Что приготовить на рождество богородицы

21 сентября 2021: Рождество Богородицы

Приблизительное время чтения: 15 мин.

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2021 году праздник выпадает на вторник, ограничений в еде нет.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Что приготовить на рождество богородицы. Смотреть фото Что приготовить на рождество богородицы. Смотреть картинку Что приготовить на рождество богородицы. Картинка про Что приготовить на рождество богородицы. Фото Что приготовить на рождество богородицы

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

Что приготовить на рождество богородицы. Смотреть фото Что приготовить на рождество богородицы. Смотреть картинку Что приготовить на рождество богородицы. Картинка про Что приготовить на рождество богородицы. Фото Что приготовить на рождество богородицы

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Кондак Рождества Богородицы

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник

Рождество богородицы. блюда. русская православная кухня

Поделитесь с друзьями

Во Славу Господа истинного православного!

Раздел:Русская православная кухняТрадиции, молитвы, рецепты блюд
страница

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
21 сентября
Традиции, рецепты блюд

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.
21 сентября (8 сентября по ст. ст.)
— Рождество Пресвятой Богородицы

ТРОПАРЬ К РОЖДЕСТВУ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей
вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог
наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив
смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от
тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений
избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Рождество Пресвятой Девы Марии — один из великих
христианских праздников — Православная Церковь отмечает 21 сентября (8 сентября по ст. ст.).

Еще патриархам израильского народа неоднократно
было даваемо Богом обетование о рождении в народе израильском Мессии — Спасителя мира. Поэтому бесчадие
считалось у евреев тяжким несчастьем, и на людей, не имеющих детей, евреи смотрели как на великих грешников.
Потому и благочестивые Иоаким и Анна долгое время
скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды в большой праздник Иоаким приносил в Иерусалимском храме
дары Господу Богу; вместе с Иоакимом — священником
храма — и все израильтяне приносили свои дары в жертву
Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.
Но Господь, на Небесах живущий, желая явиться на земле и пожить с человеками, избрал именно их — святых праведников Иоакима и Анну и даровал им благодать Свою:
родить Дочь, через которую будет дано спасение всему миру.
Так Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворный храм — Пречистая, Преблагословенная Дева Мария.
Дева Богородица родилась из рода архиерейского. Отец
её, святой праведный Иоаким, был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына царя Давида Нафана,
а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова.
Таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери — архиерейского. Но родители Пресвятой Богородицы более были
известны не своим царским происхождением, а смирением
и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к
Богу и к людям.
Но в рождестве Пресвятой Богородицы
благородство царского и архиерейского происхождения
заслужило еще большее почтение от целомудрия святых ее
родителей, ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных
родителей, что выше всякого благородства.

Местом, где родилась Преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской Назарет; наименование
это означает — цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место, и все это ясно предизображает Пресвятую
Деву.
Помня о своем обещании принести в дар Богу рожденного младенца, родители берегли Деву Марию как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она
будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Поэтому они воспитывали Ее с такой тщательной осмотрительностью, какая подобала той, которая имела быть
Матерью Спасителя нашего.
Они любили Ее не только как
дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали как
госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и
провидя духом, что должно над ней совершиться.
Менее месяца разделяет два великих православных праздника, посвященных Божьей Матери. Успение называют
еще Большой Пречистой, а Вторую Пречистую (или Малую
Пречистую) празднуют 21 сентября, то есть в день Рождества Пресвятой Богородицы.
На Руси он почитается еще и
потому, что именно в этот день русское воинство под предводительством князя Дмитрия одержало победу на Куликовом поле. А Богородица, как известно, является всеобщей заступницей. На Руси ее особенно чтили, и праздники,
посвященные ей, отмечались хорошим застольем.

ПИРШЕСТВО
В БОГОРОДИЧНЫЙ ПРАЗДНИК

Период от Успения до Рождества Богородицы в народе
называют Спожинками или Осеннинами. Эти праздники
урожая справляли с давних пор. И длились они иногда целыми неделями. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким
хлебосольством.

Считалось обязательным приглашение молодых к родителям. Нередко внуки оставались у бабушки с
дедушкой на несколько дней после праздника.

В день Рождества Богородицы, как и в день весеннего
равноденствия, обновлялся в избах огонь; старый гасили,
а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и
болезней жгли старую одежду и обувь, а детей на пороге дома обливали водой.
Широкое застолье в этот день предполагало в своем меню
множество различных яств. Хлебосольные хозяева не скупились на угощения. Но главными на столе, как и в Успение, были всевозможные караваи, пироги, ватрушки, а также мясо, птица и рыба, запеченные в тесте.
Если праздник
приходился на среду или пятницу, то довольствовались
рыбными, овощными и фруктовыми блюдами, в остальных
случаях готовили все подряд.
Вот несколько рецептов старинных блюд для празднования Рождества Богородицы.

САЛАТ ИЗ СОЛЕНЫХ ОГУРЦОВ И ЯБЛОК

500 г соленых огурцов, 250 г свежих яблок, 100 г зеленого лука, 1 яйцо, 150 г майонеза со сметаной.

Соленые огурцы и яблоки нарезать кубиками, зеленый
лук тонко нашинковать. Затем все соединить и полить майонезом со сметаной.
Оформить салат дольками вареного
яйца.

200 г свиных или говяжьих костей, 40 г говядины, 40 г
курятины, 200 г жирной свинины, 40 г моркови, 100 г
свеклы, 20 г репчатого лука, 10 г жира для пассеровки, 1 зубок чеснока, 20 г сала, 1 лавровый лист, 1 ч.
ложка муки, 1 ст. ложка томатного пюре, 1 ч. ложка 3%-ного уксуса, соль по вкусу.

Для гарнира: 50 г гречневой крупы, 65 г воды, 15 г сливочного масла, соль.

Мякоть свинины, говядины, курятины нарезать соломкой, лук — мелкими кубиками. Свеклу потушить в закрытой посуде, добавив воду и уксус. Овощи спассеровать на
жире.

В глиняный горшок сложить подготовленное мясо,
овощи, сало, растертое с солью и чесноком, залить костным
бульоном и довести до готовности в духовом шкафу.

Отдельно приготовить рассыпчатую гречневую кашу и заправить
ее сливочным маслом.

Борщ подать в том же горшочке, а
гречневую кашу — в глиняной тарелке.

РЕПА, ФАРШИРОВАННАЯ БЕЛЫМИ ГРИБАМИ

репы средней величины, 300 г белых грибов,
50 г репчатого лука, 50 г сливочного масла, 1 яйцо,
10 г зелени петрушки или укропа, 3 ст. ложки молотых сухарей, соль, перец, яйцо для смазки.

Для соуса: 2 ст. ложки муки, 50 г сливочного масла,
1 стакан грибного бульона, 1/2 стакана сметаны.

Репу очистить от кожицы, посолить, сварить до готовности и откинуть на сито. Срезать острым ножом на 1 см
верхушку и вынуть чайной ложкой сердцевину, стараясь
не повредить края.

Все размешать и полученным фаршем наполнить
репу. Сверху отверстие закрыть ранее срезанной верхушкой, смазать репу яичным льезоном, обвалять в сухарях.

Приготовленную таким образом репу уложить в смазанный
маслом сотейник, налить на дно сотейника воду слоем и запечь в духовке.

Приготовление белого соуса. Муку поджарить на сливочном масле, разбавить бульоном и сметаной, прокипятить
и процедить.

Фаршированную репу подать на блюде, полив
соусом.

РАГУ ОВОЩНОЕ С СЫРОЕЖКАМИ

3 картофелины, 2 моркови, 1 луковица, 2 стручка
болгарского перца, 2 помидора, 1 молодой кабачок, зеленая стручковая фасоль, зеленый горошек, укроп,
1 стакан отваренных сыроежек, ложки растительного масла, соль по вкусу.

В кастрюлю сложить нарезанные овощи,
бобовые, налить немного воды и поставить тушиться на
медленный огонь до тех пор, пока морковь не станет мягкой.

Перед подачей блюдо посыпать мелко нарезанной зеленью укропа.

Для кляра: 200 г пшеничной муки, 1/2 стакана сливок или молока, 4 яйца, соль, сахар, перец черный молотый по вкусу.

Рыбу очистить, вымыть, отделить филе от костей. Крупные куски нарезать, мелкую рыбу можно оставить целиком.

Куски филе наколоть на вилку, обмакнуть в кляр, который
должен быть достаточно густым и хорошо обволакивать
продукт, обжарить с обеих сторон в сильно разогретом жире
до образования золотистой корочки.

Подать блюдо горячим
с овощами, картофельным пюре, зеленью.

УТКА С ЛИМОННЫМ СОКОМ И ЯЙЦОМ

1 утка весом 1 стакан белого вина, 1 лимон,
2 ст. ложки сметаны, соль, перец, зелень петрушки.

Подготовленную тушку утки посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком и обжарить на сливочном масле. Затем облить вином и поставить в духовку на
до образования светло-коричневой корочки.

Чтобы утка не была сухой и не обгорела, через каждые
10 минут ее следует обливать образовавшимся соком.

Готовую утку выложить на блюдо, облить соком, смешанным со
сметаной, украсить дольками лимона и зеленью петрушки.

телячьего окорока, соль, тмин, жир.

Подготовленный окорок тщательно натереть солью и
тмином.

Пищевую фольгу обильно смазать жиром, завернуть в нее окорок, уложить на противень и поставить в
нагретую духовку.

Жарить 1 час 40 минут.

Затем вынуть,
фольгу развернуть, мясо сбрызнуть водой, снова поставить
в духовку и запекать, пока окорок не подрумянится.

Подать можно как в горячем, так и в холодном виде.

Из более
крупного окорока кость следует удалить, разрезать его по
линии удаления кости на две части и каждую часть запекать отдельно.

Хороший гарнир к этому блюду — картофель, салат из овощей.

БУЖЕНИНА, ЗАПЕЧЕННАЯ В ТЕСТЕ

свинины, 100 г соли, горошин душистого
перца, 4 лавровых листа, дольки чеснока.

Для теста: 1 кг муки, 1 яйцо.
Для посыпки: тертый хрен.

Свинину вымыть, натереть солью, обложить горошинами перца, мелко нарубленным чесноком, лавровым листом, положить в посуду и накрыть крышкой. Когда мясо
пустит сок, поставить на дня (можно на сутки) в холодильник. Время от времени мясо нужно переворачивать.

После маринования его следует слегка промыть и обсушить
полотенцем.

Из муки, яйца и воды замесить некрутое тесто, разделить его на две части и раскатать. Один пласт расстелить на противне, на него уложить мясо, накрыть другим пластом, защипать края и выпекать 2 часа в горячей духовке.

С запеченного мяса снять тесто.

Буженину нарезать крупными кусками, выложить на блюдо и посыпать
тертым хреном.

ПИРОГ ИЗ РЖАНОЙ МУКИ СО СВИНИНОЙ

Для теста: 1,5 стакана воды, 25 г дрожжей, 1 ч.
ложка сахара, 500 г ржаной муки, 1 ч. ложка соли.

Для начинки: 400 г свинины (корейки), 1 крупная луковица, 3 ст. ложки молока, 3 ст. ложки сливочного
масла, соль, перец по вкусу.

Дрожжи растереть с сахаром, добавить теплую воду, соль
и муку. Замесить тесто и поставить его подниматься. (Вместо дрожжей можно использовать опару, приготовленную
из 1/2 стакана теплой воды, ложек муки и ложек сахара. Опару следует завести в предыдущий день и
поставить для брожения в теплое место).

Мясо нарезать
маленькими кубиками, обжарить на сковороде вместе с
рубленым луком и заправить солью и перцем.

Подошедшее
тесто раскатать в прямоугольный пласт толщиной 1 см и
разрезать пополам. Одну часть теста уложить на смазанный
маслом лист, сверху поместить начинку, накрыть другой
половиной теста, защипать края и дать подойти.

Затем смазать его молоком и поставить выпекать в жаркую духовку.

Вынув из духовки, смазать пирог теплой водой или растопленным маслом.

ПИРОГ ЯБЛОЧНЫЙ ИЗ СЛОЕНОГО ТЕСТА
БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Для теста: 300 г пшеничной муки, 200 г сливочного
масла, 1/2 стакана холодной воды, 1/4 ч. ложки соли,
уксус или лимонная кислота.

Для начинки: 1 кг яблок, ложки сахара, 1 ч.
ложка корицы, 2 ст. ложки панировочных сухарей.
Для смазки: 1 яйцо.
Для посыпки: сахарная пудра.

Муку просеять на пирожковую доску, кусочки масла
положить сверху и мелко порубить. Сюда же подлить подсоленную воду, заправленную небольшим количеством уксуса или лимонной кислоты.

Быстро замесить тесто и выставить его на часа в холодное помещение.

Затем тесто
раскатать два раза в тонкий четырехугольный пласт и сложить его тогда изделие будет более слоистым.

С яблок снять кожицу и нарезать их на кусочки.

Тесто разделить на две равные части. Раскатать одну часть теста в
тонкий четырехугольный пласт и переложить его на смоченный холодной водой противень.

Посыпать панировочными сухарями и покрыть кусочками яблок. Яблоки обсыпать смесью сахара и корицы. Затем оставшееся тесто тонко
раскатать и положить на кусочки яблок. Край нижнего пласта поднять на верхний и прижать вилкой.

Пирог смазать
яйцом, наколоть в нескольких местах и выпекать в жаркой духовке до желто-коричневого цвета в течение

Охлажденный пирог посыпать сахарной пудрой
и разрезать на четырехугольные куски.

1 стакан ягодного или фруктового сока, 1 л воды, сахар по вкусу.

Сахар залить кипяченой водой и дать ему полностью раствориться.

После этого подслащенную воду соединить с
соком, хорошенько разболтать и слегка охладить.

2 л вина, 200 г сахара, 1 лимон, 6 шт. гвоздики, 1 щепотка корицы.

В большой посуде смешать красное столовое вино, сахар,
мелко нарезанный лимон, гвоздику, корицу, подогреть на
водяной бане до температуры 45-50°С, затем процедить и
сразу подать в фарфоровых чашечках с дольками лимона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *