Что привело актера в ночлежку
II. Беседа по содержанию пьесы «На дне»
— Как изображается место действия в пьесе?
(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей — людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам — нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена сарая или конюшни «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.
В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре — там удавился Актер.)
— Какие люди являются обитателями ночлежки?
У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось — «все забыл».)
— Что является предметом изображения в пьесе?
(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни).
— Каков конфликт драмы?
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)
Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.
— Что привело в ночлежку ее обитателей — Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?
— Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
(Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)
— Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?
(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлеж ников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Она заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»)
— В чем своеобразие любовного конфликта?
(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)
Актер в пьесе “на дне” горького: образ, характеристика, описание
Характеристика Актера из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами
Актер – обитатель ночлежки, пьяница. Автор не называет настоящего имени героя, да и сам он его давно забыл. Помнит лишь, что его сценический псевдоним был Сверчков-Заволжский. Память актера уничтожена алкоголем, он постоянно пытается вспомнить и продекламировать стихи и отрывки пьес.
Сам признается: «Мой организм отравлен алкоголем».Странник Лука приносит ему надежду на выздоровление, рассказывая о бесплатной клинике для алкоголиков. Актер мечтает туда попасть и исправить свою жизнь, вернуться на сцену. Идея настолько его воодушевила, что он сам дополняет её подробностями и деталями: «Искать город… лечиться…
Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц…Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища…всё – даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и… снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир! Наташа…
по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, никто!»
Образ и характеристика Актера из пьесы Горького На дне сочинение
Актёр – один из второстепенных персонажей в пьесе Горького «На дне». Когда-то этот человек играл на сцене, был артистом. С той поры прошло много времени, и Актёр, как и многие другие персонажи, опустился на дно, и оказался в ночлежке. Его погубила страсть к алкоголю. В то время, когда он играл на сцене, Актёр помнил все свои роли наизусть.
Постоянное пьянство привело этого человека к тому, что он не только забыл все произведения, но даже не может вспомнить и собственного имени. Единственное, что Актёр помнит из прошлой жизни, это то, что он работал под псевдонимом Сверчков-Заволжский.
Спившийся человек сожалеет о том далёком времени, и в душе его теплится надежда вернуться к той жизни, где у него были признание, слава, успех.
Сейчас Актёр живёт в ночлежке, нигде не работает, беспробудно пьянствуя с одним из постояльцев этого приюта таких же опустившихся людей. Однажды в ночлежку забредает Лука, «божий странник». Лука старается всех утешить и пожалеть.
Узнав, что Актёр – пьяница, старик убеждает его в том, что где-то в далёком городе, есть бесплатная лечебница, в которой излечивают от алкоголизма. Рассказы Луки настолько убедительны и красноречивы, что Актёр начинает искренне верить в возможность полного выздоровления. Он даже надеется на то, что сможет вернуться на сцену.
Вера Актёра настолько крепка, что он находит в себе силы отказаться от выпивки, и даже начинает зарабатывать деньги на предстоящую дорогу, в этот неизвестный город, где ему непременно помогут.
Актёр и раньше понимал, что на «дно» человека ведёт полное безверие в свои силы, в себя. Чтобы двигаться дальше, нужна опора, жизненный стержень. Когда Актёр только поверил в себя, настроился на счастливое будущее, его надежда была срезана под корень, и он сломался, и толчком к этому послужила притча Луки о праведной земле.
Вариант 2
В известной пьесе Горького «Да дне» множество интересных героев, одним из таких является Актер – пьяница, который просто забыл то, как его зовут.
Мужчина, когда выпьет, любит хвастаться и рассказывать всем о том, как он когда-то играл на сцене в образе известных героев, говорит, что у него это замечательно получалось.
Никто не знает то, как же зовут по-настоящему Актера, он забыл свое имя из-за того, что вечно пил.
Мужчина рассказывал о том, что когда он играл в театре, то имел сценический псевдоним. Всего его называли Сверчков-Заволжский. Актер часто мечтает о жизни, которая была у него раньше, хочет к ней вернуться.
Сам Актер ютиться в небольшой ночлежке, где помимо его живет еще масса народа, которого постигла неудача в жизни. Все они живет очень бедно, денег ни на что не хватает.
В эту ночлежку попал Лука и пытался как-нибудь помочь всем жителем ночлежки.
Самому Актеру Лука рассказывал о том, что есть даже и клиники бесплатные для людей, которые страдают алкоголизмом. Лука уверял, что Актера там вылечат и все снова наладиться, что Актер снова сможет вернуться к прежней жизни.
Актер поверил всему это и пытался кое-какое время не пить, ведь мужчина хотел попасть в эту самую хваленную Лукой больницу.
Лука все-таки обнадеживал Актера, когда говорил о том, что тот сможет вернуться к прежней жизни и снова играть на сцене. Актера распирают надежды и множество планов.
Он начинает подрабатывать и копить деньги, чтобы отправить в эту больницу. Когда Актер заводил тему на счет больницы, то Лука говорил, что не помнит, как она называется.
Однако, уверял, что если Актер не будет пить, то он обязательно вспомнит.
К сожалению, Лука очень быстро исчезает, можно сказать, так же внезапно, как и появился, тем самым отнимая надежду у Актера на выздоровление. Сам Актер не может понять, почему Лука так поступил.
Мужчина не смог справиться с тем, что ему дали надежду на будущее и в одночасье ее забрали.
Сочинение Характеристика и образ Актера
Актер еще один персонаж из пьесы Максима Горького «На дне» мужчина живет в ночлежке, в которой помимо него проживают еще много людей. У каждого из этих людей свои проблемы и свои жизненные устои.
Актер, например всем рассказывает, что раньше он выступал на сцене, и каждый раз цитирует произведения.
Мужчина не помнит своего настоящего имени, потому что его разум затмил алкоголь, и он лишь помнит свой сценический псевдоним.
За рассказами, которые происходят между жителями ночлежки, Актер рассказывает, что на сцене его называли Сверчков-Заволжский. В один из таких вечером хозяйка ночлежки приводит старика, который теперь будет жить с ними. Старик представляется, его зовут Лука, он начинает рассказывать жителям много историй из своей жизни.
Лука говорит умирающей Анне, что когда она умрет, то обретет спокойствие и отдохнет от своего мужа тирана. Выдумщице Насте, которая постоянно рассказывает о несуществующих ухажерах, он верит и просит не обижать ее. Актеру Лука рассказывает, что есть на свете поликлиника, где лечат пьяниц, но он забыл название города, в котором она есть.
Лука рассказывает Актеру, что ему нужно самому пока не пить пару дней, чтобы его приняли в бесплатную лечебницу. Актер верит старику и начинает подготавливаться к лечению. Мужчина хочет вернуться к прошлой жизни и вернуться на сцену, а не шататься пьяницей и жить в ночлежке.
Не всегда ложь идет во благо, не стоит обманываться и тешить себя иллюзиями.
← На дне как социально-философская драма Горького
← Челкаш и Гаврила сравнительная характеристика↑ ГорькийНоваторство Горького-драматурга в пьесе На дне →
Образ и характеристика Анны в пьесе На дне →
Судьбы героев пьесы “На дне” Горького
Судьбы героев пьесы “На дне” Горького
В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки – имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку.
Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”.
В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.
Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.
По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило.
Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой.
Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей.
Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить.
Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе…
Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном.
В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий.
И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.
Статья по теме: Литературные цитаты в речи Актёра (по пьесе М.Горького «На дне»)
Литературные цитаты в речи Актёра (по пьесе М.Горького «На дне»)
Реминисценции, небольшие цитаты, упоминания произведений, литературных героев в монологах действующих лиц пьесы «На дне» – своеобразный авторский приём, тонко раскрывающий характер персонажа.
Актёр к месту и умно включает в речь небольшие цитаты из художественных произведений, стихотворные строки, уподобляет свою жизнь судьбе героев Шекспира, Беранже.
Он неоднократно обращается к «Гамлету», вспоминает «Короля Лира», цитирует стихи Беранже, произносит строку из «Утопленника» Пушкина («Наши сети притащили мертвеца»), приписывая её Беранже.
Литературные ассоциации, которые возникают у Актёра, не только говорят о его театральном прошлом, но и дают представление о духовном мире героя, его мучительных раздумьях о своей участи.
Гамлет, король Лир, очевидно, дороги Актёру драматизмом своих судеб, благородством характеров, стихи Беранже – сочувствием к отверженным и обездоленным.
Обращение Актёра к Лиру полно смысла.
Актёру хочется верить в возможность выздоровления и возвращения на сцену. В то же время нет убеждения в том, что надежда осуществима. Эта внутренняя борьба веры и сомнения необычайно тонко показана М.Горьким. В качестве примера приведу фрагмент текста.
«-Актёр. Я – уезжаю, ухожу… настанет весна – и меня больше нет…»
Здесь, полагаю, речь идёт не об уходе из ночлежки Костылёва. Здесь зреет мысль о самоубийстве. Обратим внимание на предложение «…меня больше нет…». Нет вообще! Предложение не закончено.
Но актёр гонит мысль о смерти. Может быть, ещё есть надежда на выздоровление?! И он строит воздушные замки: «Понимаешь – есть лечебница… для пьяниц… Превосходная лечебница… Свет…чистота, пища…всё даром!…- говорит он Наташе. – я её найду, вылечусь и … снова буду…»
Затем следуют слова, полные грустной иронии: «Я на пути к возрождению…как сказал…король…Лир!». Ценой мук и страданий Лир возродился как человек. Но, осознав зло, царящее в мире, Лир гибнет от этого зла.
Недоговорённость, прерывистость речи хорошо передают наплыв мыслей, смятение чувств Актёра.
Аналогии Актёра знаменательны, таят в себе значительный подтекст. В конце второго действия Актёр, потрясённый смертью Анны, ищет какой – то поддержки, он зовёт Луку: «Старик! Сюда, мой верный Кент…»Да, Кент
Невелика надежда Актёра на Луку, если он вспоминает Кента…
Важно обратить внимание на следующие слова Актёра: «Яма эта будет мне могилой… умираю, немощный и хилый».
Это точно процитированное начало стихотворения Беранже «Старый бродяга». Сюжет этой стихотворной новеллы – горестный рассказ о том, как драматически сложилась жизнь простого человека.
Умение честно трудиться оказалось тщетным. Чтобы не умереть с голоду, бродяга вынужден воровать и грабить.
Подводя итоги драматически сложившейся жизни, он говорит о лживости буржуазных свобод, призывает «мщенье на людей».
Актёр вспоминает «Старого бродягу», когда Сатин говорит об иллюзорности его мечты вернуться к новой жизни.
«Сатин. …Это всё старик навинтил Актёра … понимаешь, барон?
Барон. Старик – глуп…
Актёр. Невежды! Дикари!… Люди без сердца! Вы увидите – он уйдёт! «Обжирайтесь, мрачные умы»… (строка из стихотворения Беранже «Гастрономы») Он – найдёт себе место… где нет..нет..»
Актёр, по всей вероятности, уже решил покончить счёты с жизнью. Вот откуда это утверждение. Да, там «ничего нет»: ни радостей, ни страданий.
Строки «яма эта будет мне могилой», быть может, окончательный приговор
А «мрачные умы», которых Актёр призывает «обжираться» – это люди пресыщенные, не способные создавать духовные ценности, испытывать подлинные радости жизни.
Актёр уходит из жизни ожесточившимся человеком, не простившим своих обид, как не простил их и герой стихотворения Беранже.
Обращение Актёра к художественным образам, их осмысление обогащают наше представление о нём как о человеке, остро переживающем своё падение.
Жизнь нищего, затравленного человека была удивительно схожа с судьбой многих обитателей подвала Костылёва. Его исповедь усиливала впечатление безысходности их судьбы.
Жизнь не щадила бродягу из произведения Беранже, она не пощадила Клеща, Татарина и других «людей дна».
Характеристика образа Актера в пьесе «На дне»
Категория: На дне Actionteaser.ru – тизерная реклама
Актер — один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом — Сверчков-Заволжский. А. — пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения.
Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А.
Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905—1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906-1911 годах жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным.
Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть «Уездное». Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реали
Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот».
Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии. В басне «Волк на псарне» изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения.
В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк – Наполеон с ловчим – Кутузовым. В речах Волка бл
Дом, где родился и рос Н. А. Островский. У порога — О. О. ОстровскаяХорошо известны основные факты из жизни художника. Сам Н. Островский так писал о себе: «Родился в 1904 году, в рабочей семье. По найму работать стал с двенадцати лет.
Образование низшее… В комсомол вступил в 1919 году. Участвовал в гражданской войне… в ударном строительстве… железнодорожной ветки для подвоза дров, где тяжело заболел,, простудившись, поймал тиф… В 1923 году был военным комиссаром…
Последующие годы вел р
Некрасов Виктор Платонович (1911 – 1987), прозаик. Родился 4 июня (17 н.с.) в Киеве в семье врача. После средней школы поступает на архитектурный факультет Киевского строительного института, который оканчивает в 1936.
Одновременно учился в театральной студии при театре русской драмы. Работал актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону.
С началом Отечественной войны Некрасов отказывается от брони, уходит на фронт, пройдя путь от Ростова до Сталинграда.
План1. В. М. Васнецов – знаменитый русский художник.2.
Картина «Богатыри» – воспевание легендарных защитников родной земли:а) бесстрашный Илья Муромец;б) мудрый, благородный Добрыня Никитич;в) удалой Алеша Попович;г) широкий, раздольный пейзаж – олицетворение будущих битв.3. Богатырская сила и величие.
Великий русский поэт Сергей Есенин — “певец страны березового ситца”, “певец любви, грусти, скорби”, он же “московский озорной гуляка” и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная.
ЗАЙЧИК И БЕЛОЧКА. Зайчик и белочка летом игрались в лесу. Белочка была рыжая, а зайчик – серый. Белочка приносила шишки и горошки. Зайчик – морковь и капусту. Пришла зима. Зайчик стал белым, а белочка – серой. Они не узнали друг друга.
В.Я. Лакшин: «У Булгакова мы не найдём традиционного религиозного сознания. Но нравственное сознание его было глубоким и прочным.
В русской литературе XIX века с именем Достоевского была связана категорическая максима: если Бога нет, то “всё позволено”. Это умозаключение, испытанное гениальным писателем на судьбах Раскольникова и Ивана Карамазова, подтверждалось практикой революционного нигилизма, всегда питавшегося атеизмом.
В своём яром натиске богоборчество само становилось подобием веры, отк
Наблюдая за жизнью и людей, и животных, действительно погоджуюєшся с тезисом, что на все надо иметь счастье. Один, задумав что-то сделать, пошел и сделал без чрезмерных усилий.
Другом,чтобы достичь такого же самого, приходится затрачивать неимоверные силы и средства, а результат будет плачевный. Я думаю, дело в том, что мы часто делаем или не то, что нам нужно, или не так.
А часто нам нужно пройти тяжелые испытания, чтобы в результате достичь чего-то большего, чем мы себе запланировали или стали
Панова Вера Федоровна (1905 – 1973), прозаик, драматург, сценарист. Родилась 7 марта (20 н.с.) в Ростове-на-Дону. В раннем детстве потеряв отца, Панова прожила трудное трудовое детство. Занималась самообразованием, с юности писала стихи.
В 17 лет работала в редакции ростовской газеты “Трудовой Дон”. В 1926 – 27 под псевдонимом “Вера Вельтман” писала фельетоны, будучи ведущей отдела фельетона в газете “Советский Юг”.
До середины 1930-х работала в детских газетах и журналах Ростова (“Ленинские вну
Сейчас смотрят: Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.
Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках».
«Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал он. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения. Герои «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы».
У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Насти – вымышленный ею роман со студентом, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.
Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие.
Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью».
Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому – Наташа. Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи. Но пока героиня не знает своего будущего и живёт так, как живёт. Её поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно её речь. В своей работе «Заметки о мастерстве», М.
Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.
Речь персонажа – это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нём самом, его культуре и уровне развития. Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны.
В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчёркивает её некую отстранённость от происходящего в ночлежке. Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения.
Одно её присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго». Речь героини простая и ласковая, за это её и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев».
Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался. Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не даёт ремарок к её словам.
Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась.
Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама. Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет её отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи. Зачем жил человек?».
Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.
В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый («Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!») и боящийся смерти.
Но самое главное – она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это её качество проявится в разговоре с Пеплом. Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает.
Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слёз. Наташа же утешает девушку словами, что ещё раз говорит о её мягкости: «Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…» Ещё один афоризм. Но Наташа может проявить и некоторую жестокость.
Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но всё же достаточно грубая фраза.
Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, враньё-то… приятнее правды… Я – тоже…» Дальше читатель узнаёт, что мечтает она о чём-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле – чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждёт со дня на день.
Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому – хорошо жить? Всем плохо… я вижу…».
Это качество её характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки. Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы. В конце четвёртого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Её речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…
Образ Наташи логически завершён, среда погубила и её. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке всё человеческое.