Что приходит в голову композитору
Как музыканты сочиняют музыку: Слышат ли они музыку в своей голове
О музыке я знаю немного, но, говорят, что музыканты слышат и сочиняют музыку в голове. Они действительно слышат все эти быстрые переходы, сложные аккорды и звуки, которые есть в музыке Листа?
Например, очень быструю мелодию в рапсодии №2 или звуки из рапсодии №6 (невозможно поверить, что их рождает рояль), или прекрасную концовку рапсодии №12.
Аноним: У меня есть музыкальное образование, и я занимался музыкой много лет (примерно с 6 до 23 лет). Отмечу, что сейчас я работаю программистом и не осмелюсь назвать себя профессиональным композитором, однако я неплохой музыкант, могу выступать на сцене, дирижировать оркестром, выступать с оркестром, учить детей, сочинять короткие произведения и т.д.
Если вы обладаете музыкальным слухом, и он абсолютный, то можете «слышать» музыку в своей голове, читая ноты. Глядя на партитуру, вы можете представить, как это будет звучать (с очень высокой точностью).
Теперь поговорим о сочинении.
Насколько я знаю, существует по меньшей мере три основных способа создания музыки.
Интуитивный способ или способ на основе вдохновения
В голове рождается целое произведение. Сначала вы его слышите, а потом записываете. Оно просто появляется в вашей голове из ниоткуда. Я написал одно произведение таким способом, и это был странный опыт. Пока я был вдохновлен, меня не покидало ощущение, что я «одолжил» свои руки, и «нечто» сыграло ими композицию, а я записал её на бумаге.
На самом деле, это произошло на экзамене по композиции: я не готовился, пришел за час до экзамена, написал произведение и успешно сдал его (однако я рекомендую готовиться). Недостаток этого метода в том, что если у вас нет вдохновения, то магии не произойдет – не будет музыки.
Вероятно, музыка рождается в вашем подсознании или где-то еще. Я думаю, что идея постепенно формируется в глубине вашего разума и, в конечном счете, превращается в результат. Потом вы ее слышите и записываете. Иногда у вас нет выбора, потому что идея «требует», чтобы ее записали. Это ощущение ни с чем не спутать.
Методологический способ или подход на основе знаний
Если вы хорошо знаете теорию музыки (очень-очень хорошо), то сможете создать композицию так, как её создают компьютерные программы: выбираете основной мотив, а затем сочиняете музыку на бумаге в соответствии с правилами гармонии и другими идеями, которые хотите воплотить. При таком подходе вы создаете музыку «с нуля», корректируя её звучание на каждом этапе.
Музыка, созданная таким способом, может показаться скучной, неэмоциональной или предсказуемой. Я слышал одно произведение, очевидно созданное таким методом, и оно было наискучнейшим. Для написания достойной музыки вам понадобится много теоретических знаний.
Комбинация двух способов
Трудно получить всю мелодию целиком только на основе вдохновения. Также трудно создать целую мелодию, основываясь лишь на теоретических знаниях. Поэтому вы можете смешать два этих метода. Вы придумали мотив, который вам нравится (вдохновение), а затем, используя знания, вы превращаете его в полноценную композицию (гармонию). Во время игры к вам может вернуться вдохновение и принести с собой оставшуюся часть мелодии.
Использование смеси двух техник – вероятно, наилучшая идея. Дело в том, что, когда мелодия «оказалась у вас в голове», вы не сможете записать её полностью – одну минуту максимум. Этого недостаточно для полноценного произведения.
То, что я рассказал выше, подойдет для написания музыки с использованием реальных музыкальных инструментов.
Для электронной музыки существует еще один способ – метод проб и ошибок. Сначала вы запускаете музыкальную программу с пустым шаблоном, потом начинаете повторять какой-нибудь музыкальный рисунок и постепенно добавляете звуковые эффекты, наблюдая за изменениями. Если вам нравится то, что вы слышите, то проект сохраняется, и процесс наложения эффектов продолжается.
Изменяйте ритм, слушайте – меняйте такт, добавляйте биты. Проигрывайте снова. Накладывайте другие шаблоны и так далее. Этот процесс совершенно отличается от методологического способа и больше подходит для электронной или нестандартной музыки. В качестве аналогии можно привести ребенка, играющего в кубики. Необходимо понимание изменений, происходящих при добавлении того или иного эффекта.
Кертис Линдсей (Curtis Lindsay): Когда мы слушаем «Венгерские рапсодии» Листа, то слушаем музыку, которая, скорее всего, была рождена в ходе импровизации.
Лист, как и многие другие великие музыканты того времени, был невероятно опытным импровизатором и превосходил в этом многих композиторов. Вероятно, не все «Венгерские рапсодии» были рождены одинаково, однако ключом к их созданию стала импровизация. После того, как мелодия была готова, она просто дорабатывалась и шлифовалась.
Другое объяснение – у композиторов разные методы работы, но почти все они связаны с воспроизведением и обработкой музыки «в голове». Никто не садится сочинять музыку по формальным правилам теории. Теория музыки – это аналитический метод, он не предназначен для её создания.
Как правило, большинство композиций создаются с помощью музыкальных инструментов, чаще с помощью клавишных, например, фортепиано. Но иногда композиторы предпочитают работать без них, используя только свой разум и бумагу.
Деннис Хоффманн (Dennis Hoffmann): Лично я, особенно в течение последних лет, всегда представляю новую песню у себя в голове. Или хотя бы её часть. Обычно в тот момент, когда что-то зарождается в моей голове, я достаю телефон и напеваю мелодию на диктофон, чтобы не забыть.
Если мотив получается очень хорошим, то я могу начать сочинять песню целиком. Я ужасный барабанщик, но могу представить, как будут звучать барабаны… басовая партия… гитарная партия… как должна звучать гитара.
Моя сильная сторона – это написание текстов песен. Когда я был моложе, то сначала писал слова, а потом накладывал музыку. Но с годами изменил свое мнение – сейчас я сначала сочиняю музыку, а затем пишу слова песни, сокращая или удлиняя некоторые части композиции, чтобы уместить все, что мне нужно.
Однако во многих случаях структура песни может меняться. Сейчас я по большей части работаю один и сам записываю несколько дорожек, создаю барабанный ритм, добавляю синтезатор, записываю партии гитары и бас-гитары и т.д. В процессе творения (особенно когда программирую синтезаторы) я могу что-нибудь изменить, потому что нашел звук, который изначально не планировал использовать, но который хорошо подходит. Безусловно, здесь много свободы действий.
Иногда я записываю живую игру музыкантов, а не создаю синтетические звуки, потому в финальную композицию могут вноситься изменения – всему виной стиль игры исполнителя. Я считаю, что это не самый приятный способ создания музыки.
Мне песня нравится такой, какой я ее написал, и я не люблю, когда кто-то портит ее своей игрой. Но иногда это необходимое зло – я не всегда могу получить нужный мне звук искусственным образом, потому я нанимаю человека, который сможет его сыграть.
Если вкратце, то, действительно, все начинается в моей голове.
Как композитору в голову приходит трэк?
03 Jul 2018 в 21:11
03 Jul 2018 в 21:11 #1
Исходя из следующих доказанных фактов:
1) Магии не существует;
2) Генетические изменения не позволяют отклониться от нормы в каком-либо полезном направлении(интеллект как стат не существует, есть лишь знания и опыт(знания подтверждённые практикой);
3) Все люди одинаковы;
я задаюсь вопросом: «Как композиторам в голову приходят трэки». Я правда не понимаю. Я пытался что-то насочинять в голове, пытался придумать какой-нибудь новый мотив но в голову лезут только старые. Как же тогда в голову челикам приходит такое:
Если принять как ответ:»они рандомят в музыкальных редакторах» то как тогда первые трэки записывали господа Бэтховен с Моцартом? Рандомили на бумажке(дорогой на то время) а потом неудачные листы дропали на улицах с мусором? И пусть я не обладаю музыкальным образованием, но отсутствие знаний о том как строить микросхемы мне не мешает понимать что это как-то делается и научиться этому возможно. В случае же с музыкой меня начинают посещать навязчивые мысли что Илан был прав, и пора уже сделать шапочку из фольги, потому что симуляция начинает ощутимо подлагивать в таких микромоментах.
03 Jul 2018 в 21:14 #2
Ну типо люди учатся всю жизнь, развиваются, а ты такой сходу пытаешься что то придумать Удачи
03 Jul 2018 в 21:18 #3
2) Генетические изменения не позволяют отклониться от нормы в каком-либо полезном направлении(интеллект как стат не существует, есть лишь знания и опыт(знания подтверждённые практикой);
3) Все люди одинаковы;
Интересные факты, учитывая, что то, какой человек будет на выходе зависит от того как его уникальный набор генов проявит себя в куче разных внешних сред, начиная прямо с пренатальной.
03 Jul 2018 в 21:19 #4
Раньше просто никто по факту не мог высрать два одинаковых трека, что-то то 100% было бы разное, оставалось придумать и выдать публике.
Сейчас же именно рандомят в программах в своих.
Берешь мелодию и накладываешь на нее звуки, крутишь, вертишь и получается то, что получается.
03 Jul 2018 в 21:27 #5
Магии не существует
03 Jul 2018 в 21:31 #6
Тебе фотку одной травы скинуть?
03 Jul 2018 в 21:32 #7
про лп конечно мемный но этого мало
03 Jul 2018 в 21:36 #8
Как композиторам в голову приходят трэки?
ну типо как ******* в голову, так и начинает писать
03 Jul 2018 в 21:40 #9
Так или иначе, даже сегодня музыка связана с голосом и речевыми интонациями.
Это если говорить о самом примитивном, первобытном в музыке.
Если речь о композиторах, то там сильная взаимосвязь с математикой вообще и геометрией в частности. Ну и плюс акустика само собой, которая тоже математика и физика в частности.
Гармония во многом упирается в физику колебания волн с одной стороны и в арифметические прогрессии с другой.
Само по себе создание мелодии это ещё не совсем музыка, потому что при этом отталкиваются от голоса и речевых интонаций, как уже выше написал.
03 Jul 2018 в 21:44 #10
как чел с минимальным муз образованием, могу сказать, что это по сути то же самое что и книги или картины писать
если шаришь в теории, знаешь все «шаблоны», как правильно строить то что есть в голове итп, то музяку можно написать
большая часть всего уже придумана до нас
но офк талант н кто не отменял, для создания чего-то реально нового и неординарного нужно совсем не обычным челом быть, ну и плюсом иметь норм образование для реализации своих идей
03 Jul 2018 в 21:52 #11
Мне по кд в голову эпичные треки лезут которые я нигде не слышал, особенно перед сном, я даже пытался найти редактор для воплощения этой дрисни, но редактор сделал тот еще жлоб, звуков меньше чем в игрушечном пианино на батарейках, остальное за донат, альтернатив я не видел.
Есть конечно теория что ко мне в голову приходит красивая музыка потому что я учился 7 лет в музыкальной школе, но нет уверенности.
Насчет композиторов прошлого думаю дело в том, что они сначала долго импровизировали, а потом уже запомнили какая нота как звучит и работали с этим.
03 Jul 2018 в 22:08 #12
Хз фейс фара например хз как делают треки топ треки такие мб союз с высшей силой хз
03 Jul 2018 в 22:13 #13
Мне по кд в голову эпичные треки лезут которые я нигде не слышал, особенно перед сном, я даже пытался найти редактор для воплощения этой дрисни, но редактор сделал тот еще жлоб, звуков меньше чем в игрушечном пианино на батарейках, остальное за донат, альтернатив я не видел.
Есть конечно теория что ко мне в голову приходит красивая музыка потому что я учился 7 лет в музыкальной школе, но нет уверенности.
Насчет композиторов прошлого думаю дело в том, что они сначала долго импровизировали, а потом уже запомнили какая нота как звучит и работали с этим.
03 Jul 2018 в 22:13 #14
примерно так же, как люди пишут стихи или прозу
для этого правда надо бы хоть какое-нибудь музыкальное образование иметь
а потом свои мысли и/или эмоции превращаешь в набор нот у себя в голове (так же, как твои эмоции в голове обретают форму из слов)
если у людей с этим трудно, то помогают вещества, но это такое
03 Jul 2018 в 22:14 #15
про лп конечно мемный но этого мало
Врядли я когда еще сяду за монтажики, мои видео только портят всеобщее представление об этом жанре. Т_Т
03 Jul 2018 в 22:21 #16
сначала придумывают мелодию, смотрят на сабж и прикидывают/напевают/насвистывают примерно как они себе видят музыкально сопровождение.
03 Jul 2018 в 22:26 #17
Врядли я когда еще сяду за монтажики, мои видео только портят всеобщее представление об этом жанре. Т_Т
03 Jul 2018 в 22:31 #18
3) Все люди одинаковы
Эт кто тебе такое сказал? Друг-анимешник?
03 Jul 2018 в 22:45 #19
Эт кто тебе такое сказал? Друг-анимешник?
Ты можешь всё то же самое что и любой другой человек, в определённой мере. Конечно крутить пиццы или взбивать тесто как на видосах в экстремальных условиях у тебя не получится СРАЗУ, но получится в какой-то мере, каким-то другим образом. С музыкой же получаются какие-то исключения, кажется.
03 Jul 2018 в 22:52 #20
Исходя из следующих доказанных фактов:
1) Магии не существует;
2) Генетические изменения не позволяют отклониться от нормы в каком-либо полезном направлении(интеллект как стат не существует, есть лишь знания и опыт(знания подтверждённые практикой);
3) Все люди одинаковы;
я задаюсь вопросом: «Как композиторам в голову приходят трэки». Я правда не понимаю. Я пытался что-то насочинять в голове, пытался придумать какой-нибудь новый мотив но в голову лезут только старые. Как же тогда в голову челикам приходит такое:
Если принять как ответ:»они рандомят в музыкальных редакторах» то как тогда первые трэки записывали господа Бэтховен с Моцартом? Рандомили на бумажке(дорогой на то время) а потом неудачные листы дропали на улицах с мусором? И пусть я не обладаю музыкальным образованием, но отсутствие знаний о том как строить микросхемы мне не мешает понимать что это как-то делается и научиться этому возможно. В случае же с музыкой меня начинают посещать навязчивые мысли что Илан был прав, и пора уже сделать шапочку из фольги, потому что симуляция начинает ощутимо подлагивать в таких микромоментах.
А вообще теорию музыки не зря писали умные челики, там то как раз и написано, как играть, чтобы слушатель испытывал те или иные эмоции
Как глухой Бетховен смог стать одним из величайших композиторов, и почему от так и не женился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.
Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.
Жестокий отец и несчастное детство
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.
Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.
К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.
Глухой от рождения композитор
Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.
Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.
Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Одинокий и несчастный
Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.
Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?
С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.
Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»
В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.
Нищий гений
Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».
Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.
Послание Бетховена ко всему человечеству
Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».
Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.
Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»
Смерть героя и триумф жизни
Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.
Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.
«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)
Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: