Что преподают на философии

Какие предметы изучают на философском факультете

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Выбирая направление для поступления, абитуриенты не всегда представляют, какие именно предметы они будут изучать. Мы уже раскрыли секреты специальности «журналистика», а теперь расскажем поступающим, что изучают на философском факультете.

Если хотите больше узнать о разных специальностях, факультетах и вузах, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. Кроме того, его подписчики первыми узнают о выгодных предложениях.

Что изучают на факультете философии

Философия переводится с греческого как «любовь к мудрости» и представляет особую форму познания мира.

На философском факультете можно получить фундаментальное гуманитарное образование, которое научит искать и интерпретировать информацию.

Специальные предметы факультета философии

Основные предметы специальности связаны с историей и теорией философии разных эпох и культур. Обычно их изучают в хронологическом порядке:

Кроме истории философской мысли от античности до наших дней на младших курсах изучают фундаментальные дисциплины:

На старших курсах будущие философы переходят к профильному обучению. Среди предметов могут быть:

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Изучение философских дисциплин невозможно без работы с первоисточниками

Общеобразовательные дисциплины

Как и на любой другой специальности, будущим философам не обойтись без изучения общих предметов. Среди них обязательно будут:

Кстати! Для студентов любых специальностей мы предлагаем скидку 10% на любой вид работы

Перед тем, как подавать документы, советуем ознакомиться с учебными планами и программами специальности в разных вузах. Электронные версии должны быть представлены на сайте, а бумажные — храниться в приемной комиссии.

Где понадобятся предметы философского факультета

Конечно, ни в одной компании и ни на одном предприятии России нет должности штатного философа. Не встретить такую вакансию и на интернет-сайтах. Но комплекс дисциплин, изученных на факультете философии, позволяет выпускникам трудиться в самых разных областях:

На специальности «философия» учат работать с источниками, искать и проверять информацию, развивают ораторское искусство и формируют структурность мышления. Эти навыки могут приходиться человеку в самых разных отраслях труда.

Чтобы получить высокие баллы по дисциплинам философского факультета, не стесняйтесь обращаться за помощью. Эксперты студенческого сервиса помогут разобраться с непонятной темой или подготовить любую учебную работу.

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Зачем нужна философия в вузах?

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Великий римский мыслитель Цицерон считал, что философия — мать всех наук. Но это было ещё до нашей эры в Древнем Риме. Зачем же тогда современным студентам нужна философия, да ещё и в техническом вузе? Вот об этом вы и узнаете из нашей статьи.

Подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы первыми получать новые полезные материалы. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое философия

Что же такое философия? В переводе с греческого — это «любовь к мудрости». А одно из официальных определений самого понятия звучит так:

Философия — это особая форма изучения мира, в процессе которой человек разрабатывает систему знаний, основные принципы мироустройства и своего места в мире.

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Британский философ Бертран Рассел

Однако сколько философов — столько мнений. Особенно нам нравится цитата Бертрана Рассела, британского учёного и общественного деятеля:

Философия — это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить.

Студенты философских факультетов очень хорошо знакомы с этим ощущением, когда открываешь что-то новое в обычных на первый взгляд вещах. Но чтобы получать удовольствие от философских рассуждений, необходимо разбираться в различных концепциях, помнить множество имён мыслителей и связанные с ними идеи и не путать методы познания между собой. Непосильная задача для учащихся других факультетов, у которых и своих профильных предметов хватает.

В философии существуют так называемые «предельные вопросы». Это вопросы, однозначные ответы на которые найти не удалось до сих пор. Среди них следующие: «Познаваем ли мир?», «Что первично — материя или сознание?», «Что есть Человек?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?» и так далее.

