Что приносит прибыль предприятию
Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли
Зачем предпринимателю разбираться в видах прибыли? Ответ, кажется, очевиден: для того чтобы оценить финансовый результат бизнеса. Будете правильно считать прибыль — быстро заметите, если что-то пойдёт не так. Разберёмся, чем валовая прибыль отличается от чистой и нераспределённой и как не ошибиться при их подсчёте.
Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.
Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.
Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.
Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.
Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.
Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.
Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.
Какие есть виды прибыли
Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.
Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.
Формирование прибыли предприятия
Механизм формирования прибыли
Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.
Как рассчитать прибыль?
Прибыль — это положительная разница между доходами и затратами предприятия, отрицательную разницу называют убытком. Существуют разные формы прибыли: валовая, финансовая, операционная, чистая — они описывают разные формулы расчета прибыли. Для анализа эффективности бизнеса важны несколько форм прибыли, которые рассчитываются последовательно и вытекают одна из другой.
Чтобы выяснить размер чистой прибыли, которая остается на руках у предпринимателя и больше всего его интересует, проведем ряд вычислений.
Прежде всего нам нужно знать сумму общей выручки за товары или услуги предприятия, а также размер НДС, акцизов и других обязательных платежей, которые могут входить в сумму общей выручки. Так мы узнаем размер выручки-нетто:
Выручка-нетто = общая выручка от продаж — обязательные платежи
Теперь рассчитаем валовую прибыль, т.е. разницу между выручкой-нетто от основного вида деятельности и себестоимостью реализованной продукции или услуги. В производстве, торговле и сфере услуг себестоимость может рассчитываться по-разному. Производитель может включать в себестоимость амортизацию станков, электроэнергию и зарплату сотрудников, если их заработок зависит от произведенных единиц товара. Сервисы, которые продают услуги с почасовой оплатой, тоже могут включать зарплату в себестоимость услуги. Предпринимателю для собственного управленческого анализа важно соблюдать правильный и понятный ему порядок расчетов и решить, какие показатели он включает в себестоимость и как он их детализирует в своем управленческом анализе:
Валовая прибыль = выручка-нетто — себестоимость
Валовая прибыль — важный показатель. Это тот объем денег, который должен профинансировать весь бизнес: все налоги, текущие издержки, зарплату персоналу, коммунальные расходы, арендную плату — все постоянные платежи, которые есть у предприятия из месяца в месяц. Если мы видим, что валовой прибыли хватает на то, чтобы обеспечить эти регулярные платежи, значит предприятие прошло точку безубыточности. Если валовой прибыли на это не хватает, значит точка безубыточности еще не пройдена.
Далее мы учитываем операционные расходы. Это расходы на содержание отдела кадров и юридического отдела, на обслуживание помещений непроизводственного назначения, командировки и связь, затраты на хранение продукции и рекламу, проценты по кредитам — все расходы, которые не входят в себестоимость товаров или услуг. Сюда можно отнести и затраты на поиск партнеров, заключение сделок, расходы на обучение сотрудников, форс-мажорные траты. Так мы находим сумму прибыли от продаж:
Прибыль от продаж = валовая прибыль — операционные расходы
Теперь мы должны учесть прочие доходы и расходы, которые не связаны с предметом деятельности организации. Это побочные и даже “случайные” средства: от продажи или сдачи в аренду активов компании, прибыль от совместной деятельности с другой организацией, проценты, полученные за пользование средствами компании, штрафы, пени, неустойки. Зная все эти суммы за период времени, мы рассчитываем сальдо — то есть разницу непрямых доходов и расходов. Она может быть положительной или отрицательной. И теперь мы можем вычислить балансовую прибыль — т.е., прибыль до налогообложения:
Балансовая прибыль = прибыль от продаж + сальдо прочих доходов-расходов
И, наконец, нам нужно выяснить, как на прибыль влияют налоги. Прибавляем налоговые активы и вычетаем налоговые обязательства, получаем чистую прибыль:
Чистая прибыль = балансовая прибыль — налоги
Чистая прибыль — это итоговый и самый важный показатель, он демонстрирует конечный результат деятельности фирмы и показывает, насколько выгодно ведение данного бизнеса. Масштаб наших планов и широта наших действий зависят от чистой прибыли. Предприятие может использовать ее для формирования различных фондов и резервов, реинвестиций в производство и увеличения оборотных средств. Если компания является акционерным обществом, то дивиденды держателям акций рассчитываются как раз исходя из размеров чистой прибыли.
Динамика прибыли
При анализе и планировании важно наблюдать все формы прибыли в динамике. Для хорошего и стабильного роста бизнеса нужна правильная динамика между выручкой, валовой прибылью, прибылью от продаж и чистой прибылью. При благоприятном для бизнеса раскладе быстрее и интенсивнее всего растет чистая прибыль. На втором месте по темпам роста должна быть прибыль от продаж, на третьем — валовая, на четвертом — выручка. Если эта последовательность не соблюдается, то по мере роста бизнеса чистая прибыль может сокращаться. Чтобы поймать эту “поломку” и, более того, чтобы ее не допустить, предприниматель должен рассматривать такой показатель, как рентабельность предприятия.
Рентабельность
Рентабельность — это относительный показатель эффективности предприятия. Относительным он называется, потому что мы вычисляем отношение прибыли к другой величине. Существует несколько формул расчета рентабельности, и каждый вид рентабельности описывает отдельные специфические процессы.
Одна из самых “говорящих” формул — рентабельность в отношении тех затрат, которые несет предприятие. Здесь мы рассматриваем прибыль от продаж и те совокупные затраты, которые с этими продажами связаны:
Рентабельность затрат = прибыль / затраты
Так мы видим, сколько копеек прибыли содержится в одном рубле затрат. При благоприятном развитии бизнеса этот показатель не должен падать. И именно за этим следит управленец. Рентабельность затрат тоже нужно рассматривать в динамике и сравнивать с теми показателями, которые были у бизнеса прежде. Также рентабельность можно сравнивать с показателями конкурентов в той же отрасли. Когда мы сравниваем показатели и анализируем ситуацию, мы начинаем понимать, в каком направлении следует двигаться и что менять в бизнесе, чтобы рентабельность росла.
За счет чего можно повысить рентабельность?
Если мы видим отрицательную динамику рентабельности, то необходимо принимать меры, чтобы не допустить убытка или выйти из него.
Есть два ключевых показателя, которые определяют рентабельность. Это уровень наценки и интенсивность оборачиваемости активов предприятия. К сожалению, не существует универсального рецепта прибыльного бизнеса: невозможно сделать ставку ни на высокую наценку, ни на высокую оборачиваемость. Каждый из этих показателей может “подвести” и лишить ожидаемой прибыли. Предпринимателю приходится анализировать ситуацию собственного бизнеса и вырабатывать управленческую стратегию. Он может увеличить наценку при сохранении оборачиваемости, либо понизить наценку, но при этом повысить оборачиваемость и получить больше прибыли. Еще один вариант — разделить бизнес на несколько сегментов и в одном сегменте делать ставку на наценку, а в другом — на оборачиваемость. Так мы стараемся повысить число копеек прибыли в одном рубле продаж.
Еще один способ влиять на прибыль — сокращение и планирование расходов. Уменьшая расходы в основной деятельности, мы уменьшаем себестоимость и снижаем нагрузку на валовую прибыль. Сокращая операционные расходы, мы увеличиваем прибыль от продаж.
Планирование прибыли
Планирование прибыли — процесс, с которого начинается любая предпринимательская деятельность. Финансовое планирование прибыли подразумевает главным образом расчет основных видов доходов и затрат, которые предстоят предприятию в определенном периоде. Расчеты строятся на основаннии анализа рынка и прогнозов, в работу берутся примеры предприятий в интересующей нас отрасли. Планируя прибыль, управленец старается добиться финансирования всех затрат предприятия, предотвратить проблемы с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить постоянный приток чистой прибыли и “живых” денег.
Для этого с помощью различных инструментов ведется работа главным образом с тремя основными факторами, которые влияют на прибыль предприятия и о которых мы уже говорили:
Важно понимать, можем ли мы увеличивать цену и влиять на объемы продаж. Для этого проводится изучение спроса на рынке и поиск новых клиентов, уточняются задачи рекламного отдела. Также важна работа по уменьшению издержек на производство товаров или услуг: программы по рациональному использованию сырья и рабочего времени, закуп новой выгодной техники и технологий, стимуляция сотрудников, поиск новых поставщиков. Для страхования собственной деятельности организация может создавать различные фонды, предназначенные для помощи в непредвиденных ситуациях. Тогда формирование прибыли включает формирование резерва, которым можно воспользоваться в критической ситуации.
Если анализ и планирование показывают, что вместо ожидаемого дохода получается дефицит денежных средств, то можно ставить вопрос о закрытии неподъемных кредитов, о реорганизации предприятия и, вообще, о целесообразности его работы. Планирование позволяет рассмотреть эти вопросы вовремя, пока убыток еще не стал значительным.
Таким образом, расчет прибыли и рентабельности, а также планирование прибыли позволяют спрогнозировать деятельность предприятия и его эффективность, вовремя скорректировать деятельность (работая с ценой, объемом продаж и расходами) и предотвратить фатальную финансовую просадку бизнеса.
Автор: Елена Космакова
Ведите бизнес и бухучет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для совместной работы бухгалтера и директора компаний малого бизнеса. Сервис легок для понимания, бесплатно обновляется и содержит подсказки для корректного ведения учета. Целый месяц сервис можно тестировать бесплатно!
Прибыль как основной показатель эффективности бизнеса
Любая коммерческая организация работает ради получения прибыли. Считается, что чем она выше, тем лучше для бизнеса. Но все не так однозначно. Чтобы оценить, насколько эффективно функционирует предприятие, нужно разбираться в видах прибыли, которые в комплексе помогают составить целостную картину о финансовых делах и управлении компании.
Что такое прибыль
Понять, что такое прибыль, проще всего на примере. Представим, что пекарня продает хлебобулочных изделий на 10000 р. в день. За месяц продается товара на сумму 300000 р. Однако за этот период бизнес тратит около 210000 р. на закупку сырья, транспорт, амортизацию оборудования, оплату труда сотрудников, аренду помещения, оплачивает налоги и коммунальные услуги. Если из общей суммы вычесть все затраты, это и будет прибыль компании. В нашем случае 90000 р.
Прибыль – это разница между суммарным заработком компании и всеми расходами.
Если бизнес работает в разных сферах, оптимально рассчитывать прибыль по каждому виду деятельности. Это дает понимание об их рентабельности и эффективности компании в целом.
Чем прибыль отличается от выручки
Собственники малого и среднего бизнеса не всегда понимают разницу между выручкой и прибылью, считая эти слова синонимами. Однако термины существенно отличаются.
Выручка – это сумма, которую предприятие получило персонально от клиентов за проданные товары или оказанные услуги.
Если вернуться к описанному выше примеру с пекарней, то сумма в 10000 р. и 300000 р. – это и есть выручка компании за день и месяц соответственно. То есть это заработок до вычета всех платежей.
Есть нюанс. Выручкой считаются средства, полученные за выполненные обязательства. То есть, если клиент оплатил товар/услугу, которую еще не получил, бизнес не может записать деньги как выручку, хоть они и лежат на его счету в банке. Выручкой эта сумма сможет стать только после того, как клиент получит то, за что заплатил, и отразит это в первичной бухгалтерской документации.
Выручка – сумма, полученная от продаж.
Прибыль – сумма, оставшаяся после вычета издержек.
Виды прибыли
Существует много видов прибыли в зависимости от того, какие расходы вычитаются из общей суммы, а также ряда других признаков. Подобное разделение необходимо для проведения глубокого анализа и получения детальных сведений о финансовом состоянии бизнеса.
Все виды прибыли можно разделить на несколько больших категорий. Читайте далее о каждой из них.
В зависимости от условий формирования
При расчете прибыли из выручки вычитают расходы по различным статьям, что позволяет получить целый ряд видов дохода.
Валовая прибыль
Рассчитывается отдельно для каждого продукта и показывает, насколько целесообразно его производить. Включает сумму налоговых отчислений. Рассчитывается как:
Валовый доход = Выручка от реализации – Себестоимость
Простыми словами, валовая прибыль помогает понять, какие линейки продукции/услуги стоит развивать, а от каких направлений деятельности лучше отказаться.
Операционная (прибыль от продаж)
Показывает сумму за вычетом операционных расходов (в т. ч. текущих затрат и амортизации), отражает успешность бизнеса в разрезе основной деятельности.
Операционная прибыль = Выручка – Затраты по основной деятельности
Затраты по основной деятельности = Постоянные + Прямые + Переменные (Косвенные)
Рассчитывают операционный доход и в другом порядке:
Операционная прибыль = Маржинальный доход – Постоянные расходы
Чистая
Это реальные деньги, которые получает бизнес, и главный показатель финансовой успешности проекта. Для вычисления используется следующая формула:
Чистая прибыль = Общая выручка – (Затраты по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Налог на прибыль + Проценты по кредитам + Амортизационные расходы)
Чистый доход можно направить на развитие компании или использовать на другие нужды бизнеса.
Маржинальная
Это прибыль, которая обеспечивает достижение компанией точки безубыточности и отражает рентабельности бизнеса.
Маржинальная прибыль = Выручка компании – Переменные затраты
Рассчитывать маржинальный доход необходимо ежемесячно, чтобы отслеживать динамику показателей и вовремя вносить изменения в бизнес-процессы.
Нераспределенная
Этот вид прибыли не тратится, а остается на счету компании в течение всего периода ее существования.
Нераспределенная прибыль = Чистая прибыль – Дивиденды
Сумма нераспределенного дохода может уменьшаться вследствие увеличения уставного капитала, отчислений части средств в резервный фонд и других факторов.
Балансовая
Отражает выгодность сделок за определенный период, а также позволяет получить картину финансового состояния бизнеса путем сравнения нескольких периодов. Рассчитывается как:
Балансовая прибыль = Доход от основной деятельности + Прибыль от реализации имущества компании + Прибыль от прочих операций
Балансовый доход – основа налогообложения.
Бухгалтерская или доналоговая
Этот вид дохода нужен для оценки финансовых дел предприятия на конкретном этапе. Бухгалтерская прибыль рассчитывается исключительно по данным, отраженным в периодической отчетности.
Бухгалтерский доход = Доходы по балансу – Подтвержденные расходы
Налогооблагаемая
Сюда относятся все доходы организации, которые облагаются налогом на прибыль. Рассчитывают налогооблагаемый доход только компании с общей системой налогообложения.
Налогооблагаемая прибыль = Балансовая прибыль – Льготная прибыль
Льготным доходом считаются деньги, которые фирма перечисляет на личные карты и счета в рамках благотворительности, в помощь ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий) и т. д.
Экономическая
В отличие от бухгалтеров, экономисты учитывают не только явные расходы, но и альтернативные. С учетом этого расчет экономического дохода – это способ лучше оценить работу управляющего аппарата, а также выстроить бизнес-процессы с учетом интересов акционеров.
Экономическая прибыль = Чистая прибыль – Неявные затраты
Неявные затраты – это незапланированные расходы, неполученная прибыль, расходы на связь, освещение и т. д.
EBITDA
Доход до вычета налогов, процентов и амортизации. Рассчитан на сторонних лиц, которые интересуются бизнесом с точки зрения инвесторов, кредиторов.
EBITDA = Доналоговая прибыль + Проценты по кредитам + Амортизационные отчисления
По конечному результату
Прибыль делится на 3 вида в зависимости от достигнутого результата:
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Предусмотренная или нормативная (запланированная)
Полностью покрывает потребности компании, обеспечивает реализацию плана по развитию, предусматривает выполнение взятых на себя обязательств в полном объеме.
Расчет этого вида дохода происходит следующим образом:
Прибыль = (Объем выпуска * Цена единицы продукта без НДС и акциза) – (Объем выпуска * Себестоимость единицы)
Максимальная или минимально допустимая
Максимальной считается прибыль при таком объеме выпускаемой продукции, когда максимальный доход равен максимальным расходам. Производство расширяют до тех пор, пока эти значения не сравняются.
Минимально допустимый доход – самая низкая прибыль, которая требуется для продолжения работы бизнеса и предотвращения банкротства.
Упущенная (недополученная) или отрицательная (убыточная)
Упущенной или недополученной прибылью считается сумма, которую компания должна была получить по итогу несостоявшейся сделки. Рассчитывается она приблизительно на основании бухгалтерских показателей расходов и доходов за прошлые периоды.
Отрицательной считается прибыль, при которой сумма издержек предприятия превышает ее совокупный доход. При таком условии фирма работает бесплатно, себе в убыток и движется в сторону банкротства.
В зависимости от источников получения
Современные компании используют все доступные возможности для приумножения прибыли. Классифицировать ее можно в зависимости от источников формирования.
По периодичности поступления
Бизнес может получать доходы в разные периоды и в разных объемах, поэтому прибыль бывает:
Разница между чистой и нераспределенной прибылью
Часто под чистым и нераспределенным доходом понимают одно и то же. Эти определения действительно близки по смыслу. Оба вида прибыли определяются по сумме дохода компании минус налог на прибыль. Для предприятий с упрощенной системой налогообложения из дохода организации вычитают налог УСН.
Разница между нераспределенной и чистой прибылью в периоде учета. Так, чистый доход рассчитывается за отчетный год, а нераспределенный – за год и весь предыдущий период существования компании.
Отличия бухгалтерской и экономической прибыли
С помощью этих показателей руководство может оценить, насколько эффективно функционирует компания и ее управленческий аппарат. Они же помогают потенциальным инвесторам увидеть перспективы вложения средств, чтобы в будущем сделать доходы выше.
Бухгалтерская и экономическая прибыли уже были рассмотрены выше, теперь разберем, в чем принципиальная разница между ними.
Экономическая прибыль меньше бухгалтерской
Экономический доход отражает фактическое положение дел в компании, поскольку, в отличие от бухгалтерской прибыли, представляет собой доход, из которого исключены все виды издержек, в т. ч. альтернативные.
Относительно нормального дохода экономическая прибыль бывает двух видов:
Что касается бухгалтерской прибыли, то она предполагает вычет из валового дохода только явных расходов, т. е. тех, которые отражены в бухгалтерских документах.
Экономическая прибыль всегда меньше или равна бухгалтерской, а разницу между этими показателями составляет сумма неявных издержек.
Какие издержки могут быть неявными
Неявные издержки, которые еще называют альтернативными, – это абстрактные значения неполученной в процессе работы прибыли, непроизведенные расходы, которые пришлось понести для достижения производственных целей и т. д. Говоря проще, это потенциальная выгода, которая могла бы положительно повлиять на окупаемость инвестированных средств, но была упущена.
Каждая коммерческая организация в процессе работы несет неявные расходы, которые отрицательно влияют на показатель экономической прибыли. Совпадения с бухгалтерским доходом могут быть лишь теоретические. По факту при анализе 99,9% предприятий наблюдается отличие между этими показателями.
Что такое нормальная прибыль
При оценке компании с точки зрения инвестиционной привлекательности используют показатель нормальной прибыли. Он отражает размер дохода, получаемый инвесторами от текущей работы предприятия, при котором они не стремятся изъять вложенный капитал и прекратить финансирование данного бизнеса.
Нормальную прибыль рассчитывают наряду с экономической и бухгалтерской и используют в комплексном анализе финансового состояния фирмы. При этом могут быть обнаружены следующие отклонения:
О чем говорит различие
Расчет величины неявных расходов – основная задача, предшествующая принятию управленческих решений. В зависимости от того, насколько бухгалтерская прибыль отличается от экономической, можно оценить показатели дохода за заданные периоды. Что показывает значение неявных расходов:
Именно размер неявных расходов позволяет оценить эффективность дополнительных вложений в бизнес.
Что такое финансовые результаты
Если компания функционирует, вкладывает деньги в производство, выпускает товары или оказывает услуги, у нее должны быть финансовые результаты. Они позволяют оценивать эффективность ведения предпринимательской деятельности в целом или развития определенных направлений.
Финансовые результаты – это:
Определять финансовые результаты можно как за бухгалтерские периоды (например, за месяц, квартал, полугодие, год), так и по каждой операции или конкретному направлению деятельности.
Формула прибыли и как вести расчеты
Ведение предпринимательской деятельности предполагает регулярный подсчет прибыли. Для этого используется простая формула:
Прибыль = Валовая прибыль – Расходы
Формулу валовой прибыли рассматривали в данной теме выше, на этот показатель влияет размер общей выручки предприятия и себестоимость проданного товара или оказанных услуг.
Чтобы избежать путаницы в понятиях, разберемся с терминами.
Выручка
Это составляющая дохода организации, которая отражает только ту сумму, которая была получена напрямую от продаж.
Простыми словами, выручка – это «грязная прибыль». Она включает налоги, пошлины, акцизы, стоимость труда работников, коммунальных услуг, транспорта, аренду помещения, амортизацию – все те статьи расходов, которые впоследствии будет вычтены для расчета чистой прибыли.
Расходы
Предпринимателю всегда нужно внимательно просчитывать расходы, поскольку от размера этой суммы зависит рентабельность бизнеса. Различают:
Не путайте расходы с затратами
Говоря о расходах или затратах, часто подразумевают одно и то же, но между этими понятиями есть разница, о которой стоит знать.
Затраты – это стоимость потребленных ресурсов. Компания затрачивает средства на покупку сырья, оплату электроэнергии, топлива, труда рабочих и т. д. Несмотря на то, что деньги со счета предприятия списались, это не говорит об уменьшении его экономических выгод. А значит, расход признавать рано.
Затраты становятся расходами, когда права на активы, на которые были потрачены средства, переходят к покупателю в результате продажи товара или услуги.
Пока активы остаются в бизнесе, пусть и в другой форме (материалы, трудовые ресурсы и т. д.), они считаются затратами и не должны вычитаться из доходов.
Доходы
Доходом считаются средства, благодаря которым капитал компании возрастает. К нему не относятся лишь вклады учредителей.
Любые полученные активы являются доходом. Это могут быть не только финансовые, но и материальные, трудовые и другие ресурсы. Доходы появляются и при уменьшении суммы обязательств компании перед партнерами.
Доходы слабо коррелируют со временем поступления денег в компанию. Финансовые средства могут зачисляться на счет организации в момент получения дохода, раньше него или позже. При планировании платежей нужно учитывать этот момент, чтобы не потрать то, что еще не получено.
Пример расчета прибыли и рентабельности предприятия
Понять, как рассчитать прибыль предприятия, лучше всего на примере.
Предположим, что ООО «Альфа» получило заказ на выпуск 5000 единиц продукции сверх основного объема, который составляет 30000 единиц. Реализуется товар по цене 20 рублей за единицу. Нужно определить минимальную стоимость заказанного товара, чтобы прирост прибыли составил 15000 рублей.