Что пришло на смену приказам при петре 1
ГДЗ история России 8 класс Андреев, Ляшенко Дрофа 2019-2020 Задание: § 5 Реформы в области государственного управления
Стр. 42. Главный вопрос урока
Каковы итоги реформ государственного управления при Петре I?
Новые учреждения, созданные в ходе реформ, были направлены на централизацию управления, укрепление верховной и местной власти. В результате государственно-административных реформ Петра I в России завершилось формирование абсолютной монархии.
Стр. 43. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Петр I. Художник А. П. Антропов
Кем предстает Петр I на картине — военачальником или законодателем?
Царь Петр I на картине художника Алексея Антропова предстает в мантии, накинутой на военный мундир. Это знак того, что все реформы царя исходили из потребностей военного противостояния со Швецией. На картине царь одновременно и военачальник, и законодатель.
№ 1. Чем представления Петра I о государстве отличались от стародавних понятий об «отчине»? Что такое «регулярное государство» в понимании Петра I?
Для Петра I и целью, и главным орудием реформ являлось государство. Особое внимание царь уделял изданию законов. Однако для успешного претворения их в жизнь нужны были образованные исполнители и грамотно организованные органы управления. Прежние государственные учреждения для этого были непригодны, так ка средневековая Россия воспринималась как «отчина», то есть, полная собственность государя. Петр задумал создание «регулярного государства», основанного на четком разделении функций органов управления.
№ 2. Какие задачи предстояло решить власти в ходе административной реформы?
В ходе административной реформы необходимо было определить функции и структуру органов власти. Новые учреждения должны были строить свою работу на основе регламентов, в которых прописывались структура, порядок работы и обязанности чиновников.
Стр. 46. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Органы государственной власти при Петре I
Используя схему и текст параграфа, расскажите о государственно-административных реформах Петра I.
Высшим органом власти в государстве был Правительствующий сенат, созданный в 1711 году. Он заменил собой существовавшую ранее Боярскую Думу. Сенат получил высшие административные функции, право издавать указы и контролировать работу коллегий.
Коллегии были органами исполнительной власти со строго определенными функциями. Основные коллегии:
— Коллегия иностранных дел (президент Г.И. Головкин);
— Воинская (президент А.Д. Меншиков);
— Адмиралтейская (президент Ф.М. Апраксин);
— Вотчинная (отвечала за дворянское землевладение);
— Коммерц-коллегия (сфера торговли);
— Камер-коллегия (доходы), Штатс-контор-коллегия (расходы), Ревизион-коллегия (правильное использование средств);
— Берг-коллегия (горнорудная промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность);
— Главный магистрат (города и их население).
В новых органах происходило коллегиальное управление. Каждой коллегией руководили президенты, вице-президенты и советники.
В 1711 году появляется должность фискала. Они должны были надзирать за учреждениями и чиновниками и доносить царю о нарушениях законов, казнокрадстве и взяточничестве.
В 1722 году была создана прокуратура во главе с генерал-прокурором. Функция прокуратуры – гласный надзор за соблюдением законов, пресечение их нарушений. Первым генерал-прокурором был П. И. Ягужинский.
В 1701 году воссоздается Монастырский приказ, контролировавший земли и доходы монастырей. В 1721 году царь и вовсе отменил патриаршество, учредив Святейший Синод. Состав Синода формировался царем. Фактически Синод был коллегией, ведавшей духовными делами, его сотрудники получали жалование и подчинялись Петру.
Стр. 47. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Какие функции выполнял Правительствующий сенат?
Высшим органом власти в государстве был Правительствующий сенат, созданный в 1711 году. Он заменил собой существовавшую ранее Боярскую Думу. Сенат получил высшие административные функции, право издавать указы, разъяснять смысл законов и контролировать работу коллегий.
№ 2. Какие органы власти пришли на смену приказам? Каковы были их задачи?
Существовавшая система приказов вносила путаницу в управление государством. К примеру, военными делами занимались восемь приказов. Фактом были и массовые злоупотребления чиновников. Необходимо было организовать более эффективное управление отраслями и реформировать политическую систему. На смену приказам пришли коллегии — органы исполнительной власти со строго определенными функциями. Основные коллегии:
— Коллегия иностранных дел (президент Г. И. Головкин);
— Воинская (президент А. Д. Меншиков);
— Адмиралтейская (президент Ф. М. Апраксин);
— Вотчинная (отвечала за дворянское землевладение);
— Коммерц-коллегия (сфера торговли);
— Камер-коллегия (доходы), Штатс-контор-коллегия (расходы), Ревизион-коллегия (правильное использование средств);
— Берг-коллегия (горнорудная промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность);
— Главный магистрат (города и их население).
В новых органах происходило коллегиальное управление. Каждой коллегией руководили президенты, вице-президенты и советники.
№ 3. Какие изменения произошли в системе местного самоуправления в ходе реформ Петра I?
В 1708-1710 годах была проведена губернская реформа. Главной ее задачей было упорядочить налоговую и финансовую системы для обеспечения нужд армии. Было создано 8 губерний, затем их число увеличилось до 11. Губернаторы обладали административной, судебной и военной властью. Более мелкими административными единицами являлись провинции во главе с воеводами, и уезды – с комендантами.
№ 4. Как и почему Петр изменил шведскую модель местного управления, взятую за основу?
За образец своей реформы местного управления Петр I взял шведскую модель, исключив участие крестьян в местном самоуправлении на основании отсутствия в их среде умных людей. Но суть была в другом: в Швеции большую роль в жизни страны играли свободные крестьяне, в России же, в условиях крепостного права, крестьянам в этом было отказано.
Стр. 48. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Как изменилось государство после административных реформ Петра I?
Благодаря административным реформам удалось достичь централизации управления. Целью государства была мобилизация ресурсов страны для того, чтобы не отставать от передовых держав Европы.
№ 2. Почему Петру I не удалось победить всевластие бюрократии?
Бюрократия при Петре Великом стала играть большой вес в стране, трактуя законы в своих интересах. Среди чиновников процветали казнокрадство и произвол. Несмотря на жесткие меры, покончить со злоупотреблениями не удалось. В конце концов к Петру I пришло понимание того, что казнив всех нарушителей, он может остаться без подданных.
Стр. 49. Вопросы и задания в конце параграфа
№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Почему Петр связывал успешное развитие государства с дворянским сословием? Когда возникла потребность в реорганизации государства? Какие события ускорили проведение реформ государственного управления?
Петр I был выразителем интересов дворян. В его понимании реформы были одним из условий успешного развития дворянской России. Потребность в коренных изменениях возникла еще в XVII веке. Однако проведение реформ ускорила начавшаяся Северная война.
№ 2. Почему административные реформы Петра I не привели к изменению крепостнической системы?
Большую роль в жизни страны играло крепостничество. Несмотря на масштабность преобразований, изменение крепостнической системы не произошло. Царь исключил участие крестьян в местном самоуправлении на основании отсутствия в их среде умных людей. Но суть была в другом: в отличие от Швеции, где большую роль в жизни страны играли свободные крестьяне, в России в условиях крепостного права, крестьянам в этом было отказано.
№ 3. Сравните систему управления государством при Петре I и Алексее Михайловиче. Почему новая система управления оказалась более эффективной?
При Алексее Михайловиче законосовещательными органами были Боярская Дума и Земский собор, исполнительными – приказы. Однако наличие большого количества приказов вносило путаницу в управление. К примеру, военными делами ведали восемь приказов. Петр I разграничил ветви государственной власти. Законодательная – Сенат, исполнительная – коллегии. Функции коллегий, в отличие от приказной системы, были строго определены и охватывали самые важные отрасли управления, что помогало избегать путаницы. Поэтому данная система оказалась эффективнее.
№ 4. Сравните системы управления Англии, Франции и Российской империи в первой четверти XVIII века. Выявите их общие черты и различия.
В Англии формой правления была конституционная монархия. Вот главе государства находился король, но большой вес имел парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин. В 1720-х годов появляется должность премьер-министра. Его назначает король, но утверждает парламент. Руководителями на местах выступали шерифы.
Во Франции всей полнотой власти обладал король. Законодательным органом выступали Генеральные штаты, однако в период с 1614 по 1789 год они не созывались. Исполнительная власть была представлена советами по отдельным отраслям управления. На местах представителями власти выступали губернаторы.
В России во главе государства находился император, обладавший неограниченной властью. Законодательные функции были возложены на Сенат, исполнительные — на коллегии. Власть на местах осуществляли губернаторы и воеводы.
№ 5. Соотнесите события и даты, отмеченные на ленте времени:
1) учреждение коллегий; 2) учреждение Сената; 3) губернская реформа.
Дата | Событие |
1708-1710 | Губернская реформа |
1711 | Учреждение Сената |
1718-1721 | Учреждение коллегий |
Стр. 49. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Из Указа от 27 апреля 1722 года о компетенции Сената
№ 1. Какую роль в управлении государством Петр I отводил Сенату?
Сенат, согласно приведенной цитате, является органом, который замещает царя в его отсутствие.
№ 2. О каких особенностях работы Сената говорится в документе?
В Сенате не позволяются пустые разговоры и шутки, поступать там нужно со всей учтивостью. Все распоряжения должны исполняться письменно.
Реформы Петра 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Церковная реформа
Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.
Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:
Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.
Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.
Значимость петровских преобразований
Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.
В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:
Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.
Общее понятие
С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.
Государь сделал два шага для достижения цели:
Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.
Причины реформ
В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.
По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:
Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.
Эволюция структуры
В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.
Коллегии при Петре 1 и их функции:
Коллегиальное управление делами страны работало вплоть до 1802 года. Затем был разработан «Манифест о создании министерств». В нем предусматривалось постепенное введение более прогрессивной системы для координации хозяйственной деятельности государства в отличие от коллегиального строя.
Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.
Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.
Недостатки в системе
Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.
Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.
Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.
Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.
Деятельность и значение
Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.
Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:
Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.
Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.
При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.
Военная и Адмиралтейская коллегия
Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.
Военное ведомство делилось на три подразделения:
Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.
Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.
Иностранное и Вотчинное объединения
Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.
Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.
Берг и Мануфактур-капитул
Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.
Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.
Коммерц и Камер-собрание
Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.
Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.
Штатс и Ревизион служба
Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.
Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.
Юстиц-контора и Главный магистрат
Орган Юстиц-коллегии работал в качестве Верховного суда Российской империи и принимал на рассмотрение различные дела. В Петровскую эпоху деятельностью руководил Матвеев А. А., затем его сменил на посту Апраксин П. М. После смерти государя службе вменили дополнительную функцию ведения «крепостной канцелярии».
Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.