Что приносят на кладбище мусульманам
Правила оформления могил у мусульман
Вера и религия народа определяют ритуальные традиции погребения, прощания с умершими. Представители ислама руководствуются законами Шариата, их обычаи захоронения отличаются от христианских. Могила мусульманина имеет скромный внешний вид, сдержанное оформление, украшение плит, оградок.
Отличие мусульманской могилы от православной
По Корану не хоронят единоверцев рядом с представителями других религий, выбирают отдельные земельные участки.
Христианские погребения, в отличии от мусульманских, размещаются на православном кладбище, куда помещают домовину с телом покойного. Яма делается по размерам усопшего. Гроб опускают с помощью веревок, тросов.
Мусульманская могила имеет отличия:
Мусульманина нельзя кремировать. Если человек при жизни выразил желание испепелить свои останки, родственники не допустят этого.
Внешний вид могилы в исламе
Согласно шариату, надгробия должны быть обращены в одну сторону. Они смотрят в направлении Мекки. Оказавшийся рядом с кладбищем, по расположению ритуальных плит мусульманин может узнать, куда ему обратиться для чтения молитвы во время намаза.
Ислам – религия, призывающая людей к сдержанности при жизни, после смерти. Захоронение должно быть скромным. Не стоит выделять место упокоения. Не запрещено изображать на плитах, оградах святые места. Свежую могилу без таблички оснащают мусульманской религиозной атрибутикой. Земля, насыпанная сверху, не утрамбовывается, а укладывается полумесяцем.
Кладбища выглядят скромно, но красиво, гармонично. Надгробия оформляют в едином стиле.
Памятник и другие атрибуты
Согласно исламу, мусульманам нельзя украшать могилы, устанавливать памятники. Надгробные плиты могут быть исполнены в форме купола мечети. Если при жизни человек совершил паломничество к Мекке, по святым местам, на захоронении возводят маленькую стелу в виде чалмы.
Коран не разрешает изображать людей на плитах, запрещено помещать фотографию, портрет покойного на могиле. Разрешается написать годы жизни, дату смерти, имя захороненного.
Если другие религии позволяют оформление надгробия по усмотрению родственников (высекают памятные надписи, портреты, сооружают саркофаги), ислам придерживается простоты декорирования.
Мусульманское надгробие должно быть сдержанным, допускаются элементы:
Женские могилы можно отличить по изящному орнаменту: высекают шляпку, цветок, платок. На мужских — мусульманские головные уборы (феска, чалма), полумесяц, цитаты из Корана. По количеству выгравированных цветов можно судить о количестве детей женщины.
Для изготовления памятника используют камень темных цветов. Предпочтение отдается черному. Выбирают гранит, мрамор. Мусульмане, у которых нет денег для надгробья, могилы, ставят конус с полумесяцем, сделанным из железа, мемориальную табличку.
Запрещено ставить свечи, цветы, пищу, оставлять алкоголь. Мусульманские законы порицают распитие спиртных изделий на кладбище — это грех. Остатки еды привлекают птиц, животных, они могут повредить захоронение, потревожить душу умершего. Место упокоения всегда чистое, простое, скромное.
Оформление могил
Согласно Корану, богатый, почтенный человек не должен отличаться от бедняка после смерти. Закон равенства всех людей имеет большое значение для исламской культуры. Богатые помогают малоимущим. Оформление мусульманских могил производится в едином стиле.
Правила для оформления надгробий:
Шариат запрещает строить склепы, мавзолеи, гробницы. На могилах нельзя читать молитву.
Ислам позволяет огораживать захоронение правоверного. Родственники усопшего мусульманина имеют право выбрать материал, украсить оградку без излишеств.
Как и могила, заграждение не должно вызывать зависти. Правильное оформление допускает использование растительных узоров, национальных атрибутов, полумесяца, звезд, цветов. Мастера вплетают исламские символы в кованные ограды, высекают на камне.
Как правильно ухаживать за могилой мусульманина
Исламские кладбища строятся отдельно от мест погребения иноверцев. Они чистые, ухоженные, не запрещено высаживать деревья, цветы.
Погребение не должны зарастать, они требуют регулярного ухода:
Родственник, близкий мусульманина имеет право посетить место его захоронения. Чтобы душа усопшего была в покое, пришедшим к могиле запрещается устраивать на ней празднование. Нельзя совершать намаз, ходить по кладбищу. Родственники не должны бурно выражать чувства, плакать, кричать. Запрещены жертвоприношения на месте вечного упокоения. Недопустимо наступать на захоронения, употреблять спиртные напитки, есть, мочиться, осквернять землю кладбища.
Человеку любого вероисповедания разрешено навещать могилы похороненных мусульман. Посетитель должен уважать веру погребенных.
На территории кладбищенской мечети высаживают фруктовые деревья. Плоды оставляют нетронутыми. Есть их не возбраняется, если деревья сажали для прихожан.
Мусульманские традиции пропагандируют законы Аллаха, которых придерживаются при жизни и после смерти. Могилы представителей исламской веры отличаются скромностью, ухоженностью, правилами организации надгробий.
Мусульманские кладбища и их посещение
Мусульманские кладбища – это специальная территория (участок земли) для захоронения умерших, придерживавшихся в жизни исламской религии; при этом не имеет значения их расовая или национальная принадлежность.
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населённого пункта и окружены забором, служащим ограждением от животных.
Согласно Шариату, разрешается установка на могилах надмогильных плит для того, чтобы люди знали, что это могила, и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили Усмана ибн Мазуна, Пророк (мир ему и благословение) повелел одному человеку принести камень, но тот не смог. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пошёл и сам принёс этот камень и, положив его у изголовья, сказал: «Благодаря этому я узнаю могилу своего брата и буду хоронить здесь тех, кто умрёт из числа членов моей семьи».
Следует помнить об умерших родственниках, посещать их могилы, просить прощения за их грехи. Следует также по возможности ухаживать за могилами всех других мусульман, приучать к этому своих детей и родственников.
Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а немусульманина – на мусульманском строго запрещено.
Требования в отношении мусульманского кладбища:
1. На мусульманском кладбище не могут быть захоронены представители других религий.
2. Выделение на мусульманском кладбище отдельного участка для захоронения членов одной семьи допускается, если это не ведёт к затруднениям при захоронении других людей.
3. Между могилами на кладбище необходимо предусмотреть проходы, чтобы люди, посещающие кладбище, могли легко подходить к могилам, не переступая и не наступая на соседние могилы мусульман. Не следует также сидеть на могилах верующих.
4. Могила сооружается таким образом, чтобы было возможным положить в неё умершего лицом в сторону Каабы.
5. Рекомендуется, чтобы могила была скромной, на могильном камне (плите) указывают имя того, кто в ней похоронен.
Обычно, придя на кладбище, приветствуют мусульман, похороненных на нём, следующими словами:
«Приветствие вам, о обитатели могил! Да простит Аллах вам и нам грехи! Вы ушли раньше нас, а мы следуем за вами».
В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано:
«Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передаёт ему салям, то умерший узнаёт его и отвечает на это приветствие». Этот хадис передал Ибн Абд аль-Барр.
Мусульманам, проходящим по кладбищу, желательно читать суры из Корaна, ибо умершему приносят пользу многие добрые деяния мусульман, если их совершают с намерением передать вознаграждение за них умершему. К таким благодеяниям относятся милостыня (садака), намаз и др. Обо всём этом более подробно мы расскажем ниже.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал нам посещать кладбища, т. к. это напоминает о смерти и Конце Света. При посещении могил нельзя совершать такие греховные деяния, как потреблять спиртное, ставить свечи и т. п.
О сидении на могиле, наступании на неё ногой и т. п.
Сидеть на могиле мусульманина и наступать на неё Шариат запрещает. В соответствии с этим же нежелательно и ложиться на неё.
В достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».
Однако при возникновении необходимости, например, если невозможно дойти до могилы родственника или другого, которого вы хотите посетить, кроме как путём перехода через другие могилы, тогда это не возбраняется.
Не возбраняется и ходить между могилами в обуви. Если на обуви имеются нечистоты, то нежелательно в них переходить через могилы.
Испускать мочу возле могилы возбраняемо, а делать это на могилу – запрещено. Также греховно (харам) справлять малую нужду на землю, которая смешалась с частями тела покойного.
Что приносят на кладбище мусульманам
У меня вопрос.
Разрешается ли мусульманину посещать, проведывать на кладбище могилы своих родственников?
Правда ли что именно в пятницу, если прийти на кладбище и говорить с могилой, то душа умершего слышит.
Слова, произносимые при посещении могил.
(Ас-саляму ‘аляй-кум, ахля-д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-мусли-мина! Ва инна ин ша’а-Ллаху би-кум ля-хыкуна ва йархаму-Ллаху-ль-мустакди-мина мин-на ва-ль-муста’хырина, ас’алю-Ллаха ля-на ва ля-кум аль-‘афийата)
Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!
Абу Амин
Можно ли посещать кладбище в любой день и любое время, когда захочется?
(Ас-саляму ‘аляй-кум, ахля-д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-мусли-мина! Ва инна ин ша’а-Ллаху би-кум ля-хыкуна ва йархаму-Ллаху-ль-мустакди-мина мин-на ва-ль-муста’хырина, ас’алю-Ллаха ля-на ва ля-кум аль-‘афийата)
Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!
А кроме этого можно говорить с родственниками?
947. Сообщается, что Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах, сказал:
. когда же вы положите меня в могилу. то постойте вокруг неё столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа?. Ранее этот хадис уже приводился полностью.1 (Муслим)
Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал:
Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана, а если Коран прочтут полностью, будет прекрасно.
Посещение могил.
1. Согласно шариату посещать могилы разрешается. Цель этих посещений вспоминать о Судном Дне, о наказаниях Аллаха и.т.д. Нельзя посещая могилу произносить такие слова, которые могли бы вызвать гнев Аллаха Всевышнего. Например просить о прощении грехов у кого либо помимо Аллаха, желать умершему Ада и.т.д.
2. Женщинам разрешается посещать могилы, при условии что бы это происходило без присутствия мужчин, не причитать, не надевать украшения.
3. Женщины должны посещать могилы изредка. Частое посещение может привести к некоторым вышеупомянутым запретным действиям.
4.Посещая, могилу мусульманин должен иметь две цели.
а) посещающий могилу должен получать пользу, вспоминая, о смерти и о мертвых, и должен напомнить им о Рае и Аде. Это касается всех;
б) посещающий могилу может принести пользу умершему, произносить мольбу за него, просить у Аллаха прощения его грехов и.т.д. Это касается мусульман.
5. Согласно сунне человек произносящий мольбу должен повернуться лицом к Кибле.
6. Посещая могилу неверного нельзя произносить мольбу за него, отдавать салам, и следует напомнить ему о том что он будет обитателем Ада.
7.Ходить между могилами мусульман в обуви нельзя, их следует снять.
8.Приносить на могилу цветы или венки не соответствует шариату. Праведные предки не совершали подобного. Если бы это приносило пользу, то они непременно совершили бы подобное.
9.Запрещается совершать следующие действия на могилах:
а) приносить жертву (даже если это могила близкого родственника);
б) приподнимать могилу от земли выше дозволенного (вышесказанного);
в) белить могилу. Если это совершается в целях сохранения могилы это допустимо. Украшать могилу мрамором запретно;
г) писать надписи на могилах. Это допускается если цель этого различать могилу;
д) строить здание на могиле;
е) сидеть на могиле;
ж) совершать молитву на могилу;
з) совершать молитву рядом с могилой не, поворачиваясь лицом к Кибле;
и) строить мечеть на могиле. Это не относится к мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
к) совершать путешествия для посещения могилы, собираться в определённое время на могиле, ставить свечи и.т.д.;
л) ломать кости от трупа (скелета) мусульманина;
м) раскапывать могилу мусульманина без разрешения на то шариата.
9.Запрещается совершать следующие действия на могилах:
к) совершать путешествия для посещения могилы, собираться в определённое время на могиле, ставить свечи и.т.д.
В Рамадан-месяце есть день, когда посещают могилы. Что же получается? Если сын учится в Москве, например, то ему нельзя специально чтобы посетить могилу в этот день, ехать на родину?
это не проэтому сказанно. вот например у карачаевцев есть прикол как только праздник разговения т.е. ораза байрам или къурман все рвуться на кладбище..
Абу Амин
Да, я именно этот день и имела в виду. специально из-за этого дня, чтобы именно в этот день посетить могилу отца, нельзя ехать, да?
P.S.! Я про этот день не от «терен билген апенди» узнала, а всю жизнь знаю, что все ходят в этот день на могилы своих родственников.
Пума
я человек очень мало знающий но вот что об этом говорится в исламе:
2. Устанавливать на могиле памятник, белить ее и делать на ней надписи.
3. Садиться на могилу.
4. Строить на могиле мечеть.
5. Делать жертвоприношения у могилы.
6. Класть на могилы венки и цветы.
7. Ходить между могилами в обуви.
8. Женщинам ходить на кладбище.
Мухаммад ан-Наджи
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОХОРОН
Перевод Э. Р. Кулиева
Как выглядит мусульманское кладбище и почему его не посещают женщины
Мусульманское кладбище – это территория, выделенная под захоронения умерших, которые при жизни придерживались традиций ислама. Пол, раса, национальность в религии не имеет значения. Предавать земле лиц другого вероисповедания на погосте строго запрещено.
Отличия мусульманского кладбища от христианского
Кладбище у мусульман отличается от захоронений по христианской традиции. Сходство заключается в том, что территория ограждена, разрешается установка надгробных памятников с полумесяцем, за могилами ухаживают, посещение родственников приветствуется и поощряется.
Внешний вид
К организации, оформлению мусульманского кладбища предъявляется ряд требований:
Кого и как хоронят
На погосте хоронят лиц, исповедовавших ислам. Христианина похоронить на мусульманском кладбище – тяжкий грех. Ритуалы, методика проведения правоверного в последний путь описаны в Коране. Обязательно приглашают имама для чтения сур. Он читает молитву «Калимат-шахадат» над смертным ложем.
Порядок подготовки к похоронам:
Похороны на исламском кладбище следует провести в день смерти. Мусульмане не пользуются услугами морга. По традиции женщины омывают умерших девушек, мужчины – мужчин. Если покойный был одиноким, тело моют соседи, дальние родственники.
Кого и как хоронят
На погосте хоронят лиц, исповедовавших ислам. Христианина похоронить на мусульманском кладбище – тяжкий грех.
Ритуалы, методика проведения правоверного в последний путь описаны в Коране. Обязательно приглашают имама для чтения сур. Он читает молитву «Калимат-шахадат» над смертным ложем.
Порядок подготовки к похоронам:
Похороны на исламском кладбище следует провести в день смерти. Мусульмане не пользуются услугами морга. По традиции женщины омывают умерших девушек, мужчины – мужчин. Если покойный был одиноким, тело моют соседи, дальние родственники.
Почему мусульманки не ходят на кладбище и другие традиции погребения
Считается, что у мусульман женщины не ходят на кладбище. Посещать могилы правоверным девушкам разрешается при соблюдении определенных правил:
Требования по поведению женщины на мусульманском специальном кладбище:
Если женщина не соблюдает мусульманские требования, посещать погост ей нельзя. Отказывать без веской причины в посещении могил детей, ближайших родственников муж не имеет права.
Существует ряд правил, регламентирующих поведение на мусульманском кладбище. Они сходны с христианскими обычаями:
Общие каноны поведения на кладбище мусульман не зависят от веры, религии. Они практически идентичны требованиям, принятым в христианстве или буддизме. Главное – не дорогостоящая служба в мечети, богатый поминальный стол и памятник с лепниной, а достойные проводы покойного в загробную жизнь.
Этические нормы посещения кладбища
Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, надо стремиться к довольству Всевышнего Аллаха, постараться оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение, прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.
Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать что-либо из Корана и затем совершить мольбу.
Приветствовать их, согласно книге «Баджури», необходимо следующим образом: сперва арабский текст «Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам. Мы просим у Всевышнего Аллаха благополучия, прощения вам и нам. О Аллах, одари нас вознаграждением за посещение их и не ввергай нас после них в смуту, и прости нам и им грехи!» Передано от госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), что она спросила Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Этот хадис привёл имам Муслим.
Также передано, что Абу Рази сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя дорога пролегает рядом с могилами умерших. Проходя мимо них, можно ли мне обращаться к ним с речью?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о верующие обитатели могил! Вы опередили нас, и мы остались после вас. И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Тогда Абу Рази спросил о том, слышат ли они, и Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, они слышат, но только не могут отвечать (т. е. не могут отвечать так, чтобы слышали живые). О Абу Рази, не хочешь ли ты, чтобы столько же ангелов, сколько людей похоронены на этом кладбище, отвечали тебе?»
В другом хадисе приводится такое приветствие: «Мир Аллаха людям “ля иляха илляллах”! О люди “ля иляха илляллах”, каким вы нашли выражение “ля иляха илля-ллах”? О Аллах, кроме которого нет более ничего, достойного поклонения, Ты прости грехи тем, кто сказал “ля иляха илля-ллах”, и воскреси нас вместе с группой говорящих “ля иляха илляллах”!»
Благородный хадис гласит, что прочитавшему эту мольбу простят грехи пятидесяти лет. Когда же Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а если ему ещё нет пятидесяти лет?» Пророк (мир ему и благословение) ответил, что в таком случае грехи прощаются и его родителям, родным и близким и в общем другим мусульманам.
Абу Шайба передал со слов Хасана, что прочитавшему при вступлении на кладбище нижеследующую мольбу запишут столько благих деяний, сколько людей похоронено на этом кладбище: «О мой Аллах, Господь этих истлевших тел и рассыпавшихся костей, которые покинули этот мир, искренне уверовав в Тебя, одари их милостью со Своей стороны и приветствием с моей стороны!» В другой версии говорится, что прочитавшему эту мольбу простят столько грехов, сколько насчитывается умерших верующих со дня сотворения Пророка Адама (мир ему).
В версии, переданной Ибн Аби ад-Дунья, сказано: «Ему напишут столько же благих деяний, сколько насчитывается людей, умерших, начиная с Пророка Адама (мир ему) до наступления Судного дня». Также в хадисе говорится, что если, прочитав аят «Аль-Курсий», посвятить вознаграждение за него тем, кто похоронен на кладбище, то Всевышний введёт в каждую могилу от востока до запада по 40 нуров (сияний) и расширит им могилы.
В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что если, отправившись на кладбище, прочитать там суру «Ясин», то в этот день покойным делают облегчение и прочитавшему её запишут столько же благих деяний, сколько там похоронено людей.
Пророк (мир ему и благословение) ещё говорил, что если, прочитав 11 раз суру «Аль-Ихлас», отдать вознаграждение за это похороненным на кладбище, то Всевышний простит ему соответствующее погребённым там количество грехов. В другой версии сказано, что его одарят воздаянием, соответствующим количеству погребённых. Ещё передали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умерший подобен тому, кто утопает. Подобно тому, как утопающий просит о помощи, и усопший находится в ожидании хорошей мольбы от сына, брата, друга. А когда же он получает такую мольбу, то он возлюбит её больше, чем весь этот мир и всё, что находится в нём». Этот хадис передал ад-Дайлами. Также передано, что дарами живых для покойных являются совершение для них мольбы и стремление добиться прощения их грехов. При обращении с мольбами за умерших можно также поднять руки, поскольку так делал Пророк (мир ему и благословение). От Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что, «обратившись с мольбами за умерших, покоившихся на кладбище аль-Баки, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поднял руки». Этот хадис приводят имамы Малик и Ахмад.
Далее, посещающему родных и близких, доходя до их могил, следует приблизиться к ним и становиться с той стороны, куда обращены лица покойных, на таком же расстоянии, на каком вы стояли обычно, когда он был живой. Рядом с могилой лучше быть в стоячем положении или же можно сесть на той стороне, куда обращено лицо покойного. Затем следует произнести: «Алайка-ссалям» или: «Ас-Саляму алайкум» – и далее прочесть из Корана что-либо, например, суру «Аль-Фатиха», начало суры «Аль-Бакара», аят «Аль-Курсий», аят «Амана-ррасулю», суру «Ясин», «Аль-Мульк» («Табарака»), «Ат-Такасур», 11, 7 или 3 раза суру «Аль-Ихлас» – по возможности прочесть что-либо из упомянутого.
Учёные-богословы утверждают, читать Коран высокочтимее сидя, и поэтому посещающему могилы, если намерен читать Коран, лучше делать это сидя. Азизи в комментарии к книге «Аль-Джами ас-сагир» пишет, что совершающему зиярат к могиле покойного следует приветствовать его, повернувшись лицом к нему, а спиной – к Кибле. А читая мольбу, необходимо обратиться лицом в сторону Киблы. Некоторые учёные приводят это от Ибн Имада.
Аль-Кальюби также пишет, что при чтении Корана и мольбы сунной является быть обращённым в сторону покойного и, совершая мольбу, следует воздеть руки к небу и желательно при этом стоять.
Аль-Буджайрими в субкомментарии к книге «Мин-хадж» пишет, что при чтении Корана и мольбы следует обратиться к Кибле.
Посещение покойных родителей и родных и близких
Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Передано от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни. В другом достоверном хадисе, переданном Ибн Абд аль-Барри, говорится, что если кто-либо посетит покойного, которого он знал в миру, и поприветствует его, то усопший его узнает и ответит на его приветствие.
Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит, что кто бы ни был посещающий в каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читающий возле них суру «Ясин», то Всевышний простит ему грехи и запишет его среди тех, кто повинуется родителям. Этот хадис передал аль-Хаким.
В другой версии сказано, что ему запишется вознаграждение, равное количеству букв в суре «Ясин». Ещё в другой версии говорится, что ему запишется такое же воздаяние, как за принятый хадж. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что, бывает, человек при жизни родителей мучает их до тех пор, пока они не умрут. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать для них мольбу, то Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.
Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними. Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.
Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.
Из книги «Сущность смерти».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.