Что преподавать по истории в 11 классе по фгос

Рекомендации по изучению учебного предмета «История» в 10—11 классе по трем вариантам учебников.

С целью реализации программ общего образования: ПООП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) и ПООП СОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)) возможно изучение учебного предмета «История» в 10—11 классе по следующим вариантам.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по изучению учебного предмета «История» в 10—11 классе по трем вариантам учебников.»

Приказом Минобрнауки РФ № 576 от 08 июня 2015 г. в Федеральный перечень учебников были включены учебники по истории России для 6-10 классов. Данные изменения были вызваны принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и введением линейной системы изучения истории в школе.

АО «Издательство «Просвещение» представлено в ФПУ учебниками по истории России для 6-10 классов под ред. А. В. Торкунова. Они были оценены Российским историческим обществом как наиболее полное воплощение Историко-культурного стандарта, что подтверждается правом на использование логотипа Российского исторического общества на данных учебниках.

При этом, в действующем ФПУ ни у одного из издательств нет учебников по истории России 11 класса, соответствующих действующей Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.

В связи с отсутствием в Федеральном перечне учебников полного комплекта учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ общего образования по учебному предмету «История», необходимо предоставить образовательным организациям необходимые разъяснения по данному вопросу.

Примерная программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, где в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

В 9 классе изучается курс всеобщей и отечественной истории (История нового времени) XIX – начала XX века. (См.: содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования. История России. Всеобщая история. С. 314).

Примерная программа учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Примерные программы учебных предметов на уровне среднего общего образования сохраняют преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования.

С целью реализации программ общего образования: ПООП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) и ПООП СОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)) возможно изучение учебного предмета «История» в 10—11 классе по следующим вариантам:

1 вариант (для углублённого уровня изучения предмета «История»):

10 класс: Учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

11 класс: Повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:

Для 10 класса: Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. / Под ред. Торкунова А. В. «История России. 10 класс» Учебник в 3-х частях.

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под ред. А. А. Искендерова «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровень. Учебное пособие» (синхронизированное с историей России пособие по всеобщей истории)

Борисов Н. С., Левандовский А. А. Под ред. С. П. Карпова «История. 11 класс. Углублённый уровень. Учебное пособие».

В 2-х частях (повторительно-обобщающий курс истории России с древности до 1914 г.)

Данный вариант показан на слайде 1.

(Для изучения учебного предмета «Россия в мире», который может быть выбран вместо «Истории» (базовый уровень). См.: ПООП СОО. Примерный учебный план. С. 511):

При выборе данного варианта следует учесть, что курс «Россия в мире» в части истории Новейшего времени совпадает по содержанию с курсом «История» (базовый уровень). См.: ПООП ООО. Примерные программы отдельных учебных предметов. Россия в мире. С. 339).

10 класс: Учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

11 класс: Интегрированный курс всеобщей и отечественной истории «Россия в мире» до 1914 г.

Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:

Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. / Под ред. Торкунова А. В. «История России. 10 класс» Учебник в 3-х частях.

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под ред. А. А. Искендерова «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровень. Учебное пособие» (синхронизированное с историей России пособие по всеобщей истории)

Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. и др. под ред. А. А. Торкунова «Россия в мире. 10—11 кл. Базовый уровень. Учебное пособие». В 2-х ч.

Данный вариант показан на слайде 2.

3 вариант (для базового уровня изучения предмета «История»):

В соответствии с ПООП СОО, структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

События XX — начала XXI века распределяются на два года изучения, в 10 классе изучается период с 1914 по 1945 г., в 11 классе — период с 1945 по 2018 г. Это позволяет учащимся лучше изучить новейшую историю России, знание которой проверяются на ЕГЭ в 50 % заданий.

Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:

Горинов М. М., Данилов А. А., Косулина Л. Г. и др. Под ред. А. В. Торкунова «История России. 10 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие». В 2-х ч.

О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. Под ред. А. О. Чубарьяна «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие»

Данилов А. А., Торкунов А. В., Хлевнюк О. В. и др. Под ред. А. В. Торкунова «История России. 11 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие». В 2-х ч.

Источник

Концепция преподавания истории России в школах: традиции и инновации

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».

В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?

«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».

Что изменилось в новой концепции?

Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?

Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.

Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.

Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».

И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.

Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век. Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».

Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *