Что пришло на смену романтизму

Что пришло на смену романтизму. Смотреть фото Что пришло на смену романтизму. Смотреть картинку Что пришло на смену романтизму. Картинка про Что пришло на смену романтизму. Фото Что пришло на смену романтизму

Что такое реализм?

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Что пришло на смену романтизму. Смотреть фото Что пришло на смену романтизму. Смотреть картинку Что пришло на смену романтизму. Картинка про Что пришло на смену романтизму. Фото Что пришло на смену романтизму

Реализм в живописи

Источник

От романтизма к реализму

Что пришло на смену романтизму. Смотреть фото Что пришло на смену романтизму. Смотреть картинку Что пришло на смену романтизму. Картинка про Что пришло на смену романтизму. Фото Что пришло на смену романтизму

ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ

19 век можно назвать «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература в первую половину 19 века сделала поистине гигантский шаг вперёд. Это прежде всего объясняется быстрым развитием русского общества.

С наибольшей художественной силой прогрессивный романтизм выразился в вольнолюбивых стихотворениях и романтических поэмах Пушкина.

Представителем романтизма другого типа – романтизма пассивного, или консервативного, был Жуковский.

В этой мрачной обстановке на некоторое время усиливается влияние реакционной романтической литературы.

Вместе с тем передовые романтический идеалы воодушевляют людей нового поколения, пришедших в литературу в 30-е годы.

Однако 20-30 – е годы не только эпоха буржуазного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление – реализм.

В первые десятилетия 19 в. реализм восторжествовал в баснях Крылова и в бессмертной камеди Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению Белинского, «глубокую истиною русской жизни».

Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым всё больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней всё более глубокими острым. Это ясно проявилось и в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с ещё большей силой в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».

Эта школа, сформировавшаяся в 40-х годах, представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были ещё молодые писатели. Сплотившись вокруг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми её тёмными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях также стороны действительности, которых почти не знала русская литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с натуральной школой: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Деревня» и «Антон горемыка» Григорьевича () – подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины 19 в.

Вторая половина 19 в. и была эпохой расцвета русского критического реализма.

В середине 50-х годов Россия пережила необычайно мощный общественный подъём.

Царское правительство вынуждено было начать подготовку крестьянской реформы, вокруг которой развернулась идейно-политическая и литературная борьба.

Критическая деятельность Чернышевского и его ближайшего сотрудника Добролюбова способствовала проникновению в литературу передовых, освободительных идей, дальнейшему и развитию реализма.

В атмосфере общественного подъёма, напряжённой идейной борьбы русскими писателями-реалистами было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений. В этих произведениях в полном смысле слова классических, наиболее ярко вплетались характерные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие её противоречий. Беспощадно разоблачая угнетателей народа – помещиков, буржуазных дельцов, крупных чиновников, русские писатели противоставляли им людей труда, в которых нечто не убило лучших человеческих качеств: трудолюбия и самоотверженности, искренности и душевной чистоты.

В 60 – 70-е в литературу пришёл новый отряд талантливых писателей-реалистов.

Заслуги критического реализма в России огромны, но в то же время ему была присуща и некоторая ограниченность. Писатели, жившие в эпоху, когда освободительное движение ещё не стало массивным, естественно, не видели с достаточной ясностью, в каком направлении развивается жизнь. Поэтому они не могли указать читателям истинного пути, который привёл бы страну к избавлению от гнёта и насилия.

И сами писатели, подобно лучшим своим героям, страстно желали заглянуть в будущее, постоянно и настойчиво искали ответ на вопрос, как сделать человека счастливым, как помочь ему избавиться от гнёта и страданий. Их жизнь, полная глубоких раздумий, идейных кризисов, душевных драм, была настоящим подвигом.

В начале XIX века продолжалось сближение России с Западной Европой, но в этом сближении долгое время участвовали лишь высшие классы общества. Активно заимствовались внешние формы европейской культуры: дети дворян воспитывались французскими гувернантками; в »высшем обществе» говорили по-французски, увлекались французскими романами и театром. Социокультурная пропасть между высшими и низшими классами в России была огромной. Главная причина заключалась в существовании крепостного права. Тем не менее, восприятие европейской культуры содействовало развитию вкусов и смягчению

нравов. Крестьянское сословие оставалось верно старым обычаям, понятием, преданиям. Грамотность очень медленно распространялась между крестьянами. В деревне преобладала традиционная русская культура, которая выражалась в песнях, танцах, сказаниях. Раздвоение господствовало в образе жизни городского населения. В то время как купцы и мещане придерживались старых обычаев, класс мелких чиновников

старался подражать в образе жизни высшему обществу, заимствуя у него стремление к наружному лоску и привычку жить не по средствам.

Сразу после воцарения Александр I начал осуществлять широкую программу развития просвещения в России. Реформа народного образования была проведена в годах. Вводилась преемственность учебных программ. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй – уездное трехклассное училище, третьей – шестиклассная гимназия в губернском городе, высшей – университет, который был поставлен во главе учебного округа и должен был обеспечивать его учебными программами и кадрами учителей.

Были открыты университеты: Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.), Дерптский (1802 г.), Вильненский (1803 г.; был закрыт после восстания 1830 г., вместо него открыт в 1834 г. Киевский), Петербургский (1819 г.). Близкий к университетскому уровень знаний давали лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Александр I открыл Лесной институт, при Николае I были открыты Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском центре. Если в начале XIX века действовало 32 гимназии, то в 1840-х гг. было уже 76 гимназий; число уездных училищ за тот же период возросло со 126 до 445.

Огромное влияние на культуру России первой половины XIX века оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года.

Следствием победы в войне 1812 года стал рост национального самосознания, который во многом определили прогресс и достижения отечественной культуры и науки.

С ростом национального самосознания появился интерес к отечественной истории. »История государства Российского» стала первой книгой по истории, которую стала читать публика.

В начале XIX века в связи с развитием капитализма в России появлялись новые открытия в науке и технике. Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. работал по созданию электродвигателя и основ гальванотехники. в 1832 году сконструировал линию

Быстрое развитие текстильной, хлопчатобумажной промышленности содействовало успехам в химии. С именем связано создание отечественной химической школы, давшей много известных талантливых ученых. Химик-органик Н. Зимин внес большой вклад в теорию органического синтеза (искусственное получение органических веществ из простейших исходных соединений).

Сделаны важные географические открытия. В гг. и совершили первое кругосветное путешествие. В 1821 г. в ходе научной экспедиции под руководством и была открыта Антарктида.

открыл новую геометрическую систему (неевклидова геометрия). Академик Ленц открыл закон взаимного превращения механической, химической и других видов энергии.

В 1832 г. был учрежден фонд премий для ученых за научные изобретения и работы в различных областях знаний.

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Для развития художественной культуры первой половины XIX века была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В классицизме на первом плане был гражданский долг героя и служение его

Лажечников. занимался переводом произведений античных и современных зарубежных писателей (Гомера, Шиллера, Байрона). Он также написал много баллад, исполненных гуманностью и человеческим достоинством. Последние годы перед реформой характеризовались движением от романтизма к

реализму. Это связано с именами Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского. »Евгений Онегин» стал первым реалистическим романом, действительно народным произведением.

В творчестве ярко выражено неприятие поэтом окружающей действительности. Его роман »Герой нашего времени» стал одним из первых произведений критического реализма.

Театр, несмотря на строгую цензуру, играет все более заметную роль в общественной жизни, правда, в основном в столицах и крупных губернских городах.

В 1825 году архитектором было построено здание Малого театра, и труппа бывшего Петровского театра разделяется на драматическую и балетную.

В живописи развитие романтизма, а затем и реализма дало толчок к переменам. Постепенно идейно-художественные законы академизма уступали место новым романтическим, философским, а затем и бытовым жанрам в живописи.

Художник стремился выразить в своих картинах веру в духовное возрождение человечества. Над картиной «Явление Христа Народу» он трудился 20 лет, и она стала главным делом его жизни.

На музыку первой половины XIX века большое влияние оказала война 1812 года. Композиторы создали много героико-патриотических произведений (опера »Иван Сусанин»).

На летних концертах в Павловске под Петербургом неоднократно выступал »король вальсов» И. Штраус.

Реализм и народность присутствовали в творчестве композитора (оперы »Русалка», »Каменный гость»). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности.

4. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ

Заметные изменения происходили в первой половине XIX века в быту населения России, в особенности горожан. Улицы городов стали застраиваться большими каменными домами. Обширное Зарядье в центральной части Москвы, сгоревшее дотла в 1812 г., оказалось застроенным двух – и трехэтажными домами. Начало одеваться камнем и купеческое Замоскворечье. К середине XIX века каменные

дома имелись в большинстве городов. Уменьшается в городах число индивидуальных хозяйственных построек: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием транспорта, торговли, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных

гуляний и массовых развлечений. В Москве популярными местами отдыха стали Нескучный сад и Петровский парк. В Нескучном саду устраивались спектакли »воздушных театров». Петровский парк славился своим »вокзалом» где давались концерты. Шумные пасхальные гулянья собирали представителей разных

сословий на обширном пустыре, где в будущем был разбит Новинский бульвар. Любили шумные гулянья и жители Петербурга. Здесь они обычно устраивались на Сенной площади, на Царицыном лугу или Екатерингофе. Толпа поражала пестротой нарядов, это порождалось смешением традиционной и новой одежды. Многие стремились следовать европейской моде. Костюм русского горожанина XIX века

сохранял традиционные элементы, но постепенно приближался к среднеевропейскому.

Деревня в большей степени проявляла приверженность традициям, но новые влияния проникали и в нее. Зажиточные крестьяне стараются подражать горожанам.

В городах и деревнях широкое распространение получило чаепитие. Россияне не начинали дня и не ложились спать без чая. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. Чай пили из самоваров и чашек за обычным обеденным столом, преимущественно черный, без добавок. Также приобретает популярность и кофе. Новым явлением в быту россиян стало потребление картофеля. К середине XIX века он занял видное место среди других повседневных продуктов питания.

Необходимым церемониалом званых обедов становятся французские блюда. Рацион богатой части русского общества в середине XIX века насчитывал 376 различных блюд и напитков, в том числе блюд не только французской, но и немецкой, английской, голландской, итальянской, венгерской кухонь. В быт проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX века считалась предметом аристократическим. Все отмеченные новации являлись следствием происходивших в данный период социально-экономических и культурных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К середине XIX века, в канун буржуазных реформ, в России завершился один из

этапов в историко-культурном процессе, основным содержанием которого было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм, гражданственность и интерес к »маленькому человеку», открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов.

На культуру России первой половины XIX века не мог не повлиять глубокий кризис феодальной системы и начавшие складываться новые капиталистические отношения. К сознательной жизни начал стремиться простой народ, который был разбужен восстанием декабристов. Надежды, возлагавшиеся на реформы Александра I, не оправдались. Передовое русское общество входило в конфликт с царским правительством, отрицало идеи служения власти, которая строится на угнетении крепостного люда. Лучшие писатели и критики России были одновременно просветителями, борцами за народное освобождение, революционерами. Искусство также прониклось передовыми идеями, становилось средством борьбы,

нравственного воспитания. К концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более

отчетливо проявлялось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. Были весьма ограничены средства народного просвещения и культурная жизнь, в основном, была разнообразна только в крупных городах России, а провинция находилась еще в глубокой спячке.

Источник

Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма

Что пришло на смену романтизму. Смотреть фото Что пришло на смену романтизму. Смотреть картинку Что пришло на смену романтизму. Картинка про Что пришло на смену романтизму. Фото Что пришло на смену романтизму

Что такое романтизм?

Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».

Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.

Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.

Черты романтизма

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.

Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.

Романтический герой

Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.

Что пришло на смену романтизму. Смотреть фото Что пришло на смену романтизму. Смотреть картинку Что пришло на смену романтизму. Картинка про Что пришло на смену романтизму. Фото Что пришло на смену романтизму

Романтизм в литературе

Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.

Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.

Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.

Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».

Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

Романтизм в поэме «Мцыри»

Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.

Романтизм в музыке

Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.

Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.

Романтизм в живописи и архитектуре

Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.

Что пришло на смену романтизму. Смотреть фото Что пришло на смену романтизму. Смотреть картинку Что пришло на смену романтизму. Картинка про Что пришло на смену романтизму. Фото Что пришло на смену романтизму

Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *