Что привело барона в ночлежку на дне

Барон в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне
Барон в пьесе «На дне»
(актер В. И. Качалов)

Барон является одним из ярких действиующих лиц знаменитой пьесы «На дне» Горького.

В этой статье представлен цитатный образ Барона в пьесе «На дне»: характеристика, описание персонажа в цитатах.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

Барон в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

Барон является одним из обитателей ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его жена Василиса.

«Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и всё такое…» (Пепел о Бароне)

«Это… напоминает наше семейство… Старая фамилия… времен Екатерины… дворяне… вояки. выходцы из Франции… Служили, поднимались всё выше… При Николае Первом дед мой, Густав Дeбuль… занимал высокий пост… Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…»

«Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты… кареты с гербами!»

«Жили и лучше… да! Я… бывало… проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да!»

«Барон. Учился – носил мундир дворянского института… а чему учился? Не помню… Женился – одел фрак, потом – халат… а жену взял скверную и – зачем? Не понимаю… Прожил всё, что было, – носил какой‑то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, – надели на меня арестантский халат… потом – одел вот это… И всё… как во сне… а? Это… смешно?

«Образованный человек, а карту передернуть не можете…»

«Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…» (Пепел о Сатине и Бароне)

«Пропащая душа. Пустой человек! Где у тебя – душа?»

«Он ничего все‑таки… Только так иногда брыкнется… вроде как насчет твоего паспорта…» (Бубнов)

«Барон (сконфуженный). Ну, чего там? Я ведь… шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нет…

Барон. То есть… я имею бумаги… но – они никуда не годятся…»

«Барин, это верно… Он и теперь – нет‑нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, еще. » (Бубнов)

«Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.»

«Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них – корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что‑то тяжело…»

«Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?» (Сатин о себе и Бароне)

«Сатин (Барону, смеясь). Вы, ваше вашество, опять торжественно сели в лужу! Образованный человек, а карту передернуть не можете…

Судя по всему, Барон состоит в любовной связи с 24-летней девушкой Настей, которая также живет в ночлежке (судя по всему, девушка зарабатывает на жизнь «непристойной работой»):

«. (выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)»

«Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа – нестерпимо!»

«Барон (Насте.) Ты должна понимать, что я – не чета тебе! Ты… мр*зь!

Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь – яблоком!»

«А… надо мне к Настёнке мириться идти… не помиришься – на выпивку не даст…» (Барон)

«У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…» (Барон)

«Нечего ждать… Я – ничего не жду! Всё уже… было! Прошло… кончено. Дальше!» (Барон о себе)

«Мне… как‑то неловко… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем? Не понимаю!»

«Знаешь… с той поры, как я помню себя… у меня в башке стоит какой‑то туман. Никогда и ничего не понимал я.» (Барон о себе)

Таков цитатный образ Барона в пьесе «На дне»: характеристика, описание персонажа в цитатах.

Источник

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

Начало истории

Барон — 33-летний мужчина. К сожалению, настоящее имени этого человека никто из тех, кто живёт вместе с ним, не знает.

«Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и всё такое…»

В прошлом он жил в довольно богатой дворянской семье, родители всегда потакали его капризам, из-за чего он вырос избалованным ребёнком, который считал, по наставлениям родителей, что все люди ничего не стоят и должны прислуживать ему. В их имении насчитывалось несколько сотен слуг.

Проснувшись утром, Барон мог валяться в постели, пить кофе со сливками и ничего не делать. Даже самостоятельно принять ванну юноша был не в состоянии и всё время просил помочь в этом деле своих слуг.

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

Но судьба сыграла с ним злую шутку. После смерти матери и отца всё имущество перешло в руки молодого наследника, но из-за неумения делать что-либо без посторонней помощи он потерял своё наследство, обедая в дорогих ресторанах и тратя деньги на другие удовольствия жизни. Он не смог совладать с навалившейся на него ответственностью, и нажитое его предками прошло сквозь пальцы. После этого несчастного случая дальнейшие события можно выстроить по пунктам:

После всего произошедшего

Однако, потеряв всё своё имущество, Барон не изменил отношения к людям. С улыбкой вспоминает лишь давно прошедшие дни. Ему остаётся только помогать Квашне продавать пельмени и выпрашивать у сожительницы Насти, которая трудится падшей девушкой, деньги на выпивку. При этом мужчина всегда не упускает возможности унизить мечтательную 24-летнюю барышню. Ниже приведена цитата Барона.

И единственный, кто поддерживает несчастную Настю, остаётся Лука. Бедная и добрая девушка кажется намного выше и чище, чем бывший дворянин, ведь она не отвечает на все колкости Барона в той же грубой форме, а пытается меньше обращать на него внимание.

Бубнов считает, что Барон неплохой человек. Правда в том, что он просто не умеет общаться с людьми по-другому.

«Он ничего всё-таки… Только так иногда брыкнётся… вроде как насчёт твоего паспорта…»

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

Сатин всё время пытается научить Барона передёргивать карты, но у того это плохо получается.

Можно выделить такие его черты:

Особенностью характера Барона является высокомерие, ведь с самого детства его учили, что он ничем не хуже других людей, а даже выше и важнее. Другие обязаны поклоняться ему, выполнять его желания и подавать всё готовое на блюдечке с голубой каёмочкой.

Описание жизни «на дне»

Главную роль в становлении характера этого человека сыграли родители. Они попросту не занимались ребёнком, доверяли воспитание слугам, которые, в свою очередь, пытались угодить молодому человеку, чтобы получить похвалу от его отца и матери. Воспитание очень важно, и нельзя переваливать ответственность за развитие ребёнка на чужие плечи. Из-за халатности отца и матери образ Барона можно представить так: несформировавшийся юноша и не до конца сформировавшийся мужчина.

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

И вот, оказавшись на дне, Барон понимает, что не сможет подняться наверх, выбраться из этого места, достичь высоты. Он полностью опустошён и даже не пытается что-нибудь предпринять, только вспоминает свою лучшую жизнь.

Живя в богатстве, его дни пролетали быстро, но в ночлежке они тянутся медленно. Теперь он жалок, ничтожен, не смог добиться в жизни абсолютно ничего. Это дно. Но он мечтает вернуть своё прежнее положение, вновь стать состоятельным человеком, хотя понимает, что не сможет осуществить эту мечту: «Нечего ждать… Я — ничего не жду! Всё уже… было! Прошло… кончено. Дальше!»

Источник

Что привело главных героев в ночлежку? по пьесе На дне (Горький Максим)

У каждого из постояльцев ночлежки своя история, но настоящее для каждого одинаково ужасно, также у каждого из них нет будущего. Для большинства из героев пьесы всё осталось в прошлом.

Барон из-за неудачной женитьбы растратил всё состояние, доставшееся от богатых предков. Когда Барон служил чиновником его поймали на растрате казённых денег и отправили в тюрьму. После выход из тюрьмы Барон так же, как и Сатин попал в ночлежку.

Клещ потерял работу, хотя честно работал с малых лет. Андрей Дмитриевич — трудолюбивый человек и как Настя хочет выбраться со дна, хочет всё исправить и начать жить заново.

Для этого он хладнокровно ждёт смерти жены, но после смерти Анны Клещ остаётся без денег и без инструментов. Ничего не меняется.

Актёр когда-то имел звучную фамилию, играл в спектаклях. Однако не попадал на первые роли, жил в нужде и не найдя выхода спился. В ночлежке он пьянствует вместе с Сатином, преимущественно на чужие деньги.

Пепел говорит, что для него не было другой дороги: «Я — сызмальства: вор», «Воров сын». С детства все называли его вором, потому что его отец всю жизнь воровал и сидел в тюрьмах.

Настя, продавая себя, оказалась на дне жизни. Как у немногих обитателей ночлежки, у ней есть желание всё изменить, она мечтает о настоящей любви, но бессильна против настоящего.

Несмотря на то, что постояльцы ночлежки попали на «дно» разными путями, теперь у них одна судьба, страшная и неотвратимая.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Характеристика и образ Барона в пьесе Горького На дне

В пьесе Горького «На дне» много персонажей. К каким-то из них я относился положительно, к каким-то отрицательно, но был и такой герой, отношение к которому у меня было только презрительное. Герой, который ни капли не поменялся, упав с верхушки общества на самое дно. Герой этот — Барон.

Барону тридцать три года, и единственное, чем он живёт — воспоминаниями о бывалом прошлом. Он вырос в очень богатой семье, был единственным ребёнком, которого окутывали максимальной заботой. О нём пеклись настолько сильно, что он совсем ничего не делал в своей жизни: за него всё делали слуги. Абсурдность такого воспитания доходила до того, что Барон был не в состоянии даже сам принять ванну.

После смерти своих родителей он унаследовал всё их владение, всё богатство, не унаследовал лишь умение распоряжаться этим богатством: он в кротчайшие сроки потратил все деньги, которые у него были, на дорогую еду в дорогих ресторанах, на игру в карты и на другие развлечения. Но это ещё не вся беда, ведь помимо своего неумения тратить деньги, он ещё и неудачно женился, но и это ещё не всё.

Он был чиновником, которого арестовали за растрачивание государственных денег. Теперь же он был бедняком, который зарабатывает на жизнь прискорбным образом — сутенёрством, а единственное развлечение для него — выпивка.

Жители ночлежки разного о нём мнения, многие из них просто смеются над глупой судьбой Барона, который сам потерял все блага, которые может только представить бедный человек, другие же считают его умным, третьи — пропащим. Барон и сам прекрасно понимает своё положение: теперь он никакой не дворянин, а человек, который по статусу достоин Васьки Пепла, здешнего вора. Однако даже осознание своего положения не заставляет Барона относится к людям иначе, у него всё ещё остались барские замашки: он не брезгует брать деньги у своей любовницы Насти, которая работает проституткой, чтобы выпить, обзывая её при этом дурой и говоря, что она ему не ровня.

Стоит отметить и самокритичность Барона: он признаётся, что всю жизнь он как будто бы переодевался, а не жил, а зачем переодевался — и сам не знает. Также он говорит, что всю жизнь у него в голове будто бы туман, что он ничегошеньки не понимает в жизни, живёт ради того, чтобы жить. И пусть некоторые жители ночлега считают его неглупым, сам он говорит, что у него нет характера, что он даже не умеет рассуждать, что является признаком интеллекта у человека.

Вариант 2

Барон является одним из героев произведения М. Горького «На дне». Он один из обитателей ночлежки. Его возраст 33 года. По происхождению он дворянин, поэтому его так называют Барон. Сам барон гордится своим происхождением, постоянно говорит о том, кем были его предки. До этого его жизнь была иной. Он служил чиновником, был женат, но его брак не удался.

В силу своего характера он растратил все свое имущество и остался на дне жизни. За растрату государственного имущества его посадили в тюрьму, после выхода из которой, он попал в ночлежку. Герою не повезло в жизни или, можно сказать, он сам виноват в том, что она сложилась именно так. Имея большие перспективы, он мог бы устроить свою жизнь по-другому. Имея семью, он мог бы ее сохранить. На примере Барона Горький показывает своему читателю пример того, как можно все потерять за какой – то отрезок времени.

Сам М Горький в своей жизни столкнулся со многими трудностями. Ему самому приходилось жить на дне жизни. Но он сумел выбраться и построить свою жизнь. Поэтому Горькому, как никому другому, известна вся жизнь обитателей ночлежки. На примере Барона Горький предупреждает всех, что каждый человек по воле судьбы может снизиться до этого уровня. Автор пытается донести до своего читателя, что человек не должен терять себя, не должен падать духом и должен идти вперед к светлому будущему

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Барона в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

В этом сочинении я хочу рассказать о моём любимом городе – Ярославле. Это чудесный город, имеющий славную и древнюю историю, богатый различными архитектурными памятниками.

Несмотря на то, что внешность Пьера Безухова несколько далека от образа классического красавца и героя – любовника, его образ все же обладает некоей харизмой и специфическим колоритом.

На картине озорной мальчуган сидит перед портретом старого и уважаемого мужчины в котелке. Рядом с мальчуганом уселся не менее озорной рыжий кот, хитро поглядывающий на хозяина.

В мире высоких технологий и инновации, интернет является неотъемлемой частью жизни человека. Можно отметить, что большую часть своего времени люди проводят в интернете.

Источник

Барон в пьесе “на дне” горького: образ, характеристика, описание

Характеристика и образ Барона в пьесе Горького На дне

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

В пьесе Горького «На дне» много персонажей. К каким-то из них я относился положительно, к каким-то отрицательно, но был и такой герой, отношение к которому у меня было только презрительное. Герой, который ни капли не поменялся, упав с верхушки общества на самое дно. Герой этот — Барон.

Барону тридцать три года, и единственное, чем он живёт — воспоминаниями о бывалом прошлом. Он вырос в очень богатой семье, был единственным ребёнком, которого окутывали максимальной заботой.

О нём пеклись настолько сильно, что он совсем ничего не делал в своей жизни: за него всё делали слуги.

Абсурдность такого воспитания доходила до того, что Барон был не в состоянии даже сам принять ванну.

После смерти своих родителей он унаследовал всё их владение, всё богатство, не унаследовал лишь умение распоряжаться этим богатством: он в кротчайшие сроки потратил все деньги, которые у него были, на дорогую еду в дорогих ресторанах, на игру в карты и на другие развлечения. Но это ещё не вся беда, ведь помимо своего неумения тратить деньги, он ещё и неудачно женился, но и это ещё не всё.

Он был чиновником, которого арестовали за растрачивание государственных денег. Теперь же он был бедняком, который зарабатывает на жизнь прискорбным образом — сутенёрством, а единственное развлечение для него — выпивка.

Жители ночлежки разного о нём мнения, многие из них просто смеются над глупой судьбой Барона, который сам потерял все блага, которые может только представить бедный человек, другие же считают его умным, третьи — пропащим.

Барон и сам прекрасно понимает своё положение: теперь он никакой не дворянин, а человек, который по статусу достоин Васьки Пепла, здешнего вора.

Однако даже осознание своего положения не заставляет Барона относится к людям иначе, у него всё ещё остались барские замашки: он не брезгует брать деньги у своей любовницы Насти, которая работает проституткой, чтобы выпить, обзывая её при этом дурой и говоря, что она ему не ровня.

Стоит отметить и самокритичность Барона: он признаётся, что всю жизнь он как будто бы переодевался, а не жил, а зачем переодевался — и сам не знает.

Также он говорит, что всю жизнь у него в голове будто бы туман, что он ничегошеньки не понимает в жизни, живёт ради того, чтобы жить.

И пусть некоторые жители ночлега считают его неглупым, сам он говорит, что у него нет характера, что он даже не умеет рассуждать, что является признаком интеллекта у человека.

Вариант 2

Барон является одним из героев произведения М. Горького «На дне». Он один из обитателей ночлежки. Его возраст 33 года. По происхождению он дворянин, поэтому его так называют Барон. Сам барон гордится своим происхождением, постоянно говорит о том, кем были его предки. До этого его жизнь была иной. Он служил чиновником, был женат, но его брак не удался.

В силу своего характера он растратил все свое имущество и остался на дне жизни. За растрату государственного имущества его посадили в тюрьму, после выхода из которой, он попал в ночлежку.

Герою не повезло в жизни или, можно сказать, он сам виноват в том, что она сложилась именно так. Имея большие перспективы, он мог бы устроить свою жизнь по-другому. Имея семью, он мог бы ее сохранить.

На примере Барона Горький показывает своему читателю пример того, как можно все потерять за какой – то отрезок времени.

В ночлежке все относятся к нему по-разному. Кому-то не нравятся его барские замашки. Сатин считает его умным человеком. Бубнов отзывается о нем, что он человек хороший.

Все свободное время барон проводит в ночлежке, он играет в карты, помогает Квашне, за это получает какие –то копейки. Он состоит в отношениях с Настей, которая зарабатывает на жизнь проституцией.

Это, конечно, тянет его назад и не дает возможности измениться, по-другому пересмотреть свои ценности. Трудности и испытания жизни потрепали героя, он обнищал и внешне и внутренне. Он не видит света в конце тоннеля.

Сам М Горький в своей жизни столкнулся со многими трудностями. Ему самому приходилось жить на дне жизни. Но он сумел выбраться и построить свою жизнь. Поэтому Горькому, как никому другому, известна вся жизнь обитателей ночлежки.

На примере Барона Горький предупреждает всех, что каждый человек по воле судьбы может снизиться до этого уровня.

Автор пытается донести до своего читателя, что человек не должен терять себя, не должен падать духом и должен идти вперед к светлому будущему

← Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне
← Характеристика и образ Старухи Изергиль↑ ГорькийНаташа в пьесе На дне →
Характеристика Костылева в пьесе На дне →

Образы Сатина, Барона, Бубнова в пьесе «На дне»

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. В самом названии уже заложен огромный смысл.

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров.

Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения.

Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет…

Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!” Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей… Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с оригиналами. Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на дно жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники обычные люди они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное мыслят.

По жанру пьесу На дне можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что нечего ждать… Я ничего не жду! Все уже… было! Прошло кончено. Или Бубнов Вот я выпил и рад!

Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза Человек это звучит гордо! стала крылатой.

Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом дна, обосновывая его существование.

Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям А куда они честь, совестьНа ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести…

Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.

Но все эти философские искания героя лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким.

Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке …он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним.

Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа Потерпи еще! Все, милая, терпят.

Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.

Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… щепки прочь…

Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем.

Беззащитные же ночлежники Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями, гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления.

Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.

Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой Тако исчезают грешники от лица праведных!

Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.

Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со дна Человек все может… лишь бы захотел. Но таких сильных характеров, стремящихся на волю, в пьесе нет.

В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На дне люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички Кривой Зоб, Татарин, Актер.

Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведенияНеужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересовНет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он единственный обитатель дна, имеющий реальные шансы на возрождение.

Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке.

Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.

Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.

Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.

Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров.

Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки Мне и хочется на волю, да, эх. Цепь порвать я не могу…

, показывают, что дно цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.

Пьеса закончена, но на главные вопросы в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина Эх… испортил песню… дурак многозначна и заставляет задуматься.

Кто дуракПовесившийся Актер или Барон, принесший об этом вестьИдет время, меняются люди, но, к сожалению, тема дна остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на дно жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются.

Не надо думать, что это неудачники. Нет, на дно идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия.

И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.

Горький пьесой На дне хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее.

Сатин и барон – бывшие интеллигентные люди (по пьесе м. горького «на дне»)

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

А оно как зарычит! Как ногами застучит!

Да как вскочит со скамейки,

Да по-русски закричит…

Среда обитания жителей костылевской ночлежки обозначена автором достаточно точно: дно, И даже несколько глубже, чем дно. К ним еще надо спуститься. Максим Горький, подчиняясь законам собственной эстетики, с присущим ему максимализмом создал галерею типических персонажей, наделил их именами и кличками, научил разговаривать и поселил в аду.

Вот типичный вор, типичный пропойца-рабочий, типичный мироед и типичный бывший интеллигентный человек. Таковых в пьесе трое. Актер – из актеров, Барон – из аристократов и, наконец, Сатин – из разночинцев. Однако нищета – великий уравнитель, всех подстригла, всех подравняла, построила, «все черненькие, все – прыгают».

Однако только два последних образа имеют в себе тенденцию внутреннего развития. Благодаря старцу-страннику Луке, они оживают, начинают шевелиться, мыслить, двигаться. Только векторы их движений направлены в противоположные стороны.

Сатин в момент своего появления косноязычен, временами просто рычит, как зверь. Но знает умные слова. Например: «органон» или – «си-камбр» (надо полагать – каламбур).

Уже в первом акте способен произносить афоризмы: «Труд – удовольствие, жизнь – хороша!» – и ругает Актера Сарданапалом.

Барон другой, не похож на Сатина, не так умен и образован. Судя по всему – типичный оборванец, но твердит о вельможном семействе: «…Вояки! …выходцы из Франции… Богатство… сотни крепостных… лошади… повара».

Местами, и очень сильно, этот бред напоминает безумное вранье Хлестакова: «десятки лакеев… старая фамилия». Однако это может быть и правда. Часто на дно океана опускаются корабли, груженные золотом.

Но обитателю дна по сути все безразлично.

Сатин старше Барона лет на семь. Он хорошо и умно говорит в конце пьесы. У Барона нет связи в мыслях. И сами мысли куцые, короткие. Между ними прорехи. Речь Сатина гладкая, а ночью.

когда напивается, и в отсутствие Луки, говорит монологи. На что Барон меланхолически замечает: «Ты всегда добрый, когда выпьешь… И умный…» За это Сатин говорит ему знаменитый.

монолог о человеке, о том, что «это – звучит гордо», что он выше сытости, что рождается для лучшего.

Сатин – игрок, карточный шулер. Когда-нибудь его побьют до смерти. Он это знает. Но смерти не боится. Не боится он и жизни. Старец Лука это замечает: «Легко ты жизнь переносишь!» У Барона нет сатинской ясности. Он признается, что трусит, боится будущего.

Он жалуется на туман в голове «с той поры, как помнит себя, то есть всю жизнь. У него все существование дрянь и туман, и дела и мысли – сплошные куцые обрывки. То десятки лакеев, то какой-то серый пиджак, то деньги казенные растратил… тюрьма». Нет у человека прошлого, значит, нет и будущего.

Барон не способен к высокому. Он и Луку не понимает. «Старик – шарлатан, – твердит он телеграфным своим языком, – старик – глуп». В Бароне и гордости нет человеческой. Он перед Васькой Пеплом готов собакой лаять и на четвереньках ходить. А все оттого, что прекрасно знает свое место.

В этом ему нельзя отказать. Сатин другой. Ему предложи полаять – он глотку перегрызет.

Он все потерял: имя, работу – не потерял одного: ощущения ценности свободы. Он независим от обстоятельств… Ему легко. Он умеет смеяться. Он Барону пеняет: «Образованный человек, а карту передернуть не можете»… Сам передергивает постоянно.

Но получается плохо, потому-то бьют часто и часто продувается в прах. И все-таки именно ему дарит Горький замечательную фразу, которую Сатин произносят, как тост, стоя: «Хорошо это… чувствовать себя человеком.

» Он имеет энергию жизни, энергию надежды.

Барон все потерял. Возможно, он предел распада и разрушения личности. Он ближе всех к смерти. Недаром именно он сообщает: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Образы Сатина и Барона знаковые в пьесе. Горький развел их на полюса. Несмотря на внешнюю их близость, они – антиподы. Сатин устремлен вверх. Он имеет надежду вынырнуть, он – личность. В нем живет острое чувство собственного достоинства и свободы. В Бароне ничего не живет. В нем все выгорело.

Образы Сатина и Барона очень важны. Они создают напряженность, особое поле, которое возникает между этими людьми. Благодаря их внутреннему противостоянию в пьесе образуется своеобразное игровое пространство, где реализуют себя остальные персонажи.

Драматургия М. Горького. Проблематика и художественное своеобразие пьесы «На дне»

Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть фото Что привело барона в ночлежку на дне. Смотреть картинку Что привело барона в ночлежку на дне. Картинка про Что привело барона в ночлежку на дне. Фото Что привело барона в ночлежку на дне

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована.

Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей — капиталистов и рабочих — мы видим в пьесе «Враги».

Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов.

Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», — писал Горький.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,— учил великий художник.

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям.

Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях.

В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.

«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом.

В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей.

Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера.

Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь.

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет. сегодня— добрый, завтра — злой». «По-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».

В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии.

«…По сцене мое имя — Сверчков-Заволжский… — говорит он, — никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите— он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.

Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона. В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк, он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова.

Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина — определенный и патетический: «Человек— это звучит гордо!», «Ложь — религия рабов и хозяев» и т. д.

Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»

Таким образом, пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитии драматургии, выявив новые возможности изображения человека в драме.

«НА ДНЕ»

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое —социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут,по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки.

Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука,жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее.Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д.

Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера,то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина.

Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самоё себя.

Отсюда всеобщее чувство безнадежности,отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов(резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-тогнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать.

Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла.

Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает,что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку.

Лука не просто обычный странник,утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки.

Во всяком случае,именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке,который он произносит, подражая голосу своего оппонента(принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив,почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном.Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *