Что превратило обезьяну в человека
Что превратило обезьяну в человека, или Как эволюция биологическая сменилась эволюцией социальной
Читая про обезьян, не устаёшь удивляться их сообразительности: они используют орудия труда, они живут сложноорганизованными сообществами, в их мозге заложена возможность развития языка. Но вслед за этим возникает вопрос: а в чём тогда причина их отличия от нас? (В том, что мы решительно отличаемся даже от самых высокоразвитых обезьян, никто как будто не сомневается.) Чего именно нет у обезьян и что такое есть у человека, что позволило ему в итоге вырваться вперёд в эволюционной гонке? Использование орудий труда? — Так ими могут пользоваться и обезьяны, и даже изготавливать их. Увеличение размера мозга? — Но это не ответ: необходимо знать, какие именно изменения в поведении это за собой повлекло.
Группа исследователей из Великобритании, Франции и США под руководством Кевина Лаланда из Университета Сент-Эндрюс (Великобритания) поставила необычный эксперимент, который позволил сравнить одновременно когнитивные и социальные навыки сразу у нескольких видов приматов. В эксперименте участвовали дети 3–4 лет, шимпанзе и капуцины. Детей и обезьян разбивали на группы, каждой из которых предлагали пройти задание: добраться до цветных стикеров (или, в случае обезьян, до еды), лежавших в стеклянном ящике. Хитрость была в том, что ящик имел сложноустроенную дверь. На первом этапе дети и обезьяны должны были просто отодвинуть дверцу в сторону. На втором задание усложнялось: чтобы дверь двигалась дальше, нужно было нажать на две кнопки. Наконец, на заключительной стадии следовало не только нажать на кнопки, но и повернуть круг, похожий на наборный диск телефона.
Спустя 30 часов в группе шимпанзе только одна обезьяна смогла справиться с заданием. У капуцинов успехи были ещё хуже: через 53 часа лишь две обезьяны смогли пройти два первых этапа, а до конца не дошёл никто. Численность групп у обезьян варьировалась от 8 до 32 особей. И — огромная разница! — в большинстве детских команд через 2,5 часа были уже как минимум двое справившихся с заданием целиком, при этом все остальные успешно закончили борьбу со второй, «кнопочной» стадией.
Чему здесь удивляться, верно? Мы и так знаем, что обезьяны глупее. Но в том и смысл эксперимента, что учёным удалось увидеть, чем мы берём. Как пишут исследователи в журнале Science, дети достигли успеха благодаря трём факторам. Первый: знающие объясняли незнающим; те, что прошли задание, показывали другим, как его выполнять. Второе: дети, глядя на товарищей, копировали их действия. Наконец, третье: получившие награду — цветные стикеры — делились с теми, кто не сумел дойти до конца, создавая у них мотивацию постараться ещё раз. Известно, что шимпанзе могут копировать действия друг друга, но в ходе эксперимента ни одна из обезьян не пыталась научить другую и даже не думала разделить свою добычу.
На каком-то этапе эволюции человек оказался способен активно использовать социальные связи для культурного обмена. Опыт, технология, знания распространялись по всей популяции. И если у обезьян появлялась пара-тройка особо выдающихся «умов», то они так и оставались выдающимися, но одинокими экземплярами, в то время как у человека прочие члены группы активно усваивали «передовые достижения культуры». Изрядно огрубляя, можно сказать, что развитие человека подтолкнули вперёд внезапно проснувшиеся в нём педагогические способности. Благодаря получившемуся сплаву эволюции биологической и эволюции социальной человек и стал тем, кем он стал.
Что превратило обезьяну в человека? (почитателям капитализма))))
Что превратило обезьяну в человека?
Думаете труд? ДЕНЬГИ.
В продолжение изучения экономического поведения обезьянам вручили “деньги” в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.
Все это происходило – в 2005-м. И уже через 2 года, в 2007-м, некая Эльза Адесси из итальянского института когнитивных проблем научила тех же мартышек различать номинал денег, выбирая из фишек ту, которая «обеспечена» бОльшим количеством еды. А еще через год Эльза Адесси опубликовала работу, в которой рассказала, как она обучила мартышек даже обменным «финансовым операциям», и очень скоро (цитата) «обезьяны выбирали более “дорогие” фишки даже там, где их реальная ценность была меньше (в переводе на деньги – это взять одну купюру в 1000 вместо двадцати по 100), “обменный курс” между фишками был больше “обменного курса” между разными видами еды.»
«В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса, и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое “ограбление банка”.
Прошло еще несколько дней, и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, “девочка” вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин.
Все остались довольны, особенно биологи, научившие зверей азам капиталистической экономики».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Один наш гость заметил в кустах крупное животное. У зверя горели глаза, а из пасти свисала ног.
Лучше бы я родился семитом, думал кот, прощаясь с яйцами. Он страшно породистый, для котов это.
Мой папа дрался, пил и сидел в тюрьме. Мама обрела с ним широкую психологическую практику. Когда пап.
Сначала она пpиходила. В гости. Потом пpосто пpиходила. Потом как-то поздно засиделась и заночевала.
Русская дача – апогей уюта. Лара обожает топить печь и смотреть в окно на дождь. На вопрос «где бр.
—Видео
—Ссылки
—Музыка
—Приложения
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Что превратило обезьяну в человека?
Думаете труд? ДЕНЬГИ.
В продолжение изучения экономического поведения обезьянам вручили “деньги” в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.
Все это происходило – в 2005-м. И уже через 2 года, в 2007-м, некая Эльза Адесси из итальянского института когнитивных проблем научила тех же мартышек различать номинал денег, выбирая из фишек ту, которая «обеспечена» бОльшим количеством еды. А еще через год Эльза Адесси опубликовала работу, в которой рассказала, как она обучила мартышек даже обменным «финансовым операциям», и очень скоро (цитата) «обезьяны выбирали более “дорогие” фишки даже там, где их реальная ценность была меньше (в переводе на деньги – это взять одну купюру в 1000 вместо двадцати по 100), “обменный курс” между фишками был больше “обменного курса” между разными видами еды.»
«В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса, и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое “ограбление банка”.
Прошло еще несколько дней, и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, “девочка” вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны, особенно биологи, научившие зверей азам капиталистической экономики».
Маленькие (и большие) интересности, которыми хочу поделиться.
Новое в блогах
Что превратило обезьяну в человека? (почитателям капитализма))))
Что превратило обезьяну в человека?
Думаете труд? ДЕНЬГИ.
В продолжение изучения экономического поведения обезьянам вручили “деньги” в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.
Все это происходило – в 2005-м. И уже через 2 года, в 2007-м, некая Эльза Адесси из итальянского института когнитивных проблем научила тех же мартышек различать номинал денег, выбирая из фишек ту, которая «обеспечена» бОльшим количеством еды. А еще через год Эльза Адесси опубликовала работу, в которой рассказала, как она обучила мартышек даже обменным «финансовым операциям», и очень скоро (цитата) «обезьяны выбирали более “дорогие” фишки даже там, где их реальная ценность была меньше (в переводе на деньги – это взять одну купюру в 1000 вместо двадцати по 100), “обменный курс” между фишками был больше “обменного курса” между разными видами еды.»
«В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса, и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое “ограбление банка”.
Прошло еще несколько дней, и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, “девочка” вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин.
Все остались довольны, особенно биологи, научившие зверей азам капиталистической экономики».
Forbes Council
Так все это было или нет, доподлинно неизвестно. А вот то, что происходило дальше, известно всем. Людей становилось больше, и жить они хотели не только веселее, но и реально лучше. Для этого пришлось создавать новые, более совершенные и эффективные средства труда. Возникла потребность в знаниях, появилась наука, стало развиваться образование. В людях стали цениться не только физическая сила, но и квалификация и опыт. Такая тенденция развивалось где-то до конца ХХ века.
И вдруг все изменилось. Нельзя сказать, что тенденция развернулась в противоположную сторону. Нет, здесь все сложнее. Попытаемся разобраться, используя некоторые простые примеры.
Пример первый: труд фотографа. Во второй половине ХХ века фотографом потенциально мог стать каждый. Но реально их было не так уж много. И дело не только в том, что удовольствие это дешевым назвать было сложно. Главное, для изготовления качественных фотографий необходимы были квалификация и опыт. Знания требовались для установления выдержки и диафрагмы, выбора светочувствительности фотопленки. Далее требовалось навести объектив на резкость. Потом проявить фотопленку, напечатать фотографии на специальной бумаге. В общем, много труда, требующего опыта и квалификации.
Пример второй: труд водителя автомобиля. Несколько десятилетий назад для управления автомобилем требовались довольно высокая квалификация и опыт. Потом системы управления автомобилем стали усовершенствоваться и усложняться. Появились антиблокировочные и антипробуксовочные системы, автоматические коробки передач и парктроники, ну и так далее. Требования к квалификации стали снижаться, пока не дошли до нуля в случае беспилотных автомобилей. Садишься в свой автомобиль, говоришь навигатору куда ехать, и все. Где опыт, где квалификация? Опять же, они никуда не делись, они «вшиты» в систему управления автомобилем. Для разработки такой системы управления требуется не просто высокая, а высочайшая квалификация.
Пример третий: труд продавца-кассира в супермаркете. Сразу задам вопрос, на который давно ищу ответ: нужно ли кассиру в супермаркете знать таблицу умножения? Каждый раз, совершая покупку, пытаюсь найти ответ. Склоняюсь к тому, что нет, именно для работы таблица умножения кассиру не нужна. А зачем тогда всех детей мучаем в школах? Может быть, это дискуссионный вопрос, но суть от этого не меняется. Современный цифровой мир поделил людей на две группы, одна группа имеет высочайшую квалификацию и разрабатывает новые цифровые устройства, вторая группа использует эти цифровые устройства, для работы на которых не требуется какая-либо квалификация.
Данная ситуация впервые сложилась в мировой истории. До этого требования в квалификации рабочей силы только росли. И сейчас мы постоянно слышим лозунги из ХХ века: «Цифровой экономике требуется квалифицированная рабочая сила». Но сейчас не ХХ, а ХХI век. Благодаря цифровой экономике поднялся Китай. Что, в Китае образованная и квалифицированная рабочая сила? Нет, айфоны делают вчерашние крестьяне, переехавшие в город в поисках работы. Просто они используют современное цифровое оборудование, которое не требует квалификации от работников.
Чем более совершенным становится оборудование, тем ниже требования к работникам, которые его используют. Эта тенденция стремительно набирает силу. Становится понятно, что данная тенденция вызовет серьезные социально-экономические изменения в обществе. В первую очередь, это коснется занятости. Роботизация, автоматизация, цифровизация, как ни назови, ведет к сокращению и даже полному исчезновению многих видов деятельности, к общему снижению занятости в сферах производства и оказания услуг. Это мы наблюдаем уже сегодня. Причем ситуация пока развивается по сценарию, который трудно было предсказать.
Всех занятых можно условно поделить на три группы: с высокой, средней и низкой квалификацией. Так вот, сегодня роботизация ударила по группе сотрудников со средней квалификацией и довольно высоким уровнем зарплаты. В странах ОСЭР в последние годы именно в этой группе сократилась занятость, причем в существенных объемах. Занятость в группе высококвалифицированных работников, естественно, выросла. Парадоксально, но выросла занятость и в группе низкоквалифицированных работников. Немного, но выросла. Считалось, что роботизация сильнее всего сократит эту группу. Но нет, экономически нецелесообразно заменять роботом низкоквалифицированного и низкооплачиваемого работника. Робот обходится дороже. В России, кстати, роботизация находится в зачаточной стадии. По-моему, причина в том, что роботы отказываются трудиться за нашу зарплату.
Чем более экономика будет становиться цифровой, тем сильнее будет проявляться тенденция к исчезновению группы работников со средним уровнем квалификации. Две другие группы работников сохранятся. Одна часть работников будет состоять из ученых, конструкторов, программистов, консультантов, специалистов по межличностному общению, то есть тех, кого не смогут заменить роботы, даже наделенные искусственным интеллектом. Искусственный интеллект всегда будет уступать естественному, это все-таки суррогатный интеллект.
Другая часть будет выполнять все менее сложную и содержательную работу в жесткой конкуренции с дешевеющими роботами. Грубо говоря, для такой работы головной мозг совсем не обязателен, достаточно будет спинного мозга. Но по численности, это будет большая часть, что породит новые социальные и политические проблемы. Например, неквалифицированная рабочая сила будет составлять большую часть электората на выборах. Уже сегодня мы видим, что Трамп – это первая ласточка цифровой экономики в политике (понимаю, что сравнение Трампа с ласточкой не вполне корректно, но это в переносном смысле). Кстати, штаты с более развитой цифровой экономикой на президентских выборах проголосовали именно за Трампа.
Так что же произойдет с работниками низкой квалификации? Если труд сделал обезьяну человеком, а сейчас благодаря цифровизации, труд принимает все более примитивную форму, — не начнется ли обратный процесс? Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council