Что придет на смену ту 160

National Interest объяснил, в чём ПАК ДА превзойдёт Ту-160

Детали российского проекта стратегического бомбардировщика ПАК ДА держатся в секрете, хотя некоторые вещи можно предугадать уже сейчас, пишет The National Interest. The National Interest, вообще говоря, нередко занимается «предсказаниями» по поводу характеристик военной техники, которая ещё только в перспективе.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Согласно прошлогодним прогнозам, отмечает издание, Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) должен совершить первый полёт в районе 2025-2026 гг.; окончательно поступив в серийное производство ближе к концу двадцатых. По сложившейся традиции серийная машина получит наименование «Ту», так как значительная часть разработок принадлежит именно ОКБ Туполева.

В настоящее время бюро работает над производством нового бомбардировщика Ту-160М2, что, как утверждается, «сильно задержало» продвижение по ПАК ДА, который стал «жертвой нехватки ресурсов» на оба проекта.

Общая концепция всё ещё туманна

The National Interest, по сути, признаётся, что большая часть имеющейся в открытых источниках информации о российском проекте состоит преимущественно из предположений.

В частности, до сих пор непонятно, будет ли новейший бомбардировщик выполнен по схеме «летающее крыло» и вообще как-то соответствовать дизайну американского аналога B-2 Spirit.

NI объясняет, в чём ПАК ДА превзойдёт Ту-160.

Ожидается, что ПАК ДА будет иметь вдвое меньшую массу по сравнению с Ту-160, но при этом дальность возрастёт до 15 000 километров с нынешних 12 тысяч. В числе других опций и характеристик часто предполагают два двигателя, возможность использовать более короткие аэродромы для взлёта-посадки и дозвуковую скорость. Кроме того, в обзоре высказывается мнение, что электронные системы ПАК ДА будут в значительной степени унифицированы с более ранним Ту-160М2, но при этом получат более широкий спектр возможностей.

Источник

Накануне испытаний: Ту-160М новой постройки

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

В течение нескольких последних лет российская авиационная промышленность занималась восстановлением производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Последние события показывают, что эта задача была успешно решена. Доказательством этого теперь является первый самолет новой постройки, который сейчас готовят к испытаниям. За ним в ближайшем будущем последует следующий бомбардировщик.

От планов к серии

Первые заявления о необходимости восстановления производства Ту-160 прозвучали в 2015 г. Тогда говорилось о необходимости и возможности строительства полусотни новых самолетов в современной модификации Ту-160М/М2. Первые машины новой серии могли бы поступить на службу в первой половине двадцатых годов.

В том же году начался процесс восстановления и модернизации необходимых производственных мощностей, отработки технологий и т.д. Основная масса таких работ выполняется на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова; также к программе привлечено большое количество других предприятий-поставщиков агрегатов и компонентов. В частности, с 2016 г. ПАО «Кузнецов» занималось возобновлением производства двигателей НК-32.

Все эти мероприятия завершились успехом. Уже в середине 2017 г. было объявлено о восстановлении ключевых компетенций, что позволяло приступать к строительству самолетов. Тогда сообщалось, что производство новой серии ракетоносцев удастся начать уже в 2021 г.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

В дальнейшем на восстановленных мощностях были заложены первые самолеты новой серии. Один из них достроили в этом году, и сейчас он готовится к испытаниям. Кроме того, продолжается работа на следующем заказе. Как скоро состоится выкатка этого борта, неизвестно, однако сам факт его строительства имеет большое значение.

Выход на испытания

На протяжении нескольких последних недель СМИ и официальные лица неоднократно рассказывали о текущем состоянии головного Ту-160М новой постройки и о планах по проведению испытаний. Сообщается, что самолет готовится к наземным и летным испытаниям. Также упоминаются возможные даты первого полета. При этом часть таких новостей, как теперь ясно, не соответствовала действительности.

23 ноября казанское издание «Бизнес Online» сообщило, что работы на новом бомбардировщике идут «день и ночь». От неназванных источников оно узнало предполагаемую дату первого полета. Так, самолет должен подняться в воздух 18 декабря – в день 40-летия начала летных испытаний самого первого опытного Ту-160. На уровне слухов сообщалось о возможности присутствия на этом мероприятии высших лиц.

29 ноября новую информацию опубликовало агентство ТАСС. По данным его источника, первый Ту-160М уже «стоит в ангаре готовый, заправленный». До конца года планируется провести первую пробежку по заводской взлетно-посадочной полосе. Первый полет в планах на ближайшее будущее отсутствует. Также источник указал, что на эти мероприятия собираются пригласить высшее руководство, и потому точные даты их проведения еще не определены.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Вскоре информация от ТАСС получила подтверждение. 9 декабря вице-премьер Юрий Борисов посетил предприятие «ОДК–Пермские моторы», где, среди прочего, обсудили программу производства бомбардировщиков. По словам вице-премьера, первый полет нового Ту-160М состоится только в начале следующего года. Более важной задачей на данный момент он назвал пробежку с двигателями НК-32 новой серии.

Таким образом, общая ситуация вокруг нового самолета в целом понятна, хотя точные сроки и даты еще не раскрыты. Бомбардировщик уже построен и проходит последние мероприятия перед началом испытаний. В ближайшее время его опробуют на земле, и этот этап проверок может начаться уже в ближайшие дни. Полноценные летные испытания, в свою очередь, стартуют в будущем году. При этом информация о первом полете в середине декабря, как теперь ясно, не соответствовала действительности.

Следующий этап

Весьма вероятно, что первые наземные проверки первого Ту-160М новой серии ведутся прямо сейчас. После их проведения и исправления выявленных недочетов начнутся пробежки, а затем самолет перейдет на полноценные летные испытания. В рамках этих мероприятий он покажет летно-технические и боевые характеристики, а также продемонстрирует работу всех узлов и агрегатов.

Как долго будут продолжаться испытания и доводка нового бомбардировщика, неизвестно. Можно предполагать, что они займут немало времени. Продолжительность испытаний будет определяться необходимостью проверки и отработки целого ряда компонентов нового производства. Нужно испытать собранный заново с нуля планер, силовую установку новой серии, современное радиоэлектронное оборудование и т.д.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

В связи с этим работы по первому Ту-160М могут растянуться на несколько месяцев или даже лет. Впрочем, и в этом случае готовый самолет, прошедший все проверки и подтвердивший расчетные характеристики, сможет попасть в войска в течение первой половины десятилетия – как говорилось ранее.

Очевидно, что отработка конструкции первого самолета серии повлияет на сборку следующих бортов. Соответственно, их испытания будут занимать меньше времени, что позволит получить максимально возможные темпы строительства и поставки техники.

Новое и обновленное

В нынешнем виде Ту-160М имеет ряд важных особенностей, благодаря которым сможет показывать повышенные технические и боевые характеристики. Прирост характеристик и общей эффективности, как сообщается, будет обеспечен за счет модернизированных и полностью новых компонентов.

Планер, общесамолетные системы, двигатели и другие изделия нового производства отличаются новизной и имеют полный ресурс, что позволит эксплуатировать технику в течение длительного времени. Кроме того, двигатели НК-32, компоненты для них и другие изделия вновь производятся серийно, за счет чего упростится обслуживание и ремонты бомбардировщиков.

Сообщалось о кардинальном обновлении комплекса БРЭО, однако точные сведения на этот счет пока отсутствуют. Предполагается применение новых средств навигации, связи и управления. Это улучшит оперативные возможности техники и обеспечит ее интеграцию в нынешние и будущие контуры управления войсками. Кроме того, благодаря новой аппаратуре Ту-160М получит совместимость с существующими и перспективными образцами вооружения, в т.ч. стратегического.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Новая программа строительства ракетоносцев интересна не только своими техническими особенностями. Обращают на себя внимание и количественные планы. В средней и дальней перспективе будет построено до 50 самолетов. Сначала они будут дополнять наличные бомбардировщики, потом станут основой группировки, а в будущем полностью заменят устаревшую технику первой серии.

За счет этого будет создана крупная и эффективная ударная группировка, способная нести службу в течение нескольких следующих десятилетий. Весьма вероятно, что новый Ту-160М, сейчас готовящийся к испытаниям, будет эксплуатироваться до 2050 г. или дольше. Следующие машины, соответственно, завершат службу еще позже. При этом регулярный ремонт и модернизация позволят поддерживать характеристики и потенциал самолетов на современном уровне.

На пороге будущего

Таким образом, прямо сейчас на Казанском авиазаводе не только ведется подготовка к испытаниям нового самолета, но и закладывается основа для развития нашей стратегической авиации на несколько десятилетий вперед. Очевидно, что на специалистов авиационной промышленности возлагается особая ответственность, и им не следует спешить с выполнением требуемых работ, если это может повредить качеству.

Впрочем, подготовка и предварительные испытания не должны занять много времени. Как обещает руководство промышленности и страны, в ближайшие недели или даже дни состоится первая пробежка нового Ту-160М, а затем можно ожидать полноценный полет. Его планируют на начало следующего года – и эти планы, вероятно, будут выполнены.

Источник

Нынешний контракт и самолеты будущего: новый Ту-160 идет в серию

С 2015 года одной из главных тем в контексте перевооружения российской армии является программа восстановления строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. В течение определенного времени ряд предприятий авиационной промышленности занимался подготовкой к выпуску новых машин, и несколько дней назад эти работы привели к очередным реальным результатам. Первый самолет новой постройки поднялся в воздух, а предприятие-изготовитель получило заказ на новую серию подобных машин.

Сведения о начале летных испытаний первого Ту-160М новой постройки появились 24 января. По информации ТАСС, новая машина с заводским номером 08-04 выполнила свой первый полет на позапрошлой неделе (15-21 января). Неназванный источник указал, что необходимые проверки самолета завершатся в течение нескольких месяцев, и до конца текущего года машину передадут заказчику в лице воздушно-космических сил. Официальное подтверждение подобным новостям, однако, не поступало.

Замминистра обороны Юрий Борисов и президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь подписали контракт на строительство первой партии серийных Ту-160М новой постройки. Как сообщается, каждый из десяти заказанных самолетов будет строить более 15 млрд рублей. На производство этой партии выделено 160 миллиардов. Строительство заказанных машин будет продолжаться в течение нескольких следующих лет. По словам В. Путина, новый контракт обеспечит полную загрузку Казанского авиазавода до 2027 года.

По имеющимся данным, новый самолет с номером 08-04, уже проходящий летные испытания, будет передан вооруженным силам до конца текущего года. Первый из новых Ту-160М, предусматриваемых контрактом от 25 января, планируется передать заказчику в 2023 году. После этого машины будут регулярно выходить из сборочного цеха и, после необходимых проверок, отправляться к месту службы.

В течение нескольких последних лет высокопоставленные представители министерства обороны неоднократно поднимали тему объемов нового производства дальних бомбардировщиков. Согласно этим заявлениям, до 2035 года воздушно-космические силы должны будут получить 50 новых Ту-160М2. Возможность выполнения подобных планов в указанные сроки ожидаемо стала темой отдельных споров и обсуждений, но военное ведомство пока не говорило об изменении своих намерений.

Известно, что промышленность должна будет сдать полсотни новых самолетов с 2023 по 2035 годы. Нетрудно подсчитать, какие темпы работ необходимы для реализации таких планов. Начиная с 2023-го, промышленность должна будет ежегодно передавать военному ведомству не менее трех серийных самолетов. При этом после каждой сдачи новой машины сопоставимое число бомбардировщиков должно оставаться на стапелях на разных стадиях строительства. Это позволит реализовать имеющиеся планы, как минимум, без серьезного отставания от графика.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

На данный момент можно предполагать, что называемые сроки передачи 50-го самолета в виде середины тридцатых годов не будут выдержаны, и их придется сдвинуть вправо. При всей своей пользе для вооруженных сил, текущая программа строительства новых бомбардировщиков чрезвычайно сложна и дорога. Как следствие, на ее реализацию потребуется немало времени, вплоть до нескольких десятилетий.

Большой интерес представляет финансовая сторона новой программы. Ранее сообщалось, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также обновление производственных мощностей Казанского авиазавода, необходимые для запуска строительства самолетов новой модификации, будут стоить порядка 37 млрд рублей. Первый десяток самолетов из пяти требуемых обойдется армии в 160 миллиардов. При сохранении текущих цен общая стоимость полусотни самолетов может достичь 800 млрд рублей. Возможное увеличение расходов способно заметным образом увеличить это число.

С момента принятия решения о возобновлении строительства Ту-160 и до настоящего времени был собран только один самолет. При этом следует отметить, что работы последнего времени отличаются от последующих некоторой простотой. С начала девяностых годов, когда было отменено дальнейшее серийное строительство бомбардировщиков первой модификации, на Казанском авиационном заводе осталось четыре недостроенных машины. Одна из них была достроена в 2016-17 годах и теперь, получив собственное имя «Петр Дейнекин», вышла на испытания.

Использование имеющегося задела позволит казанским авиастроителям сравнительно быстро и просто построить еще три ракетоносца, однако это не даст всех желаемых результатов. По итогам достройки трех заделов новый заказ на 10 машин будет выполнен лишь на треть. Таким образом, с определенного времени Казанский авиазавод должен будет запустить полноценное новое производство самолетов с изготовлением всех необходимых агрегатов с нуля.

Как сообщает Объединенная авиастроительная корпорация, завод уже завершил большую часть подготовительных работ. В частности, были восстановлены ключевые технологии строительства. В прошлом году была вновь запущена линия электронно-лучевой сварки титановых агрегатов центральной балки самолета. Крупная поперечная балка массой порядка 6 т является одним из главных элементов силового набора Ту-160 и фактически собирает в единую конструкцию фюзеляж, центроплан и подвижные консоли. При изготовлении такой балки необходимо сделать большое число сварных швов общей длиной 140 м. Имеющиеся технологии позволяют вести сварку с высокими скоростями – до 36 м/ч.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Еще одним важным новшеством является обновленный подход к созданию конструкторской документации. Обновленный проект стратегического бомбардировщика создается в цифровом виде. При этом к его созданию привлекли ведущие авиационные конструкторские бюро страны – вместе с КБ «Туполев», создавшей исходный проект, над обновленной машиной работали фирмы «Бериев», «Ильюшин», «Сухой» и «Яковлев». При помощи защищенных каналов связи была организована сеть, обозначенная как «распределенное конструкторское бюро». Применение подобного подхода к проектированию позволило сократить затраты, а также ускорит выполнение необходимых работ.

Впрочем, необходимые проектные работы еще не завершены. Источник ТАСС в середине прошлой недели сообщил, что полностью оцифрованная документация по обновленному самолету пока еще не готова. Ее планируется завершить не ранее середины текущего года. Только после этого новые документы можно будет использовать при строительстве серийных самолетов обновленной версии.

По известным данным, сейчас речь идет о строительстве новых самолетов в конфигурации Ту-160М. Машины такой комплектации уже эксплуатируются в дальней авиации, однако они изначально представляли собой Ту-160 базовой модификации, впоследствии отремонтированные и модернизированные. Теперь самолеты обновленной версии будут строиться с использованием задела или с нуля.

Проект с литерой «М» предусматривает замену пилотажно-навигационного оборудования и бортовых средств связи. Также предложена установка новой радиолокационной станции и современных средств радиоэлектронной борьбы. Аппаратура управления вооружением обеспечивает возможность применения современных ракет. Конструкция планера при этом не претерпевает серьезных изменений. Тип силовой установки так же не изменяется.

Новые серийные бомбардировщики будут относиться к перспективной модификации Ту-160М2. Этот проект вновь подразумевает серьезное обновление радиоэлектронного оборудования с установкой современных систем и средств. Утверждается, что самолет версии «М2» будет иметь боевую эффективность, на 60% превышающую соответствующие показатели простого Ту-160.

Программа возобновления строительства стратегических ракетоносцев Ту-160 имеет большое значение для развития дальней авиации воздушно-космических сил. До 1992 года, когда строительство прекратилось, промышленность более трех десятков самолетов этого типа, включая опытные образцы. Впоследствии удалось достроить еще две машины. В силу известных событий девяностых годов до нашего времени дожило около половины построенных машин. 16 серийных бомбардировщиков в настоящее время несут службу на авиабазе Энгельс. По своей численности имеющиеся Ту-160 заметно уступают дальним бомбардировщикам Ту-95МС и Ту-22М3, счет которым идет на десятки.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

При успешном выполнении имеющихся планов по строительству полусотни новых бомбардировщиков общая численность Ту-160 превысит 50-60 единиц. При этом все или почти все такие машины будут относиться к новым модификациям «М» или «М2». Постепенное списание самолетов, выработавших свой ресурс, в определенный момент сделает новые Ту-160М2 самыми многочисленными представителями российской дальней авиации.

Массовое производство Ту-160М2 в отдаленном будущем позволит начать вывод из эксплуатации морально и физически устаревших самолетов Ту-95МС. Примерно в это же время войска смогут получить новые дальние бомбардировщики, разрабатываемые в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). До определенного времени доля ПАК ДА в дальней авиации будет не слишком велика. За счет этого, а также из-за постепенного отказа от турбовинтовых Ту-95МС должен наблюдаться рост относительного количества Ту-160М2. Таким образом, подобная техника не только позволит обновить парк бомбардировщиков, но и «закроет» специфический период перевооружения.

Последние из планируемых к заказу 50 бомбардировщиков Ту-160М2 поступят в войска, как минимум, в середине тридцатых годов. При этом возможно заметное смещение сроков, обусловленное сложностью и дороговизной проекта. Так или иначе, строительство полусотни новых ракетоносцев обеспечит правильную работу дальней авиации ВКС на протяжении нескольких следующих десятилетий. Некоторые из имеющихся в войсках Ту-160 были построены еще в конце восьмидесятых годов, но после ряда ремонтов и модернизаций способны продолжать службу. Учитывая сроки эксплуатации этих машин, можно представить, сколько смогут служить бомбардировщики, которые предстоит сдать в середине тридцатых.

Несколько лет работ, направленных на возобновление серийного производства стратегических ракетоносцев, приводят к реальным результатам. В конце осени прошлого года первый Ту-160, построенный на основе имеющегося задела, был передан на испытательную станцию, а пару недель назад начал летные испытания. Несколько дней назад появился первый контракт на строительство серийных машин этого типа. Производство полусотни желаемых бомбардировщиков займет немало времени, но уже сейчас сделаны первые шаги, приближающие желаемый результат.

Источник

«Абсолютно новый самолет». Ту-160М – первый шаг к ПАК ДА

Ту-160М оснастят ракетами Х-БД. Они смогут обмануть ПРО США

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Сейчас на вооружении ВКС России находится 17 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Все действующие самолеты этой серии имеют собственные имена, например, авиаконструктора Андрея Туполева или былинного богатыря Ильи Муромца. Последний выпущенный в 2017 году Ту-160 получил имя легендарного главкома ВВС Петра Дейнекина. К слову, сам Петр Степанович, освоивший пилотирование более двух десятков самолетов, управлял при жизни и Ту-160.

Решение о производстве обновленного Ту160М было принято в связи с необходимостью создания переходного варианта стратегического ракетоносца. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) – бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, создаваемый в ПАО «Туполев», появится на вооружении ВКС России несколько позже, ориентировочно – в 2027 году. Предполагается, что этот самолёт заменит стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160 и Ту-22М3.

До его появления именно усовершенствованный Ту-160М возьмет на себя функции ударной силы стратегического авиакрыла.

«Ту-160М – абсолютно новый самолет. Основная часть изменений касается систем бортовой электроники бомбардировщика. В рамках проекта по модернизации самолета созданы: бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливные системы, а также системы управления вооружением.

Не исключено, что некоторые из новых систем потом могут быть использованы в ПАК ДА», – рассказал «Газете.Ru» авиационный эксперт Юрий Гаврилов.

Вице-премьер Юрий Борисов на брифинге для журналистов начале декабря заявил, что «самолет может совершить пробег с новыми двигателями НК-32». Разработка этого двигателя началась в 1977 году. Серийное производство началось в 1983 года, но 1993 году было остановлено. Лишь в 2016 году ПАО «Кузнецов» заявило о том, что возобновляет серийный выпуск обновлённых двигателей НК-32.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Таким образом, Ту-160М, оснащенный Х-БД, будет обладать возможностями обмана средств ПВО и ПРО противника. Запустив такие ракеты из, скажем, района Каракаса (российские Ту-160 летали в Венесуэлу в сентябре 2013 года и в декабре 2018 года) в направлении Вашингтона, бомбардировщики могут спокойно уйти в сторону и приземлиться на аэродроме Манагуа в Никарагуа (так тоже бывало).

При этом сохраняются все логистические возможности и преимущества Ту-160.

«Основным местом дислокации российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 считается авиабаза ВКС в Энгельсе Саратовской области. Однако эти самолёты способны нести боевое дежурство практически в любом регионе мира. Дальность их практического полета составляет порядка 12 тысяч километров, при дозаправке в воздухе они способны находиться в воздухе более суток.

А зафиксированная в 2010 году дальность составила 18 тысяч километров. И, взлетев под Саратовом, а затем дозаправившись, скажем, в районе Южно-Китайского моря, где дежурят российские топливозаправщики Ил-78, они в течение нескольких часов могут оказаться вблизи берегов США», – напомнил авиационный эксперт Юрий Пеляев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Хорошо забытое новое: Ту-160М2 готовится к взлету

Готовится к первому полету первый серийный Ту-160 новой модификации — Ту-160М2. Зачем Россия восстанавливает производство самого большого в истории боевого самолета? Каковы перспективы не самой медийно шумной, но одной из наиболее сложных программ российского ВПК?

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Пожалуй, наше время запомнится как время парада ремейков и возвращения старых имен во всех сферах искусства. Кино и сериальная продукция буквально изобилуют переосмыслениями блокбастеров прошлого – сиквелами, приквелами, сиквелами приквелов и т.д. Любители компьютерных развлечений наверняка добавят к этому вал всевозможных «юбилейных изданий» и «ремастеров» популярных игр прошлых десятилетий. Меломаны укажут пальцами на ремастеринговую антологию The Beatles и новый альбом ABBA, записанный всего-то спустя 40 лет после предыдущего.

Похоже, только книги человечество не научилось массово и успешно переписывать — определенно, к счастью, но, возможно, временно.

Оглянись: незнакомый, похожий

Увлечение ремейками и долгая жизнь хитов в полной мере касается инженерного искусства – по крайней мере, в сфере военной авиации, которой мы сегодня коснемся. И наиболее ярко это проявляется, как ни странно, у наших заокеанских партнеров по гонке вооружений.

Возобновлены закупки истребителя F-15 Eagle – конечно, в новой модификации F-15EX Eagle II, но после более чем двадцатилетней (!) паузы – последние поставки для ВВС США были в 2001 году.

На новой производственной линии идет производство легкого истребителя F-16V Viper. Несмотря на наличие и активный экспорт его «сменщика», истребителя пятого поколения F-35, старичок родом из 70-х годов прошлого века все еще пользуется спросом у ограниченных в финансовых возможностях союзников.

Большую часть парка высотных беспилотных разведчиков RQ-4 Global Hawk принято решение списать — а древние, как мумии мамонтов, U-2 продолжают служить. Конечно, это не прямые аналоги самолета, на котором летел сбитый советскими ПВО в 1960 году Пауэрс – современные были произведены в 1980-х. Но и им на авиационных кладбищах давно уже ставят прогулы.

В стратегической авиации ситуация и вовсе уникальная. Да, у американцев в производстве прототипы нового бомбардировщика B-21 Raider, первый полет которого, к слову, ожидается в наступающем 2022 году. Машина должна, по текущим планам, заменить и B-1B Lancer, парк которых сильно изношен в локальных войнах последних двух десятилетий и сокращен наполовину для упрощения обслуживания, и B-2A Spirit, которых, напротив, слишком мало – после получения достаточного количества близких по концепции B-21 содержать их станет невыгодно.

А значит, служить на протяжении следующих десятилетий суперновый Raider будет вместе с… B-52 Stratofortress.

С теми самыми символами Вьетнамской войны, которые уже к моменту своего хрестоматийного участия в операциях 1972 года были, мягко говоря, не молоды. Фактически, все ныне живые B-52H были выпущены в 1961-62 годах. И ничего, по текущим планам им предстоит тянуть лямку аж до 2050 года. Почему? Да потому, что это привычная в эксплуатации и удобная для того же гиперзвука платформа. А наиболее болезненный вопрос — с двигателями – решили, недавно подписав спорадически обсуждавшийся аж с тех же 1960-х годов контракт на ремоторизацию.

В России сложилась похожая ситуация – хотя и с заметными отличиями. Заключаются они в значительно более коротком сроке службы самолетов советского периода выпуска: как из-за изначального меньшего, чем у западных аналогов-одногодок ресурса, так и из-за, мягко говоря, тяжелого периода 1990-х годов. В результате нам раньше, чем западным коллегам, пришлось заниматься, в частности, заменой парка тактической авиации. Решался этот вопрос в значительной степени за счет закупок глубоко модернизированных модификаций платформы Т-10 (внутренний индекс семейства самолетов Су-27) – от многоцелевых истребителей Су-30, до ударных Су-34 и ориентированных в большей степени на завоевание господства в воздухе Су-35. Благодаря активным закупкам прошлого десятилетия российский парк тактической авиации стал физически одним из самых молодых в мире, что дает хороший запас времени на спокойную разработку новых машин. В то же время в США часть парка находится уже в сильно изношенном состоянии и эксплуатируется со значительными ограничениями. Например, средний возраст истребителей F-15C почти 38 лет, учебных T-38 – около 60 лет.

Как спасали «Белых лебедей»

Для разбора причин решения возобновления производства Ту-160 сосредоточимся на парке стратегической авиации.

После распада СССР и резкого сокращения вооруженных сил ряд самолетов старых типов был списан, и на вооружении остались два стратегических бомбардировщика-ракетоносца — Ту-95МС и Ту-160. Остались еще дальние бомбардировщики Ту-22М3, но их возможности были ограничены как отсутствием системы дозаправки в воздухе, так и — крылатых ракет большой дальности в номенклатуре доступного вооружения. Хотя в будущем, возможно, эта ситуация изменится (развитие Ту-22М3 в Ту-22М3М – тема для отдельного разговора), они не учитывались как часть средств стратегического ядерного сдерживания и не ограничивались серией договоров СНВ.

Оставшиеся на вооружении ракетоносцы – самолеты для этого типа авиации достаточно новые. Несмотря на архаичный вид, «Медведи» Ту-95МС строились в 1980-х годах, а Ту-160 и вовсе начали поступать в ВВС СССР только в конце того десятилетия. Казалось бы, ситуация с воздушным компонентом ядерной триады должна была быть радужной, но, к сожалению, все не так просто.

Чрезвычайно болезненным – по целому ряду факторов – стал для стратегической авиации распад Советского Союза. В первую очередь –
из-за безденежья 1990-х годов, когда не хватало средств не только на плановую учебно-боевую подготовку, но даже просто на качественную консервацию самолетов. Вопреки имеющему место заблуждению, консервация самолета не означает, что его достаточно закрыть брезентом и бросить. Законсервированные машины тоже надо обслуживать, а время от времени еще и облетывать. В этой ситуации списание старых типов было, разумеется, единственно верным решением, но даже сосредоточив усилия на небольшом количестве новых машин, их не получилось обслуживать должным образом.

И без того небольшое количество боеспособных самолетов еще больше пострадало из-за особенностей базирования советских стратегических сил: часть тяжелых бомбардировочных полков размещались за пределами РСФСР, на Украине и в Казахстане. И если из дружественного России Казахстана Ту-95МС были выведены без серьезных проблем, то украинские власти не собирались отдавать свалившееся на них богатство Москве задешево (может быть, не собирались отдавать вовсе). А по трагическому стечению обстоятельств, именно в украинских Прилуках располагалась часть, выбранная для перевооружения на Ту-160 и получившая на момент обретения незалежности 19 машин – практически все серийные.

В конце концов, за списание накопившихся газовых долгов удалось в 1999-2000 годах выкупить 8 бортов (и еще 3 Ту-95МС, оборудование, ЗИПы и вооружение). Остальные были уничтожены.

Чтобы понять масштабы этой потери, нужно знать вот что. На момент распада СССР успели сделать 26 машин из планировавшейся серии в сотню (симметрично серии B-1), считая ранние прототипы, ограниченно годные к строевой эксплуатации, и вторую серийную машину, потерянную в аварии в 1987 года. Фактически, России и достались в основном предсерийные машины. В этой ситуации тогдашние российские власти, в частности лично Б. Ельцин (осмотревший Ту-160 и Ту-95 в белорусских Мачулищахна показе авиатехники, прошедшем на фоне заседания Совета глав государств СНГ), приняли решение: во-первых, сворачивать производство Ту-95МС, во-вторых – продолжить выпуск Ту-160.

Если бы не термояд

Но вернемся к Ту-160. Производственный цикл самолета, особенно такого большого и трудоемкого, занимает несколько лет, и на заводах находились самолеты в высокой степени готовности. Сами же заводы по выпуску самолетов и двигателей, к счастью, остались в России — первый в столице Татарстана, Казани, второй – в Самаре. В 1992 году сдали три машины, еще две в 1993 и один в 1994. Далее последовал долгий перерыв. Оставшиеся машины требовали большой, практически невыполнимой в условиях разрушившейся производственной кооперации работы. Тем не менее, в 2000 и 2008 годах сдали еще по одной машине. И сегодня парк Дальней авиации России насчитывает 16 именных Ту-160 (один из серийных был потерян в катастрофе в 2003 году, взамен ему был доработан один из прототипов).

Разумеется, не такое количество стратегических бомбардировщиков виделось оптимальным военно-политическому руководству России. Предложения возобновить производство Ту-160 (или хотя бы довести все заделы, некоторое количество которых в низком статусе готовности еще оставалось) звучали периодически. Однако, это только выглядело идеей без минусов. Эксплуатация «Лебедей» была чрезвычайно трудоемка, требовала большого количества человекочасов обслуживания, специальной аэродромной техники и находившихся в остром дефиците ЗИПов. В «нулевые» исправность парка находилась на уровне 0,25-0,3. И это при том, что оригинальный Ту-160 может решать (зато хорошо) только одну задачу: быть воздушным компонентом стратегической триады в качестве носителя крылатых ракет большой дальности. Для неядерной проекции силы, для применения в локальных конфликтах он малополезен и избыточен.

А перед глазами, кстати, был зарубежный опыт из изначально близкого по концепции B-1B (если точнее – аналогом был бы оригинальный проект B-1A — но на стадии создания американцы упростили облик, вместо скоростного носителя крылатых ракет сделав маловысотный «бомбовоз»). Штаты превратили «гадкого утенка» 90-х в идеальный бомбардировщик для локальных войн: значительно расширив номенклатуру вооружения, модернизировав прицельно-навигационный комплекс и т.д. В Афганистане – с топливным баком в одном отсеке вооружения, корректируемыми бомбами в другом и с прицельным контейнером от истребителя – он выполнял полеты на дежурство в воздухе длительностью до суток, заменяя таким образом в одиночку большое количество ударных самолетов тактической авиации. Нет нужды пояснять, как удобен и полезен был бы такой самолет для России в Сирийской кампании — удары крылатыми ракетами с Ту-95 и Ту-160 тоже были очень полезными и нужными, но в первую очередь для того, чтобы политически продемонстрировать наличие у России «длинной руки».

Мы имеем сегодня мало сведений о ПАК ДА (перспективном авиационном комплексе дальней авиации), но если судить по тому, что известно, то можно констатировать, что опыт американских локальных войн учитывался. Достаточно сказать, что бомбардировщик, судя по всему, планировался дозвуковым и малозаметным, меньшим, чем Ту-160. И тут надо отметить, что столь любимым у нас сегодня в качестве вооружения воздушного компонента ядерной триады крылатым ракетам большой дальности это не очень нужно: рубеж ракетной атаки такими средствами находится далеко от противника. А вот выходить на него стоит побыстрее.

«Белый лебедь»: во-первых, это красиво

Однако ситуация резко изменилась после украинского кризиса и резкого ухудшения отношений с западом. Внезапно вновь стало актуальным скорейшее укрепление ракетно-ядерного щита, а не создание когда-нибудь потом универсальной машины для проекции силы (работы над бомбардировщиком с нуля – дело чрезвычайно долгое и сложное). Весной 2015 года было озвучено решение отложить ПАК ДА на некий, фактически достаточно неопределенный до сих пор, срок и сосредоточиться на восстановлении производства Ту-160 в новом, глубоко модернизированном облике. Также решено довести до близкого уровня строевые машины — относительно устоявшимся является обозначение модернизированных строевых машин как Ту-160М, а самолетов новой серии – Ту-160М2. Кроме того, активизировались работы по модернизации Ту-95МС — до поступления достаточного количества Ту-160М2 планируется эксплуатировать порядка 30 глубоко модернизированных Ту-95МСМ.

Что придет на смену ту 160. Смотреть фото Что придет на смену ту 160. Смотреть картинку Что придет на смену ту 160. Картинка про Что придет на смену ту 160. Фото Что придет на смену ту 160

Учитывая, что судя по заявлениям, активное финансирование ПАК ДА ожидается только в следующей госпрограмме вооружений (после 2027 года), «Белый лебедь» станет на это и следующее десятилетие основой воздушного компонента российской стратегической триады. А важность ее, на фоне мировой гиперзвуковой гонки, значительно повышается. Учитывая сложную ситуацию с флотом (надводным особенно), авиация в России является важнейшим средством проекции силы. Так что программа восстановления серийного производства ту-160 – чрезвычайно важная тема, следить за которой стоит следует с большим вниманием. Важность ее ничуть не ниже, чем важность программ истребителя Су-57 и беспилотного «Охотника».

Ну и, в конце концов, это еще просто очень красивый самолет. А как говорил гений авиастроения Андрей Туполев, «Хорошо летают только красивые самолеты».

Заглавное фото: KazanFirst Автор: Василий Иванов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *