Что принято понимать под мировоззрением
Мировоззрение человека
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
Социальное окружение, в котором находится человек.
Условия социума, в которые помещена личность.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
принципов (точки зрения);
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Уровни мировоззрения
Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Три функции мировоззрения
Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.
У мировоззрения человека есть три функции:
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
Практическая — влияние на действия человека.
Элементы мировоззрения
Мировоззрение человека можно разделить на элементы:
Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).
Способы мышления
В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:
Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.
Типы мировоззрений
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
Таблица характеристик мировоззрений
У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.
Мировоззрение как жизненный путь
Всемирно известная английская писательница Агата Кристи как-то заметила:
Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.
Поразителен тот факт, что все мы, такие разные, такие особенные и индивидуальные, можем уживаться в одном мире, жить хотя бы в частичном взаимопонимании. Но почему мы так отличаемся? На самом деле, огромную роль в нашей жизни играет мировоззрение. Как оно формируется? Что собой представляет? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить далее.
Понятие и структура мировоззрения
Термин «мировоззрение» принадлежит области философского учения. Фактически, вся философская наука направлена, главным образом, на изучение мировоззрения человека, исследования источников его формирования и факторов, влияющих на него. Первыми философами, посвящавшими свои труды мировоззрению, были Иммануил Кант (не отличавший его от понятия «миросозерцание») и Вильгельм Шеллинг. Последний как раз использовал данный термин в том понимании, в котором мы трактуем его сегодня.
Отталкиваясь от накопленного философского знания, определим мировоззрение как совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в этом мире, о его возможностях и о способах воплощениях этих возможностей в действительность. Из определения видно, что человек по ходу жизни формирует определенную картину мироздания, рефлексирует относительно своего места в нем, пытается оценивать свои возможности, силы, а также барьеры, которые мешают ему при осуществлении его планов.
Мировоззрение является составной частью миропонимания, под которым понимается уже сложившаяся система идей и понимания окружающего мира и своего места в нем. Однако ему, мировоззрению, предшествуют еще кое-какие этапы восприятия мира. В целом схема формирования оценки мира выглядит следующим образом:
Мироощущение → Мировосприятие → Мировоззрение → Миропонимание
При этом под мироощущением понимается наиболее поверхностный уровень восприятия мира, первичное осознание комфорта или дискомфорта в жизни, отдельной её части. Под мировосприятием же – уровень рассудка и формирования элементарных связей между своей личностью и окружающим миром.
Необходимо также помнить, что мировоззрение создается благодаря условиям окружающей среды, внешним факторам, но вся поступающая информация о них преломляется под нашим эмоциональным фоном, под которым понимается совокупность наших характерных черт, темперамент, особенности нервной системы и т.д. Поэтому важно поддерживать эмоциональный баланс, чтобы адекватно воспринимать окружающую действительность.
Важной составляющей мировоззренческой системы человека являются также нормы и ценности, сопровождающие период нашей жизни. При этом понимаются нормы религиозные, законодательные, моральные и прочее. Этот компонент мировоззрения формируется за счет места, в котором мы родились, менталитета, воспитания, интересов, а также других факторов.
Виды и типы мировоззрения
Классическая классификация мировоззрения сводится к выделению двух видов мировоззрения: обыденного и научного.
Обыденное мировоззрение носит стихийный характер, то есть оно формируется бессознательно, путём обычного восприятия информации, составления простых практических выводов, оценки чужих мнений и суждений, ежедневной практики. Обыденное мировоззрение формируется непрерывно и дополняется информацией с её последующей оценкой ежемоментно.
Научное же мировоззрение предполагает работу мышления, подключение аналитического аппарата, построение суждений на основе доказанной информации. Здесь нам уже приходится сталкиваться с какими-то проблемными ситуациями, противоречиями и пытаться их понять.
Деление мировоззрения на виды с указанными названиями довольно условно, потому что, в принципе, человек, работающий в сфере науки, может в большей степени оперировать обыденным мировоззрением, то есть опираться на доводы практические, не поддаваясь анализу происходящих в его жизни событий. В то же время человек, имеющий прикладной характер занятости, к примеру, продавец-консультант, няня или художник, могут мыслить довольно насыщенно, прибегая к сравнению, сопоставлению, изучению, анализу, критике. Такой личности, как правило, не просто навязать свое мнение, заставить её думать не так, как она бы предпочла в данный момент.
В философии также выделяют три типа мировоззрения, сформировавшиеся в ходе истории:
Первый из указанных типов мышления основан на мифе как на попытке объяснить окружающие явления. Мифология возникла в первобытном обществе, и люди через образы себе подобных богов, зверей и других персонажей пытались объяснить то, что черпали из окружающей действительности. Зачем они это делали? Единственное, что побуждало их к этому – страх. Сегодня мифология также является частью культуры, и, следовательно, частью общества. Но зачем она нужна сегодня?
Людям всегда было свойственно «достраивать» те ситуации и обстоятельства, которые вызывали сомнения, «додумывать» то, что сложно объяснить. Форма мифологического эпизода – отличный способ сделать это при помощи элемента фантастики или сплетения, казалось бы, не связанных между собой идей. В общем виде, миф – это отражение жизненных кейсов с их приукрашиванием и конечным содержательным оформлением.
Религиозное мировоззрение возникло с образованием классового общества, когда появилась необходимость нахождения силы, способствующей сплочению общества, поиску компромисса между элементарными социальными группами. Не случайно глагол religare (лат.) переводится как «воссоединять».
Религиозное мировоззрение отличалось от мифологического более прогрессивным характером в силу наделения человека большим объемом свободы, которая, казалось, была ограничена божественными силами. Однако человек был наделен свободой выбора, волей, что в серьезной мере позволяло ему возвыситься над внешними обстоятельствами. Можно сказать, что человеческий страх обрел немного иную форму.
Религиозное мировоззрение и сегодня оказывает влияние на психологию личности. Статистические прогнозы указывают на рост числа верующих, особенно мусульман, которые к 2050 году составят около 30% населения (на сегодня – только 23% населения Земли). Поэтому если вы считали, что религия в наше время отходит на второй план, не торопитесь с выводами.
И последний тип мировоззрения – философский. Наиболее развитая, прогрессивная форма мировоззрения, которая предполагает возможность использовать свой аналитический потенциал, мышление, формулировать свою точку зрения вне зависимости от мнения других людей. Философский тип мировоззрения не обязательно предполагает изучение каких-то философских материалов, специализированной литературы. Это всего лишь возможность относиться описанным образом к любому материалу.
Зная типы мировоззрения, мы теперь можем проследить, как исторически менялось сознание человека, и какие пережитки прошлого могут сохраняться в нашем сознании по сей день. К примеру, страх внешних обстоятельств, создание вымышленных образов, облегчающих реальные модели поведения, нежелание бороться и искать выход из ситуации с помощью реальных методов и возможностей – типичные черты, доставшиеся нам от мифологического мировоззрения.
Религия же, нужно осознавать, первоначально опиралась на воссоединение людей, их примирение и связь с окружающим, порой жестоким миром посредством Бога, как сверхъестественной силы, а также служила ограничительным инструментом при регулировании поведения людей в социуме.
Философское мировоззрение уже в чистом виде предполагает избавление от стереотипов, навязанных как историческими формами мировоззрения, так и современным обществом. Поэтому умение анализировать события вокруг, опираться на доводы рассудка – черты именно философского мировоззрения.
Чтобы процесс образования мировоззрения проходил более легко и интересно, мы предлагаем вам начать с познания самого себя. Наша онлайн-программа «Самопознание» за 4 недели поможет вам узнать, чего вы реально хотите в жизни, каковы ваши сильные стороны и точки для развития.
Современный мир во многом требует от нас четкости и уверенности, при этом не давая её во внешних обстоятельствах. Давайте посмотрим, почему следует иметь конкретное понимание и восприятие мира.
Почему важно иметь четкое мировоззрение?
Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов. Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.
Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.
Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:
Заключение
Завершая тему мировоззрения, хотелось бы показать вам фрагмент картины Александра Манна «Одинокая дорога», где представлен путь одинокого старца на фоне красочной природы:
Этот старец идёт в глубокой задумчивости, при этом его дорога освещена довольно теплым светом, слева от него течет ручей, путь его, по всей видимости, далёк и также одинок. В некоторой степени эта картина отражает наш жизненный путь и показывает, что все мы в этом мире – странники, пытающиеся окончить свой путь на том месте, к которому шли, при этом дорога наша должна быть освещена знаниями и положительными эмоциями. А ручей символизирует время, которое, как шло, идет, так и будет идти вне зависимости от того, есть старец на дороге или нет. То, как он видит свой путь, то, как к нему относится, и то, почему он выбрал именно его, определено его мировоззрением, что лишний раз доказывает его важную роль в жизни. Поэтому стремитесь к правильному выбору во всем.
Желаем вам отличного настроения и мировоззрения!
Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения
Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них
Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
2 Пути формирования мировоззрения:
1
– на основе знаний, полученных от других,
от природы и т.д.
2
– опирается на идею и она становится
основой взгляда на мир. (идеализм)
Мировоззрение
имеет в своей структуре 3
компонента:
1
– мироощущение свойств предметов и
явлений;
2
– мировосприятие – целостное восприятие
окружающего мира;
3
– миропонимание – способность понять
сущность предмета, совокупность его
свойств и признаков.
Мировоззрение
– есть сложное противоречивое единство
знаний, веры, эмоций и убеждений, которые
вырабатываются у личности в процессе
взаимодействия с природой и социумом.
Нельзя
смешивать понятие «мировоззрение» и
«картина мира». Картину мира каждая
наука рисует исходя из своих знаний,
мировоззрение даёт общее, систематичное
понимание мира.
К
историческим типам мировоззрения
относятся мифология, религия, философия,
наука.
Религия
– большой миф с отличительными признаками
(единый миф — начало; принцип креационизма
– сотворения мира; управление миром,
подчинение божественным требованиям,
поклонение, абсолютная вера).
Никакая
сфера человеческого духа, и философия
в том числе, не может вобрать в себя всю
совокупность специально-научных знаний
о мироздании. Философия не может быть
наукой всех наук, (стоять над частными
дисциплинами) равно как она не может
быть одной из частных наук. Специальные
науки служат отдельным конкретным
потребностям общества: технике, экономике,
искусству и др. Они изучают свой
специфический срез действительности,
свой фрагмент бытия. Частные науки
ограничиваются отдельными частями
мира. Философия задумывается о мировом
целом, о единстве всего сущего. В этом
смысле справедливо определение философии
как науки «о первоначалах и
первопричинах». Свои выводы наука
формулирует в теориях, законах и формулах,
вынося за скобки личностное, эмоциональное
отношение ученого к явлениям и социальным
последствиям. Мир в глазах философа —
живое динамичное целое. Философствующий
разум должен определить свое отношение
к миру. Поэтому основной вопрос философии
— вопрос об отношении мышления к бытию
(человека к миру). Ни один из узких
специалистов не задается вопросом, как
возникла его дисциплина, в чем ее
собственная специфика, методы и отличие
от прочих. Затрагивая эти проблемы
учёный вступает в сферу фил. вопросов
естествознания. Философия же в первую
очередь стремится выяснить исходные
предпосылки всякого знания, в т.ч. и
фил-го.
Структура мировоззрения
Описание
Любое проявление мировоззрения в человеческом понимании имеет свои определённые элементы или атрибуты, которые создают единую организованную структуру. Для мировоззренческих идей также существует своя определённая последовательность элементов, создающих единую цепь понимания мира и жизни. Наиболее значимыми из них являются представленные ниже элементы.
Триединство в мировоззрении
Непонимание триединства исключает возможность взгляда человека на себя со стороны. Если кто-то более понимающий, пытается донести обществу свою точку зрения, то такая попытка воспринимается обществом и индивидом в отдельности, как посягательство на их личное мнение (стереотип).
В итоге несовершенное мировоззрение человечества допускает всевозможные ошибки, ведущие весь мир к катастрофическому состоянию и психологическому кризису. Создаются внутриобщественные и личностные проблемы, которые в скором будущем приведут к краху всей системы, будь то семейной или государственной. И только нам решать необходимо ли понимание триединства.
Автор статьи Елена Жук
Специфика философского освоения реальности.
Философия
— это теоретически сформулированное
мировоззрение. Она пытается решить
основные мировоззренческие проблемы
посредством мышления, опирающегося на
понятие и суждение, связывающиеся друг
с другом по определенным логическим
законам.
Понятие
— это мысль, отражающая в обобщенной
форме предметы и явления действительности
и связи между ними посредством фиксации
общих и специфических признаков, в
качестве которых выступают свойства
предметов и явлений и отношения между
ними. В философии, в отличие от
религиозно-мифологического мировоззрения,
широко применяется абстракция, т.е.
формирование понятий для обозначения
образов реальности.
Философия
вынесла на первый план интеллектуальные
аспекты мировоззрения, отразив
нарастающую в обществе потребность в
понимании мира и человека с позиций
знания. Первоначально она выступала
на исторической арене как поиск мирской
мудрости.
Характерным
признаком философского освоения
действительности является универсализм.
Философия — это форма познания всеобщих
оснований бытия
На протяжении всей
истории культуры она претендовала на
выработку универсального знания или
универсальных принципов духовно-нравственной
жизни.
Другой
важной особенностью философского
способа освоения действительности
является субстанционализм. Субстанция,
т.е
сущность, лежащая в основе, — это
предельное основание, позволяющее
сводить чувственное многообразие вещей
и изменчивость их свойств к чему-то
постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему.
Субстанционализм проявляется в
стремлении философов объяснить
происходящее, внутреннее устройство
и развитие мира через единое устойчивое
начало.
Одной
из характерных черт философского
размышления является сомнение. Философия
с самого начала выступает как критика
обычаев, обыденного сознания, традиционных
ценностей и норм нравственности.
Выдержавшие проверку на прочность
человеческие установления ставятся
на более прочный фундамент знания, все
прочие отбрасываются как отжившие свой
век.
3.Модели
мира в различных философских направлениях.
Миф
был не просто рассказом о мире, а некой
идеальной моделью, в которой события
интерпретировались через систему героев
и персонажей. Поэтому реальностью
обладали именно последние.
Прежде
всего это полная тождественность природы
и человека, что позволяет связать воедино
внешне далеко отстоящие друг от друга
вещи, явления и предметы, части
человеческого тела и т.п. Для данной
модели характерно понимание единства
пространственно-временных отношений,
которые выступают в качестве особого
упорядочивающего начала космоса.
Космос
понимается одновременно как качественная
и количественная определенность.
Количественная определенность описывается
посредством особых числовых характеристик,
через систему сакральных чисел,
«космологизирующих наиболее важные
части вселенной и наиболее ответственные
моменты жизни и неблагоприятных чисел,
как образовхаоса,безблагодатности,зла.
Качественная определенность проявляется
в виде системы персонажей мифической
картины мира, которые противопоставляются
друг другу.
Данная
модель мира основана на собственной
логике — на достижении поставленной
цели окольными путями, через преодоление
некоторых жизненно важных противоположностей,
«имеющих соответственно положительное
и отрицательное значение» (небо-земля,
день-ночь)
Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.
В зависимости от
доминанты можно выделить виды и типы
мировоззрения, а также и формы. Дело в
том, что мировоззрение это далеко не
все взгляды и представления об окружающем
мире, а только их предельное обобщение.
Это ядро общественного и индивидуального
сознания.
Само название «формы»
говорит об их значении. Они придают
форму, оформляют мировоззренческое
поле. Исторический компонент образуют
первобытное, античное(или древнее),
средневековое мировоззрение, мировоззрение
нового времени, современное, переходные
виды мировоззрения. По своей сущности
мировоззрение — общественно исторический
феномен, возникший с появлением
человеческого общества, сформированный
материальной жизнью общества, общественным
бытием.
Житейское — основано
на здравом смысле, многообразном
человеческом опыте, имеет специфическую
системность и обоснованность. Часто
житейский уровень сравнивают с
мифологическим мировоззрением. Это
сравнение справедливо в части специфичности
систем этих мировоззрений и их
обоснованности, но сводить их друг к
другу нельзя. Теоретическое формируется
целенаправленно, отличается научной
обоснованностью и системностью, опирается
на результаты научного знания, доводы
разума.
По типам мировоззрение
различают индивидуальное и групповое,
сциентистское и антисциентистское, и
т.п.. В науке существуют и другие
классификации. Все они по сути связаны
с гносеологической позицией авторов.
То есть, с тем, что они выбрали для своего
исследования в качестве доминантного
компонента и субъекта мировоззрения.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты
Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.
Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.
Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.
Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.
В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:
Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.
Философское и научное мировоззрение: общность и различие. Исторические формы взаимодействия философии и науки.
Фил-кое мировоззрение
–сис-ма общих теор-ких взглядов на мир
в целом, место в нем чел-а, уяснение разл/
форм отношения чел-а к миру, чел-а к
чел-у. Фил-фия
— это теорет/ уровень мировоззрения.
«Фил-фия — мать науки» (Фейербах).
Наука
– сфера чел/ деят-ти, ф-цией кот явл-ся
выработка знаний о фундам-ных принципах
чел/ бытия. Фил-фия и наука – не соперницы,
каждая из них выполняет в культуре свои
ф-ции. С наукой философию сближает
стремление опереться на теорет/ методы
исследования, использовать логич/
инструментарий для обоснования своих
положений. Фил-фия и конкретные науки
всегда дополняли др др и вз/действовали.
Ученые всегда обращались к филос-кой
теории в поисках необх-ой методологии
и для объяснения смысла науч/ исследований,
понимания их последствий. Фил-фия,
опираясь на результаты исследования
конкр/ наук, истолковывала и обобщала
их. Фил-фия опережала в своем развитии
конкр/ науки.
Общность:
ф-ции обобщения, синтеза, открытие наиб/
общих закономерностей, прогноз, форм-ние
гипотез (ф-ции науки). Различия:
1) Осознание места, присущего конкретному
фрагменту знаний в целостной картине
невозможно для частных наук. Эта задача
м/б решена при пом фил-фии, кот способствует
правильной постановке проблем; 2)
Разрешение характерных трудностей
невозможно без участия фил-фии; 3)Фил-фия
выполняет ф-ции уяснения самых общих
оснований культуры вообще и науки в
частности. Наука сама себя достаточно
широко, глубинно и масштабно не уясняет;
4) В конкр/ науках используется универсальный
мыслительный инструментарий (категории,
принципы, различные методы познания),
но общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания
науки изучаются и отрабатываются в
сфере фил-фии; 5) Наука не обосновывает
сама себя и в ценностном отношении.
В процессе истор/
разв-ия изменялись способы вз/дей-ия
науки и фил-фии: 1) в Древ/ общ-ве сущ-ла
единая нерасчлененная наука –
натурфилософия, кот включала в себя все
естественные науки и философские взгляды
2) в Ср/ века в связи с господством
религиозной идеологии натурфилософия
почти исчезла и в теологии использовались
лишь ее отдельные эл-ты. 3) Возрождение:
натурфилософское мышление вновь
возникает, но уже выражая стремление
не только определить естественнонаучные
подходы и фил-фские принципы в исследовании
мира, и заполнить пробелы в понимании
природы. Происходит отпочкование
специальных научных дисциплин от
натурфилософии. 4) Нов/ время: (17-18в) на
основе прогресса механического
естествознания возникают аналитический
и метафизический способы мышления при
рассмотрении природы и мира в целом. 5)
С сер19в, когда уже сформ-сь не только
математика, физика, астрономия, но и
химия, биология, некот-е технич/ науки,
начинает форм-ться фил-фия науки. Ее
задача: изучение средств и методов
познания, исследование природы и стр-ры
научной теории и др. результат –
фундаментальные открытия в 20в. 6) 20-21в
материалистическая фил-фия опред-ся
как новая методология, на основе кот
все науч/ дисциплины предстали как Эл-ты
единого знания об эволюции Вселенной
и чел-а.
Исторические типы мировоззрения, их характеристика.
Традиционно
выделяют пять основных форм мировоззрения,
имеющих более или менее выделенную
специфику: мифологическое, религиозное,
художественное, научное или натуралистское,
и философское. Они могут сочетаться в
самых разных вариантах в сознании
конкретного человека.
Исторически
первой формой мировоззрения является
мифология. Само понятие
имеет два значения: первое — это
совокупность сказаний легенд о богах,
о героях, о первопредках, о происхождении
и возникновении Богов и Земли, о природном
и социальном мире людей; второе — мифология
— это учение о мифах, теория мифа
Миф —
(от греческого mythos — легенда) есть сказание
о существенно важном событии в жизни
людей. О малом и незначительном,
второстепенном в жизни людей миф не
слагается
Религиозное
мировоззрение. До сих пор существует
мнение, особенно распространенное в
30-50 годах ХХ столетия, будто вера (религия)
противоположна знанию. Однако это
ошибочное мнение. Религия есть вид
знания.
Слово
религия в переводе с латинского языка
(religare) — означает связь, соединение.
Особенностью
языка священных писаний является то,
что истина сообщается людям не в чистом
виде, но символически. Это дает возможность
всякому понимать скрытую символом
истину сообразно развитию своего
сознания. Необходимость символического
языка вытекает из того, что религиозное
учение дается не для одного поколения,
не на один век, а на десятки, в течение
которых в каждый данный момент существуют
люди различного умственного и нравственного
развития. Символический язык позволяет
сохранить жизненность и неувядающую
свежесть писаний на протяжении веков,
но он же и служит отчасти причиной
извращения и ложного понимания учения.
Ортодоксальное
религиозное мировоззрение характеризуют
следующие особенности:
1)
вера; 2) убеждение в возможности
сверхъестественных, вне причинных и
необъяснимых явлений — того, что выходит
за рамки природных законов и возможностей
человеческого познания; 3) наличие жестко
установленных обрядов, ритуалов и
культа; 4) наличие
и последующих теологических догматов,
которые воспринимаются в качестве
Божественного Откровения.
Искусство
понимается нами в самом широком смысле
как способ художественного освоения
бытия. Его многое сближает с философией.
Еще начиная с античности, философия
несёт в себе художественное наследие
мифа и античной литературы. Фундаментальные
философские идеи, зачастую, и впоследствии
высказываются в художественно-символической
форме (изобразительной, словесной и
даже в музыкальной). Многие великие
деятели литературы и искусства являются
одновременно не менее великими
философами-мыслителями.
Философия
занимает как бы посредствующее положение
между другими теоретическими науками
и искусством. Она наследует черты и с
той, и с другой стороны. Философия
проникнута исследовательским духом
научных исканий, стремится разобраться
в конечных причинах явлений, отразить
их в теоретических понятиях и категориях.
Но в тоже время она, как и искусство, не
ориентируется непосредственно на
изменение вещей, на переделку природы,
а обращается к самому человеку, преобразует
его мышление, помогает осознать своё
место в природе и обществе и посредством
этого революционизирующим образом
влиять на действительность. Как и
искусство, философия тяготеет к целостному
восприятию мира, в центре которого стоит
человек.
Наука
— сфера человеческой деятельности, целью
которой является изучение предметов и
явлений природы, общества и мышления,
их свойств, отношений и закономерностей
развития. Наука — одна из форм общественного
сознания.
Буквально
слово наука означает знание. Однако
наука представляет собой не просто
совокупность знаний, а знаний приведенных
в систему, в которой раскрывается
закономерная связь и взаимообусловленность
определенных фактов и законов. Наука
идет от простого собирания фактов через
их изучение и раскрытие отдельных
закономерностей к связной, логически
стройной научной теории; она объясняет
старые, уже известные факты и предсказывает
новые. Причем, научной теорией знание
становится в результате проверки
достоверности этого знания на практике.
4 Уровни мировоззрения
Это
мировоззрение, которое формируется
стихийно на основе опыта и знаний людей,
полученных в результате их повседневной
жизнедеятельности.
Обыденное
мировоззрение включает в себя: