Что приобрести в доу для развития двигательной активности слепых детей
Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
Ирина Груздева
Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
Воспитание здорового ребенка – сложнейшая задача, поставленная нам природой. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психическим, и социальным благополучием человека.
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.
Дети с ОВЗ, как правило, посещают специальные образовательные учреждения.
Помимо учебно-воспитательной и коррекционной работы, которая проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача – офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей, большое внимание также уделяется физическому воспитанию.
Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья, физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения, так как нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья. Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач,определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:
• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;
• преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.);
• активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает создание такой предметно-развивающей среды, чтобы она не напоминала казенное помещение. Зал в нашем физкультурном зале оформлен ярко и необычно. Дети, приходя на занятия, всегда замечают что-то новое, что, несомненно, вызывает у них интерес. Разметка в физкультурном зале сделана таким образом, чтобы детям было удобно перемещаться в пространстве, перестраиваться в колонны.
Для того, чтобы приобщить детей к ЗОЖ, повысить интерес к физкультурным занятиям, сделать их более интересными и насыщенными, помимо стандартного физкультурного оборудования я использую в своей работе и нестандартное физкультурное оборудование (НФО, изготовленное своими руками. Ведь новое спортивное оборудование – это всегда стимул активации физкультурно – оздоровительной работы. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, меняя оборудование. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к физкультурным занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети с удовольствием выполняют различные упражнения с нестандартными пособиями, прыгают, играют в подвижные игры, ориентируются в пространстве, тренируют глаза, что в целом положительно влияет на организм. НФО позволяет развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память, развивать чувство формы и цвета, способствует формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Мной разработаны конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяются на практике.
К нестандартному физкультурному оборудованию применяется ряд санитарно-гигиенических требований.
Нестандартное физкультурное оборудование должно быть:
* Простым в применении
На своих занятиях в работе с детьми с ОВЗ по зрению я использую следующее нестандартное физкультурное оборудование.
1. Моталочки – представляет собой шнур, к одному концу которого привязана палочка или фломастер, а к другому – игрушка. Моталочки могут быть одинарными и двойными.
Использование моталочек: моталочки можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают на палочку шнур с привязанной игрушкой. Игра «Кто быстрей?».
— развитие мелкой моторики рук,
ловкости, быстроты движений.
— развитие фиксации взора,
— воспитание упорства, настойчивости,
позитивного духа соперничества.
2. Веселые кегли – гантели. Представляют собой удобные для детских рук емкости из-под йогурта, ярко украшенные, наполненные песком, горохом, солью и т. д. весом 200-500 гр. в зависимости от возрастной группы детей и их физических возможностей.
Использование кеглей-гантелей:
Кегли можно использовать в общеразвивающих упражнениях (ОРУ, общих видах движений (ОВД, силовых упражнениях, в игре в боулинг, что развивает меткость, в соревнованиях.
— развитие мышц плечевого пояса и рук,
— развитие прослеживающей функции глаза
3. Косички – косичка длиной 30-40 сантиметров, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.
Использование косичек:
Косички можно использовать в общеразвивающих упражнениях, игры-эстафеты, прыжки через косички, не наступая на них.
— развитие мышц верхних и
— нижних конечностей; спины;
4. Шнуры – косичка длиной 2,5-4 метра, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.
Использование шнуров:
упражнения в равновесии, выполнение прыжков, перешагивание змейкой, не наступая на шнур.
— развитие мышц нижних конечностей;
— развитие прыгучести, формирование правильной осанки.
Использование «Бильбоке»: поймать шарик ёмкостью сначала одной рукой, потом другой рукой. Ловить шарик, закрывая глаза по-очереди.
Использование султанчиков:
общеразвивающие упражнения, самомассаж, подвижные игры – дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету кружочков на султанчиках.
плечевого пояса, спины;
7. Мешочки – мешочки, сшитые из плотной ткани, наполненные горохом, песком, солью и т. д. весом 200 гр.
Использование мешочков:
общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии для формирования правильной осанки, метание в обруч, что развивает меткость.
— развитие крупной и мелкой моторики
— внимания, меткости, равновесия
8. Флажки – куски яркой однотонной ткани прямоугольной формы, которые крепятся на деревянные палочки или карандаши.
Использование флажков: флажки используются в общеразвивающих упражнениях, в играх (дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету флажка, найти свой домик-обруч по цвету флажка. Можно использовать в эстафетах и праздниках.
— развитие мышц рук, плечевого пояса, спины;
— укрепление мышц туловища;
— ловкости, быстроты, координации движений.
В завершение занятия по физической культуре можно выполнить гимнастику для глаз. Для этого в нашем физкультурном зале на одной из стен нарисованы тренажеры, где дети с большим удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Гимнастика проводится стоя, в течение 2-4 минут. Дети должны глазами проследить путь от бабочек к лепесткам цветка, помочь щенку «добраться» по цветным дорожкам до мячика, будки и косточки. Использование такой гимнастики положительно влияет на работоспособность зрительного аппарата.
Практика показала, что только одна развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, не принуждая его. Поэтому нестандартное физкультурное оборудование, как часть развивающей среды, не только можно, но и нужно использовать на физкультурных занятиях, развлечениях, в группе, так как НФО вызывает у детей положительные эмоции, что формирует организм в целом.
Список используемой литературы:
1. «Физическое воспитание» (Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец).
2. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» (Е. А. Чевычелова)
3. Социальная технология научно – практической школы им. Ю. Ф. Змановского
Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования» Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется физическому развитию детей. Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная.
Фотоотчёт о моём участии в областной выставке нестандартного физкультурного оборудования Попова Валентина Одной из основных целей дошкольного воспитания является забота о физическом и психическом здоровье ребёнка, его эмоциональном.
Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования. Образовательная область: «Физическое развитие» Цель: Разнообразить игры и упражнения детей на свежем воздухе. Задачи: 1. Развивать меткость,.
Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ Канат из капсул киндер сюрпризов и другое нестандартное оборудование. Хочу представить Вашему вниманию нестандартное физ. оборудование,.
Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования Тренажер для детей подготовительной группы «Самый меткий». Этот тренажер необходим для развития меткости, точности, ловкости, выработки.
Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Тренажёр «Бананоед» в соответствии с ФГОС Дорогие маамовцы! Спешу поделиться с вами моим приобретением, а точнее сказать тренажёром, сделанный своими руками. Дело в том, что работаю.
Самомассаж с использованием нестандартного оборудования «Волшебные перчатки» Здоровье ребёнка в наших руках! Существует огромное количество методов и приемов по воспитанию и укреплению здоровья с самого рождения.
Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.
Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования» Вопрос о физическом развитии дошкольников в настоящее время стоит остро, как никогда. Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое.
Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения
Людмила Борисенко
Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения
Коррекционная работа по физическому воспитанию
для детей с нарушением зрения.
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность.
Воспитанники групп с нарушением зрения – дети с особыми образовательными потребностями. Опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения в состоянии здоровья, убеждает нас в том, что реализация комплексной образовательной программы возможна при условии приоритетного решения вопросов индивидуальной коррекции и компенсации аномального развития ребенка.
Доказано, что нарушение зрения отрицательно сказывается на общем физическом и психическом развитии детей. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние здоровья.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением зрения позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
Особенности физического развития детей с нарушениями зрения являются
• гипер- или гиподинамия;
• мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
• нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
• нарушение ручной моторики;
• общая скованность и замедленность выполнения движений;
• нарушение координации движений;
• трудности при выполнении движений на равновесие.
• недостаточное развитие чувства ритма;
• нарушение ориентировки в пространстве;
• замедленность процесса освоения новых движений;
• нарушение осанки, плоскостопие;
• заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Учитывая имеющие у детей нарушения двигательной сферы в нашем ДОУ определили организацию физического воспитания со специальной коррекционной направленностью, основная цель которой –помочь детям воспринимать предметы окружающей действительности с учетом низкой остроты зрения, преодолевать неуверенность в движениях.
Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:
• развитие детей посредством движения;
• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;
• формирование и развитие компенсаторных навыков.
В работе с детьми компенсирующих групп руководствуюсь «Программой 4 вида для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. И. Плаксиной, разработанной Московским Институтом Дефектологии.
При планировании работы с ОВЗ по физическому воспитанию, обязательно учитываются основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребёнка:
— показания и противопоказания при нарушениях;
— игры и упражнения для развития зрительных функций;
В определении физической нагрузки подходим индивидуально к каждому ребёнку в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога:
• Инвалиды по зрению занимаются индивидуально с воспитателем или тифлопедагогом.
• У слабовидящих детей не надо требовать ограничения во времени; задания и упражнения дети выполняют в силу своих физических возможностей;
Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, афакия, заболевания сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками, кувырки через голову и др.
Детям после операции, применяем охранительный режим: заменяем занятия физкультурой индивидуальной работой со специалистами.
Занятия по физкультуре компенсирующих групп проходят в спортивном зале и на улице. Их построение и продолжительность такие же, как в обще развивающих группах, но есть и отличительные особенности, поэтому в отличие от обычных групп, включаю дополнительные задания, игры, упражнения на:
• Снятие зрительного утомления
• Зрительно- двигательную ориентировку
• Профилактику вялой осанки и плоскостопия
• темп выполнения упражнений и заданий снижен;
• Уменьшается дозировка физических упражнений;
• Обязательное использование музыкального сопровождения для выработки согласованности движений, чувства ритма;
Подбор основных видов движений осуществляются согласно группе здоровья.
Например, если с детьми основной группы проводим прыжки на двух ногах через предметы положенные на пол, то детям подготовительной группы предусматриваем их выполнение на мягкой основе: матах и поролоновых ковриках. Детям специальной группы, заменяем прыжки на ходьбу с перешагиванием предметов, так как прыжки детям этой группы противопоказаны.
Предусматриваем индивидуальный подход при выполнении ОВД на спортивных снарядах, требующих зрительного контроля. Обеспечиваем страховку слабовидящих детей, используя зрительные ориентиры.
В работе для оказания помощи детям с нарушениями зрения введена пропедевтическая работа. Основой этой работы являются упражнения, подготавливающие детей к основным видам движений.
Пропедевтические занятия эффективны в преодолении двигательных пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений.
Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные игры-задания, на развитие
определенного движения. Проводится индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека 2-3 задания в виде упражнений или игр. Продолжительность не более 6-7 мин.
С целью преодоления нарушений пространственной ориентировки включаем:
• Строевые упражнения, построения и перестроения;
• Ходьба и бег между предметами,
• Ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке по зрительным ориентирам; («Порядок, беспорядок»)
• Ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора;
• игры и упражнения по типу схематического рисунка, содержание которых связано с движениями (прокатить, пробежать, проползти).
• Нахождение спрятанных предметов по словесному описанию («Найди и промолчи»)
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Обязательно в работе со слабовидящими детьми, включаем упражнения на развитие зрительного восприятия.
Специальные упражнения для глаз включены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физ минуток на других занятиях. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
При проведении гимнастики широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, которые дети надевают на палец руки.
Упражнения для активизации зрительных функций:
• локализации и прослеживания.
• Гимнастика для снятия зрительного утомления
Значимость таких упражнений в том, что в процессе зрительного анализа и контроля, формируются зрительно-двигательные связи, которые у наших детей отстают в развитии.
Для повышения активности зрения, зрительно-двигательной ориентации стандартное физкультурное оборудование (гимнастические палки, обручи, скакалки) имеет специальные метки в виде ярко окрашенной точки. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действий, его зрительного анализа (колокольчики, звуковые сигналы). На канатах, веревках, шнурах также имеются обозначения в виде полоски или бантика, на полу имеются яркие метки с помощью которых дети ориентируются при выполнении ОРУ.
На обще развивающих занятиях воспитатели используют электронные гимнастики для глаз, что детям доступно и очень интересно.
У большинства слабовидящих детей отмечаются вялая осанка искривление позвоночника, плоскостопие, поэтому применяем специальные упражнения на формирование осанки и стопы.
Пользуясь пособием «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Л. Ф. Асачева, составляю комплексы упражнений для индивидуальной работы с детьми. Также использую оборудование для формирования стопы и укрепления свода, в поддерживании тонуса мышц ног и мышечного корсета, для спины и пресса.
Зная, что зрительная патология влечет за собой отклонения в координации движений, развитии чувства ритма, в содержание коррекционно-развивающей работы ввели отдельные занятия по исправлению нарушенных функций.
С детьми, у которых нарушена координация движений, проводим индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу по методике, предложенной сотрудником НИИ дефектологии, кандидатом педагогических наук Л. С. Сековец. Эту работу осуществляет как воспитатель, так и инструктор по физкультуре.
По структуре такие занятия просты и включают следующие упражнения: коррекционные упражнения для рук, для ног и для совместной работы рук и ног. Используя такие упражнения, добиваемся усвоения детьми различного ритма и согласованности движений рук и ног. («Догонялки»)
Большое значение в работе по координации движений придаем значение развитию мелкой моторике рук, так как у детей со зрительными нарушениями они чрезмерно напряжены, либо наоборот, расслаблены, малоподвижны.
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.
Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно учитывать ряд противопоказаний по выполнению отдельных движений, упражнений, которые отмечались выше.
Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.
Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде, удару в бубен и др., о чем дети предупреждаются заранее. В процессе игры целесообразно делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры. Осуществляется индивидуальная дозировка нагрузки (уменьшение дистанции, число повторений, время нахождения в игре, облегчение задания, ограничение движений).
В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.
Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда, в зале имеется:
• яркая разметка зала,
• Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь
детям координировать действия руки и глаза, определять направление движения.
• Стойка с яркими мячами,
• схема зрительной траектории по В. Ф. Базарному,
• зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,
• зрительные ориентиры в пространстве,
• цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.
Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:
• поэтапное выполнение действия ребенком,
• непосредственная помощь ребенку,
• использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры,сигналы).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:
• Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
• Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
• Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
• Признание принципа комплексного подхода ведущим.
Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
«Аукцион осенних загадок». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения Тема занятия: «Аукцион загадок от Осени». Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет с нарушением зрения). Выполнила: Лямасова Наталья.
Конспект занятия для детей с ЗПР с нарушением зрения «Наземный транспорт» Новгородская область г. Боровичи КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Воспитатель ГОБУ «Боровичского.
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха в процессе ООД «Птицы зимой». Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха в процессе ООД «Птицы зимой». Программное содержание:.
Особенности непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения Особенности непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения. Большое значение придается развитию у детей музыкальной.
Проект «Юные мультипликаторы» для детей разновозрастной группы с нарушением зрения. А мы бросаем скуке вызов, Потому что, потому Жить на свете без мультфильмов Невозможно никому Пусть удачи, неудачи, Пусть полеты вверх и.
Статья «Информационный журнал для родителей детей с нарушением зрения». Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно.