения педагогической квалификации? __ ___ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет педагог? _____________ ___________________________________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться? __________ ________________________________________ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности? ____ ____ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Почему люди выбирают профессию педагога? _________________ _______ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определённых трудовых операций, действий.
Каковы основные трудовые операции, совершаемые педагогом? Что делает педагог в процессе своей профессиональной деятельности? _______ _____ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______ ____________________________________ ____________________________ __________________________________________________________ ______ ________________________________________ ________________________ __________________________________________________________ ______
1 Приводится по изданию: Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. – М., 2004. С. 78-79. Используется для проверки первоначальных знаний и представлений студента о педагогической профессии и последующей коррекции знаний в процессе изучения раздела «Введение в педагогическую деятельность».