Что принесла красота мальчика семье лесоруба
В чём истинная красота человека? (урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
Цели урока:
*изучить характеры героев, их взаимоотношения, выяснить, в чём же заключается истинная красота человека;
*продолжить развитие умений выявлять авторскую позицию и те художественные средства, с помощью которых он её выражает; учиться выразительному чтению, художественным пересказам, умению давать развёрнутые ответы на вопросы, цитировать текст в подтверждение своих мыслей;
*формировать общечеловеческие моральные ценности.
Просмотр содержимого документа
«В чём истинная красота человека? (урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)»
В чём истинная красота человека?
(урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
*изучить характеры героев, их взаимоотношения, выяснить, в чём же заключается истинная красота человека;
*продолжить развитие умений выявлять авторскую позицию и те художественные средства, с помощью которых он её выражает; учиться выразительному чтению, художественным пересказам, умению давать развёрнутые ответы на вопросы, цитировать текст в подтверждение своих мыслей;
*формировать общечеловеческие моральные ценности.
Работа по теме урока.
— Каждое произведение литературы – всегда «загадка», и в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов, поэтому каждый из вас вправе высказать свою точку зрения, не боясь, что она будет неправильной. Отгадывает «загадки» всегда лучше тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора. Одной из таких подсказок часто бывает название.
Сказка английского писателя Оскара Уайльда озаглавлена необычно: «Мальчик – звезда».+++
— Как вы думаете, какое слово в этом названии самое загадочное? Почему? А что такое для вас звезда? Назовите (запишите, какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом звезда). Какие возникают ассоциации? (Красота, неземная красота, а если это красота, то, что она должна нести людям). А у О.Уайльда не просто звезда, а мальчик – звезда. Что обозначает это сочетание слов?
Как начинается сказка? Чем вас удивили первые страницы произведения О.Уайльда? (красивый лес, лютый холод и разная оценка этой погоды зверями и птицами. Уже здесь начинаем понимать, что на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения.)
По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба. Что узнали мы о них из их разговоров?
— Лесорубы стали свидетелями удивительной картины: с неба упала необычно яркая звезда и опустилась неподалёку от них. Надеясь, что это кусок золота, они подбежали к месту падения звезды и обнаружили ребёнка, одетого в плащ из золотой ткани и янтарное ожерелье на нём.
-Что предложил сделать с ребёнком один из лесорубов? Как отнесся к его предложению другой и как оценил это предложение? (оставить – значит совершить злое дело).
— Какой была реакция жены лесоруба, когда он принёс в дом младенца? Каким словом оценивает лесоруб поведение жены в данной ситуации? (каменное сердце)
— Какое изобразительное средство использует автор в его оценке? метафора)
— У неё действительно «каменное сердце» (холодное, равнодушное, безразличное к чужим страданиям)? Что её сдерживало? (свои дети голодные). В её колебаниях – большая ответственность за свою семью, за этого ребёнка.
— Каким вырос дитя – звезда? Каковы его:
— Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды? Какие изобразительные средства помогают передать это чувство? (восхищение красотой, сравнения)
— Соответствует ли его поведение внешности? Кажется ли он вам красивым?
— Что принесла красота Мальчику–звезде, семье лесоруба и их селению? (им красота Мальчика – звезды, принесла зло, потому что у Мальчика – звезды холодная, бездушная, бессердечная красота. Она притягивает, но не радует.)
— А почему автор пишет, что красота принесла ему только зло? Какое зло принесла ему красота?
Жестокость, гордость и себялюбие направлены не только против окружающих людей и животных, но и против самого – он одинок, поскольку считает себя выше других, он сам не испытывает тёплых чувств – в результате «каменеет» его сердце, и он теряет способность не только к сочувствию, но и к радости. Он разрушает свою красоту – жестокость, злоба искажают красивые черты лица, и оно перестаёт быть прекрасным.)
— А как вы относитесь к поступкам его сверстников? Что, на ваш взгляд, страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика – звезды или полное повиновение ему его сверстников? Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всём?
Зло часто бывает внешне привлекательным. Повиноваться легче, чем противостоять жестокости. Мальчик – звезда вёл себя так, потому что постоянно чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить своё превосходство над ними.
Вывод Красота – это сокровище. И надо уметь ею распоряжаться. Важно, чтобы красота несла миру свет и тепло, а не зло и жестокость и неблагодарность. Иначе она разрушает не только окружающий мир, но и сама себя, т.е. такая красота перестает восприниматься как красота.
3.Рассмотрим вторую часть сказки.
*Какой эпизод вы считаете в ней главным? (встречу Мальчика – звезды с матерью).
*Как выглядела эта женщина? Почему? Когда мы начинаем догадываться, что перед нами не простая нищенка, а мать Мальчика – звезды?
4. Инсценировка эпизода «Разговор с матерью» Вопросы (предварительные) на восприятие
а) почему, по мнению Мальчика – звезды, нищенка не могла быть его матерью?
б) Действительно ли мать Мальчика – звезды некрасива? Почему Мальчик – звезда назвал её уродливой?
в) Поверил ли сам Мальчик – звезда в то, что эта женщина – его мать?
г) Как автор оценивает поведение героя в этой ситуации? Почему мать не смогла достучаться до его сердца?
д) Каким вы представляете Мальчика – звезду в этой сцене: красивым или некрасивым? Почему? Назовите предшествующие эпизоды, в которых Мальчик – звезда казался вам некрасивым.
Вывод Человек может стать некрасивым по разным причинам. Это может быть болезнь и страдания. И тогда он вызывает наше сочувствие, сострадание. Но бывает, что в облике внешне красивого человека проступает злоба, жестокость, которые закрывают его красоту, и он кажется нам некрасивым, непривлекательным, о таких людях не зря говорят, что у них отталкивающая внешность.
За что и какое наказание понёс Мальчик – звезда?
Изменился ли Мальчик – звезда в конце сказки? Обрёл ли он свою прекрасную внешность? Преображения героя коснулись только его внешности?
Каким было отношение окружающих к нему? Какие слова из текста перекликаются с одним из афоризмов, написанных на доске?
Какие слова появляются в словаре автора, когда он рисует, как тает «каменное сердце» мальчика? (заплакал, стал просить прощения, позабыл про свою беду, сжалился, снова пожалел)
Какой приём, характерный для русской народной сказки, использует автор, показывая преображения героя? (троекратные повторения).
Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т.е. непривлекательным.
Выразительное чтение эпизода преображения героя и встречи его с родителями?
Что больше всего ценит Мальчик – звезда в конце сказки? (любовь и прощение родителей, возможность помогать людям)
Что несёт его правление людям? (Добро и милосердие, которое меняют окружающий мир к лучшему)
Соответствует ли теперь его внешность его поступкам?
Вывод Что же может и должна нести людям красота? В чём истинная красота человека?
Красота должна нести людям свет и добро, а не зло и жестокость. Истинная красота человека в гармонии его внешнего и внутреннего мира.
Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Что общего между стихотворением Заболоцкого и сказкой О.Уайльда «Мальчик – звезда?»
Сочинение- миниатюра « Что есть истинная красота человека»;
«Над чем заставило задуматься произведение О.Уайльда «Мальчик-звезда»
Что принесла красота мальчика семье лесоруба
Как-то раз двое бедных Лесорубов возвращались домой, пробиваясь через густой сосновый бор. Была зимняя ночь, стоял лютый мороз. И на земле и на деревьях лежал толстый снежный покров. Когда Лесорубы продирались сквозь чащу, маленькие обледеневшие веточки обламывались от их движений, а когда они приблизились к Горному Водопаду, то увидели, что он неподвижно застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда.
Мороз был так лют, что даже звери и птицы совсем растерялись от неожиданности.
— Уф! — проворчал Волк, прыгая между кустами, поджав хвост. — Какая чудовищная погода. Не понимаю, куда смотрит правительство.
— Фью! Фью! Фью! — просвиристели зелёные Коноплянки. — Старушка-Земля умерла, и её одели в белый саван.
— Земля готовится к свадьбе, а это её подвенечный наряд, — прошептали друг другу Горлинки. Их маленькие розовые ножки совершенно окоченели от холода, но они считали своим долгом придерживаться романтического взгляда на вещи.
— Вздор! — проворчал Волк. — Говорю вам, что во всём виновато правительство, а если вы мне не верите, я вас съем. — Волк обладал очень трезвым взглядом на вещи и в споре никогда не лез за словом в карман.
— Ну, что касается меня, — сказал Дятел, который был прирождённым философом, — я не нуждаюсь в физических законах для объяснений явлений. Если вещь такова сама по себе, то она сама по себе такова, а сейчас адски холодно.
Холод в самом деле был адский. Маленькие Белочки, жившие в дупле высокой ели, всё время тёрли друг другу носы, чтобы хоть немного согреться, а Кролики съёжились в комочек в своих норках и не смели выглянуть наружу. И только большие рогатые Совы — одни среди всех живых существ — были, по-видимому, довольны. Их перья так обледенели, что стали совершенно твёрдыми, но это нисколько не тревожило Сов; они таращили свои огромные жёлтые глаза и перекликались друг с другом через весь лес:
— У-у-у! У-у-у! У-у-у! У-у-у! Какая нынче восхитительная погода!
А двое Лесорубов всё шли и шли через бор, ожесточённо дуя на замёрзшие пальцы и топая по обледеневшему снегу тяжёлыми, подбитыми железом сапогами. Один раз они провалились в глубокий, занесённый снегом овраг и вылезли оттуда белые, как мукомолы, когда те стоят у крутящихся жерновов; а в другой раз они поскользнулись на твёрдом гладком льду замёрзшего болота, их вязанки хвороста рассыпались, и пришлось им собирать их и заново увязывать; а ещё как-то им почудилось, что они заблудились, и на них напал великий страх, ибо им было известно, что Снежная Дева беспощадна к тем, кто засыпает в её объятиях. Но они возложили свои надежды на заступничество Святого Мартина, который благоприятствует всем путешественникам, и вернулись немного обратно по своим следам, а дальше шли с большей осмотрительностью и, в конце концов, вышли на опушку и увидели далеко внизу в Долине огни своего селения.
Они очень обрадовались, что выбрались наконец из леса, и громко рассмеялись, а Долина показалась им серебряным цветком, и Луна над ней — цветком золотым.
Но, посмеявшись, они снова стали печальными, потому что вспомнили про свою бедность, и один из них сказал другому:
— С чего это мы так развеселились? Ведь жизнь хороша только для богатых, а не для таких, как мы с тобой. Лучше бы нам замерзнуть в бору или стать добычей диких зверей.
— Ты прав, — отвечал его товарищ. — Одним дано очень много, а другим — совсем мало. В мире царит несправедливость, и благами она одаряет лишь немногих, а вот горе отмеряет щедрой рукой.
Но пока они сетовали так на свою горькую долю, произошло нечто удивительное и странное. Прекрасная и необычайно яркая звезда упала с неба. Она покатилась по небосводу между других звёзд, и, когда изумленные Лесорубы проводили её взглядом, им показалось, что она упала за старыми ветлами возле небольшой овчарни, неподалёку от того места, где они стояли.
— Слушай! Да ведь это же кусок золота, надо его разыскать! — разом закричали оба и тут же припустились бежать — такая жажда золота их обуяла.
Но один из них бежал быстрее другого, перегнал своего товарища, пробрался между ветлами… и что же он увидел? На белом снегу и вправду лежало что-то, сверкающее, как золото. Лесоруб подбежал, наклонился, поднял этот предмет с земли и увидел, что он держит в руках плащ из золотой ткани, причудливо расшитый звёздами и ниспадающий пышными складками. И он крикнул своему товарищу, что нашёл сокровище, упавшее с неба, и тот поспешил к нему, и они опустились на снег и расправили складки плаща, чтобы достать оттуда золото и разделить его между собой. Но увы! В складках плаща они не обнаружили ни золота, ни серебра, ни других сокровищ, а увидели только спящее дитя.
И один Лесоруб сказал другому:
— Все наши надежды пошли прахом, нет нам с тобой удачи! Ну какая польза человеку от ребёнка? Давай оставим его здесь и пойдём своим путём, ведь мы люди бедные, у нас и своих детей хватает, и мы не можем отнимать у них хлеб, чтобы отдавать его другим.
Но другой Лесоруб ответил так:
— Нет, нельзя совершить такое злое дело — оставить это дитя замерзать тут на снегу, и, хоть я не богаче тебя и у меня ещё больше ртов просят хлеба, а в горшках тоже не густо, всё равно я отнесу этого ребенка к себе домой, и моя жена позаботится о нём.
И он осторожно поднял ребенка, завернул его в плащ, чтобы защитить от жгучего мороза, и зашагал вниз с холма к своему селению, а его товарищ очень подивился про себя такой его глупости и мягкосердечию.
А когда они пришли в своё селение, его товарищ сказал ему:
— Ты взял себе ребенка, так отдай мне плащ, ты же должен поделиться со мной находкой.
Но тот отвечал ему:
— Нет, не отдам, потому что этот плащ не твой и не мой, а принадлежит только ребёнку, — и, пожелав ему доброго здоровья, подошёл к своему дому и постучал в дверь.
Когда жена отворила дверь и увидела, что это её муженек возвратился домой целый и невредимый, она обвила руками его шею, и поцеловала его, и сняла с его спины вязанку хвороста, и отряхнула снег с его сапог, и пригласила его войти в дом.
Но Лесоруб сказал жене:
— Я нашёл кое-что в лесу и принёс тебе, чтобы ты позаботилась о нём, — и он не переступил порога.
— Что же это такое? — воскликнула жена. — Покажи скорее, ведь у нас в дому пусто, и мы очень во многом нуждаемся. — И тогда он распахнул плащ и показал ей спящее дитя.
— Увы, мне горестно! — прошептала жена. — Разве у нас нет собственных детей! Что это тебе, хозяин, понадобилось сажать к нашему очагу подкидыша? А может, он принесёт нам несчастье? И кто его знает, как надо за ним ухаживать? — И она очень рассердилась на мужа.
— Да ты послушай, ведь это Дитя-звезда, — отвечал муж и рассказал жене всю удивительную историю о том, как он нашёл этого ребенка.
Но это её не успокоило, и она начала насмехаться над ним и бранить его и закричала:
— Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребёнка? А кто позаботится о нас? Кто нам даст поесть?
— Но ведь Господь заботится даже о воробьях и даёт им пропитание, — отвечал муж.
— А мало воробьев погибает от голода зимой? — спросила жена. — И разве сейчас не зима?
На это муж ничего не ответил ей, но и не переступил порога.
И тут злой ветер, прилетев из леса, ворвался в распахнутую дверь, и жена вздрогнула, поежилась и сказала мужу:
— Почему ты не затворишь дверь? Смотри, какой студёный ветер, я совсем замёрзла.
— В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа, — сказал муж.
И жена не ответила ему ничего, только ближе пододвинулась к огню.
Но прошло ещё немного времени, и она обернулась к мужу и поглядела на него, и её глаза были полны слёз. И тогда он быстро вошёл в дом и положил ребёнка ей на колени. А она, поцеловав ребёнка, опустила его в колыбельку рядом с младшим из своих детей. А на другое утро Лесоруб взял необыкновенный плащ из золота и спрятал его в большой сундук, а его жена сняла с шеи ребёнка янтарное ожерелье и тоже спрятала его в сундук.
Урок по литературе по произведению «Звездный мальчик»
Открытый урок по произведению «Мальчик-звезда» Оскара Уайльда.
Тема: Человек с каменным сердцем
Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека- в гармонии его внешности и внутреннего мира.
Побудить задуматься, что красота может нести людям.
Прививать интерес к книге, чтению.
Развивать умения работать с текстом .
Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, но прежде я загадаю вам загадки.
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
2.Вечером цветут, утром увянут,
Днем спят, ночью пробуждаются.
Конечно, это звёзды.
Но речь сегодня пойдет не только о звездах. Сегодня мы с вами поговорим о красоте. О красоте человека. Эпиграфом нашего урока я взяла слова И. Шевелева
“ При красоте тела невольно веришь в красоту души.
При красоте души не замечаешь физического несовершенства”.
Как вы понимаете эту фразу?
В чём сила красоты? Почему она так волнует людей? И что же скрывается за этой красотой? Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота и
«Почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Зоболоцкий. Может ответит на него сказка английского писателя Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда», которую вы читали дома.
Знакомство с биографией писателя.
Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.
Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
О. Уайльд получил хорошее образование. Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Но не всю жизнь Оскар был баловнем судьбы. Отсидев в тюрьме два года, остаток жизни прожил в нужде.
Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Что такое звезда? (Это что-то очень красивое, таинственное, но холодное и далекое, бессердечное.)
Что может означать сочетание слов “звезда” и “мальчик”? Каким вы ожидаете увидеть мальчика?
Ответ: Он должен быть красивым, связано что-то волшебное.
Сегодня на уроке мы проанализируем произведение “Мальчик – звезда”. Попробуем ответить на несколько вопросов. Какая красота может изменить мир к лучшему? Чем отличается человек с каменным сердцем от человека с любящим сердцем? Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?
4. Работа с текстом
— Какое впечатление произвела на вас сказка?
— Почему мальчика в детстве назвали Звездой?
Ответ: Думали, что он упал со звезды
— Вспомним, как он попал к людям.
(дети рассказывают о том, как лесорубы находят ребёнка)
— Как собираются поступить лесорубы? Найдите в сказке ответ и прочитайте…
— Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден?
Ответ: Нельзя совершать зло
— О чём этот поступок нам говорит?
Делаем вывод: жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному.
Лесоруб: Я нашел кое-что в лесу и принес тебе, чтобы ты позаботилась о нем.
Жена: Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто.
Лесоруб (распахивает плащ): Вот!
Жена: Увы! Разве у нас нет собственных детей! Что это тебе понадобилось брать подкидыша.
Лесоруб: Ты послушай, ведь это Дитя-звезда.
Жена: Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребенка. А кто о нас позаботится? Кто нам даст поесть?
Лесоруб: Но ведь господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание.
Жена: А мало воробьев гибнет от холода? Почему не затворишь дверь? Смотри, какой студеный ветер, я замерзла.
Лесоруб: В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.
Жена подходит и берет ребенка.
— Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?
Ответ: Жестокое, злое, так говорят про бессердечных людей
Сказать про эпитет
— Мальчик попадает в семью лесоруба. Что вы можете сказать о семье лесоруба, в которую попал Мальчик-звезда?
— Каким предстает глава семейства лесоруб?
Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.
— Какими качествами наделена жена?
Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.
Обобщение учителя : Бедные люди сами живут в нужде, но они не забыли о сострадании и взяли мальчика на воспитание.
— Какое сердце у этих людей?
Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.
— Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?
Ответ: Знал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда.
— Подберите однокоренные слова к слову звезда.
Звезда, звездность, звездная болезнь.
— Как вы понимаете выражение Звездная болезнь?
Ответ: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.
— Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя и почему?
Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток, у него сердце окаменело.
— Докажите, что сердце героя окаменело.
— Что его отличало от всех людей в посёлке?
Ответ: Его отличала красота
Найдём портрет мальчика.
Но сначала скажите мне, что такое портрет в литературном произведении?
Ответ: Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.
… С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.
— Его внешняя красота соответствовала поведению?
Ответ: Он вырос жестоким и бессердечным.
— Да, он был высокомерен и жесток. А как к нему относятся сверстники? Ответ: Дети подражают ему
— Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению ?
Ответ: Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.
— Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем?
Ответ: Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.
Красота- это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.
Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром.
— А вам он нравится? Почему?
Ответ: Он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.
— В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце?
Ответ: Мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью
6. Просмотр фрагмента фильма-сказки «Звёздный мальчик»
— Почему Мальчик так себя ведёт?
Ответ: Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери
— Как он был за это наказан?
Ответ: мальчик стал уродлив
Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.
Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать чувства, настроение человека в разные моменты его жизни. Послушайте отрывок «Маленькой ночной серенады» Моцарта и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка.
(Звучит тихая мелодия Моцарта)
— А теперь поделимся своими впечатлениями.
Ответ: Грусть Мальчика, ставшего одиноким; в него бросают камни; он просит кусок хлеба, но ему не дали; замерзает от непогоды, ночует под деревом
— Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий?
Ответ: Он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым
— Почему к нему вернулась красота и чем она отличается от прежней?
Ответ: В его глазах появилось что-то новое – мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой.
— Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу.
— Каково авторское отношение к герою? Справедливо ли автор наказал Мальчика-звезду?
Ответ: Его облик стал соответствовать внутреннему миру.
— Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему?
Давайте обратимся к тем вопросам которые мы с вами поставили в начале урока и посмотрим, нашли мы на них ответ или нет.
Какая красота может изменить мир к лучшему?
Ответ: Внутренняя, душевная красота
Чем отличается человек с каменным сердцем от человека с любящим сердцем?
Ответ: Человек с каменным сердцем безразличен к чужой боли и страданию, а человек с любящим сердцем всегда придет на помощь.
Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?
Ответ: Конечно может, но для этого надо научиться сочувствовать другим, почувствовать их боль.