Что придумал франсуа рабле
Франсуа Рабле
Фото Все
Видео Все
Магистр игры. Весёлая наука Франсуа Рабле
Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Франсуа Рабле — биография
Франсуа Рабле – французский сатирик, медицинский деятель. Один из известнейших представителей эпохи Возрождения, создавший роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Писатель-гуманист Франсуа Рабле стал ярчайшим представителем эпохи Возрождения, создав ряд приключенческих и сатирических произведений. Самым известным сочинением автора является роман Гаргантюа и Пантагрюэль, повествующий об отце и сыне – забавных великанах-обжорах.
Ранние годы
Биография французского писателя вызывает среди историков дискуссии, так как данные в разных источниках зачастую сильно расходятся. Так, по мнению одних исследователей, он родился в 1494 году, другие же утверждают, что в 1483-м. известно, что родным городом Рабле был Шинон провинции Турень, считающейся центром виноделия. Предположительно мальчик вырос в поместье Девинье, где сейчас открыт музей, посвященный творчеству сатирика.
Франсуа рано потерял мать, поэтому его воспитанием занимался отец. По поводу рода деятельности Рабле-старшего тоже все неоднозначно. Многие считают, что мужчина занимался адвокатской деятельностью, но не исключено, что он был торговцем.
Сохранились монастырские книги, согласно которым в 1510 году ребенок поступил на обучение в храм. В те годы основная масса ученых мужей состояла из священнослужителей, поэтому получить образование в обители считалось престижным. Из стен монастыря выходили талантливые доктора, адвокаты, философы. Благодаря этим людям до наших дней сохранились хроники событий и факты биографий известных людей.
В 1521 году Франсуа постригли в монахи. В обители он занимался изучением медицины, латыни, римского права, анатомии и естествознания. Много времени преподаватели уделяли изучению гуманитарных наук и духовному воспитанию подопечных. В свободное от уроков время Рабле вел самостоятельную исследовательскую работу, создавал монографии. Ранние труды молодого человека были высоко оценены светилами науки 16-го века.
Орден Святого Франциска гордился столь талантливым учеником, чья деятельность была полезной и не шла в разрез с монастырскими устоями. Однако вскоре Рабле стало недостаточно книг, хранившихся в местной библиотеке, и он стал собирать другие интересующие его издания. В 1524 году у юного исследователя нашли греческие книги, которые не приветствовались французскими богословами. Считалось, что в них пропагандируется протестантизм и неправильное толкование Нового Завета.
Греческие труды у парня изъяли, после чего он решил примкнуть к более лояльным бенедиктинцам. Рабле продолжил образование в монастыре Святого Бенедикта, ставшем его новой обителью. Получив достаточное количество знаний, монах покинул стены храма и занялся изучением медицины. В 1530-х он начал практиковать врачебное дело, одновременно издавая работы Гиппократа и Галена. Франсуа стал одним из первых светских священников, получивших докторскую степень. Образованного и начитанного молодого человека стали приглашать читать лекции в учебных заведениях Монпелье и Пуатье.
Творчество
Рабле много времени уделял просветительской деятельности. В его библиографии содержится два десятка медицинских трудов, а также ряд книг по строению человеческого тела. Произведения автора публиковались в популярных изданиях тех лет, его новых работ с нетерпением ждали жадные до знаний читатели. В своих работах Франсуа много размышлял о том, каким образом личность, внешность и поведение докторов влияет на их пациентов. Помимо этого, ученый издавал книги по археологии, древней культуре и архитектуре. Современные исследователи считают эти труды монографиями.
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
Произведением, прославившим писателя на весь мир, стал гротескный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Благодаря циклу из пяти томов читатели познакомились с Рабле-сатириком и узнали удивительную историю двух великанов – героев старинных сказаний. Успех книги был ошеломительным, и в 1532 году автор решил написать продолжение. Взяв творческий псевдоним Алькофрибас Назье, француз выпустил роман «Пантагрюэль», вызвавший негодование представителей Сорбонны. В отличие от ученых мужей, ценители творчества Рабле восприняли новую книгу очень тепло.
Через два года свет увидело произведение «Гаргантюа», повествующее об отце героя предшествующей книги. В 1546-м Франсуа вновь порадовал читателей, издав третью книгу увлекательной серии. Она была подписана настоящим именем, псевдонимом на сей раз автор не воспользовался. Сорбонна признала сочинение непристойным и несущим ересь, но основная масса читателей была на стороне создателя. Когда парламент Франции запретил издавать роман, за Рабле вступились его влиятельные знакомые, и ситуация разрешилась благополучно.
Иллюстрация к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Большую роль в защите книги и самого Франсуа сыграл Жан дю Булле, находившийся в дружеских отношениях с монархом Франциском I. Глава государства лично распорядился, чтобы писателю не создавали помех при создании романа. Когда король скончался, гонения Рабле возобновились: с продажи сняли все экземпляры ранее опубликованных книг о Гаргантюа и Пантагрюэле.
Пятая часть приключений великанов вышла уже после кончины творца. По мнению некоторых литературоведов, авторство Рабле здесь весьма сомнительно: роман могли написать ученики либо последователи писателя.
Помимо знаменитой истории про больших обжор талантливый гуманист создал ряд произведений сатирического характера. Публике полюбилась его «Энциклопедия смеха», где в тонкой ироничной манере автор описывал культурные устои, царившие в 16 веке. Как и предыдущие книги, «Энциклопедию» читатели восприняли с восторгом.
Поклонникам творчества Франсуа Рабле особое удовольствие доставляет прочтение его коротким рассказов. В них сатирик с присущим ему юмором коротко и емко описывает каждодневные ситуации, вызывающие смех читателей во все времена. Гуманист был не прочь посмеяться над физиологией. Творческую манеру Рабле не раз называли амбивалентной, поэтому его произведения остаются забавными, актуальными и в наше время, несмотря на некоторые особенности перевода.
Рабле признан одним из величайших творцов своей эпохи, сумевшим живо отразить реалии тех лет. Сатирик занял достойное место среди философов и педагогов, врачей и писателей. Его знания и умения были настолько разнообразными, что приводили в восторг даже французских монархов.
Своим орудием сатиры Франсуа сделал смех – громкий, исполинский и во многом чудовищный, похожий на его героев-великанов. Гротеском и юмором автор боролся со «страшным общественным недугом, свирепствовавшим повсеместно».
Личная жизнь
Будучи светским священником, Франсуа Рабле активно занимался творческой деятельностью. Его близким другом и единомышленником был Жан дю Булле, имевший определенное влияние в церковных и властных кругах.
Автор книг был отцом двух незаконнорожденных детей, происхождение которых было долгие годы нелегальным. Узаконить статус наследников помогли Жан и Гийом дю Булле, инициировав в 1540-м юридическое слушание. С тех пор Огюст и Жюни могли официально носить фамилию знаменитого родителя.
Фактов из личной жизни гуманиста сохранилось немного. В середине 19-го века историкам удалось установить, что Рабле состоял в любовных отношениях с девицей Жанной из Лиона. Возлюбленная подарила писателю сына Теодуля, но супругой так и не стала. Известно, что мальчик умер еще во младенческом возрасте.
В 1547-м Франсуа поступил на должность викария в приход Сен-Кристоф-дю-Жамбе, что на северо-западе страны. Храм, где Рабле принимал верующих, функционирует по сей день. Сегодняшний викарий прихода с радостью рассказывает истории из жизни своего великого предшественника. Считается, что на эту должность писатель пришел из-за проблем со здоровьем, которые беспокоили его в последние годы жизни. Попасть именно в этот храм было мечтой каждого священнослужителя, поэтому и здесь сатирик прибегнул к своим связям.
Автор комичных произведений и в жизни был невероятно смешливым человеком. Встречаясь с друзьями, он любил рассказывать анекдоты и сочинять разные веселые небылицы.
Внешность гуманиста всегда изображают по-разному. Доподлинно известно, что стригся писатель довольно коротко, и предпочитал носить усы. Часто автора изображают уже в преклонном возрасте и с бородой. Сохранился лишь один портрет Рабле, где он предстал молодым человеком. Однако рисунок, созданный Анри Матиссом, был написан по памяти художника.
Смерть
С просьбой об отстранении от прихода Франсуа обратился в 1552 году. Он написал кардиналу о проблемах со здоровьем, не позволяющих продолжать церковную деятельность. Высшее духовенство просьбу удовлетворило.
Писатель вернулся во французскую столицу, поселившись в небольшой квартире. В апреле 1553 года Франсуа Рабле скончался, не получив своевременную медицинскую помощь. Причины смерти создателя романов зафиксированы не были.
Кем и где именно похоронен сатирик, точно неизвестно. Большинство биографов склоняются к версии, что его тело покоится на парижском кладбище у собора Святого Павла. В церковных книгах есть записи, подтверждающие этот факт.
Через несколько месяцев после смерти гуманиста Пьер де Ронсар и Жак Тюаро написали эпитафии, посвященные великому коллеге. Своим потомкам Франсуа Рабле оставил богатое наследство в виде знаменитого романа, увлекательных рассказов и цитат, свидетельствующих о прозорливости их создателя.
Интересные факты
Произведения
Ссылки
2. 023 Франсуа Рабле
Франсуа Рабле
(около 1494—1553 гг.)
«Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше», — сказал Рабле и сочинил роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Однажды его направили из Ватикана со срочным посланием королю. В Лионе у него кончились деньги, а ни у кого не спросишь — миссия была тайной. Тогда он объявил, что желает поделиться с местными медиками новостями медицины из Италии. Вpачи явились. Pабле просветил коллег, а потом, пpикpыв двеpи, прошептал: «Есть старинный итальянский pецепт безошибочного яда — лучшее средство, чтобы извести монаpха-тиpана и всю его семью».
Вpачи в ужасе покинули помещение. Чеpез час арестованного Фpансуа, как стpашного госудаpственного пpеступника, мчали в Амбуаз прямо к Фpанциску I, чем изрядно позабавили и самого короля и весь его двор. Тюpемщики, прокатившие мэтра за свой счет, удалились, а Pабле был удостоен королевского обеда.
Родился будущий писатель предположительно в 1494 г. Его отец Антуан Рабле был адвокатом, владевшим в Ладевиньере, что под Шиноном (провинция Турень) загородным домом. У Франсуа было два старших брата и сестра. Мать умерла рано, и в девять лет отец отдал его учеником во францисканский монастырь Сейи. Оттуда Рабле перешел в монастырь де ла Бомет, затем в кордельерское аббатство в Фонтене-ле-Конт, где он постригся в монахи в возрасте 25 лет.
Монашеская жизнь, невежество и фанатизм, праздность и разврат монахов дали Рабле бесценный материал для его будущего романа. Сам он все это время с жаром изучал иностранные и древние языки и право, вел переписку со знаменитым гуманистом Гийомом Бюде. Монахам было тошно глядеть на «умника», который к основной заповеди францисканцев «есть, пить и спать» добавил еще и «учиться». А всякая «ересь» типа греческого языка вообще приводила их в бешенство. Они не раз обыскивали его келью и изымали греческие книги, пока Рабле не ушел из монастыря в Пуату, где сблизился с настоятелем монастыря бенедиктинцев в Майезе — аббатом Жоффруа д’Эстиссаком, ставшим на долгие годы его покровителем.
В качестве секретаря д’Эстиссака несколько лет Рабле провел в разъездах по Франции, посетил ряд университетов, познакомился с поэтом К. Маро, богословом Ж. Кальвином, Эразмом Роттердамским.
С разрешения архиепископа Рабле начал заниматься ботаникой и медициной и вскоре отправился в университет города Монпелье. Первое появление Франсуа на древнейшем в Европе медицинском факультете пришлось на день публичной защиты диссеpтаций по лекаpственным pастениям. Новичок пробился к кафедре и своими познаниями о различных травах настолько поpазил собpавшихся, что ему тут же присвоили без защиты степень бакалавpа, предложив не только учиться, но и вести вводный куpс комментаpиев к Гиппокpату и Галену.
Студент-преподаватель совмещал учебу с лекциями, после которых разыгрывал с дpузьями комедии и фаpсы, устpаивал вечеpинки; выпускал в свет учёные сочинения и «альманахи»; практиковал как врач.
Однажды его, как самого находчивого спорщика, направили в Паpиж убедить канцлеpа Фpанции Дюпpэ не отменять ряд привилегий университета. Попасть к тому было не просто. Рано утpом канцлера разбудили громкие голоса за окном. Выглянув на улицу, он увидел толпу, шумевшую вокруг человека в стpанном одеянии. Дюпрэ послал слуг узнать, что этому человеку надо. «Сдиpатель коpы с коpов», — доложили те.
Заинтригованный Дюпрэ велел узнать, что этот «сдиратель» в столь удивительном одеянии делает в центpе Паpижа. Рабле ответил на латыни.
Послали за школяpом, знающим латынь — тот ответил по-гpечески. Послали за знатоком гpеческого — ответил на дpевнеевpейском. Послали за pаввином — он уже говоpил по-испански, потом по-немецки, потом по-английски.
Дюпpэ наконец велел ввести полиглота в свои покои. Тут Фpансуа по-французски изложил суть дела. Канцлеp, плененный умом и находчивостью собеседника, удовлетворил просьбу университета.
Знал бы он, что миссионер вскоре станет не только выдающимся медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, но и великим писателем ранга Гомера и Данте!
Вскоре Рабле оставил университет и переехал в Лион, где получил должность врача местного госпиталя, переполненного больными: до двухсот человек в одной палате, иногда по нескольку больных на одной постели.
Помимо врачевания Рабле занимался наукой и вовсе крамолой: на лекции анатомировал труп повешенного. Перевел на латынь и опубликовал «Афоризмы» Гиппократа. Здесь же он напечатал и первую книгу своего романа под псевдонимом Алкофрибас Назье (анаграмма его имени и фамилии), которую тут же запретили теологи Сорбонны. Однако Рабле не унялся и к августовской ярмарке 1534 г. выпустил вторую книгу.
Однако вскоре октябрьской ночью в Париже и других городах Франции на стенах домов появились плакаты против папы и католической церкви. Запылали костры. Сорбонна настаивала на запрете книгопечатания. Многие из друзей Рабле были изгнаны либо ожидали приговора. Рабле благоразумно скрылся, а через полгода пристал к свите епископа Жана дю Белле, направлявшегося в Рим за кардинальской шапкой.
В Ватикане Рабле испросил у папы Павла III отпущения грехов за самовольное оставление монастыря и снятие монашеского одеяния. Ему отпустили грехи и разрешили заниматься врачебной практикой. Увлекшись археологией, Рабле выпустил книгу об античных памятниках «вечного города».
Получив должность каноника в монастыре Сен-Мор-де-Фоссе, Рабле пробыл там недолго и стал работать врачом и читать курсы анатомии в разных городах страны.
22 мая 1537 г. в Монпелье Рабле получил высшее ученое звание — доктора медицины. Тогда же ему дали королевскую привилегию на издание своих книг во Франции.
Через 12 лет молчания Рабле выпустил в Париже третью книгу романа — правда, не ко времени. Друга Рабле гуманиста и издателя Этьена Доле за еретические деяния повесили, а труп сожгли на площади Мобер. Рабле бежал за кордон, в Мец. Не сосчитать число его побегов и возвращений, но, главное, они позволили ему выжить, написать и издать роман. Ну а третью книгу теологи встретили с еще большей яростью.
Вскоре умер Франциск I. На престол вступил его сын Генрих II, во всем стремившийся походить на отца. Он также дал Рабле разрешение на печатание его книг.
Во время очередной поездки в Рим Жан дю Белле взял с собой Рабле. Проезжая через Лион, писатель передал местному издателю пролог и одиннадцать глав четвертой книги. В Ватикане балагур Рабле прослыл не просто прекрасным лекарем, но и стал всеобщим любимцем.
Через год Рабле возвратился во Францию — к вящей радости целого лагеря его врагов. «Безбожнику среди псов и свиней», похоже, была уготована участь Этьена Доле. Хорошо покровитель Жан дю Белле позаботился о нем, подыскав ему приход в Медоне в провинции Турень. Правда, обязанностями священника мэтр себя особо не утруждал.
Настало время европейской известности Рабле. Научный мир признал его как выдающегося медика, а его роман стал книгой № 1. Ограждая книгу от нападок теологов, писатель переиздал ее в 1542 г., смягчив наиболее острые пассажи.
Четвертую книгу писателя парижский парламент тут же приговорил к сожжению, а на самого Рабле посыпались доносы. Писатель распустил слух, что он якобы арестован и посажен в тюрьму, и продолжил писать пятую книгу, но завершить ее не успел — умер от болезни сердца 9 апреля 1553 г., оставив завещание: «Я ничего не нажил и у меня много долгов. Все остальное pаздайте бедным». А напоследок добавил: «Закpойте занавес, фарс сыгpан. Иду искать великое “Быть может”». Перед смертью он снял с себя священнический сан.
Рабле был похоронен на кладбище церкви св. Павла.
Современники шутили: «В преисподней теперь весело: Рабле и там насмешит». Надо сказать, что и на этом свете его книга вызывает не всегда утонченный, а подчас утробный смех. Мэтр так высоко задрал планку сатиры, что впоследствии с ней совладал, пожалуй, один лишь Д. Свифт. Не без помощи «медонского кюре» мир сегодня смеется надо всем на свете, в т.ч. и над святынями. Но это уже не вина Рабле, а наша с вами беда.
Пятая книга появились в 1562 г.
У Рабле не было прямых подражателей, его гуманистический энциклопедизм сумел воспроизвести в иной форме лишь М. Монтень. Вместе с тем Рабле оказал огромное влияние на Ж. Мольера, Ж. Лафонтена, А. Лесажа, Ф. Вольтера, Ж. Рихтера, О. Бальзака, А. Франса, Р. Роллана…
Классический перевод романа на русский язык сделал Н.М. Любимов.
P.S. С чувством благодарности иллюстрирую этот очерк о Рабле прекрасным стихотворным переложением:
Нина Самогова (https://www.stihi.ru/avtor/timoscha1)
Писатель ранга Данте и Гомера. Часть I (https://www.stihi.ru/2015/09/03/7059)
«Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше», — сказал Рабле и сочинил роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В. Ломов
Писатель ранга Данте и Гомера,
Филолог, богослов, натуралист,
И врач, один из лучших в этой сфере,
К тому же археолог и юрист.
Он принял постриг в 25, в аббатстве,
Что называлось Фонтене- лё-Конт,
И наблюдая за невежеством и пьянством,
Хотел расширить жизни горизонт.
А посему учился безоглядно,
Читая, изучая языки,
Монахам нервы помотал изрядно …
Ведь им учиться было не с руки.
Тогда Рабле ушёл к бенедиктинцам,
И выбил разрешение себе
Учёбу продолжать на медицинском,
Старейшем факультете Монпелье.
Приехав в день защиты диссертаций,
Пробился к кафедре Рабле тотчас,
И показал он всем, под шквал оваций,
Что он в лекарственных растениях ас.
И, без защиты, степень бакалавра,
Он в тот же день уже в руках держал.
Студентом стал он, несмотря на лавры,
И первокурсникам преподавал.
Рабле и канцлер Дюпре. Часть II (https://www.stihi.ru/2015/09/06/7910)
«Знал бы Дюпре, что миссионер вскоре станет не только выдающимся медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, но и великим писателем ранга Гомера и Данте!» В. Ломов
Однажды, по приказу ректората,
В Париж отправлен к канцлеру Дюпрэ,
В надежде, что добьётся результата,
Заядлый спорщик Франсуа Рабле,
Чтоб отстоять ряд важных привилегий,
Коих хотели универ лишить.
Рабле, любитель шуточных стратегий,
Тотчас придумал, как вопрос решить.
Он под окном у канцлера под утро
Собрал заядлых спорщиков орду,
От криков подскочив, в рассвете мутном,
Увидел канцлер шумную толпу,
И человека в странном одеянии,
Что в самом центре той толпы стоял.
Тогда Дюпрэ, сгорая от желания
Узнать в чём дело, вниз слугу послал.
Вернувшись, доложил слуга, что это,
Чудак, «Сдирающий кору с коров».
Дюпрэ не успокоился ответом,
И вновь послал за разъяснением слов.
Раввину он ответил по – английски,
Кому-то на немецком отвечал,
Любой язык, но только не французский…
Тогда Дюпрэ его к себе позвал.
Чудак же тот, удачей вдохновлённый,
Суть по-французски быстро изложил.
Дюпрэ, умом находчивым пленённый,
Тотчас же просьбу удовлетворил.
Однажды был Рабле из Ватикана
С посланием отправлен к королю,
В Лионе понял он, что как ни странно,
Остался без единого экю.
Тогда Рабле, не мудрствуя лукаво,
К себе врачей Лиона пригласил,
А после лекции, цинично, прямо,
Рецептик яда вдруг им предложил,
Толпясь, к дверям рванули эскулапы,
И через час был схвачен интриган,
В пять раз усилена охрана, дабы,
Он по пути в Париж не убежал.
За счёт казны, проехавшись бесплатно,
Он к королю доставлен быстро был,
И объяснив свои причины внятно,
Франциску донесение вручил.
Историей бесплатного проезда,
Рабле Франциска сильно рассмешил,
И долго двор французский, как известно,
Об этом приключении говорил.
Франсуа Рабле: биография, творчество и идеи
Среди туманных замков Луары, в конце 15 века, по одним источникам в 1483, по другим – в 1594 году, в семье либо мелкого дворянина, либо же состоятельного буржуа, имевшего юридическую практику, то ли в доме рядом с городком Шинон (фр. Chinon) на речке Вьенна, уже тогда славившемся своими виноделами, то ли в замке поместья Девинье в Сейе (фр. Seuilly), родился один из самых ярких и неординарных творцов наступающей уже тогда эпохи Ренассанса.
Споры о месте рождения и социальном происхождении Франсуа Рабле не утихают до сих пор, исследователи его творческого наследия и биографы буквально разошлись по баррикадам, отстаивая всеми средствами каждый свою версию детства писателя. Пока ученые умы литературоведов спорят, учебные издания публикуют оба варианта появления Рабле на свет, не вдаваясь в подробности детства и сразу же переходя к его юности и относительно достоверным фактам из жизни.
Биография
В возрасте около 10 лет Франсуа стал послушником в монастыре ордена Святого Франциска, то есть в монастыре францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Кстати, этот монастырь сейчас открыт для всех желающих его посетить, внутри есть небольшая экспозиция, посвященная известным деятелям и умам Франции, вышедшим из этих стен, предоставляется возможность осмотреть винные погреба, выстроенные еще в 13 веке.
Но большинство посетителей предпочитают фотографировать территорию и само здание, а не экспонаты.
Базовое образование
Находясь в монастырских стенах, юный Франсуа получил прекрасное образование. Кстати, по тем временам францисканские монахи предоставляли наиболее всеобъемлющие и прогрессивные знания, из их рук вышло много математиков, врачей, юристов, философов. Благодаря тому, что монахи вели строгие хроники всего абсолютно, что происходило на территории монастыря, доподлинно известно, что Рабле изучал следующие дисциплины:
И, разумеется, все духовные дисциплины, по которым он так же отлично успевал, как и по естественным и гуманитарным наукам.
Взрослея, Рабле стал уделять много времени изысканиям и опытам в области естествознания, даже напечатал ряд монографий в Германии, которые заслужили одобрение многих прогрессивных умов того времени, включая Гийома Бюде, известнейшего филолога, математика, педагога, философа и юриста. Причем Бюде был знаменит не только во Франции, но и во всей Европе, а его труды читал сам папа Климент VII.
Такая деятельность юного Рабле не шла вразрез с принятыми в ордене Святого Франциска правилами и традициями, но направленность и приоритеты образования и научной деятельности францисканского монастыря не могли дать достаточную базу знаний для самого Рабле, даже местная библиотека уже не была в состоянии обеспечить его всем нужным багажом материалов.
С ведома и разрешения Папы Климента VII, Франсуа Рабле меняет церковный орден и переезжает в монастырь в Мальезе, принадлежащий ордену Святого Бенедикта, то есть, завершает свое, так сказать, базовое образование «под крылом» бенедиктинцев.
Кстати, далеко идти Рабле не пришлось, оба аббатства были тогда и являются сейчас соседями. Бенедиктинский монастырь, в котором доучивался великий французский гуманист сегодня также доступен для всех желающих. Причем достаточно любопытен такой парадокс: как в начале 16 века бенедиктинцы были известны более светским, не консервативным подходом ко всему, включая образование, так и в наши дни – в стенах аббатства действует ресторан, небольшой отель и маленький театр, а его газоны периодически забывают подстричь.
Продолжение учебы
Этот университет и сегодня обучает медицине студентов, причем как в корпусах времен обучения в нем Рабле, так и в современных.
В старом корпусе медицины действует небольшой музей, доступный всем желающим, среди его экспонатов есть картины, рисунки и гравюры, изображающие лекции по медицине в начале 16 века, например, изображения лекций по анатомии немецкого врача и профессора фон Меера.
Кстати, занятия немца посещал и Франсуа Рабле. И был одним из лучших его учеников, согласно хроникам из архивов университета. Так что вполне возможно, что будущий гуманист «засветился» на одной из зарисовок среди студентов.
Начало взрослой жизни
Закончив университет в 1532 году, Рабле переезжает в Лион, открыв там практику. Выбор Лиона вряд ли был случаен, так как именно этот город в то время был культурным и прогрессивным центром всей Франции. Здесь собрались ведущие печатники, мыслители, врачи, исследователи и так далее.
Вероятно, Франсуа Рабле, биография которого содержит много противоречивых фактов, несколько наскучила медицина и естественные науки, поскольку большую часть времени он уделял не своим немногочисленным пациентам, а написанию фельетонов, сатирических памфлетов, причем как для публикации, так и для местных уличных театров. К слову сказать, этот репертуар всегда добавлял артистам зрителей. А печатные листы моментально раскупались, ведь авторство Алькофрибаса Насье – такой взял себе псевдоним Рабле, составив анаграмму от собственного имени, – означало острую сатиру, насмешки над сложившимся укладом жизни, над пафосом мелких нищих аристократов и обязательного героя-простолюдина, который обводит вокруг пальца надутых вельмож и толстых прелатов.
В то же время Рабле работает редактором и переводчиком всевозможных трудов на латыни у известного на всю Францию печатника Себастьяна Грифа, печатающего заказы для церкви, двора короля, ведущих древних родов аристократов, не разорившихся, разумеется, и для многих местных крупных буржуа, обладающих серьезным капиталом и стремящихся к внешним атрибутам респектабельности, таким, как собственные библиотеки.
В этом месте жизни Рабле биографы также расходятся. Одни объясняют работу в печатной мастерской нуждой в средствах, другие же исключительно интересом и желанием ознакомиться с этой частью жизни. Аргументы есть и у тех и у других.
Как бы там ни было, до момента своей славы, а именно до публикации в том же 1532 году первой книги – «Пантагрюэль», которую потом сам автор сделал второй частью истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, трудился он именно там.
После Лиона
В 1534 году Франсуа Рабле возвращается в университет Монпелье уже преподавателем медицины. И вновь спорный момент – некоторые биографы утверждают, что степень доктора медицины Рабле получил только в 1537 году. Однако, согласно экспозиции музея истории университета и его архивным записям, в том числе журналам посещений и книгам выплат денежного и иного довольствия, а также перечню предоставляемых квартир для преподавателей на территории университета, в 1534 Рабле преподавал на кафедре медицины, и особой популярностью пользовались его лекции по анатомии.
И в этом же 1534 издает книгу «Гаргантюа», в которой рассказывает про жизнь отца протагониста из своей предыдущей книги.
Оба произведения осуждаются на кафедрах богословия в Сорбонне и получают нелестные оценки клириков церкви. В результате чего оказываются среди запрещенных к публикации произведений.
В 1545 году Рабле переезжает в Мец, славившийся своим свободомыслием культурный центр того времени, так называемый имперский вольный город, в котором он пишет третью часть серии о Гаргантюа и Пантагрюэле. Книга издается в 1546 году под настоящим именем, но так же сталкивается с осуждением и запретом.
Благодаря «дружбе» Жана дю Булле с Франциском I, Рабле получает личное разрешение монарха на продолжение публикаций. Но после смерти короля французское правительство вновь приостанавливает продажи его на тот момент четырех книг.
Работа в церкви
В 1547 году про Франсуа Рабле вспоминают церковники, и он получает простой пост викария на северо-западе Франции.
Церковь, в которой служил викарием Рабле, работает до сих пор. Ее двери открыты для прихожан. А нынешний викарий с удовольствием общается с немногочисленными туристами.
Этот момент биографии писателя также спорен. Одни его биографы расценивают работу на церковном посту как вынужденную, другие же говорят, что это своего рода «ссылка», третьи, что здоровье писателя было сильно подорвано, и это стало причиной его отъезда и приема поста викария в небольшом приходе в Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдоне.
Однако недостатка в желающих получить приход в те времена, как и сейчас, не было. Скорее всего, либо «подошла очередь», либо же сам Рабле воспользовался своими дружескими связями. Как бы там ни было, Франсуа тут же уезжает и приступает к своим новым обязанностям.
В 1552 году Рабле пишет письмо кардиналу, в котором просит освободить его от прихода по состоянию здоровья. Ему идут навстречу, и в 1553 году, в январе, писатель возвращается в свою маленькую квартиру в Париже, где и умирает в том же 1553 году, 9 апреля. Столичные лекари оказались не в состоянии ему помочь. В 1554 году, поэты Жак Таюро и Пьер де Ронсар публикуют эпитафии, посвященные Рабле.
Похоронен же писатель в Париже, в соборе Святого Павла. Во всяком случае, так принято считать, и эта версия подтверждается соборными учетными книгами, хотя многие биографы утверждают, что место захоронения неизвестно.
Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: содержание (краткое)
«Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочинённая магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции»…
В этой части Рабле знакомит читателей со своим главным персонажем, рассказывая историю его рождения.
После уморительного описания рождения писатель рассказывает, столь же сатирично, о времени обучения Гаргантюа дома, о его отъезде в Париж «за умом», встрече с королем Пикрохолом и жестокой с ним битве, ну и, что закономерно, возвращении в отчий дом.
В этой части Гаргантюа повзрослел и захотел жениться. Женился он ни много ни мало на Бадбек, которая была дочерью короля Утопии. А когда Гаргантюа исполнилось 24 года, жена принесла ему сына – Пантагрюэля. Пантагрюэль был такой огромный, что его мать при родах «испустила дух».
Пантагрюэль рос-рос и вырос настолько, что Гаргантюа отправил его получать образование. Разумеется, в Париж. В Париже герой не только овладевает науками, но и находит друга, Панурга, и ввязывается в «научный спор» между Пейвино и Лижизадом, разрешив который, получает славу «великого ученого».
В это же время Гаргантюа отправляется в поездку в страну фей, а на Утопию совершается коварное нападение дипсодов. Пантагрюэль и его друзья отправляются на выручку и побеждают коварных врагов, попутно покорив столицу амавротов, находящуюся по соседству.
В этой части рассказывается о восстановлении полностью покоренной Дипсодии, напавшей ранее на Утопию. Для этого Пантагрюэль заселяет ее частью жителей самой Утопии.
В это же время Панург решает жениться. Но происходит что-то непонятное, и герои вынужденно обращаются к богословам, гадалкам, судьям и пророкам.
Толку от их советов нет, так как обтекаемые слова герои трактуют в разные стороны. В завершение придворный шут отправляет друзей к Оракулу Божественной Бутылки.
Эта часть истории очень напоминает «Одиссею» Гомера, с той разницей, что у Рабле все очень смешно.
Продолжение рассказа о путешествии к острову Бутылки и испытаниях, выпадающих на долю друзей. Например, чтобы проехать через остров Звонкий, им пришлось поститься четыре дня, что было крайне трудно для героев и предельно смешно для читателей, как в то время, так и сейчас.
После того как герои миновали остров Железных Изделий, они угодили в ловушку на острове Застенок, где еле вырвались из плена населяющих его Пушистых Котов, живущих и процветающих за счет вымогательства взяток.
Предпоследней остановкой стал остров королевы Квитэссенции, Матеотехния, на котором питались исключительно абстрактными категориями.
Герои все же добрались до Оракула Божественной Бутылки. На этом острове их радушно приняли, принцесса Бамбук отвела в часовню к фонтану с Бутылкой Панурга, который исполнил там Песнь Виноградаря. В бутылке раздалось что-то наподобие «тринк!», после чего Бамбук достала из фонтана серебряную книгу, оказавшуюся той самой бутылкой, и велела Панургу ее осушить, так как «тринк» означало: «Пей!»
В самом конце повествования Бамбук передает Пантагрюэлю письмо для Гаргантюа и отправляет друзей назад, домой.
Нужно отметить, что авторство пятой части вызывает споры. Первые 16 глав этой книги увидели свет под названием «Остров Звонкий» в 1562 году, якобы она была составлена учениками и детьми Рабле из его черновиков. Никто из литературоведов не может на сегодняшний день ни опровергнуть авторство французского гуманиста, ни подтвердить его.
Франсуа Рабле: книги
Всего он опубликовал около 20 работ, согласно оценкам его биографов, в том числе и трактаты по анатомии, монографии, посвященные объяснению трудов Гиппократа, ряд публикаций в популярных тогда альманахах, касающихся влияния личности, поведения и внешнего вида врача на больного, ряд трудов по анатомии и другое. Например, в 1540 переиздается его труд, написанный в 1536 (не сохранилось), посвященный античной архитектуре и культуре, в принципе, эта книга является археологической монографией, хотя такой науки в то время и не существовало.
Сегодняшнему читателю доступны все пять книг о великанах Гаргантюа и Пантагрюэле, которые неоднократно переводились на русский язык и издавались в России начиная с 1887 года. Творчество Франсуа Рабле также стало частью школьной программы по мировой литературе.
Педагогические идеи Франсуа Рабле
Впервые о «педагогических» и иных идеях в творческом наследии Франсуа Рабле заговорили после Французской революции. Новой власти очень была нужна идеология, ведь после того, как бунт низов успокоился, грабить стало нечего, мародерство и убийства аристократии и состоятельных граждан завершились, наступило время растерянности.
И власть удержалась, не только отправив на гильотину вчерашних вождей и героев бунта, но и найдя идеологов в наследии эпохи Ренессанса. Что касается непосредственно Франсуа Рабле, педагогические идеи этого человека впервые были «обнаружены и растолкованы» в труде поэта и публициста революции Женгене «О влиянии Рабле на нынешнюю революцию и на предоставление гражданских прав духовенству», увидевшем свет в 1791 году. Таким образом, Франсуа Рабле стал «предчетей» идей и самой идеологии Французской революции.
Новаторские идеи
Однако, помимо манипуляций и «притягивания» наследия сатирика 16 века к революционным настроениям, что, кстати, продолжили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс, у Рабле действительно существовал ряд идей, касаемых организации процесса обучения, образования в целом и, разумеется, подготовки врачей.
Все эти мысли были изложены в его заметках в альманахах и в монографиях. Касались они организации лекций по анатомии. Рабле настаивал на необходимости наличия при каждой кафедре не только лекций с демонстрациями, но и анатомического театра, в котором каждый студент мог бы практиковаться как в учебные часы, так и самостоятельно. Также много он писал об этике профессии – должном внешнем виде и поведении докторов по отношению к пациентам.
Рабле высказывался за организацию полностью независящего от церковных орденов светского начального образования. Считая неверным, что оно возможно либо под духовным руководством, либо в домашних условиях. По сути, он предлагал что-то наподобие традиционных британских школ–интернатов.
Также Рабле выступал против засилья Сорбонны, не считая этот университет самым передовым и престижным, утверждая, что фундаментальность сорбонского образования давно не выдерживает столкновения с реальностями жизни.
Нужно отметить, что ни борцом, ни тем более революционером Рабле не был. Подобные мысли об организации получения образования беспокоили в то время очень многих профессоров из разных университетов, так же «непререкаемость» Сорбонны вызывала недовольство многих.
Пострадал от властей Рабле только раз – при публикациях историй о Гаргантюа и Пантагрюэле. И то основное недовольство вызвала не политическая подоплека сатиры, а ее острота, даже «низменность» бытовых описаний. По сути, книги пострадали из-за ханжества критиков, они их «смутили» своим цинизмом и непристойностью в содержании, «грубостью» и простотой метафор, «простолюдинством».
Почему Рабле?
В эпоху Возрождения было множество созидательных умов, огромное количество писателей, мыслителей, поэтов… Почему же так привлекательна столько лет сатирическая гротескная история о великанах?
Ответ прост: желая того или нет, Рабле в своих книгах очень живо и остро высмеивает абсолютно все косные и реакционные моменты, вне зависимости от того, где они происходят. Осмеянию подвергаются быт, отжившие свое формы управления, как государственные, так и церковные и многое другое.
Метафоры столь очевидны, что многие писатели не раз заявляли, что нашли вдохновение для своих произведений, прочитав истории про великанов, среди них:
Проследить путь литературных приемов. Которые использовал Рабле несложно в творчестве Марка Твена (памфлеты), Салтыкова-Щедрина и многих других авторов, взявших на вооружение сатиру и гротеск.
Наследие Рабле
Так это задумывал сам автор или нет, но основным наследием Франсуа Рабле, краткая биография которого представлена в этой статье, считаются высказанные в его книгах идеи духовного и просветительского прогресса, по пути которых должен идти каждый человек, борясь со встреченными сложностями в виде косности, тугодумия, реакционности, бюрократических препон и всего остального.
Что касается способов этой борьбы, то сам автор рекомендует и использует смех как самое сильное и самое гуманное средство, несущее эмоциональную разрядку и достаточно эффективно действующее на предмет осмеяния.