Что принимает и не принимает пьер в каратаеве
Что принимает и не принимает пьер в каратаеве
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
Сейчас 52659 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте
Новости сайта
17.Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова?
Пьер Безухов, один из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», знакомится с ПРОСТЫМ солдатом Платоном Каратаевым в трудный момент своей жизни, во время пребывания в плену у французов. Наблюдавший за казнью молодых бойцов, сам побывавший на грани смерти, ощутивший «крайние пределы лишений» в разоренной и сожженной Москве, молодой граф чувствует себя так, будто «мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины». Горечь, отчаяние, пустота — вот все, что испытывает Пьер накануне встречи с Каратаевым.
Однако спустя некоторое время узнать любимого героя Толстого почти невозможно: прежде находившийся в конфликте с самим собой, непрестанно что-то ищущий, беспокойный, то восторженный, то глубоко опечаленный чем-то Безухов приобрел твердое, «оживленно-готовое» выражение глаз, безмятежность и согласие, к которым он так давно стремился. «Прежняя его распущенность … заменилась теперь энергическою, готовою на деятельность и отпор подобранностью». Пьер, на протяжении романа искавший себя в благотворительности, масонстве, светской жизни, самопожертвовании и любви к Наташе, получил долгожданное спокойствие «через лишения и через то, что он понял в Каратаеве», обыкновенном крестьянине, который навсегда остался в душе Безухова дорогим воспоминанием, олицетворением всего русского и доброго.
Молодого графа поражало то, с каким спокойствием принимал все вокруг Каратаев, как легко и непринужденно говорил он простые истины, с каким добродушием и лаской обращался и к товарищам, и к врагам-французам, и даже к животным. Поучительные истории пожилого солдата, его отношение к жизни полностью изменили мировоззрение Пьера: прежняя злоба Безухова на жену, беспокойство о своей репутации нынче казались ему ничтожными. Высшим счастьем он теперь считал отсутствие страданий, которые испытал граф во время войны, удовлетворение потребностей и свободу. Свободу, о которой с восторгом думал Пьер каждую минуту своего пребывания в плену.
Таким образом, встреча с Платоном Каратаевым сильно повлияла на мировоззрение Пьера Безухова: прежде беспокойный, отчаявшийся герой почувствовал, как «разрушенный мир теперь с новою красостой … двигался в его душе». Он обрел душевное удовлетворение и согласие с самим собой, к которым всегда стремился.
Поделись с другом в социальной сети
Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера и его поиски смысла существования по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)
Тем самым он хотел, чтобы к армянке отнеслись по-человечески и её оставили.
Пьер попал в плен из-за того, что помог женщине спасти девочку из огня: «Пьер, однако, схватил её и поднял на руки, она завизжала отчаянно-злобным голосом». Также причинами попадания в плен является защита армянки, с которой французы снимали ожерелья, а Пьер её защищал. Пьер встретился с Платоном Каратаевым в плену. Платону было за пятьдесят, он рассказывал Пьеру о походах, в которых он принимал участие.
Платон остался в душе Пьера самым дорогим воспоминанием потому, что благодаря ему он как будто попал в другой мир. Он понял, что тому порядку, который существует, противопоставлен другой порядок, который нельзя уничтожить никакой силой. Из души Пьера была выдернута пружина, но благодаря Платону
он ощутил новую красоту давно разрушенного мира. За время плена Пьер приобретает новые духовные качества, становится терпеливее к тяготам и невзгодам жизни, терпеливо относится к французам, он готов простить Долохова, Курагина.
Выйди из плена, он обретает полную духовную свободу. Об этом говорится так: «Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру». Он перестает мучиться, обретает спокойствие. В этом он также находит счастье. Ещё счастье для него совершилось тогда, когда он женился на Наташе. Он стал счастливым семьянином и отцом. Свобода для Толстого — духовная свобода человека. В каком бы плену человек ни находился, как бы его не притесняли-духовно он должен быть свободен, и этого у него никто не отнимет. Свободы для Толстого — установление чувств выше и разума, а законов жизни выше планов.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Платон Каратаев
Платон Каратаев – второстепенный персонаж романа «Война и Мир». В жизни Пьера Безухова этот герой сыграл определяющую роль и «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не имеет реального прототипа и изображен Л.Н. Толстым, как собирательный.
Описание героя
Платон Каратаев. Актер М. Храбров. Х/ф «Война и Мир». 1967
Платон Каратаев появляется лишь в нескольких главах романа, но это не умаляет его роли в сюжетной линии, связанной с Пьером Безуховым. С этим человеком Безухова свела судьба в балагане для пленных.
Внешность Каратаева
Так выглядел этот герой в воспоминаниях самого Пьера: «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые». Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет», но «зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости». Французская шинель, в которую был облачен Каратаев, подпоясывалась обыкновенной веревкой, обувь представляла собой крестьянские лапти, на голове была фуражка.
Элементы биографии
Каратаев – бывший крестьянин, имевший раньше небольшое хозяйство. Он не был зажиточным, но и бедствующим его тоже назвать было нельзя. Когда-то у него была жена и дочка, которая умерла совсем маленькой. Платон был неграмотным, но Пьера поражали его рассуждения, – настолько они были мудры и назидательны. Все его знания представляли собой сгусток его собственного жизненного опыта. В армии он оказался по несправедливому обвинению за вырубку барского леса. Но, несмотря на незаслуженное наказание и тяготы армейской жизни, он не озлобился ни на людей, ни на собственную судьбу.
Духовное богатство
Платон не имел «привязанностей, дружбы, любви» в том смысле, в каком эти категории были привычны Пьеру, в то же время, он любил все, с чем сталкивался в жизни. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера», он любил весь мир, частью которого себя ощущал. И эта вселенская любовь помогала ему справляться с ударами судьбы покорно и мудро. Эта народная мудрость была заключена в тех бесчисленных поговорках и присказках, которыми была усыпана его речь: «Час терпеть, а век жить», «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки». Его слова и голос были наполнены глубоким сочувствием для всех, кто в нем нуждался. Платон не был похож на других, хотя остальные пленные не видели в нем ничего необычного и считали самым обыкновенным солдатом. В воспоминаниях Пьера он навсегда остался «непостижимым… и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Философия жизни
Влияние на Пьера Безухова
Перед тем, как познакомиться с Каратаевым, Безухов испытал сильнейшее душевное потрясение. Когда он увидел, как солдаты против своего желания были вынуждены расстреливать ни в чем не повинных людей, «в нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога…»
Этот простой, неграмотный русский солдат помог Безухову уравновесить свой внутренний миропорядок, основой которого являются взаимопонимание и любовь. Самое главное, Пьеру удалось избавиться от не дававшего ему покоя вопроса, «зачем?» Безухова захлестнула волна радости от того, что он, наконец, перестал искать смысл жизни, потому что понял, что этот смысл – в самой жизни, в понимании и принятии того, что везде и во всем присутствует Бог, любовь которого защищает каждого человека. Именно в плену, в этом жутком балагане Пьер снова обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, а «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».
При последней встрече Каратаев сидел под березой и «смотрел на Пьера своими добрыми глазами… видимо, подзывал к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел».
Роль героя в произведении
В образе Платона Караваева сосредоточен собирательный образ простого русского мужика, в котором отражена народная философия. В непривычных для героя условиях ярко проявляется его высокая духовность. Толстой изобразил поистине сильную личность. Благодаря таким людям, способным не поддаваться никаким трудностям, и была одержана победа русской армии.
То знание, которое получил Пьер во время общения с Платоном Каратаевым, стало для него высшим воплощением простоты, добра и правды. Вспоминая о пережитом, Пьер говорил своим знакомым о Каратаеве: «…вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка».
“Путь духовных исканий Пьера Безухова. Эпизод “Пьер в плену” (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Платон Каратаев и его мудрость
В заточении Безухов знакомится с простым крестьянином Каратаевым Платоном, тот делится своим пониманием жизни. Это очень важный момент в биографии героя: жизнь начинает обретать настоящий смысл. Простой человек даёт герою больше, чем 10 лет, проведённых за границей в роскоши и безмятежности. Каратаев учит Пьера пониманию того, что жизнь дана человеку для того, чтобы приминать то, что она даёт с благодарностью, любить, растить детей, работать. Самые простые истины становятся откровением для Пьера, в том числе и то, что все проблемы от излишества, а не от недостатка денег.
В плену Каратаев постоянно чем-то занят, он чинит вещи, латает то, что рвётся, готовит еду, подсказывает другу-аристократу, как уберечь своё здоровье. Через персонажа из простого народа Толстой делится своей жизненной позицией: человек должен искать, ошибаться и снова искать, получать знания и идти своей дорогой дальше, не оставаясь в подчинении того, кто делится своими знаниями. Пьер учится жить эмоциями, а не разумом, прислушиваться к себе, относиться ко всему просто и спокойно. Разговоры с Каратаевым успокаивают душу героя, он видит свою жизнь другими глазами, понимает, что счастлив здесь и сейчас. Автор так говорит о случайном духовном наставнике Безухова: он был “как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью”.
О смысле жизни
Характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир» дана автором для того, чтобы показать другой тип человека, не такой, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Этот простой солдат, в отличие от вышеупомянутых главных героев, не размышляет о смысле жизни, он просто живет. Платон Каратаев не испытывает страха перед смертью, он верит в то, что его жизнью распоряжается высшая сила. Этот герой смотрит на свою жизнь не как на что-то отдельное, а как на часть целого. Суть каратаевской натуры — это любовь, которую он испытывает ко всему в мире.
В завершение следует сказать, что Л. Н. Толстой, создав образ Платона Каратаева, хотел показать, насколько важен человек не сам по себе, а как член общества, который осуществляет общие цели. Только участвуя в общественной жизни, можно реализовать свои желания. Лишь так удается достичь гармонии. Все это стало понятно Пьеру после знакомства с Платоном Каратаевым. В соответствии с этой идеей хочется добавить, что этот конечно, интересен нам сам по себе. Однако гораздо важнее то, какую роль он сыграл в жизни Пьера Безухова. Благодаря этой встрече, главный герой смог обрести внутреннюю гармонию и согласие с миром и людьми.
Образ Платона Каратаева — это душевное народное начало, безграничная гармония, которая дается лишь через веру в Бога, в его волю на все, что происходит в жизни. Этот герой любит всех вокруг, даже французов, к которым попал в плен. Благодаря беседам с «народным философом» Пьер Безухов приходит к пониманию, что смысл жизни состоит в том, чтобы жить, осознавая божественное начало всего происходящего в мире.
Итак, мы охарактеризовали Платона Каратаева. Это выходец из народа, который сумел привнести в жизнь главного героя, Пьера Безухова, понимание мудрости простых людей.
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы по роману Война и мир! 1) Почему Пьер Безухов и А.Болконский выглядели чужими в гостиной Шерер?
2) Каковы нормы жизни молодых представителей Высшего общества?
3) Основные события первого тома.
4) Что подарила Мария Дмитриевна Наташе на день рождения?
5) С кем танцевала Н. Ростова на свой День Рождения?
6) От кого впервые М. Болконская узнала о предстоящем сватовстве А. Курагина?
7) Какое ранение и в каком бою получил Н. Ростов?
Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?
9) Почему Тушин со своей батареей не отступил?
10) Почему М. Болконская не приняла предложение Курагина?
11) Как закончилось Аустрерлицкое сражение?
28 вопросов по 3 тому «Война и мир».Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста. Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста.
Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» — Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.
Эпизод в плену – его значение в развитии образа Пьера Безухова
Там, в плену у французов, Пьер переосмыслил все составляющие своей реальности. Ушли различия в происхождении, сословиях, богатстве, воспитании и образовании. Всех объединила общая беда, сострадание, желание помочь друг другу. Там Пьер обретает хорошую физическую форму, его полнота уходит остаётся крепость и сильное тело, он становится сильнее не только физически, но и морально. Пьер понимает, что больше ничего в жизни не стоит бояться, “он узнал, что на свете нет ничего страшного”. Ужас пережитый в первые дни плена, когда перед Безуховым произошла сцена расстрела двоих пленных, оставил отпечаток на всю жизнь героя. Понимание того, что не только русские, но и французы против убийства и насилия, делают эти события ещё более трагичными и абсурдными.
В статье дан анализ эпизода “Пьер Безухов в плену”, этот материал будет хорошим подспорьем при подготовке к тестовым работам и сочинениям.
Освобождение Пьера из плена
Партизанские отряды Денисова взяли в плен француза и выпытали у него расположение вражеской армии. Денисов, Долохов и Петя Ростов отправились проверить полученные данные. Они переоделись во французские шинели и совершили вылазку. Она оказалась успешной.
На следующее утро казаки выступили в поход. Петя не сказал ничего о запрете генерала. Он во время перестрелки поскакал на лошади вперед во весь опор. «Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свете костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову».
Пленные были отбиты. Среди них был Пьер Безухов. В плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного.
Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками…
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления». Больного Платона Каратаева вскоре застрелили — он не мог передвигаться. Обоз с пленными остановился в деревне. Денисов отпустил их.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Дистанционное изучение романа «Война и мир» 4 том 4 задание Пьер Безухов и Платон Каратаев
Дистанционное изучение романа «Война и мир»
Пьер Безухов и Платон Каратаев
4 том 1 часть глава 8
Прочитать указанную главу романа.
Составить конспект статьи.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. Он повествует о знаменательных событиях в истории страны, освещает важные периоды народной жизни, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Одна из главных тем произведения – люди и война, героизм и испытание душевных, физических сил и спасение России.
Носителями подлинного героизма в романе являются простые, скромные люди, никогда не говорившие о своих подвигах. Их пример, их простая мудрость жизни помогают переносить все тяготы войны тем, кто случайно оказался рядом с ними.
На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
«Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег — свернулся, встал — встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно».
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как «поджигатель»и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела «поджигателей», очевидцем которого стал Пьер, » в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога ».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера: « Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе ».
Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал « непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды ».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое «хозяйство», как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни.
«Пьер знал эту историю давно. Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему-то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
— Старичок и говорит: Бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, Богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьими слезьми. Что же думаешь, соколик, — все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, — что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. — Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. — А его уж Бог простил — помер. Так-то, соколик, — закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это-то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, « где суд, там и неправда ». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии.
Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
«Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
— Солдат в отпуску — рубаха из порток, — говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву».
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
«Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, — так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова».
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни Каратаева расстреляли французы.
«Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления».
«В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время — это ноги».
«Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что-то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев, «Экая дура, о чем она воет?» — подумал Пьер.
Солдаты-товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах».
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, » одобрил бы или не одобрил «. Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева.