Что придает теме любви в лирике ф и тютчева трагическое звучание

Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева.

Тема : «Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева»

Цель : анализ роли женщин в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.

Гипотеза : любовь – одна из нравственных категорий, без нее нет жизни.

Чтобы достичь цели проекта, необходимо решить следующие задачи:

Задачи представлены на слайде.

Проблема : в процессе исследования было установлено, что творчество Ф.Тютчева парадоксально.

Любовь – «блаженство» или «безнадежность»?

Что происходит, когда любовь и поэзия встречаются?

Всякая ли любовь – великое счастье?

Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин. Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. Тютчев не был однолюбом. По утверждению одного из его сыновей, поэт мог любить не только одну женщину за другой, но и нескольких одновременно.

В Мюнхене сердцем Тютчева завладела юная и знатная Амалия фон Лерхенфельд. Ей он посвятит К.Б. («Я встретил вас — и все былое…»), « К N.N.», «Я помню время золотое… »

Урожденная графиня Ботмер, по первому мужу — Петерсон, становится первой женой Тютчева. В этом браке родилось трое детей. Прожив 12 лет в браке, Элеонора умерла. По этому поводу он пишет стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний».

Баронессой Дёрнберг Тютчев увлекся, еще будучи женатым на Элеоноре: с Эрнестиной его роднила духовная близость, и поэт не смог устоять. О ней писал он:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподымешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг.

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Его частые встречи с баронессой довели законную супругу Тютчева до попытки самоубийства (правда, неудачной), после чего Федор Иванович обещал прекратить отношения с Эрнестиной — однако не смог этого сделать. Эрнестина отправилась за Тютчевым в Турин, и спустя два года после смерти Элеоноры поэт сделал предложение баронессе. Эрнестина была богата, красива, умна — и великодушна. Она простит супругу измену, и однажды, после длительного разрыва семья воссоединится вновь.

Тема любви не могла не найти отражения в его творчестве. Она стала одной из центральных в творчестве Тютчева. Поэт был уверен, что без любви жизнь немыслима. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинно человеческих отношений. Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадежность»,

Диалектика страдания и блаженства пронизывает стихотворение «Последняя любовь» — вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл. Элегический характер тексту придает чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет. зари вечерней». Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание.

Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и всегда обречено на безнадежность.

Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, — это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности.

Источник

Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Фёдор Иванович Тютчев.
Тема любви в лирике Тютчева

Тема любви в лирике Тютчева

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева. Так, вспоминая о Е. А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам – вражде и любви. Любовь – это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же – «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение», написанном в первые годы любви к Е. А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь – это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и – погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою –
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь – это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии – не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, – пишет В. Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, – любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,

Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,

И тайн, и жертв, доступных ей

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е. А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, – счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», – все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

И далее, переходя с первого лица на третье, обращаясь к самому себе, поэт пишет:

Судьбы ужасным приговором

И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е. А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной – губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,

Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви – вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

«денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа – ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Источник

Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева

Литературная слава пришла к Тютчеву поздно, на шестом десятке лет его жизни. Невелико по объему его литературное наследие. Но А. Фет в надписи на сборнике стихотворений Ф. Тютчева справедливо заметил:

Муза, правду соблюдая,
Глядит, и на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Ф. И. Тютчев известен читателям как крупнейший поэт-лирик и как поэт-мыслитель. Его стихотворения о жизни, о природе, о любви и сейчас волнуют читателей глубиной и силой чувств, совершенством художественной формы.

Тема любви занимает важное место в творчестве Ф. И. Тютчева. Будучи человеком сильных страстей, он запечатлел в своей лирике все оттенки этого чувства. Как известно, за свою жизнь Тютчев пережил несколько любовных романов. Один из циклов стихотворений представляет собой лирическую повесть о любви поэта к Елене Денисьевой.

Уже в самом начале этого цикла любовь воспринимается как сильное, но трагическое чувство. В стихотворении «Предопределение» поэт переосмысливает распространенное понимание любви как соединенье двух сердец. Рассуждая о природе этого чувства, он воспринимает любовь как «поединок роковой». По мнению поэта, любовь — это борьба, в которой всегда слабее тот, кто больше любит:

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

Тему трагической сущности любви Тютчев продолжает развивать в стихотворении «О, как убийственно мы любим. » Здесь поэт с горечью рассуждает о том, что люди слишком небрежно относятся друг к другу, а более всего к тем, кого они любят:

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Любовь у Тютчева предстает как чувство настолько сильное и всепоглощающее, что оно ломает жизнь человека, губит его. Если при первой встрече возлюбленная была красива и мила, ее волшебный взор и «смех младенчески-живой» пленяли поэта, то уже через год красота ее поблекла:

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Радостный период любви, связанный с зарождением этого чувства, воспринимается поэтом как слишком недолговечный. Он сравнивает его с коротким северным летом и «мимолетным гостем».

Нужно отметить, что в этом стихотворении таке нашли отражения личные переживания Тютчева во время его романа с Еленой Денисьевой. Их отношения продолжались четырнадцать лет, однако Тютчев не уходил из своей семьи. На долю Денисьевой выпали сплетни и пересуды. Поэт осуждает себя за то, что не сумел защитить любимую:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Более всего поэт ненавидит вмешательство других людей в отношения возлюбленных. Именно это обстоятельство, по его мнению, придает и без того роовому чувству еще более трагический характер:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

Ему хотелось бы отгородить свою любовь от внешнего мира, потому что именно влияние окружающих людей портит человеческие отношения. Радость любви уходит, оставляя лишь «боль злую, боль ожесточения».

И снова, убеждая читателя в трагической природе великого чувства, Тютчев завершает стихотворение той же строфой, что и начал. Только фраза «О, как убийственно мы любим!» теперь заканчивается не запятой, а восклицательным знаком. Если поэт начинал с рассуждения о природе любви, то теперь он подводит итог, убеждаясь в том, что любовь убийственна, трагична.

Таким образом, в понимании Тютчева, любовь — очень сильное чувство, но оно трагично с самого его возникновения, потому что в отношения двоих любящих людей проникает все зло и несправедливость внешнего мира. Однако, несмотря на это, в стихотворениях Тютчева не чувствуется пессимизма. Его стихи о любви завораживают своей силой и страстью. В творчестве Тютчева нередко звучали мотивы безнадежности и обреченности, но не в них значение его лирики. Притягательная сила его стихотворений в том, что поэт с особым мастерством передал в ней сложность, мучительность, напряженность и силу человеческих исканий и чувств.

Источник

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО

Конкурс исследовательских работ

(Тема любви в лирике Ф.И.Тютчева.)

Аверкин Александр и Хлоповской Даниил

МБОУ лицей №4, 9 класс А

Андриянова Наталия Анатольевна

учитель русского языка и литературы

исследовать отдельные этапы жизни и творчества

Ф. И. Тютчева и понять, каков идеал любимой

женщины поэта и как этот образ воплощается

— изучить отдельные периоды жизни и творчества Ф. И. Тютчева;

— провести лингвистический анализ его стихотворений о любви ;

— понять, какую роль играла любовь в жизни поэта;

— создать наглядную электронную версию, которую

можно будет использовать для работы на уроках литературы.

любовь – это одно из высоких нравственных чувств,

которое во все времена воспевали разные поэты,

идеализируя любимую женщину.

Странницы жизни Ф. И. Тютчева:

Любимые женщины поэта – адресаты любовной лирики Ф. И. Тютчева:

а) А. М. Крюденер. «Я встретил вас – и всё былое…»;

б) Э. Петерсон – первая жена поэта. « Еще томлюсь тоской желаний…»;

в) Э. Дернберг – вторая жена поэта. «Она сидела на полу…»;

г) Е. И. Денисьева – последняя любовь поэта. «О, как убийственно мы любим»;

3) Восприятие любви и отношение к ней в лирике Ф. И. Тютчева

Любовь, любовь,- гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

Любовь. Это слово мы слышим и встречаем в книгах, фильмах, песнях намного чаще других слов. Любовь воспета поэтами и художниками, о любви написаны тысячи книг и стихов, сняты фильмы и поставлены спектакли, любви посвящены песни, оперы, балеты…

Любовь – это основа мира, энергия, которая движет жизнью; это единственное человеческое чувство, которое не зависит ни от чего, то есть появление этого чувства в душе человека невозможно объяснить.

Любовь – это та сила, которой движется жизнь, которая питает все живое и помогает человеку выжить. Это великое чувство. Можно всю жизнь любить одного человека, деля с ним все беды и невзгоды, а иногда человек влюбляется не раз, но все равно чувство от этого не мельчает, а, наоборот, с возрастом только усугубляется.

Любовь неотделима от жизни, она ее основа. Кто только ни писал о любви, не пытался разгадать ее загадку, найти ее «формулу»!

Конечно, пытался это сделать и Ф.И.Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

Актуальность нашего исследования в том, что всегда, во все времена тема любви волновала поэтов, писателей, музыкантов, да и просто обыкновенного человека. А в нашем современном мире ещё больше возрастает роль любви в жизни как отдельно взятого человека, так и всего общества.

Задача состоит в том, чтобы изучить отдельные периоды жизни и творчества Ф. И. Тютчева, провести лингвистический анализ его стихотворений о любви и постараться понять, какую роль играла любовь в жизни поэта.

Цель исследования: изучив отдельные этапы жизни и творчества Ф. И. Тютчева, постараться понять, каков идеал любимой женщины поэта и как этот образ воплощается в его творчестве.

Гипотеза: любовь – это одно из высоких нравственных чувств, которую во все времена воспевали разные поэты, идеализируя любимую женщину.

Предметом исследования является жизнь Ф. И. Тютчева и его любовная лирика.

Страницы жизни Ф. И. Тютчева.

стародворянской семье. Раннее детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Здесь, в этом мире «благоговейной сосредоточенности и загадочного счастья» пробудились воображение и ум, пробудилось то чувство природы, которое Тютчев сохранил в течение всей жизни. Первоначальное образование Тютчев получил дома.

Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу со своим родственником графом фон Остерманом-Толстым, который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. С 1837 по 1839 год Тютчев проходил службу в Турине (Италия).

За границей поэт прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года, лишь иногда приезжая в Россию, где занимался переводами, его стихи и переводы печатались в московских альманахах и журналах. Пребывание поэта за границей оказало значительное воздействие на его духовный склад. Несомненно, это всё это отразилось в его творчестве.

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведений на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания. Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и тонкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток. Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. В каждом стихотворении его любовной лирики мы видим женский образ, многосторонний и сложный женский характер.

Для анализа любовной лирики Тютчева мы выбрали стихотворения, принадлежащие к разным периодам творчества и жизни поэта и изучили краткую биографию его любимых женщин.

В любовной поэзии Тютчева появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Это женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. Любимая предстает не как неземное создание, не как младая фея, а как человек, которому присуще все человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.

Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой.

Источник

Любовь в лирике Тютчева

Тема урока: Любовь в лирике Ф.И. Тютчева

Цели данного урока:

Образовательная – расширить знания и представления обучающихся об особенностях лирики Ф.И.Тютчева.

Воспитательная – воспитывать чувство уважения к людям, внимание к ним, неприятие каких бы то ни было форм неуважения к человеку, эстетический вкус.

Тип урока – комбинированный (усвоение новых знаний, применение знаний и умений).

Методы – объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.

Приемы – задания продуктивного характера, создание ситуаций нравственного выбора.

Способы учебного взаимодействия – организация сотрудничества, обеспечение «обратной связи», создание ситуации самостоятельного поиска, приоритет самостоятельной работы, диалог.

Виды деятельности учащихся:

— репродуктивная (краткий пересказ);

-поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос);

-исследовательская (анализ текстов)

— формулирование гипотетических высказываний;

— работа с разными видами информации,

— сбор и обработка информации;

— обучение в диалоге;

— навыки сопоставления и противопоставления;

Развиваемые предметные компетенции : коммуникативная, языковая.

Виды контроля: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, сопоставительный анализ.

На уроке использовались межпредметные связи с историей, философией.

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово учителя

Мы постараемся приобщиться к сложному миру идей, представлений, образов поэзии Тютчева. Увидим, как волновавшие поэта вопросы, переживания, трагедии стали частью духовного опыта. Будем отрабатывать умение анализировать поэтический текст. Но анализ стихотворений для нас не является самоцелью, а способом понять и автора, и самих себя.

Что станет предметом нашего разговора сегодня, попробуйте догадаться сами!

На слайде представлены высказывания поэтов (ключевое слово пропущено). Прочитайте внимательно цитаты и подумайте, о каком чувстве идет речь.

Правильно, сегодня мы будем говорить о любовной лирике Ф.И. Тютчева.

Давайте попробуем теперь составить словарную статью к слову «любовь».

(Напоминаешь, определение можно давать через подбор синонимов, ассоциаций и т.д. Появляются собственные определения – включаем студентов в работу).

III . В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает особое место. Думаю, трудно найти другого поэта, у которого бы так тесно переплетались личные взаимоотношения и творчество. Кто-то может его осудить, кто-то изумиться тому, как много любви может вместить сердце поэта. Помните, что прикосновение к чужому тексту требует деликатности и таланта. (Слайд 3)

Поэт всем своим возлюбленным посвящал стихи. Нам сейчас предстоит познакомиться с поздней лирикой поэта.

Задание: (1-е задание выполняется по вариантам)

1. Перед вами стихотворения из так называемого «денисьевского цикла». Выделите в стихотворениях ключевые слова, которые, по-вашему, определяют характер отношений между героями, и запишите их в тетрадь. (Вопросы в конце каждого стихотворения помогут вам обратить внимание на ключевые моменты)

2. Какое настроение создается?

(Прежде чем приступить к следующему заданию прочтите те стихотворения, которые вы не читали)

3. Порядок расположения стихотворений нарушен. Постарайтесь восстановить его, расположите стихотворения так, чтобы они показывали роман в развитии. (Слайд №5,6)

4. Рассказ о реальных отношениях Тютчева и Денисьевой.(слайд 7)

1-6) “Предопределение” Любовь – предопределение, союз души, роковое слияние, борьба. Нежное сердце скорее истает.

Вопросы для анализа стихотворения:

Что такое любовь? (Как ее называет в стихотворении Тютчев?)

Кто же победитель и побежденный в этой борьбе?

2-4) “О, как убийственно мы любим” Буйная слепота страстей, роковая, ужасный приговор, позор. Осознание героем своей вины.

Вопросы для анализа стихотворения:

1. Какая любовь предстает перед нами в стихотворении?

2. Какое чувство доминирует над героем?

Вопросы для анализа стихотворения:

На что вы обратили внимание в стихотворении?

Каким предстает мужчина в этом стихотворении?

4-1)“О, не тревожь меня укорой справедливой!” Ты любишь искренно и пламенно, без веры я стою. Восхищение искренностью чувства, развитие темы вины

Вопросы для анализа стихотворения:

Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?

В чем лирический герой упрекает себя?

5-5) “Чему молилась ты с любовью” Любовь – святыня, героиня сломлена

Вопросы для анализа стихотворения:

1. В каком образе предстает любовь?

2. Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?

6-3) «Последняя любовь» любовь последняя, нежная, суеверная, заря. Вывод, итог: любовь и блаженство, и безнадежность

Вопросы для анализа стихотворения:

1.Какая она, последняя любовь?

(Чтение понравившегося стихотворения учеником)

Мы уже знаем, что посвящено оно Елене Денисьевой и по сути своей является выводом автора о том, что любовь это и блаженство и безнадежность. (слайд №8,9)

План анализа стихотворения (вопросы и то, что не курсивом будет на слайде):

1. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение).

Тема стихотворения: — любовная/интимная;

2. Композиция лирического произведения.

Ведущее переживание: бережное отношение к любви, суеверность, страх потерять, восторг и грусть, отчаянная надежда.

В стихотворении 3 строфы: давайте проследим, при помощи каких образов происходит развитие авторских эмоций?

— Какого «цвета»1-я строфа? Сияй, свет, заря

— А что побеждает в 3-ей строфе? К какому выводу приходит автор? Закат неизбежен, но последние крупицы любви надо держать до последнего

3. Поэтическая лексика (средства выразительности).

— метафоры: склон лет (древняя семантика «склоняться – умирать»), свет любви

— олицетворения: обхватила тень, бродит сиянье

*все, что говорится о «вечерней заре», говорится одновременно и о «последней любви»

— оксюморон: вечерний день

— эпитеты: прощальный свет, последняя любовь

2) стилистические фигуры (для чего служат) :

— антитеза: (скудеет кровь – не скудеет нежность) для контраста

4. Вывод, который делает автор? Любовь всегда одновременно и счастье, и трагедия

А теперь делаем выводы

— Что такое любовь, по Тютчеву? «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», это стихия.

— Согласны ли вы с автором?

VI Рефлексия (слайд 10)

Напишите свое понимание любовной лирики Тютчева, используя ключевые слова, которые были выписаны вами при выполнении «задания 1» (10-15 предложений)

Д/з: 1) Выучить любое стихотворение Тютчева и подготовить его выразительное чтение

2) Составить плей-лист (подборка песен) из музыкальных произведений на основе творчества Тютчева.

Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я —

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою —

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

Вопросы для анализа стихотворения:

1. Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?

2. В чем лирический герой упрекает себя?

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу. им, им одним живу я-
Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

1. На что вы обратили внимание в стихотворении?

2. Каким предстает мужчина в этом стихотворении?

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность.

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Вопросы для анализа стихотворения:

1.Какая она, последняя любовь?

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Вопросы для анализа стихотворения:

1. Какая любовь в этом стихотворении?

2. Какое чувство испытывает лирический герой?

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Ее спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской!

Вопросы для анализа стихотворения:

1. В каком образе перед нами предстает любовь в этом стихотворении?

2. Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?

(6) Предопределение

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И . поединок роковой .

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец .

Вопросы для анализа стихотворения:

Что такое любовь? (Как ее называет в стихотворении Тютчев?)

Кто же победитель и побежденный в этой борьбе?

Художественная литература даёт человеку возможность познать себя, окружающий мир. Особое место в школьном курсе литературы занимают уроки поэзии. Они задевают самые тонкие струны души, помогают увидеть яркий красочный мир, познать красоту человеческих отношений и силу страдания, учат сопереживать.

Особенность данного урока состоит в том, что приоритетная роль принадлежит воспитательной цели, поскольку очевидна необходимость формирования нравственных качеств личности ученика для дальнейшей её самореализации и социализации в современных условиях.

Целью данного урока являлось формирование следующих предметных и метопредметных компетенций у учащихся:

Формирование эстетического восприятия художественного текста

формирование информационной компетенции (умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию)

· формирование коммуникативной компетенции (владение навыками работы в группе; владение разными видами речевой деятельности (чтение, письмо, корректно вести диалог и пр.);

· формирование компетенции личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)

Перед собой я ставила следующие задачи:

— формирование ценностных ориентиров учащихся через знакомство с произведениями, обладающими высокими художественными достоинствами;

— формирование компетентного читателя через повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; развитие эмоционального восприятия, воспитание культуры чувств;

— совершенствование навыков анализа текста (восприятие – понимание – осмысление – анализ – интерпретация – оценка прочитанного);

— совершенствование устной и письменной речи учащихся (обучение ведению диалога, дискуссии, аргументации собственного мнения, созданию собственного устного и письменного высказывания и пр.);

Для реализации указанных целей и задач я воспользовалась принципом проблемности (создание под руководством учителя проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих их творческую самостоятельность) и методикой мастерской построения знаний

Алгоритм “мастерской построения знаний”

На уроке были задействованы следующие этапы:

1. Индукция, для мотивации дальнейшей деятельности учащихся. (опора на личный опыт учеников, обращение к их пониманию и восприятию любви).

2. Деконструкция и реконструкция. Во время этого этапа учащиеся разбирали лирические и пытались выстроить историю развития отношений между поэтом и его возлюбленной.

3. “Социализация”, то есть предъявление созданного продукта всем участникам. Для того, чтобы каждый ученик мог сравнить свои результаты с чужими.

4 Исправление или обновление созданного учеником.

5. Рефлексия в виде письменного высказывания

Считаю, что выбранные мною методы соответствовали задачам, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *