Что приносят в храм на поминальный стол

Поминальный стол

При погребении тела усопшего христиане знают, что его душа жива. Родные и близкие в молитвах вспоминают ушедших из земной жизни, собираясь вместе на поминки в день похорон, а также на третий, девятый и сороковой день после похорон, на годовщину смерти, в дни рождения.

В православии принято перед трапезой поминания всем родственникам и друзьям собраться на богослужение, отстоять панихиду, и после этого можно идти домой и садиться за стол.

В чем смысл поминок

Поминальный стол — в церкви это специальное место, куда складывают принесенные продукты для раздачи нуждающимся, в семье — набор традиций и кушаний, которые обязательно присутствуют при поминовении умершего человека.

После прочтения молитв «Отче наш» и «Богородице Дево радуйся» люди приступают к принятию еды, в разговорах вспоминая добрые, и только добрые дела усопшего.

Ещё о поминовении усопших:

Покупая или готовя кушанья дома для пожертвования в храме, следует непрестанно молиться, делать все с благодарностью Богу и открытым сердцем, наполненным милостью к нуждающимся. Если в доме нужда, то горячая молитва заменит все пожертвования. В отличие от язычества православные верующие понимают, что мертвые не нуждаются в еде, но данная традиция основана на милости.

Православная церковь поддерживает эту традицию по причине того, что многие умершие ушли на тот свет и унесли с собой груз грехов. Оставшиеся живые своими молитвами, милостыней и добротой встают перед Богом в молитвенном прошении об облегчении участи умершего грешника, поэтому о нем не говорят плохо.

Никто из живущих на земле не знает, как действуют ходатайственные молитвы, но Православная Церковь утверждает, что они действенны и на Небе.

Важно! Хочется особо подчеркнуть, что оставление еды на могилах не имеет ничего общего с православием, это чисто языческий обряд. Продукты привлекают кладбищенских котов и собак, которые оскверняют могилы, оставляя после себя только печаль.

Поминальный стол в церкви

В каждом храме есть особое место для принесенной еды, которую оставляют перед богослужением. Поминальный стол, как правило, располагается недалеко от тетрапода, на котором ставятся свечи в память об умерших.

Ставить свечи за усопших является обычаем, пришедшим с дохристианского периода, когда светильники освещали скинию во времена пророка Моисея. Свет является водительством Духа Святого и символизирует Закон Божий. Иисус для христиан — Свет Нерукотворный, Он пришел, чтобы вывести человечество из тьмы.

Вначале свечу возжигали в начале богослужения перед чтением Евангелий, затем воспламенялись все свечи. Ныне в православии существует обычай ставить и зажигать свечи перед иконами, во время молитвенных обращений, на могилах и перед портретами усопших.

Свеча — символ молитвы, свет тянется к Творцу, а чистый воск символизирует раскаяние и приобретение чистоты. Подходить к кануну следует с любовью и прощением к тому человеку, во имя которого ставится свеча, плата за нее стала добровольным пожертвованием, в нем проявляется вера и поклонение.

После богослужения начинается служба за упокой умерших, во время которой поминают усопших. При этом священник делает акцент на том, что все мы предстанем перед судом Божьим.

Совет! Если вы не частый посетитель храма, то лучше подойти к церковной лавке или людям, помогающим в храме, и уточнить место нахождения кануна — светильника со свечками за упокой души и поминального уголка.

В каждом храме имеются свои традиции и уголок для поминовения. Все принесенные продукты выкладывают в специальном месте до начала богослужения, чтобы во время заупокойной службы батюшка освятил пожертвования и окропил их святой водой.

Какие продукты приносят на поминальный стол

Продукты, оставленные на поминальном столе для милости, должны быть эстетически упакованными:

Запрещено приносить в церковь свежие яйца, молочные продукты, мясо и рыбу. Яйца, пасхи и куличи разрешено приносить только на Радоницу, 9-ый день после Воскресения Господнего. Чтобы не попасть впросак, накануне панихиды лучше подойти в храм и уточнить список продуктов.

Помимо продуктов на поминальном столе оставляют записку с именем усопшего, свечи, купленные в церковной лавке, и масла.

Еда, принесенная в церковь без молитвенного прошения, не имеет своего духовного значения, она может и накормить бездомного, но усопшему никак не поможет. Молитва, молитва и вера имеет силу в потустороннем мире. Для достижения Царства Небесного нужно приложить духовный труд и милостыню, в данном случае это еда, положенная на стол поминовения.

О загробной участи умерших:

Принесенные с покаянием продукты помогут лукавому стать откровеннее, жестокому — милостивее, черствому душой — добрее. В поминальной милости скрыто огромное значение для живых, в ней покаяние, прощение и доброта, которыми можно поделиться с умершими в духовном мире.

Принося в храм продукты, мы демонстрируем в милосердии не столько память к умершему человеку, а сколько любовь и прощение к усопшему. После панихиды продукты передаются священнослужителя, помогающим в храме и также нищим и нуждающимся, находящимся в церкви или около нее.

Поминальная трапеза для родных и близких

Накрывая поминальный стол для близких людей, знавших покойника, христиане никоим образом не стараются таким образом «накормить» усопшего или задобрить Бога.

Во время поминок еда является определенной формой милости, совершаемой ради ушедшего из земной жизни человека. Это традиция нужна, в первую очередь, живым, чтобы наполнить сердца добротой, прощением, милостью. В современном мире все чаще поминки проводят в местах общепита, что удобно в пору тяжелой для семьи утраты.

На заметку! Ритуал поминок и меню не имеют строгих канонов ни для первого, девятого или сорокового дня.

Сервировка стола

На поминальный обед никого не приглашают, но будет нелишним сообщить близким друзьям о месте и времени его прохождения. На поминках христиане воздают дань памяти умершему, делятся воспоминаниями, подогревая огонек памяти о нем в сердцах других людей.

При сервировке поминального стола следует обратить внимание на цвет скатерти, она не должна быть яркой или с цветочным орнаментом. Создать определенную атмосферу поминок помогут черные ленточки, бантики, цветочки, разложенные на скатерти в разных местах. В небольших вазочках можно поставить хвойные или мировые ветки.

На заметку! В давние времена на поминках не пользовались ножом и вилкой, они, как колющие и режущие предметы были запрещены на поминовении ушедших в мир иной. Теперь об этом обычае практически все забыли.

Для усопшего человека также ставится стул, около него тарелка и стакан, накрытый кусочком хлеба. Традиционно расставляются тарелки, рюмки, стаканы и кладутся столовые приборы. На видном месте стоит фотография умершего, около нее зажигается свеча, которая горит на протяжении всего поминального обеда.

Ритуал проведения поминок дома

Поминальный обед, как уже писалось выше, начинается с молитвы «Отче наш», ее читает священник или кто-то из присутствующих

Далее всем присутствующим предлагается кутья, приготовленная из риса или пшеницы и меда, иногда с добавлением изюма и разноцветных круглых конфет. Злаковые зерна являются символом вечной жизни и будущего воскрешения.

Рецепт приготовления кутьи

Главное блюдо обеда на поминках должно быть рассыпчатым и хорошо проваренным. Секретом рассыпчатости станет правильное соотношение риса и воды и время варки.

Все желающие стоя произносят траурные речи, выказывая соболезнование родным и близким. Вспоминая жизнь усопшего, говорят об интересных моментах его жизни, благодарят Бога за встречу на земле с этим человеком и выражают надежду на встречу на Небесах.

Важно! Не следует забывать, что трапеза приурочена трагическому событию, потере близкого человека, поэтому на ней неуместно звучать шутки и анекдоты, вызывающие смех и веселье.

Заканчивать поминки следует молитвой «Отче наш».

Что приготовить на поминки во время поста

В каждом регионе страны свои обычаи и традиции в приготовлении тех или иных блюд. Церковь не регламентирует меню поминального стола, однако высказывается против употребления алкоголя. К сожалению, на этот запрет практически никто не обращает внимания.

Идеальными блюдами для постного обеда являются:

Мясо прекрасно заменит соя, баклажанная и кабачковая икра разнообразят поминальный стол.

Совет! Даже если вы не придерживаетесь поста, из уважения к усопшему и хозяевам, придите на поминки. Ведь дело не в еде, а в общении и памяти о покойном.

Рецепт приготовления чечевичных котлет

Уникальное блюдо, умелое приготовленное, с успехом заменит котлеты во время поста.

Ингредиенты на 20 штук котлет:

Рядом с тушеной капустой и картофельным пюре никто и не заметит подмены мяса чечевицей.

Меню поминального обеда

Меню для поминок первого, девятого, сорокового дня, на годовщину или другую памятную дату практически не отличается ни количеством блюд, ни их приготовлением.

Если в этот день ограничения в приеме пищи по церковным канонам, то на стол подают разнообразные блюда:

Рецепт приготовления салата из курицы

Сытный и красивый на вид салат разнообразит меню на столе.

Все ингредиенты сложить в общее блюдо. Перед подачей на стол добавить соль, перец и майонез и вымешать.

После тяжелого дня первое блюда придаст физические силы утомленным людям, можно подать красный борщ, суп с фрикадельками или куриный бульон с лапшой.

Рецепт куриного бульона с лапшой

Это блюдо готовится просто и быстро, но есть некоторые секреты.

На второе, как правило, подают из мяса или птицы. Это могут быть отбивные, гуляш или биточки.

Рецепт приготовления отбивных из рубленого куриного филе

Приготовление этого времени занимает минимум времени.

Это блюдо вкусно как в горячем, так и холодном виде.

На гарнир подают картофельное пюре, каши из любой крупы, чаще это рис с овощами или гречка.

Рецепт приготовления ризотто

Красивое название ризотто на самом деле является смесью риса с правильно подобранными и приготовленными овощами.

Тонкие блины с джемом или медом являются завершающим блюдом. В качестве напитков на стол ставится газированная вода, простая и сладкая, компот из сухофруктов и кисель.

Совет! Выпечка, конфеты, фрукты, выставленные на высоких вазах, по окончанию поминок раздаются всем желающим, для этого заранее следует подумать о кулечках.

Источник

Что приносят в церковь на поминальный стол?

Никто и ничто не вечно. Все мы рано или поздно покинем этот мир. После того, как пройдут все похоронные процессии и немного отойдете от шокового состояния, по православному обычаю будет не лишним заказать панихиду по усопшему. Она проводится через определенное время после погребения. Для этого в церковь необходимо принести что-то съестное. Что несут в церковь на поминальный стол? Зачастую это продукты питания, которые выкладываются на специальный стол недалеко от тетрапода. Во время моления за упокоение души священник обращает внимание на то, что души покидают Землю и предстают перед Господом.

Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть фото Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть картинку Что приносят в храм на поминальный стол. Картинка про Что приносят в храм на поминальный стол. Фото Что приносят в храм на поминальный стол

Что такое панихида?

Это специальное богослужение, которое проводят на:

Что заказывают в церкви на годовщину смерти? Именно ее просят провести в эту дату. Делать это необходимо именно в день смерти. Церковнослужитель прочитает молитвы для того, чтобы душа быстрее обрела покой и Божье благословление. Принято нести некоторые продукты, как благодарность и жертвование за чтение данных текстов. Есть еще и некоторые родственники, которые кроме продуктов дают материальные пожертвования на храм или вещи покойного. Но все это по желанию и делается не ранее как после 40 дня.

Что приносят в церковь?

Благодарность за совершение подобного действия считается приношение продуктов питания. Их размещают на специальном поминальном столике. Их ассортимент полностью зависит от постов и церковных праздников. Если нет никаких торжеств, то продукты в церковь на поминальный стол могут быть следующими:

Если же есть какие-то ограничения, то их стоит придерживаться и составлять список относительно того, что нельзя класть в корзинку. В случае, когда Вы не знаете о том, что именно стоит принести, то можно спросить об этом у священника. На сегодняшний день нет специальных списков и каждый может самостоятельно выбирать то, что он хочет и относительно своего материального состояния. Необходимо знать о том, что на 9 день после Пасхи в храм принято приносить яйца, куличи. Самое основное в данном деле – отдавать все с чистым сердцем и благими намерениями.

Вместе с приношением на поминальный стол в церкви кладут и записки «За упокой» с полными именами тех, кого не стало. Именно за них священники будут читать поминальные тексты.

Делают такую процедуру обязательно на 9, 40 дни и 1, 2, 3 год после смерти. Также на протяжении года есть специальные даты, когда можно дополнительно проводить подобные мероприятия.

Где находится стол в храме?

Не все посещают храм ежедневно и знают, где находятся определенные атрибуты. Расположение его всегда находится возле кануна, куда помещают свечи, которые ставят за обретение умершими покоя. В большинстве случаев он имеет квадратную форму, но может подсвечник быть и круглым.

Многие бабушки в церквях говорят о том, что ставить свечу можно везде, где угодно ведь перед Богом мы все живы. Но это правило не распространяется на каждый приход. В основном находится стол для пожертвований напротив распятия Христа. Помимо того, что приносят в церковь на поминальный стол, не будет лишним прийти в храм и раздать милостыню нуждающимся, а также помочь тем, кому это действительно необходимо.

Помните, что проводить все мероприятия необходимо от всей души и с чистыми помыслами. Такими своими действиями Вы поможете душе успокоится и безболезненно перейти в Царствие Небесное. Особенно помогают этому Ваши молитвы.

Источник

Что кладут в церковь на поминальный стол

Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть фото Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть картинку Что приносят в храм на поминальный стол. Картинка про Что приносят в храм на поминальный стол. Фото Что приносят в храм на поминальный стол

После смерти близкого человека в православной Церкви принято заказывать службу панихиды по усопшему, во время которой по церковным традициям родственники приносят в храм продукты и складывают на специальный стол.

Как священник проводит службу и что кладут в церковь на поминальный стол?

Поминальный обед считается определенной формой милостыни перед Богом, помогающей усопшему очиститься от грехов. Подавая еду в храме, нужно делать это с искренними намерениями, через любовь и молитву, иначе все старания будут напрасными.

Если родственники горячо молятся об усопшем, даже не имея средств для пожертвования, их молитвы будут ценнее, чем у тех, кто организовывает процесс просто «для галочки».

Где в церкви находится поминальный стол

Многие верующие посещают храм достаточно редко, либо от случая к случаю, поэтому могут не знать расположение церковных атрибутов.

Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть фото Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть картинку Что приносят в храм на поминальный стол. Картинка про Что приносят в храм на поминальный стол. Фото Что приносят в храм на поминальный стол

Поминальный стол следует искать возле кануна – прямоугольного стола, имеющего ячейки для свечей, которые ставят за упокой.

Некоторые считают, что свечу можно поставить куда угодно, однако, это не всегда уместно. В каждой церкви действуют уже давно установленные правила, поэтому не стоит забывать, что существует специальный поминальный уголок.

Перед началом службы принесенные продукты следует расположить на приставном столике. Во время прочтения заупокойного чина, батюшка окропляет пожертвования святой водой.

После богослужения принесенные дары раздают священникам, служителям храма, нуждающимся, а также нищим и бездомным, блуждающим возле храма.

Зачем в церковь приносить продукты на помин

Отдельная религия придерживается своего мнения по этому вопросу. Например, язычники считают, что поминальные дары переходят на тот свет, и покойный сможет их вкусить. Индуизм рассматривает подношение как плату богам за прощение грехов покойного.

Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть фото Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть картинку Что приносят в храм на поминальный стол. Картинка про Что приносят в храм на поминальный стол. Фото Что приносят в храм на поминальный стол

Православная Церковь иначе относится к такому ритуалу. В христианстве считается, что человек в загробном мире сохраняется как личность, теряя свои биологические потребности. Ведь тела больше нет, остается только душа. Что же тогда подразумевает в себе данная традиция в православной религии?

Многие покидают этот мир с тяжелым грузом грехов, накопившимся в течение жизни, не успев раскаяться на земле. И только близкие своими молитвами, милостыней и добрыми делами способны помочь усопшему. Милостыня окажется более действенной, если после нее мы сами сделаемся добрее.

Что приносят в церковь на родительскую субботу

В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. Они не имеют определенных дат, каждая суббота привязана к определенному религиозному празднику.

Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть фото Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть картинку Что приносят в храм на поминальный стол. Картинка про Что приносят в храм на поминальный стол. Фото Что приносят в храм на поминальный стол

В канун проводится панихида. Приходить следует заранее, чтобы не мешать молящимся и заказать все, что нужно для помина.

Заупокойная процессия начинается в субботу утром, затем проходит общая панихида. Умерших родителей принято поминать именно в этот день. Люди пишут имена усопших родителей на листочках, молятся за упокой и прощение грехов.

В родительскую субботу приносят в церковь постные продукты, которые батюшка освящает: муку, сахар масло и вино для проведения литургии.

Следует съездить на могилку, привести ее в порядок и помолиться.

Что нужно нести в церковь на панихиду

Панихида – процесс, проводимый в день похорон, на третий день, девятый и сороковой. Проводят ее в день рождения, годовщину и именины усопшего.

Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть фото Что приносят в храм на поминальный стол. Смотреть картинку Что приносят в храм на поминальный стол. Картинка про Что приносят в храм на поминальный стол. Фото Что приносят в храм на поминальный стол

Поминальные продукты нужно сложить на поминальный стол. К ним относятся следующие приношения:

Самым распространенным блюдом является кутья. Традиционно ее делают из пшеницы и меда, однако, в последнее время основные ее ингредиенты – рис и изюм.

Что нельзя приносить:

Продукты, принесенные в церковь на панихиду – это дар Богу, поэтому следует ответственно подойти к данному вопросу.

Что нести в храм на 9 дней

На девятый день после смерти по усопшему заказывают молебен, затем устраивают поминки. Молитвы, произносимые на девятый день, помогут умершему очиститься и преодолеть испытания перед райской жизнью.

Обычно на первое подают кутью, борщ, щи, на второе – каши с кусочком мяса или рыбы. Салаты – винегрет, помидоры с огурцами, капустные салаты. Напитки – кисель, компот, безалкогольные напитки.

На помине важно простить усопшего и проститься с ним, это облегчит его страдания на том свете.

Источник

Как поминают усопшего в церкви

О церковных свечах

Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».

Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Что можно приносить в церковь
в память об усопших

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Зачем пишутся имена в записках
«О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Надо ли огорчаться, если считаешь,
что твоя записка не была прочитана?

Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена. Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

Что означает наше поминание
«О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42. 43). Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.

В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.

«Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных. ».

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память
об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего. соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело. Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *