Что принимать подростку для успокоения нервной системы
Как лечить невроз у детей: мнение педиатра
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Основным способом лечения неврозов является психотерапия.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.
Школьный невроз у подростков.
Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).
Психологические проявления школьного невроза:
При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.
Склонностью к школьным неврозам обладают:
Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:
Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.
Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.
Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.
Лечение и профилактика школьного невроза
Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Наличие эмоциональной связи с подростком.
2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.
3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.
Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.
Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.
Что такое подростковая депрессия и как ее узнать?
В последнее время заголовки газет всё чаще пестрят новостями о подростковых самоубийствах, депрессии и о группах, призывающих к суициду и смертельным играм. Но надо ли пугаться, и легко ли перепутать непростой подростковый возраст, пубертатный период и депрессию? Разбираемся вместе.
Итак, что же такое депрессия? Это психическое расстройство, которое сопровождает известная «депрессивная триада»: снижение настроения, утрата чувства радости и нарушения мышления. Нарушения мышления — это не значит, что ребенок перестанет мыслить, нет. Это просто негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее. И, наконец, один из главных симптомов — двигательная заторможенность.
Неудивительно, что при таких симптомах самооценка снижается, интерес к жизни теряется, привычная деятельность и удовольствия не приносят радости. Но некоторые симптомы по отдельности могут быть свойственны и пубертатному периоду, и обычному переходному возрасту.
Пубертат — это процесс полового созревания, который проходит каждый подросток. Он запускается специальными сигналами из головного мозга, благодаря которым начинают вырабатываться половые гормоны, а они уже, в свою очередь, стимулируют рост и развитие подростка. Тело, мозг и характер перестраиваются — человек взрослеет.
Под воздействием гормонов ребенок начинает меняться, может стать замкнутым, агрессивным — это чаще встречается у мальчиков, а излишне плаксивыми становятся девочки, но все подростки подвержены изменениям настроения. Симптомы похожи, но это не депрессия.
И так, во время подросткового возраста:
Все эти симптомы могут привести к депрессии, но все же, как мы выяснили, подростковый возраст — не равно депрессия.
Ведь это разновидность аффективного расстройства — расстройства настроения. Поэтому она поддается лечению. И является самым распространенным психическим заболеванием. По разным данным ею страдает каждый десятый в возрасте старше 40 лет, но среди детей и подростков всего 5% ей подвержены. При этом их возраст колеблется между 10 и 16 годами — как раз-таки тот самый пубертатный период. В юношеском возрасте (после 16 лет) эти данные немного другие — депрессии подвержены уже от 15 до 40% людей. Как видите, чем старше человек, тем выше шанс заболеть депрессией.
Для тех, кто захочет самостоятельно провести диагностику на предмет депрессии у ребенка, советуем пройти этот небольшой опросник. Ответьте «да» на каждый пункт, если это состояние продолжается свыше двух недель в неизменном виде.
Если вы ответили «да» больше, чем на пять вопросов, из которых как минимум один — это «депрессивное настроение» или «утрата интересов или удовольствия», то тогда вам действительно стоит забеспокоиться.
Поговорите с ребенком мягко о том, что его беспокоит. Если он откажется с вами разговаривать, не настаивайте, а отведите к психологу и покажите неврологу. Поговорите со специалистами и узнайте их мнение: стоит или нет вам беспокоиться. Если же что-то вас или их насторожит, то вы всегда можете прийти на профилактический приём к психиатру.
Аптечка школьника и подростка
Поделиться:
Однако, самое важное в любом возрасте – это здоровье, чтобы его сохранить, иногда необходимо принимать лекарства, вовремя распознать опасные болезни или правильно и грамотно оказать первую помощь. Помочь в этом может домашняя аптечка, собранная по возрасту. Но нередко у родителей возникают трудности – что же должно быть в составе аптечки, если ребенок уже относительно взрослый? Допустимы ли для него «взрослые» лекарства?
Где хранить детскую аптечку?
Если речь идет о детях школьного возраста и подростках, стоит выделить для лекарств и медицинских изделий отдельный ящик или отдел в общей семейной аптечке. Если это общая аптечка, препараты для ребенка нужно подписать или разложить отдельно, в промаркированные пакеты или отсеки. Для многих препаратов есть ограничения по возрасту до 12–14 лет, а для некоторых лекарств – и до 18 лет, поэтому у детей должны быть свои лекарства.
Читайте также:
Например, всем известный аспирин (ацетилсалициловая кислота) не рекомендован к приему до 15 лет, а от использования в детской практике метамизола натрия (анальгина) вообще стоит отказаться, хотя он и допустим к применению, но имеет слишком опасные побочные эффекты.
Отдельное хранение – это самый оптимальный вариант, чтобы в случае экстренной ситуации не перепутать лекарства, что грозит не улучшением состояния, а его ухудшением, отравлениями или побочными эффектами не показанных препаратов.
Важно! Не рекомендуется хранить аптечку в ванной комнате или на кухне. Влажность воздуха, резкие перепады температуры могут привести к нарушению целостности упаковки и порче медикаментов до исхода срока годности. Тогда лекарство может стать ядом! Это особенно актуально для лекарств в бумажных упаковках и порошков, некоторых растворов.
Если у ребенка имеется хроническое заболевание, требующее постоянного или периодического, курсового приема, необходимо хранить его согласно рекомендациям на упаковке, в оригинальной коробочке или блистере, вместе с инструкцией. Иногда можно просто забыть схему приема, и инструкция не даст ошибиться с дозой и режимом приема. Некоторые медикаменты необходимо хранить только в холодильнике, для них нужно выделить отдельную полку, которая закрывается, чтобы препараты не контактировали с пищей и напитками.
Важно! Каждые 6 месяцев нужно проводить ревизию аптечки, выкидывая лекарства, у которых срок годности истек, пусть даже и пару дней назад. Использование просроченных лекарств очень опасно!
Что нужно в аптечке школьника?
Первое, что необходимо в любой аптечке, будь то младенец или подросток, – это термометр (градусник). Хотя сегодня аптеки предлагают большой выбор термометров, начиная от традиционных ртутных, заканчивая электронными бесконтактными или налобными термометрами-полосками, самым точным был и остается традиционный ртутный градусник. С взрослым ребенком измерение температуры не представляет опасности, он может спокойно посидеть или полежать во время измерения. Для того чтобы избежать риска, связанного с ртутным градусником, если он разобьется, после измерений всегда кладите его в защитный чехол из пластика, не оставляйте в местах, где его можно легко уронить (прикроватные тумбочки, столы, полки).
Средства для обработки ран – это второе, что нужно в аптечке школьников и подростков. Обычно требуется обработка мелких ссадин, порезов, ранок. Основной список препаратов, которые могут понадобиться в аптечке:
• Перекись водорода 3%-ная (удобная форма выпуска в пластиковых бутылочках с носиком-капельницей);
• Растворы антисептиков (мирамистин, хлоргексидин) для промывания ран;
• Растворы йода 5%, бриллиантовой зелени или фукорцина (есть пластиковые емкости с кисточкой или леккеры);
• Лейкопластырь – обычный, для фиксации повязок, и бактерицидный, для мелких порезов и ссадин;
• Банты стерильные – узкий и широкий, для наложения повязок, обработки ран;
• Стерильная вата и марля;
• Средство от ожогов (декспантенол в спрее или кремы, мази);
• Гели, мази или кремы с ранозаживляющим, противоотечным, противозудным действием (фенистил-гель, бальзам «Спасатель», крем с рутином);
• Ватные палочки для нанесения растворов, обработки ран и других манипуляций;
• Пинцет, пипетки с тупым кончиком для закапывания лекарств;
Можно также дополнить аптечку тюбиком обычного детского крема. Он помогает смягчить и увлажнить кожу, устраняет раздражение, покраснения.
Лекарства в школьной аптечке
Прежде всего, проблемой у детей школьного возраста становятся аллергия, простуда и кишечные инфекции, также могут быть проблемы со стулом и боль в животе. В аптечке школьников должны быть:
• Жаропонижающие средства на основе парацетамола или ибупрофена. Они могут быть в сиропах или таблетках, но только в детской дозировке. Эти же препараты можно использовать при головной боли, зубной или недомогании при солнечных ожогах.
• Препараты сорбентов в форме порошков, таблеток, гелей или другие варианты. Они необходимы при кишечных инфекциях, отравлениях, аллергии. Применяются строго по инструкции.
• Средства для оральной регидратации (порошки для приготовления раствора). Они необходимы при рвоте и диарее для восполнения потерь жидкости и солей. Если таких порошков нет, их могут заменить растворы соли которые комбинируют с крепким сладким чаем с лимоном.
• Антигистаминные препараты в таблетках или каплях. Их применяют при реакциях на пищу, кожных высыпаниях с зудом, поллинозе и других формах аллергии. Кроме того, антигистаминные препараты применяют при простудах у аллергиков, если есть сильный отек в области носоглотки, при укусах насекомых.
• Капли или спреи для устранения заложенности носа (сосудосуживающие) на основе оксиметазолина или ксилометазолина в возрастной дозировке. После 12 лет можно использовать «взрослые» препараты.
Важно! Не стоит комплектовать аптечку школьников антибиотиками или антимикробными, антисептическими препаратами для устранения инфекций кишечника. Все эти средства может назначать только врач при наличии четких показаний. Тем более не стоит применять эти средства самостоятельно, можно серьезно навредить ребенку.
Лекарства при хронических заболеваниях
Нередко к школьному возрасту у детей могут уже иметься хронические заболевания пищеварения, респираторного тракта или кожи, неврологические отклонения. В этом случае аптечка комплектуется препаратами, которые назначает врач. Они могут делиться на две категории:
• Препараты для неотложной, экстренной помощи;
• Препараты для курсового или постоянного приема.
Например, для детей, склонных к аллергии с анафилактическими реакциями, это могут быть ампулы с эпинефрином и шприцы (автоинъектор), антигистаминные препараты для проведения неотложных мероприятий. Кроме того, в аптечке могут быть пероральные препараты для лечения и профилактики аллергии.
Для каждой группы лекарств должна быть написана четкая и понятна инструкция по применению на случай, если помощь оказывают не родители. В инструкции должны быть указаны дозы лекарств, способы их введения и важные нюансы.
Для детей после 14 лет
В этом возрасте допустимо применение препаратов для взрослых, если в инструкции к средствам не указан запрет на применение. Также, учитывая нагрузки на современных детей и влияние стрессов, можно укомплектовать аптечку подростков, помимо вышеописанных средств, легкими седативными средствами – настойкой валерианы или пустырника, растительными препаратами с успокоительным эффектом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников можно порекомендовать?
18 февраля в агентстве Минск-Новости прошла онлайн-конференция с главным внештатным детским неврологом комитета по здравоохранению Мингорисполкома, ассистентом кафедры детской неврологии БелМАПО Еленой Филипович.
Елена Константиновна ответила и на читательские вопросы, и на те, которые задала корреспондент Минск-Новости.
— Елена Константиновна, с какими проблемами к вам сегодня обращаются чаще всего? Что у вас как специалиста вызывает беспокойство?
— К сожалению, растет количество обращений по поводу головных болей, болей в спине у детей, судорожных синдромов. Причин головных болей — десятки, и разобраться в каждом конкретном случае можно только с помощью специалиста. Не исключено, что иногда «ширмой» головной боли ребенок пользуется для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. И это – тоже сигнал. Важно, чтобы родители «услышали» его, восполнили тот дефицит любви, заботы, участия, от которого страдает их сын или дочка, а не просто дали таблетку. Что касается болей в спине, то остеохондроз молодеет. Из-за больших учебных нагрузок, малоподвижного образа жизни, продолжительного сидения за компьютером, многие современные дети страдают нарушением осанки. Есть общемировая тенденция: выхаживание детей с малым и очень малым весом ведет к росту инвалидности, и в первую очередь — из-за неврологических заболеваний.
— Что такое головная боль напряжения? Как ее отличить от головной боли иной этимологии? Следует ли лечить медикаметозно?
— Головная боль напряжения — это первичная головная боль. Причины ее происхождения — это не органические поражения мозга (опухоли, аневризмы, кисты). Ее возникновение и прекращение не зависит от колебания артериального давления (АД), не является следствием повышенного внутричерепного давления. Ее первому появлению способствует мышечное (длительное нахождение в неудобной позе, начало ношения очков, коррегирующего корсета) или психоэмоциональное (подготовка к контрольной работе, экзаменам и т.д.) напряжение, наличие психотравмирующей ситуации (переезд, развод родителей, конфликты со сверстниками или учителями). Если неблагоприятные факторы сохраняются, боль из разряда эпизодической переходит в хроническую. Симптомы головной боли напряжения: постоянная, не пульсирующая головная боль; чувство напряжения, давления в области головы и шеи; возможно снижение аппетита, повышенная чувствительность к свету или звукам; ощущение общего дискомфорта, которое не усиливается или только слегка увеличивается во время выполнения каждодневных дел. Основная особенность головных болей в детском возрасте — это их самопроизвольное, на фоне отдыха, купирование. Поэтому этой категории ребят обязательно нужно соблюдать режим дня, питания, чередовать умственные и физические нагрузки, систематически гулять на свежем воздухе, делать гимнастику, хорошо высыпаться. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок не засиживался долго за компьютером или телевизором. Детей следует учить правильно решать возникающие проблемы, вовремя переключать внимание. В стрессовых ситуациях возможен прием препаратов растительного происхождения (персен, новопассит, седавит, экстракт валерианы и др.). Необходимо создать условия для предотвращения длительного мышечного напряжения в неудобной позе во время учебы и работы, организовать достаточную освещенность, провести коррекцию зрительных нарушений с правильным подбором очков или линз. При возникновении головной боли можно принять безрецептурные обезболивающие препараты (парацетамол, ибупрофен, спазмалгон, цитрамон) для облегчения боли. Однако ими не стоит злоупотреблять. Слишком частое применение таких лекарств может привести к так называемому эффекту отдачи. При жалобах на подобную головную боль посоветуйте ребенку расслабиться, отдохнуть или поспать в темном тихом помещении, принять теплый душ, наложите прохладный компресс на голову. При частых головных болях необходима консультация врача-невролога для определения необходимого объема обследований и подбора необходимой терапии.
— О чем надо помнить родителям гиперактивного ребенка? Можно ли «перерасти» этот диагноз?
— Зачастую родители «живчиков»и «вечных двигателей» приходят на прием к неврологу после неоднократных замечаний воспитателей детского сада, школьных педагогов. Редко когда молодая мама акцентирует свое внимание на повышенную подвижность ребенка до его появления в коллективе. Родителям необходимо помнить о ряде факторов, способствующих появлению гиперактивности. Важную роль играет наследственность, возможное поражение ЦНС ребенка во время беременности и родов (болезни матери, внутриутробная гипоксия и т.п.), социальные факторы (взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, условия жизни). В зависимости от ведущего фактора в каждом конкретном случае и будут даны рекомендации. Дам общие советы родителям гиперактивных детей. Позаботьтесь о создании постоянства в семье (ровные и доброжелательные взаимоотношения, одинаковые требования, совместное времяпровождение), строгое соблюдение режима дня (подъема и отхода ко сну, приема пищи, прогулки, создание определенных ритуалов), обязательная возможность выхода энергии( прогулки на свежем воздухе ежедневно, занятия плаванием, бегом, гимнастикой, танцами, занятия в театральной студии). Постарайтесь не делать замечания по поводу поведения, а внимательно смотреть за малышом и при появлении признаков снижения концентрации внимания — сменить деятельность (что-то принести, убрать), чаще хвалить, обнимать дома (в детском саду и школе ему неоднократно делают замечания, снижая тем самым самооценку). Не стоит отдавать таких детей на занятия в центры раннего развития, а вот посещение коллектива детского сада после 3-х лет желательно. Часто дети своей гиперактивностью и непослушанием просто привлекают к себе внимание взрослых. В большинстве случаев гиперактивность постепенно «перерастается» при соблюдении вышеперечисленных условий. Порой требуются занятия с психологом, психотерапевтом, а то и медикаментозная коррекция. Крайне редко гиперактивность сохраняется и у взрослых, что значительно снижает качество жизни.
— Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников этого возраста вы бы порекомендовали?
— Раздражительность, необоснованная агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с последствием резкого изменения физического и психологического состояния. У мальчиков и девочек начинают вырабатываться новые гормоны: за это отвечает нервная система, которая не может в краткий период адаптироваться под новую для себя функцию. Из-за этого происходят внутренние конфликты на разных уровнях. Подростку трудно осознать и принять изменения в собственном теле. Гормональные изменения могут приводить к плохому самочувствию, повышенной утомляемости, головным болям, колебаниям АД и т.д. Порой отмечается некоторая неловкость, неуверенность в движениях. Родители по-прежнему видят и относятся к ним «как к детям», а подростки уже считают себя взрослыми и выступают в защиту своих «ущемленных прав». Зачастую юноши и девушки в этот период чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности. Им кажется, что их никто не понимает, что всем основным людям чужды его интересы и безразличны чувства. Витаминные комплексы можно принимать любые, разрешенные для данного возраста. Но в первую очередь важен здоровый образ жизни и доброжелательная обстановка любви и понимания в семье. Достаточный сон, полноценное питание, закаливающие процедуры, чередование труда и отдыха, физические нагрузки — вот самое лучшее «лекарство» для стабилизации эмоциональных нарушений.
— Что вы могли бы сказать о таком тяжелом и загадочном заболевании как эпилепсия? Насколько оно распространено, появляются ли новые знания об этом недуге?
— Процент людей, имеющих эпилептические приступы (это не всегда те, кому поставлен диагноз «эпилепсия»), в любой стране примерно одинаков — от 0, 5 до 1 %. Загадочной болезнь всегда считалась, видимо, из-за клинических проявлений, которые вызывают страх. На самом деле разновидностей эпилептических приступов более 40, и они не всегда выглядят пугающе. Новые подходы в лечении этого недуга, новые препараты, конечно, появляются. И наша кафедра детской неврологии БелМАПО старается доносить эти знания, пропагандировать их не только среди специалистов, но и среди родителей пациентов, страдающих эпилепсией. Начало этому положил профессор Георгий Георгиевич Шанько, который долгие годы возглавлял кафедру но, к сожалению, не так давно умер. В стране есть система помощи больных эпилепсией. В Минске в целом ряде учреждений есть специалисты, у которых можно получить квалифицированную консультацию по этой патологии, рекомендации по препаратам для противосудорожной терапии. Думаю, в скором времени у нас появится специальность эпилептолог, которая уже существует в мире.
— Какую главную мысль вы хотели бы донести до нашей многочисленной аудитории?
— Прежде чем становиться родителями, к этому нужно подготовиться. Нужно постараться во время беременности максимально беречь себя, сделать все, чтобы здоровье малыша не пострадало. С момента зачатия постарайтесь «питать» ребенка уверенностью в том, что он самый лучший. И еще на каждом возрастном этапе следует обращать внимание на физическое развитие сына и дочери. Растущему организму нужны адекватные физические нагрузки. Замечательно, когда мамы и папы должны собственным примером воспитывать у своих детей привычку делать зарядку, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, двигаться. И об укреплении психического здоровья детей тоже нельзя забывать. Если ребенок растет в доброжелательной обстановке, где его понимают, выслушивают, то он будет спокоен, уравновешен, уверен в себе. Такие мальчики и девочки меньше болеют, у них гораздо меньше вероятность неврологических нарушений. Ведь все дети проходят через адаптацию к детскому садику, школе, институту. Но у одних она проходит легко, у других крайне болезненно: и многое тут от родительских усилий и стараний, от их любви.