Что пришло на смену романтизму
Что такое реализм?
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Реализм в живописи
От романтизма к реализму
ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ
19 век можно назвать «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература в первую половину 19 века сделала поистине гигантский шаг вперёд. Это прежде всего объясняется быстрым развитием русского общества.
С наибольшей художественной силой прогрессивный романтизм выразился в вольнолюбивых стихотворениях и романтических поэмах Пушкина.
Представителем романтизма другого типа – романтизма пассивного, или консервативного, был Жуковский.
В этой мрачной обстановке на некоторое время усиливается влияние реакционной романтической литературы.
Вместе с тем передовые романтический идеалы воодушевляют людей нового поколения, пришедших в литературу в 30-е годы.
Однако 20-30 – е годы не только эпоха буржуазного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление – реализм.
В первые десятилетия 19 в. реализм восторжествовал в баснях Крылова и в бессмертной камеди Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению Белинского, «глубокую истиною русской жизни».
Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым всё больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней всё более глубокими острым. Это ясно проявилось и в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с ещё большей силой в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».
Эта школа, сформировавшаяся в 40-х годах, представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были ещё молодые писатели. Сплотившись вокруг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми её тёмными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях также стороны действительности, которых почти не знала русская литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с натуральной школой: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Деревня» и «Антон горемыка» Григорьевича () – подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины 19 в.
Вторая половина 19 в. и была эпохой расцвета русского критического реализма.
В середине 50-х годов Россия пережила необычайно мощный общественный подъём.
Царское правительство вынуждено было начать подготовку крестьянской реформы, вокруг которой развернулась идейно-политическая и литературная борьба.
Критическая деятельность Чернышевского и его ближайшего сотрудника Добролюбова способствовала проникновению в литературу передовых, освободительных идей, дальнейшему и развитию реализма.
В атмосфере общественного подъёма, напряжённой идейной борьбы русскими писателями-реалистами было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений. В этих произведениях в полном смысле слова классических, наиболее ярко вплетались характерные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие её противоречий. Беспощадно разоблачая угнетателей народа – помещиков, буржуазных дельцов, крупных чиновников, русские писатели противоставляли им людей труда, в которых нечто не убило лучших человеческих качеств: трудолюбия и самоотверженности, искренности и душевной чистоты.
В 60 – 70-е в литературу пришёл новый отряд талантливых писателей-реалистов.
Заслуги критического реализма в России огромны, но в то же время ему была присуща и некоторая ограниченность. Писатели, жившие в эпоху, когда освободительное движение ещё не стало массивным, естественно, не видели с достаточной ясностью, в каком направлении развивается жизнь. Поэтому они не могли указать читателям истинного пути, который привёл бы страну к избавлению от гнёта и насилия.
И сами писатели, подобно лучшим своим героям, страстно желали заглянуть в будущее, постоянно и настойчиво искали ответ на вопрос, как сделать человека счастливым, как помочь ему избавиться от гнёта и страданий. Их жизнь, полная глубоких раздумий, идейных кризисов, душевных драм, была настоящим подвигом.
В начале XIX века продолжалось сближение России с Западной Европой, но в этом сближении долгое время участвовали лишь высшие классы общества. Активно заимствовались внешние формы европейской культуры: дети дворян воспитывались французскими гувернантками; в »высшем обществе» говорили по-французски, увлекались французскими романами и театром. Социокультурная пропасть между высшими и низшими классами в России была огромной. Главная причина заключалась в существовании крепостного права. Тем не менее, восприятие европейской культуры содействовало развитию вкусов и смягчению
нравов. Крестьянское сословие оставалось верно старым обычаям, понятием, преданиям. Грамотность очень медленно распространялась между крестьянами. В деревне преобладала традиционная русская культура, которая выражалась в песнях, танцах, сказаниях. Раздвоение господствовало в образе жизни городского населения. В то время как купцы и мещане придерживались старых обычаев, класс мелких чиновников
старался подражать в образе жизни высшему обществу, заимствуя у него стремление к наружному лоску и привычку жить не по средствам.
Сразу после воцарения Александр I начал осуществлять широкую программу развития просвещения в России. Реформа народного образования была проведена в годах. Вводилась преемственность учебных программ. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй – уездное трехклассное училище, третьей – шестиклассная гимназия в губернском городе, высшей – университет, который был поставлен во главе учебного округа и должен был обеспечивать его учебными программами и кадрами учителей.
Были открыты университеты: Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.), Дерптский (1802 г.), Вильненский (1803 г.; был закрыт после восстания 1830 г., вместо него открыт в 1834 г. Киевский), Петербургский (1819 г.). Близкий к университетскому уровень знаний давали лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Александр I открыл Лесной институт, при Николае I были открыты Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском центре. Если в начале XIX века действовало 32 гимназии, то в 1840-х гг. было уже 76 гимназий; число уездных училищ за тот же период возросло со 126 до 445.
Огромное влияние на культуру России первой половины XIX века оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года.
Следствием победы в войне 1812 года стал рост национального самосознания, который во многом определили прогресс и достижения отечественной культуры и науки.
С ростом национального самосознания появился интерес к отечественной истории. »История государства Российского» стала первой книгой по истории, которую стала читать публика.
В начале XIX века в связи с развитием капитализма в России появлялись новые открытия в науке и технике. Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. работал по созданию электродвигателя и основ гальванотехники. в 1832 году сконструировал линию
Быстрое развитие текстильной, хлопчатобумажной промышленности содействовало успехам в химии. С именем связано создание отечественной химической школы, давшей много известных талантливых ученых. Химик-органик Н. Зимин внес большой вклад в теорию органического синтеза (искусственное получение органических веществ из простейших исходных соединений).
Сделаны важные географические открытия. В гг. и совершили первое кругосветное путешествие. В 1821 г. в ходе научной экспедиции под руководством и была открыта Антарктида.
открыл новую геометрическую систему (неевклидова геометрия). Академик Ленц открыл закон взаимного превращения механической, химической и других видов энергии.
В 1832 г. был учрежден фонд премий для ученых за научные изобретения и работы в различных областях знаний.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Для развития художественной культуры первой половины XIX века была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В классицизме на первом плане был гражданский долг героя и служение его
Лажечников. занимался переводом произведений античных и современных зарубежных писателей (Гомера, Шиллера, Байрона). Он также написал много баллад, исполненных гуманностью и человеческим достоинством. Последние годы перед реформой характеризовались движением от романтизма к
реализму. Это связано с именами Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского. »Евгений Онегин» стал первым реалистическим романом, действительно народным произведением.
В творчестве ярко выражено неприятие поэтом окружающей действительности. Его роман »Герой нашего времени» стал одним из первых произведений критического реализма.
Театр, несмотря на строгую цензуру, играет все более заметную роль в общественной жизни, правда, в основном в столицах и крупных губернских городах.
В 1825 году архитектором было построено здание Малого театра, и труппа бывшего Петровского театра разделяется на драматическую и балетную.
В живописи развитие романтизма, а затем и реализма дало толчок к переменам. Постепенно идейно-художественные законы академизма уступали место новым романтическим, философским, а затем и бытовым жанрам в живописи.
Художник стремился выразить в своих картинах веру в духовное возрождение человечества. Над картиной «Явление Христа Народу» он трудился 20 лет, и она стала главным делом его жизни.
На музыку первой половины XIX века большое влияние оказала война 1812 года. Композиторы создали много героико-патриотических произведений (опера »Иван Сусанин»).
На летних концертах в Павловске под Петербургом неоднократно выступал »король вальсов» И. Штраус.
Реализм и народность присутствовали в творчестве композитора (оперы »Русалка», »Каменный гость»). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности.
4. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ
Заметные изменения происходили в первой половине XIX века в быту населения России, в особенности горожан. Улицы городов стали застраиваться большими каменными домами. Обширное Зарядье в центральной части Москвы, сгоревшее дотла в 1812 г., оказалось застроенным двух – и трехэтажными домами. Начало одеваться камнем и купеческое Замоскворечье. К середине XIX века каменные
дома имелись в большинстве городов. Уменьшается в городах число индивидуальных хозяйственных построек: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием транспорта, торговли, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных
гуляний и массовых развлечений. В Москве популярными местами отдыха стали Нескучный сад и Петровский парк. В Нескучном саду устраивались спектакли »воздушных театров». Петровский парк славился своим »вокзалом» где давались концерты. Шумные пасхальные гулянья собирали представителей разных
сословий на обширном пустыре, где в будущем был разбит Новинский бульвар. Любили шумные гулянья и жители Петербурга. Здесь они обычно устраивались на Сенной площади, на Царицыном лугу или Екатерингофе. Толпа поражала пестротой нарядов, это порождалось смешением традиционной и новой одежды. Многие стремились следовать европейской моде. Костюм русского горожанина XIX века
сохранял традиционные элементы, но постепенно приближался к среднеевропейскому.
Деревня в большей степени проявляла приверженность традициям, но новые влияния проникали и в нее. Зажиточные крестьяне стараются подражать горожанам.
В городах и деревнях широкое распространение получило чаепитие. Россияне не начинали дня и не ложились спать без чая. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. Чай пили из самоваров и чашек за обычным обеденным столом, преимущественно черный, без добавок. Также приобретает популярность и кофе. Новым явлением в быту россиян стало потребление картофеля. К середине XIX века он занял видное место среди других повседневных продуктов питания.
Необходимым церемониалом званых обедов становятся французские блюда. Рацион богатой части русского общества в середине XIX века насчитывал 376 различных блюд и напитков, в том числе блюд не только французской, но и немецкой, английской, голландской, итальянской, венгерской кухонь. В быт проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX века считалась предметом аристократическим. Все отмеченные новации являлись следствием происходивших в данный период социально-экономических и культурных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К середине XIX века, в канун буржуазных реформ, в России завершился один из
этапов в историко-культурном процессе, основным содержанием которого было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм, гражданственность и интерес к »маленькому человеку», открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов.
На культуру России первой половины XIX века не мог не повлиять глубокий кризис феодальной системы и начавшие складываться новые капиталистические отношения. К сознательной жизни начал стремиться простой народ, который был разбужен восстанием декабристов. Надежды, возлагавшиеся на реформы Александра I, не оправдались. Передовое русское общество входило в конфликт с царским правительством, отрицало идеи служения власти, которая строится на угнетении крепостного люда. Лучшие писатели и критики России были одновременно просветителями, борцами за народное освобождение, революционерами. Искусство также прониклось передовыми идеями, становилось средством борьбы,
нравственного воспитания. К концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более
отчетливо проявлялось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. Были весьма ограничены средства народного просвещения и культурная жизнь, в основном, была разнообразна только в крупных городах России, а провинция находилась еще в глубокой спячке.
Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма
Что такое романтизм?
Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».
Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.
Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.
Черты романтизма
Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.
Романтический герой
Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.
Романтизм в литературе
Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.
Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.
Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.
Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».
Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:
Романтизм в поэме «Мцыри»
Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.
Романтизм в музыке
Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм в живописи и архитектуре
Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.
Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.