Что приложить к жалобе фас
Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о закупках товаров,работ,услуг отдельными видами юридических лиц
Федеральный закон от 18.07.2011 №223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, порядок антимонопольного органа, права и обязанности участников рассмотрения жалобы по существу содержатся в статье 18.1 Закона 135-ФЗ.
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
3) указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, соответствующие доводы;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
Согласно части 6 статьи 18.1 Закона No135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, подается в антимонопольный орган в письменной форме. При этом в соответствии с частью 8 статьи 18.1 Закона No135-ФЗ жалоба подписывается заявителем или его представителем. Вместе с тем согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 No63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В случае обжалования действий (бездействия) оператора эл. площадки, заявителю необходимо указать сведения о закупке, предусмотренные пунктом 1 данного порядка подачи жалоб.
2. Срок обжалования:
Обжалование положений документации о закупке в антимонопольный орган допускается до окончания срока подачи заявок на участие закупок.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки совершенных после окончания срока подачи заявок допускается лицом, подавшим заявку на участие в закупке не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, со дня такого размещения.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в антимонопольный орган в порядке, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, со дня такого размещения
3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит указанные выше сведения;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
Жалобы, поданные посредством электронной почты и не подписанные действующей электронной подписью заявителя, не могут быть признаны равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. Такие жалобы не подлежат рассмотрению и в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 18.1 Закона No 135-ФЗ возвращаются заявителю.
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки.
Со дня направления уведомления закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, по существу.
Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, организатор закупки, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Соблюдение требований закона «Об электронной подписи»
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Жалоба, поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок
В жалобе необходимо указать:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
Жалобы на действия оператора электронной площадки рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.
4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы;
5. к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов;
6. жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Сроки подачи жалобы:
1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в закупке.
2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.
3. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
4. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре.
5. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, закупке товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном главой 6, участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заключается контракт, не позднее даты заключения контракта.
7. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
7. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Сроки рассмотрения жалобы.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.
Как грамотно пожаловаться в ФАС
- On 28.04.2017 0 Comments 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП
Если поставщик заподозрит заказчика в нарушении законодательства о закупках, он может обратиться с жалобой в ФАС. Не в последнюю очередь результат рассмотрения обращения участника будет зависеть от того, насколько грамотно он составил жалобу. И хотя закон не устанавливает для этого четкой формы, определенные требования к ней существуют.
Что должно содержать в жалобе?
Процесс составления, подачи и рассмотрения жалобы затронут в нескольких нормативных актах. Это статья 105 и 106 закон 44-ФЗ, приказ ФАС от 19.11.14 № 727/14 и документ от 10.04.2014, размещенный на сайте службы, который так и называется «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».
О том, что в обязательном порядке должно быть включено в жалобу, сказано в пункте 8 статьи 105 закона 44-ФЗ. Помимо наименования, адресов, телефонов и прочих контактов заявителя и нарушителя, необходимо указание на закупку. В письме Минэкономразвития от 29.07.2015 № Д28и-2221 даны пояснения о том, что жалоба может быть подана на конкретную закупку. Это значит, что не следует включать в нее указание на несколько закупок одного заказчика, иначе ФАС может вернуть ее без рассмотрения.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Кроме того, в обязательном порядке нужно указать, какие именно действия либо бездействия заказчика обжалуются. В антимонопольной службе считают, что нужно прямо указывать нормы законодательства, которые заказчик нарушил. Как показывает практика, иначе ФАС может и не принять жалобу к рассмотрению. И хотя в практике судов есть противоположные решения, во избежание обращения к арбитрам надежнее изложить в жалобе, каким нормам закупочного законодательства не соответствуют действия заказчика.
Например, в жалобе участника может содержаться указание, что в определенной закупке заказчик допустил следующие нарушения при формировании документации:
Как показывает практика ФАС, подобные доводы признаются обоснованными, и содержащие их жалобы поставщиков удовлетворяются (например, решение Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796).
Куда жаловаться?
Но если с содержанием жалобы все более-менее понятно, то зачастую у поставщиков возникает вопрос — в какой именно антимонопольный орган подавать жалобу? Упомянутый приказ №727/14 дает на него ответ. В нем перечислены адреса всех Управлений ФАС и определена подведомственность дел: по федеральным закупкам жалобы подаются в ФАС России, по региональным и муниципальным — в региональное Управление службы по месту нахождения заказчика.
Чего требовать?
Статьей 106 закона 44-ФЗ установлено, какие права есть у антимонопольных органов в отношении заказчика, на которых подана жалоба. Исходя из этого, поставщику уместно требовать чтобы ФАС:
Что касается последнего пункта, то оно может быть устранено, например, отменой заказчиком своего решения об отклонении заявки участника, внесением изменений в закупочную документацию и другими путями, в зависимости от типа допущенного нарушения.
Что приложить к жалобе?
Возвращаемся к статье 105 закон 44-ФЗ, в части 9 которой говорится о прилагаемых к жалобе документах. Правда, сказано немного: необходимо приложить документы, которые бы обосновали жалобу, а также перечень этих документов. Специалисты рекомендуют поставщикам прикладывать к жалобе все документы, на которые они ссылаются.
Например, если заказчик допустил нарушение при формировании закупочной документации, нужно приложить эту документацию. Если оспаривается решение заказчика — приложить копию этого решения. Кроме того, целесообразно приложить любые документы, которые, по мнению заказчика, могут свидетельствовать о том, что его жалоба обоснована.
Если жалоба подписывается лично директором поставщика, то следует также предложить решение и приказ о его назначение на должность. Если стоит подпись уполномоченного лица — доверенность, которой оно наделено этими полномочиями.
Следует учесть, что в соответствии с позицией ФАС и Минэкономразвития, отсутствие подтверждающих документов не может являться основанием для возврата жалобы без рассмотрения (письмо МЭРот 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо ФАС от 13.10.2014 № ИА/41224/14). А в отдельных случаях такие документы и вовсе не могут быть представлены. Например, если поставщик жалуется на неполное размещение заказчиком проектно-сметной документации.
Когда подавать жалобу?
Если поставщик жалуется на положение закупочной документации, обращение в ФАС необходимо направить до окончания срока подачи заявок. Жалоба на действие либо бездействие заказчика или уполномоченных органов и учреждений подается не позднее чем через 10 дней после того, как в ЕИС размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок либо протокол запроса предложений. Если закупка проводится в форме электронного аукциона, то жалоба подается не позднее 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения его итогов.
Когда поставщик жалуется на нарушения, которые заказчик допустил при рассмотрении вторых частей заявок, подать жалобу необходимо до заключения контракта. А в том случае, если подается жалоба на решение ЭТП, связанное с аккредитацией участника, то с момента обжалуемых действий до подачи жалобы не должно пройти более 30 дней.
Если указанные сроки прошли, то поставщик может обращаться только в суд.
Когда ждать решения?
Антимонопольный орган должен зарегистрировать жалобу и в течение трех рабочих дней уведомить подателя о том, где и когда она будет рассмотрена. Рассмотрение должно состояться не позднее чем через 5 дней. Еще 3 дня с даты оглашения результативной части решения дается на подготовку документа.
При несогласии с выводами ФАС заявитель имеет право обжаловать решение службы в арбитражном суде — на это у него есть 3 месяца.
Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ
Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде:
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Что изменится в 2021 и 2022 годах
02.07.2021 принят оптимизационный пакет изменений в рамках 360-ФЗ об изменении 44-ФЗ, в том числе в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Изменения вступят в силу с 01.01.2022. Собрали в таблицу основные поправки.
Суть изменений | Почему меняют |
---|---|
Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур. | |
Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке. | Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных обращений от одного лица. |
Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки. |
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно обжаловать действия заказчика по 223-ФЗ.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Содержание жалобы
Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:
Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:
Как подать жалобу в ФАС
Участникам тендеров доступна подача заявления в антимонопольную службу несколькими способами:
С 05.07.2021 стала доступна подача жалоб в ФАС онлайн с помощью функционала ЕИС. Обязательные условия:
Также можно подать жалобу в ФАС на электронную почту антимонопольной службы, который указан на официальном сайте ведомства в разделе «Обратиться в ФАС», подразделе «Написать в ФАС России». Статус заявления проверяют в личном кабинете физического лица в ФАС на сайте службы после прохождения авторизации.
Инструкция, как правильно подать жалобу в ФАС на аукцион на почту ведомства:
Пошаговая инструкция, как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ через ЕИС для участника тендера:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.
Шаг 2. Выбрать функцию «Подать жалобу».
Шаг 4. Заполнить сведения о жалобе.
Шаг 5. Добавить вложенные файлы — доказательства наличия оснований.
Шаг 6. Нажать на кнопку «Сохранить и проверить на нарушения» и разместить в системе.
Сроки для обжалования
Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. В ажно следить за ними. Собрали их в таблицу.
Что обжалуете | Кто обжалует | Сроки |
---|---|---|
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. | Любой участник, общественное объединение. | До окончания срока подачи заявок. |
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. | ||
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. | Участник, с которым заключается контракт. | До совершения сделки. |
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. | Заявитель. | 30 дней от даты отказа. |
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. | Участник торгов. | 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона. |
Как рассматривается
За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 12 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.
Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.
По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:
В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.
Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).