Что препятствует построению научных моделей общества

Проблема построения теоретической модели общества

Социализация – процесс освоения человеком ценностей, норм, установок, социальных ролей, присущих обществу или конкретной группе.

Другими словами, человек приспосабливается к жизни в социуме. Он рождается в уже существующем общественном пространстве, имеющем своя нормы, правила, законы и особенности. Взаимодействие индивида с обществом происходит на протяжении всей жизни. В этом смысле человек не свободен от общества, в котором живет. Социализация бывает нескольких видов.

Виды социализации

Первичная социализация начинается в раннем детстве. Главным источником, где ребенок получает первые представления о добре и зле, о честности, о чувстве собственного достоинства, является семья. Здесь же маленький человек получает первые навыки, он учится, ходить, говорить, принимать пищу, одеваться, так, как это принято в обществе, где он живет. Первыми учителями становятся родители. От успешности первичной социализации нередко зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Вторичная социализация наступает тогда, когда кроме семьи в жизни человека появляются другие социальные группы. Ребенок корректирует свои первые представления о социуме, принимает участие в групповой социальной деятельности.

Личность формируется, проходя через несколько социальных ступеней: детский сад, школа, вуз, армия, профессиональная деятельность.

Исследователи выделяют такой вид социализации, как подготовительная.

Подготовительная социализация – это готовность принять ценности, стиль жизни той группы, к которой человек хотел бы принадлежать.

Если личность принимает решение изменить свое положение в обществе, добиться какой-либо поставленной перед собой цели, она неизбежно будет проходить подготовительную социализацию.

Отдельно можно говорить о повторной социализации (ресоциализации). Если такой факт случается, значит в жизни человека произошли значительные перемены.

Подготовительный вид согласуется с желанием и волеизъявлением человека, повторный – далеко не всегда. Например, успешный предприниматель становится банкротом, спортсмен в результате травмы – инвалидом.

Люди, взаимодействуя друг с другом в обществе, создают объединения организации, группы. Они существуют как в этих социальных формах, так и за их границами. Человек имеет огромное количество общественных связей и отношений. Ученые задались вопросом: каким образом общество влияет на личность и наоборот.

Классификация социологических теорий

Все теории в социологии, касающиеся модели общества, можно классифицировать следующим образом:

Представители первого направления считают, что главными элементами общества являются социальные институты и организации, а законы развития общества следует искать во взаимодействии социальных институтов.

Представители второго направления утверждают, что главным элементом общества является человек, и ключ к познанию законов развития общества лежит в понимании мотивов и действий людей.

Авторы третьей точки зрения убеждены, что члены общества выполняют определенные социальные роли, требования которых воспринимаются в процессе социализации. Выполнение социальных ролей предполагает соблюдение норм и импровизацию в ответ на условия, складывающиеся в процессе взаимодействия в обществе. Осуществляется социальная преемственность и развитие одновременно.

Модели общества

Первая модель была представлена французским социологом Эмилем Дюркгеймом.

Общество является источником наивысших ценностей и создает личность, которая в процессе социализации усваивает их. То есть, общество формирует таких людей, которые ему необходимы.

Процесс социализации контролируется обществом, оно выступает как независимая внешняя обучающая принудительная сила. Большое значение здесь имеет коллективный характер представлений о социальной реальности, личность очень тесно связана с обществом, зависима от него. Рассуждая о данной модели, возникает вопрос: как меняется само общество? Ведь в каждой личности воспроизводится заранее заложенная программа.

Автором второй модели является немецкий социолог Макс Вебер.

Человек является индивидом, обладающим сознанием, волей, способностью осмыслить свои действия и сделать выводы. Общество вбирает в себя всех субъектов, они сами создают для себя социальную реальность.

Люди пытаются согласованно упорядочить свою жизнь. Общество – результат осмысленного человеческого поведения. Но, как известно, общество не сводится к людям, его составляющим, очень часто результаты деятельности человека не совпадают с ожиданиями.

Третья модель была разработана американскими социологами Питером Бергером и Никласом Луманом.

Конструирование социальной реальности лежит в основе этой теории. Общество и личность задействованы здесь в равной степени.

Люди получают специальные знания в процессе социализации, таким образом достигается социальный порядок. Знания получают закрепление в ежедневных взаимодействиях. С одной стороны личность подчинена социальному порядку, с другой – не теряет своей индивидуальности. Получается, общество производит людей, которые сами производят общество.

Общество – это одновременно условие человеческой деятельности и ее результат.

Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?

Источник

Проблемы построения теоретической модели общества

Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества

Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества

Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества

Введение

Общество как целостность особого рода, объект, элементами которого являются действующие индивиды, наделенные сознанием, волей и умом. Жизнедеятельность общества должна быть понята не только как результирующая коллективного взаимодействия, она зависит и от конкретной деятельности преследующих свои цели индивидов.

В отличие от природных закономерностей, которые часто имеют стихийный характер, общественные закономерности предполагают целесообразную и целенаправленную деятельность людей.
Общество представляет собой целостную систему, неравновесного и открытого типа. Если природные закономерности, отраженные естествознанием, имеют повторяющийся характер, то законы
общественного развития проявляются как законы-тенденции. Под объективными факторами развития общества подразумевают факторы, которые не зависят от сознания людей, их воли и характера. Это могут быть или природно-климатические условия, или специфика конкретного способа производства.

Субъективные условия развития общества предполагают особенности социальных действий индивидов, групп, классов или наций. В истории XX в. фиксируется возрастание роли субъективного фактора в развитии общества, т.е. возрастание активности социальных субъектов.

Проблемы построения теоретической модели общества

Общество – это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами – классами, нациями и др.; система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслителиXIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения – это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволили рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуалльно-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания – философии истории.Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

Источник

Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества (натуралистическая, идеалистическая, материалистическая, многофакторная)

Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социологии, политологии, этнографии, культурологии и т.д. Оно же выступает особым предметом социально-философской рефлексии. Но что перепадает философии? Дело в том, что все эти науки концентрируют внимание на своем частном предмете изучения: история на поэтапности исторических событий, этнография – этнических и национальных особенностях, культурология – культурных особенностях.

Постижение общества в рамках социальной философии имеет свою специфику, определяемую ее философским статусом. Социальная философия формирует целостный (интегральный) взгляд на общество и его историю, то, что не могут предложить частные науки. Обобщающее мышление – специфика социальной философии. Углубляя эту мысль, можно утверждать, что основная задача социальной философии заключается в том, чтобы показать различие между социальным и несоциальным. Предметом философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная система.

Важнейшим понятием социальной философии, определяющим предметное поле ее исследований, является общество. На эмпирическом уровне общество можно рассматривать как совокупность составляющих его людей. Однако, в обществе присутствуют социальные связи и отношения, которые характеризуют совместное существование людей отличное от природного мира, что превращают общество в социальный организм.

Люди с древности ставили вопросы о том, что движет и управляет жизнью общества. Каковы причины (детерминанты) качественных изменений в обществе. Одни искали ответ во влиянии географической среды, другие – в духовном факторе, третьи – в материальном.

Существует ряд теоретических моделей (подходов) понимания обществ и его развития:

1. Натуралистическая, объясняющая развитие общества действием природных (натуральных) факторов и закономерностей. Суть: Человеческое общество рассматривается как естественное продолжение природы, мира животных, космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются природными факторами: географической средой, климатическими условиями, рассовыми и биологическими особенностями людей. В этой модели можно выделить концепцию «географического детерминизма» французского просветителя Шарля Монтескьеи его слова «Власть климата сильнее всех властей».Примыкает к ней теория воздействия водных ресурсов на возникновение и развитие цивилизаций русского мыслителя XIX века Льва Мечникова, солнечной активности Александра Чижевского, теория этногенеза и пассионарности Льва Гумилева и т.д.

2. Идеалистическая. Идеи или Бог – это творцы истории (Платон, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Аквинский). «Идеи правят миром» (Огюст Конт). Религиозная философия рассматривает общество, как результат божественного предопределения общества. С точки зрения субъективного идеализма истинными творцами истории, генераторами идей, являются великие исторические личности (Цезарь, Атилла, Наполеон), монархи, выдающиеся полководцы, религиозные лидеры (Христос, Мухаммед).

Идеализм, чересчур одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии.

Следует отметить и отрицательные последствия идеалистического понимания общества. Главные из них – человек это марионетка мирового разума, выполняющий его волю, или представление об истории, как арене произвола великих личностей. Иначе говоря, идеалистическое понимание истории опасно тем, что порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами. Идея лишь тогда хороша, когда озарена смыслом человеческого бытия.

3. Материалистическая. Связывает развитие общества либо с прогрессом науки, искусства, политических отношений, либо с развитием экономики. (К. Маркс, Ф. Энгельс). В философии марксизма общество оказывается системой, где процесс производства материальных благ рассматривается как первооснова всех вторичных (политических, правовых, идеологических, нравственных, религиозных, художественных) процессов. Именно в производстве люди вступают во взаимоотношения по поводу того, кому принадлежат орудия и средства производства – в отношения собственности.

Преувеличение роли экономического фактора и недооценка роли сознательной деятельности людей – составляет главный недостаток материалистической концепции.

4. В настоящее время формируется многофакторная модель общественного развития, учитывающая влияние природно-климатических, экономических, политических и демографических факторов.

28. Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс.

Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т.е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют формационный и цивилизационныйподходы.

Формационная концепция истории была предложена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX в. на основе творческой переработки достижений утопического социализма, английской политэкономии и немецкой классической философии. Это целостная и в то же время противоречивая система. Маркс заявил о необходимости материалистического объяснения истории в противовес господствовавшим в то время идеалистическим представлениям. К.Маркс исходит из представления о закономерности исторического процесса и его единстве для всего человечества. В обществе действуют объективные законы, следовательно, в историческом процессе можно выявить всеобщие, устойчивые и необходимые связи. Из всего многообразия исторических явлений Маркс выделяет, с его точки зрения, определяющее: способ производства материальных благ. При этом в оборот вводится множество новых обозначений: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, социальная революция и т.д.

Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества

Основные положения материалистического понимания истории (формационной теории):

1. Основой общественной жизни (фундаментом общества) является определенный способ производства материальных благ (экономическое развитие) для удовлетворения материальных потребностей людей. Он является первичным по отношению к общественному сознанию. «Общественное бытие определяет общественное сознание». Но сам способ производства материальных благ носит развивающийся, конкретно-исторический характер, что приводит к изменению социума и его движению от этапа к этапу.

3. Смена одной формации другой происходит в результате социальной революции. «Насилие – повивальная бабка истории» (К.Маркс). Экономические противоречия и социально-политические антогонизмы обостряют классовую борьбу, что и приводит к революционному взрыву.

4. Решающей силой исторического развития является деятельность народных масс – «локомотивов истории».

Достоинства и недостатки формационного подхода.

1) Переход к рассмотрению общества как сверхсложной системы. Маркс сместил акценты с анализа духовной жизни общества на анализ материальных благ.

2) Понятие ОЭФ позволило выявить структуру исторического процесса, связать прошлое и будущее, преодолеть мозаичность истории.

1) Схематизм в членении истории на отдельные этапы (в реальной жизни нет формаций, а существуют реальные народы).

2) Европоцентрический характер теории (основывается преимущественно на историческом материале Западной Европы).

3) Монофакторность, возводящяя в ранг исключительных детерминант социально-экономический аспект, при недооценке всех остальных.

29. Цивилизационный подход к анализу общественного развития. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Оппозицией формационному подходу к анализу развития общества стал на рубеже XIX-XX веков цивилизационный подход. На смену представлению о всемирной истории как едином процессе приходит концепция замкнутых, непохожих друг на друга «локальных цивилизаций». Цивилизационный подход предполагает взгляд на историю как многовариантный (альтернативный) процесс, что дает глубже понять специфику и самоценность того или иного народа и его место в истории.

Возникновение цивилизационного подхода обусловлено рядом причин:

Во-вторых, изменилась сама европейская культура. На рубеже столетий она вступила в полосу глубокого кризиса, который поставил под сомнение идею прогресса. Прогресса как общей направленности исторического процесса не существует. Цивилизации рождаются, существуют и гибнут, на смену им приходят новые. Прогресс имеет место лишь «внутри» той или иной цивилизации, а не в их последовательности.

Каждая цивилизация базируется на особых чертах характера народа, мировоззрения, духовных ценностях, социально-политической организации.

Цивилизационный подход наиболее полно представлен в трудах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.У каждого из них цивилизации называются по-разному: у Данилевского – это культурно-исторические типы, у Шпенглера – культуры, Тойнби – локальные цивилизации. Начало цивилизационному подходу положил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». Культурно-исторические типы могут существовать одновременно или последовательно сменять друг друга. Все типы рождаются, развиваются, дряхлеют и умирают. И каждый из них вносит посильный вклад в многообразную единую цивилизационную жизнь человечества.

Основным недостатком этого подхода является неясность критериев по которым выделяется цивилизация. Неясность самого термина «цивилизация» также порождает путаницу в подходах.

В целом отличие формационного и цивилизационного подходов в том, что формация – это категория социально-экономическая, а цивилизация – понятие социокультурное.

Источник

Проблема построения теоретических моделей общества. Выбор основания

Для социальной философии естественно и позитивно сосуществование различных (зачастую, казалось бы, несовместимых) теоретических моделей общества. Их многообразие обусловливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены (индивиды, социальные группы, институты и учреждения) с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаимодействия и т. д. В различных интерпретациях акценты расставляются по-разному в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена – социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъективной стороной социальной реальности, – М. Вебер, П. Сорокин) или структурно-функциональные институты и общности – универсальные начала общества, в которых проявляются надличностные закономерности, выражающие объективную сторону социальной реальности (К. Маркс, Т. Парсонс).

Итак, построение различных моделей общества зависит от выбора оснований, которые определяют все другие составляющие общества. Самый традиционный подход состоит в выделении в качестве системообразующих духовных, природных, экономических и пр. начал. Можно выделить четыре основные модели, подхода к решению фундаментальных проблем бытия общества: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную).

Идеалистическая модельимела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в. Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.

Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания – сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. В прогрессистской концепции Кондорсе и Монтескье системообразующим принципом выступает Разум, который как бы стягивает к себе все остальные элементы и факторы общества, заставляя их изменяться и модифицироваться под влиянием возрастающей разумности человека. В модели общества Гегеля организующим началом его является Дух, его потребность в самопознании через всю гамму духовных интенций человека. Это – движение вперед от несовершенного к совершенному, стремление Духа прорваться к самому себе. История общества, таким образом, есть история осознания Духом себя как стремления к свободе. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы» – к такому выводу пришел Гегель.

Характерно, что даже те философы, которые материалистически объясняли природные процессы, в понимании социальных явлений были идеалистами, считая, что прогресс разума, просвещение определяют общественное развитие.

Разновидностью идеалистической модели социума является теологическая (религиозно-философская) модель. Покажите, каковы основания бытия общества, в чем заключается специфика его структуры и динамики, тенденций и перспектив в свете, к примеру, христианской философии.

Абсолютизация роли сознания в жизни общества привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Этот вывод связан и с теми социальными процессами, которые способствовали утверждению идеалистических взглядов: отделение умственного труда от физического, духовного производства от материального. Идеалистическое объяснение сущности общества логично приводит к отрицанию объективных законов его развития. Так, последователи И. Канта, Г. Риккерт и В. Виндельбанд утверждали, что поскольку все социальные явления носят индивидуальный, неповторимый характер, то в обществе не может быть объективных законов, которые фиксируют устойчивые, неповторимые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями.

«Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего…. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемою и невредимою на заднем плане. Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов». (Г. Гегель. «Философия истории»).

Признается ли автором социальная закономерность?

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям (королям, полководцам, религиозным деятелям, ученым). История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

Натуралистическая модель(или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. Мечников), природная среда (климат, ландшафт, почва, полезные ископаемые, размеры занимаемой территории, удаленность или близость к торговым, транспортным, культурным и т. п. путям) определяет психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

Например, английский ученый Г. Бокль в XIX в. пытался оправдать наличие рабства в Индии жарким климатом, который влияет на психику индусов. Впрочем, есть основания полагать, что возникновение данной концепции связано с политическими мотивами. Л. И. Мечников создает океаническую концепцию, в которой делает акцент на взаимосвязи между жизнью общества и гидросферой. Исходя из этого, он различает исторически складывающиеся речные цивилизации (например, китайская или индийская), средиземноморскую и океаническую, которая возникает с открытием Америки и знаменует собой переход к свободной солидарности людей.

В ХХ в. эти идеи легли в основу философско-политологического направления – геополитики (Ф. Ратцель, Р. Челлен), согласно идеям которой природные условия являются определяющим фактором развития государств в мировой истории, а само же государство рассматривается как биологический организм, нуждающийся для своей жизнедеятельности в определенной территории, полезных ископаемых и т. п. Поэтому борьба государства за жизненное пространство есть естественный закон борьбы за существование – закон жизни всякого живого организма. Геополитика тесно связана с идеями социального дарвинизма, расизма, демографического детерминизма (Т. Мальтус), фрейдизма и ницшеанства. Идеи географического направления в других формах продолжают использоваться и сегодня, в частности, для объяснения разрыва в социально-экономическом развитии между «передовым индустриальным Севером» и «отсталым аграрным Югом».

Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть фото Что препятствует построению научных моделей общества. Смотреть картинку Что препятствует построению научных моделей общества. Картинка про Что препятствует построению научных моделей общества. Фото Что препятствует построению научных моделей общества

В современном обществознании есть и другие теории социального развития, в которых природной среде отводится первостепенное значение. Так, в основе пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева лежат представления об этносе (народе) как биосферном феномене, теснейшим образом связанном с ландшафтом.

Следует подчеркнуть, что натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, этнических особенностей народов, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время абсолютизирует их роль в социальных процессах.

Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция явилась результатом распространения материализма на область общественных явлений и означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопрос о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит их деятельность в области производства материальных благ, благодаря чему удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. Более того, способ производства материальных благ обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития
общества – системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

– общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него
не существует, являясь его отражением;

– общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

– источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

Следует заметить, что за пределами основного вопроса философии различие материального и идеального относительно, так они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Ошибочно утверждать, что в общественном развитии единственно определяющим фактором является экономика (разделение труда, формы организации труда, способ производства). Экономические условия жизни общества, в конечном счете, являются определяющими, но на ход истории могут оказывать решающее воздействие общественное сознание, воля людей, их идеалы, другие факторы.

В материалистической концепции получил обоснование закономерный характер развития общества: оно в конечном счете определяется развитием способа производства материальных благ, его объективными законами. В связи с этим развитие общества, всей человеческой истории предстает как «естественно-исторический процесс», подчиняющийся объективным законам развития общественного производства. С точки зрения марксизма эти законы можно и нужно осознать, понять механизм их действия, но их нельзя отменить. Осознав объективные законы развития общества, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Тем самым делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии общества. В этом заключается один из важных аспектов решения проблемы взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.

В рамках этой концепции по-иному решается и проблема движущих сил социального развития. История как процесс и результат – это деятельность преследующих свои цели людей. В такой роли выступают как отдельные индивиды, так и различные социальные группы (слои, классы, нации, народ). В материалистической модели ведущая роль отводится народным массам (народу) как создателям материальных и духовных ценностей, но при этом не отрицается роль личностей, в том числе и выдающихся, их влияние на исторический процесс, но они не рассматриваются как единственная движущая сила.

Не все философы, исследующие общество, являются сторонниками монистического подхода к объяснению исторического процесса. В настоящее время приобретает популярность плюралистическая (факторная) модель (М. Вебер, Р. Арон). Она рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. При этом отрицается наличие единого детерминирующего фактора, основания общества. Все факторы равнозначны, взаимодополняют друг друга и играют одинаковую роль, но в конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны общественного развития, вбирая в себя все иное.

Итак, сравнение теоретических подходов исследования общества показывает, что ни один из них в полной мере не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности общества и его причинно-следственных связей, но каждый из них обладает определенными познавательными возможностями.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *