Что принес в фуражке а с пушкин на дуэль с прапорщиком зубовым
Что принес в фуражке а с пушкин на дуэль с прапорщиком зубовым
8 февраля 1837 года на роковой дуэли был смертельно ранен Пушкин, скончавшийся 10 февраля в своей квартире на Мойке, 12. Россия потеряла своего главного национального поэта.
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща. » – эти слова из некролога, написанного В.Ф. Одоевским, хорошо известны каждому.
Пушкин всегда вызывал и будет вызывать интерес не только как большой поэт, но и как незаурядный человек со всеми присущими ему особенностями. Объясняется это и значением Пушкина для России, необыкновенностью его характера и тем, что его биография, подчас и повседневное существование, чрезвычайно тесно переплетена с творчеством. Как писал один из наиболее видных поэтов русской эмиграции Владислав Ходасевич, едва ли не каждый исследователь, желавший уяснить себе творчество Пушкина, в конце концов фатально становился, хотя бы отчасти, его биографом.
Нет ничего удивительного в том, что всё связанное с последней дуэлью обращает на себя повышенное внимание пушкинистов, которые насчитывают 29, а включая последнюю – 30, состоявшихся или несостоявшихся дуэлей с участием поэта. Ходасевич, будучи не только поэтом, но и исследователем творчества и биографии Пушкина, с уверенностью утверждал, что подобных эпизодов насчитывалось не менее двадцати.
По его мнению, широкая публика недостаточно осведомлена о том, какое видное место занимали в пушкинской жизни дуэли или, точнее, дуэльные истории. Как и вообще многое в биографии Пушкина, в дуэльных историях есть много неясностей, которые могли бы стать предметом отдельного исследования. И тем не менее, даже беглый обзор не лишён интереса.
Добавим, что дуэли в пушкинскую эпоху были запрещены, они считались уголовно наказуемым преступлением, за них приговаривали к повешению, однако подобное суровое наказание никогда не применялось. К повешению приговорили и Дантеса, но он был помилован, разжалован в солдаты и… навечно выслан из России. В дворянской среде поединки, если можно так выразиться, тогда были в моде, а дуэлянты окружены неким романтическим ореолом. Но они далеко не всегда завершались смертью противников. Все подобные истории, в которые был ранее вовлечён Пушкин, оканчивались для него благополучно – он никогда не был ранен и не пролил ничьей крови. Последняя дуэль в его жизни могла быть двадцать первой, может быть, и тридцатой, а повод для неё достаточно серьёзным, фатальными стали и последствия.
Было бы преувеличением видеть в Пушкине закоренелого дуэлянта, однако с молодых лет он прослыл как человек, не прощающий обид. Летом 1817 года, после окончания Лицея, Пушкин отправился к родителям в Михайловское, где ему довелось подружиться со своим двоюродным дядей и соседом по имению Павлом Исааковичем Ганнибалом. Но на каком-то семейном торжестве Павел Исаакович в одной из фигур котильона отбил у Пушкина барышню Лошакову, за которой тот ухаживал. Этого было достаточно, чтобы попытаться вызвать дядюшку на дуэль. Разумеется, всё кончилось примирением и объятиями, но начало было положено.
Надо повторить, что мы не располагаем и не можем располагать сведениями обо всех конфликтах Пушкина, которые могли бы привести к поединку. Показательно, что Е.А. Карамзина, жена знаменитого историка, 23 марта 1820 года писала своему брату: «Пушкин всякий день имеет дуэли; благодаря Бога, они не смертоносны, бойцы всегда остаются невредимы».
Что касается иронии, звучащей в этих словах, то она слышится и в некоторых других свидетельствах о ранних дуэлях Пушкина. Так, упоминая о поединке с В.К. Кюхельбекером, лицейским товарищем, Н.И. Греч писал: «Кюхельбекер вызвал Пушкина на дуэль. Пушкин принял вызов. Оба выстрелили, но пистолеты заряжены были клюквою, и дело кончилось ничем». Произошла и ссора с бароном М.А. Корфом, ещё одним лицеистом, но дуэль не состоялась по причине незначительности повода.
Не все одобряли подобное поведение. Декабрист Н.В. Басаргин, вспоминая о встречах с Пушкиным в Тульчине и в Одессе, рассказывал: «Как человек, он мне не понравился. Какое-то бретёрство, suffisance и желание осмеять, уколоть других. Тогда же многие из знавших его говорили, что рано или поздно, а умереть ему на дуэли».
Судьба Пушкина хранила, хотя следует признать, что в подавляющем большинстве историй вызовы исходили именно от него. А в тех случаях, когда инициатива шла от его противников, Пушкин своими поступками, будучи зачинщиком ссоры, давал явный повод к дуэли. Так, Кюхельбекер, выведенный из себя многолетними насмешками, наконец вызвал его за эпиграмму на себя; у кишинёвского купца Инглези Пушкин отбил цыганку-сожительницу.
В период кишинёвской ссылки его оберегал главный попечитель Комитета об иностранных поселенцах Южного края России генерал-лейтенант И.Н. Инзов, под началом которого он служил. В январе 1822 году Пушкин публично высмеял статского советника И.Н. Ланова, утверждавшего, что вино – лекарство от всех болезней. Ланов обозвал поэта молокососом, а в ответ получил прозвище «виносос» и вызов на дуэль. Тогда Инзов посадил Пушкина под домашний арест, и дуэль не состоялась. Но конфликты продолжались: через месяц Пушкин вызвал на дуэль молдавского дворянина Тодора Балша. И снова – домашний арест. Вскоре произошёл конфликт с бессарабским помещиком Скартлом Прункуло. В 1823 году Пушкин несправедливо уличил в нечестной карточной игре прапорщика генерального штаба Александра Зубова. На поединок он пришёл с фуражкой, полной черешни; пока в него целились, ел ягоды и выплевывал косточки. Зубов промахнулся, а от своего выстрела Пушкин отказался. Позднее этот эпизод нашёл отражение в повести «Выстрел». 14 июля 1824 г. Пушкин писал А.И. Тургеневу из Одессы о своей кишинёвской жизни: «Старичок Инзов сажал меня под арест всякий раз, когда мне случалось побить молдавского боярина. Правда, но зато добрый мистик в то же время приходил меня навещать и беседовать со мною об гишпанской революции».
В 1826 году – уже после возвращения из ссылки – Пушкин вызвал графа Ф.И. Толстого (Американца) за эпиграмму, написанную ещё в 1820 году. Эпиграмма была ответом на резкие эпиграммы самого Пушкина, который являлся истинным зачинщиком ссоры и сам понимал это. Первоначальное отношение к своему поступку через какое-то время он выразил в письме к брату, назвав его «резким и необдуманным». Впоследствии Пушкин избрал Толстого посредником при своём первом сватовстве к Н.Н. Гончаровой.
Многие дуэльные истории относятся к началу 1836 года, хотя в них, как мы могли понять, не было ничего, что действительно могло бы привести к поединку. Н.Н. Пушкина на каком-то балу сочла непристойным вопрос, заданный ей молодым графом В.А. Соллогубом: «Давно ли Вы замужем?» Ответом было письмо Пушкина, в котором он потребовал объяснений, но оно не дошло до Соллогуба, который уехал в служебную командировку. 4 февраля Пушкин вызвал на дуэль некоего Хлюстина за то, что тот в разговоре с Пушкиным процитировал обидную для него фразу из статьи О.И. Сенковского. По-видимому, этот конфликт ещё не был разрешён, когда уже на следующий день, 5 февраля, Пушкин в резкой форме письменно потребовал объяснений от князя Н.Г. Репнина, якобы неуважительно отозвавшегося о нём в разговоре с третьим лицом. В этом послании не содержалось прямого вызова, однако прозвучал намёк на возможность дуэли в случае недостаточных объяснений. В конце концов Пушкин был удовлетворён ответом Репнина и вызова не послал.
Последняя дуэль на Чёрной речке, по-видимому, не могла не закончиться трагически. Но причиной её была не слепая ревность, которой человек не в силах противостоять и которая приводит его к гибели. Здесь весь Пушкин: в своей горячности и в некоем внутреннем примирении с тем, что ради защиты своей чести, может быть, придётся пожертвовать жизнью. За несколько часов до поединка он говорил д’Аршиаку, секунданту Дантеса, объясняя причины, которые заставляют его драться: «Есть двоякого рода рогоносцы; одни носят рога на самом деле; те знают отлично, как им быть; положение других, ставших рогоносцами по милости публики, затруднительно. Я принадлежу к последним». Возможности примирения здесь не было, да и не могло быть. Для поединка определили условия самые суровые – стрелялись на расстоянии десяти шагов. Его исход можно считать предрешённым – соперники были хорошими стрелками. Дантес выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина. Вероятно, и он должен был получить от Пушкина подобную рану, но судьба распорядилась по-другому: пуля попала Дантесу в руку, что и спасло ему жизнь.
Юрий Азаров,
Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН
Пять самых громких дуэлей в истории России
По воспоминаниям современников, офицер и дворянин Михаил Лунин был забиякой и бретером. Однажды, при одном политическом разговоре, Лунин услышал, что граф Алексей Орлов, высказав свое мнение, прибавил, что всякий честный человек не может и думать иначе. Лишь услышав подобное, Лунин тут же подскочил к Орлову и сказал, что советует ему отказаться от своих слов, в противном случае он вынужден будет просить удовлетворения, поскольку считает себя честным человеком, но не разделяет его точку зрения.
Во время пребывания 23-летнего выпускника Царскосельского лицея, поэта Александра Сергеевича Пушкина, в Кишиневе с ним вышел курьезный случай. Играл он как-то в карты с неким офицером Зубовым, да проиграл. Проиграв, вслух стал подначивать победителя, мол, нельзя же платить такие проигрыши. В итоге последовало объяснение, и Зубов вызвал Пушкина драться. Впоследствии этот поединок Пушкина лег в основу повести «Выстрел».
Стрелялись, как вспоминает современник Михаил Пыляев в своей книге 1898 года «Замечательные чудаки и оригиналы», возле Выборгского шоссе, в местности, известной под названием «Лесное». Сам поединок был короток и кровав. Вот как описывает его Пыляев: «Дуэль происходила на пистолетах. Выстрелы по сигналу одновременны. Противники сошлись, по сигналу секунданта Рылеева, (известного поэта, погибшего на виселице за декабрьский бунт), на близкое расстояние и стреляли друг в друга почти в упор. Чернов был убит наповал. Пуля Новосильцева пробила ему левый висок. Новосильцев прожил несколько часов. Его перенесли в корчму- он в ней и умер».
Безутешная мать Новосильцева, чей непреклонный нрав стал косвенной причиной его гибели, через несколько лет возвела на месте дуэли церковь и богадельню в честь святого Владимира, таким образом увековечив память сына.
Как известно, Пушкин заподозрил Дантеса в неуместных ухаживаниях за своей женой, Натальей Николаевной Гончаровой. Кроме того, он приписывал Дантесу авторство оскорбительного письма, разосланного самому поэту и кругу его приближенных, в котором Наталью Николаевну «изобличают» в измене. Итогом стало оскорбительное послание самого Пушкина в адрес приемного отца Дантеса барона де Геккерна, в котором поэт отказывал его семейству от дома. Как и ожидал Пушкин, ответом последовал вызов на дуэль.
Условия дуэли были чрезвычайно жесткими. Так, например, одним из пунктов устанавливалось, что в случае безрезультатности первых выстрелов дуэлянтов поединок возобновляется снова. Расстояние между соперниками было равно 20 шагам, но каждый мог сделать еще пять шагов, чтобы подойти к барьеру. Права первого выстрела не имел никто.
Мобильный контент
Факты из жизни А.С. Пушкина
А.С. Пушкин настолько популярен и любим в России, что уже кажется, мы знаем о поэте все. Но время от времени, находим что-то новое, и новое. boro.da33.ru
К примеру, очень часто некоторые люди удивляются, когда им говоришь что А.С. Пушкин был масоном. В семействе Пушкиных все мужчины были масоны.
Факты из жизни А.С. Пушкина
1. Однажды дом родителей Александра Пушкина посетил русский писатель Иван Дмитриев. Александр был тогда ещё ребёнком, а потому Дмитриев решил подшутить над оригинальной внешностью мальчика и сказал: «Какой арабчик!»
Но десятилетний внук Ганнибала не растерялся и вмиг выдал ответ: «Да зато не рябчик!» Присутствующие взрослые были удивлены и жутко смущены, потому что лицо писателя Дмитриева было безобразно рябое!
5. Живя в Екатеринославе, Пушкин был приглашён на один бал. В этот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст; дамы и девицы наперерыв старались завладеть его вниманием.
Два гвардейских офицера, два недавних кумира екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то, вероятно, учителишкой, порешили, во что бы то ни стало, «переконфузить» его.
Подходят они к Пушкину и, расшаркиваясь самым бесподобным образом, обращаются:
— Mille pardon. He имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением.
е будете ли вы столь любезны сказать нам, как правильнее выразиться: «Эй, человек, подай стакан воды!» или «Эй, человек, принеси стакан воды!».
Пушкин живо понял желание пошутить над ним и, нисколько не смутившись, отвечал серьёзно:
— Мне кажется, вы можете выразиться прямо: «Эй, человек, гони нас на водопой».
Завтрак под дулом пистолета
Вспыльчивый характер Пушкина и его щепетильность нередко приводили к ссорам. Особенно щепетилен поэт был в отношениях с военными. Воин в душе и отважный воин, что он доказал участием в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов, он неуютно чувствовал себя в штатском мундире, когда рядом были бравые военные. И, видимо, это заставляло его болезненно реагировать на неосторожное словцо или острую шутку, которой порой отпустивший её и не стремился задеть поэта.
Ссора с прапорщиком Генерального штаба Александром Николаевичем Зубовым произошла вскоре после приезда Пушкина в Кишинёв. Прапорщик Генерального штаба! Странное воинское звание. Одно дело – полковник, другое – прапорщик. Но полковник вполне мог заниматься оперативно-тактическими вопросами, а вот прапорщик. Это, скорее всего, разведка. Ну и сотрудник Коллегии иностранных дел – это тоже фактически разведчик.
Развлечений в городе было немного. Ну что ж, в ту пору молодые люди находили занятия хоть и не слишком праведные, но позволяющие коротать время. Играли в карты. Пушкин слыл неплохим игроком. Однажды выпало играть, как уже упоминалось, с прапорщиком Александром Зубовым.
Существует несколько версий ссоры. По одной из них, Зубов, проигрывая, стал жульничать. Ну а шуллерство порицалось в любой среде, тем паче в военной. Пушкин же вписался в эту среду и жил по её законам.
Заметив, что Зубов жульничает, он заявил об этом и вывел его на чистую воду.
Зубов вскочил с места, стал оправдываться, дерзить. В конце концов, всё окончилось ссорой и приглашением к поединку.
Есть и другая версия. По ней Пушкин будто бы проиграл очень крупную сумму. Увы, случалось и такое. Проиграть проиграл, а платить нечем. Тут для ясности надо сказать, что расплачивался он всегда честно. И в данном случае не собирался отказываться от долга. Но куда же деть досаду и раздражение?! Видно, захотелось немного позлить сиявшего от удовольствия партнёра, ну и бросил весьма дерзкую фразу, мол, сумма то слишком велика. Нельзя же подобные суммы выплачивать, если даже и проиграл. Партнёр вспылил, произошла ссора.
Которая из версий предпочтительнее, сказать трудно. Впрочем, итог один. Дуэль! Условились драться на весьма жёстких условиях. Поединок на дистанции 12 шагов – часто оказывался смертельным.
Пушкин обладал необыкновенным мужеством. Он словно играл с судьбой, порою открыто демонстрируя равнодушие к смерти.
Военный историк Иван Петрович Липранди (1790–1880), деятель тайной полиции и автор воспоминаний о Пушкине, писал:
И вот на место дуэли Пушкин пришёл тот раз с одним секундантом и с полной фуражкой черешни.
Вспомним рассказ «Выстрел»…
– Вам, кажется, теперь не до смерти, – сказал я ему, – вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать.
Так в рассказе. Теперь посмотрим, как было в жизни.
Наконец, Зубов выстрелил и промахнулся. Видимо, подействовала на него неустрашимость и невозмутимость Пушкина. Тогда Пушкин, как вспоминал впоследствии Владимир Горчаков, спокойно подошёл к противнику и поинтересовался: «Довольны вы?»
Растроганный Зубов бросился к Пушкину, пытаясь его обнять, но тот отстранился, заявив: «Это лишнее». И спокойно пошёл прочь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Все дуэли А. С. Пушкина — состоявшиеся и несостоявшиеся поединки русского поэта
Масштаб гениальности русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, его жизнь и гибель до сих пор не дают покоя его поклонникам, да и всей поэтической и мировой общественности, первое — не перестаёт поражать, а последнее — вызывает неимоверную жалость и жгучие слёзы. Даже у современной молодёжи.
Жалость за нас, кто рано потерял поэта, который мог оставить потомкам ещё немало бесценных творений, а слёзы оттого, был ли счастлив гений? Смог ли он насладиться прекрасными моментами жизни, уйдя в расцвете своих сил? Ответы на эти вопросы мы вам не дадим. Немногие великие люди бывают счастливы. А, вот, о том, почему и какие возникали у Пушкина дуэли, расскажем.
У русского поэта Александра Сергеевича Пушкина было много дуэлей, порядка — 30. К счастью, не все они состоялись. Но почему так много вызовов?
Почему чуть что, — сразу дуэль
Россия победила Наполеона в Великой Отечественной войне 1812 года. В ту эпоху патриотический дух был велик, а это годы становления Александра Пушкина. Военные были национальными героями. И многие черты из характера военных старались унаследовать молодые люди.
Литературные труды того победного времени были «пропитаны» патриотическим чувством. Гордость за Отчизну и искренние чаяния о судьбе Родины переполняли вдохновлённые и чистые души и сердца молодёжи. Понятие о чести стало самым важным в их жизни, и дуэли были почти обыденным делом. Об этом писал и П. П. Вяземский:
Пушкин и его друзья, воспитанные во время Наполеоновских войск, под влиянием героического разгула той эпохи, щеголяли воинским удальством и каким-то презрением к требованиям гражданского строя.
Внешность и характер Пушкина
Александр Сергеевич необычен изначально, начиная от внешних данных — арапские черты. О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. Знавшие поэта отмечали его небольшой рост, по словам родного брата:
Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал.
Русский историк М. П. Погодин вспоминал о первой встрече с Пушкиным:
Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства — это был среднего роста, почти низенький человечек….
В большей степени отзывы о внешности Пушкина зависели от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости.
Русский публицист М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, жена известного профессора А. М. Никольского, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описала поэта:
Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…
Действительно, поэт сам был «пламенным глаголом», что воспел. Вот, что пишет русский писатель и театральный критик Н. А. Полевой о портрете Пушкина работы художника Тропинина (1827):
Физиономия Пушкина столь определённая, выразительная, что всякий хороший живописец мог схватить её, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней понятие. Действительно, гений пламенный, оживляющийся при каждом новом впечатлении, должен изменять выражение лица своего…
Взгляд Пушкина был необыкновенно подвижным, цепким. Да и сам Пушкин отличался необыкновенной живостью. «Его живость во всем проявлялась», — говорил И. И. Пущин, друг и однокурсник Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. По воспоминаниям А. М. Каратыгиной (ведущая русская драматическая актриса пушкинской эпохи), юный Пушкин — резвый, вертлявый.
Бывало ни минуты не посидит спокойно на месте: вертится, прыгает, пересаживается, перероет рабочий ящик матушки, спутает клубки гаруса в моем вышивании, разбросает карты в гранпасьянсе.
За живость в литературных кружках получил прозвище «Сверчок». Природная живость проявлялась в нём, принимая формы ребяческой шаловливости. А. М. Каратыгина писала:
В 1818г., после жестокой горячки ему обрили голову и он носил парик, это придавало какую-то оригинальность его типичной физиономии и не особо ее красило. Как-то в Большом театре он вошел к нам в ложу. Мы усадили его, в полной уверенности, что наш проказник будет сидеть смирно. В самой патетической сцене, Пушкин, жалуясь на жару, снял с себя парик и начал им обмахиваться, как веером… Это рассмешило сидевших в соседних ложах…Мы стали унимать шалуна, он же со стула соскользнул и сел у нас в ногах.
Тогда общественность шумела, мол, видели лысого Пушкина, снявшего парик и раскланивающегося перед актрисами. Нередко живость Пушкина, переходя границы шалостей и шуток, становилась прямым озорством. Рассказывают, что однажды сидя в театре, он стал аплодировать, хлопая по лысине своего соседа. В другой раз, в театре же, поссорившись с каким-то майором, он вызвал его на дуэль.
Дуэли — это странная черта в Пушкине. Добрый по натуре человек, Пушкин вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вёл себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина.
В молодости взгляды Александра Пушкина были достаточно радикальными, но потом он разочаровался в революционных идеалах. По словам русского историка Г. П. Федотова написав стихотворение «Стансы», Пушкин заключил поэтический договор с Николаем I, предложив ему идеал Петра Великого.
Далее, как отмечает Федотов, Пушкин всегда был «певцом империи». Он прославлял завоевания России. Поэтому отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся Пушкин, он был в списках полиции на одном из почётных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта.
Интересные факты о дуэлях
Все вызовы и дуэли Пушкина
А. С. Пушкин умер 29 января 1837 года. По желанию жены Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. Отпевание, назначенное в церкви Адмиралтейства, которую тогда называли Исаакиевским собором, по имени одного из приделов, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.
После гроб спустили в подвал, где он находился до 3 февраля, до отправления во Псков. Сопровождал тело Пушкина А. И. Тургенев. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие.