Что приемосдатчик обязан проверить перед началом погрузки
Что приемосдатчик обязан проверить перед началом погрузки
3. Третья ступень контроля. Контроль за соблюдением
грузоотправителями Требований Технических условий, Правил
перевозок грузов при приме груза к перевозке
3.1. Осмотр вагонов (контейнеров) перед подачей к местам осуществления грузовых операций.
1) Годность грузовых вагонов в техническом отношении под погрузку груза определяется работником вагонного хозяйства или другим уполномоченным работником, на которого возложено производство технического обслуживания. Результаты осмотра фиксируются в Книге предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию (форма ВУ-14 (ВУ-14МВЦ)).
Годность контейнеров в техническом отношении под погрузку груза определяется уполномоченным работником, на которого возложено производство технического обслуживания. Результаты осмотра фиксируются в Книге натурного осмотра контейнеров (форма ВУ-15к (ВУ-15к ВЦ)).
По отдельной книге ВУ-14 (ВУ-14МВЦ), ВУ-15к (ВУ-15к ВЦ) производится оформление:
— опасных грузов класса 1 (ВМ);
Погрузка опасных грузов в вагоны и контейнеры должна быть начата не позднее 24 часов с момента окончания технического осмотра (обслуживания).
2) Перед подачей порожнего вагона (контейнера) под погрузку приемосдатчик груза и багажа или другой уполномоченный работник станции путем визуального осмотра проверяет:
очистку наружной поверхности и ходовых частей вагона;
наличие неснятых приспособлений и реквизитов для крепления грузов (за исключением несъемных приспособлений для крепления).
В случае предъявления грузоотправителем к перевозке груженного или порожнего контейнера, который не вывозился со станции, приемосдатчик груза и багажа или другой уполномоченный работник путем визуального осмотра проверяет:
— отсутствие повреждения корпуса контейнера;
— отсутствие изогнутости штанг дверных упоров;
— наличие и неисправность устройств для наложения ЗПУ;
— отсутствие видимых отклонений от геометрических параметров;
— отсутствие видимых повреждений фитингов.
3.2. Погрузка, размещение и крепление груза.
1) Погрузка грузов в вагоны, контейнеры и контейнеров на вагон осуществляется:
— грузоотправителями на местах общего и необщего пользования;
— работниками МЧ, ДМ на местах общего пользования;
— работниками АКП на контейнерных площадках, принадлежащих ПАО «ТрансКонтейнер» на местах общего и необщего пользования.
2) Размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах осуществляется в соответствии с Техническими условиями, а также на основании схем МТУ и НТУ.
3) Порядок и условия перевозки негабаритных, тяжеловесных грузов и всех грузов на транспортерах регламентируется требованиями Инструкции ДЧ-1835.
4) Согласно постановлению Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» и распоряжению ОАО «РЖД» от 31 мая 2017 г. N 1041р «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих ОАО «РЖД»:
а) Приемосдатчики груза и багажа 3 разряда осуществляют проверку размещения в вагонах насыпных и навалочных грузов (угля, песка, щебня, руды и т.д.) на местах общего пользования в соответствии с Техническими условиями.
б) Приемосдатчики груза и багажа 4 разряда осуществляют проверку размещения в вагонах насыпных и навалочных грузов на местах общего и необщего пользования в соответствии с Техническими условиями, Правилами перевозок опасных грузов.
в) Приемосдатчики груза и багажа 5 разряда осуществляют проверку размещения и крепления всех видов грузов в вагонах на местах общего и необщего пользования при их размещении и креплении в соответствии с Техническими условиями, Правилами перевозок опасных грузов.
Приемосдатчики груза и багажа 6 разряда должны быть назначены приказом ДЦС ответственными лицами за прием к перевозке грузов, размещенных по НТУ, МТУ, и пройти проверку знаний их в ДЦС. При проверке знаний проверяются общие навыки и умение работников руководствоваться НТУ и МТУ, понимать принцип размещения и крепления грузов по ним. Порядок проверки знаний принципов размещения и крепления грузов с принятием зачетов устанавливается ТЦФТО совместно с Д.
ДС, ДСМ и НГР, на которых осуществляется прием к перевозке грузов, погруженных по схемам МТУ и НТУ, 1 раз в год должны проходить проверку знаний принципов размещения и крепления грузов в ДЦС. Порядок проверки знаний принципов размещения и крепления грузов с принятием зачетов устанавливается ТЦФТО совместно с Д.
3.3. Погрузка, размещение и крепление негабаритных грузов.
1) ДС внеклассной, 1 и 2 класса или ДСМ (в качестве председателя комиссии) согласно Инструкции ДЧ-1835 осуществляет проверку правильности размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов.
2) На железнодорожных станциях 3, 4, 5 классов председателем комиссии может являться один из следующих работников:
— ДС, ДСЗ, ДСМ, НГР назначенный приказом начальника ДЦС;
— МКРС (согласно Инструкции ДЧ-1835);
— другие работники, назначенные приказом начальника железной дороги (заместителем начальника дороги по территориальному управлению).
3) ДС станции 3 класса, назначенный приказом ДЦС председателем комиссии по приему к перевозке в соответствии с требованиями Инструкции ДЧ-1835 негабаритных и тяжеловесных грузов осуществляет организацию проверки правильности размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов в случае, если их предъявление к перевозке осуществляется не менее 2 раз в квартал.
4) При приеме негабаритного груза к перевозке члены комиссии проверяют и отвечают за следующие функции:
3.4. Соответствие отметок и сведений, указанных в перевозочных документах, и условий перевозки, размещения и крепления груза, нанесения отметок на вагон (контейнер).
Работник железнодорожной станции погрузки (приемосдатчик груза и багажа, ДС, ДСМ, НГР или другой уполномоченный работник в зависимости от того, кто принимает груз к перевозке) проверяет:
3.4.1. При отправлении грузов назначением на станции железных дорог Российской Федерации (в том числе в паромном сообщении в Калининградскую область):
1) Наличие в графе 1 оборотной стороны оригинала транспортной железнодорожной накладной в соответствии с требованиями пунктов 8.1 и 8.2 раздела 8 главы 1 ТУ ЦМ-943 (в том числе по НТУ и МТУ) и Правил перевозок грузов:
— подписи ответственного работника грузоотправителя (с указанием должности и фамилии полностью), удостоверяющей правильность размещения и крепления груза;
— отметки о закреплении навесного оборудования и поворотных частей кранов, экскаваторов и другой техники с навесным оборудованием или имеющей поворотные части, например: «От разворота стрелы применены четыре растяжки в 6 нитей из проволоки диаметром в 6 мм»;
— наличие отметки грузоотправителя, при погрузке грузов в ящичной упаковке;
2) При предъявлении к перевозке негабаритных грузов в перевозочных документах дополнительно проверяется:
— соответствие индекса негабаритности в графе «Индекс негабаритности» погруженному на вагон грузу;
— соответствие отметок о необходимом прикрытии вагона в составе поезда, «С горки не спускать» или «Через горку не пропускать» при перевозке негабаритного груза и груза на транспортере (сцепе);
— в случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов, инструкцией ДЧ-1835, соответствие отметок в графе «Место для особых отметок и штемпелей» фактически погруженному грузу.
3) Запись в графе 4 оборотной стороны оригинала транспортной железнодорожной накладной о приложении к перевозочным документам схемы размещения и крепления многооборотных средств при возврате их в вагоне в порожнем состоянии (в случае, если перевозка данного груза на указанную станцию назначения осуществляется впервые).
Если такая схема была отправлена ранее, проверяется запись в графе 4 оборотной стороны оригинала транспортной железнодорожной накладной следующего содержания: «Схемы закрепления инвентарного несъемного оборудования для крепления груза с пояснительной запиской направлены ____ (число) ____ (месяц) ____ (год) с накладной N ____».
4) если условия перевозки груза во внутригосударственном сообщении не предусмотрены Правилами перевозок грузов в перевозочных документах в графе «Наименование груза» проверяется наличие отметки о договоре между ОАО «РЖД» и грузоотправителем на перевозку грузов на особых условиях, с указанием его номера и даты.
5) при приеме к перевозке опасных грузов дополнительно проверяется наличие и соответствие сведений, указанных в перевозочных документах, и знаков и трафаретов на вагонах (контейнерах):
— необходимость проставления отметки «С горки не спускать» в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов;
— других необходимых отметок на перевозимый опасный груз, проставленных в соответствии Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.
— отметок «Легкогорючий», «Прикрытие 3/1-0-1-0» при перевозке легкогорючих грузов.
— в графе 3 накладной СМГС отметки о размещении и креплении груза: «Пункт ___ главы ___ ТУ», «МТУ N ___ от ______ г.», «НТУ N ___ от _______ г.», «Эскиз N ____», перечня примененных реквизитов с указанием их количества, размеров;
— в графе 15 накладной СМГС под наименованием груза: наименование перевозочных приспособлений (съемного, несъемного оборудования), используемых при перевозке груза;
— в графе 15 накладной СМГС под наименованием груза в поле, очерченном пунктирной линией соответствие:
1) отметки «Не спускать с горки», «Не пропускать через горку» при необходимости ее проставления (в том числе при перевозке негабаритного груза и груза на транспортере, при перевозке груза на сцепе, при перевозке опасных грузов);
2) отметки «Льготный габарит» или «Зональный габарит» при перевозке груза, погруженного в пределах льготного (зонального) габарита;
3) при предъявлении к перевозке грузов, требующих ограничение скорости движения: отметка об ограничении скорости следования груза «Скорость не более ______ км/час;
4) отметки о перевозке грузов на особых условиях «Перевозка на особых условиях согласована ______ (указывается сокращенное наименование каждого перевозчика, согласовавшего особые условия, номер и дата документов о согласовании), если условия перевозки груза не предусмотрены Правилами перевозок грузов;
5) при предъявлении к перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов:
— при перевозке негабаритного груза с контрольной рамой в накладной, оформленной на перевозку негабаритного груза: «Контрольная рама установлена на вагоне N _____»,
— при перегрузке негабаритного груза из вагона одной ширины колеи в вагон другой ширины колеи: «Негабаритный груз ____ (индекс негабаритности)»;
7) в графе 17 накладной СМГС сведения о многооборотных перевозочных приспособлениях, примененных грузоотправителем при размещении и креплении груза.
8) в графе 24 накладной СМГС «Документы, приложенные грузоотправителем» отметку о приложении копии схемы с описанием размещения и крепления многооборотных средств крепления, подлежащего возврату на транспортере;
9) в случае многократного отправления груза в адрес одного и того же грузополучателя с использованием одинакового многооборотного средства крепления схема прикладывается только один раз: в графе 11 накладной СМГС проверяется наличие отметки «Схема с описанием крепления многооборотных средств крепления на транспортере при возврате его в порожнем состоянии направлена» ____ «число» ____ «месяц» ____ «год» с накладной N ____;
10) номера акта согласования МТУ или НТУ и дату его утверждения сведениям в накладной;
11) перечня примененных средств крепления, их наименования, размеров и количество примененных при размещении и креплении грузов, указанных в МТУ, НТУ, эскизе или чертеже.
3.5. Работник железнодорожной станции погрузки (приемосдатчик груза и багажа, ДС, ДСМ, НГР или другой уполномоченный работник в зависимости от того, кто принимает груз к перевозке).
1) визуально проверяет:
— соответствие применения реквизитов крепления и их параметров Техническим условиям;
— отсутствие провисания растяжек, обвязок, применение для реквизитов крепления отожженной проволоки;
— плотность прилегания упорных и распорных брусков к полу платформы и грузу, целостность и качество брусков;
— правильность крепления брусков к полу гвоздями, с соблюдением установленных расстояний от кромок брусков и между гвоздями, крепление к доскам пола насквозь, не в щели между досок пола платформы;
— целостность и надежность крепления ограждающих щитов легко бьющихся деталей грузов;
— надежность крепления поворотных, подъемных и выдвижных частей и деталей механизмов, техники, в том числе и военной (при условии допуска к ней);
— соответствие условий закрепления, примененных реквизитов крепления при возврате многооборотных средств и указанных в схеме размещения и крепления многооборотных средств крепления;
— отсутствие смещения груза, расположение центра тяжести груза (в т.ч. наличия его обозначения на грузе) относительно продольной и поперечной оси вагона, визуально определяется равномерность размещения груза в вагоне;
— соответствие параметров формируемого грузоотправителем отправительского маршрута нормам, установленным планом формирования поездов и Правилами перевозок грузов, в том числе в части формирования ядра маршрута и его прицепной части.
2) Кроме этого проверяет:
При приеме к перевозке грузов по МТУ, НТУ в целях недопущения возможности расстройства крепления и падения отдельных конструкционных деталей, при визуальной возможности осуществлять проверку состояния их закрепления (болтовое, сварочное или предусмотренное технической документацией).
При приеме груза к перевозке в зимнее время проверяется посыпка песком пола вагона под средствами крепления и грузом.
При перевозке техники, размеры которой превышают погрузочные размеры платформ (полувагонов), борта платформ должны быть опущены и закреплены, а двери полувагонов должны быть открыты и закреплены в соответствии с требованиями Технических условий. Допускается перевозка техники на безбортовых платформах.
При погрузке на сцепе не разрешается устанавливать над автосцепками платформ гусеничные машины, машины с опасными грузами (технику со взрывчатыми материалами, автоцистерны, резервуары с легковоспламеняющимися жидкостями или сжиженными газами и т.д.), колесные машины с числом осей более трех, колесные краны и экскаваторы.
При перевозке грузов на сцепах вагонов рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволокой, а на боковых бортах вагонов нанесена надпись «Сцеп не разъединять».
При приеме к перевозке кранов, экскаваторов и другой техники с поворотными или выдвигающимися частями проверить наличие растяжек от разворота или перемещения выдвигающихся частей.
3) Выход отдельных элементов техники и грузов за пределы концевой балки вагона не должен превышать 400 мм. Выход грузов, погруженных в льготном габарите, за концевую балку вагона не допускается.
4) Борта платформ при их наличии, выгрузочные люки и торцевые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на предусмотренные для этих целей запоры.
5) При перевозке порожних вагонов двери, люка, борта, переходные площадки, бункера, сливные приборы должны быть приведены в транспортном положение, закрыты и закреплены. Двери порожних крытых вагонов должны быть закрыты на дверную накладку.
3.6. На всех эскизах, НТУ и МТУ, по которым грузы принимаются к перевозке приемосдатчиками груза и багажа, делается запись «С принципами размещения и крепления груза ознакомлен» с указанием даты и проставлением подписи.
3.7. При размещении и креплении груза при перевозке груза в вагоне, контейнере с использованием съемных многооборотных средств и необходимости их возврата после перевозки груза приемосдатчик груза и багажа или ДС, ДСМ, НГР или другой уполномоченный работник проверяет наличие схемы размещения и крепления многооборотных средств, при возврате их в вагоне в порожнем состоянии, приложенной к перевозочным документам.
3.8. До начала погрузки грузов по МТУ и НТУ ДС должен сделать отметку на схеме: «С принципами размещения и крепления груза ознакомлен» с указанием даты и проставлением подписи.
3.9. Подтверждение соответствия размещения и крепления груза Техническим условиям является подпись приемосдатчика груза и багажа, ДС, ДСЗ, НГР или другого уполномоченного работника в графе 1 оборотной стороны накладной, заверенная штемпелем железнодорожной станции, а также отметка в вагонном листе: «Груз погружен и закреплен правильно. Наличие растяжек от разворота проверил», с подписью вышеуказанных работников, принявшего груз к перевозке, с указанием его должности и фамилии.
3.10. При приеме негабаритных грузов дополнительно проверяется:
1) Нанесение на грузе и на полу вагона контрольных полос для визуального наблюдения за правильностью размещения груза в продольном и поперечном направлении, центра тяжести и индекса негабаритности на грузе при погрузке негабаритных грузов.
2) Наличие телеграммы-разрешения на отправление и пропуск негабаритных (тяжеловесных) грузов, акта проверки размещения негабаритного груза.
3) По факту приема результаты замеров контрольных точек сообщаются телеграммой в соответствии с п. 2.9.3 инструкции ДЧ-1835.
3.11. При приеме опасных грузов приемосдатчиком груза и багажа или другим уполномоченным работником ОАО «РЖД» дополнительно проверяет:
1) Соответствие требованиям Правил перевозок опасных грузов нанесенных на вагон грузоотправителем знаков опасности, табличек оранжевого цвета с кодом опасности и номером ООН и, при необходимости, табличек белого цвета с номером аварийной карточки.
2) Наличие в перевозочном документе необходимых штемпелей и отметок: «Вагон (котел), его арматура и оборудование исправны и соответствуют установленным требованиям» при перевозке в вагонах цистернах, или «Вагон (контейнер-цистерна), его арматура и оборудование исправны и соответствуют установленным требованиям» при перевозке в остальном подвижном составе.
3) Наличие номера свидетельства о техническом состоянии вагона или контейнера-цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующие безопасность перевозки груза, внесенного работниками вагонного хозяйства в книгу предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию формы ВУ-14 (ВУ-14МВЦ, ВУ-14к).
3.12. При приеме к перевозке грузов, порожних вагонов, следующих с наложением ЗПУ и закруток проводится проверка:
— порядка наложения данных ЗПУ, соответствия номеров и типов ЗПУ, установленных на вагоне, контейнере с указанными в перевозочном документе;
— наложения закруток на торцевые и боковые двери специализированных вагонов крытого типа, предъявляемых к перевозке в порожнем состоянии после выгрузки, очистки, промывки, ветеринарно-санитарной обработки, ремонта, отстоя, при направлении под погрузку, возврате железнодорожным администрациям на двери специализированного вагона в местах или узлах, специально предусмотренных конструкцией вагона.
3.13. При контроле определения массы груза работник железнодорожной станции погрузки груза проверяет:
1) Соответствие трафаретной грузоподъемности, нанесенной на кузове вагона, грузоподъемности вагона, указанной в перевозочном документе (в случае несоответствия данных трафаретная грузоподъемность принимается согласно сведениям на кузове вагоне).
2) Отсутствие превышения значения массы груза, указанного в перевозочном документе, трафаретной грузоподъемности вагона. При этом при перевозке тарно-штучных грузов общая масса груза, загруженного в вагон, рассчитывается исходя из массы брутто каждого места (с учетом упаковки).
3) Прием грузов к перевозке, которые по своим свойствам при их погрузке в вагон могут привести к превышению его трафаретной грузоподъемности, производится в соответствии со статьей 26 Устава после определения значения их массы посредством взвешивания на вагонных весах.
4) При размещении и креплении грузов, не предусмотренных Техническими условиями, и отгрузка которых осуществляется впервые, прием груза к перевозке при наличии вагонных весов на станции производится с обязательным контрольным взвешиванием таких вагонов. При отсутствии вагонных весов на станции такая перевеска проводится в пути следования вагона.
3.14. При наличии между грузоотправителем и ОАО «РЖД» Соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота по форме присоединения, прием груза к перевозке производится на основании вагонного листа формы ГУ-38 (ГУ-38ВЦ), сформированного по данным электронной накладной, подписанной ЭП грузоотправителя, и распечатанного из АС ЭТРАН.
По окончанию проверки размещения и крепления груза в вагоне на основании предоставленной грузоотправителем завизированной железнодорожной накладной приемосдатчик груза и багажа или другой уполномоченный работник установленным на станции порядком оформляет вагонный лист. При наличии автоматизированных систем ряд сведений в машинопечатную форму вагонного листа вносится этими системами автоматически.
При оформлении вагонного листа приемосдатчик груза и багажа или другой уполномоченный работник:
1) на основании сведений в накладной проставляет штемпели, предусмотренные Правилами перевозок опасных грузов, проверяет их соответствие наименованию груза;
2) делает отметку о том, что груз погружен по льготному или зональному габариту погрузки, проставляет индекс негабаритности;
3) в графе «груз погружен и закреплен правильно» указывает должность и проставляет свою подпись;
4) проверяет наличие подписи ответственного работника грузоотправителя за размещение и крепление груза в вагонном листе в случае оформления электронной накладной, подписанной ЭП грузоотправителя.
При наличии подписи ответственного работника грузоотправителя за размещение и крепление груза в накладной в бумажном виде, или при оформлении накладной в электронном виде с применением ЭП работника грузоотправителя, ответственного за размещение и крепление груза, проставление подписи в вагонном листе не требуется;
5) проверяет, чтобы масса груза, указанная в графе «коды для натурного листа «масса груза в тоннах», не превышала указанную грузоподъемность вагона в графе «сведения о вагоне «грузоподъемность»;
6) при приеме к перевозке кранов, экскаваторов и другой техники с навесным оборудованием, имеющей поворотные или выдвигающиеся части, указывает дополнительно, например: «Груз погружен и укреплен правильно. Наличие растяжек от разворота проверил, от разворота стрелы применены четыре растяжки в 6 нитей из проволоки диаметром в 6 мм». Отметка заверяется подписью ДС, ДСМ или НГР, с указанием должности, фамилии и инициалов;
3.15. После оформления и подписания вагонного листа приемосдатчик груза и багажа передает вагонный лист и приложенные к нему бумажные сопроводительные документы (при их наличии) под роспись в книге сдачи грузовых документов формы ГУ-48 (ГУ-48ВЦ) Агенту для дальнейшего завершения оформления перевозки.
3.16. При выявлении работниками ОАО «РЖД», ответственными за прием груза к перевозке, нарушений Технических условий, действующих Правил, а также несоответствия размещения и крепления груза (контейнера с грузом) в вагоне согласованным (утвержденным) соответствующим порядком эскизом, чертежом, НТУ и МТУ размещения и крепления груза (контейнера) прием к перевозке не производится до устранения грузоотправителем выявленных нарушений. Факт неприема груза к перевозке удостоверяется актом общей формы ГУ-23 (ГУ-23ВЦ) с указанием выявленных нарушений.
3.17. После получения уведомления грузополучателя об окончании выгрузки вагонов приемосдатчик груза и багажа, ДС, ДСМ, НГР или другой работник проверяют:
— полноту очистки вагона от остатков выгруженного груза в открытом подвижном составе;
— очистку наружной поверхности кузова вагона, в том числе котлов и рам цистерн и ходовых частей вагона;
— закрытие дверей, люков и приведение их в транспортное положение;
— закрепление съемного и несъемного оборудования в соответствии с МТУ или НТУ;
— наличие знаков опасности и знаков ООН на порожних цистернах, если промывка их после выгрузки груза не производилась.
— исправность ЗПУ, сливных приборов, закруток, люков и закрытие дверей.
3.18. В случае невыполнения требований Правил перевозок грузов и Технических условий вагон не принимается приемосдатчиком груза и багажа, ДС, ДСМ, НГР. О случае неприема вагона составляется акт общей формы ГУ-23 (ГУ-23ВЦ) с указанием в нем причин неприема вагонов.
3.19. При отправлении грузов в Российско-Финляндском сообщении аналогичные сведения в накладной и соответствие размещения и крепления грузов проверяются в соответствии с нормативными документами, действующими.
Что приемосдатчик обязан проверить перед началом погрузки
от 7 декабря 2016 года N 374
В соответствии со статьями 3 и 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2011, N 30 (ч.1), ст.4596; 2012, N 25, ст.3268; 2014, N 6, ст.566, N 23, ст.2930, N 49 (ч.6), ст.6929; 2015, N 1 (ч.1), ст.56, N 14, ст.2021; 2016, N 27 (ч.1), ст.4160)
3. Признать утратившими силу:
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 марта 2017 года,
регистрационный N 46054
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минтранса России
от 7 декабря 2016 года N 374
Правила приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом
I. Общие положения
Настоящие Правила применяются в отношении приема грузов, порожних вагонов к перевозке как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
3. Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит прием груза или порожних вагонов к перевозке и оформление документов на станции отправления, устанавливается перевозчиком.
4.1. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона, а также предъявляемый к перевозке по одной накладной порожний вагон.
4.2. Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного контейнера, а также предъявляемый к перевозке по одной накладной порожний контейнер.
4.3. Мелкой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.
4.4. Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки, а также предъявляемая к перевозке по одной накладной группа порожних вагонов.
Групповой контейнерной отправкой считаются предъявляемые к перевозке по одной накладной два и более контейнера, для перевозки которых требуется предоставление более одного вагона.
4.5. Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке в составе отправительского маршрута груз или порожние грузовые вагоны, оформляемые одной накладной на весь маршрут или его ядро.
5. Перевозки могут осуществляться следующими способами:
5.1. Отправительскими маршрутами (состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования, на станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов).
Статья 13 Устава, Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 1999 г., регистрационный N 1898), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 10 июня 2009 г. N 94 (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2009 г., регистрационный N 14272) и от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).
5.2. Собственными поездными формированиями (поезда, сформированные из локомотива (локомотивов) и вагонов в груженом, в том числе с гружеными или порожними контейнерами, или в порожнем состоянии, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или другим юридическим и физическим лицам, за исключением перевозчика).
5.3. Сборными повагонными (контейнерными) отправками (предъявляемый повагонной или контейнерной отправкой груз разных наименований и позиций номенклатуры грузов в адрес одного грузополучателя).
5.4. Контейнерной отправкой комплектом на вагон (вагон, загруженный гружеными или порожними контейнерами до полной вместимости вагона, предъявляемый к перевозке единовременно одним грузоотправителем с одной станции отправления на одну станцию назначения).
II. Подача вагонов и контейнеров под погрузку
6. Наличие вагонов и контейнеров для организации перевозки, а также замена непригодных для перевозки конкретного груза вагонов, контейнеров обеспечивается перевозчиком в отношении принадлежащих ему вагонов, контейнеров, и грузоотправителем или владельцем вагонов (на основании договора) в отношении порожних вагонов, контейнеров.
7. О времени подачи грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя, владельца железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку. При подаче уведомления перевозчиком в случае заключения соответствующего договора может быть представлена также информация о владельце подаваемых вагонов.
8. Порядок и способ уведомления о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку (в том числе при погрузке средствами грузоотправителя на местах общего пользования) устанавливается договором между перевозчиком и грузоотправителем.
9. В случаях, если грузоотправитель не является лицом, обслуживающим железнодорожные пути необщего пользования, порядок уведомления о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку устанавливается в договоре между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим такого грузоотправителя. Порядок уведомления грузоотправителя владельцем железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающим его своим локомотивом, устанавливается договором между ними.
10. Для обеспечения приема уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку грузоотправителем определяются ответственные лица по приему уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, их фамилии и контактная информация, которые в письменной форме, если иная форма не установлена соглашением сторон, сообщаются перевозчику. Порядок обмена уведомлениями о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку в электронной форме устанавливается в договоре между перевозчиком и грузоотправителем.
В случае подачи перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, без уведомления о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку и приема их грузоотправителем (получателем) эти вагоны, контейнеры учитываются как поданные грузоотправителю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования и время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи вагонов, если иное не установлено соглашением сторон.
При подаче вагонов, контейнеров позднее срока, указанного в уведомлении о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, но не более двух часов, время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан незамедлительно уведомить грузоотправителя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени предстоящей подачи вагонов, контейнеров.
При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, вагоны, контейнеры считаются поданными с момента, указанного в уведомлении.
11. В соответствии со статьей 29 Устава погрузка грузов, прием к перевозке порожних вагонов и их отправление могут быть временно прекращены либо ограничены. Грузоотправители (отправители) в течение 12 часов после получения от перевозчика уведомления о прекращении или ограничении погрузки груза, приема к перевозке порожних вагонов обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку груза, отправление порожних вагонов в определенных железнодорожных направлениях.
12. В соответствии со статьей 30 Устава при несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов прием грузов для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено Уставом или заключенным договором.
При несвоевременном внесении отправителем платы за перевозку порожних вагонов и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку прием порожних вагонов к перевозке не производится, если иное не предусмотрено заключенным договором.
За время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в соответствии со статьей 39 Устава. В случае, если вагоны и контейнеры принадлежат перевозчику, также вносится плата за пользование вагонами, контейнерами.
13. В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами, предусматривающими выполнение таких работ.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:
Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза. В случае, если указанные вагоны, контейнеры принадлежат перевозчику, он обязан подать взамен них исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, контейнеры, признанные непригодными для перевозки груза, из числа поданных вагонов, контейнеров исключаются и плата за пользование ими не взимается.
15. Перевозчик при подаче на железнодорожный путь необщего пользования груженных вагонов в порядке сдвоенных операций определяет техническую пригодность таких вагонов под погрузку конкретного груза.
Замена технически неисправных и (или) непригодных для перевозки конкретного груза вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на основании соответствующего договора.
Владелец вагонов, контейнеров, подаваемых под погрузку, уведомляется об их технической неисправности перевозчиком.
Владелец вагонов, контейнеров уведомляется об их непригодности для перевозки конкретного груза: