Что привело к эволюции ремесла и появлению дизайна

10 предметов, изменивших историю дизайна

Как связана форма бутылки соевого соуса Kikkoman со взрывом атомной бомбы в Хиросиме, откуда взялось название KitchenAid и какое отношение чемоданы Rimowa имеют к самолетам? Вместе с Британской высшей школой дизайна Arzamas рассказывает удивительные истории предметов, которые мы видим каждый день

Предметный, или промышленный, дизайн появился в Англии в XVIII веке. В эпоху первой промышленной революции стало понятно, что для выпуска массовой фабричной продукции требуются люди, обладающие несколько иными навыками, чем художники и ремесленники. Так появилась профессия дизайнера — человека, придумывающего и как будет выглядеть изделие, и как оно будет устроено с технической точки зрения. В течение XIX и XX веков предметный дизайн менялся и развивался, появлялось множество новых направлений — от чисто творческих до узкотехнических. Мы выбрали истории десяти разных предметов: они показывают, как предметный дизайн влияет на мир. из них вошли в историю благодаря невероятно удобной конструкции, удалось изменить быт, изменили культуру и мир.

1 Peugeot Model Z
(1874)

Едва ли не единственный предмет, дошедший до нас из XIX века практически без изменений. Первая кухонная механическая мельница для кофе была выпущена в 1840 году на одном из заводов французской промышленной династии, основанной в XVIII веке Жан-Пьером Пежо, человеком широких интересов и в числе прочего строителем мельниц. На протяжении истории Peugeot производила самые разные вещи: пружины, инструменты, текстиль, швейные машины, велоси­педы и, конечно, автомобили. На заводах исполь­зовали сталь (была даже своя запатентованная марка для изготов­ления пил) и дерево: из бука, который в изобилии рос в семейных угодьях, делали ручки инструментов.

В 1874 году появилась первая мельница для перца и соли. Она была сделана из стали и бука и называлась Model Z (сегодня она называется Bistro). В 1896 го­ду братья Эжен и Арман Пежо, не сойдясь во мнении о дальнейшем развитии компании, поделили ее: Арман и Société Anonyme des Automobiles Peugeot занялись автомоби­лями, а Эжен и Les Fils de Peugeot Frères — всем осталь­ным. Знаменитый лев остался на обоих логотипах. За почти 150 лет производ­ства Peugeot экспериментировала с материалом для корпуса, выпуская модели из фарфора, металла и пластика, но класси­ческая буковая мельница никогда не исчезала из линейки.

2 The Anglepoise Lamp Original 1227
(1935)

Хотя создатель Original 1227 решал чисто инженерную, а вовсе не дизай­нерскую задачу, этот предмет стал каноническим: его лампу можно увидеть не только в офисах и квартирах, но и на официальной заставке компании Pixar и британских почтовых марках. Конструкцию придумал инженер Джордж Карвардин, специалист по пружинно-рычажным механизмам из компании Horstmann Car. В 1929 году она обанкротились, и у Карвардина появилось свободное время. В своей домашней мастер­ской он стал разрабатывать механизм, конструкция которого напоминала руку. Карвардин пытался добиться того, чтобы она двигалась в разных направлениях и фиксировалась в любом положении без дополнительных механизмов.

3 KitchenAid Model K
(1937)

«Этот миксер — один из примеров того, как инновации в промыш­ленном производстве влияют на повседневную жизнь. Производители сделали первый бытовой миксер из самых качественных материалов и использовали в нем самые надежные механизмы. Не меньшее зна­че­ние имеет внешний вид, благодаря которому покупатели влюбляются в линейку продуктов KitchenAid».

Источник

Эволюция графического дизайна: от пещерной живописи до цифровой эпохи

Что привело к эволюции ремесла и появлению дизайна

В то время как дизайн UX/UI и продуктовый дизайн — относительно новые направления, история возникновения графического дизайна уходит в далекое прошлое. Графический дизайн появился задолго до термина «программное обеспечение» и таких инструментов, как Photoshop и Illustrator. Но что именно он представлял собой до изобретения компьютера?

Что такое графический дизайн

Начнем с определения графического дизайна. Это понятие имеет обширное значение и часто используется для классификации различных дизайнерских дисциплин — от цифрового до веб-дизайна. Однако традиционный графический дизайн относится к полиграфическому дизайну печатной продукции, такой как плакаты, обложки книг, макеты журналов, рекламные брошюры, дизайн упаковки, логотип и маркировку.

По сути, графические дизайнеры используют визуальный контент — фотографии или иллюстрации, а затем объединяют их с типографией для публикации своих разработок.

Но откуда изначально зародился графический дизайн и каким образом развивался с течением времени?

Предыстория графического дизайна

Прежде чем перейти к направлениям изобразительного искусства, которые оказали воздействие на внешний вид графического дизайна, рассмотрим самые ранние формы визуального и письменного языка и вспомним первые способы распространения информации при помощи печати.

Первые признаки визуальной коммуникации

Историки считают, что зарождение графического дизайна началось с пещерной живописи еще до нашей эры. Через эти наскальные рисунки люди передавали знания от одного поколения к другому.

Зарождение визуального языка

Язык и алфавит — следующая стадия эволюции графического дизайна. Считается, что шумеры изобрели письменность в период с 3300 до 3000 г. до нашей эры. Первоначальными формами письма считались пиктограммы. Пиктограммы — это символы, которые изображают объекты.

Изобретение книгопечатания

Очевидно, что графический дизайн не зародился бы без появления печати. Так в 6 веке в Китае применяли деревянные гравюры и рельефную печать для штамповки узоров на шелковой одежде, а затем и на бумаге. В 1040 году Би Шэн изобрел первую в мире технику печати подвижных литер.

В 1439 году Иоганн Гутенберг был первым европейцем, который использовал подвижные литеры. Он внедрил средства массовой коммуникации в западную культуру. В своих дизайнерских разработках Гутенберг заменил дерево металлом, а гравюры буквами. С появлением печатного станка Гутенберга литература и грамотность стали доступны широким массам. Людям больше не было необходимости ждать репродукции книг. Станок сформировал коммерческий подход использования дизайна, что, в свою очередь, привело к развитию рекламы и графического дизайна.

Как промышленная революция повлияла на развитие графического дизайна

Во время Промышленной революции (1760 — 1840 г.) появились новые технологии, которые способствовали повышению эффективности и работоспособности производственных процессов. Одним из таких новых видов печати стала литография.

Литография — это способ печати, который подразумевает нанесение рисунка на камень или металлическую поверхность, при этом краска переносится с плоской печатной формы на бумагу. Вскоре появилась хромолитография, которая подразумевала обычную литографию с применением цвета.

Первое агентство графического дизайна

В 1903 году художник Коломан Мозер, архитектор Йозеф Гофман и банкир Фриц Варндорфер основали первые Венские мастерские.

Появление Венских мастерских объединило архитекторов, художников и дизайнеров в области керамики, моды, мебели, ювелирных изделий и графики. Их принято считать основоположниками современного дизайна и таких стилей, как Баухаус и Арт-деко. Они внесли вклад в стандарты дизайнерской деятельности для следующих поколений.

Основные направления искусства, повлиявшие на формирование графического дизайна

Теперь вы имеете гораздо большее представление о том, как зародился графический дизайн на самых ранних стадиях визуальной и письменной коммуникации. Разберем некоторые важные художественные направления, которые привели к развитию графического дизайна.

Вы можете заметить, как эти течения в искусстве оказали воздействие на дальнейший ход событий и как некоторые из них сегодня возвращаются в моду. Необходимо обладать определенной базой знаний об истории дизайна, чтобы понять, откуда появились эти тенденции, и каким образом их можно применить в своих проектах.

Стиль Модерн

Направление Модерн («Новое искусство») стремительно развивалось в Западной Европе и США с 1880 г. до Первой Мировой Войны. Модерн — это преднамеренная попытка уйти от исторического стиля 19 века.

Основоположники Модерна стремились возродить хорошее мастерство, повысить статус ремесленной деятельности и разработать по-настоящему современный дизайн, который отражает удобство использования создаваемых предметов. Одной из отличительных характеристик этого стиля выступает применение естественной и асимметричной линейной техники вместо сплошных и однородных форм.

Баухаус

Баухаус — художественное направление в дизайне, которое зародилось в 1919 в Германии. Основанная Вальтером Гропиусом школа Баухаус положила начало новому образу мышления.

Через 6 месяцев после окончания Первой Мировой войны, школа побудила художников и дизайнеров применять свои таланты для восстановления разрушенного общества. Грамматика стиля Баухаус — треугольник, квадрат и круг. Школа Баухаус бросала вызов всему — от привычного художественного стиля до принятых методов обучения.

Они совместили искусство и ремесло, классический и авангардный стиль, форму и функциональность. Дизайн стиля Баухаус внедрил минимализм, геометрические формы и простое оформление. Стиль просуществовал всего 14 лет, но сегодня его воздействие проявляется практически во всех аспектах современной жизни.

Стиль Арт-деко

Направление Арт-деко зародилось во время праздника в Париже в 1925 году. Тот период, когда на свет появился роман «Великий Гэтсби», доступный автомобиль и первый фильм со звуком.

Стиль, элегантность и изысканность — основные составляющие направления Арт-деко. Арт-деко подразумевает простые формы, геометрический орнамент, а также продуманное использование дорогих материалов как натуральных, так и синтетических.

Архитектура, мебель, мода, скульптура — стиль Арт-деко охватывает весь декадентский дух 1930 года. Рокфеллеровский центр, Крайслер-билдинг и Эмпайр-Стейт-Билдинг — все эти проекты созданы в стиле Арт-деко.

Швейцарский дизайн (Международный типографический стиль)

Функциональность и универсальность — главные основополагающие Швейцарского дизайна. Швейцарский дизайн зародился в России, Нидерландах и Германии в 1920-х годах и развивался в Швейцарии вплоть до 1950-х годов. Дизайнеры создали сплоченное, единое модернистское движение, известное как Швейцарский дизайн или Международный типографический стиль.

Последовательные, модульные грид-системы обеспечивали тщательно организованную структуру для выравнивания разных элементов. Сегодня такая структура необходима для UI и графического дизайна. Реалистичная фотография пользовалась большей популярностью, чем экспрессивные иллюстрации, наряду с нейтральными шрифтами без засечек, как например шрифт Helvetica.

Швейцарский дизайн считается минималистичным по своей природе. Брендинг, UI-дизайн и комплектация — все это пережил минимализм. Apple и Google явные сторонники минимализма, так как предпочитают аккуратную и сдержанную эстетику, а не декоративные элементы и узоры. Использование гридов — важный вклад Швейцарского дизайна. Можете ли вы представить дизайн веб-сайта без них?

Стиль Поп-арт

Известный искусствовед Лоуренс Реджинальд Аллоуэй назвал стиль Поп-арт культурным американо-британским феноменом. Стиль Поп-арт приобрел популярность в конце 1950-х и 1960-х годов. Поп-арт возвышал популярную культуру и непримечательные объекты.

Движение Поп-арт зародилось как восстание против доминирующих подходов к искусству, культуре и традиционных представлений о том, каким должно быть искусство. Источники вдохновения варьировались от голливудских фильмов, рекламы, упаковки продуктов, поп-музыки и комиксов. Графическая печать сместила «высокое искусство».

Постмодернизм

Постмодернизм выступал против модернизма. Пока модернизм основывался на идеализме и разуме, постмодернизм исходил из скептицизма и подозрительности. Модернисты высоко ценили ясность и простоту. Постмодернисты охватывали сложные и часто противоречивые смысловые пласты.

Молодые дизайнеры этого движения опровергали концепцию «форма следует за функцией», связанную с модернизмом Швейцарского дизайна (или Международный типографический стиль). Деятельность дизайнеров была достаточно свободная — они позволяли себе нарушать правила дизайна с использованием коллажей и ярких цветов.

В конце 1970-х годов Эйприл Грейман прославилась своими постмодернистскими экспериментами над полиграфическими нововведениями и красочным стилем коллажей.

Цифровая эпоха

Появление цифровых устройств привело к новому революционному способу создания графического дизайна. В 1984 году компания Apple изобрела компьютер Macintosh. Персональный компьютер включал простой и удобный для использования интерфейс: на экране выводилась надпись «Привет».

Photoshop появился в 1990 году как программное обеспечение для редактирования графических элементов. Каждый мог использовать его для обработки фотографий и создания профессиональных дизайнерских проектов. Такие базовые программы, как Microsoft Paint, сделали графическое искусство доступным для широких масс.

Как направления в искусстве влияют на дизайнерские тренды

Лишь немногие направления в искусстве сохраняют свой успех по истечении времени. Вы замечали, как одно художественное движение влияет на создание последующего? Один дизайнерский стиль может пользоваться огромной популярностью на протяжении длительного периода времени, как например Швейцарский дизайн, но затем появляется что-то по типу Постмодернизма и полностью меняет представление об искусстве и дизайне с ног на голову.

Как и дизайнерские тенденции, некоторые из них будут популярны долгое время, пока что-то другое не заменит их. Помните градиенты и скосы, которые существовали в изначальном дизайне IOS-приложений, когда iPhone впервые появился на рынке? Со временем такой вид сменился на плоский дизайн.

Будущее визуального дизайна

По мере того как графический дизайн развивался со временем, к нему стали приписывать новые названия. Изобретение компьютера, Photoshop и интернета способствовало появлению множества учебных дисциплин о дизайне. Веб-дизайн, интерактивный дизайн, UX/UI-дизайн и продуктовый дизайн — это лишь примеры некоторых из них. Все эти профессиональные области появились от графического дизайна.

Теперь, когда вы знаете всю обширную историю создания графического дизайна — как вы сможете подготовиться к будущему проявлению визуального дизайна?

Продолжайте развиваться как многопрофильный дизайнер. Но помните, что дизайн будет меняться наряду с тенденциями, которые появляются и исчезают. Специализация приведет к успеху, но важно понимать всю суть визуального дизайна. Делайте то, что приносит вам удовольствие, продолжайте учиться новому и развивайтесь вместе с будущим дизайна.

Источник

Дизайн и его история. Основные понятия и определения дизайна

Дизайн и его история. Основные понятия и определения дизайна

Проблемные вопросы:

Дизайнер ищет оптимальную форму каждого элемента, учитывать, как она зависит от рабочей функции (назначения) изделия и связей с человеком.

Можно привести множество примеров, представляющих необходимость учитывать пропорции человека, размеры его руки (эргономические требования) в процессе проектирования кнопок, стульев, пультов управления, клавиш приборов, формы ручки у чашки и др.

Изобразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти составляющие комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма, движения и т.д. В дизайне имеет широкое применение и такие средства как пропорция золотого сечения. Гармония и контрастность как универсальные средства искусства являются системообразующими и в дизайне. Особенно важно для художественного проектирования учитывать зависимость формы объекта от используемых материалов, конструкций и технологии производства. В современном промышленном производстве используются материалы, которые можно объединить в следующие группы: древесина,металл, стекло, текстиль, пластические материалы и новейшие синтетические материалы.

В формировании мебели, в частности, в последнее время существенную роль сыграло применение новых материалов и конструкций. Столы и стулья,в которых металл используется в качестве основного материала для конструкций, отличаются менее свободной пространственной организацией, возможностью сложных преобразований и удобной компоновкой при складывании.

Сущность дизайна безгранична. Он открывает свободные возможности материализации эстетических идей, новые горизонты красоты и величия человека.

Дизайнер, как и каждый человек, имеющий навыки рисования, способен находить в природе идеи для своих замыслов. Профессионального дизайнера отличает развитое воображение, которое связывает мысль и фантазию, что даёт ему возможность дарить людям красивое и одновременно функциональное.

В сфере проектирования изобразительная грамотность имеет первостепенное значение. Здесь у дизайнера проявляется подлинная забота о человеке; он ориентируется на эстетическое освоение изделия. Дизайнер учитывает многие сущностные возможности как человека, так и проектируемого изделия. Преобладание технических ценностей в проектной сфере в результате ведёт к тому, что ущемляются и подавляются сущностные силы человека, не только снижается его трудовой потенциал, но и умаляется его достоинство.

В начале века в Германии был основан производственный союз «Verkbund», объединявший промышленников, архитекторов, художников и коммерсантов. К созданию этого союза привело то, что без увязки экономических и эстетических требований промышленного производства победить на международном рынке не возможно. Основатель архитектор Герман Мутезиус был до 1914 года президентом этого общества. Цели создания этого союза : реорганизация ремесленного производства на промышленной основе,создание идеальных образцов для промышленного производства и борьба с украшениями и орнаментацией.

Программа объявляла: объединение «желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Союз стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда». Он объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов на западном полушарии. Продукция была рассчитана в основном на экспорт, хозяев фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько завоевание мирового рынка. Создание же определённого лика фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и. т. д.) было только одним из многих средств для достижения цели.

Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым идеалам, и внедрении художественного творчества в производство был установлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомопроса, был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно- техни­ческие работники производства.

Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высший художественно-технические мастерские. Это должен быть специальный вуз, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Создался «ВХУТЕМАС» первоначально в резуль­тате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году «ВХУТЕМАС» был преоб­разован в институт «ВХУТЕИН», который просуществовал до 1930гога. При этих институтах работали научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного обоснованного преподавания и исследования природных художествен­ных дисциплин.

Многие архитекторы считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на её развалинах построить новую, кол­лективистскую культуру коммуны.

В конце тридцатых годов дизайн стал проникать и в область культурно-бытовых изделий: художники участвовали в проектировании советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели.

Дальнейшему продвижению этих интересных работ помешало начало Великой Отечественной Войны. Параллельно созданию удачных новинок в серийной массовой промышленности, нащупывались и пути новой дисциплины эргономики. Велись разработки и в области дизайнерского проектирования в судостроении и автомобильном кузовостроении.

Первые дизайнеры в России появились из среды архитекторов, художников-декораторов, графиков и инженеров.

В связи с индустриализацией мира, расширением информационного поля культуры изменяется не только предметно-пространственная среда человеческого окружения, но и ценностные и эстетические параметры ее функционирования. Обострились проблемы, отражающиеся на среде обитания человека, связанные с нарастанием экологического кризиса, увеличением техногенных катастроф, и уменьшения естественного ландшафта, способствующего стабилизации поведенческих реакций человека, его психологического комфорта и т.д. Но, между тем, открылись новые возможности в совершенствовании информации и набирающей темпы межкультурной интеграции, позволяющих расширить возможности трансформации жизненного пространства, нахождения более адекватных способов приспособления человека в неблагоприятных условиях. Отсюда особое внимание современный человек обращает на ту форму обустройства своей жизнедеятельности, которая получила название «дизайн», он является, по сути дела, тем пространством, в котором человек может реализовать свою потребность в гармонизации среды своего обитания на локально-замкнутых территориях, в экологически загрязненных районах. В этой связи возникла необходимость изучать дизайн как сложное сочетание процесса и результата одновременно.

В последние годы вопрос о сущности дизайна и его роли в современной культуре все больше занимает не только дизайнеров-практиков, но и отечественных социологов, культурологов и т. д. Дизайн, выступая выражением проектной культуры общества, акцентирует процесс изменения эстетических критерий и совершенствования промышленной формы.

Функции, структура, место, роль дизайна, а также его эволюция, недостаточно изучены в философской и культурологической литературе, в которой обращение к этим темам носит лишь частичный характер. На сегодняшний день отсутствует даже общепринятое определения явления «дизайн». А, между тем, этот феномен вызывает повышенный практический и теоретический интерес в нашем обществе.

Поскольку теоретическое осознание феномена «дизайн» обществом начато недавно, а существующие теории дизайна еще не систематизированы, возникают трудности создания общей теории дизайна, обращение к проблеме места и роли дизайна в культуре актуально и имеет теоретико-методологическое значение.

Кроме того, необходимость анализа феномена мирового дизайна в культурологии вызвана важностью осмысления переломного момента в практике российского дизайна, связанного с выходом отечественного дизайна в сферу рыночной экономики.

Специфика формирования российского дизайна в определенной степени зависела от идеологии, что обусловило высокую роль дизайнерских разработок в деле агитационно-массовой работы. Культурными предпосылками российского дизайна стали: промышленная революция XIX века, создавшая массовое производство; процесс популяризации технических достижений (Всероссийские промышленные выставки); идеология Пролетарского культа и концепция «производственного искусства». К эстетическим особенностям российского дизайна относятся: особенности стилистики русского авангарда; создание концепций проектной культуры представителями конструктивизма; влияние культуры Серебряного века на эстетические работы художников левого направления. Поэтомупромышленного искусства Запада, особенностью российского проектирования стало формирование идеологически ориентированного дизайна.

— внешний облик изделий.

— вещь целиком, включая все функции; процесс ее проектирования; организационная деятельность.

— сфера деятельности, включающая теорию, практику, продукты и службу,особый способ мышления.

— мировоззрение и функциональность

Понятие «дизайн» как вид деятельности стало популярным в конце XIX века. Слово «дизайн» появилось впервые в Европе и в переводе с итальянского значит рожденная у художника и внушенная Богом идея концепция создания произведения искусства. В Оксфордском словаре можно найти свою интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». Заметим, что эволюция содержания понятия «дизайн» со всей очевидностью демонстрирует качественно новые смысловые и методологические определения, с различными задачами.

В русском языке слово «дизайн» употребляется для обозначения весьма широкого круга явлений. Оно включает в себя проектирование изделий и предметных комплексов. При этом имеются в виду различные по функциональному признаку изделий, они могут быть и практические и художественные.

История элементов такого дизайна, по его мнению, начинается в первобытности, а поле деятельности распространения почти бесконечна. Также нужно сказать, что, по его мнению, дизайном определяется уровень не только промышленного проектирования, но и национальной самобытности. Необходимо отметить, что, несмотря на всевозможные суждения о дизайне, этот вид деятельности постоянно развивался, одновременно меняя свои цели и задачи. Также важен и тот факт, что вопрос о отношения дизайна с искусством, или его противопоставление искусству был всегда, поскольку возникновение современного понятия «дизайн» исторически связано с развитием машинного производства, а конструирование представляет собой украшение вещей. Проанализировав мнения идеологов производственного искусства, можно заметить, что они перекликались с идеями Платона.

В этой связи возникла проблема стирания грани между искусством и инженерным конструированием. Желание заменить понятие композиции конструкцией, навеяно влиянием техники. Феномен техники в его современном значении появился в прошлом веке, а философское значение он приобрел только в конце этого столетия. В ходе промышленной революции произошла замена ручного труда механическим, с последующим формированием индустриального дизайна. Промышленная революция оказала огромное воздействие на удовлетворение спроса на товары. В 1960-е годы, одновременно с усилением ретроспективных тенденций, возникли новые концепции в дизайне, которые сформировались к 1970-м г системный подход к художественной культуре и проектной деятельности. Несколько позднее, в 1984 году появились и системные определения дизайна, что подтверждает его неоднозначность.

Исследование сущности явления, начиная с двадцатых годов, в России определялось термином «промышленное искусство», «художественное проектирование», «художественное конструирование», а в настоящее время его принято называть «дизайн», не утратило своей актуальности и в наши дни. Научные дискуссии в нашей стране и за рубежом позволяют обобщить знания о природе дизайна, направить движение исследований от прикладного к философскому.

Знание и умение правильно разместить и осветить под выгодным углом тот или другой объект давало право дизайнерам, (а именно так впоследствии стали квалифицировать инженеров-конструкторов и вместе с ними, действующих художников-конструкторов), а не архитекторам из городских организаций, претворять в жизнь свои мысли, оформлять и изменять облик предприятия. Так, в детских садах и школах, благодаря своим специалистам, предприятиям удавалось организовывать игровые пространства и оформлять интерьеры и экстерьеры.

При анализе понятия «дизайн» в англоязычных странах, т. е, его история берет начало с появления машинного производства. Англоязычные значения, тонко отображающие социальную направленность дизайна с его традициями и пониманием проблем социума, весьма соответствуют всем разновидностям проектной деятельности.

Создание нашего государства оставило нам богатое творческое наследие. Созданные в давние годы эстетические ценности, при всей их спорности, останутся в истории нашей социальной куль­туры. Но для процветания нашей страны необходимо развивать социально-культурную сферу. В этой связи отечественный дизайн имеет наиболее важное значение.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал «беспроволочный телеграф» — радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию — кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-худо-жественной деятельности и стала формироваться новая профессия — дизайнер.

Дизайн как профессия. Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы «Форд моторе». Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну.

Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна — Баухауз — в Германии и ВХУТЕМАС — в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная «индустрия дизайна».

Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление «Функционализм» стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его.

По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля «модерн», Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош — шотландский архитектор, лидер стиля «Ар нуво», дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи — один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти — итальянский архитектор — основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто — основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники — К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисиц-кий и др., ставшие у истоков советского дизайна.

Истоки зарождения дизайна.

Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования, науки. Причины появления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в середине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой опредмечивания процессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных «вечных» принципов формообразования.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании — изготовлении сотен и тысяч похожих друг на друга как две капли воды изделий.

Промышленные выставки XIX в.

В 1851 году в Гайд-парке Лондона состоялась Первая всемирная промышленная выставка, именуемая «великой», в которой приняли участие 32 страны. За время работы выставки, с мая по октябрь месяцы, ее посетили свыше 6 млн. человек. Специально для выставки было сооружено грандиозное архитектурное сооружение из стекла и металла «Хрустальный дворец». Павильон размерами 564×125 м был собран из унифицированных элементов за рекордный для того времени срок — 6 месяцев. Хрустальный дворец, как отмечает известный теоретик архитектуры З.Гидион, явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. По признанию современников, Хрустальный дворец — это революция в архитектуре, которая положила начало развитию нового стиля.

После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке, Вене, Сиднее. С 1855 г крупнейшим выставочным центром становится Париж. Здесь на Марсовом поле возводится «Дворец промышленности» с «Галереей машин», грандиозные по тем временам сооружения. Кульминационной стала выставка 1989 года, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружается знаменитая башня инженера Густава Эйфеля. Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры.

Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия подобно произведениям искусства впервые были представлены на всеобщее обозрение как экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вследствие инерции мышления самих художников, первые промышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором.

Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной. Обсуждение этих проблем имело большой общественный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. Началось исследование принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленного производства.

Формирование эстетических теорий материальной культуры на рубеже Х1Х-ХХ веков происходит в период зарождения нового вида художественной деятельности — дизайна и сопровождается повышением интереса в определенных художественных кругах к общей теории художественных форм. В это время возникает большое количество специальных журналов, которые выступили с общей платформой объединения усилий для комплексного исследования различных видов искусства, включая и художественную деятельность по преобразованию материальной среды: «Pan»(1895), «Dekorative Kunst» (1897), «Deutsche Kunst und Decoration» (1897), «Kunst und Handwerk» (1898), «Innendekoration» (1890).

Уильям Моррис и движение «За связь искусств и ремесел». История дизайна начинает свой отсчет, по мнению многих исследователей, с конца XIX века с теорий английских искусствоведов и художников, поставивших проблему связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. И стоит у истоков европейской теории дизайна английское движение «За связь искусств и ремесел». Его лидер Уильям Моррис (1834-1896), совместивший в одном лице художника-практика, общественного деятеля и организатора производства. Теоретики дизайна и в его время, и значительно позднее обращались к Моррису как к непререкаемому авторитету.

У.Моррис предложил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высоко-развитой техники с ручным, ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом У.Моррис определяет художественные ремесла как первооснову, из которых вышли и развились все остальные виды пластических искусств. Он рассматривает средневековье, когда художественное творчество было доступно большому числу людей, поскольку они жили почти натуральным хозяйством и должны были сами создавать предметы обихода и здания, а также специально обращается к вещам, которые создаются обыкновенными рабочими непосредственно в процессе обычного труда. Все это было непривычно для его современников.

Своеобразным манифестом нового творческого течения, которое ставило перед собой цель повлиять на существующие стили и вкусы общества, стал построенный У.Моррисом дом «Ред-хауз» (дом из красного неоштукатуренного кирпича, отсюда и название «красный дом») Это был программный проект дома художника для самого себя и единомышленников. Его строили как «самое красивое место в Англии». Ред-хауз был принципиально новый для того времени тип дома — с легкими и светлыми интерьерами и выгородками, с цветочными обоями, новыми светильниками и мебелью, вместо замкнутых и глухих интерьеров, отделанных резными дубовыми панелями и красным деревом, заставленных мебелью и малоосвещенных. В «Ред хаузе» У.Моррис стремился привести в соответствие с архитектурой все убранство дома. Поэтому он взялся самостоятельно с друзьями за изготовление и мебели. При этом, учитывая, что эта мебель для обычного частного дома, они делали мебель так, как будто она уже выпускается массовым тиражом. Петер Беренс и немецкий функционализм начала XX в.

Зарождение и развитие функционализма в Германии связано с влиянием технического прогресса на окружающую среду, с развитием крупных промышленных концернов и усилением роли их руководителей в государственной политике, переосмыслением значения искусства в XX веке. С образованием в Германии в начале XX в. крупных монополий при участии предпринимателей, банков и правительственных кругов начал быстро складываться союз художников и промышленников.

В целях повышения качества промышленной продукции в 1907 году при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов.

Уже через три года после своего основания Германский Веркбунд с успехом выступил в ряде международных выставок, показывая экспонаты, формы которых уже были сознательно построены с учетом логики современного промышленного производства. В центре внимания ежегодных конгрессов Веркбунда были дискуссии об эстетической сущности форм технических изделий и влиянии стандартизации на развитие искусства.

Один из создателей Германского Веркбунда — известный немецкий архитектор Герман Мутезиус (1861-1927) отмечал, что художники из мастеров декоративного орнамента превратились в творцов тектонических форм и перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного производства. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повышение качества машинных изделий, приближая к искусству фабричное производство, а с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художественных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответствии с уровнем современной ему техники. При этом Г.Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерьеров.

Другим создателем Германского Веркбунда, был Анри Ван де Вельде (1863-1957). Бельгиец по происхождению, проживший более 10 лет в Германии он внес значительный вклад в ее художественную культуру.

Ван де Вельде был не только блестящим художником и архитектором, но и широко известным теоретиком и педагогом в области предметного творчества. В 1908 году в Ваймаре Weimar, Германия) он организует высшее техническое училище прикладных искусств, где осуществлял свои идеи о подчинении художника «железной дисциплине целесообразной формы». Основными предметами в этом училище были техническое рисование, учение о цвете, учение об орнаменте и теоретический курс рациональной эстетики, который вел сам Ван де Вельде.

Особое место в развитии теории предметного творчества в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс (1869-1940).

Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед проектировщиком в индустриальном обществе. Беренс отмечал, что техника имеет не меньше возможностей определять современный стиль, чем имели раньше волюнтаристские установки правящих классов. Будучи художественным директором крупнейшего в Европе электротехнического концерна АЭГ, он активно занимается проектной деятельностью, начиная от предметов электрического оборудования, фирменных упаковок, каталогов и плакатов и кончая зданиями фабрик и мастерских. В качестве идеала промышленных изделий и сооружений он выдвинул простоту и функциональность их внешнего облика. Решая задачу создания яркого запоминающегося лица фирмы, П.Беренс создает единый стиль в формообразовании выпускаемой АЭГ продукции, первоэлементом которого стал сердечник электромотора, от него вырастала вся «кристаллическая решетка» формообразования.

По сути это была одна из первых программ «фирменного стиля», получивших в последствии широкое распространение, и являющихся сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности. Выдвинутые П.Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов — учеников П.Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье.

Чикагская архитектурная школа. На рубеже Х1Х-ХХ вв. заметным явлением стала промышленная архитектура США: экзотичные для Европы высотные и конторские дома и отдельные, односемейные коттеджи, оснащенные новейшими средствами жизнеобеспечения. Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х годов и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939-1940). Тем не менее, ранний американский функционализм привлекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех».

Особый интерес представляет «Чикагская школа архитектуры». В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством. Наиболее известным представителем Чикагской школы является архитектор и публицист Луис Салливен (1846-1924). Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей.

Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей… Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма».

Общепризнанный патриарх американской архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, ученик Л.Салливена, именуя конец XIX века веком стали и пара, с помощью которых пишется подлинная летопись новой культуры, призывал изучать работу машины, ее логику, ее формы, ее влияние на людей, не допускать того, чтобы с помощью машины индустриальным путем тиражировалась пошлость и эклектика. Отвергая ручное производство как слишком дорогостоящее, Райт утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов.

Сам Райт в своей работе много внимания уделял проектированию элементов предметной среды. Его ранняя мебель для «домов прерий» рубежа Х1Х-ХХ вв., отличающаяся изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией без каких-либо декоративных украшений, занимает почетное место в истории мирового дизайна. Выпущенная спустя сто лет вновь серийно в середине 80-х годов, она оказалась совершенно современной.

Хотя в Великобритании и Германии существовали богатые традиции теории дизайна, промышленный дизайн, как самостоятельная профессия, по мнению ряда ученых, впервые появился в Америке, где формирование общества массового потребления началось раньше, чем в Европе. Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы в 20-е годы стали доступными большинству американцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни. В Европе Америка воспринималась кузницей нового стиля «машинного века».

Архитектурно-художественное творчество в послереволюционной России.

Ветер перемени в России, принесенный Октябрьской революцией, коснулся и искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекватных замен, отвечающих новым революционным идеалам. Поиски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений: футуризм в поэзии и литературе, кубизм, суприматизм — в живописи, конструктивизм — в архитектуре.

Если в Западной Европе формирование дизайна в начале нашего века стимулировалось, прежде всего, стремлением промышленных фирм повысить конкуретоспособность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн беретсвои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).

Производственное искусство.

Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение «Производственное искусство», уходящее корнями в футуризм н.ХХ в., проявляющееся в интеграции искусства и техники. Его сторонники отрицали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как «новую форму практической деятельности». Движение это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в процессе формально-эстетических экспериментов «выходили» в предметный мир, а с другой — на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому производственное искусство носило ярко выраженный социально-художественный характер. Производственники (художники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали социальный заказ промышленности.

Один из теоретиков Производственного искусства Б.Арватов называл искусство «высшей квалификацией мастерства». Социально-техническая (универсальная) целесообразность — единственный закон и единственный критерий художественной деятельности. Последнюю он обычно отождествлял с формообразующей деятельностью. Отсюда — чем квалифицированнее, т.е. чем лучше в смысле формообразования, сделана вещь, тем она художественнее. Другой теоретик производственного искусства Б.Кушнер, анализируя инженерную деятельность, приходит к выводу, что художник должен войти в производство, заменив в нем инженера, став «художниками-инженерами».

Фактически это стало первым теоретическим обоснованием зарождающейся, принципиально новой проектной культуры, в которой «искусство слито с инженерией в новом неведомом синтезе, построенном на базе новейших достижений науки и техники, обладающим к тому же огромным художественным, социально-воспитательным потенциалом, что делает это новое явление могучим средством построения более высокой интегральной культуры», получившей позднее название «дизайн». С Производственным искусством связаны такие имена художников-авангардистов, как А.Родченко, Эль-Лисицкого, В.Татлина.

Оформление революционных праздников.

В первые годы советской власти основными сферами массового внедрения зарождавшегося дизайна были: праздничное оформление, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр и т.д. И хотя реальный социальный заказ носил тогда ярко выраженный агитационно-идеологический характер, художники уже и на этом этапе наряду с освоением новых художественно-оформительских приемов, уделяли внимание и художественно-конструкторским проблемам, используя для этого все возможности (трибуны, агитационные установки, киоски, театральные установки и пр.).

Анализ эскизов и осуществленных работ показывает, что уже в первых опытах художественного оформления городской среды проявились те черты., которые близки приемам суперграфики. Художники стремились создать новый облик городской среды, противопоставленный существующему архитектурному облику. Это была тогда сознательная творческая установка — отделить новое, революционное оформление от старой, «буржуазной» застройки города. Отношение к архитектуре было как бы вывернуто наизнанку: от художника требовалось не органически включиться в архитектурную композицию, а противопоставить ей иную художественную логику, наложить на архитектурную структуру новую художественно-оформительскую структуру, максимально подчеркивая их художественный конфликт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *