Что применяют при обучении передачам и приему мяча в волейболе
Методика обучения технике волейбола
Начинаем с планирования
Эффективность занятий волейболом во многом зависит от грамотного планирования. Центральное место здесь занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов.
Для правильного построения всей учебной работы первостепенное значение имеет последовательность изучения программного материала по принципу «от простого к сложному». Планируя работу, педагог должен учитывать существующие условия, в частности состояние материально-технической базы школы, а также уровень физической подготовленности учеников. Исходя из этого, он определяет допустимую нагрузку при выполнении упражнений на занятиях при изучении технико-тактического материала.
Практически это делается так: составляется поурочный план в виде таблицы, в левой части которой по вертикали вписывается содержание учебного материала, а по горизонтали – номера уроков. Дидактические этапы освоения различных двигательных действий обозначаются буквами: О – обучение, З – закрепление, С – совершенствование, х – повторение ранее изученных и заданий и выполненных упражнений.
Следует учесть, что на каждом уроке дети не только изучают какое-то новое действие, но и закрепляют ранее изученный материал, совершенствуют полученные навыки. Таким образом, определенный объем умений и навыков по разделу программы по волейболу усваивается в течение всего курса обучения.
Кроме изучения различных технико-тактических действий и совершенствования навыков, надо также уделить время физической подготовке – общей и специальной: эта оздоровительная направленность должна прослеживаться на каждом уроке. На каждом занятии следует часть времени отводить развитию двигательных качеств учеников.
Стойки и передвижения
Стойки и передвижения – базовая составляющая техники игры в волейбол, и от степени овладения ими зависит успешность различных действий.
Стойками принято называть наиболее рациональные положения волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры.
Основные исходные положения зависят от различных моментов игры:
– при выполнении второй передачи – высокая стойка;
– при приеме мяча с подачи – средняя стойка;
– при приеме силовой подачи или после нападающего удара – низкая стойка.
Передвижения включают ходьбу, бег, перемещения приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановку в шаге, двойным шагом, в скачке.
Важно научить сочетать различные способы передвижения с остановками и принятием той или иной стойки, а также уметь выбирать способы перемещения в зависимости от игровой обстановки. Изучение различных стоек и передвижений следует проводить в первую очередь. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающиеся учатся применять их при перемещении в различных направлениях, постоянно увеличивая расстояние и скорость передвижения.
При выполнении любой стойки следует помнить, что ноги должны быть полусогнуты, стопы располагаются на ширине плеч, одна нога впереди другой, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, взгляд направлен вперед.
1. Ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях.
2. Руки опущены.
3. Чрезмерный наклон туловища вперед.
4. Неустойчивые положения перед приемом мяча.
а) обычный;
б) приставными шагами в сторону;
в) спиной вперед;
г) бег с высоким подниманием бедра; с захлестыванием голени назад.
2. Прыжки с продвижением вперед:
а) отталкиваясь ногами поочередно;
б) отталкиваясь ногами одновременно;
в) в приседе.
3. Ходьба и прыжки в приседе и полуприседе.
4. Бег по заданию, выполняемый по звуковым или зрительным сигналам:
а) с изменениями направления бега или с ускорениями;
б) с остановками различными способами.
5. Старты из различных исходных положений и стоек.
6. Челночный бег:
а) обычный;
б) приставными шагами;
в) различными способами (сочетания).
7. Упражнения с мячом для развития ловкости.
Передача мяча двумя руками сверху
Одним из главных технических приемов игры в волейбол является верхняя передача мяча.
И.п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед-в стороны.
Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.
Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:
– уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение;
– помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»);
– при передаче касаться мяча фалангами пальцев;
– перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении;
– при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.
1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами.
2. Большие пальцы рук направлены вперед.
3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены.
4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног.
5. Кисти не сопровождают мяч.
6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.
1. Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче).
2. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче.
3. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте.
4. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).
5. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля.
6. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).
7. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):
а) перемещаясь вдоль нее;
б) опускаясь в присед и вставая;
в) без зрительного контроля.
8. Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи:
а) после одного отскока от пола;
б) без отскока;
в) после перемещения.
9. Передача мяча на различные расстояния: 1 м, 3 м и т.д.
10. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:
11. Выполнить верхнюю передачу над собой с перемещением различными способами.
12. Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку.
13. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову.
14. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.
Прием мяча двумя руками снизу
Данный прием используется при приеме подач, нападающих ударов и низко летящих мячей.
И.п. – ноги на ширине плеч согнуты в коленях, ступни параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет выпрямления ног, туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу.
Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающиеся должны:
– уметь принимать положение готовности;
– перед приемом мяча правильно располагать руки: предплечья суппинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены;
– быстро перемещаться вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение лицом по направлению мяча (на прием к партнеру); при приеме мяча справа руки натянуты, правое плечо выше левого, лучевые кости находятся в наклоне в сторону передачи.
1. Несвоевременный выход под мяч.
2. Неправильные положение и движения рук:
а) руки расположены несимметрично;
б) предплечья не суппинированы и недостаточно сведены;
в) руки согнуты в локтях.
3. Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища и ног.
1. Сочетание положения обеих рук и основной стойки, учитель (тренер) давит на предплечья.
2. Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под него сложенные руки, после вертикального отскока от рук поймать мяч.
3. С точного броска учителя вернуть мяч с нижней передачи.
4. Бросить мяч в стену, подставить под него руки, направляя его в стену, затем поймать.
5. Двукратное и многократное выполнение нижней передачи:
6. Выполнить нижнюю передачу с неточного набрасывания учителя (тренера). Мяч набрасывается:
а) впереди или через игрока;
б) слева или справа от игрока.
7. Нижняя передача от игрока к игроку.
8. Нижняя передача над собой с перемещением:
При изучении нижней передачи вначале внимание необходимо сосредоточить на положении рук и их работе, а затем на выходе игрока под мяч.
Нижняя прямая подача мяча
Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.
При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:
– от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;
– мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.
Верхняя подача мяча
1. Корпус излишне развернут влево (вправо).
2. Стопы развернуты в стороны.
3. Подбрасывание выполнено неточно (слишком высоко, слишком низко или с вращением).
4. Плечо не отведено.
5. Рука в замахе зафиксирована слишком низко, слишком далеко или «завалена» за голову.
6. Кисть развернута наружу либо «завалена» влево или назад.
1. Корпус «завален» влево.
2. Правое бедро (нога) выставлено слишком далеко вперед.
3. Предплечье уходит влево.
Нападающие удары
Нападающие удары можно классифицировать следующим образом:
б) по высоте передач:
– с высокой передачи;
– со средней передачи;
– с низкой передачи;
в) по месту отталкивания:
Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачи) к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч.
После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода.
Прямой нападающий удар
1. Недостаточная длина или низкая скорость разбега либо количество шагов не соответствует расстоянию.
2. Размахивание руками или их скрещивание при разбеге.
1. Нет вращения рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук.
2. Напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки.
3. Слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена поздно.
4. Вялое или слишком высокое напрыгивание.
5. Слишком высокий прыжок или прыжок выполнен в неполную силу.
6. Прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками.
7. Рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево.
8. Слишком низкое расположение предплечья или локтя.
9. Кисть не закреплена при замахе или развернута.
10. Пальцы разведены или не отведен большой палец.
1. Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.
2. Приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое.
3. Игрок не готов к следующим действиям.
Обучение разбегу и прыжку
1. Прыжок на месте со взмахом рук.
2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.
3. Разбег с 1–2 шагов, имитация верхней передачи в прыжке.
4. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера.
5. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в прыжке:
а) в стену или через сетку;
б) с низкого подбрасывания в «темп»;
в) с высокого подбрасывания партнера;
г) с низкого подбрасывания партнера.
Обучение ударному движению
1. Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.
2. Взмах руками и постановка руки в замах:
3. Из положения замаха выполнить нападающий удар:
а) по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки;
б) по мячу в левой руке;
в) без мяча с опусканием руки;
г) в пол, в стену с руки;
д) в пол, в стену после подбрасывания.
Обучение нападающему удару с разбега в прыжке
а) с низкого набрасывания партнера в «темп»;
б) с высокого набрасывания партнером;
в) с собственного набрасывания.
Блокирование
Блокирование можно классифицировать:
а) по количеству участвующих игроков:
– одиночное;
– групповое (двойное и тройное);
б) по месту отталкивания:
в) по тактической направленности:
1. Игрок располагается близко от сетки, но не далее чем за 30 см перед противником, ноги слегка согнуты в коленях.
2. Руки согнуты в локтях ладонями вперед.
3. Перемещение осуществляется приставными или скрестными шагами и заканчивается напрыгиванием с последующим отталкиванием двумя ногами.
4. Руки сопровождают прыжок, как при нападающем ударе, но со значительно меньшей амплитудой и больше согнуты в локтях.
5. После отталкивания руки выносятся вверх-вперед кратчайшим путем. Расстояние между руками и сеткой должно быть минимальным, чтобы препятствовать прохождению мяча между предплечьем и сеткой. Жесткость блока обеспечивается напряженным движением кистей и пальцев рук вперед-вверх.
6. В момент прыжка и при блокировании корпус следует держать вертикально, голову ровно, живот слегка втянуть.
7. Выбор места отталкивания определяется характером разбега нападающих соперников: блокирующий игрок занимает позицию на воображаемой линии, продолжающей разбег нападающего.
8. Выбор времени отталкивания зависит от высоты передачи мяча для нападающего удара: чем выше передача, тем позже происходит отталкивание.
9. После блокирования руки опускаются не сразу, а еще некоторое время удерживаются вверху.
10. После приземления игрок готов к следующим действиям.
Подготовка и перемещение
1. Игрок находится слишком далеко или слишком близко от сетки.
2. Игрок находится слишком далеко от вертикального места атаки.
3. Слабый контроль за действиями связующего игрока команды-соперника.
4. Ноги согнуты недостаточно, ступни поставлены узко.
5. Слишком поздний или слишком ранний старт.
6. Низкая скорость перемещения.
7. Опущены руки перед прыжком.
1. Вялое напрыгивание или напрыгивание на носки.
2. При напрыгивании ноги согнуты недостаточно.
3. Слишком поздний или слишком ранний прыжок.
4. Прыжок в неверном направлении – в длину (на сетку) или в сторону.
1. Руки вынесены из-за головы.
2. В момент постановки руки расслаблены.
3. Руки согнуты в локтях.
4. Широкая или узкая постановка рук.
5. Недостаточно подтянуты плечи.
6. Голова или кисти запрокинуты назад.
7. Мяч накрыт кистями рук в момент удара.
8. Кисти расслаблены.
9. Большие пальцы впереди
10. Пальцы узко раздвинуты или расслаблены.
11. Руки не развернуты в шестую зону.
12. Игрок смотрит на мяч в момент удара.
13. Основной блокирующий игрок не пристраивается к остальным членам команды (образуется брешь в защите)
14. Игроки перекрывают друг друга.
1. Высокая стойка после перемещения.
2. Узко поставлены ноги после перемещения.
3. Жесткое приземление
4. Игрок не готов к следующим действиям.
1. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, сохраняя между кистями расстояние чуть меньше диаметра мяча.
2. То же, но стоя у стены с ударами об нее ладонями.
3. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, выполнить прыжок вверх-вперед. Замах не делать; движение рук осуществляется по кратчайшему пути.
4. Упражнение в парах. Игроки стоят лицом друг к другу. Первый номер занимает исходное положение, как в п. 2. Второй номер давит ему на предплечье толчковыми движениями, а его партнер пытается удержать напряженные руки в стойке готовности.
5. Выполнить одиночное блокирование в прыжке:
Примечание. Быстрое перемещение к месту блокирования – одна из составляющих эффективного индивидуального блокирования.
Другая составляющая блокирования – своевременная постановка рук на пути мяча, направленного со стороны соперника. Это зависит, прежде всего, от умений просчитать ситуацию, правильно воспринимать и оценивать положение нападающего и мяча относительно сетки и т.д., которые развивают с помощью специальных упражнений. Встречается и такое мнение, что блокирование необходимо осваивать только после овладения нападающими ударами, но оно на самом деле ошибочно. По мере изучения подводящих упражнений для нападающих ударов применяются подводящие упражнения для блокирования.
Техника передач и подач в волейболе в картинках
Техника подачи и передачи в волейболе в картинках.
Специфика волейбола требует, чтобы в методике его обучения были отражены следующие направления:
совершенное овладение рациональной техникой и разнообразие механических способностей, используемых в игровых ситуациях
развитие специальных физических способностей, способствующих эффективности выполнения технических приемов;
совершенствование индивидуальных и командных тактических действий.
Перед отработкой защитных действий необходимо научиться технике всех способов падения и приземления. Перед изучением технических приемов обязательно проделать несколько физических упражнений типа разминки. Перед игрой обязательна хорошая разминка всех групп мышц и суставов. Во время игры необходимо пользоваться защитными приспособлениями. Во время отработки приемов игры запрещается использовать мячи нестандартных размеров и массы.
Совершенствование техники подач мяча
Нижняя подача в волейболе. Техника нижней подачи мяча, не такая сложная, с ней справится даже ребенок. Нижняя подача мяча в волейболе используется, когда у Вас недостаточно силы для верхней передачи мяча, либо когда Вы только-только начали свое знакомство с волейболом. Обучение нижней прямой подаче в волейболе, проходит достаточно быстро. Нижняя подача в волейболе подается кистью руки. Вы можете подавать кулаком, ребром ладони, либо раскрытой ладонью, как Вам будет удобно это делать. Главное, во время подачи, правильно направить мяч в поле противника. Так как во время обучения азам волейбола, есть вероятность подать в потолок. Не говоря о том, что мяч может попросту не перелететь через Ваше поле.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОСНОВАМ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПРИЕМОВ И ПОДАЧ В ВОЛЕЙБОЛЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОСНОВАМ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПРИЕМОВ И ПОДАЧ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Понин Анадрей Николаевич
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу способствует приобщению людей разного возраста к систематическим занятиям этим видом спорта.
Специфика волейбола требует, чтобы в методике его обучения были отражены следующие направления:
совершенное овладение рациональной техникой и разнообразие механических способностей, используемых в игровых ситуациях;
развитие специальных физических способностей, способствующих эффективности выполнения технических приемов;
совершенствование индивидуальных и командных тактических действий.
Перед отработкой защитных действий необходимо научиться технике всех способов падения и приземления. Перед изучением технических приемов обязательно проделать несколько физических упражнений типа разминки. Перед игрой обязательна хорошая разминка всех групп мышц и суставов. Во время игры необходимо пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.). Во время отработки приемов игры запрещается использовать мячи нестандартных размеров и массы.
Чтобы техническая подготовка на начальном этапе проходила успешно, необходимо учитывать следующее. Во-первых, волейболисты должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой. Во-вторых, эту технику надо сделать доступной для занимающихся, то есть привести ее в соответствие с уровнем их возможностей. При этом сам процесс обучения должен быть интересным и по содержанию, и по организации обучающихся.
Овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений, которые делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности. Эти упражнения позволяют занимающимся сразу видеть реальный результат своих действий, а на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также для совершенствования отдельных частей технических приемов.
В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры.
Овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений, которые делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности. Эти упражнения позволяют занимающимся сразу видеть реальный результат своих действий, а на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также для совершенствования отдельных частей технических приемов.
В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры.
Совершенствование техники приема и передач мяча. Прием мяча сверху (снизу) двумя руками с падением-перекатом на спину. Занимающийся (рис. 1), находящийся в средней или низкой стойке, приставным или обычным шагом перемещается к предполагаемому месту падения мяча, делает выпад в сторону летящего мяча и одновременно опускает туловище к бедру опорной ноги. Далее смещает туловище за опору, подбивает мяч и, отталкиваясь с задистоящей ногой, приземляется на бедро и таз с последующим перекатом на спину.
Рис.1. Прием мяча сверху (снизу) двумя руками с падением-перекатом на спину
Рис. 2. Прием мяча одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро и спину
Прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе (рис. 3) применяют в основном юноши. Игрок как бы ныряет под мяч, после отбива мяча руки касаются площадки и амортизируют касание грудью за счет сгибания рук, ноги сгибаются в коленях, туловище прогибается, руки после отталкивания вперед убирают вдоль туловища.
Упражнения для совершенствования
Падение назад из низкой стойки с последующим перекатом на спину.
Шагом вперед принять низкое и. п. — падение назад с перекатом на спину.
Из средней стойки выпад в сторону с последующим падением-
перекатом на спину.
Занимающиеся в парах стоят друг против друга. Один принимает низкое и. п. для передачи мяча сверху двумя руками, другой набрасывает ему мяч. Первый возвращает мяч партнеру передачей мяча сверху с последующим падением-перекатом на спину.
Рис.3. Прием мяча одной рукой в падении вперед
Передача мяча сверху двумя руками. Надо хорошо освоить передачу сверху двумя руками вперед, над собой и назад (рис. 4). Передачу выполняют в опорном положении и в прыжке. Передачи различают по расстоянию (средние, короткие и длинные) и по высоте (средние, низкие и высокие). Передачей мяч направляется для нападающего удара. Качество передачи зависит от своевременного принятия стойки, руки встречаются с мячом вверху над лицом. За счет согласованного движения рук, туловища и ног мячу придается нужное направление. Чем больше расстояние и высота передачи, тем более активно разгибаются ноги.
Рис. 4. Прием мяча сверху двумя руками
Совершенствование техники подач мяча
Рис. 5. Верхняя прямая подача с вращением
Упражнения для совершенствования
Подбрасывание мяча одной рукой вверх и замах бьющей рукой. Подбрасывание мяча и ловля его в момент удара. Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7—9 м не ниже линии, проведенной на уровне верхнего края сетки. Подача мяча через сетку с расстояния 7—9 м от нее. Выполнение верхних подач мяча с расстояния 7—9 м от сетки в правую (левую) часть площадки.
Совершенствование техники нападающего удара
Прямой нападающий удар (рис. 6) состоит из разбега, прыжка, удара по мячу, приземления.
Разбег выполняется с двух-трех шагов. В момент постановки ноги в последнем шаге руки отведены назад, и с приставлением другой ноги руки резко идут вниз-вперед, а затем вверх одновременно с отталкиванием ногами и последующим замахом. В замахе правая рука идет вверх-назад, левая задерживается на уровне плеча.
Удар производится в высшей точке прыжка. При этом правая рука выпрямляется в локтевом суставе, вытягивается вверх-вперед. Кисть накладывается на мяч сзади-сверху. После удара игрок приземляется на согнутые ноги.
В технике нападающего удара с поворотом туловища выделяют три фазы:
Первая — выполнение подготовительных действий (разбег, прыжок, замах), как и при обычном ударе. При ударе с переводом вправо игрок оставляет мяч с правой стороны ударной зоны (он не долетает до игрока); при выполнении удара с переводом влево мяч должен быть с левой стороны ударной зоны (игрок немного пропускает его).
Рис. 6. Прямой нападающий удар
Упражнения для совершенствования
Имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо (влево) при наличии одиночного блока.
Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправе (влево) с собственного подбрасывания при наличии одиночного блока.
Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо
(влево) из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 против одиночного зонного блока.
Совершенствование техники защитных действий
Рис. 7. Индивидуальное блокирование
Упражнения для совершенствования
В парах. Занимающиеся располагаются по обе стороны сетки. Один, стоя на полу, набрасывает мяч выше верхнего троса сетки. Другой, стоя на скамейке, выносит руки над сеткой и отталкивает мяч на противоположную площадку. То же, но блокирующий, стоя на площадке, из и. п. выполняет блокирование в прыжке.
— В тройках. Занимающиеся располагаются около сетки: два — с одной стороны, один — с другой. Первый подбрасывает мяч перед собой на 1 м выше сетки; второй, прыгая вверх с места, выполняет нападающий удар; третий ставит блок. После 3—5 ударов занимающиеся меняются местами.
Групповое блокирование. Заключается в согласованности действий нескольких игроков по закрыванию определенной зоны своей площадки. Так, при выполнении нападающего удара из зоны 4 игроки защищающейся команды осуществляют групповое блокирование, стараясь при этом закрыть самое опасное направление — зону 5. При атаке из зоны 2 в групповом блокировании, как правило, участвуют игроки зон 3 и 4 противоположной команды, задача которых закрыть блоком зону 1. Блокирующих принято называть центральным (средним) и крайним. Игрок, осуществляющий блокирование в зоне 3, считается центральным, а помогающие ему (в одном случае игрок зоны 2, а в другом — игрок зоны 4) — крайними. Упражнения для совершенствования
• Двое занимающихся стоят на расстоянии 2 м друг от друга с одной стороны сетки, с другой — партнер с мячом. Партнер набрасывает мяч на верхний край сетки между ними, а занимающиеся согласованно перемещаются к месту постановки блока, одновременно прыгают и отбивают мяч на противоположную площадку.
— То же, но мяч набрасывается напротив одного блокирующего, другой перемещается к нему, и они вместе прыгают на блок.
• Выполнение двойного блокирования нападающего удара по ходу из зоны 4, в блоке участвуют игроки зон 3 и 2, стараясь закрыть зону 5.
Выполнение двойного блокирования нападающего удара по ходу из зоны 2, в блоке участвуют игроки зон 3 и 4, стараясь закрыть зону 1.
Совершенствование тактики игры Индивидуальные тактические действия в нападении.
При подаче — это умение послать мяч в уязвимое место площадки соперников, на слабого игрока.
При передаче мяч для удара направить из зоны 3 нападающему в зону 4 или 2.
При нападающем ударе стараться мяч послать не столько сильно, сколько точно или же «обмануть», т. е. не бить, а послать мяч передачей в прыжке.
Упражнения для совершенствования
То же, но связующий находится в зонах 2, 4, 3.
Командные тактические действия в нападении изучают последовательно: вначале через игрока передней линии, затем через выходящего игрока задней линии.
Упражнения для совершенствования
То же, но передача из зоны б может быть направлена любому из шести игроков.
То же, но из зоны 6 мяч направляется нападающим ударом (из опорного положения) подачей из-за лицевой линии.
— То же, но с противоположной стороны противодействие оказывает один блокирующий (впоследствии два, три).
Индивидуальные тактические действия в защите сводятся к правильному выбору места при блокировании, при приеме нападающих ударов и на страховке. При блокировании главным будет определение направления удара, при приеме мяча — выбор способа.
Групповые тактические действия в защите. Принцип этих взаимодействий определяет система защиты (уступом вперед или назад), которую применяет команда. Действия команды в защите условно можно разделить на блокирование, страховку и защиту.
Эти действия осваиваются в таком порядке: взаимодействие игроков передней линии (блокирующие и не участвующие в блоке); взаимодействие игроков задней линии при приеме подач и нападающих ударов; взаимодействие игроков между линиями (при приеме нападающих ударов и страховке блокирующих).
Упражнения для совершенствования
. То же, но только нападающие удары выполняются с встречных
» То же, но нападающие удары выполняются с встречных передач
Командные тактические действия в защите. Выделяют две наиболее распространенные системы игры: уступом назад (система игр в защите при страховке игроком передней линии) и уступом вперед (система игры в защите при страховке игроком задней линии). Название каждой системы определяется игроком, страхующим блокирующих.
Развитие физических качеств
Упражнения для развития быстроты, скоростно-силовых качеств, силовой и скоростной выносливости
Бег на 10—15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, спиной и боком к стартовой линии), сидя на полу, лежа на полу спиной и лицом вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии.
Челночный бег (отрезки 3—6 м, общий пробег за одну попытку 12—18 м). То же, но в одну сторону отрезок пробегается лицом вперед, а в другую — спиной вперед.
Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками и попеременно правой и левой рукой.
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (над собой, в стену) и ловля.
Броски и ловля набивных мячей в парах, перемещаясь приставными шагами вправо-влево, вперед-назад.
Прыжки с доставанием волейбольных или теннисных мячей, укрепленных на наклонной раме на разной высоте.
Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах.
— Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком вперед, спиной вперед. То же с отягощением. » Разнообразные прыжки со скакалкой.