Что принести в церковь на поминовение
Первые шаги в храме.
О поминовении
Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru |
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.
Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.
Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).
Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).
В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
«Батюшка, что принести на панихиду?» – то, чего не заменят никакие продукты
Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov
Родительская суббота выпала нынче накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Нечасто так бывает, кстати. Нет, то, что ближайшая суббота к празднику всегда поминальная, это понятно, просто между ними чаще всего бывает еще несколько дней, а тут вот совсем рядом. И как-то тепло от этого, что ли.
Утром мы вспоминаем всех почивших, ушедших из этого мира, а уже вечером возносим молитвы к Той, для Кого дети земные не разделены чертой жизни и смерти, для Которой мы все, здесь некогда жившие и ныне живущие, – причина неустанной заботы и особой просьбы перед престолом Небесного Отца.
Память Церкви не принадлежит отдельной группе людей
Кстати, отчего же все-таки родительская-то? В общем-то, речь, наверное, не только о родителях, тем более что они далеко не у всех ушли. Здесь есть какой-то общий момент – память предков, дедушки, бабушки, прабабушки, вообще все те, кто был некогда с нами, жил прежде нас, кого мы когда-то короткое время знали, а возможно, что и не знали.
Память Церкви не принадлежит какой-то отдельной группе людей, она всеобъемлюща, потому что охватывает и тех, кого, возможно, и помнить-то некому. И оттого эта память вселенская, и оттого само поминовение о всех прежде усопших от века.
Обернешься так в свою родословную, ну и кого ты там особенно помнишь-то? Хорошо, если где-то фотографии старые остались, а имена, а кто кому кем приходился? А ведь какие-то сто лет. А дальше что?
Неизвестность? Грустно и стыдно, конечно, от таких мыслей. И вот потому в эту особую поминальную субботу мы возносим свои прошения о ВСЕХ прежде почивших, потому-то в этих словах молитв я словно бы прошу: да, Господи, коротка моя память, как и сама эта суетная жизнь, иногда вчерашний день-то в подробностях теряется, но Ты же знаешь, и для Тебя случайно прошедших в этих коротких отрезках нет, и потому не оставь их, ибо в нашей памяти им места не нашлось, но утешь и не лиши их Света Своего.
Пусть там, где зажглась свеча, загорятся и сердца, и этот пульс будет маленьким посланием куда-то туда, где время окончено, как весть о том, что мы не оставляем, не забываем, что пусть не сохранила память имена и лица, но в сердце остались благодарность и надежда, а именно через них мы узнаем друг друга не только в этой жизни, но и вопреки векам, которые уже прошли и остались пропастью между нами. И там, где рука прикоснулась к давно сглаженному временем холму, там, конечно же, отзовется Небо и наша память станет той путеводной нитью для тех, чьи дороги в этом времени и месте давно уже завершились.
Никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве
Часто спрашивают, хотя, в общем-то, наверное, и сами знают: батюшка, а что принести на панихиду? Ну, панихидные столы у нас в эти дни – дело известное… Туда, и это знают все, наверное, надо что-то положить. И вот тут начинается то, что затмевает главное. Принесите в храм себя. Никакие крупы, сахар, вообще никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве, зажгите свечу, но оставьте этот свет от нее в своей душе, не надо вступать в сражение за подсвечник, не там место под солнцем, в конце концов, пусть она останется просто в руке или же даже на любом свободном подсвечнике.
В Церкви живые и усопшие не разделены формой подсвечника, хотя и есть отдельное место для свечей и панихидный стол.
Но думать, что молитва будет действеннее от правильно поставленной свечки, совсем не серьезно. Свеча погаснет, она догорит, но, выходя из храма, надо уносить с собой те слова и мысли, которые вы посвятили своим ушедшим любимым людям. Прийти и отметиться, что вот, мол, отстоял панихиду, был на родительской, съездил на кладбище и вообще долг выполнил – это не о любви. О любви – наша живая вера, что конца никому нет и, как в песне Шевчука, «даже тем, кто не с нами».
И все же во всех этих страшных, убивающих чувствах в дни прощания и незаживающей боли все равно остается кое-что очень важное: люблю, не перестаю любить, мне больно, но я не верю всем этим венкам, этому гробу, этой жуткой и страшной потере. Не верю, потому что люблю. И значит, где-то здесь будет место, в котором откроется самая важная весть о том, что это не конец, что это не предел всему и не тупик. А значит, не все.
Смерть – страшный и упрямый педагог
А может быть, однажды и откроется человеку, что в дни своих страданий и переживаний об уходе близкого жалел-то он в большей степени себя… Помните, как обычно прежде на Руси причитали: на кого ж ты меня покинул? То есть это мне сейчас плохо, это меня оставили, это мне нехорошо. А как тому, кто ничего нам сказать и что-то объяснить уже не может?
Мы любим, а значит, где-то уповаем, что всякому расставанию вечным все равно не быть.
И потому вопреки официальному цвету скорби – черному, Церковь поминает своих ушедших чад в белых и сияющих цветах.
Ночь этой жизни всегда темнее всего перед рассветом. А значит, мы не можем перестать быть. И потому не перестает быть Любовь.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что приносят в церковь на поминальный стол
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Очень часто в православном храме рядом с тетраподом (подсвечника для поминовения усопших) на столе лежат различные продукты питания. Эти продукты являются ничем иным как поминовения почивших близких. Такой обряд еще называют панихидой. Это заупокойная служба. Она состоит в молитвенном поминовении усопших. На протяжении чтении панихиды священник сосредотачивает свое внимание на том, что души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию. Поминальная служба проводится именно рядом поминального столика.
Так уж устроен мир, что рано или поздно мы теряем близкого человека, и чтобы он в мире ином мог обрести мир и покой по церковным традициям в храме нужно заказать службу панихиды. Это служба, на которой священник читает молитвы за упокоение души умершего. Считается, что такие молитвы помогают быстрее обрести покой. Когда заказывается такая служба принято нести определенный набор продуктов, как жертвование за проведение службы, который ложатся на специальный поминальный стол. Какими должны быть продукты для поминального стола мы рассмотрим ниже.
Что принято нести в церковь
Милостыня верующим за чтение молитвы за «восстановление погрешней и даровании покоя душе» выражается в виде продуктов. И так, что должно быть на поминальном столе. Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов. Если тот день, когда вы заказываете службу нет никакого церковного праздника или поста тогда это может быть:
Если вы подаете записку на службу в пост. Тогда набор продуктов должен составляться согласно церковных традиций, и они не должны содержать запрещенные продукты в пост. Другими словами, в такие дни не стоит класть такие продукты на поминальный стол в церкви как яйца, мясо, молоко и т.д.
Также нужно детально изучить церковный календарь. На день Радоницы (9 день после Пасхи) для поминовения принято нести яйца, пасхи, куличи. Конечно каждый человек сам лично выбирает набор продуктов. На сегодня не существует никаких конкретных списков, которые необходимо собирать для поминовения. Главное, чтобы эти продукты отдавались в церковь с чистой душой и благими намерениями.
Вместе с продуктами на поминальный стол прихожане также кладут записки с именами усопших родных за которых и нужно читать молитву.
Где в церкви поминальный стол
Верующие, которые ходят в церковь не ежедневно, а только от случая к случаю наверняка не знают где в церкви находится поминальный стол. Как правило такой стол стоит рядом с кануном где ставят свечки за упокой стоит поминальный стол. Этот канун как правило имеет квадратную форму. Но не всегда. Во многих храмах это может быть подсвечник круглой формы.
Если войти в церковь и спросить у бабушек где ставят свечки за упокой они могут сказать, что для Бога все живы и ставьте где захотите. Но нужно учитывать, что в каждой церкви существует много своих правил и традиций. Но несмотря на это у всех есть именно этот поминальный уголок. Очень часто он располагается напротив с распятием Христа.
Помните, что в поминальные дни нужно не только заказывать церковные панихиды, но и при посещении церкви не лишним будет раздать милостыню нищим, при этом прося у них чтобы они помолились за усопшего.
Поминальный стол в храме
Зачастую в православных храмах около подсвечника для поминовения усопших на столе можно увидеть различные продукты питания.
Зачем надо приносить продукты в храм?
Это обусловлено тем, что верующие люди приносят в храм различные кушанья для поминовения почивших близких, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой.
Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.
То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего).
Какие продукты можно приносить в храм?
Не положено приносить для поминовения мясо, так как в Церкви не принято вносить в дом Божий продукт убиенного животного.
Перед милостыней необходимо ознакомиться с православным календарем, проверить, есть ли в данный момент пост. Если в Церкви продолжается период поста (или выпадает календарная среда и пятница), то в храм не приносят скоромную еду. В такие постные дни необходимо на поминальный стол класть продукты, благословляемые святой Церковью в качестве пищи на время спасительного воздержания. Например, овощи, крупы, рыбу (если нет Великого или Успенского поста), морепродукты, кутию, хлеб, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор (!не путать с другим алкоголем – который не благословляется для поминовения усопших!). Такая практика весьма логична, ведь священнослужители не будут вкушать скоромную пищу в дни поста для поминовения усопшего.
Когда церковным календарем предусмотрено отсутствие поста, то позволительно приносить на поминальный стол молочные продукты, яйца, сыры и прочее (за исключением мяса).
Важно! Продукты должны быть такими же, что и едим мы сами. Что себе — то и в храм. В народе утвердилось мнение, что на канун надо приносить различные сладости. Представьте килограммы конфет с вафлями ежедневно? На ту же сумму можно купить упаковку макарон или крупы, консервов, овощей, пакет молока, яиц, если не пост. Продукты не должны быть просроченными и упаковка не должна быть помята.
Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.
Как поминают усопшего в церкви
О церковных свечах
Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».
Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.
Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.
Что можно приносить в церковь
в память об усопших
Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.
Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.
Что такое церковное поминовение
Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».
В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
Зачем пишутся имена в записках
«О упокоении»
Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.
Как завести помянник
Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.
Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.
С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.
Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.
В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.
Надо ли огорчаться, если считаешь,
что твоя записка не была прочитана?
Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.
«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.
При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.
Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена. Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.
Что означает наше поминание
«О упокоении» в записках об усопших
Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42. 43). Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.
Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.
В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.
«Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».
Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».
Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.
Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».
Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».
Что надо знать о панихиде
Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных. ».
Символическое значение кутии
При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.
Когда необходимо совершать память
об усопшем
Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего. соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.
Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело. Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».
Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.
Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.
Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.