Что придает пышность юбке
Как правильно складывать одежду. Полезные советы
Вам понадобятся:
VII. Юбка типа «Солнце»
Для начала ответим вопрос, как называется каркас для юбки — это кринолин, получивший распространение в XIX веке.
Второй мощный толчок для развития моды на пышные платья дали известные голливудские актрисы середины 50-х годов прошлого века. Сегодня популярностью пользуются такие же ретро платья, поэтому огромные шуршащие юбки возвращаются не только для светских вечеров, но и для повседневного использования на улицах города. Такие наряды уже заполонили магазины, но его можно и сшить самостоятельно в домашних условиях.
Иллюстрированное руководство по шитью, мастер-класс
Для того, чтобы создать бальное платье, дамское платье другой эпохи (например, костюм исторического персонажа), пышное платье принцессы, фрейлины или королевы, потребуется нижняя юбка, придающая платью необходимую форму. Предлагаемая статья поможет сшить такую юбку самостоятельно. Работа потребует времени, но даже начинающая швея справится с этой задачей, если будет следовать прилагаемым инструкциям.
Прежде чем приступить к пошиву, необходимо определиться, какой силуэт требуется воссоздать и какой формы должна быть нижняя юбка.
1. Силуэт «с локотками».
В разрезе юбка имеет овальное сечение, у боков она сильно расширяется, спереди и сзади выглядит плоской.
В разрезе юбка имеет круглое сечение, спереди и сзади выглядит одинаково пышно.
3. Силуэт «необарокко».
Спереди юбка выглядит широкой, но не пышной. В профиль она похожа на «стульчик».
Расширяющаяся книзу юбка, линия талии сильно завышена. Для такого платья дополнительная нижняя юбка не используется.
Для придания юбкам изысканных форм в разные века модницы использовали специальные приспособления. На них остановимся чуть более подробно. Итак:
(от фр.
tournure
— «осанка, манера держаться») — элемент одежды, съемное приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье чуть ниже талии. Турнюр привязывался к талии при помощи ленты.
— «корзина») — каркас из ивовых или металлических прутьев, надевался как отдельный элемент под платье, но поверх нижней (исподней) юбки.
(от нем.
Fischbein
— «рыбья кость, китовый ус») — то же, что и панье, каркас из китового уса. Это название было распространено в России и Германии.
(
crinis+flax
, волос+лён), — изначально так называлась жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, затем так стали называть жесткую конструкцию, необходимую для придания юбке требуемой формы, аналогичную панье, но гораздо более объемную.
Теперь рассмотрим способы изготовления этих элементов костюма.
Для работы понадобится:
фатин или любая другая легкая ткань, регилин, синтепон, лоскут хлопчатобумажной ткани.
Шаг 1. Выкроить из фатина детали юбки
А
и
Б
. Форма этих деталей изображена на схемах ниже, это либо прямоугольник, либо трапеция. Юбка будет сильно присбориваться на талии. Пунктиром обозначено место, где выполняется присборивание. Размеры деталей зависят от желаемой длины юбки (высота детали) и желаемой пышности сборок (ширина детали).
Шаг 2. К деталям юбки притачать регилин. Места притачивания показаны на схемах. Регилин должен заканчиваться примерно в двух сантиметрах от швов стачивания деталей, т.к. он не прихватывается в шов.
Шаг 3. Детали стачать между собой. Верх юбки (на талии) присобрать, придавая юбке желаемую форму.
Шаг 4. Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться я на талии. Панье готово!
Рассмотрим формы панье, используемые для различных силуэтов.
Панье для силуэта «с локотками».
Показаны виды спереди и сбоку.
Деталь А — прямоугольник. Выкраиваются две детали: передняя и задняя. Обе практически не присбориваются.
Деталь Б — трапеция. Выкраиваются две детали: на левый и правый бок. Обе сильно присбориваются в области талии.
Панье для силуэта «рококо».
Показаны виды сбоку и готовая юбка.
Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь. Юбка шьется по принципу «татьянки», при этом она сильно присборивается на талии.
Панье для силуэта «необарокко».
Показан вид сбоку и готовая юбка.
Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь для переда юбки. Ширина детали А составляет 1/4 ширины юбки. Она сильно присборивается.
Деталь Б — трапеция. Выкраивается одна деталь: левый бок, задняя часть, правый бок. Ширина детали Б составляет 3/4 ширины юбки. Деталь сильно присборивается в области талии.
Шаг 1. Выкроить из любой ткани детали юбки
А
(1 шт.) и
Б
(2 шт.). Форма этих деталей изображена на схемах, деталь А — «долька», деталь Б — полумесяц либо полуовал.
Шаг 2. Детали сложить изнаночными сторонами. Стачать между собой, в шве оставить незакрытым небольшой участок. Изделие вывернуть.
Шаг 3. Турнюр наполнить синтепоном (или синтепухом, или любым другим наполнителем). Открытый участок шва зашить вручную.
Шаг 4. К изделию пришить ленту (завязки). Турнюр готов!
Рассмотрим формы турнюров, используемые для различных силуэтов.
Турнюр для силуэта «с локотками».
Показан вид сбоку, вид спереди, а также вид готового изделия.
Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна половине обхвата талии минус 2 см.
Деталь Б — полумесяц, его ширина равна половине обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания. Выкраиваются две детали А и четыре детали Б. Шьются два турнюра на левый и правый бок. Завязка общая.
Турнюр для силуэта «рококо».
Деталь Б — полуовал, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 15 до 20 см, в зависимости от вашего желания.
Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьtтся один турнюр с завязкой.
Турнюр для силуэта «необарокко».
Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.
Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна 3/4 обхвата талии минус 2 см.
Деталь Б — полумесяц, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.
Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьется один турнюр с завязкой.
Шаг 2. Разметить линии, делящие высоту подола юбки на 3 части (на рисунке линии 1, 2 и 3). По этим линиям притачивается регилин и пришиваются оборки. Если требуется очень пышная и жесткая юбка, необходимо вычертить дополнительные линии (на рисунке пунктирные линии).
Шаг 3. По намеченным линиям притачать регилин, не доходя 2 см до среза.
Шаг 4. Из фатина или подкладочной ткани выкроить прямоугольники желаемой длины (зависимости от пышности оборки) и шириной, равной расстоянию между вычерченными линиями на юбке, умноженной на 2.
Шаг 5. На прямоугольнике прочертить линию на две трети высоты (см. рисунок) и проложить строчку с шириной стежка, равной 5 мм. Присобрать. Сложить вдоль по линии строчки.
Шаг 6. Оборки притачать к юбке, наложив так, чтобы более длинная часть оборки была снизу. На рисунке показаны юбки с тремя и шестью оборками.
Шаг 7. Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться на талии. Кринолин готов!
Рассмотрим формы кринолина, используемые для различных силуэтов.
Кринолин для силуэта «с локотками».
Показан вид спереди.
Оборки пришиваются в два яруса по бокам, занимая 1/4 ширины юбки права и 1/4 ширины юбки слева.
Кринолин для силуэта «рококо».
Показан вид спереди, сбоку кринолин выглядит точно так же.
Пришиваются 3 или 6 ярусов оборок в зависимости от желания.
Кринолин для силуэта «необарокко».
Показаны виды сбоку и спереди.
Оборки пришиваются сзади, занимая либо 3/4, либо 2/3 ширины юбки.
Таким образом, мы рассмотрели возможность создания силуэтов тремя различными способами. Изготовление турнюра является самым быстрым и самым экономичным. Более сложно изготовить панье. Кринолин — самый трудоемкий и самый затратный вариант. Какой из вариантов использовать — решать вам. В любом случае желаем вам успехов и радости творчества!
Атор текста, рисунов, схем:
Пышные юбки в стиле нью лук были очень популярны в 50-е и 60-е годы. Преимущественно их носили с подъюбниками, которые и делали эти юбки такими пышными.
Подъюбники бывают разных видов: жесткие и мягкие, пышные и гладкие, с ярусами и с оборками. Какой выбрать? Все зависит от назначения, (к примеру, если вам нужен свадебный подъюбник), фасона (например, подъюбник для платья со шлейфом), а также ткани верхней юбки.
Самый простой пышный подъюбник — это прямоугольник из ткани, собранный по талии, верх собран на резинку.
Вариант посложнее, но наиболее часто используемый — это более пышный подъюбник для платья, расширяющийся к низу. Его делают ярусами. Для него можно взять выкройку любой многоярусной юбки из журнала. Например, модель 123 из Burda 3/2013г.
Недостаток у подъюбкника с оборками один: для него понадобится много ткани.
Крой подъюбника
Шаг 1
Основа пышного подъюбника — это юбка-полусолнце. На нее нашиваются ряды оборок. Верх юбки присборен на резинку.
Для построения юбки нам нужно рассчитать два радиуса: Радиус 1 (R1) — для талии под резинку, поэтому обхват юбки вверху должен быть таким, чтобы юбка легко надевалась. Возьмем Обхват Бедер (ОБ) + 10 см, отсюда R1 = (ОБ + 10): 3,14 Радиус 2 (R2) — это низ юбки, поэтому он равен длине юбки плюс R1 R2= R1 + Длина юбки (см. схему)
Складываем ткань пополам и от верхнего края сгиба чертим два радиуса, по талии и боку даем припуск 1−1,5 см. По низу припуск не нужен, низ фатина не обрабатывают.
Шаг 2. Выкраиваем юбку
Разворачиваем юбку в один слой и размечаем места пришивания оборок. Для этого от талии отступаем вниз на 10−15 см, рисуем линию. По ней будет пришиваться верхняя, самая длинная оборка.
Оставшуюся длину юбки делим на три части, если юбка в пол и на две, если юбка за колено. У меня получилось 27 см. Чертим линии через равные промежутки (см. схему).
Нижняя оборка самая короткая, в моем случае она 27 см, затем идет средняя оборка, которая полностью перекрывает нижнюю, она в два раза длиннее (54 см).
Далее эти оборки накрывает верхняя, самая длинная оборка, она в три раза длиннее нижней оборки (81 см).
Шаг 3. Рассчитываем длину каждой оборки
Для этого нужно измерить длину линии, по которой оборка пришивается. Оборка должна быть в три раза длиннее этой линии. Поэтому для нижней оборки выкраиваем три полосы по 3 м. Всего длина нижней оборки =9м.
Для средней — две полосы по 3 м. Всего длина средней оборки = 6 м.
Для верхней оборки нужна одна полоса длиной =3м.
Если фатин жесткий или полужесткий, то оборки делаем одинарными.
Чтобы пышный подъюбник был непрозрачным, основу (юбку-полусолнце) можно выкроить из подкладочной ткани, и на нее нашивать фатиновые оборки. Расход фатина в таком случае сократится до 3 м.
Но так как у меня мягкий фатин, мне нужны более густые оборки, поэтому я их делаю двойными, со сгибом посередине. Для этого ширину каждой оборки я увеличиваю вдвое. Это увеличивает расход ткани, но зато подъюбник становится в два раза пышнее. Так как фатин мало весит, юбка остается легкой, но очень пышной (см. схему раскроя оборок).
Пошив подъюбника
Шаг 1
На юбке-полусолнце разметить места пришивания оборок. Юбку разложить в один слой. Юбку не сшивать до пришивания оборок! Удобнее нашивать оборки на плоскую деталь юбки.
Шаг 2
Сшить части каждой из оборок в одну длинную. Для этого короткие концы оборок накладывают друг на друга на 5 мм и настрачивают их друг на друга накладным швом. В кольцо оборки не сшивать!
Шаг 3
Каждую оборку сложить вдоль пополам и приутюжить по сгибу.
Затем развернуть в один слой и по сгибу проложить посадочную строчку самым широким стежком на машинке.
Шаг 4
Наложить оборку на юбку в развернутом виде так. Чтобы край оборки совпал с краем юбки, а середина оборки со строчкой — с линией разметки на юбке.
Приколоть оборку к юбке булавками поперек строчки, отступив по боку юбки на 1−1,5 см от края. Это нужно для того, чтобы сшить в дальнейшем юбку по шву, не захватив оборки.
Удобно разделить юбку на 4 части и оборку на 4 части (пополам и еще раз пополам), приколоть оборку по краям и по этим четырем равным частям, а потом стянуть нитку и равномерно распределить сборку на этих участках. Так оборка по всей юбке будет собрана равномерно. Прикалывать оборку нужно часто, чтобы она не сдвинулась.
Шаг 5
Пришить оборку к юбке на машинке частым стежком, удалить булавки и посадочную строчку.
Шаг 6
Отвернуть оборку вниз и приутюжить сгиб. Если однослойная, то ее присбаривают по верхнему срезу и настрачивают на юбку по линии разметки. В таком случае необходимо дать 1 см припуска по длинному срезу оборки!
Вот как это будет выглядеть на сшитой юбке
Если нужно, чтобы только край или полусолнца был пышным, можно сшить такой подъюбник только с одной оборкой. Например, подъюбник для платья на лето, легкой юбки или для детского платьица. Края оборок кокетливо выглядывают из-под юбочки и держат край верхней юбки.
Шаг 7
Точно таким же способом пришить среднюю оборку, отвернуть ее вниз и приутюжить.
Такой подъюбник можно использовать для более пышных юбок, например, татьянки, солнца или полусолнца. В этом случае достигается конический эффект — по талии юбка сидит по фигуре, а к низу плавно расширяется.
Как складывать кринолин
Чтобы кринолин не доставлял неудобств во время торжества, не порвался и не деформировался, важно правильно его складывать. Основная проблема — при посадке в машину или во время прохода по узким коридорам. Можно воспользоваться приемом, напоминающим принцип завязывания резинки для волос — с заворотом.
Принцип складывания кринолина
При упаковке изделия на хранение действует тот же принцип. Перед тем, как сложить кольца от свадебного платья, нужно их расправить.
Как упаковать свадебные кольца
Если в подъюбнике больше трех обручей, их можно переворачивать по два — кроме нижнего. Чтобы упростить задачу, можно попросить помощи. Хранить подъюбники рекомендуют в пакете из плотной ткани или пластика. Необходима вентиляция, чтобы предупредить появление затхлого запаха.
Как сшить пышный подъюбник из фатина
Пышные юбки в стиле нью лук были очень популярны в 50-е и 60-е годы. Преимущественно их носили с подъюбниками, которые и делали эти юбки такими пышными.
Такой подъюбник также прекрасно подходит и для длинных пышных свадебных и бальных юбок, как присборенных по талии, так и клешеных, типа солнца и полусолнца. Кроме того, подъюбник придает пышность верхней юбке и заменяет подкладку.
Подъюбники бывают разных видов: жесткие и мягкие, пышные и гладкие, с ярусами и с оборками. Какой выбрать? Все зависит от назначения, (к примеру, если вам нужен свадебный подъюбник), фасона (например, подъюбник для платья со шлейфом), а также ткани верхней юбки.
Самый простой пышный подъюбник — это прямоугольник из ткани, собранный по талии, верх собран на резинку.
Вариант посложнее, но наиболее часто используемый — это более пышный подъюбник для платья, расширяющийся к низу. Его делают ярусами. Для него можно взять выкройку любой многоярусной юбки из журнала. Например, ступенчатая юбка, модель 123 из Burda 3/2013г.
Как сшить юбку из фатина в несколько ярусов, рассказывает мастер-класс на BurdaStyle.ru
Чтобы, например, свадебный подъюбник этого типа лучше держал форму, его шьют из жесткого фатина.
Из настоящего мастер-класса, вы узнаете, как сшить другой вариант пышного подъюбника под платье — с оборками. Его можно сшить как из жесткого, так и из мягкого фатина.
Преимущества пышного подъюбника с оборками в том, что он полностью сшит из мягкого фатина, поэтому получается легким, пышным и удобным в носке. Жесткий фатин цепляет колготки, края и швы могут колоть ноги, с мягким фатином такого не происходит.
В этой конструкции все швы находятся под оборками с внешней стороны подъюбника, а к телу идет целая юбка-полусолнце, поэтому таких проблем не возникает.
За счет оборок, перекрывающих друг друга, получается мягкий переход от одной оборки к другой. Кроме того, из-за большого количества слоев и густоты оборок подъюбник становится непрозрачным, что позволяет использовать его для платьев из прозрачных тканей — тюль, шифон, кружево.
Низ подъюбника получается очень «густым», многослойным, в коротких юбках его можно делать выглядывающим из-под верхней юбки, что добавит нарядности платью.
Для работы вам непременно понадобятся хорошие ножницы (купить в магазине Burda), булавки для тонких тканей (купить в магазине Burda) и удобный маркер для ткани (купить в магазине Burda).
Недостаток у подъюбкника с оборками один: для него понадобится много ткани.
Крой подъюбника
Шаг 1
Основа пышного подъюбника — это юбка-полусолнце. На нее нашиваются ряды оборок. Верх юбки присборен на резинку.
Для построения юбки нам нужно рассчитать два радиуса:
Радиус 1 (R1) — для талии под резинку, поэтому обхват юбки вверху должен быть таким, чтобы юбка легко надевалась.
Возьмем Обхват Бедер (ОБ) + 10 см, отсюда
R1 = (ОБ + 10): 3,14
Радиус 2 (R2) — это низ юбки, поэтому он равен длине юбки плюс R1
R2= R1 + Длина юбки (см. схему)
Складываем ткань пополам и от верхнего края сгиба чертим два радиуса, по талии и боку даем припуск 1−1,5 см. По низу припуск не нужен, низ фатина не обрабатывают.
Шаг 2. Выкраиваем юбку
Разворачиваем юбку в один слой и размечаем места пришивания оборок. Для этого от талии отступаем вниз на 10−15 см, рисуем линию. По ней будет пришиваться верхняя, самая длинная оборка.
Оставшуюся длину юбки делим на три части, если юбка в пол и на две, если юбка за колено.
У меня получилось 27 см. Чертим линии через равные промежутки (см. схему).
Нижняя оборка самая короткая, в моем случае она 27 см, затем идет средняя оборка, которая полностью перекрывает нижнюю, она в два раза длиннее (54 см).
Далее эти оборки накрывает верхняя, самая длинная оборка, она в три раза длиннее нижней оборки (81 см).
Шаг 3. Рассчитываем длину каждой оборки
Для этого нужно измерить длину линии, по которой оборка пришивается. Оборка должна быть в три раза длиннее этой линии. Поэтому для нижней оборки выкраиваем три полосы по 3 м. Всего длина нижней оборки =9м.
Для средней — две полосы по 3 м. Всего длина средней оборки = 6 м.
Для верхней оборки нужна одна полоса длиной =3м.
Если фатин жесткий или полужесткий, то оборки делаем одинарными.
Чтобы пышный подъюбник был непрозрачным, основу (юбку-полусолнце ) можно выкроить из подкладочной ткани, и на нее нашивать фатиновые оборки. Расход фатина в таком случае сократится до 3 м.
Но так как у меня мягкий фатин, мне нужны более густые оборки, поэтому я их делаю двойными, со сгибом посередине. Для этого ширину каждой оборки я увеличиваю вдвое. Это увеличивает расход ткани, но зато подъюбник становится в два раза пышнее. Так как фатин мало весит, юбка остается легкой, но очень пышной (см. схему раскроя оборок).
Пошив подъюбника
Шаг 1
На юбке-полусолнце разметить места пришивания оборок. Юбку разложить в один слой. Юбку не сшивать до пришивания оборок! Удобнее нашивать оборки на плоскую деталь юбки.
Шаг 2
Сшить части каждой из оборок в одну длинную. Для этого короткие концы оборок накладывают друг на друга на 5 мм и настрачивают их друг на друга накладным швом. В кольцо оборки не сшивать!
Шаг 3
Каждую оборку сложить вдоль пополам и приутюжить по сгибу.
Затем развернуть в один слой и по сгибу проложить посадочную строчку самым широким стежком на машинке.
Шаг 4
Наложить оборку на юбку в развернутом виде так. Чтобы край оборки совпал с краем юбки, а середина оборки со строчкой — с линией разметки на юбке.
Приколоть оборку к юбке булавками поперек строчки, отступив по боку юбки на 1−1,5 см от края. Это нужно для того, чтобы сшить в дальнейшем юбку по шву, не захватив оборки.
Удобно разделить юбку на 4 части и оборку на 4 части (пополам и еще раз пополам), приколоть оборку по краям и по этим четырем равным частям, а потом стянуть нитку и равномерно распределить сборку на этих участках. Так оборка по всей юбке будет собрана равномерно. Прикалывать оборку нужно часто, чтобы она не сдвинулась.
Шаг 5
Пришить оборку к юбке на машинке частым стежком, удалить булавки и посадочную строчку.
Шаг 6
Отвернуть оборку вниз и приутюжить сгиб. Если оборка однослойная, то ее присбаривают по верхнему срезу и настрачивают на юбку по линии разметки. В таком случае необходимо дать 1 см припуска по длинному срезу оборки!
Если нужно, чтобы только край юбки-солнца или полусолнца был пышным, можно сшить такой подъюбник только с одной оборкой. Например, подъюбник для платья на лето, легкой юбки или для детского платьица. Края оборок кокетливо выглядывают из-под юбочки и держат край верхней юбки.
Шаг 7
Точно таким же способом пришить среднюю оборку, отвернуть ее вниз и приутюжить.
Такой подъюбник можно использовать для более пышных юбок, например, татьянки, солнца или полусолнца. В этом случае достигается конический эффект — по талии юбка сидит по фигуре, а к низу плавно расширяется.
Шаг 8
Если же нужна пышная юбка от талии, нужно пришить еще одну оборку. Она самая длинная, перекрывает все нижние оборки, но в сборку по талии не входит, поэтому талия остается тонкой. Расширение начинается чуть ниже талии. Пришиваем ее так же, как две предыдущие оборки.
Шаг 9
Теперь нужно сколоть и стачать шов юбки. Так как оборки мы пришивали, отступив от боковых срезов юбки на ширину припуска, то они не входят в шов. Припуски шва у мягкого фатина просто разутюживаем, а у жесткого фатина припуск лучше окантовать, чтобы он не кололся.
Шаг 10
Берем резинку шириной 3−4 см, отрезаем по своей талии +3 см. Концы резинок накладываем друг на друга на 1,5 см и стачиваем их швом зигзаг.
Шаг 11
Верхний край юбки накалываем на резинку по 4 местам, потом растягиваем резинку до срезов юбки и настрачиваем край юбки на резинку зигзагом, лучше двумя строчками — по краю ткани и по нижнему краю резинки.
Фатин лучше настрочить с внешней стороны резинки, чтобы он в носке не кололся по талии.
Шаг 12
Осталось сшить слои оборок, чтобы они стали сплошными. Края оборок у шва юбки накладываем друг на друга и стачиваем накладным швом.
Светлана Хацкевич
Светлана закончила ВУЗ по специальности «Инженер-технолог швейного производства». Более 20 лет преподает технологию шитья. Является старшим преподавателем в «Академии Burda». Мы знаем Светлану по ее работе на сайте с момента его основания. Она щедро делится знаниями и заражает своей любовью к шитью.
Шитье — это творчество, увлекательное и познавательное. Добро пожаловать в этот яркий и интересный мир!
Это четвертая часть большого мастер-класса по пошиву платья для выпускного бала. Следите за продолжением в спецпроекте «Весенний бал».
Автор мастер-класса и фото: Светлана Хацкевич
Материал подготовила Юлия Деканова