В итоге студенты других вузов вместо удовольствия испытывают лишь страдания, из года в год записывая философию в одни из самых сложных университетских предметов. Давайте попробуем изменить это отношение, осознав для чего на самом деле нужно изучать древних и современных философов в наше время.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Зачем нужна философия в вузах

Что даёт человеку изучение философии? Университетское образование — это не просто набор профессиональных компетенций, которые помогут устроиться в жизни и построить успешную карьеру. Это ещё и формирование широкого кругозора, высокого интеллектуального уровня, системного, логического и критического мышления, а также умения видеть взаимосвязи предметов и явлений. Всё это невозможно выработать без преподавания философской дисциплины в вузе.

Философию в университетах России, как правило, изучают на младших курсах. Почему? Это помогает студентам познакомиться с теоретическими основами науки, выучить и научиться применять разные методы исследования, грамотно и логически подходить к использованию данных и аргументировать свои выводы и убеждения. Всё эти умения будут нужны студенту для того, чтобы критически относиться к новому материалу по любому другому предмету, писать курсовые, самостоятельные и дипломные работы по специализации и уверенно защищать их.

Нужна ли философия в мед вузе? Гиппократ когда-то сказал: «Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». И действительно, современным медикам приходится не только лечить болезни, но и решать моральные вопросы: «Как сказать о смерти больного родственникам?», «Как самому относиться к сложностям на работе?», «Где проходит граница между врачебной этикой и желанием помочь?»

Функции философии в вузах

Конечно, философия в техническом или гуманитарном вузе не предполагает такой глубины погружения в философские концепции и размышления, как на профильном отделении. Однако и здесь она выполняет свои основные функции. Среди них:

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Умение критически мыслить и задавать вопросы будет полезно во всех областях жизни

Все эти функции — это разные направления, в которых можно применять философские знания.

Фактчекинг — это метод проверки достоверности фактов, сведений, цитат и прочей информации, которую используют люди в научных и публицистических статьях, СМИ и в политике. Корни данного метода уходят в критическую функцию философии, которая учит всё ставить под сомнение и проверять. Этот метод надёжно оберегает от порчи, сглаза и теорий заговоров.

Зачем студентам философия: практический аспект

Если не пропускать занятия по философии в институте и должным образом изучать учебную литературу по предмету, можно не только узнать много нового, но и получить практические навыки. Какие конкретно? Давайте перечислим самые важные:

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Сократ — один из самых знаменитых философов древности. Особенно ценным остаётся его метод диалога

Как видите, философия в университете не только помогает студентам научиться мыслить шире и блистать знаниями в интеллектуальном обществе, но и понимать научные методы, используя их на практике.

Без философии студенческая жизнь в университете была бы неполной и бессистемной. Так что меняйте отношение к предмету, чтобы получать от него пользу и удовольствие. А если понадобится помощь в написании философского эссе или любой другой письменной работы, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Что изучают на философском факультете и где потом работать?

Когда мы слышим слово «философия», то сразу же представляем что-то сложное, необъятное и заумное. Что же изучает эта наука? Кому стоит пойти учиться на философский факультет? Какие предметы нужно сдавать? В конце концов где и кем работают философы после университета?

Все эти вопросы мы задали доктору философских наук, профессору МГУ Албаковой Фатиме Юсуповне.

Что изучает философия?

Философия — наука, которая изучает вопросы реальности (бытия), человеческого познания, эволюции мира и общества, материальной и духовной составляющей жизни человека. Данная наука задаёт множество вопросов, но не даёт конкретных ответов.

Где и кем работают философы после университета?

Я вспоминаю слова известного современного ученого-философа Миронова Владимира Васильевича, который долгие годы руководил философским факультетом МГУ. Вот, что он отмечает:

И дар этот необходимо развивать.

Обучение философии помогает формировать системное мышление и логику, расширяет кругозор. Важно привить студенту объективность, научить его концентрировать внимание и анализировать поступающую к нему информацию. Это очень важно, ведь на основе проанализированной информации делаются выводы. Помимо прочего, философия учит прогнозировать, вести полемику и смотреть на ситуацию с разных точек зрения, что может помочь в самых разных сферах человеческой жизни.

Как Вы оцениваете уровень философского образования в России?

Как и во всем мире, философское знание, соответственно, и философское образование переживает фундаментальный кризис. Это не значит конец философии как таковой, кризис скорее означает «болезнь человека», который должен переболеть философией. Отмечу, что вскоре появится что-то другое, что откроет человеку мир, ранее закрытый и, вероятно, совсем иной.

Кому стоит пойти учиться на философский факультет?

На философский факультет непременно стоит пойти учиться каждому. Без преувеличения. Как указывает нам Миронов В. В., «через философское созерцание, вопрошание, язык расширяет горизонты нашего мира и возможности его понимания».

Философия дает нам речевой и мыслительный инструментарий, помогающий раскрывать окружающую действительность, оценивать ее.

Какие предметы нужно сдавать для поступления?

В каждом вузе своя комбинация предметов, но зачастую это: русский язык, обществознание, история и иностранный язык.

Всю информацию по поводу поступления на философский факультет можно найти в свободном доступе на сайте факультета университета, который выбрал абитуриент.

Где и кем работают философы после университета?

Получив философское образование, выпускники находят себе применение в самых разных областях социальной и научной жизни.

Они становятся учителями в школах и вузах, экспертами, аналитиками в различных агентствах и организациях.

Здесь уже выбор места работы будет зависеть от научных интересов и финансовых ожиданий выпускника.

Источник

Курс философии для студентов ИТ-специальностей: каким он должен быть?

Не так давно на хабре появились две весьма интересные дискуссии по проблемам подготовки ИТ-специалистов в современных российских вузах(1 и 2). Участники этих дискуссий критикуют отечественную систему высшего образования, так как она (1) очень сильно оторвана от реальной практики и (2) перегружена общеобразовательными предметами.
Очень многие негативно высказываются о существующей в отечественных вузах практике преподавания философии. Как человек, философию преподававший и проработавший на соответствующей кафедре почти 10 лет, не могу не признать, что столь резкая критика вполне обоснована и справедлива. Во многих российских вузах преподавание философии далеко не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Ниже я попытаюсь предложить конструктивное решение проблемы и изложить свои соображения по поводу того, как сделать курс философии интересным для технарей вообще и ИТ-специалистов в частности.

В комментариях к постам, ссылки на которые я дал выше, многие говорят о том, что на общеобразовательные предметы в российских университетах отводится слишком много времени. Это не совсем так: учебные планы перекраиваются, что называется, как Бог на душу положит, и часы на общеобразовательные предметы (в том числе и на философию) постоянно сокращаются. И это очень плохо. Какие полезные знания может донести до студентов преподаватель всего за 10 лекций по философии? Что вынесут с этих занятий студенты? И для студента, и для преподавателя такой курс — это лишь впустую потраченное время. Я предлагаю другое решение: не сокращать курс философии, но максимально приблизить его к жизни.

Многие люди считают, что философия оторвана от жизни. Думается, что такое мнение формируется у них во многом благодаря существующей практике преподавания философии. Философия — это не абстрактное мудрствование. Это — попытка взглянуть на многие повседневные проблемы с другой, порой совершенно неожиданной стороны. Почему бы студентам-компьютерщикам не поучиться вырабатывать новый взгляд на проблемы собственной области? Тем более, что современные компьютерные технологии дают богатый и интересный материал для философского осмысления…

На мой взгляд, наиболее распространенной ошибкой в преподавании философии является повышенное внимание к исторической части курса. Зачем нужно делать акцент на исторической части, если: (1) часов на философию отводится и так мало и (2) чтение работ философов прошлого пойдет на пользу тогда и только тогда, когда человек будет читать их из интереса, а не только потому, что это нужно для экзамена. Поэтому специальные лекции, посвященные истории философии, я бы из курса убрал вообще. Программу по философии я бы выстроил следующим образом:

Примерно так я вижу содержание курса философии для айтишников. Как еще можно его дополнить, изменить, улучшить. Буду рад услышать мнение как коллег-гуманитариев, так и технарей самых разных специальностей.

Источник

Преподавание философии в школе: зачем и с помощью чего

Почему-то принято считать, что философия — дело либо слишком мудрёное, либо слишком праздное. Либо и то, и другое. Тем временем, дети и подростки задаются философскими вопросами потому, что им важно найти на них ответ.

Что такое время? Зачем человек рождается? Можем ли мы всё знать? Где границы моей свободы?

Автор статьи The Guardian «Почему я преподаю философию в начальной школе» Джакомо Эспозито пишет, что размышлять с детьми о том, издаёт ли падающее дерево звук в абсолютно безлюдном лесу, не менее естественно, чем учить их читать и писать. Получив философское образование, Джакомо обнаружил, что рабочих мест, в названии которых употреблялось бы слово «философия», совсем немного, но навыки, полученные в университете, оказываются полезны на каждом шагу. Тогда он решил, что может поделиться своим опытом с детьми.

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Верхний ряд: Сократ, Витгенштейн, Сартр, Ницше. Нижний ряд: Кант, Маркс, Барт, Фуко.

Занятия он обычно начинает небольшой историей (актуальной для слушателей), в которую «вшита» традиционная философская проблема. Заканчиваться такая история должна интригующим вопросом. Далее начинается дискуссия, в которой задача учителя — помогать детям рассуждать, стимулировать мышление, не давать рассуждениям уйти от темы и привести всех к интеллектуальному результату. Такую работу можно назвать скорее не «изучением философии», а «деланием философии». И в делании философии дети необычайно талантливы, утверждает Джакомо Эспозито.

Читайте также :

Например, учитель описывает случай, когда десятилетним детям предлагалось представить себе путешествие во времени. Один ученик сказал, что время — это только наши ощущения. Другой ученик сделал для себя открытие, что время для нас и для Вселенной совершенно разное. Что для нас — целый век, для Вселенной — мгновение.

Философия учит мыслить и последовательно доказывать свою точку зрения. Для того, чтобы это умение развить, иногда стоит прибегнуть к невероятным, странным примерам, не имеющим прямого отношения к повседневности и из-за этого кажущимся бессмысленными. Но именно поэтому они способны подарить нестандартный взгляд, способный к открытиям.

Чем больше я учу, тем больше убеждаюсь, что самое главное, что даёт нам философия — это умение задавать вопросы самим себе.

Детский философ и эксперт ЮНЕСКО Оскар Бренифье выпустил целую серию книг-бестселлеров «Давай обсудим», которая у некоторых взрослых вызывает восхищение, а у некоторых — ужас: вдруг дети так и «зависнут» в философской неопределённости? Дело в том, что каждая книга — это поиски ответа на один из Вечных Вопросов, которые развиваются по принципу «да! Но…» Например: «Должен ли ты всё знать?» — «Да, потому что иначе я могу ошибиться» — «Но не является ли само желание всё знать ошибочным?»

Я прошу людей подумать, вместо того чтобы выдавать знания или выражать мнение. Это пугает людей, поэтому они предпочитают готовые мнения. Мыслить — это получить опыт, взять на себя риск, пойти по непривычному пути.

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Разворот книги Оскара Бренифье. Откуда ты знаешь, что Вселенная существует?

Философские размышления помогают найти свою «точку отсчёта» для формирования взгляда на мир, определить свою «систему координат». Эта система может меняться с возрастом, с жизненным опытом, но само осознание этих процессов — основа независимого мышления. Но многие справедливо замечают, что сами по себе книги с вопросами, не только Оскара Бренифье, без понятной методики их применения вряд ли способны раскрыть потенциал философии как науки и привить любовь к мудрости.

Читайте также :

В конце 1990-х во Франции разгорелись жаркие дебаты на страницах журнала «Le Debat»: как преподавать философию в гимназиях? В спорах столкнулись две точки зрения. Первая утверждала, что философия — это прежде всего философствование. Она не может быть сведена к изучению различных авторов и течений. Это культура мышления, проявление творчества. Философствование, основываясь на каких-то предпосылках, открывает новые горизонты, потому что это — свободное размышление. В этом смысле преподавание философии — это творческое философское действо преподавателя, а выполнение, к примеру, письменных работ учениками — это их философский опыт.

Что преподают на философии. Смотреть фото Что преподают на философии. Смотреть картинку Что преподают на философии. Картинка про Что преподают на философии. Фото Что преподают на философии

Философствование часто ассоциируется с праздностью, но на самом деле это активная работа мысли.

Вторая точка зрения говорила о том, что преподавание философии должно заключаться в изучении истории философии, ярких имён и концепций. Оно словно реконструирует эволюцию философской мысли, и ученики изучают становление различных идей и понятий.

Эти точки зрения представляют две крайности, бросаясь в которые, мы рискуем потерять смысл предмета. В первом случае под угрозой системность и понимание взаимосвязанности тех ответов, которые люди дают на философские вопросы на протяжении всей истории человечества. Во втором случае философия превращается в монолит — некий установленный корпус знаний, которые должны быть усвоены и воспроизведены.

Философия может развивать способность к свободному критическому мышлению, но только если оставить в ней и элемент творчества, и элемент системных знаний. Как быть преподавателю? Как один из вариантов — реконструировать исторически заданные проблематики (обратиться к истории философских учений) и обратиться к ценностям и экзистенциальным вопросам, которые волнуют самих учеников. То есть к вопросам, которые касаются их существования, их проявления себя в этом мире.

Бесполезно пытаться переложить университетский курс философии на школьный лад. История философии, лекции, семинары — всё это скорее отталкивает школьников от предмета, навсегда закрепляя за словом «философ» нелестные ассоциации с чем-то нудным и бесполезным. Более эффективно использовать сократический метод и обращаться, прежде всего, к человеческой проблематике.

Милетская школа Античной философии в пластилине

Любой возрастной психолог или наблюдательный педагог скажет, что подростков всегда волнуют вопросы глобальные — любви, счастья, отношений личности и общества, свободы. И просто грех не использовать этот живой природный интерес, ведь с его помощью раскрываются все четыре грани философии: учение о мире и знании, поиски концепции человека, теория общества, осмысление истории.

В нашей реальности сложно представить, что в базовой школьной программе найдётся местечко для отдельного предмета «философия».

Да что уж — даже физики и математики (мы ведь помним, что именно философия — мать всех наук). Для того, чтобы ваше «делание философии» не было голословным, можно использовать различные веб-ресурсы ( к тому же многие учебники, рекомендованные школам для изучения философии, довольно зубодробительно написаны).

Читайте также :

Базовый курс философии «PhilosoFAQ», разбитый на пятнадцатиминутные видеолекции, предлагает послушать Балтийский федеральный университет имени И. Канта.

Философские концепции и вопросы современности, изложенные научно-популярным языком, можно найти на портале «ПостНаука». Тут широкий и постоянно пополняемый архив видеолекций, который может сориентировать учителей в актуальных темах.

Вот, например — философ об образовании.

Отдельное удовольствие доставит знакомство с курсом «Несоветская философия в СССР» просветительского проекта «Арзамас». Если вы думаете, что у нас кроме марксизма-ленинизма ничего не было, то откройте для себя целую Вселенную. Это пригодится и для уроков в старших классах по отечественной истории и литературе.

Идеи известных философов в 8-битном исполнении способны удивить и порадовать. Ролики проекта 8-bit Philosophy внесут немного юмора в серьёзные занятия и всё понятно объяснят.

Наслаждаемся ли мы свободой? Давайте ответим вместе с Жан-Поль Сартром.

Конкретные методические рекомендации по преподаванию философии детям и полезные ссылки можно найти на сайте межрегиональной детской общественной организации «Философия — Детям». Здесь есть небольшая библиотека книг, посвящённых этой теме. Например, если уж говорить о том, что философия учит мыслить, то стоит обратиться к пособиям по развитию логического мышления.

Словом, задавайте вопросы, не бойтесь философствовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *