Что природное в человеке
Природное и общественное в человеке
Содержание:
Человек как результат биологической и социокультурной социологии
Человек высший вид развития на Земле. Биологически принадлежит к человекоподобным созданиям (homo sapiens), населяющих планету с древности.
Отличия человека от животного
Сознание
Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека.
В сознание входит ряд функций:
В структуру относятся следующие элементы:
Бессознательное | – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах. |
Массовое сознание | – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях. |
Самосознание | – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. |
Самопознание | – постижение собственных физических и психологических особенностей. |
Самооценка | – носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная). |
Поведение | – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации. |
Поступки | – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств. |
Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»
В ходе социализации происходит становление личности: знакомство и принятие общественных норм, правил, порядков, социальных ролей и т.д. Личность является свободным и самостоятельным субъектом в обществе.
Становление индивидуальности – процесс, в ходе которого приобретаются черты, выделяющие человека из социума, носят уникальный и неповторимый характер.
Деятельность
Деятельность – взаимодействие человека с миром, при котором субъект удовлетворяет собственные потребности.
Сущность и структура деятельности
Виды действий делятся на:
Виды деятельности
1. Игра – важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.
2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.
3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.
4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.
Общение включает в себя следующие функции:
Субъектами общения выступают:
Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:
Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:
Природное и общественное в человеке
В человеке природное и общественное выражается посредством таких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
Под индивидом следует понимать определённого репрезентанта человеческого рода, обладающего неким набором черт психологического и социального характера (воля, разум и т. д.). Определяющими характеристиками индивида могут быть такие признаки, как пол, возраст, раса, статус и др.
Следует непременно отметить, что каждый индивид имеет своё неповторимое отличие и уникальность, в таком случае можно говорить о его индивидуальности. К индивидуальным особенностям человека относятся как биологические, так и психологические черты, например темперамент, характер, интеллект, которые передаются ему в качестве наследственных черт от родителей и в подобном соотношении не встречаются в других людях или же встречаются очень редко.
Таким образом, можно сказать, что человек — это одновременно биологическое и социальное существо. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Кроме того, человеку, как и любым другим живым организмам, присуща борьба за существование, приспособление к условиям окружающей среды, необходимость защищать себя, добывать себе пищу. Характерными особенностями человека являются прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, и речь. Более того, человек имеет высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечивать целесообразность поведения и жизнедеятельности.
Как существо социальное человек непосредственно связан с обществом. Индивид, который в силу каких-либо причин был с рождения оторван от общества, остаётся животным. Человек становится человеком лишь в том случае, когда он вступает в общественные отношения с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание, разум и т. д.
Взаимосвязь природного начала и общественной сущности в человеке приводит к тому, что возникает качественно новая ступень человеческой личности.
Понятие «личность» отражает совокупность целостных психологических и культурно-исторических особенностей индивида, которые, в свою очередь, тесно связаны с общественными характеристиками человека. Следует отметить, что без общества индивид не может стать полноценной личностью. Личностью является социально и духовно развитый человек. Основными проявлениями личностного начала в человеке служат его социальная активность, а также деятельность, связанная с социальным окружением и отношениями с окружающими.
Для общественного сознания характерен комплекс определённых образов, взглядов, теорий, отражающий различные сферы жизни общества. Возникает оно благодаря производственной, семейно-бытовой и другой совместной деятельности людей. Только в результате общей практической деятельности люди начинают осмысливать окружающий их мир с целью использования его в своих интересах. Содержание общественной практики в социальной действительности, осмысленное людьми, в итоге становится содержанием их общественного сознания.
Таким образом, общественное сознание — это результат общего осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. Именно в этом таится социальная природа общественного сознания и его отличительная особенность. К формам общественного сознания относятся политические и правовые, этические, научные, религиозные и философские взгляды.
Индивидуальное сознание можно толковать как определённые особенности взглядов и интересов, а также ценностных ориентаций человека, которые способствуют возникновению личностного стиля поведения. Формируют духовный мир человека такие факторы, как личный жизненный опыт, особенности характера, уровень духовной культуры и другие обстоятельства социального существования, основным проявлением которого является индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание выдающихся людей значительно обогащает общественное сознание выразительными образами и идеями, вносит существенный вклад в развитие науки, искусства и т. д. В то же время следует учитывать, что индивидуальное сознание функционирует отнюдь не автономно и не является абсолютно независимым, а формируется и развивается посредством общественного сознания. Каждый человек мыслит в той мере, в какой он включается в мыслительный процесс этого общества и человечества. Впитывая в определённой степени духовное богатство своего народа и человечества в целом, овладевая языком, включаясь в различные виды деятельности и общественные отношения, индивид приобретает навыки и формы мышления, становится думающим социальным субъектом.
Таким образом, индивидуальное и общественное сознание тесно взаимосвязаны, несмотря на то что между ними существуют и определённые различия:
Самосознание — понимание человеком самого себя и собственного места в комплексе отношений общества.
Самосознание представляет собой длительный процесс, который непосредственно связан с общим развитием человека, а также является важным условием сохранения тождественности личности, отражая своеобразную историю индивидуальности. Когда человек познаёт себя в труде и общении с другими людьми, индивид постоянно регулирует свои действия и поведение в социуме. Начиная осознавать свои сильные и слабые стороны, человек старается менять свои недостатки соответственно тем критериям, которые предъявляет к нему социум, и целям, которые он ставит для себя в процессе саморазвития. Самосознание индивида имеет общественный характер и в некоторой степени определяет социальное поведение человека.
Самосознание стремительно развивается и имеет градацию в несколько уровней. Первый уровень — самоощущение — это осознание своего тела и определение его места в мире. Второй уровень самосознания связан с восприятием себя в качестве принадлежащего к той или иной социальной группе. Третий, самый высокий уровень, связан с возникновением сознания своего «Я» как совершенно особенного образования, похожего на «Я» других людей, но в какой-то степени уникального и неповторимого.
Таким образом, самосознание — это единство трёх компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.
Самопознание является точкой отсчёта и основой существования самосознания. В процессе самопознания появляется знание индивида о себе. Именно после этого начинает формироваться эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Мысленные обобщения в результате самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируют самооценку.
Самооценка включает в себя результаты самопознания и отношения к себе, является внутренним фактором саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее благоприятные, оптимальные линии поведения.
Саморегулирование поведения — это своего рода двухуровневый процесс. Первый уровень включает в себя внешнее (социальное) управление поведением индивида на каждом этапе его развития. Второй уровень предполагает самоконтроль, то есть внутри процесса саморегулирования существует обратная связь.
Самоконтроль заключается в длительном отслеживании всех этапов поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Самоконтроль даёт возможность учитывать как внешние, так и внутренние условия принятия решений, при необходимости изменять их, активировать дополнительные усилия, включать потенциальные резервы личности. Самосознание выступает и в виде социального сознания.
Социально-групповое сознание отображает степень понимания представителями конкретной социальной группы собственного статуса в комплексе отношений, характерного для этого общества. Социально-групповое сознание, как и индивидуальное сознание, — это продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого динамика потребностей людей, принадлежащих к этой социальной группе, и возможности их осуществления, а также связанных с этим явлений и практических социальных действий людей. Условия бытия различных социальных групп обусловливают их специфические психологические особенности. Именно в совокупности психических черт, характерных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.
Что природное в человеке
Раздел ЕГЭ: 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Человек — биосоциальное существо, представляющее высший результат эволюции на Земле. Человек занимает особую нишу среди остальных живых организмов. Его биосоциальная природа обусловлена неразрывной связью с природой и обществом.
ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
Человек
Животное
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.
Природное
Общественное
СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
На протяжении своей жизни человек проходит следующие стадии:
Индивид — уникальный представитель homo sapiens (лат. «человек разумный», вид, к которому относится человек, высшая ступень эволюции). Все люди являются индивидами с рождения.
Личность — человек, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности. Содержит в себе устойчивый комплекс социальных свойств индивида, характеризующих его
в обществе. Социально и духовно развитый человек.
Индивидуальность — личность, отделившая себя от остального общества. Уникальность отдельно взятого человека. Включает в себя своеобразие внешнего облика и всех присущих социально значимых черт человека. Психически и личностно неповторимый человек.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Формирование личности происходит на протяжении всего существования человека и обуславливается многими факторами, влияющими на скорость и качество этого процесса. Индивид не может стать личностью до тех пор, пока не усвоит традиции, ценности и другие нормы общества. Факторы:
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Поскольку для человека характерна постоянная потребность в расширении своих знаний об окружающем мире, он может одновременно выступать и субъектом, и объектом познания.
Человек — объект познания исследует самого себя. Для этого он использует методы:
Человек — субъект познания для исследования окружающей действительности использует чувственное и рациональное восприятие:
Также встречаются случаи пребывания человека одновременно в двух ролях в процессе самонаблюдения. Это возможно в медицине, психологии и методике обучения.
Вы смотрели конспект «Природное и общественное в человеке».
Лекции по теме » Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)» Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
? Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
— обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
— выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало)
2 Общественное и индивидуальное сознание
1. Психика человека : сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:
1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
свойство высокоорганизованной материи;
субъективный образ объективного мира;
идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);
логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);
эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);
ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).
Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).
избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Проявления активности сознания:
активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;
конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;
основа преобразовательной деятельности человека;
прогнозирование природных и социальных процессов.
5. Основной признак сознания :
Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),
Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)
6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.
7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.
3 Самосознание индивида и социальное поведение
1. Самосознание это:
осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
4. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
5. Факторы, влияющие на самооценку :
сопоставление реального «Я» с идеалом,
оценка других людей и сравнение себя с ними,
отношение личности к собственным успехам и неудачам.
6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.
9. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
10. Виды социального поведения :
массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);
просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;
девиантное (отклоняющееся) – противоправное.
11. Значимые виды социального поведения:
связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;
связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.
12. Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
13. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.
Типы девиантного поведения:
Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)
Ретритизм (отвергает и цели и способы)
Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
4 Мировоззрение, его виды и формы
1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2. Структура внутреннего мира :
эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
Пути формирования: стихийный, осознанный.
Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
1. Чувственное и рациональное познание, интуиция
Рациональное познание – познание посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:
индуктивное (от частного к общему);
дедуктивное (от общего к частному);
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания:
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания;
абстрактность и обобщенность;
воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.
Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
2. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
знание как познавательно-значимая информация;
знание как отношение человека к действительности.
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности